Приучаем ребёнка к садику. Ребенок плачет в садике: что делать? Комаровский: адаптация ребенка в детском саду

По мере взросления ребёнка в каждой семье возникает вопрос: а стоит ли водить малыша в 2–3 года в детский сад? Сейчас многие мамы работают на дому или находятся в декретном отпуске, поэтому присмотреть за крохой и заниматься его воспитанием могут самостоятельно, вместо того чтобы пытаться приучить его посещать не очень любимый садик. Довольно большое количество родителей предпочитает нанять для малыша няню, которая не только следить за ребёнком, но и проводит развивающие занятия, гуляет и кормит. Позиция многих родителей проста: зачем водить в группу, где большое количество человек и ребёнку не уделят достаточно внимания. Является ли правильной такая позиция и что по этому поводу думают детские психологи?

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

Психологи настаивают, что оптимальным вариантом адаптации малыша в обществе является детский сад.

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

  • ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
  • психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
  • приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
  • организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух - трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
  • проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Надо ли отдавать ребёнка в садик - видео

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

В большинстве случаев дети первое время плачут и капризничают, не хотят идти в сад. Это называется периодом адаптации. Психологи успокаивают родителей, что первые два - три месяца такое поведение считается нормальным. Даже если ребёнку нравится воспитатели, новые друзья и обстановка в целом, он может плакать и скучать по родителям. Но позже малыш начнёт воспринимать сад и с радостью будет бежать в группу.

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года - таблица

2 года 3 года
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего.
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое.
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе.
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними.
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте.

Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

Доктор Комаровский обращает внимание, что адаптация к саду у двухлетнего ребёнка идёт намного быстрее, чем у трёхлетнего. Детские психологи и воспитатели на основании многочисленных наблюдений сделали вывод: чем младше дети, тем быстрее и легче они привыкают к детскому саду.

Каким должен быть хороший детский сад - видео от доктора Комаровского

Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду

Правильно подготовить ребёнка к началу посещения детского сада - это задача родителей. Если однажды утром привести малыша в группу и оставить его там, такая ситуация обязательно вызовет истерику и страх у крохи. Поэтому существуют рекомендации, которые озвучивают не только воспитатели, но и детские психологи:

  • в первую очередь необходимо рассказать малышу, что такое детский сад, зачем туда приводят детей. Ребёнок, хоть он ещё и маленький, уже все понимает. Главное - заинтересовать кроху, объяснить, что там интересно, там много новых друзей и игрушек и т.д.;
  • не стоит сразу оставлять малыша на целый день. Рекомендуется сначала водить ребёнка на два часа, чтобы малыш поиграл, но не успел соскучиться за мамой. Первую неделю можно приводить кроху вечером на время прогулки. Со второй недели лучше приводить малыша к завтраку и оставлять не дольше двух часов. В это время дети играют на улице. Затем увеличить время до обеда, чтобы кроха привыкал есть со всеми детьми. И только после этого начать оставлять его на полный день. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера;
  • обязательно объясните ребёнку, что родители придут за ним вечером, чтобы кроха не думал, что его могут оставить насовсем в саду. Психологи рекомендуют первые несколько дней привести ребёнка на несколько часов именно в вечернее время, чтобы он видел, как родители забирают других детей. Так кроха будет спокоен и уверен: родители обязательно придут за ним вечером после сна и полдника;
  • перед первым посещением полезно будет рассказать о воспитателе: кто это, почему именно этого человека надо во всём слушаться. Ребёнок должен прийти в группу и понимать, что на некоторое время дня именно воспитатель заменяет маму или другого взрослого;
  • малыш должен постоянно чувствовать поддержку родителей, ведь кроха воспринимает все на эмоциональном уровне. Родители, бабушки и дедушки должны отзываться о детском саде хорошо, поощрять малыша и постоянно хвалить его. Если ребёнок будет постоянно слышать положительные отзывы о саде, в его сознании группа и воспитатели будут ассоциироваться с очень хорошим местом. И именно туда ведут его родители;
  • приучать малыша к саду нужно постепенно: в первые несколько дней не стоит заставлять малыша завтракать в группе, лучше покормить его дома. Сытый ребёнок будет лучше воспринимать игры и участвовать в них. Позже кроха увидит, как другие дети едят за столом и обязательно захочет присоединиться;
  • после выходных дети часто начинают капризничать и не хотят идти в группу. Поэтому родителям рекомендуется не оставлять их на весь день в понедельник, лучше отложить это на среду или пятницу;
  • психологи рекомендуют придумать собственный ритуал прощания утром: обниматься, целоваться или хлопать в ладоши, рассказывать считалку. Этот процесс должен быть быстрым, чтобы малыш не смог оттянуть момент, когда маме нужно уходить. Ребёнок привыкает к одним и тем же действиям и через некоторое время начнёт без слёз расставаться с родителями по утрам.

Специалисты рекомендуют отдавать детей в дошкольное учреждение в летний период. В это время меньшая вероятность, что кроха заболеет. И дети большую часть времени проводят на улице, так ребёнку легче адаптироваться. Если начать посещать дошкольное учреждение в сезон простуд, малыш может заболеть через несколько дней или недель после начала походов в группу. На больничном ребёнок будет не меньше 7 - 10 дней и произойдёт срыв адаптации, ведь кроха опять привыкнет находиться дома. С момента выздоровления придётся начинать все сначала.

Нужно ли готовить ребёнка к началу посещения детского сада

Ответ на этот вопрос - однозначно да. От того, готов ли ребёнок посещать группу, во многом зависит успех адаптации. Специалисты рекомендуют начать подготовку за 4 - 6 месяцев до планируемого начала посещать детский сад.

Как подготовить к детскому саду детей разного возраста - таблица

Ясельная группа, 2 года Младшая группа, 3 года
Отучить ребёнка от грудного вскармливания и пустышки. Этот процесс - большой стресс для крохи, поэтому совмещать начало посещения сада и отлучения от груди и соски - слишком большая нагрузка на нервную систему малыша. В этом возрасте ребёнок уже должен есть самостоятельно. Если малыш все ещё не умеет этого делать, стоит привить ему эти навыки.
В этом возрасте дети пьют из поильника или бутылочки. В саду малыш будет пить только из чашки, поэтому родителям стоит обучить ребёнка этому навыку. Также малыш должен уметь держать ложку и пытаться есть самостоятельно. Одеваться и раздеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, колготки, носки, варежки, кофту или футболку, пижаму. Обуваться и разуваться, если обувь на липучках.
Самое время перестать пользоваться подгузниками и приучать кроху к горшку. Ходить в туалет. В младших группах уже стоят унитазы для малышей, а ни горшки. Поэтому дома нужно приучать ребёнка ходить в туалет на унитаз, чтобы в саду кроха не пугался.
Показывать ребёнку, как одеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, снимать варежки, если обувь на липучках, малыш также может обуться и разуться. Почаще разговаривать с ребёнком о положительных моментах в детском саду: как много там игрушек, музыкальных занятий, интересных игр на улице, и большая площадка. Трёхлетний малыш уже способен понять эту информацию и она обязательно его заинтересует.
Учить общению с другими детьми: объяснять малышу, что нельзя обижать других, нужно делиться игрушками, ведь в группе они общие.
Приучать малыша к порядку: учить его убирать за собой игрушки, не разбрасывать свои вещи, а аккуратно складывать их на полку. Легче всего это сделать - показать на своём примере. Ведь маленькие дети постоянно копируют взрослых.

Подбирая ребёнку одежду в сад, родители должны помнить, что малыш должен учиться одеваться самостоятельно. Поэтому обувь лучше покупать на липучках, одежда должна быть без пуговиц, ведь малыш не сможет их застегнуть. Все вещи нужно выбирать с таким расчётом, чтобы ребёнок смог учиться одевать их сам. Когда воспитатели собирают детей на прогулку, чрезвычайно сложно одеть всю группу, если у каждого на кофтах, куртках или комбинезонах множество пуговиц, молний и застёжек.

Детский сад и режим

Актуальным остаётся вопрос о соблюдении режима дня. Дело в том, что в группе все действия распределены по часам с утра и до вечера. Поэтому если ребёнок не приучен жить по распорядку, родителям стоит пересмотреть свои методы и начать знакомить кроху с режимом. Рекомендуется пойти в детский сад и узнать, какой распорядок установлен в группе, в которую скоро будет ходить ребёнок. В большинстве детский садов распорядок дня одинаковый :

  • 7.00 - 8.00 приём детей в группу;
  • 8.00 - 8.20 зарядка;
  • 8.20 - 8.30 подготовка к завтраку;
  • 8.30 - 9.00 завтрак;
  • 9.00 - 10.15 развивающие занятия;
  • 10.15 - 10.30 подготовка к прогулке;
  • 10.30 - 12.00 прогулка на улице;
  • 12.00 - 12.20 подготовка к обеду;
  • 12.20 - 12.45 обед;
  • 12.45 - 13.00 подготовка ко сну;
  • 13.00 - 15.00 дневной сон;
  • 15.00 - 15.30 подъём, подготовка к полднику;
  • 15.30 - 16.00 полдник;
  • 16.00 - 16.30 занятия с детьми в группе;
  • 16.30 - 16.45 подготовка к прогулке;
  • 16.45 - 18.30 прогулка на улице;
  • 18.30 - 19.00 родители забирают детей домой.

Воспитатели обращают внимание родителей, что режим дня необходимо соблюдать даже на выходных, чтобы малыш быстрее привык к детскому саду. Так кроха будет знать, что и дома ему нужно придерживаться распорядка.

Питание в саду

Для многих родителей становится проблемой, когда ребёнок почти ничего не ест в саду. Поэтому взрослым стоит начать приучать малыша к меню, которое будут предлагать ему в группе. Можно узнать у воспитателей, какие блюда чаще всего готовят детям. В садах установлены критерии питания, поэтому рацион детей состоит из:

  • молочные блюда: каши, супы, запеканки из творога;
  • первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
  • вторые блюда: гречневая, пшённая каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушёный, рагу, плов;
  • мясные блюда: котлеты, тушёное мясо в блюдах;
  • рыбные блюда: рыбные котлеты, запечённая рыба, рыбные запеканки со сметаной;
  • мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
  • напитки: чай, компот, кефир, ряженка, какао с молоком, фруктовый сок.

Степени адаптации: как различить и что делать родителям

Родителям стоит набраться терпения, ведь не каждый малыш проходит адаптацию легко и быстро без слёз и капризов. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера: двухлетние малыши могут привыкнуть к саду за 10 - 14 дней, а вот детям в возрасте трёх лет часто необходимо три - четыре недели.

Бывают ситуации, когда первые две - три недели малыш с удовольствием бежит в сад, просится туда даже на выходных, а потом его настроение резко меняется. Ребёнок начинает истерить и плакать каждый день. Психологи рекомендуют ни в коем случае не ругать его, а продолжать говорить с малышом и водить в группу. Такая ситуация называется отложенной адаптацией. Её период составляет не более двух недель, причём с каждым днём ребёнок все лучше идёт в группу.

Виды адаптации ребенка - таблица

Лёгкая Средняя Тяжёлая
Длительность Длится около четырёх недель и не зависит от возраста ребёнка. От одного до трёх месяцев: чем старше ребёнок, тем дольше период адаптации. Более полугода: в основном наблюдается у детей старше трёх лет.
Поведение ребёнка Поведение малыша не сильно меняется: утром ему сложно прощаться с родителями, но в течение дня кроха отлично играет с другими детьми. Первое время ребёнок может отказываться от еды, но через несколько дней привыкает питаться в саду. Истерики утром, слезы и крики, нежелание общаться с другими детьми и воспитателями. Но такое поведение длится не дольше 7 - 10 дней. Потом ребёнок понимает, что слезы не помогут и ему придётся ходить в сад. Приходит понимание и истерики прекращаются. Малыш плачет не только при расставании с родителями утром, но и весь день в группе. У ребёнка могут быть нервные срывы, он начинает плохо спать по ночам. Врачи отмечают, что на фоне психосоматики ребёнок может страдать рвотой в саду, часто болеть, кашлять или у него поднимается температура.
Рекомендации родителям Не стоит затягивать прощание утром, лучше быстро сказать малышу «пока» и выйти из группы. После сада обязательно интересоваться, как прошёл день и что нового узнал кроха. Не идти на поводу у ребёнка. Почаще объяснять, что детский сад - это обязательно и по-другому быть не может. В таких случаях психологи и воспитатели чаще всего рекомендуют прекратить посещать детский сад и посидеть дома несколько месяцев или год. Есть и такие дети, которые так и не привыкают к группе даже после длительного отпуска.

Как правильно подготовить ребёнка к детскому саду - видео

Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду

Однако бывают ситуации, когда ребёнок уже ходит в сад два - три месяца, но никак не могут привыкнуть: каждый день утром капризы и слезы. В этом случае специалисты рекомендуют продолжать водить ребёнка, но чаще и больше разговаривать с ним, объяснять, почему важно посещать ДОУ.

  1. Родители должны быть настойчивыми, но оставаться спокойными и не срываться на ребёнке.
  2. Дети чаще всего привязаны больше к маме, поэтому можно попросить папу отводить малыша в группу. Так расставание будет легче.
  3. Всегда с интересом расспрашивайте ребёнка о его деятельности в группе, хвалите за поделки и рисунки. Можно выделить специальное место на стене и прикреплять шедевры малыша на это место. Поощряйте малыша, говорите, что дома вы так не сделаете с ним. Пусть у него появится стимул ходить в сад.
  4. На выходных придерживайтесь режима, который есть в саду. Так малыш быстрее привыкнет к тому, что по-другому быть не может, даже если он находится дома.
  5. Психологи рекомендуют дома играть с малышом в детский сад. Игрушки могут быть героями. На их примере объясняйте, почему посещение ДОУ так важно. Ребёнок будет ассоциировать себя с персонажами игры и начнёт понимать пользу и необходимость ходить в сад.
  6. Старайтесь сравнивать свою работу или работу папы с посещением сада. Так ребёнок будет чувствовать себя взрослым, что садик - это его работа.
  7. Почаще хвалите малыша, особенно в присутствии других взрослых. Говорите, что он уже такой самостоятельный и большой, поэтому ходит в группу.
  8. Купите обновки, ведь дети любят покупки. Выберите вместе красивую пижаму для сада и сменную одежду в группу. Но не разрешайте надевать её дома. Малыш обязательно захочет похвастаться обновками в саду.
  9. Помогайте малышу самостоятельно научиться мыть руки, одеваться, есть и т.д. Чем быстрее ребёнок сможет сам о себе позаботиться, тем легче ему будет в саду.
  10. Никогда не пугайте ребёнка садом в качестве наказания, это только усугубит ситуацию.

Никогда не обещайте малышу определённое вознаграждение за посещение детского сада. Первые несколько дней или недель этот метод может дать положительный результат, но только на время. Потом родителям будет ещё труднее приучить ребёнка и объяснить, что в сад ходить обязательно.

Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка. Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.

Что такое «несадиковский» ребёнок и что делать, чтобы малыш не стал им - видео

Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два - три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка. Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее. Главное - все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.

Воспитание детей – задача непростая. На самом раннем этапе развития важно уделять больше времени, но в тоже время его самостоятельности. Довольно часто у родителей не находится времени весь день сидеть со своим чадом, и тогда они вынуждены отдать малыша в ясли. При этом мама и папа сталкиваются с серьезными проблемами: ребенок напрочь отказывается отрываться от мамы, это вполне нормально. Психологи советуют отдавать малыша в ясли только в самых крайних случаях. Психика малыша очень ранима и в возрасте до 4-х лет ему просто необходимо быть с мамой. Если малыша без дополнительной подготовки отдать в ясли, он устроит истерику,

выражая нежелание мириться с той обстановкой, куда его определили. И все же родителей часто волнует вопрос: “Как приучить ребенка к яслям?”

Чтобы приучить совсем маленького ребенка, необходимо понимание ситуации со стороны взрослого, а также немалая доля терпения. С наиболее благоприятным настроем отведите малыша в садик, но первое время не покидайте его. Важно, чтобы воспитатель был вежлив и обходителен, в противном случае придется выбрать другой садик. У малыша происходит адаптация: он видит незнакомых людей он постепенно привыкает к обстановке: крохе интересно все новое и неизведанное. Спустя 2 часа мама приходит за ним. Таким образом, у ребенка остался интерес к происходящему, возможно, ему не захочется уходить.

Если вы собираетесь отдать малыша в ясли, нужно вести себя очень аккуратно. Некоторые дети могут категорически не принять новую обстановку, что приведет к стрессу. Малыш один раз побывал в яслях без мамы, и ему это не принесло значительных трудностей, однако, затем он понимает, что такое повторяется довольно часто, и начинает испытывать тревогу, он чувствует незащищенность и одиночество. Родителям важно помнить, что нервное напряжение в детском возрасте может вызывать заболевания различного характера. Если кроха все время плачет, не отдавайте его в ясли, ведь совсем скоро придет пора для детского сада. К тому времени он окрепнет психологически и у него появится желание познавать мир.

Возможно, ли приучить ребенка к яслям?

Ребенка невозможно приучить к яслям, однако, необходимо приложить максимум усилий, чтобы смягчить пребывание в новой обстановке. В первую очередь следует запастись терпением и проявить максимум заботы. Постарайтесь смягчить на первый взгляд неблагоприятную обстановку: в первые дни обязательно будьте рядом, но не балуйте чадо чрезмерным вниманием, ведь так он не сможет отвлечься. Старайтесь приучать ребенка к самостоятельности с пеленок. Важно, чтобы внимание проявлял и воспитатель. Малыш должен увидеть, что вокруг много нового и неизведанного. Некоторые специалисты утверждают, что пребывание в яслях травмирует психику ребенка и не рекомендуют его отдавать. правильно реагировать на истерику малыша: ваши действия не должны носить характер принуждения.


Приучить к детскому садику также бывает нелегко. У малышей даже в самом раннем возрасте проявляется характер, причем самый разный. Одних детей легко приучить к садику, других нет. Большинство детей напрочь отказываются посещать детский сад, проявляя сильнейшее нежелание подчиняться новым установкам. Важно не просто приучить, но сделать привыкание ребенка наиболее безболезненным. У него должно возникнуть желание ходить в садик и общаться со сверстниками.

Причины появления негатива в пользу детского садика?

Причина негатива одна и она самая главная – ребенок будет находиться вдали от дома и родительской опеки. Малыш с раннего возраста привыкает к маме и к совместному времяпровождению, а тут его ждет разлука, пусть и ненадолго. В садике становится очень некомфортно, порой это вызывает слезы, истерику. В возрасте 4-5 лет малыш должен привыкать к чему-то новому и бывать в коллективе. Важно найти правильный подход к малышу, чтобы ему хотелось вам угодить.

Всем нам было очень боязно идти в детский сад. Помните, что упреки, ругань, обвинения в трусости еще больше растревожат малыша, что может привести к расстройствам. Родители должны соблюдать спокойствие и хороший настрой на результат. Важно правильно спланировать свои действия и ни в коем случае не проявлять злость.

Как приучить к детскому саду?

Ребенок должен понять, что впереди его ждет очень интересный и увлекательный мир: необходимо преподнести информацию с положительной точки зрения и сказать, что в садике будет полно друзей, с которыми будет очень весело. Постарайтесь преподнести ребенку максимум позитивных эмоций, настроив его на дружелюбный лад, перестройте его режим дня в соответствии с режимом дня в садике.

Самостоятельность непременно поможет вашему малышу. Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно кушать, одеваться, ходить на горшок, такой уклад обязательно пригодиться в будущем. Приучайте ребенка к дисциплине: у него не должно быть конфликтов с ребятами. Расскажите ему, чтобы он общался с ребятами, делился игрушками, участвовал с ними в играх.


Чтобы кроха быстрее адаптировался к детскому саду, постарайтесь завести больше новых знакомых, собирайте ребят вместе с родителями у себя дома или же на игровой площадке. Таким способом вы подарите им дружескую атмосферу и сможете приучить ребенка к командному духу. После того как вы отдадите малыша в садик, проведите беседу с воспитателем и расскажите ему о характере малыша. Некоторые оказываются некомпетентными, из-за чего родителям приходится выбирать другой детсад. Специалист должен относиться с пониманием к ребенку, проявлять заботу и уважение.

Как приучить ребенка к садику? Чтобы период адаптации прошел максимально комфортно, вначале следует оставить малыша с детками на пару часов, а затем прибавлять больше времени, ребенок сможет привыкнуть гораздо быстрее. Важно, чтобы ребенок прочувствовал хорошую атмосферу. Некоторые психологи считают, что в первые дни малыша стоит водить в сад вечером, нужно чтоб он увидел, как других деток забирают родители. Таким образом, у него выработается мысль, что находясь в садике, его все равно заберут, и он окажется в своем уютном гнездышке.

Проявите любовь и заботу

Утром порой люди находятся не в самом лучшем расположении. Для ребенка важную роль играет первое впечатление в садике. Ему не нужно смотреть, как некоторые дети в детском саду жалуются, просятся к родителям, на период адаптации можно сводить малыша в садик в вечернее время. Для того чтобы приучить ребенка к садику, важно избавить его от стресса и нервного напряжения. В дорогу в садик обязательно скажите, что вечер наступит совсем скоро, и вы вернетесь за ним с каким-нибудь лакомством. Дайте ребенку его игрушку и скажите «Пусть с тобой побудет твоя любимая игрушка, а я приду совсем скоро».


Если ребенку трудно адаптироваться в новой обстановке и детский садик приносит ему дискомфорт, постарайтесь отвлечь его в вечернее время: задайте ему увлекательную головоломку, игру. Важно, чтобы родители продемонстрировали тепло и заботу и дали ребенку понять, что времяпровождение в садике очень увлекательно. Бывает так, что малыш категорически отказывается посещать садик, в данном случае необходимо сделать паузу. Сводите малыша в садик, а потом пусть несколько дней побудет дома. Кроха соскучится за веселой шумной обстановкой, и на следующий день ему захочется прийти в садик и провести время в веселой компании ребят.

Приветствую вас, дорогие друзья. Как я писала ранее, мы проходим и совсем скоро моя малышка пойдет в детский сад, начнется новая жизнь у крохи. Ну а чтобы переход на новую ступеньку жизни прошел как можно легче, необходимо ребенка подготовить. Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье. Я расскажу, как приучить ребенка 2 лет к садику без слез .

Как вы знаете, моему сыну 5 лет и он уже в течение нескольких лет ходит в садик (пошел он в садик в 2 года и 9 месяцев, как и Настюшка), так что тема адаптации к садику мне уже близка))
Конечно, все родители переживают, как ребенок адаптируется в новом коллективе, как найдет общий язык с ровесниками? Как мамы и папы могут помочь ему в этом, облегчить период привыкания ребенка к новым условиям, которые диктует детский сад? Как приучить ребенка ходить в садик с наименьшим стрессом для малыша?

Как приучить ребенка к садику без слез

Детский сад – это в первую очередь новая обстановка. Для ребенка адаптация в детском саду – стресс. Ведь его отрывают от матери, рядом с которой он до того находился круглосуточно, не разлучаясь ни на минуту. Причем острее на этот разрыв реагируют мальчики. Ведь именно они сильнее привязаны к матери нуждаются в ней постоянно.

Готовимся заранее. Чтобы адаптация прошла легче, рекомендуется начать подготовку заранее. Первое, что нужно сделать родителям – пойти в выбранный детский садик, познакомиться с администрацией и воспитателем. Посмотреть и оценить условия, в которых будет «жить» их чадо. Рассказать о своем ребенке, о его психологических особенностях.

Отзывы. Я искала также отзывы на нашем городском форуме в разделе, отведенном под наш детский сад. В этой группе другие мамы с радостью отвечали на наши вопросы (тех мам, которые только планировали поступление в садик). Там я очень многое узнала об условиях садика, особенностях той или иной воспитательницы, режиме дня, что кушают детки на завтрак/обед/полдник/ужин и в какое время.

Воспитатель. Я очень внимательно относилась к выбору воспитателей для своих детей. Сына сперва записали в другую группу, я ходила к заведующей и попросила перевести к другой, которая по моему мнению лучшая! Заведующая, к счастью, пошла на встречу, и теперь сын ходит к той воспитательнице, к которой я и хотела, чтобы он попал. Так сын всегда довольный, ухоженный, они постоянно занимаются, учат стишки, делают различные поделки. Да и просто общение с ней – одно сплошное удовольствие. Когда воспитательница в отпуске (буквально недавно, в июне месяце, ее не было месяц, так сын ее ждал, все время спрашивал, когда же Валентина Григорьевна выйдет.

С дочкой я тоже решила подойти к выбору воспитательницы серьезно, все ж этот человек будет находиться с моим ребенком большую часть дня на протяжении нескольких лет. Выбор был между двумя воспитателями, я выбрала ту, с которой общалась (она некоторое время «вела» группу сына и мне она очень понравилась). У нас был выбор пойти 1 июня к другой воспитательнице, или 1 сентября к той, которая нам понравилась. Мы ждем 1 сентября))

  1. Ребенка нужно приучить к общению с другими людьми: и детьми, и взрослыми. Поэтому чаще гуляйте с ним, причем в многолюдных местах: парках, площадках и т.п. Моя дочка раньше стеснялась других малышей, пряталась за меня и не хотела общаться. Мы стали почаще гулять на детский площадках и малышка уже тянется к другим деткам, вместе пытаются играть. Часто мы после того, как забираем сына из детского сада остаемся гулять на его территории, чтобы Настёнка привыкала;
  2. Для более легкой и быстрой адаптации постепенно приближайте режим дня ребенка дома к детсадовскому. Это нужно сделать заранее, за один-два месяца до поступления. Я писала раньше про наш , он примерно похож на режим детского садика, в который мы поступаем. Если вы не знаете режим дня вашего детского сада – сходите и поинтересуйтесь, думаю, воспитатели с удовольствием вам расскажут;
  3. Внушите ребенку, что детский сад – это хорошо. У него не должно быть боязни этого учреждения. Я дочке постоянно рассказываю, как в садике хорошо, там много деток, игрушек, добрые воспитатели. В садике играют, занимаются, спят, а вечером детки идут домой;
  4. Не приводите своего ребенка на ознакомительную экскурсию детсад рано утром, когда туда приводят других детей. Ведь не исключено, что он увидит их слезы. У него может сложиться мнение, что детский сад – это плохо. Он задаст вам вполне резонный вопрос: «Раз другие тут плачут – зачем мне туда идти?»;
  5. Когда ребенок уже начнет ходить в детский сад, в первое время не оставляйте его в группе больше, чем на 2-3 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания там. Сын у меня ходил до обеда, наверное, месяц, не меньше. Хотя многие детки через пару недель уже оставались на сон. Я не хотела ускорять процесс приучения, мы постепенно входили в новую жизнь. Как будет с дочкой – не знаю. Но будем ходить неполный день до тех пор, пока не пойму, что малышка готова остаться на сон. Все-таки я хочу приучить ребенка к детскому садику без слез и стресса;
  6. На первых порах ребенку в саду что-то должно напоминать о доме. Должно быть что-то свое. Это может быть игрушка. Убедите ребенка взять ее с собой в сад, и оставить там. Вот увидите – на следующий день он уже пойдет в сад с большим воодушевлением. Ведь он знает, что там его дожидается «друг»;
  7. Тяжелее всего адаптируются в детском саду те дети, с которыми постоянно сидела мама. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы рядом с вашим чадом были какие-то другие родственники, кроме вас – ваша сестра, брат, и т.п. Раньше с дочкой практически всегда находилась я или муж, сейчас же она может остаться на некоторое время с моей сестрой, моим папой или свекровью;
  8. Провожая ребенка в детский сад, уверьте его, что непременно вернетесь за ним. В детском садике психолог посоветовала нам (родителям) оставить в ящичке ребенка ключик и сказать, что мы идем на работу, а после работы зайдете за малышом, возьмете ключик и пойдете вместе домой. Без малыша и ключика вы домой все-равно не сможете попасть, так что заберете кроху в любом случае;
  9. Берегите хрупкую нервную систему ребенка, снизьте на нее нагрузку. Постарайтесь на время сократить походы в театр, цирк;
  10. Заранее научите ребенка навыкам самообслуживания. Ребенок к моменту поступления в детский сад должен уметь самостоятельно кушать, одеваться, обуваться, ходить на горшок, мыть ручки и самостоятельно засыпать – на ручках в детском саду качать не будут;
  11. Во время адаптации старайтесь проводить больше времени с ребенком. Не лишними будут совместные прогулки. Разговаривайте с малышом, спрашивайте, как прошел его день, хвалите за достижения. Даже за то, что он пошел в детский сад!
  12. Старайтесь выработать у ребенка положительное отношение к детскому саду. При нем не ругайте, не критикуйте воспитателя, нянечку или группу;
  13. Если ребенок вдруг отказывается идти в детский сад, позвольте ему эту маленькую шалость. Однако ненадолго. Перерыв должен составлять всего один-два дня. В эти дни говорите ему о том, сколько всего интересного ожидает его там;
  14. На первых порах, когда я отводила сына в садик, я обещала ему, что поеду в магазин и куплю для него сюрприз. Когда вернусь из магазина – сразу заберу его из садика. Я всегда сдерживала обещания и к моменту, когда надо забирать ребенка из садика, в моей сумке был какой-нибудь «сюрприз» — небольшая игрушка, киндер-сюрприз, какая-нибудь полезная вкусняшка (к примеру, мармелад) или что-нибудь еще. Но с этим методом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не переросло в постоянную практику. Иначе малыш будет постоянно требовать подарки))

Для большинства малышей детский сад - нужное и полезное времяпрепровождение. Там они учатся находиться в группе своих ровесников, вместе играют, рисуют, лепят, поют и танцуют. Это первый коллектив в жизни ребёнка, и очень важно, чтобы мальчики и девочки посещали его с удовольствием. Чтобы приучить малыша к садику, придётся потратить некоторое время: в два и даже три года кроха очень привязан к родителям и поначалу разлука на целый день может вызывать слёзы и протест. Задача мамы и папы - помочь ребёнку адаптироваться.

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Психологи считают, что детский сад в жизни ребёнка не менее важен, чем школа. Другой вопрос - с какого возраста его туда отдавать? Это зависит от возможностей родителей и характера малыша. Одни детки уже в двухлетнем возрасте прекрасно себя чувствуют в коллективе, другие будут страдать и в 4–5 лет.

Больше всего родители боятся, что чадо будет постоянно болеть. Да, если ребёнок находится дома, его легче уберечь от неприятностей. Но рано или поздно он должен отправиться в коллектив, чтобы получить навыки общения со сверстниками и другими взрослыми, помимо семьи. В играх с детьми малыш будет проявлять характер, высказывать своё мнение, находить друзей. Они станут ссориться, потом мириться, выяснять отношения. Всё это важно, ведь свою дальнейшую жизнь ребёнок будет проводить в разных коллективах и то, как сложатся отношения с людьми, важно для его адаптации и самооценки.

Детский сад - это общение со сверстниками

Первые навыки общения дети получают в детском саду. Совместные игры, занятия, прогулки закладывают основы взаимопонимания, умения пойти на компромисс. Общаясь с воспитателями и нянями, малыши учатся уважать взрослых и доверять им. В детском саду они знакомятся с определёнными правилами поведения и усваивают их.

Ребёнок может социализироваться везде, где есть подходящие условия, главное давать ему достаточно времени на это и обеспечить всем необходимым. Детский сад - это не единственное место, где ребенок может решать свои возрастные задачи. Его преимущества (если детсад хороший) заключаются в том, что там есть всё необходимое для этого: много хороших игрушек, сверстников и квалифицированные педагоги, которые будут поддерживать детей в процессе их исследования взрослого мира через игру, предлагать им хорошие сценарии, выступать в качестве авторитетного мнения в вопросе разрешения споров и так далее.

Дмитрий Колыгин, семейный психолог

http://n-e-n.ru/psy/

Фотогалерея: занятия в детском саду

В детском саду много игрушек Занятия музыкой и танцами Развивающие игры - весело и интересно Учат буквы и цифры - готовятся к школе

Первый раз в детский сад: как правильно настроить малыша и быстро его адаптировать

Привыкание к детскому саду проходит у каждого в своём темпе. В среднем достаточно 2–3 месяцев. Но начать разговаривать с ребёнком об этом нужно приблизительно за полгода до начала посещения.

В присутствии малыша рассказывайте бабушкам или знакомым, какой большой он вырос и скоро отправится в садик, где его ждут новые друзья. Гуляя на детской площадке, наблюдайте, как ребёнок общается с другими детьми, какие затруднения испытывает. Дома можно представлять сложные для него ситуации с помощью игрушек или сказок, придуманных на соответствующую тему.

Родители должны понимать, что любому ребёнку нужно общение со своими ровесниками, а с 4 лет оно просто необходимо. Но даже для самого коммуникабельного крохи, если он всё время находился в семье, остаться в садике на целый день - большой стресс. Поэтому приучать малыша нужно постепенно, с наименьшими потерями для его и маминой психики. Легче адаптация проходит у детей, которые растут в больших семьях, много общаются. Труднее привыкают «мамочкины» дочки и сыночки, чрезмерно опекаемые, неуверенные в себе.

Ребёнок, идущий в детский сад должен по возможности уметь сам одеваться и раздеваться, есть ложкой, пить из чашки, проситься и ходить на горшок . Конечно, если не очень хорошо получается, ему помогут. Маме стоит заранее познакомиться с воспитателями, рассказать о своём малыше: какие имеются трудности, на что обратить внимание; если потребуется, привлечь психолога. В самый первый раз лучше прийти только на прогулку, потом приводить на час-два, постепенно увеличивая время.

Фотогалерея: что ребёнок должен уметь к детскому саду

Как помочь малышу адаптироваться к садику

  • Оставляя малютку, обязательно сказать, когда за ним придут (поиграешь, поешь, и я тебя заберу), и неукоснительно это выполнять.
  • Обсуждать, как прошёл его день, чем кормили, во что играли, кто его друзья и подружки.
  • Забирать из сада поделки и рисунки ребёнка, восхищаться ими, ставить дома на видное место.
  • Рассказать, что в группе будут воспитательница, няня и другие детки, чтобы малыш не испугался, попав к чужим людям.
  • Пускай возьмёт свою любимую игрушку, чтобы ему поначалу было не так одиноко.
  • Конечно, ребёнок должен быть уверен, что мама его очень любит, но ей надо идти на работу, а вечером они встретятся.
  • Можно иногда поначалу устраивать прогулы, например, раз в неделю, обговорив, что это один раз, соблюдая при этом детсадовский режим.

Вопрос психологу: Мой ребёнок в 1 день пошёл в садик с удовольствием. Мы долго готовились, всё как вы говорите. Ходим третью неделю и с каждым днём всё хуже и хуже: рыдает просто ужас. Воспитатели просто его отрывают от меня, никакие уговоры не помогают. Пожалуйста, посоветуйте как мне быть.

Роман Левыкин, психолог: А как вы прощаетесь со своим ребёнком? Что написано у вас на лице? Что вы произносите?

Лучше, если прощание будет коротким. В прощальной речи нужно упомянуть следующее:
- Вы его очень любите;
- Вы обязательно за ним придёте;
- Вы придёте после того, как он поиграет, поест, погуляет и поспит (т.е. нужно чётко указать все основные события, которые произойдут).

На лице у вас должно быть выражение уверенности.

И ещё: я не знаю, сколько вашему ребёнку лет, но, возможно, тут ещё действует «кризис 3-х лет».

Роман Левыкин

http://deti.zazzy.ru/2011/08/2.html?showComment=1318318961695#c1906084041954678606

Ребёнок может хорошо себя вести в саду, а вечером дома плакать или устаивать истерики. Это выход эмоций. Забрав малыша, нужно позволить ему побегать, пойти в песочницу, на качели или просто пообниматься с мамой. Очень важно взаимопонимание с воспитателями: если малыш их полюбит, это здорово облегчит процесс.

Когда маленький человек с утра спокойно идёт в детский сад, прощается с мамой до вечера, там хорошо ест и играет, значит, он адаптировался и с ним всё хорошо.

Что делать, если ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Бывают детки, которые никак не приучаются. Им в садике плохо и они часто плачут. Обычно это малыши, которые постоянно были с мамой. Они многое умеют, но мамочка должна быть рядом. Возможно, такой ребёнок чувствует, что мама тоже чуть не плачет, отдавая свою кровиночку на целый день в чужие руки.

Можно попробовать начинать утро с весёлой детской песенки, сказать, что любимая игрушка тоже хочет пойти с малышом в садик. Пусть кроху отведёт не мама, а папа или ещё кто-нибудь из семьи или друзей. В конце концов, можно посоветоваться с детским психологом, который при помощи специальных методик поможет выяснить причину страха.

Очень редко встречаются дети, которых называют «несадиковскими». Они ни за что и никогда не хотят посещать детский сад. Тут никто не виноват, у ребёнка такие психоэмоциональные особенности. А может быть, ему ещё рано и если попробовать через некоторое время, всё получится. Чем старше малыш, тем ему легче адаптироваться.

С проблемой «несадикового» ребёнка столкнулась сама со своим старшим сыном. Он вынужден был пойти в сад в 2 года и 2 месяца. Он не рыдал при расставаниях, не закатывал истерик, не пытался манипулировать мной, спокойно уходил в группу, не всегда хотел одеваться домой, воспитательницы на него не жаловались, но… через два года напряжение стало сказываться. Три воспаления лёгких за 8 месяцев стало для меня достаточно, чтобы принять решение. В последний год из 5 дней, он ходил в садик от 2 до 3-х дней. Остальные дни болтался со мной по Москве и проводил время на моих работах и подработках. Все болезни кончились. Совсем. Уже потом (в самом начале школы) он признался, что большая группа детей и обязательные действия по «режиму» были для него просто непереносимы.

Nataliek

http://www.kid.ru/forum/txt/index.php/t55886.html

Видео: «Несадиковские» дети - мнение доктора Комаровского

Раньше или позже абсолютное большинство детей привыкают и с удовольствием ходят в детский сад. Нужно немного терпения и настойчивости, ребёнок адаптируется и вольётся в коллектив, будет радовать родителей своими ежедневными успехами. А мама и папа смогут спокойно работать, зная, что их малыш вовремя поел, поспал, позанимался, поиграл с друзьями и хорошо провёл день.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх