Литотерапия как средство коррекции Эмоционально-личностных нарушений у детей. Занятие для детей дошкольного возраста с использованием игротерапии

Наталья Арепьева

Литотерапия -терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Авантюрин

Помогает бороться с аллергическими дерматитами и выпадением волос. Изделия из авантюрина снижают давление, лечат бронхиты и простуды, применяются при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и болезнях кровообращения.

Есть указания, что авантюрин помогает при вялотекущих хронических заболеваниях, он ускоряет заживление ран и сводит бородавки. В индийской йоге зеленый авантюрин использовался для стимуляции сердечной чакры, для укрепления зрения и развития интеллекта

Уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.

Помогает при длительном затяжном кашле и болезнях горла. Снимет судороги, помогает бороться со страхами, защищает от инфекций и желудочных болезней.

Голубой агат оказывает положительной действие на щитовидную железу, желтый - лечит органы дыхания и пищеварения, в частности печень и желчные пути. Красный агат положительно влияет на сосудистую систему, помогает справляться с эндокринными расстройствами и вирусными заболеваниями.

Аквамарин

Индийские йоги традиционно считают, что этот камень является одним из важнейших стимуляторов горловой чакры. Она же, в свою очередь, связана со щитовидной железой и поэтому опосредованно управляет эмоциями человека. Снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.

Аквамарины укрепляют защитные имунные силы организма, помогают при различных заболеваниях кожи и легких, снимают зубную боль. Считается также, что аквамарины благотворно влияют на работу желудка и печени. Верят, что украшения с аквамаринами помогают справиться с морской болезнью.


Созерцание аметистов снимает нервное раздражение, вызывает успокоение и поэтому хорошо при борьбе с бессонницей. Вода, в которой лежали аметисты, полезна для восстановления мозгового кровообращения. В прошлом считалось, что аметист способен защитить своего владельца от заразы. Полагают также, что украшения из аметиста следует регулярно очищать, снимая с них негативную энергию. Снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.

Считается, что бериллы помогают при боли в спине, простуде и насморке. Берилл также способен гармонизировать протекание метаболических реакций.

Бирюза укрепляет зрение, избавляет от бессонницы и ночных кошмаров, облегчает головные боли. В индийской литотерапии бирюза считается важнейшим стимулятором горловой чакры. Поэтому этот минерал положительно влияет на голосовые связки и щитовидную железу. Монгольские ламы считали, что бирюза является индикатором здоровья человека : её цвет меняется вместе с состоянием владельца. Тускнеющий или зеленеющий камень может послужить первым сигналом о начинающемся заболевании. Считается также, что цвет бирюзы может восстановиться, если её носит абсолютно здоровый человек с сильной аурой. Уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.

В литотерапии гагат используется в виде шаров для массажа, амулетов, бус а также в виде пластин для снятия с ладони отрицательной энергии. В старину верили, что гагаты могут предотвращать судороги. Считается, что гагаты помогают при подагре и для снятия судорог. Говорят, что приложенный к почкам гагат повышает артериальное давление. Есть мнение, что гагат спасает от отравлений и болезней желудка.

В старину считалось, что украшения из гематита помогают останавливать кровь и заживлять раны. И в наши дни некоторые люди считают, что гематиты обладают восприимчивой энергией "Инь", "очищают" кровь, помогают при заболеваниях крови и благотворно действуют на почки, печень и селезенку. Не случайно одно из названий гематита - "железная почка".

В восточной литотерапии амулеты из гематита использовали для лечения нарывов, борьбы с закупоркой кровеносных сосудов, для остановки кровотечений. Считается, что гематит благотворно сказывается на кроветворении, может помочь при мочевых и гормональных расстройствах, препятствует заболеваниям крови.

Горный хрусталь

Ещё в Древнем Тибете, Монголии и Китае врачи умели прижигать раны с помощью солнечных лучей, пропущенных через шары из горного хрусталя. Современные литотерапевты считают , что природный хрусталь стабилизирует духовные и физические силы человека. Кристаллы горного хрусталя способствуют хорошей работе спинного и головного мозга, помогают при ишемической болезни, варикозном расширении вен и респираторных заболеваниях.

С помощью кристаллов горного хрусталя можно снять головную боль и справиться со стрессом. Считается, что они помогают сбить температуру. Любопытно, что ещё Древнем Риме патрицианки носили в жару для охлаждения в руках небольшие шары из горного хрусталя.

Гранаты положительно влияют на пищеварение, дыхание, кровообращение и имунную систему. Верят, что гранатовые ожерелья помогают при высокой температуре, воспалении горла и длительных головных болях.

Гранаты желтого или коричневого цвета полезны при заболеваниях кожи, пищеварения, при запорах и аллергии.

О лечебном действии жемчуга упоминается в знаменитом "Каноне" Авиценны и в трудах древних арабских медиков. Существует мнение, что изделия из жемчуга помогают при заболеваниях почек, печени, пищеварительной системы и благотворно влияют на организм человека при гипертонии. Не случайно в знаменитом памятнике тибетской медицины "Чжуд-ши" указывается, что жемчуг помогает при нервных расстройствах, потере памяти и нервной слабости.

В лекарственных целях используется также "жемчужная вода", в которой в течение ночи лежало несколько жемчужин. Утром такую воду можно пить. Считается, что она помогает при кровотечениях десен, полезна при лечении конъюктивита, способна благотворно влиять при заболеваниях печени и при желчекаменной болезни. Жемчужная вода обладает противовоспалительным, антимикробным и кровевосстанавливающим эффектами. В Китае даосы считали жемчуг застывшим женским началом Инь, эликсиром молодости, продлевающим жизнь. До сих пор в Монголии и Китае верят, что в жемчуге заключена чудодейственная целительная сила, помогающая при лечении катаракты и других болезней глаз.

Считается, что жемчуг, теряющий свой изначальный блеск, сообщает о возможной болезни своего хозяина. К тому же изменение спектра химических веществ, выделяемых кожей, на которые и может реагировать жемчуг, действительно является индикатором некоторых болезней.

Иное название змеевика - серпентин. В старину существовало поверье - благодаря своей "змеиной окраске серпентин способен служить эффективным противоядием. Поэтому этот минерал был известен также как "аптекарский камень".

Современные литотерапевты считают , что змеевик помогает при головной боли, он способен пробудить от летаргии и ускоряет сращивание костей.

Изумрудам издавна приписывались определенные врачующие свойства. Литотерапевты утверждают , что изумруды помогают при бессоннице и отгоняют дурные сны. Изумруды снижают температуру, помогают лечить воспаления, борются с инфекциями, полезны при болезнях мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Изумруд лечит диабет и ожоги, боли в сердце, снижает кровяное давление и помогает лечению псориаза. В старину изумруды служили даже средством от укусов змей скорпионов. Не удивительно, что благодаря своему насыщенному зеленому цвету изумруды слывут признанными лекарями глазных болезней.

Знатоки камней утверждают, что аметистовый кварц может отгонять тоску. Современные литотерапевты рекомендуют настаивать воду на кварце. Считается, что такая вода оказывает на организм человека целительное и стимулирующее действие. Не удивительно, что это так. Ведь в природе животворная вода родников тоже нередко проходит через пласты кварца.

Кораллы активизируют обмен веществ, благотворно влияют на кровообращение и сердечно-сосудистую систему, улучшают память. Существует поверье, что кораллы лечат нарывы и язвы, в том числе и внутренние. Считалось, что коралл на указательном пальце правой руки очищает кровь, а коралловое ожерелье на шее предохранит от ангины, скарлатины и избавит от нервного тика.

Согласно "Аюверде", красный коралл включает в себя элементы воды, земли и огня. Его действие распространяется на энергию, управляющую обменом веществ, температурой тела, состоянием кожи и пищеварением. Коралл нейтрализует негативные состояния - гнев, зависть. Он полезен при заболевании щитовидной железы, помогает при астме и обладает противозачаточными свойствами.

В Японии порошок из белых кораллов применяется для ускорения заживления переломов костей, в зубном протезировании. В Португалии коралловые бусы считаются верным средством от головной боли, в Англии - от болезней горла. В российской литотерапии кораллы также применяются для лечения заболеваний горла и сердечно-сосудистой системы, они помогают при депрессиях и психоневрозах, избавляют от тиков.

Кошачий глаз

Считается, что украшения с кошачьим глазом помогают при бронхиальной астме, анемии и приступах ревматизма, способны ослабить боли в суставах.

Говорят, что бусы из "кошачьего глаза" способствуют борьбе с заболеваниями горла : ларингитом, трахеитом и бронхитом. Специалисты рекомендуют носить украшения с "кошачьими глазами" после переломов для скорейшего образования костной мозоли.

Уже в Древней Индии лазурит использовали не только для изготовления священных атрибутов, но и в лечебных целях. В "Аюверде" сказано, что этот "небесный" камень укрепляет физическое тело, ум и сознание. Лазурит рекомендуется как для стимуляции всего организма, так и для лечения глазных заболеваний в частности. В последнем случае используется вода, в которую на некоторое время был опущен этот камень. В старину верили, что браслет из лазурита способен защитить ребенка от самых разных болезней.

Украшения с лазуритом помогают при мигренях, нервных заболеваниях, астме и радикулите. Они способны снизить артериальное давление и сбить высокую температуру при различных заболеваниях. Лазуриты используются при лечении воспалений и для укрепления сна.

Лунный камень

Считается, что украшения из лунного камня благотворно воздействуют на почки, мочевой пузырь и мочевыводящие каналы, они помогают при отеках и водянке.

Литотерапевты пишут , что лунный камень предохраняет от эпилепсии и других нервных припадков.

У многих народов малахит считается "камнем здоровья", оберегом от различных напастей. Тексты индийской "Аюверды" советуют накладывать малахит на сердечную чакру и "заблокированные" участки тела для того, чтобы "растворить энергетические пробки" и открыть каналы для прохождения потоков биоэнергии. Наиболее полезными считались при этом малахиты светлых оттенков.

Положенный на область солнечного сплетения малахит снимает эмоционально напряжение, создает баланс энергии между сердечной и пупковой чакрами. Малахит способен поглощать негативную энергию, создавать в организме человека физическую и эмоциональную гармонию.

В современной литотерапии малахит применяется при болезнях сердца, поджелудочной железы и селезенки. Он активизирует регенерацию, положительно влияет на гипофиз и эпифиз. По мнению некоторых американских целителей, малахит является хорошим противорадиационным средством. Специалисты литотерапии рекомендуют применять его при болезнях поджелудочной железы и селезенки. Украшения из малахита способствуют регенерации тканей и благотворно влияют на нервную систему

Литотерапевты утверждают , что нефрит обладает проективной энергией Ян. Издавна в Китае толченый нефрит добавлялся в "эликсир бессмертия" - напиток для сохранения молодости и здоровья. Благодаря большой теплоемкости, кусок нефрита, приложенный к животу, действует, как утоляющая боль грелка.

Обсидиан

Обсидиан почитали как камень-очиститель, помогающий бороться с различными негативными явлениями на уровне физического тела. Обсидиан может рассасывать "энергитические пробки". По рекомендации известного литотерапивте Катрин Рафаэль для энергетической зарядки тела обсидиан кладут на область паха или на пупок. Кусочки обсидиана, расположенные вдоль центральной линии тела, способствуют выравниванию энергетики меридианов. Полезно, по её мнению, помещать рядом с обсидианом небольшие кристаллы горного хрусталя; последние помогают бороться с психическими и эмоциональными "блоками". Считается, что четки, бусы и подвески из обсидиана положительно влияют на желудок, а также стимулируют работу почек, стабилизируют давление крови и укрепляют иммунитет.

Оникс применяется при заболеваниях нервной системы и депрессиях. Верят, что он снимает стрессы, облегчает боль, способствуя эмоциональному равновесию и самоконтролю. Изделия из оникса обостряют слух, омолаживают и укрепляют память. Литотерапевты советуют прикладывать полосатые ониксы к воспалившимся местам.

В "Аюверде" сказано, что опал содержит три элемента : воду, огонь и жар и может быть полезен как лекарь для людей. Индусы верили, что опалы помогают росту детей. В XVII веке Боэций де Боот - придворный врач богемского императора Рудольфа - писал что опал "успокаивает нервы, помогает при болезнях сердца, меланхолии, обмороках, сохраняет от бурных страстей, раздражений, возвращает остроту зрения и блеск глазам". В Индии верили, что опал способствует общению между людьми и налаживанию дружеских отношений. Существовало мнение, что опалы теряют свой блеск, предвещая болезнь своего владельца.

Современные литотерапевты считают , что опалы развивают интуицию и благотворно влияют на нервную систему, гипофиз, эпифиз. Считается, что опалы гармонизируют все функции организма и защищают его от инфекционных заболеваний.

Рубину в древности предписывали сверхестественные свойства, в том числе и способность предохранять от тяжелых заболеваний и давать организму энергетическую подпитку. Считалось, что рубины врачуют сердце, мозг, улучшают силу и память человека. В старинной русской книге, посвященной драгоценным камням, о рубине было сказано, что этот камень "тело человечье во здравие ото всяких болезней устрояет". Приписывали рубинам и антитоксические свойства; эти камни якобы спасали владельцев от различных ядов.

Современные литотерапевты отводят этому камню большую роль в исцелении различных недугов. Считается, что он способствует исцелению заболеваний крови, хронических тонзилитов , заболеваний позвоночника и суставов. Кроме того, отмечается способность рубина предотвращать эпилептические приступы, положительно влиять на нервную систему. Этот камень способен снять депрессию, помогает он при бессоннице и шизофрении. При нервных срывах и повышенном артериальном давлении носить рубин не рекомендуется. В этом случае уместно его заменить камнем Водной стихии для "охлаждения" и гармонизации энергетического баланса.

Для проявления целебных свойств камня его владелец должен быть целомудрен и добр. Считается, что сапфиры понижают давление, помогают при бессоннице, болях в спине, простудах и даже при раке. Перстень или браслет с сапфиром на левой руке помогают при астме, болезнях сердца и невралгиях. Считалось, что сапфиры способны излечить проказу и "всякие злые наросты". Вода, в которой находились сапфиры, помогает при болезни глаз.

Сердолик

В лечебных целях сердолики использовали ещё целители Древнего Египта, которые считали этот камень одним из самых магических и оздоравливающих. Растертые в порошок сердолики они добавляли в порошки и микстуры, которые оказывали успокаивающее действие и помогали восстанавливать силы.

В "Аюверде" говорится, что оранжевый цвет сердолика способен восстановить нервную ткань, он помогает при заболеваниях мочеполовой и легочной систем, стимулирует работу эндокринных желез, улучшает кровообращение и цвет кожи.

Современные литотерапевты верят , что сердолики улучшают мозговое кровообращение, укрепляют имунную систему, снимают головную боль, помогают при заболеваниях кожи и щитовидной железы. Желтые сердолики полезны при плохой работе кишечника, в частности при запорах, помогают они и при болезнях почек. Существует даже отдельное направление в лечении этими камнями - сердоликотерапия. Возможно, целительное свойство сердоликов, отрицать которое невозможно, объясняется слабой радиактивностью некоторых образцов этих камней. В биологии же и медицине хорошо известен стимулирующий эффект малых доз радиации.

Тигровый глаз

Издавна считалось, что этот камень способен преобразовать поток солнечной энергии и направить его в тело в виде целительной эманации. Маги считали, что "тигровый глаз" управляет солнечной энергией, преобразуя её поток в целительную "эманацию" и направляя её в тело человека. Поэтому тигровый глаз советовали носить больным и ослабленным при бронхиальной астме и псориазе. Украшения с тигровым глазом помогут быстрее справиться с усталостью и перебороть стресс.

В Древней Индии топаз считался одним из 12 важнейших самоцветов, обладающих лечебными свойствами. Этот камень не раз упомянут в текстах "Аюверды". Современные литотерапевты считают , что топазы предохраняют человека от простуды, ускоряют регенерацию тканей, лечат органы пищеварения, печень, желчный пузырь, селезенку. Топазы помогают при бессоннице, нервном истощении, снимают стрессы. Эти камни укрепляют имунную систему и употребляются в качестве защиты от психических заболеваний. Гурманам полезно помнить, что топазы обостряют вкусовые ощущения.

Турмалин

Считается, что турмалин - сильный врачеватель и очиститель. В индийской литотерапии применялись различные разновидности турмалинов. Зеленые камни помогают при заболеваниях печени, нервной системы, системы органов, кровообращения и кожи. Они поддерживают кислородный обмен крови и усиливают иммунитет. Из всех драгоценных камней зеленого цвета именно турмалин обладает самыми сильными омолаживающими свойствами. Его полезно носить всем (особенно при сильных нервных и физических нагрузках) для восстановления ауры после отрицательного внешнего воздействия. Голубые турмалины благотворно влияют на лимфатическую, гормональную и имунную системы человека.

Черный турмалин образует вокруг себя защитную ауру, отражающую все вредные влияния. В американской литотерапии для вывода отрицательной энергии их физического тела человека черный турмалин вращают против часовой стрелки над больным местом. Синий турмалин считается камнем мира и спокойного сна. Бесцветные турмалины создают равновесие духовных и физических сил, очищают сознание.

Хризолит

Эти камни положительно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека. Они нормализуют сердечную деятельность, предохраняют от перепадов кровяного давления и отгоняют ночные кошмары. Есть мнение, что хризолиты полезны также при лечении простудных заболеваний, болезней глаз и позвоночника. Говорят, что хризолитом можно лечить заикание. Как и бирюза, хризолит помогает при глазных болезнях, а также при заболеваниях крови.

Цитрин весьма почитался в Древней Индии как камень, обладающей проективной энергией Ян. В йоговской целительной практике он считался одним из главных камней пупковой чакры - Манипуры, которая стимулирует солнечное сплетение и работу желудочно-кишечного тракта. Полезен цитрин при гастрите, пиелонефрите, цистите. Цитрин активизирует работу головного мозга и аккумулирует в организме жизненную энергию. Кроме того, своими вибрациями цитрин создает вокруг тела защитную ауру, которая способна оградить человека от внешних неблагоприятных воздействий.

Циркон вселяет в человека уверенность в своих силах, оптимизм и бодрость духа. Минерологи предполагают, что сильное энергетическое воздействие циркона можно объяснить дипирамидальной формой его кристаллов ("эффект двойной пирамиды") . Считается, что желто-красные цирконы положительно влияют на гипофиз, шишковидную железу и стимулируют работу печени (поэтому цирконы улучшают аппетит) . Они помогают при запорах, пониженной желудочной секреции и атонии кишечника. Цирконы - гиацинты являются универсальными целителями, способными очистить весь организм. Они способствуют достижению эмоционального равновесия и лечат бессонницу

Камень хорошо воздействует на физическое и эмоциональное состояние организма. По мнению литотерапевтов , он укрепляет иммунитет, усиливает кровообращение, способствует регенерации тканей, лечит инфекционные,кожные, желудочные заболевания.

Янтарь помогает при головной и зубной боли и перепадах артериального давления. Янтарь может уберечь от магнитной бури и улучшить зрение. Препараты из янтаря обладают противовоспалительным действием. Янтарь положительно влияет на щитовидную железу, селезенку и сердце. Установлено, что одной из причин заболеваний щитовидной железы является недостаток йода в организме. Янтарь содержит йод, поэтому ношение янтарных бус может быть полезным при заболеваниях щитовидной железы. Кроме йода в янтаре содержатся и другие микроэлементы, полезные для организма человека : железо, магний, кальций, цинк и другие. В янтаре присутствуют соли янтарной кислоты, которая активизирует обменные процессы, стимулирует пищеварительную систему, а также обладает противовоспалительным и бактерицидным действием.

Янтарь - источних творческих сил, веры и оптимизма. Он дарует владельцу физические силы, бодрость духа, приносит удачу и сохраняет здоровье.

В старину яшму почитали верным средством от эпилепсии и лихорадки. Считалось, что яшма может улучшить зрение, вылечить эпилепсию и снять зубную боль.

Китайские целители считали яшму одним из важнейших фармакологических средств для очищения внутренних органов. Зеленая яшма была полезна для концентрации внимания, в результате которого человек открывалось невидимое глазу.

По даосским представлениям яшма считалась "камнем жизни", ибо укрепляла физическое тело и продлевала жизнь.

Для детей можно использовать браслетики и клончики. Главное-верить.

к сожалению, не все фото удалось загрузить, но, если заинтересует, можно найти в интернете.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Это

  • Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.
  • Массаж языка.
  • Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

    Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга. Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, массаж «четками».

    В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.

    Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся

  • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
  • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
  • Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  • Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
  • Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

    Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

    Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

    Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

    Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

    Игры с песком

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.

    Общие условия организации песочной терапии.

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

    Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
  • злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

    Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

    Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

    Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

    Вредных нет детей в стране -
    Ведь не место им в песке!
    Здесь нельзя кусаться, драться
    И в глаза песком кидаться!
    Стран чужих не разорять!
    Песок - мирная страна.
    Можно строить и чудить,
    Можно много сотворить:
    Горы, реки и моря,
    Чтобы жизнь вокруг была.
    Дети, поняли меня?
    Или надо повторить?!
    Чтоб запомнить и дружить!

    Желаем удачи!

  • Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos – «камень» и therapeia – «лечение». Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков, не случайно современная медицина весьма успешно использует нетрадиционные методы лечения, не последнее место среди которых занимает литотерапия.

    Еще в доисторические времена люди наделяли камни чудодейственной силой, свято веря, что они охраняют от злых духов, приносят счастье и здоровье. Особым почитанием магической силы камней отличалась древнеегипетская медицина. Об этом говорит содержание самого большого из известных медицинских папирусов, в котором подробно описано лечебное действие различных минералов.

    Исследованиями минералов долгое время занимался Аристотель.

    Его ученик Теофраст написал труд, посвященный магическим минералам. Ранее существовала наука, посвященная основным правилам лечения посредством драгоценных камней, – гемматерапия (происходит от слова «гемма» (драгоценный камень), которое в свою очередь восходит к латинскому gemma – «почка на дереве»).

    Стоит использовать опыт поколений, разумно дополняя его научными исследованиями на хорошем современном уровне. Славяне с древних времен почитали камни как кладезь крепкого здоровья и общего благополучия. В древнеславянских рукописях содержатся исключительно интересные сведения о целебных свойствах минералов.

    Образовавшись в земной коре за миллиарды лет, минералы являются активными агентами, которые обладают свойствами, еще не до конца изученными официальной наукой, хотя они хорошо знакомы народной медицине.

    Медики США на протяжении долгого времени ведут поиск причин и особенностей действия минералов на человеческий организм. Десяток центров в США и два центра в Германии, исследовавшие кристаллы, уже готовят специализированные кадры для осуществления работ по литотерапии.

    Более 500 американских и примерно 50 немецких врачей используют в терапевтической практике драгоценные и полудрагоценные камни.

    Целительную силу камней может испытать на себе каждый. Ряд ученых подтверждают догадки о том, что существующая вокруг нас неживая природа в действительности живет, развивается, меняется по своим законам и нет четкой грани между минералами и всей остальной окружающей нас природой.

    Прежде чем приступать к лечению, следует внимательно ознакомиться с информацией о противопоказаниях и ограничениях при лечении минералами и камнями. Только при соблюдении этих условий лечения будет достигнут результат и не нанесен вред здоровью. Всегда следует помнить, что неверно избранная методика лечения усугубляет болезнь, теряется драгоценное время, которое можно было бы потратить на применение более действенного метода.

    Противопоказания . Как и в любом методе лечения, в литотерапии есть свои противопоказания. Связаны они, прежде всего, с несовместимостью влияния, оказываемого теми или иными камнями на то или иное заболевание. Поэтому на разных людей одни и те же камни могут действовать совершенно по разному. Исследователи показали, что камни, такие как морион, карбункул, хризолит, угнетающе действует на работу ЦНС, успокаивая человека, снимая повышенную возбудимость и раздражительность. Но эти камни противопоказаны людям с меланхолическим складом характера, а также людям в состоянии апатии. При нарушении обмена веществ, многих соматических заболеваниях также следует с осторожностью относиться к выбору камней. Принцип лечения человека, а не его болезни, здесь остается актуальным. Также важное значение при литотерапии имеет цвет камней. При выборе камня здесь необходимо ориентироваться на свою интуицию и собственное расположение к тому или иному цвету. Например, непрозрачные камни, имеющие темную окраску (гагат, агат), противопоказаны людям эмоционально непостоянным, с неустойчивой психикой, легко возбудимым натурам. Людям с холерическим складом характера необходимо избегать контакта с изделиями из опала, изумруда, рубина.

    Уже существует методология и имеется отечественная диагностическая аппаратура, позволяющая проводить строго индивидуальный подбор минералов и металлов для стабилизации функционального состояния человеческого организма, а также определение противопоказаний к ним. Выбирать индивидуально следует не только ювелирные украшения, но и стоматологический материал для пломбирования зубов, оправы для очков, так как они теоретически могут быть предрасполагающим фактором для развития патологии, подавляя или, напротив, стимулируя некоторые функции в организме. Грамотно и индивидуально выбранные вещи и материалы должны отвечать профилактическим и терапевтическим требованиям.

    Необходимо учитывать, что минералы обладают свойством фосфоресцировать, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество, т. е. вполне могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Электромагнитные биопотенциалы, которые излучают различные кристаллы, являются мощным терапевтическим фактором, который способствует оздоровлению организма. Доказательством данного тезиса служит утверждение немецкого геобиолога доктора Э. Хартмана, в соответствии с которым вокруг каждого человека присутствует биодинамическое поле, изменяющееся при перемещении человека в пространстве. Оно находится в серьезной зависимости от геологических изменений, происходящих в окружающей нас среде, что обязательно следует учитывать в лечебной и коррекционной педагогике.

    Скрупулезный анализ многочисленных литературных данных, а также многовекового опыта разных народов дает нам реальную возможность создать классификацию минералов с непременным учетом их воздействия на организм человека. В основе уровня сформированности речевой функции лежат дефектно функционирующие системы головного мозга. Нормализация процессов возбуждения и торможения является одной из точек приложения литотерапии. Предотвратить расстройства нервной системы, снять депрессию и просто улучшить настроение можно с помощью ношения определенных камней.

    Особенно такой метод подходит людям со слабой нервной системой.

    Камни обладают особыми, неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.

    Авантюрин – золотисто коричневый непрозрачный камень. Предотвращает расстройства нервной системы (уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, бодрость духа, ясность разума), избавляет от депрессии и апатии. Этот камень можно постоянно носить, так как он недостаточно сильно воздействует на организм. Он действует мягко, постоянно и с небольшой силой. Для улучшения самочувствия и предотвращения депрессивного состояния его необходимо носить на руке в виде кольца или перстня. Если это браслет, то на ночь его нужно снимать.

    Аквамарин – камень цвета морской волны. Способствует снятию стрессового состояния, страхов, фобий. Чтобы вы не были подвержены стрессам, его нужно носить на шее или голове.

    Стрессы, возникающие в процессе эмоциональной перегрузки, устраняются кулоном, а физическое переутомление – заколками, диадемами.

    Александрит – оливково зеленый или зелено голубой камень. Уравновешивает процессы возбуждения и торможения нервной системы, делает человека более сдержанным, способствует созданию радостного настроения, проявлению открытости.

    Его можно носить в виде кольца. Но делать это надо аккуратно, снимая его на ночь. Александрит – это очень сильный камень.

    Лучше начинать лечение с нескольких часов, постепенно увеличивая время до 12–13 ч, т. е. весь день.

    Амазонит – ярко зеленый камень. Снимает головные боли, успокаивает нервную систему, снимает чувство тревоги, неуверенности в своих силах, способствует избавлению от фобий. Он укрепляет весь организм в целом. При фобиях его носят в виде браслета, серег, диадемы. От различных головных болей – в кулоне.

    Амблигонит – бесцветный прозрачно розовый камень. Нарушения нервной системы, возникающие в процессе перегрузок, подвержены действию этого камня. Лечебный эффект достигается созерцанием этого камня в лучах солнца. Сеанс длится не более 30 мин, 2–3 раза в неделю.

    Аметист – фиолетовый прозрачный камень. Способствует снижению чувства тревоги, прогоняет плохие сны. Для лечения необходимо поместить под подушку на 2–3 ч перед сном.

    Бирюза – небесно голубой непрозрачный камень. Оправленный серебром, он спасает от бессонницы и кошмаров, способствует уравновешиванию эмоций. Носить его необходимо в виде подвески или «разговаривать» с ним перед сном.

    Берилл. Чаще встречаются коричневые оттенки. Очень сильный камень. Снимает головные боли, улучшает, увеличивает активность правого полушария головного мозга, способствует подъему энергетики. Воздействие камня происходит при его рассматривании в течение 1 ч 2–3 раза в неделю. Его можно класть под подушку, но только во время дневного сна. Чтобы укрепить память, камень необходимо носить на голове или в ушах. На ночь в любом случае снимать.

    Жемчуг бывает разных оттенков, от белого до черного. Если долго смотреть на жемчуг, это оказывает благотворное воздействие на чрезмерно возбужденную психику человека, приносит полный покой и умиротворение. Если человек болеет, то жемчуг меняет цвет.

    Изумруд – зеленый камень. Это камень мудрости, хладнокровия и терпимости. Способствует излечению от бессонницы и ипохондрии. Проводят сеансы созерцания этого камня непосредственно перед сном. Можно носить кулон или подвеску.

    Кошачий глаз – серо зеленый камень. Способствует укреплению характера, эмоционально уравновешивает, повышает волю владельца, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию.

    Кварц – нежно голубой камень. При бессоннице его кладут под подушку.

    Лабрадор – серый камень. Рекомендуется при неврозах, снимает эмоциональный стресс, успокаивает при нервном возбуждении. Этот камень сильный, и постоянно его носить не рекомендуется. Лечение проводится в виде сеансов созерцания камня, которые длятся 20–25 мин ежедневно. Для лиц женского пола его нужно оправлять в золото, для мужского – в серебро.

    Лазурит – голубой камень. Этот камень применяется в психиатрии. Его необходимо носить постоянно в течение года.

    Лунный камень имеет мутные оттенки различных цветов. Изменяет манеру поведения: резкость, прямолинейность уступают место мягкости и гибкости. Применяется при лунатизме. Его надо надевать на шею в те дни, когда болезнь проявляется особенно сильно. Только в этом случае он принесет пользу.

    Опал – разноцветный камень. При расстройстве нервной системы его носят на шее. При меланхолии смотрят на камень по 30 мин, не больше.

    Родонит – малиновый, красно розовый камень. Укрепляет иммунную систему, улучшает память, снимает состояние стресса, хорош при различных видах неврозов. Помогает собрать духовные силы при возникновении тяжелых жизненных ситуаций (особенно его розовая разновидность без примеси черных тонов).

    Сапфир – синий, лазоревый камень. Оправленный серебром, помогает при страхе, гневе, при параличах и парезах в результате инсультов, заболеваниях нервной системы, особенно неврозах, помогает избавиться от бессонницы.

    Сердолик – оранжево красный камень. Просветляет мысли, помогает работе мозга. Его носят на шее: женщины – оправленный в круг, мужчины – в квадрат. Он дарит ораторскую силу, процветание.

    Топаз имеет много оттенков: от голубого, зеленого до желтого. Камни светлых оттенков больше успокаивают, их необходимо оправлять серебром. Темные рекомендуются при апатии, но оправленные в золото.

    В гемматерапии уже очень давно существует такое направление, как лечебно цветовая гамма кристаллов, где каждому цвету соответствует определенный камень и вид заболевания. Еще Б. М. Бехтеревым доказано, что каждый цвет, входящий в спектр, создает специфические световые эффекты, которые улавливаются, трансформируются различными средами глаза и передаются в головной мозг и другие органы. Эти световые эффекты создаются благодаря различной длине световых волн, излучаемых минералами, и способны вызывать те или иные ощущения. Ни один не может не оказывать на нас своего влияния. В результате целого ряда опытов было установлено, что каждый из цветов способен влиять на заболевание путем изменения скорости нервных процессов. Так, цвета, входящие в теплую цветовую гамму, обладают тонизирующим действием; близкие к зеленым – замедляющим, желтые – нейтральным, а фиолетовые – угнетающим. Изучив это влияние на человека, ученые пришли к выводу, что полученные знания можно использовать в медицине. Больше всего для этих целей подходят природные минералы, обладающие необычным цветом и оттенком. Они неровны, прозрачны, окрашены неравномерно, что расслабляет и дает необходимый эффект. Обычно созерцание камня способно оказать сильное влияние на организм, придает стройное течение мыслям. Всего в цветолечении камнями применяется 7 цветов: красный, зеленый, желтый, синий, голубой, фиолетовый и – реже всего – оранжевый. Все остальные цвета являются их составными, белый и черный – нейтральными и не несут информации. Само созерцание и контакт с цветной поверхностью камня необходимо проводить в полной тишине или в сопровождении спокойной музыки. Действие различных драгоценных и полудрагоценных камней рассматривается в системе, созданной Э. И. Ганикман: каждый камень рассматривают согласно лечебно цветовой гамме кристаллов, оказывающих лечебное воздействие при различных заболеваниях.

    Красные камни укрепляют память. Постоянное соприкосновение зрения с минералами этого цвета заставляет постоянно находиться в возбужденном состоянии различные структуры головного мозга, оказывающие тонизирующее влияние на все внутренние органы. Но передозировка волновой вибрации способна привести человека к стрессу. Желтые камни (янтарь, сердолик, сардоникс, яшма, цитрин, берилл) возбуждают и оживляют. При нервном истощении успокаивают и восстанавливают утраченные силы, рекомендуется использовать при повышенной возбудимости нервных процессов. Зеленые камни (изумруд, малахит, нефрит, бирюза, хризолит) оказывают наибольшее влияние именно на нервную систему. Они производят расслабляющее действие, повышают работоспособность, улучшают зрение, так как дают глазам необходимый отдых. Эти камни следует помещать всюду там, куда чаще направлен наш взгляд. Голубые камни (аквамарин, лазурит, халцедон, циркон) снижают негативные реакции на окружающую среду. Они могут снять излишнюю нервную возбудимость. Однако в отношении голубых минералов существует ограничение: при чрезмерном увлечении возможно прогрессирующее развитие чувства страха.

    Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны широко использоваться для сохранения и укрепления здоровья.

    Наталья Магомаева Александровна

    "Ум есть драгоценный камень,

    который более красиво играет в оправе скромности".

    Максим Горький.

    «Книга камней» - это классика литотерапии написанная в 1067-1081г. г. Ученый Ренна Марбода, уверенно утверждал, что значительнее силы трав и растений является сила камня.

    В средние века философия считала, что камни передают энергетические заряды Земли и Космоса наиболее чувствительным энергетическим центрам, расположенным на человеческом теле. Между минералом и его владельцем устанавливается незримая связь, которая способна предупредить или излечить многие заболевания.

    Различные области литотерапии используются человечеством не одно тысячелетие. Китайская медицина известна своими методиками, заключающимися в стимуляции биоактивными камнями определенных точек для выравнивания энергетики. Тибетские ламы в своих медицинских практиках применяют более сотни видов минералов. Изготавливают из камней массажеры, шары, четки, пирамиды и т. д. Кварцами очищают и заряжают воду.

    Литотерапия в логопедической работе с детьми .

    К нетрадиционным методам работы с детьми и ее педагогической помощи детям дошкольного возраста является - "Литотерапия ". В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

    Разноцветные камешки. Ах уж эти красивые разноцветные камешки! Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски!

    Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику ребенка : созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания и направленная на снятие у детей эмоциональных проблем.

    Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время

    Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и даже коррекционной педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.

    В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе , все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. Одной из таких специальных техник и является литотерапия . В логопедии , в коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии , стоун – массаж, т. е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце) . Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т. к. тепло камней улучшит кровообращение.

    Использования литотерапии на логопедических занятиях :

    В. Кулаев

    У прибоя возле скал

    Вовка камешки искал.

    Каждый камешек хорош :

    Вот на солнышко похож,

    Этот с синей полосой,

    Тот вот с красной полосой,

    Вот на рыбку, на кота!

    Лучший выбрать – маета!

    Мама смотрит – Вовки нет!

    На песочке только след :

    Вовка с сумкою идёт,

    Снова камешки несет!

    Но куда всё это нам?

    Их ведь много по углам!

    Камни в город мы везём,

    Саквояж несём вдвоём!

    Пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии

    В сочетании с песочной (выкладывание дорожек, узоров на песке)

    Массаж рук и пальцев (массирование пальцев камешками, сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке)

    Перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание и т. д.

    Игра «Умные камешки»

    Цель : развитие мелкой моторики, автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха.

    Оборудование : натуральные камни разного размера с нарисованными картинками различных предметов.

    Ход игры : предложите ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано и откладывать в сторону камни с картинками, в названии которых есть заданный звук, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы и т. п.

    Использование элементов литотерапии в занятиях с детьми поможет внести элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, сделает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными и качественным.

    Публикации по теме:

    Консультация «Исцеляющие звуки в работе логопеда» Всем добрый день! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов: Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости.

    «Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста» Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста. Федеральный.

    Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.

    Аналитический отчет о логопедической работе учителя-логопеда за 2016–2017 уч. год АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЗА 2016-2017 уч. год МАДОУ ЦРР – д/с №17 Учитель – логопед Кудымова А. М. ЦЕЛЬ:.

    Консультация для логопедов «Биоэнергопластика в коррекционно-логопедической работе» Статистика приёма детей в наше учреждение показывает, что нарушения двигательной активности сказываются и на развитии речи дошкольников.

    Консультация для родителей «Мандалотерапия в работе с детьми» Консультация для родителей «Мандала в работе с детьми». Подготовила: педагог –психолог Хулхачиева Д. С. В настоящее время специалисты.

    Татьяна Вячеславовна Кузьмина
    Литотерапия в педагогике

    ЛИТОТЕРАПИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

    Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания, легенды, суеверия, связанные с драгоценными камнями. Существовала целая наука о правилах лечения драгоценными камнями - гемматерапия (от латинского слова «гемма» - драгоценный камень).Многие ученые подтверждают мысль о том, что окружающая нас «неживая» природа в действительности живет, развивается, изменяется по определенным законам, и невозможно провести грань между минералами и всем остальным окружающим нас миром.

    История знает немало примеров, когда народ обращался к забытым методам, казавшимся почти нелепыми, наивными, и. убеждался в том, что они эффективны. Рассказывают, что знаменитая болгарская певица Илка Папава потеряла голос. Узнав об этой драме, Шаляпин подарил ей свой бриллиантовый пер стень, принадлежавший в свое время Петру I и освященный патриархом Всея Русл Он считал этот перстень своим талисманом и никогда с ним не расставался. Трудно поверить, но певица вновь обрела голос. Еще очень мало научных исследований, посвященных лечебному действию минералов, хотя многие из них с успехом применяются в современной медицине.

    Недаром замечательный ученый Д. Бернал (1969) отводил минералам решающую роль в возникновении жизни на Земле. Установлено, что почти все представители мира минералов в той или иной степени обладают биологически активными действиями. Присутствие их в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем, что полностью согласуется с современными представлениями о роли минералов в зарождении и развитии жизни на Земле. Поистине волшебную роль играют во многих процессах восстановления соединения кремния. Он непосредственно участвует в процессе свертывания крови, конкурируя с фосфором, влияет на состояние ногтей и волос.

    Установлено положительное влияние кремния на биосинтез белка. При малом содержании кремния на фоне избытка кальция возникает угроза развития «силикозной анемии» , наблюдаемой при рахите, заболеваниях лимфатической системы. Дефицит кремния в организме вызывает не только атеросклероз, но и проказу, туберкулез, диабет, камнеобразование, гепатит, зоб, рожистые воспаления кожи и другие виды дерматитов.

    Эти и другие примеры свидетельствуют об огромной роли минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека и животных. Литотерапию , а также гемматерапию бесповоротно отнесли к разряду оккультных наук, позабыв о том, что многие элементы этих наук повседневно используются в научной медицине.

    Еще в доисторические времена люди наделяли камни чудодейственной силой, свято веря, что они охраняют от злых духов, приносят счастье, и здоровье. Древнегреческий манускрипт (IV в. до н. э.) содержит сведения о камнях-амулетах мореплавателей : гранате, халцедоне, аквамарине, горном хрустале, агате и других, которые охраняли от ветра, волн, кораблекрушений и гибели в морской пучине. Особенно чтила магическую силу камней медицина Древнего Египта. Об этом свидетельствует самый большой из медицинских папирусов (фиванская гробница, в котором описаны лечебные действия минералов. Специальными исследованиями минералов занимался Аристотель. Его ученик Теофраст написал книгу, гай священную чудесным минералам.

    Средства естественной древней медицины тысячелетиями проверялись на людях, готовились и подбирались для человека и во имя человека. Честь и слава врачам-гомеопатам, которые исследовали действие новых препаратов на себе и добровольцах. Мы не можем растянуть апробацию уже проверенных веками лекарств даже на годы. Нужно надежно и умело использовать опыт предшествующих поколений, дополняя его исследованиями на современном уровне. В древних памятниках тибетской медицины целые разделы посвящались лечению минеральными веществами. На основании древнейших источников и собственного опыта Авиценна рекомендовал употреблять в лечебных целях различные соли меди, железа, цинка. Он допускал, что ношение камней в виде украшений также может оказать положительное влияние на организм. Индийские и тибетские медики никогда в этом не сомневались.

    Современная наука долго и решительно отвергала представления о лечебных свойствах минералов, а восточные медики спокойно лечили этими минералами болезни и добивались поразительных успехов.

    Славянские народы также со времен седой древности почитали камни как источник здоровья и благополучия. В русских, украинских, белорусских рукописях мы находим интересные сведения о лечебных свойствах самых различных минералов.

    Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 минералов. Современной медицине хорошо известно значение таких микроэлементов, как бор, йод, калий, натрий, магний, мышьяк, сулема, ртуть и других, извлеченных из природных минералов, горных пород и соленых вод; лечебные свойства бишофита, озокерита, некоторых видов глин, мумие, минеральных грязей и воды, талька, гипса. Сложившись в земной коре за миллионы лет, минералы могут быть активными агентами, обладающими свойствами, еще не познанными наукой, хотя и известными из многовекового опыта народной медицины.

    Медики США ведут успешный поиск причин и особенностей воздействия минералов на человека. Десять американских и два немецких центра по исследованию кристаллов уже готовят профессиональные кадры для работы по литотерапии . Более 500 американских и 50 немецких врачей используют в лечебной практике драгоценные и полудрагоценные камни. В июле 1988 г. в США состоялся конгресс по проблемам кристаллотерапии. В нашей сложной жизни с ее многочисленными стрессами такой метод никак нельзя сбрасывать со счетов. В странах Востока интерес к лечению минералами не угасал никогда. В Японии пользуются для лечения некоторых нервных болезней таблетками, содержащими ингредиенты жемчуга. Широко применяются минеральные вещества в гомеопатии. Существует целый ряд средств этого многообещающего направления, названного гомеопатической литотерапией .

    Необходимо учитывать, что минералы обладают фосфоричностью, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество, т. е. вполне могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Электромагнитные биопотенциалы, излучаемые кристаллами, являются тем лечебным фактором, который помогает организму стать здоровым. Подтверждением этой мысли служит утверждение известного немецкого геобиолога доктора Э. Хартмана, что вокруг каждого человека имеется биодинамическое поле, которое может меняться при перемещении человека с одного места на другое. Оно во многом зависит от геологических изменений окружающей нас почвы, что необходимо учитывать в лечебной и коррекционной педагогике .

    Если определенная минеральная среда способна вызвать заболевание, то нельзя исключить и возможность ее положительного действия на болезненные нарушения в организме. Это положение подтверждается последними научными данными, полученными в НИИ нетрадиционной медицины России (Москва) .

    Разработана методология и создана отечественная диагностическая аппаратура, позволяющая осуществлять индивидуальный подбор соответствующих минералов и металлов для коррекции функционального состояния человека, а также определение противопоказаний к ним. Подбирать индивидуально желательно не только ювелирные украшения, но и пломбировочный материал, браслеты для часов, оправы для очков, так как в ряде случаев они могут быть причиной развития патологии, угнетая или стимулируя определенные функции в организме. Правильно подобранные вещи или материалы могут отвечать профилактическим и терапевтическим целям.

    Анализ литературных данных и многовекового опыта народа дал нам возможность осуществить классификацию минералов с учетом их влияния на организм человека. Считается, что минералы как бы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга. В нашей сложной жизни с ее многочисленными стрессами нерационально отбрасывают опыт предшествующих поколений. Литотерапия обладает особыми , неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.

    Авантюрин - уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, бодрость духа, ясность разума.

    Аквамарин - повышает ясность мышления, уравновешивает эмоции, помогает снятию стрессового состояния, страхов, фобий.

    Александрит - успокаивает при перевозбуждении, способствует созданию радостного настроения, открытости.

    Алмаз - улучшает функции мозга, помогает выравниванию костей черепа, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность человека.

    Амазонит - охраняет от головных болей, успокаивает нервную систему, укрепляет сердечную мышцу, снимает чувство тревоги, неуверенности в своих силах.

    Аметист - снимает головные боли, помогает при ожогах, бессоннице (надо класть его под подушку, снимает стресс, способствует укреплению эндокринной и нервной системы, увеличивает активность правого полушария головного мозга, способствует подъему энергетики.

    Бирюза - способствует уравновешиванию эмоций, создает атмосферу дружеского общения, укрепляет чувство взаи-; мопонимания и преданности.

    Жемчуг - помогает против «истечения мозга» (потере памяти на нервной почве, при нервных расстройствах. Созерцание жемчуга благотворно действует на перевозбужденную психику, приносит покой и умиротворение.

    Изумруд - считается одним из сильных средств, уравновешивающих процессы возбуждения и торможения, протекающие в нервной системе. Камень мудрости, хладнокровия и терпимости.

    «Кошачий глаз» - способствует излечению паралича, бессонницы, эмоционально уравновешивает, повышает волю владельца, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию.

    Кварц розовый - снижает состояние стресса, устраняет злобность, вспыльчивость.

    Кораллы - укрепляют память, избавляют от нервного тика, от «дурного глаза» . Они хорошо и быстро срастаются с костями человека практически без швов. Их широко используют при зубном протезировании.

    Кораллы активизируют деятельность центральной нервной системы, контролируют эмоции, повышают низкий ментальный уровень, стимулируют интеллектуальные способности и логическое мышление, способствуют самоконтролю, самоанализу, повышению оптимизма. Они являются, как и жемчуг, одним из диагностических средств.

    Лазурит - лечит зрение, дает большую ясность мышления, снимает боли, уменьшает выпадение волос.

    Лунный камень - меняет манеру поведения от резкой, прямолинейной к более мягкой и гибкой.

    Малахит - полезен для сердца, кровеносных сосудов сердца и легких, успокаивает перевозбужденную нервную систему, улучшает сон.

    Нефрит - помогает при заболеваниях почек : снимает боли, вздутия, колики; обладает удивительной теплоемкостью : приложенный к области желудка или почек, он действует, как чрезвычайно мягкий, продолжительно согревающий компресс, постепенно снимающий боль.

    Опал - успокаивает нервы, укрепляет сердце, возвращает остроту зрения и блеск глазам, уравновешивает эмоции, усиливает интуицию.

    Родонит - укрепляет иммунную систему, улучшает память, снимает состояние стресса, хорош при различных видах неврозов. Помогает собрать духовные силы при возникновении тяжелых жизненных ситуаций (особенно его розовая разновидность без примеси черных тонов) .

    Рубин - врачует сердце, мозг, силу и память человека. Он способствует излечению паралича, заболеваний позвоночника и суставов; помогает избежать параличей после инсульта, хорошо действует на нервную систему, снимает состояние депрессии, полезен при бессоннице. По типу светового излучения рубин положительно влияет на работу мозга и сердца, укрепляет иммунитет. Он благотворно действует на характер людей слабовольных, способствуя проявлению чувства храбрости, ответственности, стремления к лидерству. Помогает избавиться от чувства неполноценности.

    Сапфир - оказывает положительное действие при лечении почек, диабета; делает более эффективной терапию при поражениях костной системы, параличах и парезах в результате инсультов, заболеваниях нервной системы, особенно неврозах, помогает избавиться от бессонницы.

    Сердолик - при ношении на теле укрепляет зубы, благотворно влияет на нервную систему, снижая повышенную раздражительность, утомляемость, угнетение. Он дарит ораторскую силу, процветание.

    Топаз голубой - положительно влияет на щитовидную железу, обеспечивает эмоциональное равновесие.

    Турмалин - благотворно влияет на эндокринную систему, улучшает состояние нервной системы, сон, снижая чувство страха и беспокойства, рассеивает страхи. Сильное лечебное средство при онкологических процессах.

    Хрусталь - улучшает свойства крови, благотворно влияет на работу мозга (гипофиз, эпифиз, способствует эмоциональному равновесию, снимает негативность окружающей среды по отношению к носящему его человеку, воспроизводит, активизирует, сохраняет энергию.

    Янтарь - успокаивает нервную систему, улучшает настроение, уравновешивает эмоциональное состояние, успокаивает сердце, оберегает от «дьявольского глаза» . Янтарная кислота является прекрасным стимулятором нервной системы, укрепляет мышцу сердца, улучшает работу органов дыхания, почек, кишечника, способствует увеличению содержания гемоглобина в крови при анемии.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх