Календарь возрастных кризисов у ребёнка. Кризисные периоды детского возраста

Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.

Что такое возрастной кризис

Развитие маленького человека - процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.

В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:

  • Кризис новорожденности
  • Одного года (младенчества)
  • 3-х лет (раннего детства)
  • 7-ми лет (детства)
  • 13-ти лет (подростковый)
  • 17-ти лет (юности)

Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.

Кризис новорожденности

Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.

В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.

Кризис одного года

Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.

В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.

Типичные признаки наступления кризиса 1 года: ребенок набивает татуировку и покупает спортивную машину.

Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).

Кризис 3-х лет

Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:

  • Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
  • Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
  • Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
  • Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
  • Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
  • Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
  • Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.

Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.

Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.

Кризис семи лет

В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.


Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.

Кризис 13-ти лет

Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:

  • Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
  • Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т.д. он стремиться показать, что уже взрослый.

Этому парню точно удалось выглядеть взрослее…

  • Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
  • Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
  • Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.

Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.

Кризис 17-ти лет

Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.

Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.

Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.

В одно прекрасно утро вы проснетесь и поймете - что-то изменилось . Вместо привычно спокойного и позитивного карапуза в вашем доме появится маленький бунтарь, которого очень сложно уговорить делать все то, что раньше абсолютно не вызывало проблем.

Что происходит? Просто у вашего малыша возрастной кризис - необходимый и закономерный этап жизни, через который в той или иной степени проходят практически все дети. Самые значимые из них - кризис 1-го года, 2-х и 3-х лет.

По сути, кризис - явление позитивное , в результате малыш становится более самостоятельным, сознательным, происходит значительный скачок в его интеллектуальном и творческом развитии. Однако не все так просто и радужно, ведь непременной «свитой» подобных изменений являются непослушание, упрямство, капризы и истерики. Что делать с ребенком и как преодолеть кризисные этапы малыша в возрасте от 1 до 3-х лет, мы расскажем в сегодняшнем материале.

Кризис первого года

Кризис - явление закономерное, ведь наши дети растут и развиваются, у них появляются новые потребности, и им уже не подходят стереотипные старые принципы поведения, более того - мешают, сдерживая развитие малыша.

Суть кризиса первого года жизни - осознание малышом собственной самостоятельности , желание понять границы своих новых возможностей. Ранее кроха с его мама было почти одним целым, ведь малыш напрямую зависел от заботы взрослых. Но вот карапуз подрос, встал на ножки, освоил новые навыки и понял, что такое количество заботы и опеки как раньше, ему просто не нужно. Он уже многое может сам! И вот для того, чтобы донести эту информацию до взрослых, которые никак не могут понять и принять взросление малыша и по привычке продолжают контролировать каждый его шаг, малыш начинает бунтовать , отстаивая свою независимость .

Вот тут то и начинается самое интересное - малыш становится беспокойным, он протестует и расстраивается по любому поводу, наотрез отказывается слушать родителей и не хочет делать то, что уже хорошо умеет. Также в период кризиса многие родители замечают, что малыш как будто «прилип», не отпуская маму ни на шаг, из-за чего у нее возникают сложности с посещением душа, туалета, невозможно выйти из комнаты и оставить ребенка одного.

Кризис двух лет

Возможно, вы еще не успели забыть кризис первого года жизни, как малыш переходит в новую фазу взросления, которая опять же сопровождается открытым бунтом против привычных правил - кризис двух лет .

Чаще всего этот кризис проходит под знаком слова «нет!». Негативная реакция у ребенка возникает почти на все, как новые, та и вполне привычные действия вызывают у малыша приступ неконтролируемого .

Причина кризиса двух лет проста - малыш все больше открывает возможности своего тела, чувствует себя отдельной личностью, которая может оказывать сопротивление родительскому контролю.

С помощью каждого очередного «неть!» малыш раз за разом утверждается в своем состоянии, понимает, что он уже не одно целое с мамой, учится осознавать себя самостоятельным человеком.

Общаться с маленьким упрямцем становится очень сложно: что проблемные ситуации растут как грибы после дождя, малыш отстаивает свои позиции, словно следуя девизу Портоса из романа «Три мушкетера» - «Я дерусь, потому что я дерусь!». Так и ребенок, который находится в состоянии кризиса двух лет, отказывается и спорит уже не потому, что действительно чего-то хочет и ли не хочет - а просто потому, что так надо.

Как реагировать родителям ? Быть спокойнее и гибче. Конечно, не стоит постоянно уступать малышу, так маленький бунтарь может превратиться в необузданного тирана. Понимать, что границы дозволенного существуют ребенку необходимо, благодаря этому он чувствует себя в безопасности. Однако не менее важной для малыша является возможность сделать что-то по своему желанию, понять, что какой-то ситуацией управляет он сам.

Наша мама- Nunuм рассказывает :«У нас номер с «не обращать на истерики внимания» не прошел, кричит еще больше. А вот поговорить спокойно и ласково - это новое чудодейственное открытие нашего папочки. В очередную истерику, он посадил её рядом с собой и так ласково стал с ней разговаривать, мол, всё ведь в порядке, просто, если мама с папой говорят «нельзя», значит и вправду - нельзя. Катя замолчала, слушала его внимательно, а потом делала все правильно. Я не могу сказать, что она моментально успокаивается, ноет, конечно, но ей как-то легче отпустить истерику, если вокруг комфортная и спокойная обстановка, а не угрюмые и злые родители».

Безусловно, родителям стоит предложить малышу возможность выбрать, какую именно футболочку он наденет сегодня на прогулку и прислушаться к его мнению . Неплохо также стать мастером отвлекающих маневров и сказочных отступлений, которые помогут разрешить ситуацию, когда малыш абсолютно не хочет прислушиваться к вашим просьбам.

Однако в случае, если ситуация все-таки зашла в тупик и малыш пытается добиться своего при помощи истерики, переключение внимания, уговоры и уступки уже не помогут. Поговорите с ребенком серьезно, но доброжелательно, объяснив капризе, что в данном случае не можете пойти на компромисс и назовите причину. Ребенку необходимо знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. Этот список должен быть достаточно коротки, его пункты должны касаться безопасности малыша и быть для него предельно ясными.

Больше никаких объяснений не нужно, так как зачастую развитие истерики провоцируется повышенным вниманием к ребенку благодарной аудитории, состоящей из его родных, активно пытающихся его утешить.

Когда малыш успокоится, присядьте рядом с ним, так чтобы ваши глаза были на уровне, и поговорите о случившемся. В разговоре родителям лучше избегать обвинительных фраз в адрес малыша, а использовать «я-выражения», высказывая собственные эмоции и мысли: «мне не нравится, когда ты так себя ведешь», «я расстраиваюсь и плохо себя чувствую, после твоих капризов», «я думаю, что лучше было бы выйти с детской площадки без истерики», «я знаю, что ты можешь вести себя хорошо».

Ребенок перестал слушаться, капризничает, устраивает истерики и доводит до белого каления? Поздравляем, вы вступили в фазу возрастного кризиса. Почему вы, а не ребенок? Потому что меняться придется, прежде всего, вам. Возрастной кризис означает, что дитя уже выросло из существующей системы отношений. Ему нужны новые отношения с миром и взрослыми и новые правила. Обеспечить ему это можем только мы.

Механика детского возрастного кризиса

Психика растущего человека не развивается плавно, как восхождение на холм. Нет, по дороге к взрослости придется преодолеть несколько бурных горных потоков, из которых ребенок выходит качественно иным, накачав новые психологические мускулы. У каждого кризиса свои задачи и свои желательные результаты. Не достигнув этих результатов, нельзя сформировать зрелую здоровую психику. Не получится полноценная интеграция в социум, не выйдет самостоятельная, уверенная в себе личность.

Любой кризис начинается из изменения потребностей ребенка. Еще вчера годовалый малыш держался за мамину ногу и тревожно сканировал пространство на предмет наличия в поле зрения близкого человека, а сегодня он уже удирает от всех в другую комнату, чтобы без помех залезть в шкаф. Потребность в безопасности насытилась, появилась уверенность в передвижениях, и проснулся исследовательский инстинкт.

Нормативные возрастные кризисы и оптимальные родительские стратегии

Нормативными возрастные кризисы называют по одной простой причине – они настигают всех людей. Больше того, их наступление необходимо для формирования здоровой психики. Поэтому начало кризисного периода – это повод для радости, а не наоборот.

Задачи:

  1. Развитие примитивной физической самостоятельности.
  2. Удовлетворение исследовательской потребности.

Новообразования:

  1. Самостоятельный процесс взаимодействия с окружающими вещами и предметами.
  2. Речевое общение.

Опасности этого периода:

Опасность физических травм

изменение системы отношений из преимущественно физического воздействия на речевое общение. Взрослый становится главным источником познавательной информации. У малыша появляется настоятельная потребность освоить речь, чтобы объяснить взрослым, что ему нужно и чего он хочет. Это происходит через кризис. Он сердится, злится, что у него не получается донести до взрослых свои желания, проявляет усилие и оно приводит к нужному результату.

В этот период важно не прятать от ребенка все подряд, а показывать и рассказывать, как действовать с тем или иным предметом. Осваивая предметный мир, малыш манипулирует с любыми субстанциями и это ему нужно для развития. Таким образом, он не вредничает, когда лупит ладошкой по каше, а изучает окружающий мир.

Задачи:

Обретение «самости»: я лучше знаю, чего я хочу, поэтому я все буду делать сам.

Новообразования:

  1. Развитие самосознания.
  2. Появление навыка выполнения жизненных задач: постановка цели, план, действие, результат.
  3. Освоение элементарных бытовых навыков и основ социального взаимодействия.

Опасности:

Опасность физических травм (например: могут вырывать руку прямо на дороге). Неудовлетворенная потребность в самости приведет к развитию невротических явлений.

Оптимальная родительская стратегия: отказ от жесткого диктата, поощрение самостоятельности при сохранении контроля.

Замечено, что дети в кризисе трех лет в детском саду ведут себя намного лучше, чем дома. Это объясняется тем, что дошкольное учреждение заинтересовано в скорейшем обретении самостоятельности ребенком, в то время как дома маме проще самой одеть, обуть, накормить. Но ребенок нуждается в чувстве, что он тоже что-то умеет и эту потребность важно удовлетворить.

Психологи советуют в этот период использовать игру, а прямые указания заменить вопросительными интонациями и ироничным общением. Пусть большинство своих: «я сам» малыш удовлетворяет в игре. Это безопасно и познавательно.

Задачи:

Познание окружающего мира во всем его многообразии.

Новообразования:

  1. Появление интереса к теоретическим наукам.
  2. Повышение уровня интеллекта.
  3. Рост саморегуляции.

Опасности:

Серьезные опасности отсутствуют.

Оптимальная родительская стратегия: ввести в мир теоретических знаний. Самый благоприятный период для овладения чтением, письмом, счетом. Негативизм пойдет на убыль, как только ребенок полноценно включится в интеллектуальную деятельность и почувствует, что рамки игры уже не являются единственно возможными для познания окружающего мира.

Задачи:

  1. Поиск новых способов взаимодействия с окружающими.
  2. Формирование самосознания.
  3. Самоосознание себя в социуме.

Новообразования:

  1. Приобретение навыков общения со сверстниками и создание собственного социального круга.
  2. Завоевание самостоятельности.
  3. Появление ответственности за свои действия.
  4. Ответ на личностные вопросы: кто я, какой я, чего я хочу, что для меня хорошо и что для меня плохо.

Опасности:

Кроме опасности саморазрушающего поведения, существует опасность не пробиться через сопротивление взрослых, застрять в до подростковом периоде. «Наградой» за это будет пожизненный инфантилизм.

Оптимальная родительская стратегия:

  • Уход от конфликтных ситуаций. Стремление взрослых любым путем настоять на своем мнении и видении может спровоцировать все что угодно: уход из дома, алкоголь, ранний секс.
  • Проявление уважения к ребенку, несмотря ни на что. Авансом.
  • Поддержка во всех трудных ситуациях.
  • Уважение желания побыть одному, дистанцироваться от общения со всеми.
  • Совместный поиск новых форм взаимодействия с постепенным расширением зоны личной самостоятельности подростка.
  • Уважение к найденным способам взаимодействия с миром и решения жизненных проблем. Дети должны все это выработать сами, так как мир родителей отличается от мира, в котором придется жить их детям. Старые способы в нем могут просто не работать.

Характерен только для тех юношей и девушек, которые не справились с трудностями подросткового периода. Суть этого кризиса заключается в страхе перед ответственностью за свою жизнь. Одни из-за этого впадают в зубрежку, надеясь, что диплом закроет их от настоящей жизни и ее проблем, другие уходят в разгул, третьи старательно ищут на кого переложить ответственность, за кем спрятаться. Как ни странно, именно кризисом затянувшегося детства объясняются ранние браки. Это попытка обрести себе вторую маму или отца.

Чем скорее родители осознают изменения и пойдут навстречу ребенку, тем спокойнее пройдет любой кризис. Но так не бывает. Папе и маме всегда нужен «запрос», поэтому чадо и включает опции: «капризуля», «не хочу - не буду» и, характерное для подростков: «отстаньте от меня все». Естественно, ребенок не понимает, что с ним происходит. Просто внутреннее напряжение от неудовлетворенных новых потребностей все время растет и, в конце концов, выливается в открытый протест и негативизм. Как только семейная система со скрипом, или без, развернется в сторону необходимых изменений, а ребенок приобретет новые навыки, помогающие ему жить в обновленном собственном мире, детский возрастной кризис закончится.

Развитие детей проходит с разной цикличностью, и каждому возрасту соответствует свой непростой период. У всех детей наблюдаются кризисы детского возраста - спокойные и послушные малыши становятся капризными и обидчивыми. Когда ждать таких сюрпризов?

Возрастные кризисы - особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго - несколько месяцев. При неблагоприятном стечении обстоятельств они могут растягиваться до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется в поведении.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением "трудновоспитуемости", как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те способы взаимодействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Вспышки гнева, капризы, конфликты с близкими - типичная картина кризиса, характерная для многих детей.

У всех детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а другой почти не меняется, так же тих и послушен. И все же, в любом случае изменения есть. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим - таким, каким он был раньше.

Каждый ребенок во время кризиса испытывает трудности в общении с окружающими. Главные изменения, происходящие во время кризиса, - внутренние. Изменения эти, зачастую, исчезают со временем. В кризисные периоды обостряются противоречия между возросшими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями. Еще одно противоречие - новые потребности ребенка и сложившиеся ранее отношениями со взрослыми. Эти противоречия, приводящие к кризису, часто рассматриваются как движущие силы развития ребенка.

Выготский выделяет следующие возрастные кризисы:

Кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста.

Кризис одного года – отделяет младенчество от раннего детства.

Кризис трех лет – переход к дошкольному возрасту.

Кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.

Подростковый кризис (кризис 11-13 лет) – совпадает с переходом к подростковому возрасту.

Т.к. кризис новорожденности уже позади, мы сразу рассмотрим кризис первого года жизни.

Кризис первого года жизни (кризис одного года жизни)

Этот кризис связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего количества новых потребностей.

Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций (таких, как плач, крик, топанье ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых.

Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только в усвоении разнообразных новых для него действий, но и в формировании качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки.

Классическое проявление кризиса одного года — это возникновение больших проблем в самых обычных делах. Малыш начинает проявлять редкостное упрямство и негативизм в вопросах еды, одевания, прогулок. Это связано с его растущей самостоятельностью, и если что-то он не умеет пока сделать сам, то свою личность может проявить хотя бы в отказе.

Здесь ваши незаменимые помощники - куклы, плюшевые мишки и книжки с картинками. Годовалый ребенок очень восприимчив к чужому примеру (и хорошему, и не очень). Поэтому «мальчик на картинке» поможет накормить, медвежонок - одеться (особенно если вы позволите малышу самому одевать игрушку), кукла - купаться и укладываться спать.

В своих действия малыш в основном опирается на чувства и желания, и в этот период важно развитие таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей. Примерно с полутора лет важнейшим источником чувств ребенка служит оценка его действий со стороны взрослых. Похвала, одобрение окружающих, развивает такое чувство как гордость. В это же время появляется притязание на признание со стороны взрослого. Выражается это обычно так: «Смотри, как я умею!», «Смотри, как я делаю!».

Все это, конечно, не значит, что ребенку, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты, конечно же, нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру «обмани маму», а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация.

Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую «неразрешимую» проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если ребенку пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу.

Кризис трех лет

Кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного годика (кризис одного года). Если предыдущий «переломный» момент мог пройти относительно гладко - первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки - то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно.

Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и прочее в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости. К тому моменту, как ваш малыш соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика пораньше), полезным будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса - так называемое «семизвездие».

1) Негативизм
В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

2) Упрямство
Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?

3) Строптивость
Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

4) Своеволие
Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка.

5) Обесценивание
Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам)

6) Протест-бунт
Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»

7) Деспотизм
Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3-х лет - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.

Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть малейшая возможность "можно", то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что "эгоизм" ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание - как приказ. И вдруг - что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему - ребенку трудно понять.

В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь "взрослые" подарки типа шариковой ручки для письма.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.

Кризис семи лет (кризис школьника)

В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых, как таковой, времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника.

По мнению многих исследователей, это период рождения социального «Я» ребенка, то есть осознание им себя в окружении сверстников и преподавателей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы.

Начинается разделение внешней и внутренней (психологической) жизни ребенка. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремится получить определенную социальную позицию - позицию школьника.

Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности Чисто кризисным проявлением обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Также может появиться замкнутость, неуправляемость. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие. Нередко ребенок приходит в школу с более высокими показателями развития, однако позже обнаруживается, что психологически он оказывается не готов.

Что же может сделать взрослый? Действия взрослого, как правило, проходят два этапа - этап усиления и этап поиска: сначала воспитатель пытается усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, а потом, при неуспехе, ищет новые. Первая реакция взрослого, как в любой ситуации непонимания, - сказать громче, сделать указание жестче, наказать при невыполнении требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Именно реакция взрослого становится условием невоспитуемости. В этом и проявляется неспособность взрослых к пластичности, определенная "отсталость" системы воспитания. На следующем этапе развития ситуации взрослый начинает искать новые способы взаимодействия с ребенком. Если удается выстроить "понимающие" отношения, то проблемы "трудновоспитуемости" снимаются.

Возможны две полярные стратегии поведения родителей: безусловный запрет и полное попустительство. Обе эти стратегии вызывают конфликты. В первом случае действия ребенка наталкиваются на прямое противодействие и просто не находят пространства для реализации. Это приводит к непосредственному конфликту с взрослым. Другое отрицательное последствие прямого запрета - это то, что ребенок лишается возможности осуществить реальные действия, его развитие блокируется. Ребенок не приобретает опыта построения собственного действия, не открывает сложных взаимоотношений между желаемым и необходимым. Единственным ограничителем его взрослости остаются родители. Тот факт, что, возможно, он сам еще не готов быть самостоятельным, просто не открывается ему.

Но и полное попустительство вызывает отрицательную реакцию ребенка. Такое поведение взрослых может привести к необратимым результатам неподконтрольного действия ребенка. Это объективный недостаток попустительства, но есть еще и субъективный - неудовлетворенность ребенка. Дело в том, что неосознанной целью ребенка является не само по себе взрослое действие, а его "примеривание". Особое, часто демонстративно вызывающее поведение ребенка - своеобразное послание, запрос к взрослому с призывом обратить внимание, заметить и ответить. Такой ответ, реакция ему необходимы, иначе его действия не достигают цели. Даже отрицательная реакция лучше, чем игнорирование.

Развивающим ребенка ответом взрослого становится такой, который превращает действие из результативного в пробующее, а для этого необходимо изменение условий и ощущение границы. Тогда действия перестают быть стереотипными, привычными. Следовательно, ответ взрослого на специфические для критического возраста действия ребенка состоит в построении границы как условия ощущения действия. Конкретных сюжетов построения границы может быть бесконечное множество. Но суть состоит в том, что новые действия или требования ребенка включаются в другой контекст (к примеру, из плоскости разрешение-запрет в плоскость самостоятельность-ответственность).

Как и в предыдущие кризисы развития, надо стараться дифференцировать свое поведение в зависимости от требований ребенка. Не стоит отказывать ему в помощи, нужно эмоционально поддерживать его. При этом следует останавливать негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация помогает ребенку построить собственное поведение, найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

Подростковый кризис (кризис 11-13 лет)

Это важный период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими.

Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что является важным качеством личности ребенка.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

Традиционно в качестве одной из основных причин возникновения выделяется половое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния (повышенную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. Оно создает основания для специфических тревог, связанных с физическим Я, образом тела и определяет соответствующую кризисную симптоматику.

Попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

Возможны два пути протекания кризиса:

Симптомы первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу».

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх