Познание. Конспект занятия психолога: «В поисках Цветка Доброты

1. Упражнение «Волшебный мешочек»
В мешочек предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
Взрослый предлогает обсудить их собственное настроение.

2. Упражнение « Расскажи о своём настроении»
Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений. Сначала взрослый выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени подходит настроению ребёнка.. (Вводятся понятия: весёлое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется поплакать).

3. Тренинг эмоций
Детям предлагается показать: шаловливых мышат, сердитых мышат, весёлых мышат. По оканчании тренинга взрослый подводит детей к выводу: – Каким лучше быть: добрым или злым?

4. Игра «Цветик-семицветик».
Для игры понадобятся цветик-семицветик, который можно сделать по-разному – главное, чтобы лепестки открывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав цветок, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нём другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребёнок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры взрослый предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.

5. Упражнение «Придумывание историй»
Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может помочь решить проблему. Ребёнок может выбрать любого персонажа мультфильма, кинофильма, книги. Например, в сказке «Спящая красавица» на помощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три феи.

6. Игра «Кляксы»
Детям предлагаются цветные кляксы: у доброго волшебника в кляксах преобладают светлые, яркие цвета, а у злого – темные, грязные. Задача детей – сделать все кляксы добрыми.

7. Психогимнастика
Детям предлагается улыбнуться, как весёлый ребёнок, солнышко, добрая птица, весенняя радуга.
Позлиться, как дракон, чудовище, Бармалей, сердитый мальчик.

8. Тренинг эмоций
Дети становятся в круг.
– Дети, давайте покажем злую Бабу-Ягу: она кричит: «У- у-у!», топает ногает, клацает зубами, хмурит брови, руками машет и прыгает.
– Давайте попросим добрового волшебника превратить злую Бабу-Ягу в добрую, ласковую.

9. Упражнение «Угадай настроение Бабы-Яги»
Детям предлагается определить настроения Бабы-Яги, изображенное на листках бумаги.
– Какое настроение Бабы-Яги вам больше понравилось?

10. Игра «Отгадай настроение по рисунку»
Дети выставляют свои рисунки с изображением девочки, которая нашла бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

11. Упражнение «Выручи из беды»
Взрослый предлагает подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку (из стихотворений А.Барто).
Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек.

12. Упражнение «Дружба начинается с улыбки…»
Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.

13. Тренинг эмоций.
Дети становятся в пары, и взрослый предлагает им изобразить «упрямых коз», не желающих уступить дорогу.
Дети выражают на лице недовольство, хмурят брови, наклоняют головы в перёд, начинают сердиться, толкают плечами друг друга.

14. Игра «Два барана»
– Рано-рано два барана повстречались на мосту.
Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив туловище предёд, упираютс ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся – тот проиграл. Можно издавать звуки «Бе-бе-бе…».
–Дети,что вы чувствовали, когда были баранами?
–Хотелось вам быть похожими на них? Почему?

15. Игра «Тень»
Я предлагаю вам поиграть в ингру «Тень», но не для того, чтобы научиться с ней дружить, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям.
Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой – роль его тени. Человек будет выполнять любые действия, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.

16. Игра «Закончи предложение»
– Я обижаюсь, когда…
– Я сержусь, когда…
– Я радуюсь, когда…
– Я грущу, когда…

17. Тренинг эмоций.
Взрослый предлагает всем детям представить, что они лягушата. Задача детей – передать состояние лягушенка, поранившего ногу, с помощью жестов, мимики, пантомимики.
Дети выражают боль на лице, приподнимают «пораненную» ногу, наклоняются к ноге, прикладывают листочек и на одной ноге, прихрамывая, идут к «маме».

18. Тренинг эмоций.
Ой, ой, живот болит!
Два медвежонка Том и Тим съели вкусные, но не мытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жулуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
Выразительые движения: брови приподнять и сдвинуть, глаза прищурить, туловище согнуть, живот втянуть, руки прижать к животу.

19. Упражнение «Негаданная радость»
В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала: «Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы едем в цирк». Мама приподнила руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы.
Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться, смеяться, потирать руки одна о другую, можно хлопать в ладоши, прыгать пританцовывать.

20. Игра «Мышь и мышеловка»
Необходимое число играющих – 5-6. Все образуют круг, плотно прижимаясь друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимают соседа за талию – это мышеловка. Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами выбраться из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть ноги, найти другие способы выбраться из круга. При этом взрослый следит, чтобы ноги мышеловки не пинали бы мышку, не делали ей больно.

21. Тренинг эмоций.
Покажите, как старуха Шапокляк: злится; разрушает домик и смеётся при этом;просит прощения за свои поступки; улыбается.

22. Упражнение «Угадай настроение»
Детям даётся набор пиктограмм с видами настроения (весёлое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.)
После определения настроения каждой пиктограммы, дети разбиваются на пары. Один ребёнок берёт пиктограмму и, не показывая её другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнёром.

23. Игра «Падающая башня»
Взрослый предлагает всем вместе поиграть в игру, которая помогает избавиться от злости, обиды и даёт возможность повеселиться.
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмуя башню, запрыгнуть на неё, издавая победные крики типа «А-а-а!», «Ура!»,и т.д. Побеждает тотто запрыгнет на башнб, не разрушив её. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения «Молодец!», «Здорово!».

24. Тренинг эмоций.
Детям предлагается фразы типа «Иди сюда», «Не мешай!» произнести: грубо, со злостью, громко; вежливо, спокойно.

25.Игра «Хорошо-плохо»
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо или плохо?
Взрослый раздаёт детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – красными, а плохие – черными. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Одношивкина О.А. Воспитатель МДОУ № 22 Усинск

Наталья Пахомова
Конспект занятия «Уроки доброты для дошколят»

Сформировать у детей дошкольного возраста представления о доброте , как важном качестве человека. Развивать умение отличать хорошие поступки от плохих; поощрять стремление детей совершать добрые дела .

Развивать внимание, память, логическое мышление, совершенствовать общую и мелку моторику.

Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям.

Развивающая среда : Солнышко, иллюстрации к сказке «Муравей и голубка» , МР3 Барбарики «Что такое доброта , конверты с разрезными картинками, «Дерево добрых дел » , «Дерево вежливых слов» , «Дерево дружбы» .

Образовательные области : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие»

Виды деятельности : коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, танцевальная.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Оргмомент.

Логопед : Добрый день ребята и уважаемые гости!

К Счастливому миру ведут все дорожки.

Живут в этом мире счастливые крошки,

Там Вера с Добром поселились на веки

Там ветер – из смеха, из радости - реки,

Там рыжее солнце играет лучами,

Там звонкие звёзды хохочут ночами

И маленьким жителям этой страны

Спускают на лучиках добрые сны .

Там служат волшебники светлому детству,

Весёлые сказки живут по соседству….

2. Сейчас мы отправимся в сказку, которая называется «Муравей и голубка» , а помогать нам будет солнышко. Оно будет нас согревать своими лучиками. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка тоже согревает своим теплом, улучшает настроение. Сядем, поудобнее и послушаем сказку.

Муравью захотелось пить. Спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду и стал тонуть. Пролетала мимо голубка. Увидела она, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей взобрался на ветку и спасся. А чуть позже охотник расставил сеть на голубку и уже собрался было её захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова в ногу. Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

3. Беседа по сказке

Ребята, скажите о ком эта сказка?

Зачем голубка бросила ветку в ручей?

Какие чувства испытывал муравей, когда выбирался из ручья?

Кто такой птицелов?

Почему муравей укусил птицелова?

4. Физкультминутка

Танцевальные движения под песню Барбарики «Что такое доброта по показу педагога

Пальчиковая гимнастика «Доброта »

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят .

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.

(трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем .

«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем ,

Прижать ладони к груди

Гладить ласково начнем.

гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки ,

Поиграют пусть немножко.

скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

каждый палец зажимаем в кулачке

5. Ребята, мы с вами танцевали под песню и сделали пальчиковую гимнастику про доброту , так что такое доброта ?

Ответы детей : Доброта – это помогать маме .

Доброта – это спасать животных.

Доброта - это ухаживать за больным, принести чай.

Доброта –это защищать девочек

Доброта –это помогать другу .

Доброта – это уступать место старшим. А теперь ребята дополнят ваши ответы

Что такое доброта ?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

Он ужасно одинок!

Починить сестре игрушку,

Пропустить вперёд старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме.

От тепла и доброты

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

6. Логопед : Сейчас мы с вами отправимся в необычный, сказочный парк под названием «Доброта » , там растут необычные волшебные деревья.

Чтобы ожило это необычное «Дерево вежливых слов» и на нем появились новые сережки

Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» ребенок, который правильно ответил, прикрепляет сережку на березу

Растает даже ледяная глыба, от слова теплого Спасибо.

Зазеленеет старый пень, когда услышит : Добрый день .

Если больше есть не в силах; скажем маме мы : Спасибо.

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь. Здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости, говорим, Простите, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании, на прощание говорим До свидания.

Друг друга не стоит винить, Лучше скорее его …Извинить

В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше …

Не перебивай

А самое вежливое волшебное слово Пожалуйста.

Чтобы ожило дерево «Добрых дел » давайте соберем картинки помогая друг другу. Добрые дела идут от добрых сердец . Назовите по очереди добрые дела прикрепите сердечко на дерево.

Ребята, скажите наша группа дружная?

Давайте выполним пальчиковую гимнастику про дружбу

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики…»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики

Пальчики по очереди здороваются друг с другом

Раз, два, три, четыре, пять!

Зажимать по одному пальчику одной руки

Хлопаем в ладоши

Раз, два, три, четыре, пять!

Зажимать по одному пальчику другой руки

Хлопаем в ладоши

Ребята, что ожило волшебное «Дерево дружбы» скажите, что такое дружба? За правильный ответ дети приклеивают на дерево цветные ладошки

7. А сейчас Даша и Софья, расскажут нам свои добрые пожелания

1 ребенок : Я желаю вам добра

Доброй ночи до утра

Всем желаю добрых снов

Добрых дел и добрых слов .

2 ребенок : Ты делай добро

И не требуй наград –

И будет тебе

Каждый встреченный рад,

Ведь ласка приятна

И кошке, и львице,

К тебе же ДОБРО

Опять возвратиться!

(В. Хромова)

8. Итог занятия . Наше занятие подошло к концу Я желаю вам, ребята, чтобы в ваших сердцах зажглись искорки доброты , и вы дарили добро людям .

Как научиться доброте ?

Ответ простой – она везде :

В улыбке доброй и в рассвете ,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы ,

Их надо замечать учиться

И в сердце собирать своем,

Тогда не будет злобы в нем.

Ребята, о чем мы сегодня говорили на ООД?

Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Я приготовила вам сюрприз это веселые, смайлики, которые дарят вам свою улыбку и веселое настроение.

А дома, я предлагаю нарисовать «Солнце доброты » , у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей, вы вспомните. Свои рисунки принесете в группу и расскажите о своем «Солнце доброты » .

Публикации по теме:

Г. Волгодонск Ростовская область детский сад «Одуванчик» музыкальный руководитель Колотушкина Людмила Юрьевна СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Проект «Уроки доброты в деревне Веселухино» Разработали: Воспитатель:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Уроки доброты» Задачи: Углублять представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека, поощрять стремление ребенка совершать добрые.

Как быстро пролетело лето,но сколько радостных воспоминаний оставило оно у детей МБДОУ Гагинского детского сада №1. Ведь столько всего.

Благотворительный Фонд Константина Хабенского совместно с корпорацией «Российский учебник» и издательской группой «Эксмо-АСТ» подвели итоги конкурса методических разработок «Уроки добра».

Конкурс проводился для педагогов-дошкольников и для учителей начальной, основной и средней школы, а также для педагогов дополнительного образования и студентов педагогических специальностей.

Экспертное жюри конкурса определило победителей в номинациях:

  • «Дошкольное образование»
  • «Начальная школа»
  • «Основная и средняя школа»

От всей души поздравляем победителей, желаем творческого и профессионального роста, новых открытий, славных и добрых побед! Напоминаем, что разработки, признанные экспертным жюри лучшими, вошли в сборник конкурсных работ , который можно скачать.

Что такое «Урок добра»?

Чему он может научить детей и взрослых, о чем ребята задумаются на таком занятии? Что смогут и захотят рассказать после урока родителям и друзьям? Что такое благотворительность, как и кому можно помогать, даже если ты сам еще не зарабатываешь деньги и у тебя так мало свободного времени? Мы хотим, чтобы ответы на эти и другие вопросы школьники по всей стране получили из первых рук - от своих учителей и классных руководителей. Если вы уже не раз говорили со школьниками о благотворительности - поделитесь своим опытом и наработками с другими. Если же впереди вас ждет ваш первый «урок добра» - напишите о нем.



Уроки добра: практический опыт

Обратимся к практическому опыты присланных разработок и обсудим, как подобрать тему и формат занятия с учетом возраста детей, какие методы вовлечения подойдут для разных ситуаций.

Как делать добро?

Как донести суть и смысл понятия «благотворительность» до детей? В каком ключе проводить уроки и занятия на эту тему? Почему благотворительность начинается с чувства сопричастности, а не жалости? О современных подходах к благотворительности и конкурсе для педагогов расскажут , директор по развитию Благотворительного Фонда Константина Хабенского, и , заместитель директора ГБОУ «Школа №547», учитель истории и обществознания.

Уроки добра. Как провести занятие?


Константин Хабенский, основатель Благотворительного Фонда помощи детям с опухолями мозга:

«Прямо сейчас у нас с вами есть шанс повлиять на то, каким будет наше будущее. Ведь в наших силах сделать так, чтобы сегодняшние школьники выросли людьми, для которых благотворительность - это такая же часть повседневной жизни, как поход в магазин или поездка за город. Мы не пытаемся донести до них размытое «помогать - это хорошо», мы пытаемся объяснить им: помощь может быть самой разной. Для одних это редкий эмоциональный порыв, для других - выстроенная система, для третьих - возможность проявить себя, для четвертых - способ успокоиться. Важно, чтобы каждый услышал о существующих вариантах и просто выбрал удобный для себя путь. И чем раньше это произойдет, тем лучше».

Олег Новиков, президент корпорации «Российский учебник»* и издательской группы «Эксмо-АСТ»:

«"Уроки добра" - не просто акция про благотворительность, это возможность рассказать нашим детям о том, что добро в отношении других людей – это не подвиг и не предмет гордости, а естественный процесс. Где как не в школе наши дети впервые сталкиваются c понятиями «добро» и «милосердие»? Поэтому задача взрослых - рассказать и показать своим примером, что же такое быть добрым и милосердным к тем, кто в этом нуждается».

Состав жюри:


Директор по развитию Благотворительного Фонда Константина Хабенского

Заместитель директора ГБОУ «Школа №547», учитель истории и обществознания

Артём Соловейчик
Вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию корпорации «Российский учебник»

Васильева Ирина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4
Населённый пункт: п. Лучегорск, Пожарский район, Приморский край
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Урок доброты в детском саду"
Дата публикации: 27.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Учитель-логопед МБДОУ детский сад №4 пгт. Лучегорск Васильева И.И.
Тема: Урок доброты в подготовительной группе детского сада

«Дари добро».

Цель:
Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями; Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями; Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков; Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.
Задачи:
Обучающие: Научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья; сформировать у дошкольников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья; рассказать детям о правах людей с инвалидностью. Воспитывающие: Пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;воспитывать толерантность.
Предварительная работа:
знакомство с произведением В. Катаева "Цветик – семицветик", пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, поговорок о доброте.
Материалы и оборудование:
Мультипликационный фильм «Цветик-семицветик», лепестки (по 7штук на каждого ребенка), картинка-солнышко.
1.

Организационный момент:
Прозвенел веселый звонок! Начинается урок! На уроке доброты станем добрыми и мы!
У нас много гостей. Поприветствуйте их, пошлите воздушный поцелуй и улыбнитесь!
2.

Беседа по теме:
Мы сегодня поговорим с вами о детях, которые находятся рядом с нами, и которым очень нужна наша любовь и забота, это дети со слабым здоровьем. Многие дети совсем не могут говорить, из-за того, что больны, или разговаривают так плохо, что их совсем не возможно понять, некоторые при разговоре заикаются. У заикающихся детей речь неплавная, они как будто бы спотыкаются на слове или не могут начать говорить. Их нельзя торопить, нужно подождать, пока они произнесут фразу. Дети с любыми нарушениями речи очень стеснительные, ранимые, они одиноки, с ними не всегда дружат ребята, не принимают их в игру. Очень обидно бывает, когда детей, которые плохо говорят, дразнят, показывают на них пальцами, смеются, не хотят с ними дружить. А вместе с другими ребятами им хочется поиграть? Ребята, а что мы с вами можем сделать, для того, чтобы эти дети не скучали, не обижались, не расстраивались. Ответы детей. На нашей планете Земля живет очень большое количество людей, кто-то плохо разговаривает, кто-то плохо видит или слышит, кто-то передвигается только на костылях или в инвалидной коляске, потому что не может ходить. Это и есть люди с ограниченными возможностями здоровья. И дразнить их, смеяться над ними нельзя. А скажите мне, ребята, вы болеть любите? Веселое это занятие? Ребята, а ведь бывают разные неприятные случаи, когда человек получил травму – например, сломал руку или ногу. Может он тогда все делать так же, как здоровый человек? Давайте проверим. 3.
Упражнение. «Непослушные пуговицы»
Дети делятся на пары, берут друг друга за руку, вторая рука остается свободной. Расстегните две пуговицы Застегните две пуговицы А как вы думаете, почему пуговицы такие непослушные? Никак не хотят расстёгиваться и застёгиваться? (подвести к выводу, что одной рукой это делать неудобно) А теперь не держитесь за руки и попробуйте сделать это еще раз. Вот, видите, ребята, человеку, который получил травму и не может двигать рукой, трудно выполнить простое задание, а ведь пуговицы приходится застегивать каждый день. Однако, ребята, врачи не всегда могут помочь, например, если травма очень сильная. И есть люди, у которых с рождения плохо двигаются руки и ноги. Таким людям нужны наша помощь, внимание, забота.
Ребята, сегодня мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Цветик – семицветик», а затем, обсудим его. 4.
Просмотр части мультфильма.
Посмотрите, у Жени остался последний лепесток. Давайте вспомним, на что Женя потратила шесть лепестков. Ответы детей. Теперь у нее последний лепесток, она может загадать только одно желание. Давайте представим, что нам тоже представилась такая возможность, и мы можем назвать свое желание. На что бы вы потратили свой лепесток, если бы он у вас остался? Дети передают друг другу лепесток и называют свое желание. А теперь давайте посмотрим мультфильм дальше.
5.

Просмотр мультфильма до конца.
Какое настроение было у детей при первой встрече? Почему Витя не пошел сначала играть с Женей? Хотел ли Витя бегать, играть? На что потратила Женя последний лепесток? Зачем она это сделала? (Акцент делается на последнюю часть фильма, где девочка Женя использовала последний волшебный лепесток цветика - семицветика для того, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить и бегать, стал здоров.) Как бы вы поступили на месте девочки Жени - отдали бы последний лепесток для мальчика Вити или нет? Можно назвать Женю доброй девочкой? А что такое доброта? Ответы детей. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей. Добро должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек". 6.
Игра «Солнышко»
Дети становятся в круг, передают солнышко друг другу по цепочке с добрыми словами – пожеланиями для друг друга.
7.

Итог занятия
. Каждый человек имеет право на уважение, заботу, внимание. Он имеет право быть таким, какой он есть. И окружающие люди должны принимать его таким, какой он есть. Но вместе с тем каждый человек обязан помнить, что
все люди разные и каждый из нас должен вести себя так, чтобы не приносить неудобства окружающим, быть деликатными, не обижать друг друга. И если все люди на Земле будут знать об этом, то, возможно, не будет ссор между ними, войн, слёз и всяких неприятностей, которые вызывают лишь огорчения. Люди с ограниченным здоровьем – это такие же люди, как мы с вами. Только им гораздо труднее общаться с окружающими людьми. Нужно им помогать и не отвергать их.
8.

Задание для совместного выполнения с родителями.
Педагог дарит детям по семь лепестков и предлагает дома составить из них цветок и подписать вместе с родителями пожелания для детей, которые нуждаются в помощи (например, как Витя в мультфильме).

Вершино-Тейский ЦДО -

филиал муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

Аскизский районный центр дополнительного образования

Конспект занятия «Уроки доброты»

педагог дополнительного образования,

стаж 27 лет,

Пояснительная записка

Занятие «Уроки доброты» разработано для обучающихся 5-9 классов. Тема занятия актуальна на сегодняшний день.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

При организации работы на занятии «знания, чувства и действия должны выступать в единстве». Это достигается с помощью верно подобранного материала. Новое должно опираться на уже имеющиеся знания или личный жизненный опыт. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цели занятия:

Задачи:

Методическая цель:

создание условий для формирования знаний, умений и навыков поликультурного образовательного пространства; развития способностей; воспитания качеств высоконравственной толерантной личности.

Практическая значимость разработки:

Работу можно использовать на занятиях по подготовке к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему (ОГЭ русский язык) , уроках русской литературы, русского языка, классных часах, воспитательных мероприятиях .

Ожидаемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Предметные: знакомство с этическими понятиями «добро» и «зло», понимание их значения.

Метапредметные:

Регулятивные формирование умения планировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений.

Коммуникативные адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыком смыслового чтения текстов различных жанров; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.

Методы и приёмы обучения:

Используемые на занятии методы и приемы оживляют интерес школьников к обучению, помогают формировать определённые навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные знания и своё отношение к жизненным вопросам. На занятии опиралась на принципы деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Использовались следующие приемы и методы:

- исследовательская деятельность (повторяли, вспоминали, читали, пересказывали);

-поисковая деятельность (доказывали, объясняли, оценивали, сравнивали);

- репродуктивный метод ( слово учителя);

- метод творческого чтения ( комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста);

- эвристический метод ( подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы).

Тема занятия: «Уроки доброты»

Цели занятия:

    Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.

    Развивающая: развитие коммуникативных способностей обучающихся; накопление социокультурного опыта.

    Воспитательная: воспитание духовно-нравственной личности.

Задачи:

Учить внимательному, чуткому отношению к слову;

Развивать речь, мыслительную деятельность учащихся, творчество;

Развивать желание помогать другим, совершать добрые дела;

Воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Тип занятия : беседа

Эпиграф : Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н.Толстой)

Записи на доске : тема, эпиграф, пословицы:

русская народная «Добрые дела и по смерти живут»;

хакасские народные «Хорошей лошади – одного слова, плохой – тысяча; хорошему человеку – одного слова, плохому – тысяча», «Детеныш волка не станет собакой», «Будущего коня видно по жеребцу, будущего человека видно с детства».

Ход занятия :

    Организационный момент.

    Вступление.

    Музыка «Куда уходит детство…»

    На фоне музыки: Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня у нас обычное занятие с необычной темой. Наш разговор хотелось бы начать с небольшой притчи из «Библии» - «Притча о добром самарянине».

    Чтение «Притчи о добром самарянине»

    Беседа:

    О чём же мы сегодня будем вести с вами разговор? (ответы учащихся)

    Да, будем говорить о самом главном, что должно быть в душе каждого человека – доброта, доброжелательность, добродетельность, добро.

    А почему возникла такая необходимость затронуть именно эту тему? (ответы учащихся)

Действительно, эта тема сегодня очень актуальна, потому что люди в последнее время безжалостны и равнодушны ко всему, да ещё очень злы.

    А с чем вам чаще всего приходится сталкиваться в жизни: добром или злом? (ответы учащихся)

Это ещё раз подтверждает актуальность нашего разговора, но все-таки мир не без добрых людей.

    Но мы ещё не выяснили, что вы понимаете под словом «добро». Давайте послушаем рассуждения по этой темой ваших одноклассников, а потом ваши дополнения. (Приложение 2 )

Вывод: Добро, доброта – это что-то необъятное, когда хочется сделать всем что-то хорошее, сказать о чем-то хорошем и приятном.

    Уроки доброты в произведениях художественной литературы, собственных сочинениях, стихотворениях, рисунках учащихся.

Вопросы для беседы:

    1. Какие уроки для себя вы извлекли из произведений художественной литературы, которые вы читали как на уроках, так и самостоятельно? (ответы обучающихся)

Вывод: Значит, уроки черпать можно не только из жизни, но и из рассказов, повестей, сказок и др.

    1. А с какими героями вы встречались чаще: со злыми или добрыми?

(ответы)

Вывод: Именно на примерах своих героев, авторы хотят помочь вам сделать свой правильный выбор в жизни.

    1. Есть ли у вас герои, на которых вы хотите быть похожими? (ответы)

      Многие из вас, готовясь к уроку, выступили в качестве авторов сказок, стихов и в роли художников. Давайте послушаем сказки.

( Приложение 1 )

    1. О чем же легче вам писалось: о добре или зле? (ответы)

Вывод: Да, легче писалось о том, что ты больше в себе чувствуешь.

    1. А в стихах собственного сочинения можно услышать и увидеть все ваши чувства. (Приложение 3 )

      А в каком жанре произведений устного народного творчества четко отражены выводы по нашей теме? (ответы – пословица, поговорка).

      А какие вы знаете? (Приложение 4 ).

      Дайте мне толкование пословице: «Добрые дела и по смерти живут». (ответы)

Вывод: Человека помнят по добрым делам.

    1. У коренного населения нашей республики – хакасов – тоже есть пословицы на эту тему: «Хорошей лошади достаточно одного слова, плохой – тысяча, хорошему человеку – одного слова, плохому – тысяча», «Детёныш волка не станет собакой», «Будущего коня видно по жеребцу, будущего человека видно с детства». (учащиеся дают толкование каждой пословице)

      А сейчас мы переходим к художественным способностям. Цель этого задания – добро и зло в цветовой гамме.

Дайте объяснение, почему именно этот сюжет и эти краски.

(2 человека представляют свои работы)

Вывод: Вы выбрали то, что радует людей, краски добра не раздражают нас.

    «Уроки доброты» по личным впечатлениям.

Беседа:

    1. Чтобы продолжить наш разговор, мне хочется представить вашему вниманию стихотворение Александра Яковлевича Яшина «Спешите делать добрые дела».

      Стихотворение А.Я.Яшина «Спешите делать добрые дела» (в исполнении учащихся).

      Какой вывод можно сделать? (ответы)

Вывод: жизнь дана на добрые дела.

    1. А сейчас подумайте, какой вывод можно сделать из сочинения, которое будет представлено на ваш суд.

.Однажды летом ко мне приехала подруга. Она была очень высокомерна. Её поведение оставляло желать лучшего. На улице она не могла пройти мимо бездомного животного, не ударив его. Людей с какими-либо нарушениями во внешности обзывала, издевалась над ними.

Через несколько дней после приезда она случайно упала и сломала ногу. Выписавшись из больницы, она ещё долгое время ходила на костылях, потом хромала. На неё стали показывать пальцем, смеяться над ней.

Перед своим отъездом она сказала мне, что очень сожалеет о своём поведении до травмы. Она уезжала совсем другим человеком.

    1. Выводы учащиеся делают с использованием пословиц и поговорок:

«Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь».

    1. А только ли по отношению к человеку или другому живому существу можно быть добрым? (ответы)

Вывод: Человек добр будет тогда, когда его доброта проявляется ко всему, что его окружает.

    1. Стихотворение писателя Хакасии Г.В.Сысолятина «Берёза» (в исполнении учащихся):

Подрубили березу, чтоб соку дала.

Сколько взяли того сахаристого соку?

А она им, как кровью, затем истекла –

Не насытила жаждущей кроны высокой.

И не стало гармонии в вешнем лесу,

Птичий хор предпочел ей деревья другие.

А случайно пробьет у березы слезу –

Тут же выпьют её муравьи земляные.

Нет шатра у неё – косачам ночевать.

К ней лишь дятел летит – червоточину чует.

Но не дятлу-хирургу её врачевать –

Только молния с неба её уврачует.

Усыхающей кроной прискорбно шурша,

Все зовет на себя огнеликие грозы…

Страшно думать, что кто-то, по лесу кружа,

Поднимает топор на другие березы.

    1. Какой урок из этого стихотворения? (ответы)

    Заключительная часть.

    1. Какие же уроки вы извлекли из нашего разговора? (ответы)

      Стихотворение «Хуже нет» Ю.Воронова в исполнении учителя:

Хуже нет,

если всем доволен;

Значит, слепну, глупею, дряхну,

Значит я на людские боли

Или радости не распахнут.

Тот, кто хочет тревоги века

переждать за своей калиткой,

Забывает, что человеку

Непростительно

жить улиткой.

    1. Домашнее задание – спешите делать добрые дела.

Приложения к занятию «Уроки доброты».

Приложение 1.

«Сказка о Ване и о Немой принцессе».

Жил-был парень по имени Ваня. Он был очень злой и жадный. Один раз до него дошли слухи, будто дочь короля стала немой. И никто не мог от её слова добиться.

Короля это сильно опечалило, и велел он объявить по всему королевству, что тот, кто добьется от неё хоть словечко, получит в награду много денег.

Многие пытались, но ничего не вышло. Ваня тоже решил попытаться. Когда Ваня пришёл во дворец, то, увидя принцессу, замер. У него исчезла вся злость и жадность. Ему хотелось делать только добро! И он своим добром вылечил принцессу.

Когда король хотел дать ему награду, то Ваня отказался. Сказал, что награда для него то, что принцесса вылечилась. Он попрощался и ушёл. С тех пор Ваня делал только добро.

«Сказка о дружбе добра и зла».

Однажды зло предложило добру подружиться.

Давай попробуем, - сказало добро.

Стали они вместе гулять, ходить друг к другу в гости, и так они сдружились, что забыли, кто они есть.

Вот однажды они гуляли и увидели, что мальчик из рогатки стрелял в голубей.

    Молодец! – вдруг сказала злость.

    Что же здесь хорошего? – спросила доброта и пошла к мальчику.

Мальчик увидел её и убежал.

    А что в этом плохого? – спросила злость у доброты.

А доброта ничего не ответила и ушла. Так они поругались.

Через неделю злость пришла к доброте и сказала: «Давай помиримся». Они помирились, но доброта сомневалась, что они сдружатся опять. И тогда они поспорили, что злость сможет делать добро.

Вот они опять гуляли и пошли через дорогу в парк. А на дороге стояла бабушка и просила, чтобы её перевели через дорогу. Доброта её не заметила и прошла мимо, а злость подошла к бабушке и перевела её. Тогда доброта сказала злости, что она навсегда останется доброй, потому что она сделала добро.

Вот они стали дружить и никогда больше не ссорились.

Добро всегда может победить зло, если этого захотеть.

* * *

Как-то раз девочке по имени Валя приснился сон, что она спасает весь мир от грусти. Когда Валя проснулась, она стала думать: «Ну как я могу спасти весь мир?» Думала, думала, так и ничего не придумала.

Прошло две недели, и Валя забыла этот сон. Наступил день рождения Вали. Её исполнилось двенадцать лет, и она пошла в магазин за тортом. У девочки было хорошее настроение, и по дороге она всем улыбалась. Улыбнулась дяде, а тот улыбнулся тете, тётя улыбнулась бабушке, бабушка улыбнулась внучке.

И вот так, ни о чём не подозревая, девочка Валя спасла всех людей от грусти и печали.

Приложение 2.

Рассуждение на тему:«Что такое добро?»

Я представляю себе доброту в виде маленькой девочки. Это весёлая рыженькая девчушка. Она любит природу, никогда не грустит и всегда улыбается.

Но если просто рассуждать, что такое добро, то я думаю так: добро – это все то хорошее, что люди делают друг другу.

В наше время мы стали очень злыми из-за всей этой суеты. Мы редко улыбаемся, больше стараемся обидеть человека, нежели сделать ему что-то доброе.

Добрый человек не сможет, даже если захочет, увидеть в злом человеке только плохое.

Добро… Возможно не все даже задумывались над тем, что для них значит добро.

Добро – это хорошее отношение друг к другу.

Добро – это любовь к окружающим.

Добро – это самое светлое, что мы делали в жизни.

И ещё много, много определений можно подобрать к этому слову.

Я хочу закончить свое сочинение словами А.Н.Мошкова: «Быть добрым не значит быть глупым, быть добрым значит быть мудрым».

Приложение 3.

Стихотворение «Добрые уроки».

Волшебные слова, знаем мы не все.

Тот, кто их не знает, их не говорит.

А тот, кто знает, не всегда употребляет.

Слова эти простые.

Выучи их ты:

«Здравствуй», «до свиданья»,

«Спасибо» и «прощай».

Знай эти слова и их не забывай,

Чтоб не быть невежей

В обществе друзей.

Приложение 4.

Пословицы.

    Без труда добра не бывает.

    Бывает добро, да не всякому дано.

    Всё добро, да не всё на пользу.

    Делай добро и жди добро.

    Добра желаешь – добро и делай.

    Добра ищи, а худо само придёт.

    Добро на худо не меняют.

    Добра не смыслишь – так худо не делай.

    Добро - что клад ищут, а худо – под рукой.

    Добро быть в радости и жить в сладости.

    Добро и во сне хорошо.

    Добро наживай, а худо изживай.

    Добро не лихо – ходит тихо.

    Добро поощряет, а зло порицает.

    Добро творит – себя веселит.

    Добро человека в красный угол сажают.

    Доброго чти, а злого не жалей.

    Доброе дело без награды не остается.

    Доброе дело два века живет.

    Доброе дело и в воде не тонет.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх