Что делать, если ребенка не принимают в школу. Что делать, если ребёнка не берут в школу по месту прописки Что делать если не принимают в школу

Каждый дошкольник перед приёмом в первый класс должен сдать своеобразный «экзамен» на психосоциальную зрелость и способность к адаптации и обучению. Прохождение такой диагностики порой требует годовой подготовки. Вопросы, которые задаются детям, могут быть разнообразными: на логику, на внимательность, на восприятие окружающей среды и многое другое. Тестирование должно проводиться лишь с целью выявления интеллектуального уровня ребенка, а не являться методом отсеивания. Подчас в школах диагностические тесты составляются таким изощренным способом, что вгоняют ребенка в замешательство. То есть те логические вопросы, которые мы считаем каверзными и задаем друг другу в качестве проверки логического мышления, могут быть с легкостью заданы ребенку, который может понимать многое, но не знает, как оформить свою мысль.

Родители, стремясь с гордостью пройти такое тестирование, расспрашивают детей, прошедших такие экзамены в прошлых годах, собираются в группы и форумы, обсуждая возможные вопросы, нанимают специальных тренеров, знакомых с условиями таких экзаменов, зачастую из числа преподавателей школы, в которую определяется ребёнок, чтобы не столкнуться с тем, что его/её ребёнка не возьмутв школу из-за результатов тестирования. Тем не менее каждый родитель должен понимать и знать свои права в отношении своего ребёнка, если дело касается приёма в первый класс.

Для того чтобы пройти подобное тестирование, ребёнка следует постепенно развивать в разностороннем порядке, в виде игры, на фоне каждодневных занятий, равноценно развивая и логическое мышление, и социальную адаптивность, и способность к формулированию своей мысли, но не «натаскивая» на определенные вопросы, которые могут быть заданы в другой форме, чем ребенок их заучит.

Какие наши права, или что делать, если отказали в приёме в школу?

Родители должны понимать, что все общеобразовательные учреждения обязаны принимать детей в школу вне зависимости от готовности к ней, только при достижении шести с половиной лет. Отказ в приёме в первый класс может быть обоснован только отсутствием мест в классах, территориальным ограничением либо неподходящим возрастом. Результаты подобных тестов имеют только рекомендательный характер, не влияя на распределение детей по классам и выбор учителя. Педагогический состав просто должен ознакомиться со средним уровнем подготовленности детей, которые будут обучаться в школе. Результат тестирования, каким бы он ни был, не может стать причиной отказа на основе конкурсного отбора.

Такое положение обусловлено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 27.12.2019): в соответствии с госстандартами РФ каждому ребёнку гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования (ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Вооружившись данным законом, родитель может настоять на приёме ребенка в школу при следующих условиях:

  • Ребёнок является гражданином Российской Федерации.
  • Ему исполнилось шесть с половиной лет на дату приема в первый класс.
  • Он проживает в местности, территориально относящейся к школе в отношении учебы.

Администрация школы обеспечивает места в классах для детей, проживающих поблизости, и детей, занимавшихся в подготовительной группе при этой школе. Средний состав первого класса составляет двадцать пять человек, однако, согласно постановлению Правительства РФ N 196 от 19 марта 2001 года, при отсутствии мест и при наличии большого числа детей руководство школы вынуждено открывать новые классы.

Школа не вправе отказать в приёме при следующих условиях:

  • Вы подали заявление о приёме в первый класс на указанную дату.
  • Школа подходит вам по территориальному обозначению.
  • Ваш ребёнок достиг возраста шести лет и шести месяцев.

В случае, если вашего ребенка не хотят брать в школу без объяснения каких-либо причин, помимо результатов тестирования, не оправдавших якобы надежды преподавательского состава, вы имеете полное право потребовать у директора школы официально составленный документ с исходящим номером за подписью директора и печатью школы о том, что вашему ребенку отказывают в приёме. Такой документ выдается на руки родителям в редких случаях, так как, выдавая подобный отказ, с юридической стороны вопроса директор нарушает конституционные права ребенка на образование. В этом случае, если вас не испугают последствия в виде негативного отношения к ребёнку, которое на практике имеет место, то вашего ребенка зачисляют в школу, подобранную вами, либо обоснуют свой отказ в устном виде, вынудив вас подыскать другую школу. В случае, если ни одно условие, выставленное администрацией школы, вас не устроит, вы можете потребовать устав школы, чтобы найти в нём положения о приёме дошкольников в первый класс.

Такие действия считаются нерациональными и неоправданными в случае, если вы отдаёте ребёнка в специализированную школу. К примеру, в языковую школу, танцевальную, спортивную или другую школу с явной узкоспециализированной направленностью. В этом случае дети попадают в такие школы по отбору на основании имеющихся у них природных данных.

Влияют ли сроки подачи заявления на приём в школу?

Сроки имеют большое значение, в особенности для тех, кто не имеет возможности учиться в выбранной школе по указанным выше причинам, а именно: при отсутствии регистрации в районе, прикреплённом к школе. Администрация школы устанавливает правила приёма детей в первый класс согласно установленным положениям: в нынешнем году родители могут подавать заявление о приёме в первый класс в промежутке между 1 февраля и 30 июня. До 1 июля администрация школы вывешивает информационный список о состоянии набора в классы и количестве свободных мест. В первом случае набор осуществляется в отношении детей, проживающих на прикрепленной территории. Свободные места, оставшиеся после обработки всех заявлений, распределяются между детьми, чьи родители, проживающие в других районах, подали заявления до 1 июля о приёме в первый класс. Такие дети будут зачисляться в классы до 5 сентября. Кстати, сегодня электронный формат заявления о приеме в школу удовлетворяет поставленным требованиям.

Как защитить своего ребёнка от неправомерного обращения при тестировании?

Как советуют психологи, родители должны обязательно принимать активное, а не пассивное участие в процессе тестирования. Для прохождения теста выделяется определенное время на ребёнка, а учитывая различный темперамент, способность собраться с мыслями, способность к свободному проявлению характера, иногда выделенного времени может не хватить и ребенок причисляется к категории «непригодных». Это тяжелый удар по самооценке для чувствительных и склонных к анализу детей. Такая оценка умственным способностям ребёнка может вылиться не только в отторжение желания учиться, но и к проявлению негативного отношения к окружающим: раз я такой глупый и неадекватный, зачем мне стараться выглядеть лучше? Если родители заметят, что во время тестирования на ребёнка оказывается давление, эмоциональное или психическое, стоит сразу вмешаться и отстоять права ребёнка. Детей принимают в школу не на конкурсной основе, повторим ещё раз для усвоения. Это правовое обязательство каждой школы, а право на обучение имеет каждый ребенок.

Проверка психосоциального поведения ребенка, его способности самоутверждаться, способности выдержать учебную нагрузку выявляются во время тестирования лишь с ознакомительной целью, а не для постановки «диагноза» о пригодности или непригодности малышей. Получив список дошкольников, имеющих различные уровни грамотности и развития, педагоги и методисты попробуют составить школьную программу для первого класса с тем, чтобы максимально учесть особенности каждого ребёнка. По заключениям экспертов, дошкольник должен проходить тестирование в соответствии со своими возрастными нормативами. К примеру, все дети одного возраста должны уметь делать логические выводы в отношении своего происхождения, дифференциации существ на живых и неживых, людей и животных, понимать речь и уметь отвечать на четко поставленный вопрос. Тем не менее подобное тестирование не должно стать опорной точкой для разделения группы дошкольников на слабых и сильных.

В советское время такого тестирования не проводилось, так как школа была нацелена на обучение с нуля. В наше время от дошкольника требуют умений, которые в прошлом столетии требовались от второклассника. В соответствии с законодательством школа обязана, как образовательное учреждение, научить ребёнка и читать, и писать, и считать. Сейчас ребенок, придя в первый класс, должен знать многое и уметь писать не только печатными буквами, но и прописными, что уже нонсенс.

Как оценить способности своего ребёнка?

Для каждого родителя важно оценить способности своего ребенка: сможет ли он выдержать нагрузку без игр и сна в течение нескольких часов, умеет ли он общаться в коллективе, отвечать на вопросы учителя осознанно и по теме. Если вы считаете, что ваш ребёнок немного не справляется, наверняка лучше дать ему время повзрослеть на год и попытаться поступать в первый класс уже с желанием учиться и получать знания. Именно желание ребёнка учиться показывает его готовность к обучению.

Последние вопросы по теме: ""

Что можно сделать, если ребенка не берут в школу, ссылаясь на отсутствие мест?

Отказывают брать ребенка по прописке в школу. Говорят нет мест что можно сделать и какие права у нас есть?

Мария, г. Саратов

Если ребенка не берут в школу куда обращаться - консультация юриста

Юрист: Екатерина Киреева

сейчас online

Мария, здравствуйте! Никто не имеет права вам отказать, в противном случае это можно трактовать как «прямое нарушение ребёнка на получение бесплатного образования» (выдержка из Конституции РФ).Почему же многие школы предоставляют совершенно необоснованные причины, чтобы не брать вашего ребёнка к себе? Всё просто: подобные учебные заведения рассчитывают на взяточничество в особо крупных размерах, что, как известно, является ещё одним нарушением норм Конституции. Особенно часто подобные ситуации возникают в престижных школах, где созданы все условия для комфортного обучения (внеклассные кружки, высококвалифицированные учителя, бесплатный спорткомплекс и т. д.) Попасть в такие учебные заведения достаточно трудно, но постараться и настоять на своём всё же следует.

Еще не забудьте потребовать письменный отказ от администрации школы с пояснением в двух экземплярах. Один останется у секретаря, а второй передадут вам. Затем отправьте или отнесите данный документ в районный совет образования и уже через несколько дней вам должен будет прийти ответ. Если по каким-то причинам этого не произошло, советую обращаться в вышестоящую инстанцию – городской совет. Крайними мерами можно считать суды и прокуратуру

Куда обращаться, если не берут в первый класс школы из-за отсутствия мест?

Отказали в принятии в первый класс в школу по месту жительства из за отсутствия мест.Была прокурорская проверка, отсутствие свободных мест подтверждено.В районном отделе образования предоставляют школы не в шаговой доступности.В этой же школе учится старший сын по программе ПМПК.У нас нет возможности возить(сопровождать)детей в разные школы.Есть ли смысл подавать в суд? Будет ли положительный результат?

Юрий, г. Пермь

Если ребенка не берут в школу куда обращаться - консультация юриста

Юрист: Юрий Грибов

сейчас online

Обращаться в суд действительно нет смысла по той причине, что ещё в августе 2015 года Верховный суд России разъяснил, что

В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится

Также в решении Верховного суда говорится, что-

Если в конкретной школе отсутствуют места, продолжают в ведомстве, то местные власти в случае поступления обращения родителя обязаны рассмотреть заявление и предоставить место в другой школе.

Собственно, вам и предложили место в другой школе, хоть и не в шаговой доступности, так что нарушений закона в данном случае не усматривается

Куда можно обратиться, если 7-летнего ребенка не берут в школу?

Здравствуйте моему ребенку недают место в школе по месту жительства ссылаясь на то что нет места в министерство образования обращалась дали место в платной школе а я многодетная мать куда мне еще можно обратиться ребенку уже 7 лет

Ирина, г. Хабаровск

Если ребенка не берут в школу куда обращаться - консультация юриста

Юрист: Алексей Дякин

сейчас offline

ЗДравствуйте, Ирина


Не имеют право не брать, пишите жалобу в прокуратуру

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

www.zakonrf.info/zakon-o-prokurature/ » title=«Закон » О="" Прокуратуре="" РФ""="">Закон «О Прокуратуре РФ»


1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

С наступлением нового учебного года родители нередко сталкиваются с различного рода вопросами и проблемами, которые приходится решать. В этой статье хочется поговорить об одной из возможных проблем - вашего ребенка отказываются принять в выбранное вами учебное заведение.

Для начала хочется отметить, что за каждой школой закреплена определенная территория, на которой проживают учащиеся, и которые посещают эту школу. И, если вы проживаете на территории, к которой относится школа, отказать в приеме образовательное учреждение не имеет право ни по каким основаниям.
Но рассмотрим ситуацию, если вы выбрали учреждение, не принадлежащее вашему территориальному признаку. Причин этому может быть множество - вас не устраивает ближайшая школа по каким-либо показателям, вы хотите отдать ребенка в школу-лицей или,наоборот, в лицейной школе вашему ребенку стало тяжело учиться и вы решили перейти в обычную школу без какого-либо уклона.

Итак, вы обратились в образовательное учреждение с просьбой о приеме вашего ребенка на обучение и получили отказ. Насколько он правомерен и как следует действовать в данной ситуации?

Во-первых, вы должны знать о своем праве на выбор любого общеобразовательного учреждения и отказать вам могут лишь в случае отсутствия свободных мест, то есть при перенаполняемости классов. При отсутствии этой причины, школа обязана принять вашего ребенка на обучение.

Но, если после обращения в школу вы получили отказ и вы уверены, что он необоснованный, то вы вправе принять ряд мер, которые должны помочь в решении данного вопроса.

После того, как вам необоснованно отказали, вы можете написать заявление о приеме ребенка в школу на имя начальника отдела образования и с этим заявлением идете в учебное заведение, при этом попросите секретаря зарегистрировать ваше заявление. Далее, требуете, чтобы отказ вам оформили в письменном виде, с которым вы можете обратиться в местные органы управления образование. Также имеете право попросить дать вам ознакомиться с уставом школы, в котором перечислены правила приема учащихся, соответствующие законодательству РФ, и представители школы обязаны вам его предоставить. Думаю, любой директор, увидев вашу осведомленность в этом вопросе, задумается о дальнейшем отказе, так как понимает, что его действия неправомерны.

Хочется обратить внимание, что сейчас с такой проблемой могут столкнуться старшеклассники, которые учатся в школах-лицеях и, имея не очень высокую успеваемость, вынуждены будут уйти после 9 класса. При поступлении в другую общеобразовательную школу директор не имеет право отказать вам в приеме из-за недостаточной успеваемости. Отказ по этой причине не соответствует законодательству и все права на вашей стороне.
Конечно, ни кому не хочется начинать учебный процесс с конфликтной ситуации, но это не значит, что вы не должны знать своих прав, а школа, в свою очередь этим пользоваться.

Предоставление детям возможности получения качественного среднего образования является одной из приоритетных задач государства, но вопрос заключается в следующем: когда проходит запись в школу по месту жительства, могут ли не принять по закону? Имеет ли администрация школы законные основания, чтобы отказать ребенку в поступлении в школу в связи с отсутствием мест или по любой другой причине? Как поступать родителям с постоянной или временной пропиской в таком случае?

За каждым городским районом в зависимости от его густонаселённости закрепляется одна или несколько школ. Если лицо проживает достаточно близко к школе, то можно напрямую обратиться к администрации учреждения и узнать все интересующие вопросы. В противном случае можно зайти на сайт школы или пойти в отделение департамента образования.

Всех учеников школьного возраста распределяют до первого июля. В той ситуации, когда в определенном классе будет недобор, могут рассмотреть вариант зачисления ученика, родители которого не имеют постоянной или временной прописки.

Временная регистрация

Что делать родителям, у которых есть только временная прописка? На самом деле, временная регистрация (в первую очередь это касается таких больших городов как Москва и Санкт-Петербург) является наиболее приемлемым вариантом, поскольку:

  1. Обладатель временной прописки может без труда прописывать ребенка и в дальнейшем получить постоянную регистрацию.
  2. Временная прописка позволяет быть полноправным резидентом.
  3. Процесс получения временной регистрации не является длительным и сложным.

Отказ при приеме в школу при наличии прописки

За каждой школой органы самоуправления закрепляют детей дошкольного возраста, что прописаны на территории микрорайона, при этом нет принципиальной разницы, будет ли это постоянная или временная регистрация. Ребенок имеет все законные основания для зачисления в определенную государственную школу даже при нехватке мест. Отказ в предоставлении места можно интерпретировать как нарушение права малыша на получения бесплатного образования, которое гарантируется главным правовым документом – Конституцией Российской Федерации. Вполне возможно, что школа (особенно часто это наблюдается в столичных учебных заведениях) может также рассчитывать на принудительную «благотворительность», что является самой откровенной коррупцией.

Отсутствие регистрации

Согласно с постановлением ВСУ, которому должны следовать все общеобразовательные заведения РФ, с 2014 года школы могут принимать детей по месту проживания (подразумевается, что у них отсутствует любая регистрация). Единственным документом, необходимым для записи в школу по месту жительства, является свидетельство о рождении. Но в СМИ можно увидеть новости о том, что детей выгоняют из школы в связи с тем, что у родителей истекло время действия разрешения на временное пребывание в стране.

Нормативная база

Чтобы убедиться в том, что дети без прописки действительно имеют право на поступление в школу, достаточно обратиться к пятой статье ФЗ Российской Федерации «Об образовании» от 1992-го года, где указано, что лицу не могут отказать в образовании из-за его расы, этничности или места проживания. Подобные сведения можно увидеть в 43-й статье Конституции Российской Федерации.

Данные законодательные нормы касаются как частных, так и государственных образовательных учреждений. В Федеральном законе №310 от 2011-го года указано, что в приоритете на зачисление в школу находятся те дети, которые проживают на территории микрорайона.

Важно! Куда труднее попасть в школу лицам, не имеющим статуса гражданина Российской Федерации. В таком случае родителям нужно обратиться в Управление по вопросам образования, где выдается направление в определенное среднее учебное заведение, где есть в наличии свободные места.

Государство обязуется обеспечить ребенка правом на бесплатное получение среднего образования, если у его родителей имеет статус законных эмигрантов или беженцев, которые, например, приехали на территории Российской Федерации в связи с военным конфликтом в их стране. Но, опять-таки, главным условием является наличие свободных мест.

Процедура устройства ребенка в школу без прописки


Действия родителей в случае отказа

Что делать, когда не принимают ребенка в школу по месту жительства? Ниже рассматриваются возможные выходы из ситуации, когда руководство заведения отказывает родителям в приеме ученика.

  1. Нехватка свободных мест в школе. Данный аргумент, пожалуй, является наиболее частым. При наличии регистрации (постоянной или временной) директор школы, в которую ребенка определили по месту проживания, должен найти место в параллельном классе или же подобрать более просторный класс, где могли бы обучаться все ученики.
  2. Низкая успеваемость в школе. Признать ученика непригодным в связи с низкой успеваемость администрация не может. В таком случае нужно отправить письменный отказ в территориальный контролирующий орган, управляющий вопросами образования. При отсутствии желаемого ответа или полном игнорировании просьбы рекомендуется обращаться в вышестоящую инстанцию (к примеру, в городской совет).
  3. Длительное ожидание «вердикта». Администрация среднего учебного заведения с целью потянуть время может пообещать родителям, что место для ребенка найдется ближе к началу учебного года (то есть окончательное решение будет приниматься перед началом сентября). За это время можно уже решить поставленную проблему или подыскать другой подходящий вариант. Рекомендуется заранее ознакомиться с уставом школы, который администрация школы обязана утвердить до начала учебного года.

Здравствуйте! в соответствии с Приказом Минобрнауки от 22.01.2014 г. № 32 В приеме ребенка в образовательное учреждение может быть отказано только при отсутствии свободных мест. Вам необходимо обратиться в Департамент образования либо местное управление образования.

ПОРЯДОК
ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

...5. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования ...

Также данный вопрос регулирует ст. 67 ФЗ «Об образовании»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
5. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Также если Вы не согласны с действиями должностных лиц образовательного учреждения Вы можете подать жалобу в прокуратуру.

Удачи Вам! Всего доброго, надеюсь ответ был полезен.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх