Личные качества воспитателя детского сада. Воспитатель дошкольного образования, какой он

ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА

Все мы родом из страны "Детство", где практически каждый из нас был одновременно гражданином сразу двух "городов": "Дом" и "Детский сад". И если в городе "Дом" мэром был папа (или мама), для которого свой ребенок был "королем", то в городе "Детский сад" нам всем приходилось подчинятся мэру, которого в простонародье называли воспитатель детского сада . В зависимости от того какой это был мэр (добрый, злой или равнодушный) мы или с удовольствием ходили в детсад, или каждое утро устраивали своим родителям скандал, и категорически отказывались туда идти.

Сейчас, когда мы уже давно выросли, и можем трезво оценить свое желание или нежелание ходить в детский сад, мы понимаем, что воспитатель не был добрым, злым или равнодушным. Просто кто-то из наших воспитателей в свое время выбрал эту профессию по велению сердца, и потому любил свою работу и воспитанников, кто-то вынужденно пошел работать в детский сад, и, соответственно, негативно относился к своим обязанностям, а кому-то было все равно где работать, отсюда и равнодушие к работе.

Существует еще и такая категория воспитателей, которые банально не знали об особенностях этой профессии, и наивно полагали что для того чтобы стать хорошим воспитателем достаточно просто любить детей. В результате, они либо разочаровываются в этой профессии, либо плохо выполняются свои обязанности. Специально для тех молодых людей, которые планируют получить профессию воспитателя детсада , мы рекомендует ознакомиться со всеми особенностями, преимуществами и недостатками этой работы. И только после этого принимать взвешенное решение о выборе профессии.

Кто такой воспитатель детского сада?

Воспитатель – работник дошкольного учреждения, отвечающий за безопасность, воспитание, обучение и всестороннее развитие воспитанников во время их нахождения в детском саду. Другими словами, это специалист, осуществляющий присмотр за детьми в возрасте 3-7 лет и проводящий определенные воспитательно-образовательные мероприятия, план которых зависит от того, к какой возрастной группе относятся воспитанники.



В качестве самостоятельной сферы деятельности эта профессия появилась только в 19 веке, когда женщины начали заниматься не только воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, но и общественным трудом. Хотя предпосылки к ее появлению возникли еще в древние времена. Например, в Древней Греции роль воспитателя выполнял специальный раб, которого сегодня назвали бы домашним воспитателем (гувернером). Особенно востребованной эта профессия стала в период массового появления государственных и частных дошкольных учреждений.

И если в период становления этой профессии воспитателем мог стать любой энтузиаст, который просто любил детей, то современный воспитатель детского сада – это высококвалифицированный специалист, который должен не только любить детей, но и разбираться в их психологии, знать своевременные педагогические методики и программы, а также обладать талантом организатора.

Должностные обязанности воспитателя детского сада включают в себя: обеспечение соблюдения режима дня и безопасности детей, подготовку и проведение мероприятий, направленных на обучение и развитие ребенка, согласно разработанной программы для детей определенного возраста, организация досуга воспитанников, участие в методической работе, повышение квалификации.

Каким личностными качествами должен обладать воспитатель детского сада?

С момента появления данной профессии основное требование к личностным качествам воспитателя не изменилось – как и прежде и он должен любить детей, быть добрым и чутким. Кроме того, поскольку работа воспитателя детского сада предусматривается осуществление контроля за деятельностью группы детей (а в некоторых случаях группа может состоять из 20-30 воспитанников) специалист должен обладать эмоциональной устойчивостью, выдержкой и терпением.

Также воспитатель должен быть:

наблюдательным;

внимательным;

ответственным;

коммуникабельным;

искренним;

эрудированным;

жизнерадостным;

справедливым;

активным.

Помимо всего прочего хороший воспитатель обязан уметь распределять и переключать свое внимание, иметь хорошее зрительное и слуховое восприятие, обладать творческим и абстрактно-логическим мышлением, развитой интуицией, высоким уровнем культуры и педагогическим оптимизмом.

5.Воспитательная ситуация как форма воспитания дошкольников .

Формы воспитания – это способы, с помощью которых организовывается воспитательный процесс, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся путем воздействия на их чувства и поведение.

Методы и формы воспитания по содержанию немного близки между собой, но имеют некоторые отличия. С помощью методов происходит своеобразное воздействие на личность. Это средства, которые помогают развить нравственные убеждения у ребенка.

Факторы, действующие на выбор средств воздействия:

возможности школы;

особенности традиций и коллектива;

возраст воспитанников;

социальный уровень и опыт;

профессионализм преподавателей.

Учитывая эти условия, возможно определить основные формы воспитания. Их список не является исчерпывающим. Поэтому каждый преподаватель должен найти свой подход.

Формы воспитания в педагогике предусматривают взаимосвязь и взаимодействие между преподавателем и учащимся. Классификация педагогических форм очень велика, но из них выделяют три основные:

Индивидуальная.

Групповая.

Коллективная.

Индивидуальная форма воспитания

Смысл индивидуальной формы в том, что к каждой маленькой личности нужен особый подход. С помощью совместных бесед, оказания помощи, душевных разговоров и доверия можно достичь высоких уровней в процессе развития. Главной задачей педагога является изучение личности ученика.

Групповое воспитание

Обучение в групповой форме развивает гуманные отношения среди детей, усовершенствует коммуникабельность. Наставник в этом случае участвует в роли организатора. Его цель – добиться взаимопонимания и уважения между участниками.

Коллективное воспитание

Концерты, коллективные походы, экскурсионные поездки, спортивные соревнования – это все способы коллективной формы воспитания детей. Тут учитель выступает как участником, так и организатором и помощником.

Формы обучения и воспитания определяются видом деятельности, способом влияния учителя, временем проведения и подготовки, количеством субъектов. Лучше всего, когда средства воздействия определяются в самом процессе обучения.

Особенности воспитания детей дошкольного и школьного возраста

Форма воспитания дошкольника должна максимально привлекать слушателя, ведь от этого зависит конечный результат.Следует правильно заинтересовать воспитанника, чтоб он не смог отвлечься на что-то другое. Главные условия в процессе становления личности:

1.дети должны получать удовольствие;

2.формы должны меняться в зависимости от обстоятельств.

Более разнообразна форма воспитания младших школьников. Тут, помимо заинтересованности первоклашек, необходимо создать дружную обстановку в коллективе, помочь деткам сотрудничать между собой и стараться найти компромиссы в разных ситуациях. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте ученик усвоил сущность людей и научился чувству ответственности перед окружающими и самим собой.

Модернизация в воспитании

В практике очень часто используются и нетрадиционные формы воспитания. Они помогают внести разнообразие в саму систему обучения, улучшают атмосферу и делают ребят активными. Это всевозможные тренинги, КВНы, игры, конкурсы. Некоторые педагоги вовлекают в проведение этих мероприятий и родителей.

Именно современные формы воспитания вносят в саму систему свою «изюминку». В них не дается оценка непосредственно индивидууму, тут оценивается именно поступок, который совершен. Мнение приверженцев современного обучения сводится к тому, что кричать на ребенка нельзя. Дети слушают взрослых только тогда, когда те прислушиваются к ним. На этом должны основываться и формы воспитания в семье. Если сын или дочь окружены заботой, вниманием, уважением со стороны родителей, то и они научатся уважать. С детства наблюдая насилие в семье, ребенок и сам в будущем будет добиваться своих целей негативным путем.

6. Готовность ребенка к обучению в школе.

Готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его, учеба является обязательной, обще­ственно значимой деятельностью. За нее несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным со­держанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является официальным носителем общественных требований, к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражение личного отношения учителя к ребенку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Пло­хую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.

Взаимоотношения детей в классе отличаются от тех, которые скла­дываются в игре. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становятся оценка учителя, успехи в учебе. Вместе с тем совместное участие в обязательной деятельности порождает но­вый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности.

Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становят­ся единственной учебной целью. Знания и учебные действия усваи­ваются не только для настоящего времени, но и для будущего, впрок.

Знания, которые получают дети в школе, имеют научный харак­тер. Если прежде начальное обучение представляло собой подгото­вительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такого усвоения, которое начинается с первого класса.

Основная форма организации учебной работы детей - урок, на ко­тором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.

Ученик должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее обще­ственную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познава­тельные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.

Ученику совершенно необходим тот комплекс качеств, который ор­ганизует умение учиться. Сюда входят понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

Важная сторона психологической готовности к школе - доста­точный уровень волевого развuтuя ребенка. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

В структуре психологической готовности принято выделять следую­щие компоненты (по дaнным Л.АВенгер, АЛ.Венгер, В.В.Холмовской, ЯЯ.Коломинского, Е.АПашко и др.):

1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной с деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Го­товым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будуще­му школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сфор­мированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребе­нок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный ypовень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребен­ка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирова­ние у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в само­стоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что раз­витие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление. (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной, речью и способность к понима­нию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Современный воспитатель должен уметь прогнозировать развитие личности ребёнка и создавать условия для её формирования. Личность воспитателя УДО должна соответствовать следующим требованиям :

1. профессионально-педагогическая компетентность – предполагает не только глубокие знания в области психологии, педагогики, частных методик, но и умения творчески применять эти знания на практике;

2. высокая психологическая культура – система знаний и представлений воспитателя о закономерностях развития психических познавательных процессов, формирования личности дошкольника, особенностей общения детей в группе;

3. креативность – способность воспитателя к творчеству, что обеспечивает нестандартный подход к педагогической деятельности, использование передового опыта и новых педагогических технологий;

4. профессиональное самосовершенствование предполагает стремление воспитателя к повышению уровня профессиональной подготовки, самообразованию и личностному росту.

К необходимым качествам работающего с дошкольниками педагога могут быть отнесены:

· сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы;

· умеренная экстравертированность;

· стеничность эмоций (преимущественность положительных эмоций – радость, удовольствие и др.) и эмоциональная устойчивость (высокий уровень невротизма педагога профессионально противопоказан в дошкольных учреждениях);

· уровень интеллектуального развития не ниже нормального по показателям восприятия, памяти, мышления и по характеристикам внимания;

· высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования.

На современном этапе развития системы образования требования к профессиональным и личностным качествам педагога усложняются. Личностно ориентированное воспитание − это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, с учетом особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

Вполне естественно, что такие задачи воспитания требуют перестройки личности самого педагога. По мнению психолога Карла Роджерса, эффективный педагог − это педагог с позитивной Я-концепцией.

К.Роджерс считал, что эффективного педагога характеризуют следующие признаки:

Стремление к максимальной гибкости;

Способность к эмпатии, сензитивность (чувствительность) к потребностям воспитанников;

Умение придать личную окраску процессу воспитания и обучения;

Установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия детей;

Владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми;


Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

К профессионально значимым личностным качествам , которыми должен обладать педагог, можно отнести:

- любовь к детям. Воспитатель заменяет ребенку маму в ее отсутствие и ребенок ждет от нее теплоты, внимания, готовности помочь, утешить. Но любовь воспитателя должна быть не слепой и не избранной, а проявляться по отношению к каждому ребенку;

- гуманизм – качество, связанное с системой установок на других людей, способность сострадать, сорадоваться, готовность придти на помощь;

- эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение, «вчувствование» в переживание другого человека. Только педагог с эмпатической способностью может понять состояние малыша, выбрать верный способ педагогического воздействия, обеспечивающего психологическую безопасность;

- тактичность – означает чувство меры, умение держать себя, соблюдение привил приличия. Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка;

- любознательность – постоянное постижение секретов педагогического мастерства, стремление к самообразованию, расширение своего кругозора;

- педагогический оптимизм – вера в особую значимость своего труда, в счастливое будущее своих воспитанников;

- коммуникативность – способность грамотно строить общение в разных ситуациях. Педагог должен уметь находить общий язык с разными группами людей: со своими воспитанниками, с их родителями, с коллегами, с администрацией.

Волевые качества личности: целеустремленность, выдержка, терпеливость, требовательность к себе, настойчивость, ответственность и др. Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять прежде всего собой, не раздражаться, особенно в проблемных; ситуациях взаимодействия (непослушание ребенка, некорректное поведение родителей, критика руководства и т. д.). Работа воспитателя требует проявления сдержанности, терпения, великодушия.

Все мы знаем, что основа характера, а значит и основа для успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром закладывается у человека в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно 5 лет.
Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть своего времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.
Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.
Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение

О профессиональных умениях педагога ДОУ.

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.
Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.
Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.
Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.



Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.
Все современные исследователи отмечают, что имен­но любовь к детям следует считать важнейшей лич­ностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
- активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;
- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;
- внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) – «встали», «пошли», «ну-ка сели», «замолчали». Опять же в крике, обращается к детям: «Ну, что вы кричите?». И другой вариант поведения: «Сейчас решим, сейчас поговорим».
- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (про­дуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.
Обратим внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:
1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности
2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса
3) отсутствие специально-пе­дагогической, методической, социаль­но-психологической, компетентности.
Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

Психолого-педагогические умения воспитателя и их формирование в процессе изучения курса педагогики.

Как известно, умения – это способность человека применять имеющиеся у него знания на практике в различных условиях. Знания являются как бы инструментом по отношению к умениям. Без знаний не бывает умений. Однако и знания без умений не дают возможности человеку успешно работать. Умения формируются в деятельности. Имея знания, человек может постепенно научиться тем или иным практическим действиям, идя путем проб и ошибок. Тем не менее, более рациональным является путь целенаправленного формирования умений в процессе обучения. Для того чтобы обеспечить эту целенаправленность, надо знать:

1) какие умения формировать; 2) каковы условия формирования умений; 3) каковы способы формирования умений.

Воспитатель ДОУ должен обладать психолого-педагогическими, частнометодическими и специальными умениями.

Психолого-педагогические умения наиболее обобщены и относятся ко всей педагогической деятельности воспитателя. Это умение аналитические, коммуникативные и др. о них пойдет речь дальше.

Частнометодические – это специфические умения, связанные с обучением или организацией конкретной деятельности, например умения обучать рисованию, ритмическим движениям, пению и т.д. обучении этим умениям осуществляется в процессе изучения частных методик. Однако и при изучении курса педагогики у учащихся формируют частнометодические умения, например умения, организовывать игровую, трудовую деятельность детей, руководить ею.

Специальные умения – это умения в той области деятельности, которой обучают детей. К ним относятся умение рисовать, лепить, конструировать, петь, танцевать, выполнять физические упражнения, движения под музыку и т.п.

Перечень умений, необходимых специалисту в работе, формируется на основе анализа профессиональной деятельности и находит отражение в профессиограмме.

Выделим психолого-педагогические умения из профессиограммы воспитателя ДОУ.

Аналитические умения: наблюдать, анализировать и оценивать (диагностировать) уровень развития, воспитанности и обученности каждого ребенка; анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации активного педагогического воздействия; анализировать и оценивать реально существующие педагогические явления, причины, условия и характер их возникновения и развития (например, агрессивность, враждебность у определенной части детей группы, недисциплинированность, чрезмерная возбудимость отдельных детей); анализировать педагогическую деятельность других воспитателей (на основе наблюдения), выделять положительный опыт, замечать недостатки в их работе; анализировать свою собственную педагогическую деятельность, выделять удачные приемы в работе, недостатки и промахи с целью дальнейшего совершенствования своей педагогической деятельности.

Проектировочные умения (проектирование результатов педагогических воздействий, планирование путей осуществления педагогических воздействий): проектировать развитие личности каждого ребенка и коллектива в целом; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности в воспитании и обучении отдельных детей; выделять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, определять условия их решения; планировать свою работу по руководству разными видами деятельности детей; теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы.

Конструктивные умения подготовка к реализации учебно-воспитательных задач): анализировать и отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обученности и воспитанности детей; осуществлять дидактическую переработку материала, превратить его в доступный детям, отвечающий конкретным дидактическим или воспитательным целям; расчленять каждое действие (культурно-гигиенические, трудовые, изобразительные, физкультурные и другие умения и навыки) на отдельные операции, обосновывать значение каждой операции; находить наиболее рациональное решение, связанное с размещением детей во время разных видов деятельности, с одновременной организацией детей для выполнения различных видов деятельности; обоснованно с учетом психологических особенностей дошкольников определять логическую структуру организации занятий и отдельных моментов в режиме дня.

Организаторские умения: управлять поведением и активностью детей; увлекать ребят играми, занятиями и другими перспективами; группировать воспитанников в процессе деятельности с учетом их взаимоотношений и индивидуальных особенностей; быстро принимать оптимальные решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия; применять целесообразную для данной ситуации форму требований, варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и конкретных педагогических условий; четко, лаконично и доступно объяснять детям задания, требования, правила.

Коммуникативные умения: устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, а также с их родителями; находить контакт и правильный тон при общении с разными людьми в разных обстоятельствах; располагать к себе детей, при необходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям.

Умения, необходимые для контроля за ходом педагогического процесса и регулирования его: видеть одновременно всех детей; определять по внешним проявления и поступкам детей изменение их психологического состояния, понимать и объяснять поведение детей в конкретных жизненных ситуациях; своевременно и разумно менять поставленные педагогические задачи с учетом ответных реакций детей на педагогические воздействия и конкретных условий; по ходу выполнения детьми заданий давать им необходимые дополнительные указания и разъяснения, вносить поправки в их действия; регулировать взаимоотношения между детьми, разбираться в конфликтах и устранять их; усложнять требования и стимулировать ход деятельности, учитывая успехи и достижения воспитанников.

Умения, необходимые для оценки полученных результатов и определения новых педагогических задач: анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и поставленными педагогическими задачами; выделять сравнительную эффективность применяемых средств и методов воспитательно-образовательной работы; анализировать природу достижений и недостатков в профессиональной педагогической деятельности; соотносить свой опыт с педагогической теорией; на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать педагогические задачи.

Таков перечень основных общепедагогических умений, которыми должен обладать воспитатель детей дошкольного возраста, имеющий среднее специальное образование.

Рассмотрим теперь частнометодические умения (на примере руководства сюжетно-ролевыми играми – одним из наиболее специфических видов деятельности детей).

Чтобы успешно руководить сюжетно-ролевыми играми, воспитатель должен уметь наблюдать игры детей, анализировать их, устанавливать (диагностировать) уровень развития игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом (содержание игр, характер взаимоотношений детей); проектировать развитие игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом, планировать приемы, направленные на развитие игры; обогащать впечатления детей, для того чтобы игры стали боле разнообразными, интересными (воспитатель отбирает соответствующий литературный материал, трансформирует его таким образом, чтобы он был доступен детям, организует экскурсии, рассказывает ребятам что-либо из своего личного опыта, показывает иллюстрации, чтобы вызвать у детей желание отразить полученные впечатления в игре). Не менее важными в руководстве сюжетно-ролевыми играми являются умение взрослого организовывать начало игры, побуждать детей к игре, предлагать им новую игру, планировать ее подготовку и содержание; проектировать содержание конкретной сюжетно-ролевой игры (предоставлять возможное ее развитие, предвидеть, как она будет проходить у конкретной группы детей); развивать игру в соответствии с воспитательно-образовательными задачами (предлагать новые роли, игровые действия, ситуации); вопросами, советами обогащать содержание игры, включаться в игру с детьми, прямыми способами (показ и пояснение) обучать маленьких детей игре.

Итак, мы знаем, какие психолого-педагогические и частнометодические умения по руководству сюжетно-ролевыми играми необходимо развивать у наших учащихся. Формирование этих умений осуществляется как на занятиях по курсу педагогики, так и в процессе педагогической практики. Направляет, организовывает, контролирует весь процесс обучения преподаватель педагогики.

Мы уже говорили, что умения формируются в деятельности. Как же организовывать деятельность учащихся, чтобы выработать у них необходимые умения? Для этого нужны определенные условия:

    Планомерное и целенаправленное обучение. Преподаватель планирует последовательное обучение умениям в связи с изучением теоретического учебного материала.

    Осознанная деятельность учащихся по овладению умениями. Уже на вводных занятиях по педагогике преподаватель объясняет, какими умениями, необходимыми воспитателю для успешной работы, должен овладеть будущий специалист. При выполнении каждой практической работы преподаватель указывает не только ее содержание и конечный результат, но и те педагогические умения, которыми овладевает специалист в ходе ее выполнения. Например: «Сегодня на занятии мы будем анализировать на основе ваших наблюдений состояние игровой деятельности детей ваших групп. Анализ необходим для того, чтобы правильно ставить задачи в руководстве играми. Вы уже определяли уровень учебной деятельности у отдельных детей своей группы. Способы анализа примерно одинаковы. Вспомним, как мы анализировали и оценивали состояние учебной деятельности детей».

    Наличие знаний у учащихся. Для того чтобы выполнить названное выше задание, учащийся должен знать, по каким показателям может проводится анализ уровня развития игровой деятельности (тематика, сюжет игры, количество участников, наличие наделенных разными функциями ролей, способ применения игрушек и предметов в игре, характер общения и др.) и какой уровень характерен (задан программой) для детей данного возраста.

    Осознание цели и способов действий. Выполняя работу, учащийся должен знать о ее назначении, цели (в нашем примере – установить уровень развития игровой деятельности, чтобы затем наметить задачи по дальнейшему руководству играми детей) и о том, каким образом ее можно достигнуть (на основе записей игр определить, соответствует ли требуемому уровню каждый показатель игровой деятельности; выявить, какие стороны игры находятся на достаточно высоком уровне, по каким показателям уровень недостаточен; на основании проведенного анализа дать общую описательную оценку развития игровой деятельности детей).

    Неоднократное выполнение действий в варьирующихся условиях. Чтобы сформировалось, необходимо применять его много раз в новых условиях. Например, целесообразно проанализировать не одну игру, а несколько или же дать оценку игровой деятельности не одной, а нескольких групп детей. Полезно на уроке под руководством преподавателя педагогики анализировать игру одного вида, а в ДОУ вместе с руководителем подгруппы практикантов – другого вида и т.п. следует иметь также в виду, что психолого-педагогические умения легко переносятся с руководства одной деятельностью детей на другую; учащиеся должны лишь усвоить их алгоритм (определенный порядок, последовательность действий). Так, научившись анализировать и оценивать уровень сформированности культурно-гигиенических навыков детей при изучении темы «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», учащийся без затруднений использует это умение при анализе любой другой детской деятельности.

Зная перечень формируемых умений и условия их выработки, мы без особого труда определяем формирования умений: это решение педагогических ситуационных задач, анализ педагогических ситуаций, выполнение практических заданий, практическая деятельность учащихся с детьми в ДОУ. Так как последняя представляет собой область педагогической практики, ею руководит преподаватель – руководитель подгруппы практикантов. Однако преподаватель педагогики, обеспечивая связь теоретического обучения с практикой, часто дает задания учащимся по наблюдению за детьми, проведению с ними отдельных воспитательных мероприятий в ДОУ. Делается это для того, чтобы впоследствии на уроке проанализировать выполнение задания или опереться на опыт учащихся. Вот примеры заданий по оценке педагогической ситуации, запись которой осуществляется на практике, а анализ – на уроке педагогики: «Запишите жалобы детей и реакцию на них воспитателя. Проанализируйте педагогическую ситуацию, дайте ей оценку». Или: «Наблюдая за сюжетно-ролевой игрой детей, попробуйте включиться в нее, взяв на себя какую-нибудь второстепенную роль («больного» в игре во «врача», «покупателя» в игре «магазин», «пассажира» в игре в «поезд» и т.п.)». опираясь на опыт учащихся, преподаватель на следующем уроке показывает различные приемы поддержания и развития сюжетно-ролевой игры воспитателем путем включения в нее второстепенных ролях. В процессе выполнения практического задания в ДОУ у учащихся формируется одно из умений руководства сюжетно-ролевыми играми.

Следует учитывать, что далеко не все психолого-педагогические умения могут формироваться на уроках. На занятиях учащиеся учатся анализировать (на основе наблюдений в ДОУ), проектировать и конструировать (планировать) свою педагогическую деятельность. Организаторские, коммуникативные умения, умения контролировать деятельность детей формируются только в процессе непосредственного общения и работы с ними.

Попытки организовывать «деловые игры», в которых одни учащиеся на себя роли «педагогов», а другие – «детей», как правило, не умеют большого успеха, потому что выполняющие роль «детей» не могут ее сыграть так, чтобы «педагог» попал в реальную ситуацию общения с ребенком. Самое большее, что может преподаватель на уроке, - это назвать, объяснить и продемонстрировать отдельные приемы организаторской, коммуникативной или контролирующей деятельности, то, что в педагогике принято называть техникой педагогической работы. Отработка педагогической техники (умения владеть голосом, жестом, мимикой, распределять и последовательно переключать внимание, привлекать внимание к себе, четко формулировать задачи, задания, лаконично и доступно объяснить смысл задания и др.) необходима. Для этой цели хороши были бы специально разработанные упражнения и задания. Однако если в колледже сложились прочные традиции, если в нем живет «педагогический дух» и высокая требовательность к воспитанникам, то овладение педагогической техникой происходит в ходе всего учебного процесса и внеучебной работы.

Вот, к примеру, некоторые единые требования к учащимся, выполнение которых на любом предмете способствует овладению педагогической техникой: «Следите за порядком на своем рабочем месте в аудитории – это нужно вам, чтобы выработать привычку содержать в порядке рабочий стол воспитателя.

Слушайте внимательно ответ учащегося, приучайте себя вникать как в построение фраз, так и в смысловое содержание. Это поможет вам правильно оценивать ответы детей, поправлять допущенные ими ошибки.

Говорите связано, свободно, достаточно громко, эмоционально, убедительно, чтобы научиться общаться с детьми, рассказывать им, объяснять».

Что касается аналитических, проектировочных и конструктивных умений, то они формируются на учебных занятиях по педагогике и частным методикам. Если аналитические умения опираются преимущественно на знание психологии, то проектировочные и конструктивные – на знания педагогики и частных методик. Следует иметь в виду, что умения эти тесно связаны между собой. Сам по себе анализ не имеет смыслового значения, если учащийся на основе его не проектирует свою дальнейшую деятельность (ставит цели, выдвигает задачи) и не конструирует ее (отбирает содержание, выбирает рациональные для каждого случая формы, методы и средства обучения и воспитания). Поэтому на формирование профессиональных умений должна быть направлена система практических занятий и заданий, как бы охватывающая эти три группы умений. В методических рекомендациях к изучению темы «Игра» показан примерный комплекс таких практических занятий.

Практические работы по специфике деятельности учащихся могут быть подразделены на:

    Анализ педагогических ситуаций. В качестве педагогической ситуации используется либо наблюдение учащегося, либо пример из художественной или педагогической литературы, либо специально подобранные задачи. Учащиеся должны проанализировать и оценить ситуацию: указать причины и мотивы поведения детей, действий педагога или родителей; выявить допущенные педагогические ошибки; высказать суждение о возможных вариантах действий.

    решение педагогических ситуационных задач. Учащемуся предлагается спланировать, спроектировать свою деятельность, выбрать наиболее целесообразные, но его взгляд, способы и средства педагогического воздействия при заданных педагогических условиях. Эти условия могут быть либо сформулированы в задаче, либо являться результатом предварительной аналитической деятельности на основе наблюдений. Их можно взять из практического опыта учащегося.

    1. На основе анализа игровой деятельности детей вашей группы спланируйте перспективы ее развития: какого уровня игровой деятельности хотели бы вы добиться в течение ближайшего полугодия? Какие приемы вы используете для этой цели?

      На основе составленной вами характеристики культурно-гигиенических навыков отдельных детей в группе сформулируйте задачи их совершенствования с учетом программных требований.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх