Семинар практикум для родителей подготовительной логопедической группы. «Семинар-практикум для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада

Наталья Щербинина
Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Исправление речи в домашних условиях»

Логопед : Здравствуйте, уважаемые родители ! Спасибо за то, что вы нашли время, и пришли на нашу встречу! Сегодня наше родительское собрание пройдет в необычной форме-в игровой.

Цель семинара-практикума :

Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях .

Задачи :

1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях .

2. Дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания (проведении артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, игры и упражнения на развитие речевого дыхания, развитие грамматического строя речи и др .)

3. Сформировать представление о разнообразии методов и приемов выполнения домашних заданий .

4. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков.

Логопед : Предлагаю вам представиться - назвать своё полное имя, затем назвать свое имя ласково. Учитель -логопед называет своё полное имя и подбирает ласковое слово к своему имени : «Меня зовут Наталья Игоревна, Наташенька!

Игра «Назови ласково свое имя»

Очень приятно познакомиться с вами!

Какие вы можете назвать органы речи ?

Артикуляционная гимнастика-это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки.

Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?»

Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё , как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился » .

Сейчас мы с вами освоим эту волшебную гимнастику, зарядку, без которой звуки не появятся.

Артикуляционная гимнастика-сказка

«В гостях у бабушки с дедушкой»

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки) .

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд) .

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка) .

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком) .

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами) .

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух,

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе) .

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык) .

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) .

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ - НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу) .

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад) .

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ :

(узкий язык вытянут вперёд) .

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд) . БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо) .

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами,

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу,

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу) .

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком,

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе) .

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот) .

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА : «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день, пора спать.

Завтра опять будем гулять.

2. Логопед : У ребенка есть проблемы с речевым развитием, то занятия пальчиковой гимнастикой ему просто необходимы! И следует помнить, что начинать такие занятия необходимо как можно раньше! Ведь установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором :

*стимулирующим речевое развитие ребенка,

*способствующим улучшению артикуляционной моторики,

*подготовке руки к письму

Логопед : Вот сейчас мы с вами поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор Дети шлепают ладошками по коленям

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил - Показывают обратную сторону ладони с

Рукавичку обронил Вытянутым вверх большим пальцем-жест «Рукавичка»

Мышка по полю бежала, «Бегают пальчиками одной руки по другой.

Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка»

Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальцем

Стала жить – поживать,

Звонки песни распевать. Хлопки

Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик»

Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка»

Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки

Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.

Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки.

Зайка прыг, зайка скок

Вкусных пирогов напек. «пекут пирожки»

Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук

Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка»

Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки.

И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук.

Пирожками угостили. «Пекут пирожки»

Стала жить там поживать,

Пол метелкой подметать. Движения руками влево- вправо.

Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям.

Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка»

Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки

Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок»

В страхе разбежались. Развести руки в стороны.

Логопед : Хорошо воспринимается пальчиковая игра под музыку. Мы развиваем не только мелкую моторику, но и слуховое, зрительное внимание!

3. Логопед : Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию . Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно , плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки , то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Логопед : Давайте выполним упражнения. в которые доступно, легко играть дома вместе с вами .

Дыхательное упражнение : «Загони мяч в ворота»

Цель : вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» из счетных палочек. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

4. Логопед : Для развития общей моторики у детей с речевыми нарушениями используются подвижные игры, которые развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, менять темп движений, ритмично и ловко двигаться.

"Всадник"

Цель : развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

5. Логопед : Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе - своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. Обучение грамматической правильной речи достигается с помощью специальных учебных заданий, упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него.

Дидактическая игра «Вкусное варенье»

Цель : образование относительных прилагательных по темам \"Фрукты\", \"Овощи\", \"Ягоды\"

Каждый выбирает себе баночку с вареньем (соком, джемом и т. д.) .

Скажи, как называется твое варенье (сок, джем и т. д.) .(У меня варенье из клубники - клубничное варенье; клубничный сок; клубничный джем).

6. Логопед : Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно и грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Игровое упражнение : «Что может произойти, если…»

Если положить лед на ладонь, то … .

Если у медведя вырастут крылья, то … .

Если полететь высоко-высоко, то … .

Если съесть много мороженого, то … .

Если летом пойдет снег, то … .

Логопед : Можно сочинить целую сказку, предложив ребенку необычную ситуацию.

7. Логопед : Также развивать и обогащать словарный запас детей можно с помощью графической аналогии или с помощью приема мнемотехники. Сейчас мы вместе выучим стихотворение, легко, быстро и без слез

Мнемотаблицы

Логопед : Наш вечер подошел к концу. Спасибо за внимание и помощь. И с вашими детьми заниматься одно удовольствие благодаря интересу и желанию.

Таким образом, может быть, наши дети станут в будущем знаменитыми артистами, умными депутатами, грамотными журналистами или просто хорошими людьми, правильная речь им, несомненно, пригодится, и мы ими будем очень гордиться!

И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем! До свидания!

Родительское собрание. Семинар-практикум для родителей детей, зачисленных на логопункт. Выполнение основных артикуляционных упражнений

Цель : повысить родительскую компетентность в вопросах развития речи, формируя у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения.
Задачи:
1. Познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы в условиях логопункта;
2. Познакомить родителей со строением артикуляционного аппарата;
3. Научить родителей выполнять основные артикуляционные упражнения;
4. Акцентировать внимание родителей на важности и значимости их участия, помощи в коррекционной работе;
5. Вызвать желание сотрудничать с логопедом.

Оборудование : стулья, расставленные полукругом, индивидуальные зеркала по количеству родителей, ноутбук, экран, презентация.

План проведения:
1. Что такое логопункт?
2. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
5. Советы родителям.

Ход собрания:

I. Вводная часть
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада приветствовать вас на нашем первом родительском собрании в этом учебном году. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Логопед: «Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовнос¬ти ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малы¬ша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Нарушения речевого развития достаточно многообразны, они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, что многие из родителей не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
Поэтому основная задача учителя-логопеда в нашем детском саду- помочь детям, имеющим нарушения речи в условиях логопункта.
И так, ваш ребенок зачислен на логопедический пункт… Что это такое? Сегодня я попытаюсь ответить на возникающие по этому поводу вопросы.
На логопедический пункт зачисляются дети с 5-7 лет с речевыми нарушениями. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

В чем заключается работа логопеда на логопункте?
На логопункте проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в форме индивидуальных занятий с детьми и на подгрупповых занятиях с 2-3 детьми. Кроме того, по рекомендации логопеда воспитатели в группе ежедневно работают над развитием речи.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:
подготовительный,
постановка звука,
автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
этап дифференциации.
I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
– формирование направленной воздушной струи;

– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков.
II. Этап постановки звука . Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.
III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

2. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей
Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи.
- Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
ошибки на письме и при чтении;
снижение самооценки;
конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. У каждого ребенка должна быть тетрадь для домашних заданий, где 1 раз в неделю я буду записывать задания. Тетради забираются в пятницу, возвращаются в понедельник.
Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, по 3-5 минут в несколько приемов в день.
Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

3. Строение артикуляционного аппарата.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жеватель¬ных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз¬личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка(основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (от, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычные (и) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке и и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р),опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л н др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п,б,м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м", н, н". Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м", н, н").
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координирование.
В начале учебного года, проводя логопедическую диагностику, я обследую строение артикуляционного аппарата ребенка.
Обследование особенностей строения артикуляционного аппарата ребёнка производится в определённом порядке:
1. Исследование губ.
2. Исследование зубного ряда.
3. Исследование прикуса.
4. Исследование языка.
5. Исследование твёрдого и мягкого нёба
6. Исследование нижней челюсти.
Какие аномалии зубочелюстной системы могут стать причиной неправильного произношения звуков?
Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5 - 3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов.
Наиболее характерны следующие аномалии прикуса.
Глубокий прикус - верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.
Открытый передний прикус - при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины.
Открытый боковой прикус - при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель.
Прямой прикус - при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их.
Перекрестный прикус - нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными вбок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей.
Прогнатия - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти.
Прогения - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед нижней челюсти.
Наиболее распространенными аномалиями зубов являются следующие:
редкое расположение зубов;
наличие диастемы (щели между верхними резцами);
слишком мелкие или деформированные зубы;
полное отсутствие зубов.
Аномалии в строении языка:
короткая уздечка языка, не позволяющая языку подниматься вверх;
слишком маленький язык;
слишком большой язык.
Аномалии в строении мягкого и твердого нёба:
слишком низкое твёрдое нёбо;
слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо;
расщелины мягкого и твёрдого нёба.
Аномалии в строении губ:
расщелина верхней губы
недоразвитие губ.
Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по- разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (например, короткая подъязычная уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нёба) нарушают произношение практически всех звуков речи.
Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образоваться очень узкая (не более 1,5 - 2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков.
Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звука [Р], иногда - звука [Л] и даже шипящих - звуков верхней артикуляции, поскольку для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка.
Слишком высокое твёрдое нёбо также может обусловить дефекты произношения звука [Р], так как в этих условиях даже при достаточно длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено.
Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливости звучания многих звуков речи.
Нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности.
Во-первых, в этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие - то общие моменты артикуляции. Например, при наличии у ребёнка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков [С, З, Ц, Ш, Ч, Щ, Т, Д, Н, Л], поскольку данная аномалия не позволяет удерживать кончик языка за передними зубами.
Во - вторых, дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что ребёнок, различающий звуки на слух, стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из - за дефектов в строении артикуляционного аппарата звучание получается искаженным.

4. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.
На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Горка», «Чистим зубки», «Футбол», «Пирожок», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р": «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Болтушка».

4. Общие рекомендации
Ребенок с самого младенчества старается копировать окружающих людей. Поэтому взрослые должны следить за своим произношением, стараться говорить не торопясь, четко и правильно произнося все звуки и слова. Речь взрослого для ребенка - это в первую очередь источник словарного запаса. Разговаривайте с ребенком, отвечайте на все его вопросы, читайте вместе с ним стихи, сказки, загадки, обязательно задавайте вопросы о прочитанном. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт. Самое главное – это выслушать ребенка до конца не перебивая и лишь после того, как он закончит свою речь, исправить его ошибки. Помогайте ребенку терпеливо и с желанием, тогда все ваши труды будут вознаграждены.

Данный семинар-практикум для родителей проводился в виде деловой игры-соревнования между командами родителей и детей. Это мероприятие проводилось, как итоговое мероприятие по выпуску детей из кружка «Грамотей-ка», проводимого с детьми старшей-подготовительной группы детского сада.

По ходу проведения игры учитель-логопед в доступной и увлекательной форме продемонстрировал родителям результаты своей работы с детьми. При этом педагог вовлек родителей в совместную деятельность детей и сделал их «активными субъектами», то есть перевёл их в статус «активных родителей».

По ходу проведения мероприятия учитель-логопед показал (научил) родителей основным методам и приемам работы с детьми по таким направлениям как:

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Формирование навыков анализа, синтеза;
  • Формирование делить слова на слоги;
  • Формирование умение находить место заданного звука в слове;
  • Формировать умение находить заданный звук в слове и определять его количество;
  • и многое другое.

Семинар-практикум для родителей «Скоро в школу. Или первый раз в первый класс!».

Уважаемые родители наших будущих первоклассников! Рассказывать о том, как важно заблаговременно и целенаправленно готовить малыша к поступлению в школу, для его более успешному освоению школьной программы, я не стану. По данному направлению мы с Вами встречались уже несколько раз. Поэтому сегодня мне бы хотелось показать, рассказать, если хотите, даже похвастаться успехами Ваших детей по такому направлению, как ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ГРАМОТЫ.

Работаем мы с Вами и вашими детьми в данной сфере уже год, моя непосредственная работа заключалась в том, чтобы научить детей пользоваться знаниями, умениями и навыками, которые предлагалось освоить им на протяжении прохождения курса кружка «Грамотей-ка». Как Вы помните, занятия «Кружка» проводились один раз в неделю. На этих занятиях мы с Вашими детьми пытались освоить очень сложные, но просто необходимые понятия, такие как гласный-согласный звук, его твердость-мягкость, глухость-звонкость, также нами были освоены такие определения, как Звук, Слог, Слово, Предложение и т.д.

И сегодня я хотела бы поблагодарить всех Вас, уважаемые родители, за понимание, терпение и участие в жизни Ваших детей. За такую поддержку, выручку и дисциплину с Вашей стороны, Ваши детки Вам в будущем отплатят сполна.

И хочу сказать ещё одно. Несмотря на то что, мы ещё не все звуки и буквы прошли с Вашими детьми на «Кружке», алгоритм работы по каждому звуку мы освоили просто на «отлично». В этом Вы и убедитесь сегодня на семинаре-практикуме, где будут задания, включающие в себя овладение еще не пройденного материала. Могу сказать следующее: нисколько не сомневаюсь в том, что развитие фонематических процессов находятся на очень высоком уровне у всех без исключения воспитанников подготовительной группы «Ромашка». Ваши дети с легкостью справляются с такими сложными заданиями как, выделение звуков в слове, определение его позиции. Они могут дать полную характеристику любого звука русского языка, хорошо ориентируются в понятиях, знают много правил, которые с большим трудом дети осваивают в первом классе.

В общем, я могу гордиться такими детьми и, конечно же, их поддержкой – Вами, уважаемые родители!

На этом своё вступительное слово я считаю завершенным. И предлагаю Вам приступить непосредственно к самому семинару-практикуму. Как Вы уже заметили, ко мне на мероприятия просто придти посидеть и посмотреть не получается. Поэтому и сегодня Вы не отсиживайтесь в уголочке, а будьте активными участниками образовательного процесса. Если Вы не против, то мы начинаем…

Ход Семинара-практикума

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

У.Л.: Добрый вечер ребята. Рада Вас всех сегодня на нашем мероприятии. Мы с вами много чего уже знаем и умеем. И, надеюсь, что мы с вами сегодня очень порадуем наших самых близких и родных нам людей – наших родителей.

Уч.-лог.: Скажите, пож-та, а что мы с вами сегодня будем делать: Заниматься или играть?

Дети: Играть.

Уч.-лог.: Хорошо. А во что бы Вы хотели поиграть? Может устроим соревнование?

Дети: соглашаются.

Уч-лог: А что нам для этого нужно?

Дети: Разделиться на группы (команды).

Уч-лог: Верно. Как будем делиться?

Дети: выбирают участников команд самостоятельно.

(Логопед ненавязчиво предлагает детям привлечь родителей к соревнованиям, сформировав тем самым три-четыре группы (команды)).

Уч-лог: Вот и замечательно. Теперь каждая команда садиться за столы. Нам нужно выбрать капитанов, которые будут помогать нам.

Дети: выбирают капитанов команд.

Уч-лог: Раз мы с Вами сегодня устраиваем соревнования, то обязательно должны быть и судьи, которые честно и справедливо оценят ход соревнований и определят победителей.

Уч-лог: Кого возьмем в судейскую команду?

Дети и уч-лог: определяют состав судей.

Уч-лог: На любом соревновании, в любой игре есть правила. Вот и у нас они есть. Послушайте их. Вы дружная команда, можете совещаться, обсуждать задания. Но делать это нужно тихо, чтобы не подсказать правильный ответ другой команде. Обязательно внимательно слушать сами задания, чтобы их понять и правильно все выполнить. Вы выбрали капитанов команд. Они должны будут передавать в судейскую коллегию листочки с Вашими ответами. Бегут не все, а только капитан. Давайте будем уважать друг друга.

Уч-лог: Все согласны с правилами? Будем им следовать?

Уч-лог: Тогда начинаем.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 конкурс – «Кодировщики». (СЛАЙД -3)

Чтобы нам с вами правильно выполнить это задание, давайте вспомним правила про звуки и буквы.

ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ,
А БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ВИДИМ.

Уч-лог: Отлично. Слушайте задание. Сейчас на экране будут появляться картинки, в которых вы должны выделить только первый звук. А потом составить слово из них, тем самым раскодировав задуманное.

За каждое правильное слово команда, ответившая первой, получает призовое очко.

Давайте попробуем сначала вместе. (СЛАЙД –4)

В слове Шапка какой первый звук слышится?

Дети: Звук Ш.

Уч-лог: Верно. А В слове Апельсин?

Дети: Звук А.

Уч-лог: В слове Рыба?

Дети: Звук Р.

Уч-лог:. Правильно. А теперь расшифруйте, какое слово зашифровано на картинке?

Дети: Ш+А+Р=ШАР.

Уч-лог: Правильно. Тогда начинаем? Если Ваша команда догадалась, то командир поднимает руку. Ваша команда дает время подумать и другим ребятам. Но отвечать первыми будет та команда, которая первой поднимет руку. Готовы? Начинаем.

(СЛАЙДЫ 5-16). За каждый правильный ответ команда получает призовые очки.

2 конкурс – «Твердый-мягкий» (СЛАЙД -17).

Уч-лог: У Вас на столах лежит пособие «Найди дорожку», в которое мы с Вами уже играли. Но для тех, кто не помнит, повторю правила. Встаем на кружок красного цвета (Это – начало пути). Затем мы каждым ходом продвигаемся вверх по ступенькам, наступая только на ту (Синюю или зеленую), какой звук слышится в слове, пока не придем к какой-то геометрической фигуре. Эту фигуру и нужно будет поднять вверх. Та команда, которая правильно поднимет фигуру, поллуцит дополнительный бал. (СЛАЙД -18).
Чтобы правильно выполнить это задание, давайте вспомним правило про твердые и мягкие согласные звуки:

ПЕРЕД А, О, У, Э, Ы – ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫ,
ПЕРЕД Я, Ё, Ю, Е, И – ВСЕ СОГЛАСНЫЕ МЯГКИ.

Попробуем?

Сейчас будем ловить звуки [л] и [л’] в словах. Внимательно двигайтесь фломастером (пальчиком) по лесенке вверх. Можете обсуждать и подсказывать друг другу по команде.

Примерный перечень слов: Люк, лампа, палатка, стол, улитка, клоун, лодка, платок, луковица.

Поднимаем геометрическую фигуру, к которой Вы пришли.

Дети: поднимают желтый прямоугольник. Командиры команд относят пособие судьям для оценки результата.

(судьи фиксируют результаты).

Уч-лог: Проверим себя?

Показывает на слайде маршрут каждого слова и нужную геометрическую фигуру. (Щелчки по слайду -18).

Уч-лог:. Команда, поднявшая правильную табличку получает баллы.

3 конкурс – «место звука в слове». (СЛАЙД – 19).

Уч-лог: Сейчас новый конкурс. Перед Вами лист с заданием, где под каждой картинкой нужно раскрасить только то окошечко (начало, середина, конец слова) и тем цветом (синим или зелёным), где и какой слышится звук. За каждый правильно отмеченный звук команда получает баллы. Это задание на время. Даю Вам на выполнение 2 минуты.

Сейчас мы работаем со звуками [б] и [б’]. (СЛАЙД -20). Приготовили цветные карандаши и приступаем к выполнению задания.

Дети: Выполняют задание.

Уч-лог: Время закончилось. Прошу отложить карандаши в сторону, а капитанов команд передать листы с заданиями в судейскую коллегию.

Уч-лог: Готовы себя проверить?

(Щелкаем по слайду -20).

Уч-лог: Даем судьям время на подведение итога конкурса, а сами немного отдохнем.

Динамическая пауза.

Танец «Соко-Бачу».

Цель – координация речи с движением.

4 конкурс – «Раздели на слоги». (СЛАЙД -21).

Уч-лог: Теперь возвращаемся на места. И переходим к следующему конкурсу.

Уч-лог: Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача – сосчитать сколько слогов в этом слове и поднять табличку с соответствующей цифрой, которые лежат у вас на столе.

Команда, правильно поднявшая табличку получает балл.

Давайте вспомним ещё одно правило. Правило про слоги.

СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
ЭТО ЗНАЕТ КАЖДЫЙ ИЗ УЧЕНИКОВ.

Дети: Можно прохлопать в ладоши, загнуть пальчики на руках…

Уч-лог: Все правильно. Готовы? Тогда начинаем. (СЛАЙДЫ -22-33).

Примерные слова: слон, тигр, собака, кошка, гусеница….

(Судьи подсчитывают баллы).

5 конкурс – «Прочитай слово» (СЛАЙД – 34).

Уч-лог: Переходим к следующему конкурсу. Конкурсу на скорость и внимание. Перед Вами лист с заданием (СЛАЙД -35). Вам необходимо, как можно быстрее, вычеркнуть все повторяющиеся буквы. А из оставшихся букв составить слово, записать его на обратной стороне листа и передать судьям для проверки. Команда, которая быстро и правильно справилась с задание получает балл.

Уч-лог: По моей команде начинаем работу.

Дети: Выполняют задание.

Уч-лог: Время закончилось. Прошу отложить карандаши и передать лист с заданием судьям для оценки результатов.

Уч-лог: Проверим себя? (Щелкаем по слайду — 36)

Уч-лог: Какое слово должно было получиться?

Дети: Школа.

Уч-лог: Правильно. Это слово школа.

6 конкурс – «Звуковики» (СЛАЙД – 37).

Уч-лог: Вот мы и приблизились с Вами к последнему на сегодня, но самому сложному конкурсу. Сейчас на экране появится картинка, а Вам нужно будет на вот этих листочках (выдает каждой команде лист) раскрасить кружочки в красный, синий или зелёный цвет. То есть выполнить звуковой анализ слова. За правильный ответ команда получает баллы.
Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомните ПРАВИЛО про Гласные Звуки.

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ ПОЮ, БЕЗ ПРЕГРАДЫ ГОВОРЮ.
ГЛАСНЫЙ – ЭТО КРАСНЫЙ.

Уч-лог: Не забывайте проверять согласные звуки на «Звонкость и глухость». Как мы это с Вами делаем?

Дети: Ставим руку на горло и произносим звук. Если горло «звучит», значит звук – звонкий. Если «молчит», значит звук – глухой.

Уч-лог: Внимание на экран. (СЛАЙД – 38). Кто изображен на картинке?

Дети: Улитка.

Уч-лог: Правильно. Будьте предельно внимательны. Выполняйте задание.

Уч-лог:. Прошу капитанов команд передать листы с заданием судьям.

Уч-лог: Проверяем. (Щелкаем по слайду – 38).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Уч-лог: Итак, пока жюри совещаются и подводит итоги, я хочу спросить Вас, Ребята, понравилось ли Вам сегодня на занятии? Что было сложным? Что простым? Хотели бы Вы еще так поиграть?

Жюри подводит итоги. Раздает подарки.

Таблица результатов соревнований «Скоро в школу. Или первый раз в первый класс!»

Команда «Детей»

Команда «Родителей»

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию семинар-практикум «Применение технологии ТРИЗв развитии речи дошкольников».Т-творчество, Р-развитие, Из-изобретательность. Технологии ТРИЗ помогают развить у ребенка гибкость и подвижность мышления, это системы игр и занятий, которые призваны максимально увеличить эффективность обучения и развития дошкольников.Вы можете использовать данный материал для проведения в рамках своего ДОУ, а также как открытое городское мероприятие. Семинар составлен в оригинальном авторском стиле, для участия в нем можно привлечь воспитателей, учителей-логопедов, детей старших и подготовительных групп.


Семинар-практикум для логопедов и воспитателей «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

1. Организационная часть «Доброжелательное общение»

Факультет психологии

  • Психологический тренинг «Давайте познакомимся»
  • Организация творческих лабораторий

2. Основная часть «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Факультет «Развитие»

  • Блиц-опрос «В стране грамоты»

Факультет «Творчество»

  • Задание-пробник «Нарисуй стихотворение»

Факультет «Изобретательность»

  • Авторские разработки: «Веселые таблицы»
  • Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»

3. Подведение итогов работы

  • Выводы ученого совета
  • Обратная связь

Цели семинара-практикума:

Учитель-логопед:

Уважаемые коллеги, на базе детского сада №18 открывает свою работу «Научно-исследовательский институт инновационныхтехнологий развития речи детей дошкольноговозраста».

Как и каждый НИИ, институт имеет свой ученый совет , который представляют:

Методист ГОРОО (ФИО)

Руководитель методического объединения воспитателей (ФИО)

В нашем НИИ сегодня работают эксперты:
Воспитатель-методист (ФИО)
Воспитатель-методист (ФИО)
Учитель-логопед (ФИО)

Факультеты нашего института:

Факультет психологии
- факультет развития
- факультет творчества
- факультет изобретательности

Методический состав факультетов:

воспитатель-методист (ФИО)
воспитатель (ФИО)

музыкальный руководитель (ФИО)
учитель-логопед высшей категории, учитель-методист Винограденко И.М.

Все участники семинара-практикума будут проводить свою научно-исследовательскую работу в творческих лабораториях, которые будут организованы позже.

Организационная часть.

Учитель-логопед:
- А сейчас, друзья, вы пройдете обучение на факультете психологии нашего НИИ. Давайте с вами познакомимся. Я предлагаю всем встать и образовать круг.Коллеги, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки, ведь хорошее настроение сегодня - это залог нашего успеха!

1. Психологический тренинг «Давайте познакомимся» имеет своей целью: установить эмоциональный контакт между участниками, создать положительное настроение, преодолеть робость, освободиться от отрицательных эмоций, настроить группу на совместную работу.

Учитель-логопед: (вносит волшебный ларец с двумя замками и двумя ключами к ним)

Добавим к нашему замечательному настроению немного волшебства: перед нами сказочный ларец знаний с двумя замками и два ключа, попробуем открыть его. Первый замок откроется после того, как мы познакомимся поближе, итак, меня зовут Ирина, ваше имя? (участники семинара называют свои имена, после этого логопед открывает первый замок)

Второй замок откроется тогда, когда вы расскажете, зачем вы здесь? Я здесь для того, чтобы вдохновить вас на новые творческие достижения в речевой работе. А вы? (участники семинара рассказывают о цели своего визита, после этого логопед открывает второй замок)

Волшебный ларец знаний открыт, а в нем вот такой семицветик, который является эмблемой нашего семинара и представляет наш девиз !

Развиваться! Развивать!
Вдохновляться! Вдохновлять!
Творить! Любить! Хотеть все знать!
Чтоб лучшим педагогом стать!

Учитель-логопед:

А чтобы стать лучшими, необходимо творчески и качественно работать, что мы сейчас и сделаем, я предлагаю вам организовать несколько творческих лабораторий и выбрать им названия, сегодня вы все исследователи, желаю вам приятной, качественной и интересной работы (участники семинара разбиваются на группы - творческие лаборатории) .

Уважаемые коллеги, мы рады видеть вас участниками семинара-практикума, тема которого: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Итак, друзья, сейчас вы пройдете курс обучения на факультете «Развитие». И наша первая лабораторная работа называется «В стране грамоты», это блиц-опрос, который поможет определить общий уровень знаний наших участников.

Основная часть.

Факультет «Развитие»

Каждому исследователю выдается карточка блиц - опроса.

Блиц-опрос «В стране грамоты»

1. Закончи предложения, подобрав нужные слова:
1.1. Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим)
1.2. Буквы мы (что делаем?)… (видим и пишем)

2. После правильного варианта поставь + (плюс), после неправильного - (минус)

2.1 Я одеваю кукле шапку. (-)
2.2 Я одеваю куклу Наташу. (+)
2.3 Я надеваю шапку на куклу. (+)
2.4 Я надеваю кукле шапку. (+)
2.5 Я одеваю шапку на куклу Наташу. (-)

3. Определи последний звук в словах и запиши его в соответствии с правилами транскрипции:

3.1 кот…[т]
3.2 дед…[т]
3.3 конь…[н’]
3.4 столб…[п]
3.5 мышь…[ш]
3.6 лыжи…[ы]
3.7 нож…[ш]
3.8 зуб...[п]

4.Ответь на вопросы.

4.1 Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? ([ы])
4.2 Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
4.3 Какие звуки не бывают мягкими? (ш, ж, ц)
4.4 Какие буквы не обозначаются звуками? (ь, ъ)
4.5 Назови шипящие звуки (ш, ж, ш’, ч)

Учитель-логопед:

Уважаемый ученый совет! Ваша задача сегодня - наблюдать, оценивать, делать выводы. Вашей целью в данном задании является выявление общего уровня знаний аудитории.

Команда экспертов оценивает работу участников.

Методика экспертного анализа: оценка по общему количеству вопросов,
П - правильные ответы;
Ч - частично правильные ответы;
Н - неправильные ответы;

Вывод экспертов: оценка общего уровня знаний.

Учитель-логопед:

Уважаемые исследователи, предлагаю вам небольшой речевой тренинг «Волшебный мир слов».

Речевой тренинг «Волшебный мир слов»

1. Игра: «Подбери слово»

Лаборатории получают карточки со словами и опорными звуками.

Задание: необходимо выбрать слова, которые подойдут для отработки правильного произношения указанного звука (поставить +) и объяснить свой выбор.

С
Сом +
Усы +
Кисель - (мягкий звук)
Миска +
Коза - (звук [з])
Саша +
Стакан +
Коса +
Собака +
Нос +
Сила - (мягкий звук)
Пес +

З
Зоя +
Зима - (мягкий звук)
Зайка +
Коза +
Сом - (звук [с])
Арбуз - (звук в конце
слова оглушается)
Березка - (звук в
середине слова оглушается)
Зубы +
Зонт +
Пазлы +

Ш
Шапка +
Кошка +
Нож + (звук в конце
слова оглушается)
Кошелек +
Живот - (звук [ж])
Штаны +
Душ +
Паштет +
Багаж + (звук в конце
слова оглушается)

Ж
Ножницы +
Пожар +
Кожа +
Нож - (звук в конце
слова оглушается)
Живот +
Ложка - (звук в середине
слова оглушается)
Жучок +
Женя +
Стриж - (звук в конце
слова оглушается)

Б
Банка +
Боты +
Кубик - (мягкий звук)
Бабушка +
Пудра - (нет звука [б])
Столб - (звук в конце
слова оглушается)
Белый - (мягкий звук)
Рыбак +
Кабина - (мягкий звук)

Д
Бидон +
Дочка +
Дима - (мягкий звук)
Дымок +
Пруд - (звук в конце
слова оглушается)
Радио - (мягкий звук)
Борода +
Водичка - (мягкий звук)
Род - (звук в конце
слова оглушается)

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - серую тучку.

Учитель-логопед:
- А теперь, друзья, давайте поиграем в замечательные интерактивные речевые игры- активизируем нашу речь и мышление.

2. Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово- конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть слово с окошком - вагон,
Есть кислое слово - лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркийи желтый - (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий - (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории, за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - тучку.

3. Игра: «Кошка»

Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.




- Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять
кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,
отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)

Задание: подобрать существительное по ассоциации.

Исследователи складывают из пальцев фигурку - кошку.

из пальцев - ...фигурка,
из карамельки, ириски - …конфетка,
из глины, пластилина - …поделка,
из теста - …печенье,
из бумаги -…аппликация,
из плюша, резины, пластмассы -…игрушка,
из ниток -…вышивка,
из сказки -…герой.

Методика экспертной оценки:

4. Игра: «Мозговой штурм»

Задание: почему так произошло, предложить версии.

Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?

(Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину).

5. Игра: «Словарный штурм»

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия.

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет... банан.

Расскажи обо мне.

Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили).
Какой я? (желтый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный).
Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).
Что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).
Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).
Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).
С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).
Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий тучку.

6. Игра: «Многозначные слова».

Лаборатории получают карточки со словами, имеющими несколько значений.

Задание: доказать многозначность слов: труба, звезда, иголки, резинка, рама, ключ.

Многозначные слова

Ручка
Рама
Иголка
Ключ
Резинка
Труба

Звезда

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - тучку.
Критерии оценки: быстрота реакции, правильность ответов, интересные решения, оригинальный подход.

Учитель-логопед:
- Наше обучение на факультете развития закончено, и я перевожу вас на факультет «Творчество».

Факультет «Творчество»

Задание - пробник «Нарисуй стихотворение»

Существуют различные приемы, позволяющие развивать возможность ребенка успешно запоминать и воспроизводить тексты, как прозаические, так и поэтические. Во всех приемах развития памяти главное одно - использование опоры. Опора - это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем. Цель такого кодирования, соотнося слова из текста с опорой, - как можно более полно и точно воспроизвести заданный текст.

Но существует и другая цель - создание у ребенка зоны успеха, то есть уверенности в своих силах, умения успешно выполнять и такую сложную деятельность, как рассказывание. Причины того, что опора позволяет лучше запомнить текст, в следующем:
- заданная модель помогает сконцентрировать внимание ребенка на произвольном выполнении задачи воспроизведения текста, спланировать данную деятельность;
- привлечение к восприятию текста нескольких анализаторов позволяет более полно использовать возможности ребенка в запоминании;
- выбор нужного вида опоры помогает найти личностно - ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы.

1. Опорой могут служить действия, которые упомянуты в стихотворении, так называемый прием «расскажи стихи руками».

2. Опорой также может служить сюжетная картинка, являющаяся иллюстрацией стихотворения.

3. Опорой может служить мнемотаблица с изображением картинок, символов, пиктограмм, отражающих главные слова в стихотворении или тексте. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Давайте попробуем, коллеги, применить этот замечательный метод запоминания на практике.

Лаборатории получают карточки со стихотворениями.

Задание: изобразить стихотворение в рисунках, схемах, пиктограммах, символах для успешного и быстрого запоминания детьми данного стихотворения.

Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать

Ира просит: - Ёжик, ёж,
Ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под елки:
- Ниток нет - одни иголки!

На базаре ежик
Накупил сапожек.
Сапожки на ножки себе,
Поменьше немножко жене,
С пряжками сыну,
С застежками дочке
И все уложил в мешочек.

Методика экспертной оценки: анализ представленных рисунков, схем, таблиц, за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - тучку.

Критерии оценки: достаточное количество предметов, правильное расположение, доступность графических изображений.

Схема творческого подхода «Страна противоположностей»

Учитель-логопед:
- Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим познакомить вас со схемой творческого подхода к изучению противоположностей. Прежде чем знакомить детей с противоречиями, стоит поработать над самим понятием «противоположность». Необходимо иметь в виду, что для малышей с нарушениями речевого развития важно сначала действие, а уж потом его словесное выражение.

1. Нарисуй противоположность: (раскрась) веселый клоун - грустный клоун, молодое дерево - старое дерево, зима - лето, ночь - день и т. д.

2. Покажи противоположность: написать - стереть, брать - давать, здороваться - прощаться, говорить - молчать, ссориться - мириться и т. д.

3. Потрогай противоположность: мягкий - твердый, гладкий - шершавый, редкий - густой, свежий - черствый и т. д.

4. Разложи противоположности: на двух площадках контрастного цвета (черный - красный, черный - белый) дети выкладывают пары картинок, игрушек, предметов, имеющих противоположные свойства, затем объясняют свой выбор, игры с перебрасыванием мяча от педагога к ребенку и обратно.

5. Поднимись по лестнице противоположностей: для упражнения необходимо иметь вырезанную из плотной бумаги плоскую лестницу, 2 фигурки человечков и небольшой бумажный флажок. Дети, называя противоположные слова, поднимают по ступенькам лестницы своих человечков, передавая друг другу флажок за каждый ответ, наверху устанавливают посередине флаг дружбы.

6. Путешествие в сказочную страну Противоположностей может быть итогом работы. В стране живут добрые и злые герои, умные и глупые, там есть чистый ручей и грязный пруд, хмурый лес и солнечная полянка. На этом уровне дети могут решать и творческие задачи, например: как сделать лес приветливым, пруд чистым, злых героев добрыми.

Учитель-логопед:
- Друзья, переходим на факультет «Изобретательность».

Факультет «Изобретательность»

Учитель-логопед:
- Хочу познакомить вас с авторскими разработками, так называемыми «Веселыми таблицами», которые помогают развивать фонематические процессы у ребенка. Как вы думаете, в какие игры можно поиграть, имея такую таблицу?


1. Авторская разработка по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа «Веселые таблицы» - картонные плоскостные предметы с наклеенными на обратной стороне картинками на опорный звук, например: шар - [ш], корабль - [к] и т. д.
Предлагаемые игры:
«Найти общий звук»,
«Выделить голосом опорный звук»,
«Назвать картинки с опорным звуком»,
«Определить позицию звука в слове»,
«Найти предметы, в которых заданный звук стоит в заданной позиции»,
«Найти слова из 2-х,3-х слогов».

2. Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»

Учитель-логопед:
- Коллеги, одна из наиболее сложных сторон развития речи - это связная речь. Добиться того, чтобы ребенок не только свободно, но и красиво общался, непросто. Мы применяем самые различные интерактивные методы развития связной речи, один из них «Портреты времен года», который позволяет составить рассказ более полно, красочно и выразительно.

В природе и в нашей жизни есть много чего, что всегда происходит в определенной последовательности и никогда не бывает иначе. Например, смена времен года. В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет.

Вот снежная хрустальная зима.

А это прекрасная цветущая весна.

Веселое разноцветное лето.

И золотая волшебница осень.

Учитель-логопед:
- В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет. Отгадайте, где, чей портрет?

Галерея весны

Пришла весна - красна! Она сама постоянно изменяется и изменяет все вокруг. Три юных красавицы пробуждают природу, согревают землю, расцветают нежным цветом.

Весна в марте! - нежная красавица, воюет с зимой и побеждает ее. На крышах висят сосульки, уже закапали, зазвенели капели, показалось солнышко из-за туч.

Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В парке, сквере на аллеях
Уж проталины видны.

Весна в апреле! - волшебница, такая несмелая, осторожно приходит, как - будто спрашивает: «Можно?» И только тогда выпускает подснежник, зеленый росточек, молодую травку, надувает почки на деревьях, выпускает в небо легкие облачка. Небо все ярче, все голубее, солнышко все сильнее и сильнее пригревает землю. И вот уже распускают лепестки строгие бело-желтые нарциссы - детки солнышка.

Весна в мае! - самая красивая, смелая, сильная, радостная!
Солнце греет все ярче и жарче, расцветают душистые ландыши, горят алым цветом стройные тюльпаны. Разноцветные мотыльки, веселые пчелки кружат над цветами, собирают ароматный нектар. Вся природа благоухает, поет, веселиться, цветет и радуется!

Подведение итогов работы

Схематический «портрет» работы каждой творческой лаборатории.

Учитель-логопед:
- Уважаемые коллеги, вот вы и прошли курс обучения в нашем НИИ, и я предлагаю вам оценить свой курс обучения с помощью набранных оценочных символов, составьте из них картину и увидите, как вы работали сегодня.

Исследователи составляют «портрет» из набранных оценочных картинок - солнышек, тучек, цветов и по полученной картине сами оценивают свою работу.

Обратная связь.

Все участники семинара получают бумажных жаворонков, на которых предлагается написать, чем была полезна для них эта встреча, высказать свои пожелания и предложения.

Выводы ученого совета.

  • Эксперты подводят итоги работы творческих лабораторий, дают оценку знаниям, владению родным языком, проявлению творческого подхода, активности, оригинальности, быстроты реакции, оценивают смелые решения, нетрадиционные подходы.
  • Ученый совет дает оценку содержания семинара, методов проведения, работы автора.

Критерии оценки: полезность, разнообразие, практичность, инициативность, перспективы.

Оборудование: 2 стола и стулья для участников, магнитофон с записью фрагментов музыки, магнитная доска с магнитами, фишки красного и синего цвета, карточки и картинки к играм.

Ход проведения семинара

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! А вы знаете, что здороваться можно не только словами и рукопожатием, но и по другому. А как, вы сейчас узнаете. Те, у кого фишки синего цвета, приглашают на танец тех, у кого красные фишки. Становитесь в пары. Первыми движения выполняют те, у кого синие фишки, вторыми – те, у кого красные. Будьте внимательны! (звучит модель Т. Боровик «Хэй, привет!»)

Ведущий. Тему нашего сегодняшнего конкурса вы узнаете, решив кроссворд. В этом задании оценивается правильность ответа и скорость выполнения.

1 . Разминка. Задание «Скороговорки».

Будьте внимательны, наблюдательны и активны. Ведущий читает скороговорку, участники воспроизводят ее, глядя на сюжетные картинки.

Ведущий (В.). В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

2. Игровое упражнение «Почему хорошо, почему плохо».

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо), а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

Учитель-дефектолог задал объемное домашнее задание…

Учитель-дефектолог приглашает меня на консультацию…

Меня пригласили на занятие…

В. Одним из видов речевой работы является проведение упражнений на координацию речи с движением.

3. Координационно-подвижная игра «Вудэ ли аче» (модель Т.Боровик)

В. В следующем задании необходимо угадать известные детские произведения.

4. «Угадай стихотворение» (по картинкам-символам)

Каждой команде предлагается зашифрованное стихотворение. В этом конкурсе победит тот, кто не только угадает, но и выразительно его прочитает (отрывок из произведения К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и А.Барто «Наша Таня»).

В. Как Вы видите, схематизация различных текстов способствует не только лучшему восприятию стихотворного текста и его запоминанию, но и составлению описательных и сюжетных рассказов детьми.

5. «Времена года»

Необходимо зашифровать одно из предложенных времен года. Нужно нарисовать как можно больше признаков, чтобы команда соперников не только смогла угадать, какое время года изобразили, но и составила описательный рассказ по вашей схеме. Оценивается оригинальность исполнения, количество нарисованных признаков и творчески составленный рассказ.

6 . Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал…Меня сегодня удивило…Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить…и т. д.

Подведение итогов конкурса.

Баранова С.В., Криштофик Н.А.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх