Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие.

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Самостоятельность как качество личности развивается с ранних лет. По мнению Н.К. Крупской, самостоятельность - важнейшее качество личности, все зависит от того, насколько успешно она формируется на ранних этапах ее развития .

Самостоятельность - качество очень неоднозначное. Часто взрослые сетуют на неумение ребенка занять себя, придумать игру, на его неспособность выполнить простейшую просьбу: у него все валится из рук, самое элементарное задание вызывает у ребенка затруднение, действия неуклюжи; начатое дело не доводит до конца, отвлекается, если его не контролировать. Несмотря на противоречивость в определении сроков, ученые единодушны в одном: самостоятельность - важнейшая характеристика личности, самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целенаправленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Анализ психологической литературы, позволяет утверждать, что впервые тенденция к самостоятельности наблюдается уже в 3 года. Ученые не исключают, что и в более раннем возрасте у детей можно обнаружить зачатки этого свойства .

Долгое время основным критерием самостоятельности считали отсутствие у ребенка ориентации на помощь и поддержку взрослого. Высказывания "я сам" и автономность в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки сложившейся или складывающейся самостоятельности. Однако наблюдения Р.Д. Карпенко показали, что абсолютно надежными признаками самостоятельности эти данные не являются. Так, стремление к самообслуживанию, к самостоятельности в некоторых действиях, ярко обнаруживающаяся у детей в три года, к пяти-шести годам может абсолютно бесследно исчезнуть, не оставив в личности необходимого отпечатка, не став насущной потребностью. Дело в том, что многие элементарные проявления самостоятельности в середине раннего возраста - это признак псевдосамостоятельности .

Наблюдение исследователей за дошкольниками показывает, что если стремление ребёнка не имеет формы общей и стойкой тенденции, не охватывает большей части его действий, а ограничено и сводится лишь к одиночным самостоятельным действиям, то это так называемая мнимая самостоятельность, которая на поверку оказывается лишь умением хорошо совершать заученные и закрепленные действия. По мнения педагогов, нельзя назвать самостоятельными действия, отличающиеся бессмысленностью, однообразием манипулирования предметов. В этом случае речь идет, скорее всего, об определенных формах задержки в развитии .

Если раньше ребенок приступал к действию только тогда, когда в поле его зрения попадал какой-то предмет и побуждал его к совершению действия, то теперь именно замысел и план действия побуждают его искать и находить нужные предметы для задуманного им действия и использовать их в определенной последовательности и строго определенным способом.

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте происходит поэтапно:

Этап инициативы и планирования - это первые элементы в формировании самостоятельности, отражающиеся в поведении целенаправленностью, ориентированной на конечный результат действия. Взрослый должен максимально уважать и поддерживать намерения ребенка, оказывая практическую помощь. При корректной поддержке без акцента на беспомощность, без унижения достоинства, если помощь незаметна и своевременна - в структуре личности ребенка, закрепляется первый элемент истинной самостоятельности - потребность в целесообразных, нормативных действиях, имеющих на выходе практический результат, обладающий общественной значимостью, культурным смыслом.

Одновременно правильное поведение взрослого постепенно формирует следующий этап в становлении самостоятельности - действия настойчивые, целеустремленные, подчиненные достижению цели. У ребенка появляется настойчивое желание получить не любой, а именно задуманный результат . Неуспешные действия не разрушают его намерений, не приводят к отказу от задуманного, а заставляют ребенка усилить внимание и сосредоточиться на своих действиях. Взрослый внимательно присматривается к ребенку, к его предметным действиям, обретающим новое, самостоятельное свойство - самостоятельность, совершать действия без опоры или с частичной опорой на помощь старшего. Имеется в виду усидчивость и настойчивость, побуждаемая осмысленным стремлением к цели.

Этот этап в развитии детской самостоятельности, по мнению исследователей, длится около полугода (от 2,5 - 3 лет). За это время ребенок становится более самостоятельным не только в замыслах, но и в конкретном их исполнении, более независимым от взрослого в исполнении своих действий, как особое условие их исполнения и очень двойственно относится к помощи взрослого. Даже если эта помощь крайне необходима ему, он может отвергнуть ее весьма категорично.

Этап целеустремленности, ориентирующий ребенка на поиск средств, достигающих цели в исполнении своих замыслов, способствует развитию произвольности, волевого поведения. Это важнейшие свойства личности, возникающие в раннем детстве.

Этап самоконтроля и самостоятельной оценки результата своей деятельности и себя как деятеля. Значимость этапа - он возникает за пределами трех летнего возраста. Его суть: ребенок вырабатывает в себе способность сравнить полученный результат с исходным намерением, способность оценить результат в соответствии с исходным планом. Самоконтроль и самооценка не только завершают формирование самостоятельности, как целостного личностного образования, но и меняют в корне самосознание детей, его знание о себе и отношение к себе. На этом этапе отношение ребенка к себе более сложно. Положительно отнестись к себе он может только тогда, когда положительно оценивает его многочисленные действия. В противном случае, он начинает переживать свою неумелость и несамостоятельность. Успешность в конкретных делах вызывает у ребенка другую гамму переживаний - ребенок непосредственно соотносит их со своим "я" и на этом основании испытывает чувство гордости. Момент сознания значимости своей самостоятельной деятельности для окружающих и для себя самого делает ребенка истинно самостоятельным, ориентированным на самостоятельное исполнение всех или большинства действий.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы сделали вывод о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя необходимые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания.

В процессе развития самостоятельности ребенок приобретает способность к общему подходу в решении задач деятельности: умение принять цель или выдвинуть её самому, понять условия решения задачи, соотнести полученный результат с целью внести коррективы, используя необходимые контрольно-оценочные действия.

По мнению В.И. Логиновой, Е.Н. Герасимова в условиях правильной организации детской деятельности, самостоятельность дошкольников развивается от репродуктивной воспроизводящего характера (самостоятельное воспроизведение образцов, способов действий и пр.) к самостоятельной с элементами поисковой деятельности и творчества. Творчество выступает высшей формой проявления самостоятельности ребенка. Творческая деятельность развивает у детей способность самостоятельно обнаруживать новое решение проблем, новые способы выражения своих замыслов, способность гибко и вариативно использовать имеющиеся умения и знания.

К концу старшего дошкольного возраста в условиях соответствующего воспитания у детей, по мнению педагогов и психологов, должен сложиться высокий уровень самостоятельности, для которого характерно:

стремление к самостоятельности (в познании, в общении, в деятельности), умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

умение сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности (действовать по правилам, поставленным условиям, по инструкции);

умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть новые условия деятельности, осуществить элементарное планирование, получить результат);

умение переносить известные способы действий в новые условия, комбинировать и вариативно использовать имеющийся опыт, знания, умения, проявлять творческий подход к разрешению задач.

Самостоятельность, развитая в одной сфере, не обеспечивает автоматически самостоятельности в других, однако создает благоприятные условия для расширения на все большие области жизни ребенка, при этом роль взрослого в процессе развития детской самостоятельности очень высока.

Для того чтобы выделить средства развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, необходимо раскрыть объем данного понятия. Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются для облегчения деятельности (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко). Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, животные, растения, явления, события. Н.К. Крупская обращает внимание на то, что человек, будучи субъектом деятельности, не может выполнять роль средства - таков принцип современной культуры.

В педагогических исследованиях Г.Н. Годиной доказано, что развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе: овладения предметом деятельности; ситуативно-делового общения со взрослыми; взаимодействия со сверстниками; овладения игровой деятельностью; овладения трудовой деятельностью. Именно эти виды деятельности, по мнению ученых, могут являться средствами развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Для того чтобы правильно организовать самостоятельную детскую деятельность педагог должен обладать определенными умениями и методами - умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных и специальных умений .

Данные умения подразделяются на умения ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направленных на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, трудиться, на активизацию художественно-речевой, двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры, совместный труд.

В свободное от занятий время рекомендуется акцентировать внимание детей на необходимость определенной последовательности организационных действий. Для этого можно использовать серию картинок, на которых зафиксированы осуществляемые в определенном порядке основные организационные действия.

С учетом того, что развитие самостоятельности у детей идет разными темпами, широко используются внешние наглядные средства, облегчающие детям самостоятельное построение деятельности и правильную ее самоорганизацию. Это могут быть инструкционные карты с поэтапным отражением процесса деятельности, схемы наблюдений, предметные и графические модели, алгоритмы действий и прочее.

Оперируя данными средствами старший дошкольник приобретает ценные навыки самостоятельного планирования, последовательного осуществления деятельности, контроля и оценки результатов. Воспитатель должен насыщать жизнь детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода, проявления воображения и творчества. Ежедневно он должен создавать ситуации, в которых детям нужно "поломать голову", чтобы найти решение: как лучше разрезать бумагу, чтобы хватило всей подгруппе детей, как исправить сломанную игрушку, как помочь малышам разрешить их проблемы и т.п. Тактика руководства детьми постепенно меняется: от прямых приемов (показ, объяснение) воспитатель переходит к косвенным (совет, аналогия, обращение к творческому поиску решений). Воспитатель должен развивать волю и настойчивость детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на получение высокого результата и его оценку.

Таким образом, под самостоятельностью дошкольника понимается стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя необходимые действия. Только при правильном руководстве воспитателя и при применении всех средств в комплексе можно воспитать самостоятельность в ребенке. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам говорить о том, что одним из эффективных средств развития самостоятельности у старших дошкольников является трудовая деятельность (Н.К. Крупская, Г.Н. Година, Р.С. Буре, Е.И Тихеева).

К сожалению, вместо развития самостоятельности у детей с самого раннего возраста родители на корню пресекают даже малейшие проявления инициативы со стороны крохи. Первые «Я сам!» нередко воспринимаются родителями в штыки, так как они прекрасно знают, что сам он будет делать это очень долго, и, как правило, плохо. А тем временем поддержка инициативы и самостоятельности детей – это первое, что должны делать любящие мама и папа.

Самостоятельность… Редко чего так ждут и одновременно так боятся родители, как все возрастающей самостоятельности малыша. Ведь каждая новая веха на этом пути означает, что наш кроха растет, и мы все меньше и меньше можем его контролировать. Тем не менее, это формирование у ребенка самостоятельности, в который не стоит вмешиваться. Мы не должны мешать, но в наших с вами силах сделать что-то важное, необходимое, чтобы этому процессу помочь - помочь ребенку стать более самостоятельным по сравнению с тем, каким он был еще недавно.

В процессе того, как воспитать в ребенке самостоятельность, нужно следовать нескольким правилам, которые .

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного и школьного возраста на личном примере

Важная часть развития самостоятельности у детей дошкольного возраста - это личный пример, который подают ребенку родители. Когда вы сами делаете то, что необходимо, когда не откладываете, не переносите часть работы по дому, которая доступна и может быть выполнена здесь и сейчас, когда не пытаетесь переложить на плечи ребенка или мужа действия, которые являются вашими прямыми обязанностями и которые вы можете и в состоянии выполнять. Это личный пример склонности к порядку как составляющей развития самостоятельности.

В процессе формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста обратите внимание, как и когда у ребенка появляется стремление самому наводить порядок, а не только помогать вам? У каждого ребенка имеется врожденная склонность к порядку. Вы можете вспомнить это или прямо сейчас понаблюдать за своим малышом. До года у ребенка есть склонность складывать и снова высыпать различные предметы из любых емкостей - коробок, корзин, ведерок. Он может очень долго играть в эту игру. Чуть позже игрушкой номер один становятся матрешки и стаканчики-вкладыши, которые несут в себе некий предустановленный порядок. Спустя какое-то время вы можете заметить, что ребенок бурно протестует, если вы ставите игрушки не на их привычное место, кладете ложку не с той стороны от тарелки или пытаетесь внести какие-то другие, незначительные, на ваш взгляд, изменения в быт и игры крохи. Все это проявления врожденной склонности к порядку. Если мы не будем мешать этой потребности, а будем всячески ее поддерживать, она естественным образом перейдет в уже зрелую привычку, в стремление самому создавать и поддерживать порядок в своих вещах и игрушках.

А как развить самостоятельность у ребенка, если вы не замечаете за собой склонности к порядку? Вам нужно придумать другой творческий способ продемонстрировать это ребенку. Как минимум в процессе формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста вашей задачей будет показать малышу, что уборка - это отнюдь не что-то противное, неприятное, обидное.

Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста: передача инициативы

Процесс развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и совсем крох, привычка к самостоятельному наведению порядка всегда естественны. Но родители не всегда готовы этот процесс принимать таким, какой он есть. Мы пытаемся навязать ребенку свою инициативу, пытаемся влиять на процесс, форсировать его, или, напротив, не склонны давать ребенку действовать самостоятельно и тем самым тормозим процесс развития самостоятельности, затрудняем его.

Как приучить ребенка к самостоятельности и не мешать ему делать что-то самому? Здесь, пожалуй, можно дать единственную правильную рекомендацию - позвольте ребенку развивать свою самостоятельность так, как это предусмотрено природой.

Самый распространенный пример передачи инициативы –с едой. В год-полтора ребенок проявляет естественный интерес к самостоятельному приему пищи - пытается взять ложку, лезет в тарелку руками, если вы ему ее не даете, и т.д. Практически каждая мама может вспомнить этот момент, но, увы, очень многие этот сигнал игнорируют, а продолжают кормить ребенка самостоятельно. В особо запущенных случаях, когда малыш проявляет излишнюю настойчивость в попытках завладеть ложкой, его нейтрализуют с помощью мультиков или дают в руки какую-нибудь занятную игрушку. В результате вместо того, чтобы стать активным полноправным участником процесса кормления, ребенок только открывает рот. Из наблюдений и опыта известно, что если пропустить период естественного интереса ребенка к самостоятельному приему пищи, с большой долей вероятности кормить ребенка с ложечки маме придется до трех и более лет.

Безусловно, тут нет никакой драмы, и если вы не ждете очередного прибавления в семействе, не собираетесь выходить на работу, и не хотите спокойно есть свой обед во время общей трапезы, вы можете кормить ребенка хоть до самой школы. Но, как правило, к двум годам такие кормления начинают серьезно напрягать маму, которая не может есть сама или заниматься какими-то своими делами, когда кормит ребенка. А в это время сверстники малыша прекрасно орудуют ложкой. У них начинаются новые этапы формирование самостоятельности, дети раннего возраста к этому возрасту уже начинают пытаться есть вилкой.

Почему же не получается приучить к этому вашему ребенку? Потому что мама выбрала для себя более удобный вариант в тот момент, когда нужно было передать ребенку инициативу. Для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста важно не упустить этот момент. У ребенка был естественный и полагающийся ему по возрасту интерес, и задача внимательных родителей - его удовлетворить. Так и в других ситуациях, когда ребенок проявляет интерес к самостоятельному выполнению того или иного действия, мы можем и должны передавать ему инициативу, постепенно устраняясь из процесса и позволяя ему делать то, что делать ему уже под силу.

Как развить самостоятельность и приучить к ней ребенка

Если вы не знаете, как научить ребенка самостоятельности, прежде всего, не делайте за него то, что он может сделать сам. Даже если он плохо это сделает, даже если ему будет трудно, - если ребенок способен сделать что-то самостоятельно, мы должны дать ему такую возможность. Этот постулат развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста касается и гигиенических навыков, и навыков самообслуживания, и творческих занятий, и игр. Конечно, это касается и домашних дел. Если вы доверили малышу перемешать салат, то вы не должны ему помогать, если он это в состоянии сделать сам. Пусть качество перемешивания будет примерно на 30% от вашего, но он сделает это сам, и это будет реальный вклад в развитие его самостоятельности!

В то же время при формировании самостоятельности у детей младшего возраста вы не должны требовать от ребенка невозможного, то есть того, что ему не под силу по причине недостаточного развития моторных навыков, усидчивости и т.д. Ну не может ребенок почистить яйцо, не может разложить красиво и ровно сыр на бутерброды в 10 месяцев, просто потому, что он не может этого сделать! Но к 1,5-2-м годам после регулярных тренировок это уже будет ему доступно. Не может ребенок чисто, качественно почистить ботинки в 1,5 года и т.д. И мы не вправе от него этого ожидать, а тем более требовать. Но он может начать это делать. Развитие самостоятельности детей – процесс планомерный, и вам нужно хорошо представлять, что доступно для ребенка в том или ином возрасте.

Показатели уровня самостоятельности детей: чему мы учим ребенка

Реализуя важную задачу под названием «учим ребенка самостоятельности», нужно четко представлять, что дети должны уметь в том или ином возрасте. Уровень самостоятельности детей в зависимости от возрастных критериев различен.

Ознакомиться с показателями самостоятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста вы можете в следующей таблице:

Возраст

Возможные дела по дому

К 2-м годам

  1. относить свой использованный подгузник в мусорное ведро;
  2. относить и выбрасывать в ведро другой мелкий мусор;
  3. вытаскивать и складывать белье в стиральную машинку (не много);
  4. приносить по просьбе предметы из другой комнаты и относить их на место по словесной инструкции;
  5. класть на место книги и игрушки по завершении игры после напоминания;
  6. чистить мандарин, банан, вареное яйцо с незначительной помощью взрослого;
  7. аккуратно складывать свои вещи на стульчик;
  8. вытирать тряпочкой или губкой пролитую воду

К 3-м годам

  1. складывать игрушки на место;
  2. разбирать сумки из магазина (расставлять по местам консервы, коробки с крупами, убирать продукты в холодильник на низкие полочки);
  3. помогать сервировать стол (расставить тарелки, чашки, разложить столовые приборы);
  4. раскладывать на хлеб нарезанный сыр, ветчину;
  5. срывать зелень для салата с грядки, нарывать зелень для салата руками;
  6. после еды убирать свою посуду со стола в мойку;
  7. складывать посуду
  8. посудомоечную машину;
  9. протирать свою обувь специальной губкой

К 4-м годам

  1. подметать или пылесосить полы;
  2. вытирать пыль с мебели;
  3. поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных материалов (календарь, график);
  4. менять воду в поилке и кормить домашних животных;
  5. развешивать на сушилке мелкое белье - трусики, носки, детские футболки;
  6. в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;
  7. застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;
  8. насыпать в тарелку хлопья для завтрака;
  9. намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым ножом или обратной стороной ложки;
  10. взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;
  11. перемешивать салат;
  12. чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);
  13. собирать ягоды с кустов

К 5-ти годам

  1. наливать в кружку компот из кувшина, сок или молоко из пакета;
  2. мыть овощи и фрукты;
  3. без помощи и подсказок взрослых сервировать стол;
  4. без помощи взрослых застилать постель;
  5. сортировать белье для стирки;
  6. выносить мусор с помощью взрослых;
  7. ухаживать за домашними животными и растениями без регулярных напоминаний взрослых

К 6-ти годам

  1. чистить сырые овощи;
  2. самостоятельно готовить простые блюда (омлет, вареные яйца, горячие бутерброды и т.п.);
  3. развешивать на сушилку белье - полотенца, детские брюки, рубашки;
  4. подметать двор;
  5. выгуливать собаку;
  6. поливать огород;
  7. запускать стиральную машинку

К 7-ми годам

  1. заваривать чай, кашу быстрого приготовления;
  2. собирать свой школьный ранец;
  3. поддерживать порядок на своем рабочем столе;
  4. гладить полотенца, футболки

К 9-ти годам

  1. мыть полы;
  2. чистить сантехнику и плиту (без применения химических веществ);
  3. пришивать пуговицы;
  4. красить стены, забор

К 10-ти годам

  1. ходить в магазин за мелкими покупками (по списку);
  2. самостоятельно менять постельное белье

Формирование самостоятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста: не торопить!

Для развития самостоятельности у детей, младшего и среднего дошкольного возраста рекомендация «не торопить» перекликается с необходимостью постепенной передачи инициативы. В тот момент, когда вы ребенку отдаете инициативу самостоятельного выполнения какого-либо дела, очень важно отстраниться и постоянно напоминать себе, что это может занять достаточно много времени. Надевает ли малыш колготки, вытирает ли пыль или вы его попросили помочь выгрузить белье из стиральной машинки - безусловно, вы бы сделали все это в разы быстрее, и наверняка кроха что-нибудь забудет в этой машинке или отвлечется от своей миссии и начнет заниматься чем-то посторонним, придумает какую-нибудь игру. Но если вы будете стоять и подгонять ребенка: «Давай быстрее! Ну что ты возишься! Ты не можешь побыстрее одеваться? Мы сейчас опоздаем!..», то подобные комментарии отобьют охоту к самостоятельным действиям у ребенка, и в следующий раз вам будет сложнее привлечь его к этому или к какому-нибудь другому делу. Ребенок интерпретирует подобные понукания так: в прошлый раз я помогал маме, мама была недовольна, ей не понравилось. Я не справился, я плохой и т. д.

Не менее пагубно влияет на развитие самостоятельности родительский смех, даже если мы смеемся по-хорошему, по-доброму, как нам кажется. Или позволяем себе комментарии типа: «Ну вот, ты все опять разлил. Я же говорила, что ты не донесешь, я так и знала, что ты уронишь». Такие комментарии тормозят развитие самостоятельности, понижая самооценку ребенка. Контролировать эти высказывания довольно сложно, особенно если вы нередко практикуете такой способ общения с взрослыми. Если это так, то и в общении с ребенком у вас будут постоянно вылетать такие фразы и наносить вред развитию его личности и становлению самостоятельности.

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста: не переделывать!

При воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста и дошкольников ни в коем случае нельзя доделывать и переделывать то, что делает ваш ребенок, в его присутствии.

Если на словах вы восхищаетесь, какой он замечательный помощник, как он хорошо пропылесосил, но тут же за ним начинаете переделывать, не надо думать, что ребенок не поймет, что происходит. Может быть, не с первого раза, но ребенок снова построит ту же логическую цепочку - я помогал, маме не понравилось, ей пришлось переделывать, мама из-за меня устала, я плохой и так далее.

Или другой вариант - мама переделала, у мамы получается лучше, чем у меня, пусть мама делает это сама. Можно по-разному обыгрывать необходимость что-то доделать за ребенком, подключая свое творческое мышление, но переделывать с комментариями («ладно, теперь давай я нормально пропылесошу») - это означает поставить жирный крест на всех ваших предыдущих попытках развить самостоятельность ребенка. Таким образом, мы заявляем, что ребенок делает все плохо, не так, как нужно.

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста: хвалить!

Также во время воспитания самостоятельности у детей раннего возраста не нужно скупиться на похвалу. Известно, что для нормального роста и развития ребенку необходимо получать 8 объятий в день от близких людей (мамы, папы). Мы думаем, что и хвалить ребенка нужно тоже не менее 8 раз в день - и для развития самостоятельности, и для развития личности в целом.

Попробуйте вспомнить прямо сейчас, сколько раз сегодня вы хвалили вашего ребенка. И если похвалы было недостаточно, подумайте, за что еще вы могли бы его похвалить прямо сегодня. Если малыш не спит и день еще не закончен - обязательно сделайте это! Понятно, что не всегда получится найти 8 причин похвалить ребенка именно за самостоятельность или порядок в комнате. Если сейчас проблема воспитания самостоятельности и приучения к порядку стоит особенно остро, старайтесь все-таки находить возможности для похвалы, касающейся этой темы. Ну а недостающую похвалу вполне уместно «добирать» из любых других областей жизни ребенка. Не шумел, пока спит младшая сестричка; нарисовал красивую машинку; поинтересовался, как дела у бабушки; поделился игрушкой с товарищем в песочнице - будьте внимательны к вашему малышу, и вы всегда найдете, за что его похвалить!

Попробуйте хвалить ребенка каждый день не менее 8 раз и посмотрите, как это отразится на его самостоятельности, да и на ваших отношениях вообще.

Как воспитать в ребенке самостоятельность правильной похвалой

Похвала при формировании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и совсем маленьких крох должна быть правильной. Наверное, многие из вас слышали о том, что похвала бывает разной: позитивной, полезной и, наоборот, бесполезной и даже опасной. Какая похвала является правильной, то есть помогающей сформировать хорошую положительную самооценку у ребенка, а также показать ему, какое поведение вы считаете правильным и ожидаете от него? Правильная похвала - это похвала за конкретные действия, за конкретный результат. Когда мы хвалим не ребенка вообще: молодец, умница, хороший мальчик или девочка, - а отмечаем конкретные его действия, конкретные качества, которые он проявил в определенной ситуации, конкретные усилия, которые он приложил для достижения результата (даже если желаемый результат и не был, достигнут в полном объеме).

Например, можно сказать: «Ты сегодня отлично пропылесосил этот ковер, мне осталось пропылесосить только в спальне. Ты мне очень здорово помог!» То есть вы указываете конкретные вещи и хорошо, если вы подчеркиваете социальную составляющую той деятельности, которую он сделал. То есть недостаточно сказать: «Здорово, что ты вытер эту лужу», лучше дополнить: «Здорово, что ты вытер эту лужу. У нас теперь дома чисто и опрятно. Приятно зайти в комнату». Так вы можете подчеркнуть, что сделанное ребенком - это не просто рядовое действие, а то, что будет полезно, будет оценено и пойдет на пользу всем, кто живет с ним рядом.

Формирование самостоятельности ребенка в семье: помогать!

При воспитании самостоятельности у детей младшего возраста нужно обязательно помогать ребенку, когда он еще не может самостоятельно выполнить какое-либо действие.

Важно не упустить момент, когда стоит постепенно передавать инициативу ребенку, минимизируя свое участие и заменяя его помощью внешних средств. Наклейки на контейнерах и ящиках для вещей и игрушек - это внешнее средство, которое помогает вам избежать лишних подсказок и напоминаний, а ребенку - правильно разложить все вещи по местам.

Известно, что если ребенку постоянно напоминать о необходимости полить цветы, накормить кошку, убрать игрушки и т.д., это очень раздражает, причем причиной раздражения является не беспорядок в комнате (как нам бы этого хотелось), а тот, кто выдает все эти напоминания и наставления, то есть вы. Но если все те же самые напоминания и списки дел оформить в виде наглядного списка или картинок, вам не приходится говорить и вы уже не воспринимаетесь ребенком как источник критики и надоедливых распоряжений.

Как научить и привить ребенку привычку к самостоятельности

Как привить ребенку самостоятельность и превратить действия, которые малыш выполняет вместе с вами или самостоятельно с вашими напоминаниями, в привычку? Здесь нет никакой хитрости, так как мы все, так или иначе, занимались формированием привычки у себя и у ребенка. Сам процесс воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста и у взрослого имеет одинаковую схему.

Запишите ответы ребенка, распределив их по трем колонкам:

  • то, что он считает обязательным делать всегда (например, снимать уличную обувь, убирать игрушки с пола);
  • то, что было бы здорово делать (раскладывать игрушки по местам после игры, пылесосить ковер, убирать одежду в шкаф);
  • то, что совсем неважно для него (расставлять книги в определенном порядке).

Составленный таким образом «кодекс порядка» при формировании самостоятельности ребенка в семье поможет вам избежать или свести к минимуму проблемы и ссоры по поводу беспорядка в комнате.

Статья прочитана 8 048 раз(a).

Светлана Дорогойченкова
Развитие самостоятельности

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Итоговая работа

по программе модуля Вариативной части

Именного образовательного чека

«Реализация требований ФГОС ДО : проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий»

с 07.10.2016 г. по 16.10.2016 г.

«Развитие самостоятельности у детей 3 лет в процессе игры»

Выполнила : Дорогойченкова

Светлана Михайловна

воспитатель

структурное подразделение

детский сад «Ромашка»

ГБОУ СОШ с. Чубовка

Самара, 2016

Введение

1. Теоретические аспекты развития самостоятельности у детей 3 лет в процессе игры. 5

Заключение 13

Литература 15

Введение

Развитие самостоятельности - важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности . В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования» , в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования : воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка самостоятельности детей в различных видах деятельности.

Актуальность проблемы развития у младших дошкольников связана с определенными «перекосами» в воспитании детей.

К сожалению, большинство взрослых в сензитивный период развития самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают сложности в самообслуживании , инициативности и относительной независимости ребенка. С каждым годом число несамостоятельных младших дошкольников неуклонно растет.

В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада . В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому . Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии , надеть колготы, пользоваться ложкой и т. д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше.

Вместе с тем, в практике работы ДОУ педагоги испытывают трудности в развитии самостоятельности у младших дошкольников : не знают специфики работы по развитию самостоятельности , затрудняются в выборе форм, методов и приемов развития у детей инициативности.

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка , т. к. она способствует развитию его личности в целом.

Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности . Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих

Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.

Встречаясь с этой проблемой в практической деятельности с детьми, понимая важность этого вопроса, решила уделить особое внимание развитию самостоятельности в самообслуживании у дошкольников 3 лет.

1. Теоретические аспекты у детей 3 лет в процессе игры.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов.

Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать . Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А., СЛ. Рубинштейна, Т. Гуськовой, И. С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений , постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей . Родители должны целенаправленно её развивать , не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается.

Т. В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.

А. А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг , она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек.

М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, умении переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.

По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым – мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми успехами и достижениями.

Академик И. С. Кон определяет самостоятельность как свойство личности, предполагающее, во-первых, независимость, способность самому , без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

По мнению СЛ. Рубинштейна, самостоятельность является результатом большой внутренней работы человека, его способности ставить не только отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности.

Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо» , когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень-ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

В настоящее время многие родители уделяют большое внимание обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию , часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно , пить, есть, одеваться, умываться.

Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка , так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его самостоятельности .

С раннего детства начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Происходит это именно с привития навыков самообслуживания .

Работая с детьми младшего возраста, перед нами встала проблема формирования самостоятельности в самообслуживании и на сегодняшний день эта проблема очень актуальна : подходя к возрасту, когда можно посещать детский сад, проявляется неготовность малыша к самообслуживанию без помощи родителей и взрослых. Таким образом, много времени в группе уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры - у малышей слабо развиты навыки самообслуживания . Для развития самостоятельности детей в моей группе , мы поставили следующие задачи :

Изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте;

Выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста;

Формирование у детей навыки самообслуживания ;

развивать у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями , формировать свое мировоззрение;

Научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;

Уверена, что это поможет моим воспитанникам в успешной социализации. А в дальнейшем – в активной жизненной позиции.

Самостоятельность играет большую роль в развитие ребенка , так как способна резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Формировать самостоятельность необходимо в раннем возрасте, так как, именно в этот период наблюдается максимальное развитие эмоционально - интеллектуальной сферы малыша.

Так как основная деятельность маленьких детей - игра, поэтому, важное значение здесь имеют игровые приёмы, поскольку именно они позволяют более активно воздействовать на малыша. Мы определили своей целью развивать самостоятельность в самообслуживании через игру и игровые приёмы.

Задачи :

Совместно с родителями обучать детей навыкам самообслуживания ;

Поощрять их самостоятельные успехи , учить оказывать помощь сверстникам;

Приучать следить за своим внешним видом;

Учить замечать недостатки в одежде и устранять их с небольшой помощью взрослых.

В течение дня организуем с детьми игры-забавы и дидактические игры. Используем самые различные игрушки, которые помогают детям овладеть простейшими навыками самообслуживания . Например, обучать детей одеваться (раздеваться) нам помогает кукла Катя. Мы одеваем куклу на прогулку и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала надеваем носки, потом штаны) .

Большое значение по формированию культурно-гигиенических навыков занимают потешки, стихи, загадывание загадок, они вызывают желание самостоятельно выполнять действия , делают процесс лёгким и приятным. Для повышения активности детей применяем такие игровые приёмы, как внезапное появление объекта или игрушки, выполнение с ними различных игровых действий.

Увлечь ребёнка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Так во время умывания, предлагаем детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его , рассматриваем и говорим : «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!». Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используем игры с водой, с мыльными пузырями. Даем детям рассмотреть картинки с изображением предметов необходимых для данного вида деятельности (мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой) .

Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, например : «Как Хрюша умывается» , «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно» , «Кукла Маша пошла гулять» .

Для закрепления навыков эффективно используем алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые размещены в детских шкафчиках) . Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды, что способствует развитию речи .

Обучая детей младшего возраста культурно-гигиеническим навыкам, важно сохранить их стремление к самостоятельности , которое является достижением ребёнка этого возраста. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера : «Посмотрите, как Паша быстро и правильно сапожки надел!» .

Для формирования самостоятельности у детей в самообслуживании нами были разработаны и применяются в работе дидактические игры : «Что сначала, что потом» , «Что делают дети» , «Угостим матрешку чаем» , «Поможем Маше собраться на улицу» и другие. Для работы с детьми нами изготовлены и применяются игровые пособия :

1) алгоритм последовательности одевания (раздевания) в виде рисунка - схемы;

2) лента-схема последовательности процесса умывания;

3) сюжетные картинки с изображением разных видов деятельности.

Действуем в тесной связи с родителями. Мотивировали их на оказание помощи в изготовлении дидактических пособий; оформление картотек потешек и художественного слова; застёжек-шнуровок, для развития мелкой моторики ; изготовления настольного театра. Для работы с родителями создано методическое пособие «Формирование навыков по самообслуживанию у детей младшего возраста» с приложением картотеки стихов и потешек; картинки и фотографии детей в процессе, а также конспекты проведенных непосредственно-образовательной деятельности по формированию культурно – гигиенических навыков. Ежедневно общаясь с ними, даем советы, рекомендации, предлагаем памятки, которые помогают в решении некоторых вопросов.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя хочет спать» .

Цель : закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Задачи :

1) Совершенствовать умение детей самостоятельно раздеваться и правильно складывать свою одежду.

2) Упражнять детей в правильном назывании одежды.

3) Воспитывать бережное отношение к одежде.

Игровой материал : одетая кукла Катя, стульчик, кукольная кроватка с постельными принадлежностями.

Подготовка к игре : Рассматривание иллюстраций «Игра с куклой» .

Ход игры:

1) Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться.

2)Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на стул.

Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая как правильно это сделать. Кукла совсем раздета (остались трусики и маячка, ей надевают тапочки и ведут к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее на бок, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит «Спи!» . Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит вести себя тихо.

3) Оценка игры : в ходе игры, выяснилось, что большая часть детей правильно и в определенной последовательности раздели куклу, но не все дети смогли аккуратно сложить одежду на стульчик. Саша, Кристина, Оля не смогли расстегнуть пуговицы на платье. Мальчики не умеют выворачивать колготки.

В будущем, чтобы улучшить результаты самостоятельности детей нужно привлечь внимание родителей к этой проблеме и рекомендовать им, чтобы они предоставляли своим детям больше самостоятельности во время одевания и раздевания.

Заключение

В нашей группе проведена большая работа по формированию у детей самостоятельности в самообслуживании . В результате этой работы у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию : малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем. В результате этого мы стали больше времени уделять на организацию разнообразной образовательной деятельности : двигательной, игровой, речевой, музыкальной, экспериментирование. На наш взгляд, мы смогли сделать жизнь детей в детском саду более интересной.

Углубленно занимаясь проблемой формирования самостоятельности у детей младшего возраста, мы видим необходимость продолжить эту работу с детьми на следующем возрастном этапе.

Таким образом, можно сделать следующий вывод :

Своевременное освоение процессов самообслуживания даёт ребёнку возможность самоутвердиться , почувствовать себя самостоятельным и умелым . Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности и аккуратности. В период формирования навыков самообслуживания нужно помнить , что умения и навыки у ребёнка формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении

Нами было замечено следующее :

Дети, свободные от опеки взрослых, становятся более самостоятельными и уверенными в своих силах. Обслуживая себя, они начинают понимать цену заботам взрослых и постепенно проявляют заботу о своих близких;

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость , координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие;

Постоянство и единство требований со стороны детского сада и семьи к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию .

Литература

1. Волжанина Т. Воспитание самостоятельности : советы родителям детей всех возрастов \\ журнал «Виноград» -2010-№37.

2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности : младшая группа. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128с. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» .

3. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» .-Изд. 8-Ростов н\Д : Феникс, 2014.-251с. -(Школа развития )

4. Михайленко Н., Короткова Н. «Организация сюжетной игры в детском саду» Пособие для воспитателей. Издание 3-е, испр. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf

Наш эксперт - психолог Екатерина Сафонова .

Инфантильность во взрослых людях, которая встречается всё чаще, крайне неприятная вещь. Ведь на великовозрастного «ребёнка» ни в чём нельзя положиться, ему ничего нельзя доверить. Но как вырастить самостоятельную личность?

Период с двух до трёх лет психологи называют кризисом «Я сам». Именно в этом возрасте ребёнок впервые осознаёт, что он – отдельная от родителей личность. Именно с этих лет и следует начинать воспитывать в малыше самостоятельность.

Ах какая мука - воспитывать!

Инфантильные дети чаще вырастают в тех семьях, где родители либо чрезмерно опекают, либо морально подавляют своих отпрысков, не оставляя им не то что простора, а даже лазейки для самостоятельных действий и решений.

Гиперопекой чаще отличаются поздние мамы и папы, а также те, кому наследники достались очень тяжело. Например, если ребёнок в раннем детстве тяжело болел, то его родители и в более позднем возрасте пытаются оградить чадо от любых трудностей. Из таких детей, выросших в оранжерейных условиях, в будущем могут вырасти лентяи, маменькины сынки и социофобы, испытывающие панический страх перед необходимостью принимать самостоятельные решения.

Авторитарные родители, которые стремятся контролировать жизнь своих наследников даже в мелочах, ведут себя с детьми, как военачальники перед строем. Они диктуют им, как надо поступать в том или ином случае, в каком кружке заниматься, с кем дружить. Конечно, всё это делается ради ребёнка - ведь взрослому с высоты опыта виднее. Но, увы, благодаря такой медвежьей услуге дети либо привыкают действовать исключительно по указке, либо начинают бунтовать против родительской тирании.

Третий тип мам и пап, у которых получаются несамостоятельные отпрыски, - безучастные или вечно занятые родители, для которых самое главное, чтобы ребёнок был одет-обут, а заниматься его развитием им или неохота, или некогда.

Принимать помощь - большой труд

Чтобы малыш почувствовал вкус к самостоятельности:

  • Не препятствуйте любым проявлениям активности с его стороны (контролируя только безопасность). Если чадо хочет помочь вам делать пирожки, то всем ясно, что от такой «помощи» больше проблем, чем выгоды (потом придётся оттирать от теста не только ребёнка, но и полкухни). Поэтому многие родители отказываются от такого предложения, и ребёнок привыкает к этому и больше не изъявляет желания помогать. Так что лучше так не делать. Ну да, сил и времени придётся затратить больше, но зато это даст в будущем хорошие всходы. Дети, которым предоставлено много свободы (но не вседозволенности!), более ответственны и инициативны. Только не нужно переделывать выполненную ребёнком работу на его глазах - иначе он потеряет мотивацию помогать.
  • Обучайте ребёнка максимальному количеству полезных навыков . Всему, что в жизни пригодится. Это сделает его увереннее в себе, а заодно разовьёт мелкую и крупную моторику, что полезно и для работы головного мозга.
  • Превратите помощь по хозяйству в совместную игру . Застилать постель или убирать игрушки не очень-то интересно. Но если делать это наперегонки или на время, то уже совсем другое дело. На следующем этапе уже можно доверить малышу сделать что-то почти самостоятельно, с небольшим участием взрослого. Ну а дальше всё то, что ему по силам, пусть уже делает сам.
  • Не делайте за ребёнка того, что он уже в силах сделать сам . Кстати, важно, чтобы у ребёнка, даже маленького, был список обязанностей, которые он ежедневно должен выполнять. Так формируется не только самостоятельность, но и аккуратность и организованность.
  • Не предлагайте свою помощь, пока ребёнок сам не попросит . Но если маленький хитрец постоянно канючит, что без вас не справится, постарайтесь его перехитрить. Например, сошлитесь, что вас отвлекли срочные дела. Скорее всего, когда вы минут через 10 вернётесь, ребёнок справится и без вашего участия.

Малыш, ты справишься!

Ребёнок вырастет более ответственным и уверенным в себе, если вы будете:

С ранних лет предоставлять ему право выбора . Умение выбирать - основа для формирования способности к самостоятельным решениям. Но, чтобы как-то контролировать ситуацию и не допустить, чтобы ребёнок выбрал что-то вредное или даже опасное, ставьте перед ним альтернативу: пойдём гулять в парк или на стадион? Будем читать сказку или рисовать?

Чаще его хвалить . Удержитесь от критики, если что-то у ребёнка не получается. От этого опускаются руки даже у взрослых. Поэтому хвалите чадо за любые попытки, за старание, отмечайте даже небольшой прогресс.

Больше общаться . Интересуйтесь у чада, как прошёл его день в саду или школе, какие радости или проблемы его волнуют. Не подсказывайте выводов, не подсовывайте готовых решений, а, используя наводящие вопросы, сделайте так, чтобы ребёнок нашёл их сам.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх