Что должен знать дошкольник о родном городе (консультация для родителей). Консультация для родителей "ознакомление дошкольников с родным городом"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Что должен знать ребенок о родном городе?»

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где родился и живёт. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом...

Всё это, пока ребенок маленький, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит своё воображение...

Расширить круг представления о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтят российские люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, зажечь в детском сердце искорку любви к Родине. Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое способствовало бы формированию нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Пятилетняя Катя и не подозревает, что там, где она живёт, не всегда была привычная для её глаз просторная улица, зелёный сквер, многоэтажные дома с множеством красивых витрин. Теперь здесь ездят по асфальту легковые машины, автобусы... Взрослые, гуляя с ребенком, каждый раз находят объект для наблюдений. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная – дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей – бездонно тёмным, витрины магазинов – особенно нарядными. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег и весеннюю – с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую светом и осеннюю – с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде праздничной улицы. Так ребёнок с помощью близких, всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь города.

Внимание ребенка, полезно привлечь, к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, - школа, аптека, библиотека, почта, магазин, кинотеатр, парикмахерская, рассказать об их названии, подчеркнув, что всё это создано для удобства людей. Ребёнку полезно объяснить, в честь кого названы улицы, почему микрорайон, в котором, он живет, носит то или иное название. Необходимо познакомить его с памятными местами родного города.

И в этом родителям принадлежит особая роль. С помощью взрослого дошкольник постепенно усваивает следующее: у каждого человека есть родной дом и город (село, деревня), где он работает и живёт. Когда говорят москвич, красноярец и т. д., это указывает на принадлежность к тому городу, где он живёт. Ребёнок должен знать название своего города, своей улицы, в честь кого они названы, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах; знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники. Для знакомства с городом можно широко использовать экскурсии и целевые прогулки, разнообразные средства и методы. Различные наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улиц; объяснения взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребёнка; чтение художественной литературы о родном городе и событиях, сведениях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов, наборов открыток, альбомов с видами города, разучивание стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное отношение к ним. И ёще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей, любящих свой город и принимающих активное участие в его общественной жизни. Пусть ваша влюбленность в родной город, ваше деятельное участие в его судьбе послужат примером сыну, дочери.

Консультация для родителей

«Ознакомление дошкольников с родным городом»

Воспитатель: Тимофеева Г.Р.

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое «я». Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными. Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.

Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, -школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, универмаг, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это близлежащая улица, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу, почему район, в котором он живет носит название Сода, Северный или ВТС и т.п. Его знакомят с памятными местами родного город. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию.
Родной город... В каком бы городе вы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.

С какими объектами полезно знакомить старшего дошкольника?
Великолепна панорама города, железнодорожный вокзал, автовокзал. Впечатляет своим величием «Вечный огонь», памятник «Неизвестному герою», драматический театр.

Что выбрать для знакомства ребенка со Стерлитамаком? Это зависит от того, в каком районе живет семья (ведь везде есть свои достопримечательности) и, главное, от той цели, которую преследуют родители, знакомя ребенка с тем или иным объектом.
Немало интересного увидит и узнает ребенок, побывав и в центре города, и в новых районах.

Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения - подвига в годы Великой Отечественной войны. В боях за Стерлитамак воины-защитники проявили храбрость и героизм. Они погибли, защищая город. Благодарные стерлитамаковцы поставили в их честь памятники, назвали их именами улицы города.

Старших дошкольников полезно познакомить с памятниками героическим защитникам Родины на аллее Героев в парке Победы, памятниками Н.Ватутину, А.Попову и многими другими. Подытожьте: многие и многие солдаты погибли, отстаивая независимость нашей Родины, имена некоторых из них остались неизвестными. Поэтому на Соборной площади есть могила Неизвестного солдата, днем и ночью там горит Вечный огонь. Этим народ увековечил славу известных и неизвестных героев, отдавших свою жизнь за Родину, за Белгород, за нас с вами.

Для знакомства с городом широко используются экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте.

Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения, изменения в облике города, улиц; рассказ, чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов. Наборы открыток с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими. Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.

И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

Задания для совместного выполнения с родителями

    Рассказать ребенку о своем родном городе. Те, кто живет в этом городе давно, могут сравнить старые фотографии с современным видом города.

    Рассказать ребенку о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фото, иллюстрации в книгах. Вместе с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.

    Рассказать ребенку о том, что за праздник День защитника Отечества, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день. Вместе с ребенком рассмотреть фотографии, имеющие отношение к Армии. Познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям). Провести воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества; Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (брата, дедушки, дяди).

    Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний: подвиг, победа, героический поступок, ветеран.

    Закрепить знания о Государственной символике России.

Задания:

К теме «Государственный флаг России»

1. Рассмотрите с ребенком изображение флага России и ответьте на вопросы:

Какого цвета полосы на флаге России?

Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь?

Белый (ая) - …

Синий (яя)- …

Красный (ая) - …

Какое значение имеют цвета флага?

2. Попробуйте вместе с детьми вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага России?

3. Поиграйте с детьми в игру «Над – под – между»

Какая полоса в Российском флаге первая сверху? (Вторая снизу? Над синей? Под синей? Между красной и белой? и так далее).

4. Раскрасьте флаг России.

К теме «Государственный герб России»

1. Кто изображен на гербе России?

2. Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?

Ореховская Светлана Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д\сад №6"
Населённый пункт: город Ухта Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по ознакомлению детей с родным краем "Главная улица города Ухты"
Дата публикации: 18.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по ознакомлению детей с родным краем

«Главная улица города Ухты»

Цель: Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему. Обобщать и

конкретизировать знания детей о родном крае, об истории города Ухты, его достопримечательностях, о

людях прославивших наш город.

Задачи : 1. Формировать интегративные качества личности ребенка: любознательность,

активность, эмоциональную отзывчивость.

2. Воспитывать бережное отношение к родному краю, своей Родине, родному городу;

чувство гордости, стремление продолжать традиции земляков.

3. Познакомить детей с учреждениями, находящимися на проспекте Ленина.

4. Развивать речь, память, мышление. Развивать бережное отношение к городу, его

достопримечательностям.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов о родном городе. Посещение, совместно с

родителями музеев города. Экскурсия по городу, ознакомление с достопримечательностями.

Изготовление фотоальбома о городе Ухте, оформление стенда о родном городе, заучивание

стихотворений коми поэтов об Ухте.

Материалы: 1. Фотография с видами города.

2. DVDпроигрыватель.

3. Аудиозапись с песней об Ухте. («Моя Ухта» Иван Воронин).

4. План проспекта Ленина.

Ход занятия:

Ребята, сегодня в наш детский сад пришло видеопослание от жительницы города Лондона. Зовут ее

Бони. Дети смотрят видеопослание, где Бони просит рассказать детей о своем городе.

Текст письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Бони. Я живу в Англии, в городе Лондоне. В моем

городе протекает река Темза. Еще есть в нашем городе центральная улица – Авеню-стрит и имеется

площадь «Пикадилли», кинотеатр «Одеон». Я много слышала о Севере и хотела бы узнать о вашем

родном городе. Буду ждать ответного письма».

Дети, а как вы думаете, Бони будет интересно узнать о главной улице нашего города? (да)

Тогда давайте расскажем Бони о нашей северной Ухте, о главной улице города. Также составим

план этой улицы.

В какой Республике мы живем? (мы живем в республике Коми)

Как называется наш город? (наш город называется Ухта)

А как называют людей, которые в нем живут? (мы – ухтинцы)

Чтение стихотворения про Ухту:

Нашей славной истории

Мы не забудем.

По тайге и болотам

Не просто шагать.

Но пришли в этот край

Беспокойные люди,

Воздвигать новый город

И нефть добывать.

Они победили-

И стал ты такой

Нефтяников город-

Зовется Ухтой.

Сегодня у нас большой и красивый город, но не всегда он был таким. Давным- давно на месте нашего

города была непроходимая тайга с белоствольными березами с беспокойными осинами, с красавицами

елями. Кругом были мхи и лишайники, покрытые ягодами красной брусники. Но вот более 60-ти лет

назад прибыла экспедиция и остановилась на берегу реки. Руководил этой экспедицией Михаил

Константинович Сидоров.

Им было очень трудно начинать строительство. Продукты питания и все нужные материалы

перевозили на лошадях, тащили волоком до речки, а затем переплавляли на лодках. (фотография)

Жили люди в темных маленьких избушках, которые строили сами, не было электрического света и вот

через некоторое время, на этом месте появился поселок, назвали его поселок Чибью (по имени ручья,

впадающего в реку Ухту).

Город рос, развивался, строились новые дома, красивые здания, площади.

Ребята, какие площади в нашем городе вы знаете? (Комсомольская, Первомайская площади)

Какие вы знаете улицы города? (дети называют)

На какой улице стоит наш детский сад? (Наш детский сад находится на центральной улице города –

проспекте Ленина)

Чтение стихотворения о главной улице Ухты:

Я люблю свою Ухту,

Где родился и живу,

Много здесь красивых улиц-

Расскажу вам про одну.

Нет красивей улицы,

Чем Ленина проспект.

И этой главной улице,

Совсем не много лет.

Высотные дома стоят,

Культуры Дом, Газпром,

Аптеки, магазины,

И мой, конечно, дом.

Вдали от шумной улицы,

Стоит мой детский сад.

И каждый день без устали

Ходить сюда я рад.

Также на проспекте Ленина много других учреждений. Давайте назовем их. (Дети перечисляют)

В самом начале проспекта Ленина находится здание кинотеатра Юбилейный, который открыли 30

апреля 1967 года. (фотография)

В нем идет показ кинофильмов и мультфильмов для детей и взрослых.

Давайте на нашем плане улицы обозначим место, где находится кинотеатр (Воспитатель прикрепляет

фотографию на план улицы.)

Двигаемся от кинотеатра «Юбилейный» и берем направление к детскому саду. Нам встречаются

жилые дома, аптеки, магазины. Их тоже обозначим на нашем плане улицы (воспитатель располагает

на плане фотографии домов).

Большинство жилых домов на проспекте Ленина построены из кирпича, который делали на

территории ухтинского района, т.к. в то время работало четыре кирпичных завода. (фотография)

Стихотворение

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные,

Далекие и близкие,

Панельные, кирпичные,

Вроде бы обычные

Полезные, прекрасные-

Дома бывают разные.

А сейчас, ребята, мы пришли на площадь.

Как она называется? (Комсомольская площадь) (фотография)

Что находится на комсомольской площади? (детская библиотека)

(Воспитатель показывает фотографию детской библиотеки)

Детская библиотека – это дом, где живут книги для детей. Сюда приходят маленькие читатели, чтобы

познакомиться с новыми книгами.

Давайте на нашем плане улицы обозначим место, где находится детская библиотека. (Воспитатель

прикрепляет фотографию на план улицы).

На Комсомольской площади находится самое большое здание – головной офис предприятия

«ГазпромТрансГаз Ухта». Люди, которые работают здесь ведут добычу газа, осуществляют контроль

над транспортировкой газа.

(Воспитатель показывает фотографию и прикрепляет на план улицы).

Физкультминутка.

На противоположной стороне Комсомольской площади находится городской Дворец Культуры. В

котором два зрительных зала, просторное фойе, комнаты для занятий художественной

самодеятельности. Раньше он назывался Дворец Культуры и техники. (Воспитатель прикрепляет

фотографию на план улицы).

И вот мы уже подходим к детскому саду, наш детский сад стоит немного в стороне. Но он очень

красивый, маленький и уютный. Сюда каждый день спешат ребята, чтобы встретиться со своими

друзьями и воспитателями.

(Воспитатель прикрепляет фотографию на план улицы)

На проспекте Ленина также находится Центральная библиотека. Это дом для взрослых, которые

любят книги и спешат туда, чтобы узнать много нового и интересного.

И последнее здание, о котором мы расскажем Бони – это выставочный зал, который находится в

самом конце проспекта Ленина. Здесь можно увидеть и узнать об истории газовой промышленности

Севера. Перед зданием выставочного зала стоит красивый памятник «Прометеям Севера»,

посвященный работникам газовой отрасли.

(Воспитатель прикрепляет фотографию на план улицы).

Стоит ли говорить, что проспекту Ленина, важнее, чем другим улицам, быть красивей и нарядней.

Ведь на нём лежит почетная обязанность встречать гостей города и проводить праздничные

мероприятия.

Ребята, вот мы составили план проспекта Ленина. Давайте его и отправим Бони в Лондон.

Итог занятия:

Что мы хотели сделать в начале занятия?

Что у нас получилось, а что нет?

Чтобы вы хотели еще узнать о родном городе?

Что мы можем рассказать родителям.

У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где родился и живёт. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом. Расширить круг представления о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтят российские люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, зажечь в детском сердце искорку любви к Родине. Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое способствовало бы формированию нравственных чувств.

Внимание ребенка, полезно привлечь, к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, - школа, аптека, библиотека, почта, магазин, парикмахерская, рассказать об их названии, подчеркнув, что всё это создано для удобства людей. Ребёнку полезно объяснить, в честь кого названы улицы, почему микрорайон, в котором, он живет, носит то или иное название. Необходимо познакомить его с памятными местами родного города. И в этом родителям принадлежит особая роль. С помощью взрослого дошкольник постепенно усваивает следующее: у каждого человека есть родной дом и город (село, деревня), где он работает и живёт. Когда говорят павловопосадец, москвич и т. д. это указывает на принадлежность к тому городу, где он живёт. Ребёнок должен знать название своего города, своей улицы, в честь кого они названы, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах; знать отдельные достопримечательности, символы и исторические места родного города, главные улицы, архитектурные ансамбли и памятники. Для знакомства с городом можно широко использовать экскурсии и целевые прогулки, разнообразные средства и методы. Различные наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улиц; объяснения взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребёнка; чтение художественной литературы о родном городе и событиях, сведениях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов, наборов открыток, альбомов с видами города, разучивание стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное отношение.

И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей, любящих свой город и принимающих активное участие в его общественной жизни. Пусть ваша влюбленность в родной город, ваше деятельное участие в его судьбе послужат примером сыну, дочери.

Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

людмила чугунова
Что должен знать дошкольник о родном городе (консультация для родителей)

Что должен знать дошкольник о родном городе .

Консультация для родителей .

«Красота родного края … - это источник любви к Родине . Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина ».

В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы , человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе , селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края ? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам , представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить детский сад : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия , Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах , полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь ; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города , а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит , он является ее сыном, значит Россия для него – Родина .

С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей , а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «родина » , «государство» , «общество» .

Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома , улицы, детского сада, города . Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам , знать , чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители . Задача родителей – углубить чувство любви к Родине , помочь ребенку открывать Родину в том , что ему близко и дорого. Дать детям доступные исторические сведения, пополнить представления о родном городе , показав все то, что свято чтут люди.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью страны, необходимо дать им первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны.

Нашему маленькому современнику надо рассказать о том, что любой уголок нашей страны неповторим, и показать Рузаевку, не только как красивый, цветущий город с его старинным прошлым, его памятниками и новыми районами, но и показать кипучую трудовую жизнь рузаевцев.

Старшему дошкольнику полезно рассказать : Рузаевка славится тружениками – машиностроители, железнодорожники и другие специальности. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты… и наша Рузаевка не исключение. Много достижений и достоинств у нашего города . Но самое большое богатство – это его люди, добрые, трудолюбивые, целеустремленные. Немало замечательных людей принесли славу рузаевской земле. В Рузаевке живут талантливые ученые с мировым именем, педагогии врачи. Рузаевская земля дала Мордовии замечательных писателей, художников, артистов, композиторов : А. А. Гагаев, Ф. К. Андрианов, И. И. Сидельников, М. Н. Антонова, А. Н. Куликова, Л. М. Денисова, Н. Н. Митин, А. Мишин, Ю. Курина, А. Зварыкин…. Рузаевцы гордятся своим городом и приумножают его славные традиции.

Все эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей и рузаевцев . Задача взрослых – помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни города .

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине , родному городу становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудится на благо Отчизны, бережно относиться к его богатствам. Труд ребенка невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города . Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Например : жители Рузаевки постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения, уже который год участвуют в конкурсе на самый благоустроенный двор города . Значит, и он, маленький рузаевец, должен быть причастным к делам взрослых – бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения) . С этого начинается формирование у ребенка чувства гордости за родной город .

Знакомя детей с родным городом , нельзя умолчать о памяти старшего поколения – подвига рузаевцев в дни Великой Отечественной войны

Старших дошкольников полезно познакомить с памятниками героическим защитникам.

Для знакомства с городом широко используются экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым : заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте. Напомнить мальчикам, что они, как и все мужчины, должны снимать головной убор возле памятника. Важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.

Во время прогулок в лес, в поле, к реке родители учат детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Можно после прогулки предложить детям зарисовать свои впечатления.

Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов : наблюдения, изменения в облике города , улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях , связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом , но и с другими. Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение.

Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом , воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет .

И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу .

Городов больших немало ,

Взятых в мрамор и гранит,

Но Рузаевка, как мама,

И врачует и хранит.

В. Кузнецова.

Использованная литература :

1. Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Родной край » , Москва, Просвещение.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры » .

3. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом . – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

4. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников . – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.

5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003 , № 6. С. 45 – 55.

6. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста . // Дошкольная педагогика 2006 , № 6.

7. Л. П. Карпушина, О. В. Бурляева, Е. НКиркина, «Мы в Мордовии живем» Примерный региональный модуль программы дошкольного образования

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх