Познавательные опыты для детей. Занимательные опыты и эксперименты для малышей Эксперименты с детьми 3 лет
Летом домашние опыты с водой для детей очень кстати. Всем малышам нравится играть и повозиться в воде в жаркую погоду. Проведение таких «исследований» позволяет им ознакомиться с важнейшими свойствами воды. Поэтому представим их, прежде чем перейдем к интересным, познавательным, веселым, наглядным опытам.
Свойства воды
Вода — основа жизни. Она – является «базой» для хорошей работы человеческого организма. Известны три состояния воды: жидкое, газообразное и твердое. Рассмотрим следующие свойства воды.
- Прозрачность. Возьмите два стакана. В один налейте воду, в другой – молоко. Дайте крохе по бусинке и предложите ее опустить по очереди в оба стакана. Бусинку с легкостью можно увидеть в стакане с водой, поскольку вода кристальная и прозрачная.
- Бесцветность. Для подтверждения в стаканы налейте воду и различными цветами краски раскрасьте ее. Воду в одном стакане оставьте бесцветной и прозрачной, то есть такой, какой она была.
Есть предметы, которые тонут в воде, а некоторые остаются на поверхности и плавают. Опустите в воду различные вещи – камешки, бумажные кусочки, шишки, предметы из металла, дерева, и понаблюдайте, какие из них утонут, а какие нет.
Домашние эксперименты с водой
Опыт 1. С обычной краской
Берете обыкновенную краску и капаете в воду по одной капле. Наблюдаете, как она постепенно перемешивается. Цвет в воде становится менее ярким. Чем краски больше, тем цвет становится ярче.
Опыт 2. На поиски клада
Школьникам интересно будет сделать такой опыт. Для этого понадобятся пуговички, камешки, блестки, ракушки. Наливаете в стакан воду и высыпаете «клад». Далее ставите его в морозилку. Ждите замерзания воды. Как только она замерзнет, начинаете вынимать ледяной кусок ложкой или пинцетом, а затем опускаете его в теплую воду. Кода он начинает таять, добываете «сокровища».
Опыт 3. Впитывание воды
Налейте в емкость воду и поднесите к ней губку и следите за тем, что произойдет. Вода, подпрыгнув вверх, впитается в поры. Затем поднесите к воде различные вещи и следите за тем, какие способны ее впитать, а какие не имеют впитывающие свойства.
Опыт 4. С кубиками льда
Деткам 5 – 6 лет будет интересен такой опыт. Заморозите лед, делая из них особенные кубики. Берите тонкие коктейльные трубочки, на 5 см обрежьте их в длину и вставьте в ледяную форму. Потом положите в морозильную камеру. После замораживания получатся крепкие кубики с трубочкой. Правда, похожи на кораблики? Прикрепляя парус к матчу, запустите кораблики по лужам или в ванночку с водой.
Опыт 5. «Плывущее» яйцо
Возьмите сырое яйцо. Положите его в стакан с водой. Вы увидите, что оно опустится на дно. Затем выньте яйцо и растворите туда 2- 3 ложки соли. Снова опустите его теперь уже в стакан с соленой водичкой. Вы увидите, что яйцо плавает на водяной поверхности.
Отсюда вывод, что плотность воды повышается с помощью соли и поэтому сложнее утонуть в соленой воде. Например, в Мертвом море вода слишком соленая, следовательно, человек может лежать на морской поверхности и не утонуть.
Опыт 6. «Кипение» холодной воды
Намочите и отожмите носовой платок. Затем накройте им полный стакан с холодной водой и аптечной резинкой закрепите платок на стакане. На середину платка продавите пальцем так, чтобы он вошел в воду на 2-3 см. Затем переверните стакан вверх дном над раковиной. Держите стакан одной рукой, а другой слегка ударяйте по дну. И что происходит? Вода начинает «кипеть» или бурлить в стакане.
Объяснение: мокрый платочек воду не пропускает. При ударе по стакану, образуется вакуум в нем и через носовой платок воздух поступает в воду, впитываемый вакуумом. Этими пузырьками воздуха формируется мнение о «кипении» воды.
Опыт 7. Исчезающая вода
Возьмите два одинаковых стакана и налейте их водой до одного и того же уровня. Отметьте его фломастером. Один стакан накройте крышкой, а другой оставьте открытым. Положите их в теплое место. На другой день увидите, что уровень воды в открытом стакане стал ниже, а в закрытом не изменился.
Что произошло? Под тепловым воздействием вода в открытом стакане испарилась и превратилась в мельчайшие частицы пара, которые рассеялись в воздухе. Отсюда вывод: когда-нибудь все мокрое высыхает.
Опыт 8. Со льдом
В стакан, наполненный до краев водой, опустите кусок льда. Лед начнет таять, а вода через край не перельется. Отсюда следует, что вода, в которую преобразовался лед тяжелее и занимает меньше места, чем лед. Вывод: лед легче воды.
Опыт 9. Радуга
Продемонстрируйте деткам радугу в комнатке. Под маленьким углом положите в воду зеркало. Затем поймайте зеркалом солнечный лучик и на стену направьте. Его вращайте до тех пор, пока на стене не увидите спектр света. Роль призмы, которая разлагает свет на составляющие, выполняет вода. Малышам очень понравится этот опыт, поскольку они увидят радугу.
Чтобы ваши малютки извлекли полезные и интересные информации о воде, делайте домашние опыты с водой для детей. В этом видео вы найдете еще несколько идей для экспериментов.
Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение "Детский сад № 273" г. Перми
Программа утверждена заведующей
МАДОУ "Детский сад № 273" г. Перми
Мордовская Л.А.
«Маленькие экспериментаторы: опыты с водой»
(для детей 3- 4 лет)
Романова И.А.
Пермь 2015.
Пояснительная записка. Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагается ряд игр с водой. Дети 3-4 лет, наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, получат новые впечатления, испытают положительные эмоции, познакомятся со свойствами воды и разных предметов.
Восприятие мира детьми четвертого года жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка с раннего возраста не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметами.
Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»
Возраст детей: 3 - 4 года.
Количество: 10 детей.
Количество занятий: 5 занятий/ 1 час 15 мин.
Форма проведения: групповая.
Цель: создание условий для экспериментальной деятельности детей; развития познавательного интереса детей .
Задачи : создавать условия для формирования у детей познавательного интереса; развивать у детей любознательность в процессе наблюдений к практическому экспериментированию с объектами; способствовать развитию речи; развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности; учить объяснять наблюдаемое.
Результат: ребенок научится самостоятельно выполнять простейшие опыты с водой.
Перспективный план на краткосрочные образовательные практики « Маленькие экспериментаторы: опыты с водой».
Тема занятия
Задачи
Оборудование
Развернутое содержание работы
Продукт деятельности, результат
Игра с водой: «Налил-вылил»,
«Выжми мочалку»
Способствовать развитию координации движений и развитию мелкой моторики, содействовать расширению представления о свойствах вещества.
две емкости, поролоновая губка.
Поставить перед ребенком тазик с водой. Показать, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
Предоставить ребенку свободу действий.
Одну емкость заполните водой. Показать ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
Предложить попробовать самому сделать то же самое.
Умение с помощью губки переносить воду из одной посуды в другую
Игра с водой:
«Водонос»
Познакомить со свойствами вещества и понятием объема, способствовать развитию координации движении
Поставить перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
Предложить ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
Сравнить совместно с ребенком, в какой банке воды окажется больше.
Спросить, чем зачерпнуть воду не получится.
Измерить глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).
Умение измерять уровень воды, опуская в банку деревянную палочку
Игра с водой:
« Сквозь сито»,
« Буря в стакане»
Познакомить с назначением предметов и свойствами вещества
Стакан, сито.
Поставить перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.
Объяснить ему, почему вода протекает сквозь сито
Умение делать простейшие выводы из увиденного опыта
Игра с водой:
« Поплывет или утонет»
Способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов
Поставить перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
Доставать предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам - в одно, все, что не утонуло, в другое - то, что оказалось на дне.
Умение классифицировать предметы на которые тонут и не тонут в воде
Игра с водой:
« Окрашивание воды»
Содействовать в выяснении свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Рассматривание совместно с детьми в воде 2-3 предмета, выяснять, почему они хорошо видны (вода прозрачная).
Определяем вместе с детьми, как можно окрасить воду (добавить краску).
Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой).
В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой).
Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Умение окрашивать воду с разной интенсивностью цвета
Правила при работе с водой.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Правила при работе с песком
Если сыплешь ты песок -
Рядом веник и совок.
Правила при окончании работы
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Материально техническое и учебно - дидактическое оснащение.
Емкость с водой, один большой и один маленький стакан,
две емкости, поролоновая губка
Тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.
Стакан, сито.
Предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы),предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.
Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Список литературы:
Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990. № 5.
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. -Волгоград: Перемена, 1995.
Прохорова Л.К, Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. - № 2.
Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.
Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.
Фасий. И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 200
Об экспериментальной деятельности как основе для развития интеллектуальных и исследовательских способностей детей.
1 «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» - экспериментируем с мокрым песком
У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы
2 «Сыпучий песок» - экспериментируем с сухим песком Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка
3 Научить детей получать разноцветный песок Приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок
1 «Разные ножки топают по снежной дорожке» - научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры
2 «Ледяная горка» - показать детям, как делать горку для куклы При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки
3 «Снежный городок» - научить детей делать из снега колобки и большой дом Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью
4 «Разноцветные фигуры» - научить детей раскрашивать снежные фигуры На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега
Вода
1 «Кораблики» - по-знакомить детей со свойствами плаваю-щих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит
2 «Нырки» - познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними про-исходит, если их бросить в воду
3 «Буруны» Каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане
4 «Соберем водичку» - научить детей пользоваться губкой для сбора воды Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки
5 «Пена» - научить детей делать пену из шампуня В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу
Бумага
1 «Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию
2 «Бумажные комочки» - познакомить детей с новым свойством бумаги - скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию
3 «Бумажные полоски» Детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер
Солнце
1 «Солнечные зайчики» - научить детей играть с солнечным зайчиком Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком
2 «Тень» - познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени
3 «Разноцветные стекляшки» - познакомить детей со свойствами прозрачного стекла Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир
Картотека опытов для детей 4-5 лет
Песок
1 «Движущийся песок» В пластиковую бутылку насыпать сухого песка и закрутить крыш-кой. В крышке при помощи шила сделать дырку и вставить туда трубочку. Подуть в трубочку и понаблюдать, что происходит в бутылке
2 «Песочный замок» Мокрый песок может выливаться из ладошек тонкой струей. Если ладошки держать над одним местом, то из струйки можно получить конус, который будет похож на замок. При высыхании песок твердеет, и получится крепкая постройка
3 «А мы сеяли песок» Научить детей сеять песок через сито. Рассмотреть, чем отличается просеянный песок от непросеянного
4 «Песчинки» Дать детям лупы и рассмотреть, из чего состоит песок. Каковы на ощупь отдельные песчинки?
5 «Песочные часы» - познакомить детей с прибором для измерения времени Показать детям песочные часы и рассказать историю возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить длительность времени по песочным часам. Предложить что-либо сделать, отмечая время по часам: одеться, спеть песенку и т. п.
Ветер
1 «Игрушка-вертушка» - познакомить детей со свойством ветра - приводить в движение легкие предметы Сделать с детьми игрушки-вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра
2 «Ветер по морю гуляет» Научить детей делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра
3 «Ветер и семена» На участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?
4 «Ветряные мельницы» Показать детям картину ветряной мельницы, расспросить, знают ли они, для чего нужны мельницы. Рассказать, как люди использует ветер для своих нужд. Изготовить с детьми совместно макет ветряной мельницы
5 «Пугало» Воспитатель рассказывает детям, как он увидел у соседей на даче пугало, на котором висели легкие банки и ленты от старых магнитофонов. Как вы думаете, для чего висят на пугале эти предметы? Потом предлагает поэкспериментировать с такими предметами, когда дует ветер
Вода
1 «Свойства воды»
Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой? Вода не имеет вкуса. Дать детям попробовать на вкус воду. Какой у нее вкус? Потом в стакан бросить сахар и размешать. Какой теперь вкус у раствора?
Потом в один стакан бросить соль, в другой стакан с водой капнуть сок лимона.
Вода не имеет запаха. В стакан с водой добавляются вещества, имеющие резко выраженный запах, и сравнивают запахи.
Вода не имеет цвета. В стакан
с водой добавить красящие вещества или гуашь и понаблюдать, что происходит с водой. В ней растворяются красящие вещества
2 «Вода - источник жизни» На прогулке срезать веточки с дерева и поставить их в вазу с водой, а одну в пустую вазу и понаблюдать за тем, что будет происходить с веточками
3 «Кап-кап-кап» На участке понаблюдать за таянием сосулек. Как можно получить каплю, только не из сосульки? Какая форма у капли? Какой звук издает капля, когда падает? Сочините музыку капли и сыграйте на металлофоне
Зеркало
1 «Солнечные зайчики» Каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика
2 «Что находится в зеркале» Ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?
Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.
Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Невидимые чернила
|
Лимон надувает воздушный шар
|
Лимон запускает ракету в космос
|
Разбегающиеся зубочистки
|
Могучая скорлупа
|
Научи яйцо плавать
|
"Наживка" для льда
|
Может ли "кипеть" холодная вода?
|
Соломинка-пипетка
|
Соломинка-флейта
|
Соломинка-рапира
|
Птичка в клетке
|
Как квадрат превращается в круг?
|
Сильная газета
|
Могучее дыхание
|
Рекордный вес
|
Картотека опытов для детей 2-3 лет
№ н/п
Тема опыта, цель
Песок
Знакомство со свойствами песка
Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти
Воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по участку, потом высыпать его в песочницу или предложить детям перенести на соседний участок
Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта
Воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок. Затем дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя
Продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками
Воспитатель берет деревянную палочку и ставит ее в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает ее в песок. Потом дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик
Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта
Воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок. Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для куклы. Показывает детям, как это сделать: зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на доску или бордюр песочницы, придерживая формочку рукой,
стучит по формочке совочком, потом снимает форму. Пирожок готов. Показывает детям это действие 4-5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно
Знакомство детей со свойствами сухого песка
Воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы - он рассыпается
Вода
Познакомить детей со свойствами воды
Воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в нее воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли
Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды
Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая-и маленькая». Повторяет 4-5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок
Научить детей пользоваться черпачком для доставания шариков из воды
Воспитатель бросает в чашку, наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпачком. Повторяет свои действия несколько раз.
Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно достать их черпачком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду
Уточнить представление детей, что в помещении вода льется из крана струей вниз
Это наблюдение делается, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть ручки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду
Научить детей мыть посуду для кукол.
Воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у нее в раковине. Няня рассказывает, как теплая вода помогает ей делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. Напоминает, что делать это надо аккуратно
Знакомство детей с разноцветной водой
У воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску - превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делает-, ся вывод, что окрашенная вода непрозрачна
Научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки
Полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды
Снег
Познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок
Рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из красивых белоснежных снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превращается в капельку водички. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу
Показать детям, как образуются следы на снегу
Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных
Познакомить с таянием снега
На прогулке набрать с детьми в чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения
Ветер
Познакомить детей с движением воздуха
Взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом. Вы почувствовали холодок - это ветер. Есть такая игрушка - бумажная мельница, которую ветерок приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как мельницы закрутились
Игры с султанчиками
В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок
Ткань
Объяснить детям, что ткань состоит из ниточек
Детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое
Показать детям, что ткань можно красить
У воспитателя и детей белые или однотонные неяркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, как это сделать
Камешки
Познакомить детей с камешками
Рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик
Плавают или тонут?
Налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?
Шумелки
Положить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки
Магнит
Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивания металлических предметов
Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Воспитатель показыва-
ет, как при помощи магнита можно собрать мелкие Металлические предметы. Не забывайте про технику безопасности
Мыльные пузыри
Научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей
Воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания пузырей. Показывает детям, как надо дуть, чтобы получились пузыри. Потом выдувает пузыри, а дети их ловят