Как влияет компьютер на физическое и моральное здоровье ребенка. Влияние компьютера и интернета на психику ребенка

Огромное значение в жизни современного человека занимает компьютер, без него в наше время никуда, он нужен для общения, работы, обучения. Многие дети, смотря на своих родителей, с самого раннего возраста живо интересуются компьютером, как новым очень увлекательным для них предметом. Исходя из того, дети имеют быстрые темпы развития и очень хорошую память, осваивают компьютер лучше некоторых взрослых людей.

Какое влияние оказывает компьютер на детей

Многие родители расходятся во мнениях относительно влияния компьютера на детей, одни считают, что он оказывает вредное воздействие на ребенка и стараются свести до минимума его общение с компьютером, другие, напротив, считают, что компьютер имеет огромное положительное влияние, помогает развитию и ребенок постоянно находится у них на виду.

Плюсы и минусы общения ребенка с компьютером.

Компьютер оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, действуя через различные обучающие программы и компьютерные игры. Детские фантазии на экране монитора оживают, с каждым разом становятся сложнее, что помогает развить такую функцию мышления как обобщение и классификация образов.
В компьютерных играх дети рано начинают понимать, что образы в них не реальные предметы, а только их образные значения, поэтому у детей с очень раннего возраста развивается знаковая функция сознания, правильное восприятие того, что помимо настоящей действительности существуют еще и другие ее уровни, такие как схемы, картинки и внутренний мир, который наиболее реален и идеален. Это дает возможность ребенку мыслить не опираясь на внешние предметы, что является очень важным в процессе обучения. Многие специалисты считают, что общение ребенка с компьютером помогает развитию памяти, концентрации внимания. Дети с легкостью могут запоминать только яркие, значимые для них образы, а компьютер способен их воспроизвести. Так же приобщение ребенка к компьютеру положительно сказывается на совместное развитие зрительной и моторной координации.
Родители знают, что посадить ребенка за занятия бывает очень проблематично, а на компьютере он занимается с удовольствием, потому что этот предмет сам по себе интересен для ребенка, таким образом у ребенка формируется мотивация к познанию, так как выполнение заданий на компьютере вызывают у него положительные эмоции.

Беспокойство родителей нельзя считать необоснованным, так как компьютер из хорошего «друга» ребенка может превратиться в его «врага». А замечательные игры, помогающие развитию и обучению, могут стать причиной разрушения нормальной психики ребенка.

Влияние компьютера на здоровье ребенка

При длительном нахождении за экраном компьютера портится зрение ребенка, глаза испытывают постоянное напряжение, что приводит к их утомляемости, а в конечном итоге к близорукости. Постоянное сидячее положение ребенка при нахождении за компьютером может стать причиной искривления позвоночника, может повлечь за собой нарушение кровообращения, поэтому очень важно, правильно объяснить ребенку, что долгое провождение времени за компьютером может навредить его здоровью.

Огромное влияние на психологическое состояние детей оказывают «неправильные» компьютерные игры. Во многих из них присутствует жестокость, безнаказанность и ребенок может уйти с головой в другую реальность, что в последствие может отрицательно сказаться на возможности взаимодействия в реальной жизни. Чаще всего причинами поиска другой реальности, которой успешно становится виртуальная, является то, что ребенка не устраивает его настоящая жизнь, это может быть вызвано недостатком родительского внимания, слишком большим количеством свободного времени ребенка, не налаженные отношения с другими детьми.

К сожалению, сейчас часто встречаются дети, перешедшие грани разумного в общения с компьютером, при всех моментах положительного влияния компьютера на наших детей, следует знать, что он не заменяет живого общения. Следует выбирать положительные компьютерные игры, без жестокости и насилия, ограничить доступ ребенка к ненужным сайтам в интернете. Для исключения компьютерной зависимости и увлечения виртуальным миром, стоит увлечь ребенка каким-нибудь интересным для него занятием. Прогулки на свежем воздухе и игры во дворе со сверстниками никто не отменял.

Детям 3-4 лет можно находиться за компьютером 20-30 минут в день, в 5-6 лет 30-40 минут, 7-8 лет 40-50 минут.

Главное осознавать, что все хорошо разумных количествах и тогда вы сможете определить правильное место компьютера в жизни малыша, получить от компьютера максимальную пользу для ребенка и снизить возможность негативных последствий.


Взрослые должны обращать внимание на психологические особен­ности ребенка. Социально дезадаптированные дети имеют повышен­ную вероятную склонность к приобретению интернет-зависимости. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться анонимным, не бояться осуждения (если что-то сделал неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широ­кий выбор возможностей к общению, чем реальный мир. В Интернете ребенку гораздо легче выстроить свой виртуальный мир, пребывание в котором будет для него комфортным. Поэтому, если у ребенка что-то не получается в реальном мире, он будет стремиться к пре­быванию там, где ему комфортно. С другой стороны, Интернет может помочь застенчивому ребенку стать более общительным, найти ту среду общения, которая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку. Если ребенок замкнут, застенчив или склонен к унынию, взрослым необходимо внимательно следить за его отношением к Интернету, с тем чтобы предотвратить его превращение из средства раскрытия личности ребенка в плохо контролируемую страсть.

Необходимо следить за симптомами проявления интернет-зависи­мости. Иногда дети до такой степени предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, про­водя в виртуальной реальности большую часть своего времени. Интернет-зависимый ребенок чаще всего тих и замкнут, он ждет не дождется, когда можно будет подключиться к Интернету, ему тяжело выйти из него, он впадает в депрессию или становится раздражитель­ным, если на несколько дней его отлучили от Интернета. Не подвер­женный влиянию Интернета ребенок легко может переключиться на другой канал общения, выйти из Интернета, когда в этом возникает необходимость, он всегда четко различает, где он сейчас общает­ся-в Сети или нет.

Важно выяснить, оказывает ли времяпровождение в Сети влияние на школьные успехи ребенка, его здоровье и отношения с семьей и дру­зьями; сколько времени ребенок проводит в Интернете.

Если у ребенка проявляются серьезные признаки интернет-зависи­мости, следует проконсультироваться с педагогом или психологом. Чрезмерное использование Интернета может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка. Когда эти проблемы будут решены, зависимость от Интернета может пройти сама собой.

Для большинства детей Интернет является важной частью их обще­ственной жизни. Родители могут установить внутрисемейные правила использования Интернета, включив следующие ограничения: количест­во времени, которое ежедневно проводит в Интернете ребенок; запрет на Сеть до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых».

Следует помогайте ребенку участвовать в общении вне Интернета. Если ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровес­никами, можно рассмотреть возможность специального тренинга; поощрять участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединя­ют детей с одинаковыми интересами, например судомодельный или литературный кружок.

Важнейшая цель родителей - развитие у детей самоконтроля, дис­циплины и ответственности.

Обеспечение безопасности детей при пользовании Интернетом

Дети дошкольного возраста должны выходить в Интернет только под присмотром родителей (или других взрослых, например, старших братьев и сестер). Следует ограничивать время пребывания детей в Интернете, как и время работы за компьютером, в соответствии с рекомендациями врачей и психологов для соответствующего возрас­та. Взрослые могут посадить ребенка к себе на колени во время просмот­ра семейных фотографий, использования веб-камеры для общения с родственниками или посещения детских сайтов.

Можно добавить сайты, которые родители часто посещают с ребен­ком, в список «Избранное», чтобы создать для него личную интернет- среду.

Следует рассказать ребенку о конфиденциальности; научить его никог­да не выдавать в Интернете информацию о себе и своей семье. Если на каком-то сайте требуется, чтобы ребенок ввел имя, нужно помочь ему при­думать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации.

Важно приучить ребенка сообщать взрослым, если что-либо или кто- либо в Сети тревожит или угрожает ему; напомнать, что он в безопаснос­ти, если рассказал взрослым.

Важно помнить, что взрослые играют ключевую роль в формирова­нии у дошкольников культуры безопасной работы в Интернете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние компьютера на дошкольника.

Психические расстройства

Информационные технологии, как показывают исследования, оказывают колоссальное воздействие на психику человека, приводящее к физическим и психическим расстройствам, - это воздействие интерактивной деятельности на психику; негативное содержание, потенциальное исключение родителей, традиционных хранителей общества, из общения с развивающимся ребенком.

Информационные технологии позволяют ребенку формировать собственный контент, который поступает непосредственно ему, минуя родительский досмотр.

Степень, в которой дети в возрасте до 10 лет в состоянии понять реальность телевизионных программ или компьютерных игр, зависит от их жизненного опыта и знания медийных технологий.

Демонстрация насилия может вызвать у детей желание подражать тому, что они видят. Телевизионные новости, демонстрирующие терроризм, насилие, преступность и стихийные бедствия, могут травмировать детей, вызвать кошмары. Проведенное в США исследование показало, что 37 % родителей детей дошкольного возраста сообщили, что их ребенок был напуган или расстроен телевизионными новостями.

Телевизионные программы, сайты и пр., содержащие элементы насилия, отрицательно влияют на детскую психику, поэтому США классифицировали СМИ, несущие подобного рода информацию, как потенциально опасные для здоровья населения .

Маленькие дети, которые видят насилие на телеэкране и в компьютерных играх, находятся в состоянии общей тревоги, стресса, повышенной интенсивности дыхания и частоты сердечных сокращений; имеют высокий уровень адреналина, так как они не всегда понимают, что все, что они видят, не реально.

Хронический стресс приводит к ослаблению иммунной системы и целому ряду серьезных заболеваний и расстройств. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие, столь необходимое для последующего чтения и письма.

По данным доктора А. Сигмана, к возрасту 6 лет средний британский ребенок провел один полный год перед экраном (в основном, телевизора).

Это время могло бы быть потрачено на другие виды деятельности, более полезные и необходимые для его развития и благополучия.

Задержка умственного развития

Анализ воздействия технологий на развитие ребенка показывает, что, в то время как его вестибулярный, проприоцептивный, тактильный и опорный аппараты нуждаются в стимулировании, зрительные, слуховые и сенсорные системы находятся в состоянии «перегрузки».

Большая скорость, интенсивность, частота и длительности зрительной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушают его способность воображать, сосредоточивать внимание и концентрироваться на учебных задачах. Подобный сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем неврологическом развитии, включая анатомию мозга, биохимические процессы, работу всех внутренних органов. Процессы овладения умениями, знаниями становятся неизменно замедленными .

Речевое развитие является одной из ключевых задач развития в раннем детстве. Недавние исследования американских ученых показали, что на языковом развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет отрицательно сказывается работающий телевизор, а вокальные взаимодействия родитель -ребенок при этом значительно снизились. Исследование выявило взаимосвязь между отвлекающими эффектами фона работающего телевизора на попытки ребенка играть в игрушки и взаимодействовать с семьей. Была выявлена связь между просмотром телевидения и нерегулярным графиком сна у младенцев и детей в возрасте до 3 лет.

Медиатехнологии (ТВ, видео, игры, Интернет, музыка, мобильные телефоны и др.) привели к существенному изменению образа детства в нашем обществе. Хотя никто не может отрицать преимущества передовых технологий в современном мире, подключение к ним, возможно, «происходит за счет отключения следующего поколения от общечеловеческих ценностей».

«Родители четко осознают, что телевизор, который смотрят их дети оказывает прямое влияние на их поведение. Некоторые из средств массовой информации, используемых сегодня малышами, такие как компьютеры, Интернет или новое поколение видеоигр, являются совершенно новыми и явились предметами ограниченного количества исследований. Другие, такие как телевидение, традиционно не были ориентированы на таких молодых зрителей. То, что средства массовой информации в настоящее время широко используются маленькими детьми, ставит перед учеными и обществом ряд важных вопросов по поводу их воздействия на физическое, познавательное, социальное и эмоциональное развитие детей.

Дети в возрасте до 6 лет тратят в среднем 2 часа в день на экранные СМИ, в основном на телевидение и видео. Просмотр телевизора начинается в очень раннем возрасте. Высока доля маленьких детей, которые использовали новые цифровые технологии, в том числе 50 % от 4 до 6 лет играли в видеоигры; 70% детей использовали компьютеры .

В мире сложилось несколько практик противостояния разрушающему действию ИКТ, для реализации которых задействуются различные механизмы. Некоторые применимы в нашей стране, некоторые - нет.

К этому же механизму относятся индивидуальные протесты, письма и пр. Очень часто индивидуальное противостояние переходит во вторую практику -образование ассоциаций.

  1. Выработка рекомендаций и их продвижение в жизнь различными ассоциациями. Очень много сделали в этом направлении педиатрические ассоциации, общества психологов, объединения родителей Австралии, Канады, США и Франции. Ассоциации могут объединять родителей, профессионалов разных отраслей, главным образом - медицинских, представителей медиасферы.

По словам представителей Родительского телевизионного совета (РТС), один из часто задаваемых вопросов на веб-странице РТС является: «Могут ли мои письма и телефонные звонки в корпорацию изменить ситуацию?» Вот их ответ: «Да, РТС был свидетелем случаев, когда корпорации прекращали рекламу и производили изменения в первую очередь из-за телефонных звонков и писем наших членов. Продолжайте!

Корпорации должны вас слушать, так как зависят от рекламы, а вы - потребитель рекламы» .

Другой пример-деятельность американских педиатров. В 1990- 1999 гг. Американская академия педиатрии (ААР) опубликовала пять хорошо проработанных политических заявлений, относящихся к средствам массовой информации: «Медиаобразование» (1999); «Влияние рок-музыки и текстов песен» (1996); «Медиа-насилие» (1995); «Сексуальность, контрацепции и СМИ» (1995); «Дети, подростки и реклама» (1995); «Дети, подростки и телевидение» (1995). В этих исследованиях предложен четкий план действий, разъяснения, что должны делать родители и врачи, чтобы предотвратить негативное влияние на детей.

Представители медиасферы также объединены в различные организации. Например, канадская некоммерческая организация «.Детские рекламодатели обеспокоены » (Канада), созданная в 1990 году, объединяет владельцев брендов Coca-Cola, McDonald"s, Kellogg"s, Nestle и др. Уже более 15 лет организация представляет образовательные телепрограммы для детей на различные актуальные темы: употребление наркотиков, выработка чувства собственного достоинства, борьба с издевательствами до медиаграмотности. Организация создает передачу «ТУ и Я», предназначенную для использования в школах. Основная задача организации сформулирована так: «Мы должны воспитывать детей так, чтобы они имели навыки критического мышления и были в состоянии интерпретировать и понимать СМИ, воздействию которых они подвергаются прямо или косвенно... Мы также считаем, что наша обязанность-обеспечить детям грамотность и способность критически размышлять о том, что они видят и слышат» .

По инициативе одного из крупнейших кабельных каналов было проведено длительное Национальное исследование телевидения насилия. В этом труде был разработан термин телевизионного насилия, которое определяется «как любое открытое изображение реальной угрозы применения физической силы или фактического использования такой силы, предназначенные для физического вреда одушевленному существу или группе существ. Насилие также включает некоторые изображения физически вредных последствий «против» одушевленного существа или группы существ, которые возникают в результате невидимых насильственных действий. Таким образом, есть три основных типа насильственных изображений: реальные угрозы, поведенческие акты и вредные последствия этого». Предпринятое исследование легло в основу многочисленных политических решений как федеральной власти, так и властей штатов.

  1. Создание общественных фондов, финансирующих исследования, формирующих общественное мнение, выкупающих рекламное время.

В качестве примера можно привети австралийский исследовательский Альянс для детей и молодежи (ARACY), являющийся национальной некоммерческой организацией, основной своей целью заявляющей создание лучшего будущего для всех детей Австралии.

Национальная ассоциация спорта и физического воспитания (NASPE) входит в Американский альянс по вопросам здравоохранения, физической культуры, отдыха и танцев (AAHPERD). Эта некоммерческая организация объединяет более 25 ООО профессионалов, специализирующихся в сфере физической культуры. NASPE является единственной национальной ассоциацией, посвященной укреплению базовых знаний о спорте и физической культуры среди профессионалов и широкой общественности.

  1. Медиаобразование.

Новое направление, продвигаемое общественными медицинскими организациями и представителями медиасферы, предполагает проведение лекций, посвященных телевидению и рекламы (как работает телевидение, по каким законам строится кадр, как композиция кадра влияет на раскрытие сюжета и многое другое). Основная цель -помочь детям понять законы телевидения.

На сегодняшний день международным гражданским сообществом выработан целый ряд мер по ослаблению негативного воздействия ИКТ:

  • телевидение необходимо рассматривать однозначно как угрозу здоровью и благополучию детей младшего возраста;
  • специалисты по раннему детству и услугам, с ним связанным, должны быть осведомлены о негативном воздействии телевидения на детей;
  • дети в возрасте 2 лет должны рассматриваться в качестве отдельной группы с особыми потребностями и уязвимостью; для этой группы должны быть прописаны специальные положения, касающиеся СМИ.

Родители должны участвовать в выборе программ, которые смотрят дети. Хорошо, если родители сами участвуют в этих просмотрах, а также договорятся с детьми об ограничении ежедневных телевизионных просмотров. Родители должны привлекать детей к чтению 1-2 часами в день, физическим упражнениям и творческим играм".

Профессионалы-медики должны вести работу с взрослыми, отвечающими за детей, просвещая их в отношении негативного влияния ИКТ, выступать против размещения сексуальных изображений в СМИ, а также рекламы табака и алкоголя. Родителям необходимо предоставить четкую информацию о влиянии ИКТ: телевидения, компьютера, видео, мобильного телефона на развитие детей раннего возраста.

Безопасность детей в Интернете

Деятельность дошкольников в Интернете должна проходить при активном участии родителей.

У детей данного возраста обычно открытая натура и положительный взгляд на мир. Они гордятся приобретенными начальными умениями читать и считать и любят делиться идеями. Они хотят вести себя хорошо, доверяют взрослым и редко в них сомневаются.

Дети, как правило, легко осваивают Интернет, обучаются основным навыкам в работе с ним. И хотя дошкольники могут успешно играть в компьютерные игры, им требуется помощь от взрослых при поиске сайтов, интерпретации информации или отправке электронной почты.

Временные ограничения работы на компьютере

Технические характеристики компьютера

Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным. Размер экрана дисплея должен быть не менее 35-38 см по диагонали, чтобы ребенок мог четко видеть текст с расстояния 50-70 см. Дисплей должен быть подвижным, чтобы его можно было поворачивать и наклонять в разные стороны в зависимости от освещения.

Организация рабочего места.

Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна (окно должно располагаться слева от компьютера). При этом на экран не должны попадать блики от окна или других источников освещения. Для этого оконные проемы можно завешивать занавесями или жалюзи. Запрещается использование темных занавесей на окнах, так как они могут сильно затенять помещение.

Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Наилучшим для работы с компьютером считается естественный дневной свет, так как только он содержит в себе весь цветовой спектр; чем больше лампа соответствует дневному свету, тем лучше. Ни в коем случае нельзя использовать неоновые лампы, так как они мигают, излучают рассеянный свет, имеют недостаток цветового спектра и не создают четких теней. При работе с такими лампами возникает сильное напряжение глаз, что может провоцировать снижение зрения; кроме того, эти лампы могут вызвать повышение возбудимости: дети начинают капризничать, плохо спят.

Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда должны ставиться подставки.

Организация деятельности ребенка за компьютером

Выполнение игрового компьютерного задания должно занимать немного времени. Предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

Если ребенок уже умеет читать и использует печатный компьютерный текст, то размер шрифта должен быть не менее 14, цвет шрифта всегда должен быть черным, а цвет экрана -белым. В цветовой гамме можно периодически использовать желто-зеленые тона.

Обязательно следует обращать внимание на признаки утомления ребенка во время занятий за компьютером, так как в этом случае нужно как можно быстрее прервать работу, чтобы избежать негативных последствий. Об утомлении ребенка свидетельствуют потирание глаз и лица, зевота, отвлекаемость от задания, хаотичные движения, приближение к монитору, нарушение правильной посадки за столом, капризность и пр.

После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз и мышц всего тела рекомендуется выполнять несложную гимнастику для глаз и определенные двигательные упражнения.

Следует попросить ребенка потянуться, сидя спрятать руки за спиной, посмотреть перед собой. Затем выполнить повороты головы вправо, влево. Далее движение плечами назад, расслабить руки и потрясти ими внизу. Это поможет снять напряжение с мышц шеи, верхнего плечевого пояса и рук.

Гимнастика для глаз

Упражнение 1

Не поворачивая головы, посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Упражнение 2

Стоя у окна, выставить вперед руку с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, затем посмотреть вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца. Повторить 5 раз.

Упражнение 3

Выполнять круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. Повторить 5 раз.

Упражнение 4

«Выписывать» глазами горизонтально лежащие восьмерки по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.

Упражнение 5

Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т.д. Повторить 5 раз подряд.

Работа ребенка за компьютером должна проходить всегда только под строгим контролем со стороны взрослых.

Интернет-зависимость: есть ли она у ваших детей?

То, что дети проводят в Интернете слишком много времени, огорчает большинство родителей. Сначала взрослые приветствовали появление Сети, полагая, что она -безграничный источник новых знаний. Вскоре выяснилось, что подростки не столько пользуются Интернетом для выполнения домашних заданий или поиска полезной информации, сколько общаются в чатах и играют в онлайн-игры.

Поддержание в жизни детей разумного равновесия между развлечениями и другими занятиями всегда было испытанием для родителей; Интернет сделал это еще более трудной задачей. Общение в Интернете и интерактивные игры часто настолько затягивают детей, что они теряют ощущение времени. Несколько советов помогут родителям оградить детей от интернет-зависимости.

Взрослые должны обращать внимание на психологические особенности ребенка. Социально дезадаптированные дети имеют повышенную вероятную склонность к приобретению интернет-зависимости. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться анонимным, не бояться осуждения (если что-то сделал неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широкий выбор возможностей к общению, чем реальный мир. В Интернете ребенку гораздо легче выстроить свой виртуальный мир, пребывание в котором будет для него комфортным. Поэтому, если у ребенка что-то не получается в реальном мире, он будет стремиться к пребыванию там, где ему комфортно. С другой стороны, Интернет может помочь застенчивому ребенку стать более общительным, найти ту среду общения, которая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку. Если ребенок замкнут, застенчив или склонен к унынию, взрослым необходимо внимательно следить за его отношением к Интернету, с тем чтобы предотвратить его превращение из средства раскрытия личности ребенка в плохо контролируемую страсть.

Необходимо следить за симптомами проявления интернет-зависимости. Иногда дети до такой степени предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя в виртуальной реальности большую часть своего времени. Интернет-зависимый ребенок чаще всего тих и замкнут, он ждет не дождется, когда можно будет подключиться к Интернету, ему тяжело выйти из него, он впадает в депрессию или становится раздражительным, если на несколько дней его отлучили от Интернета. Не подверженный влиянию Интернета ребенок легко может переключиться на другой канал общения, выйти из Интернета, когда в этом возникает необходимость, он всегда четко различает, где он сейчас общается-в Сети или нет.

Важно выяснить, оказывает ли времяпровождение в Сети влияние на школьные успехи ребенка, его здоровье и отношения с семьей и друзьями; сколько времени ребенок проводит в Интернете.

Если у ребенка проявляются серьезные признаки интернет-зависимости, следует проконсультироваться с педагогом или психологом. Чрезмерное использование Интернета может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка. Когда эти проблемы будут решены, зависимость от Интернета может пройти сама собой.

Для большинства детей Интернет является важной частью их общественной жизни. Родители могут установить внутрисемейные правила использования Интернета, включив следующие ограничения: количество времени, которое ежедневно проводит в Интернете ребенок; запрет на Сеть до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых».

Следует помогайте ребенку участвовать в общении вне Интернета. Если ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, можно рассмотреть возможность специального тренинга; поощрять участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например судомодельный или литературный кружок.

Важнейшая цель родителей - развитие у детей самоконтроля, дисциплины и ответственности.

Обеспечение безопасности детей при пользовании Интернетом

Дети дошкольного возраста должны выходить в Интернет только под присмотром родителей (или других взрослых, например, старших братьев и сестер). Следует ограничивать время пребывания детей в Интернете, как и время работы за компьютером, в соответствии с рекомендациями врачей и психологов для соответствующего возраста. Взрослые могут посадить ребенка к себе на колени во время просмотра семейных фотографий, использования веб-камеры для общения с родственниками или посещения детских сайтов.

Можно добавить сайты, которые родители часто посещают с ребенком, в список «Избранное», чтобы создать для него личную интернет- среду.

Следует рассказать ребенку о конфиденциальности; научить его никогда не выдавать в Интернете информацию о себе и своей семье. Если на каком-то сайте требуется, чтобы ребенок ввел имя, нужно помочь ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации.

Важно приучить ребенка сообщать взрослым, если что-либо или кто- либо в Сети тревожит или угрожает ему; напомнать, что он в безопасности, если рассказал взрослым.

Важно помнить, что взрослые играют ключевую роль в формировании у дошкольников культуры безопасной работы в Интернете.

Материал взят из книги: Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании.

Anderson CA, Berkowitz, L, Donnerstein E, Huesmann LR, Johnson JD, Linz D, Malamuth NM, Wartella E. The Influence of Media Violence on Youth // Psychological Science in the Public Interest. 2003; 4:81-110; Christakis DA, Zimmerman F.J. Violent Television During Preschool Is Associated With Antisocial Behavior During School Age. Pediatrics. 2007; 120: 993-999.

Small G, Vorgan G. iBrain. Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind. HarperCollins Publishing; New York, 2008.

Children, adolescents and television / American Academy of Pediatrics, Committee on Public Education // Pediatrics. 2001; 107 (2): 423-426.

Impact of Music Lyrics and Rock Music Videos on Children and Youth // http:// aappolicy.aappublications.org/cgi/content/abstract/pediatrics;98/6/1219.


Без компьютеров современный мир представить невозможно, они сопровождают людей повсюду: на работе, дома, в автомобилях и магазинах. Взаимодействие с ними человека, причем не только взрослого, но и ребенка, стало привычным явлением. Компьютер – полезное, а в некоторых случаях незаменимое устройство. Вот только безобидным его назвать нельзя, особенно в отношении детей.

Полезное влияние компьютера на детей

Современные дети проводят за компьютерами немало времени, используя его не только для обучения, но и для развлечений. С их помощью они узнают много нового, общаются с разными людьми и занимаются творчеством. Работа мышкой и использование клавиатуры способствуют развитию мелкой моторики. Компьютерные игры развивают логическое мышление, внимание, память, быстроту реакции и визуальное восприятие. Они совершенствуют интеллектуальные навыки, учат аналитически мыслить, обобщать и классифицировать. Но если компьютер в жизни ребенка занимает слишком много времени, помимо пользы, он может нанести и вред.

Компьютер и здоровье ребенка

Бесконтрольное пребывание ребенка за компьютером может привести к проблемам со здоровьем. В первую очередь, это касается зрения. Просмотр изображений на мониторе вызывает большую усталость глаз, чем чтение. При работе на компьютере они находятся в постоянном напряжении, это может привести к близорукости. Чтобы избежать проблемы, приучите ребенка каждые 20 минут отводить взгляд от монитора и в течение 10 секунд смотреть на удаленные предметы, например, дерево за окном. Стоит проследить, чтобы экран находился на расстоянии не менее полуметра от глаз, а помещение было освещенным.

Вред компьютера для ребенка заключается в снижении двигательной активности. Для нормального развития растущему организму необходимо движение. А долгое пребывание перед монитором в неправильном положении способно привести к проблемам с опорно-двигательным аппаратом, повышенной утомляемости и раздражительности. Ребенок должен достаточно времени проводить на свежем воздухе и двигаться. Компьютер не должен полностью заменять детские игры и занятия, например, рисование, лепку и езду на велосипеде. Время, проводимое за ним, должно быть лимитированным. Для детей дошкольного возраста оно должно составлять не более 25 минут, для младших школьников – не более 1 часа, а для старших – не более 2-х часов.

Чтобы избежать этих проблем, постарайтесь создать для ребенка комфортную эмоциональную среду, чтобы у него не возникло желания уходить от реальности. Больше с ним общайтесь, интересуйтесь его увлечениями, установите доверительные отношения и воздерживайтесь от критики. Пусть он всегда чувствует вашу любовь и поддержку.

Постарайтесь привить ребенку любовь к спорту и активным играм, эти занятия должны доставлять ему удовольствие. Можете записать его в какую-нибудь секцию, на танцы, купить ролики или велосипед. Не стоит полностью ограждать ребенка от компьютера, просто контролируйте, чем он занимается, сидя у монитора.

Влияние компьютера на ребенка

Компьютер в настоящее время есть практически в каждой российской семье. Технический прогресс движется вперед, и даже совсем маленькие дети уже умеют пользоваться компьютером. Все хотят купить ноутбук недорого в подарок на Новый год, день рождение или себе - для работы и учебы. Продажа ноутбуков известных производителей, таких как ноутбуки Samsung и HP производится всегда и почти везде. Выбор за вами!

Несомненно, уметь пользоваться компьютером в современном мире необходимо. В школах от детей требуется писать доклады и рефераты на компьютере, искать информацию в интернете. Огромное количество профессий в современном мире тесно связано с компьютерными технологиями.

Однако, зачастую родителям нужно начинать бить тревогу, когда они видят своего ребенка у компьютера.

Влияние компьютера на здоровье

Пользование компьютером оказывает большое воздействие на здоровье ребенка. В первую очередь это конечно зрение. При работе за монитором глаза очень сильно устают. Монитор обладает большой яркостью и к тому же мерцает, кроме того от ребенка требуется концентрация взгляда на одной точке долгое время. Глазные мышцы ребенка устают. Хроническая усталость глазных мышц приводит к ухудшению зрения, покраснению глаз, а в дальнейшем к близорукости и другим глазным проблемам.

Чтобы этого избежать необходимо ограничить время непрерывного прибывания за монитором компьютера двадцатью минутами. После этого обязательно необходим перерыв, во время которого полезно делать или погулять на свежем воздухе.

Кроме зрения, компьютер оказывает воздействие на состояние позвоночника и внутренних ребенка. Ребенок проводит много времени в сидячем положении. Если ребенок не занимается физическими упражнениями, то частое сидение за компьютером может привезти к плохой осанке, а в дальнейшем к искривлению позвоночника. Родители должны купить специальный компьютерный стул детский, рассчитанный на рост ребенка.

Влияние компьютера на психику

Для детей компьютер это в первую очередь интересная игрушка. Дети ищут развлечения, или стараются заполнить чем то свое время, если им не хватает общения.

Стоит однозначно уяснить, что практически все компьютерные игры для детей очень сильно влияют на психику ребенка и искажают восприятие действительности. В подавляющем большинстве игр главной целью игрока является убийство. И при этом не важно кого должен убить герой - человека или монстра. В ребенке закладывается мнение, что убивать можно и нужно и за это ничего не будет. Можно перезапустить игру и герой снова жив. Но в жизни все совершенно не так. А дети перестают видеть различия между реальным миром и виртуальным.

Дети отождествляют себя с героями игр и начинают часто говорить "я убит", "меня убили", "я убил". В некоторых странах правительство пытается запретить некоторые компьютерные "стрелялки". В нашей стране ответственность за то, во что играет ребенок лежит только на его родителях.

Компьютерные "стрелялки" делают убийство психологически более приемлемым действием. И случаи когда ребенок полностью терял ощущение реальности и брался за оружие не в виртуальном, а в настоящем мире происходят все чаще и чаще.

Дорогие родители, только в ваших силах сберечь психику вашего ребенка. Понятно и подробно, как со взрослым объясняете ребенку как влияют компьютерные игры на психику. Никогда не позволяйте ребенку играть в эти игры, не покупайте их, не пускайте в гости к друзьям, если знаете что в гостях ребенок будет только играть. И самое главное - личный пример, сами не играйте в эти "стрелялки".

Кроме компьютерных игрушек на просторах интернета детей подстригают и другие психологические проблемы. Погружаясь в виртуальную реальность социальных сетей дети перестают нормально общаться со сверстниками, они ищут себе виртуальных друзей, обмениваются фотографиями, часто даже не своими. Настоящих друзей и настоящего общения у такого ребенка нет. Ребенок становится замкнутым, не любит гулять. В более взрослом возрасте у такого ребенка будут проблемы с противоположным полом.

Компьютер и половое воспитание детей

Если родители не занимаются половым воспитанием ребенка, то сегодня это делают не подружки и друзья, а интернет. И как известно, интернет это делает далеко не самым лучшим способом, показывая самые неприглядные стороны человеческих отношений.

Сегодня сложно найти семилетнего ребенка, который не был на порно сайте хотя бы один раз. Если родители не смотрят, на каких сайтах сидит их ребенок, то велика вероятность того, что ребенок будет заходить на эти сайты снова и снова. Ребенку любопытно, он ощущает дефицит информации на эту пикантную тему, а у родителей или друзей стесняется спросить, или они не могут ему понятно объяснить.

В результате просмотра таких сайтов у впечатлительных детей может вообще произойти расстройство полового созревания. Ребенок вырастает не традиционный ориентации, склонный к насилию.

Уважаемые родители, в ваших силах объяснить своему ребенку все аспекты сексуальных отношений. Объясняйте что, как и почему происходит. Объясняйте, что сексуальные отношения между мужчиной и женщиной это лишь следствие и дополнение любви между ними. Объясняйте, что ради простого удовлетворения не стоит заниматься сексом с кем попало. Рассказывайте о средствах предохранения и так далее. Только в случае, когда ребенок без проблем получает все необходимые ответы от вас с самого детства, ему и в голову не придет зайти на порно сайт.

  • Строго ограничите время пребывания ребенка за компьютером
  • Разрешайте пользоваться компьютером только по делу
  • Следите на каких сайтах сидит ребенок, во что он играет, и что смотрит
  • Старайтесь больше времени уделять ребенку, чтобы ему было интереснее общаться и играть с вами
  • Старайтесь познакомить ребенка со сверстниками, чтобы у него было много интересных друзей
  • Запишите ребенка в секцию или
  • Если у ребенка большой интерес к компьютеру - направьте этот интерес в полезное русло. Пусть ребенок изучит какую нибудь полезную программу, научиться делать сайты или что то еще. Может быть в будущем это станет его профессией.
30.01.2012 15:35
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх