Работа с одаренными детьми. Особенности работы воспитателя доу с одаренными детьми

Эссе на тему "Система работы с одарёнными детьми в ДОУ". В данной работе изложенна проблемма современности, как суметь правильно организовать и помочь раскрыться одарённым детям. Как не заглушить их таланты собственными амбициями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Кафедра педагогики и психологии детства

(наименование кафедры)

Тайбарей Кристина Михайловна

(фамилия, имя, отчество студента)

Институт

ПиП

курс

группа

333306

ЭССЕ

По дисциплине

Работа с одарёнными детьми в ДОУ

На тему

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ

(наименование темы)

Отметка о зачёте

(дата)

Руководитель

Г.Н.Голоухова

(должность)

(подпись)

(и.,о., фамилия)

(дата)

Архангельск 2016

Тему для своего эссе «Система работы с одаренными детьми в ДОУ» я выбрала не случайно. В современное время встал острый вопрос проблемы одарённости, её выявления на ранних сроках развития детей. Допустим, что мы успешно выявили всех одарённых детей в отдельно взятом дошкольном учреждении, а дальше что? Это ещё самая малая часть данной проблемы, ведь обучение и воспитание таких детей требует определённых условий. Для начала рассмотрим понятия «Одарённость» и «Одарённый ребёнок», которые очень чётко изложены в рабочей концепции разработанной учёными Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ. В состав авторского коллектива вошли: канд. психол. наук Бабаева Ю.Д., докт. психол. наук, проф. Богоявленская Д. Б., докт. психол. наук, член-корр. РАН, проф. Брушлинский А.В. и др.

Итак, одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Исходя из определений мы видим, что одарённые дети требуют особого обучения, а это в свою очередь предполагает наличие специальной системы работы с такими детьми. Она должна быть тщательно выстроена, индивидуальна и ее реализация должна приходиться на более ранний срок, а именно дошкольный возраст.

Почему система работы с одарёнными детьми должна быть строго выстроена в ДОУ? Казалось бы, зачем она нужна? Педагоги в детском саду занимаются с детьми. Их творческому, физическому и интеллектуальному развитию способствует абсолютно всё: непосредственно образовательная деятельность (НОД), факультативы, окружающая и развивающая среда, игровая деятельность и т.д. К тому же статистика показывает, что в дошкольном возрасте процент одарённых детей составляет 98%. Это в первую очередь связано с тем, что в детском саду дети всё делают вместе. Как мне кажется, ещё потому, что в дошкольном учреждении не ставят оценки. Скажем так – дети находятся в равных условиях.

Но всё таки система работы с одарёнными детьми должна быть, во первых для того чтобы помочь им в психологическом плане, во вторых в развитии коммуникативных качеств (у многих одарённых детей слишком завышена самооценка или наоборот занижена, что серьёзно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками), в третьих чтобы не затормозить их развитие.

Систему дошкольных образовательных учреждений составляет, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ

1. Выявление одарённых и талантливых детей.

2. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых детей.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей.

4. Поощрение одарённых детей.

5. Работа с педагогическим коллективом: обучение, консультации, семинары. Подбор методической литературы и т.д.

Конечно, никто не может с точностью сказать, что предложенная система является эталоном, так как сама по себе одарённость детей до сих пор изучается. В рабочей концепции одаренности говориться, что существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Оба утверждения имеют место быть, но я больше склоняюсь к тому, что одарёнными детьми рождаются абсолютно все дети. Могу привести несколько примеров из опыта моей работы. К нам в группу ходили уникальные дети, теперь они уже первоклассники. Одни рисовали, другие отличались умственными способностями, кто-то отличался в спортивных достижениях, а мне запомнился мальчик, у которого, на мой взгляд, присутствует эмоциональная одарённость. Он мог очень долго рассматривать одну травинку, небо, цвет глаз. Миша, так его зовут, отличается чрезвычайной чувствительностью, эмоциональностью, какой-то особой добротой, окружающий мир он видит по-своему. Хотя в других областях он особо не отличался, скорее отставал. А кто сказал, что гении должны учиться только отлично? Вспомним таких выдающихся людей, как: С.А. Пушкин, Менделеев, Л.В. Бетховен, А.П.Чехов, Б.Гейтс. Это лишь малая часть великих людей, которые плохо учились в школе, но внесли огромный вклад в историю и развитие всего человечества «без правильного образования».

Чтобы выстроить систему работы с одарёнными детьми в ДОУ, надо придерживаться следующих целей, предложенных в рабочей концепции одарённости:

Развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

Создание условий для развития творческой личности;

Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

Обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

При написании эссе я опиралась на рабочую концепцию одарённости. Прочитав её от и до, я поняла, насколько не совершенна наша система образования. И наконец-то правительство забило тревогу по данной проблеме. Как часто мы сталкиваемся с тем, что ребёнок имеет талант (талант – это социально проявленная одарённость), он хочет и может хорошо учиться, но в силу некоторых обстоятельств его глушат, прогибают под общепринятые рамки. Я, конечно, немного отклонилась от заявленной темы, но давайте вспомним о тех детях, которые вынужденны были оставить свою мечту из-за финансовой несостоятельности их семей. Буквально 10-15 лет назад дети из простых семей не могли получить желаемого образования, так как родители не в состоянии были оплатить учёбу. За каждый экзамен надо было платить энную сумму денег. Причём на сегодняшний день эта ситуация повторяется. Очень трудно поступить в хороший ВУЗ ребёнку, чьи родители не имеют дружеских отношений в образовательной среде или достаточного колличества денег. Или такой пример, девочка мечтает стать художником, а авторитарная мама говорит: «Поступай на учителя - художники мало зарабатывают». Очень часто родители направляют своего ребёнка в том направлении, в котором они сами не смогли достичь успеха, о чём сами мечтали в детстве. Круг замыкается, пока мы, наконец, не поймём, что каждый ребёнок, каждый человек уникален. Нам надо только помочь юному дарованию в выбранном пути.

Я считаю выбранная мною тема, весьма актуальна. Надо развивать систему работы с одарёнными детьми. Сюда входит подготовка специалистов, родителей, руководства ДОУ. И самое главное её надо начинать с дошкольного образования. Не зря говорят, что достичь успеха можно следуя детской мечте, потому, что ребёнок на уровне подсознания чувствует свои способности. Задача взрослых вовремя распознать и помочь развить одарённость ребёнка.


«ВЫЯВЛЕНИЕ И СИСТЕМА РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ»

В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая молодежь – это будущая национальная элита. Я, как педагог, процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей придаю большое значение, поскольку обучение одаренных ребят сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов моей работы в группе. В моей группе ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренностей у детей. Я ориентируюсь на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности.

Участниками образовательного процесса в ДОУ по выявлению одаренных и талантливых детей являются:

    Воспитатели (творческая и техническая одаренность);

    Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность);

    Родители.

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:

    Психологию одарённости;

    Нормативную базу по проблеме;

    Инновационные технологии;

    Методы выявления детской одарённости;

    Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости;

    Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости;

    Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы;

    Программы (комплексные и специализированные);

    Современную научно-методическую литературу по проблеме;

    Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей;

    Возрастные особенности проявления признаков одарённости;

    Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка;

    Возможности для развития ребёнка в условиях семьи.

Эффективные формы и методы работы с родителями.

Основная задача ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

Система работы с одаренными детьми, реализуемая в группе, включает в себя 4 основных направления:

1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

В группах приобретено и изготовлено ряд интеллектуальных, спортивных игр и пособий (разнообразные конструкторы, разные атрибуты для театрализованной деятельности и т. д.); созданы творческие уголки, с учетом интересов и склонностей детей, приобретены различные дидактические игры интеллектуальной направленности.

Спортивный зал.

2 . Выявление и дальнейшее развитие у детей творческой одаренности;

Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый доступный для воспитателя – метод наблюдения.

3 . Совершенствование научно-методического уровня воспитателя по работе с одаренными воспитанниками;

В группе, работают опытные и творческие воспитатели, которые стремятся к инновациям и к саморазвитию.

Воспитатели, привлекаемые к работе с одаренными детьми, обладают рядом специальных качеств.

Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы.

С целью совершенствования научно-методического уровня педагогов только в этом году проведены ряд семинаров практикумов и консультаций с педагогами, посвященные одаренности в дошкольном возрасте.

Семинары проводились по темам:

    «Теоретические основы детской одаренности»;

    « Одаренный ребенок, какой он»;

    «Виды детской одаренности»;

    «Принципы и методы выявления одаренных детей»;

    « Особенности работы с родителями одаренного ребенка».

4 . Организация работы с одаренными детьми и их родителями;

В этом учебном году активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера. Педагоги внутри групп организуют конкурсы чтецов, конкурсы -выставки творческих работ, и т. д. Это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.

С целью выявления и поддержки детей с высокой познавательной активностью в прошлом учебном году проводились ряд интеллектуальных состязаний, где воспитанники проявляли возможности реализации своих знаний и умений: «Самый лучший эксперимент», - «Хочу все знать».

Общеизвестно, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.

Работа с родителями одаренных детей реализуется в трёх направлениях:

1. Организация информационной среды для родителей:

Проведен цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем творческие способности», «Как создать уголок творчества дома»;

Педагоги организуют, мастер-классы, буклеты для родителей и т. д.

Памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей;

В приемных групп оформлены уголки для родителей «Маленький гений; «Всезнайка»;

Оформляются благодарность родителям за помощь и участие в образовательном процессе ДОУ.

2 . Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;

Данная работа направлена:

Расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

Установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

3 . Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные стенгазеты, выставки творческих работ, подготовка презентаций и т. д.).

Для развития творческой и познавательной активности детей - родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей, организуют различные презентации, с которыми ребенок выступает перед родителями.

Опыт работы дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности.

Наблюдения наших педагогов даёт возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить, а помочь развить детям эту одаренность.

Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:

Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить, как можно более широкий спектр его способностей;

Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);

Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.

Список литературы:

1. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности.

2. Бушменская Г. В. и. Слуцкий В. М. Одаренные дети. - М., 1991.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4т

4. Козырева. Е. А. Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов – М., 2000.

5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. - сост. М. В. Мардахаев. - М., 2002. - 368 с.

6. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 «Стриж» г.Смоленска

Консультация для педагогов

Формы работы с одаренными детьми

Подготовила

Педагог-психолог

Моторыкина Е.А.

Смоленск, 2016

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Система воспитательно - образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей

Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ особое внимание уделяем созданию образовательной среды, которая обеспечит возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

В работе необходимо руководствоваться следующими принципами:

    Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.

    Учет синзитивности дошкольного детства.

    Индивидуальный подход,

    Своевременное начало.

    Возможность выбора.

    Комплексный подход.

    Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет детям погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В образовательном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы педагога должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

Исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;

Формы работы:
- работа в парах, в малых группах,

Разноуровневые задания,

Творческие задания;
- дискуссия;
- игры.

Очень важны:

Предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым детям выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в средней группе детского сада на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Педагог уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

Высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый педагог работает над развитием этих качеств.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в кружках, секциях, организованных в ДОУ и учреждениях дополнительного образования.

В нашем детском саду имеются 4 кружка:

Занимательная математика – гр.3

Грамотейка – группа 1 и 3

Правознайка - группа № 2

Маленький дизайнер - группа № 6.

Но не каждый кружок является мастерской для одаренных детей. Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения, в частности народные праздники - это сопровождающий фон развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Наши дети участвуют в различных мероприятиях и выступают на городской сцене. также в детском саду ежегодно проводится творческий отчет деятельности ДОУ на родительской конференции.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения села Троицкое Целинного района Республики Калмыкия

Пояснительная записка.

  1. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми.
  2. Принципы организации педагогического процесса.
  3. Методы диагностики в ходе реализации программы.
  4. Реализация направлений работы.
  5. Ожидаемые результаты выполнения работы.
  6. Планирование.

Пояснительная записка

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны –отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. Направление деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Образование» : создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте; развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности; повышение профессионального уровня педагогов; сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни; использование современных технологий.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарѐнность, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда детского сада, в которой одарѐнность может актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

  • Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей) . Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
  • Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
  • Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 года № 94-V-3 "Об образовании в Республике Калмыкия". Принят постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 декабря 2014 года № 200-V
  • Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.)
  • Принципы развивающего обучения;
  • Изменениями в содержании образования (Работа с талантливыми детьми.) ;
  • Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Использование диагностических материалов.

I. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, гармонического развития детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.

Задачи:

  1. Проанализировать основные направления работы с одаренными детьми в ДОУ
  2. Определить общие организационные методы и приемы «Одаренный ребенок в ДОУ»
  3. Повышение научно-теоретических и практических знаний педагогов по вопросам работы с одаренными детьми. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  4. Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов. Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми между ступенями обучения (дошкольное образование –начальное общее) .
  5. Оказание консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.

Педагогические задачи:

  • Осуществление индивидуализации обучения и воспитания;
  • Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения;
  • Формирование системности в знаниях и умениях по разным предметам;
  • Повышение качества обучения;
  • Осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных воспитанников.

II. Принципы организации педагогического процесса.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий воспитанников: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация одаренных воспитанников заключается в психолого - педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие воспитанников. Для обучения одаренных воспитанников применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В процесс обучения включены такие предметы, как «Музейная педагогика» , «Краеведение» и др.

III. Методы диагностики в ходе реализации программы:

  1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи) .
  2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
  3. Специальные методы (деятельность психолога: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов) .
  4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности) .
  5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль) .
  6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
  7. Конкурсы, фестивали, выставки.

IV. Реализация направлений работы.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:

  • создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных воспитанников;
  • организация и проведение психолого-педагогического консультирования дошкольников, педагогов, родителей;
  • разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;
  • оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети» ;
  • организация консультаций для педагогов.

Организация работы с одаренными воспитанниками в рамках

образовательного процесса:

Эта работа будет осуществляться через исследовательско-образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.

  • Выбор педагогов для работы с одаренными воспитанниками.
  • Формирование учебных групп из одаренных воспитанников (с разной целевой направленностью) .
  • Выбор стратегии обучения для каждого одаренного воспитанника.
  • Разработка программ индивидуальной работы с одаренными воспитанниками.

Организация работы с одаренными воспитанниками во внеурочной

деятельности:

  • Организация индивидуальной работы
  • Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные

Организация опытно-исследовательской деятельности

Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.

Организация предметных (персональных) выставок.

Организацию вечеров и праздников.

Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.

Создание спортивных центров в группах.

Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

Выпуск стенгазет.

Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования

Для успешной работы по реализации программы особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик» , но и внедрение новых. Одной из таких форм являются кружки:

  1. Кружок калмыцких национальных игр «Альвн харадас»
  2. Кружок изобразительного творчества «Волшебный мир фантазий» - художественное творчество. Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения изобразительной деятельности. Основная цель обучения изобразительной деятельности - развитие творческих способностей детей.
  3. Хореографическая студия «Тюльпанчик»

Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:

  • родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
  • родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
  • подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
  • система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок»
  • детско-родительские проекты

Формы работы с педагогами:

  • педагогическое проектирование

Открытые показы, семинары-практикумы, консультации.

Взаимодействие с организациями:

  • ДШИ села Троицкое
  • Детские сады Целинного района
  • ОУ села Троицкое

V. Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.

В процессе работы планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования. В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов.

Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.

Светлана Рейнгард
Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность . Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода.

Одаренно сть - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)

Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об одаренности.

Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники.

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Частые проявления одаренности:

Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;

Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;

Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.

Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;

Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;

Ребенок способен к нестандартным решениям;

Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;

В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;

В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).

Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.

Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду является следующие:

Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.

Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

Проблемы одарённых детей

Отсутствие интереса к занятиям в группе

Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.

Трудности в общении со сверстниками

Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

Отрицание социальных норм и общегрупповых правил

Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы

Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.

Стремление к совершенству

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых

В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Методы работы с одаренными детьми:

Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.

Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.

Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.

Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.

Публикации по теме:

«Методы и приемы работы с одаренными детьми по художественному творчеству» Художественная одаренность раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Результатом деятельности являются детские рисунки,.

В соответствии требованиям «Федерального государственного стандарта дошкольного образования», САНПина, Порядка организации образовательной.

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста» «Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста» Представление темы по самообразованию для педагогов детского сада. Представляет.

«Особенности работы с одаренными детьми». Консультация для педагогов Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может.

Особенности работы с детьми дошкольного возраста по пропаганде безопасности дорожного движения Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх