Деловая игра экология мое.docx - Деловая игра для воспитателей ДОУ «Экология рядом с нами. Деловая игра «Экологическая гостиная Деловая игра по экологии для студентов

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ».

заместитель заведующего

МДОБУ «ДС №11»Белоснежка»

общеразвивающего вида»

Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива ; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

На интерактивной доске высвечено:

Прежде всего, про четыре узнай

Воздух, огонь, животворная почва и влага,

Создается для смертных

(Эмпедокл. Древняя Греция)

Мероприятие проходит в красиво оформленном экологическом кабинете.

Организация игры.

Педагоги разделены на 3 команды «Ромашки», «Ручейки», «Первоцветы». Каждая команда сидит за своим столом (красный, желтый, зеленый). На столах лежат соответствующие карточки. Если команда готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри. Правильный ответ высвечивается на интерактивной доске.

Ведущий (руководитель творческой группы «Экологи») знакомит с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом.

Жюри: три опытных педагога из участников творческой группы – производят подсчёт баллов, подводят результаты деловой игры .

Оборудование: плакаты, выдержки, интерактивная доска, видеофильм «Моя планета», презентация «Ответы на вопросы», карандаши, ножницы, клей, картон, фломастеры.

Ход игры.

Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки, видеофильма «Моя планета» читает стихотворение.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Ведущий: Мы рады приветствовать в этом зале всех, кто хочет показать свои знания по теме «Экологическое воспитание в ДОУ» В состязании примут участие три команды: «Ромашки», «Ручейки», «Первоцветы».

Мало любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она стала еще краше, и богаче.

В игре нашим участникам понадобятся настойчивость, любознательность, фантазия, знание программного материала, методик, технологий, а также умение работать в команде и отстаивать свою точку зрения. Оценивать ваши ответы будет жюри (представление)

1 часть. Теоретическая.

1) Блицопрос. (Каждой команде задается по два вопроса. За правильный ответ команда получает 1балл. Правильный ответ высвечивается на экране интерактивной доски).

· Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

· Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

· Перечислите, какие комнатные цветы должны находиться в группах младшего возраста. Объясните свой выбор.

(Камелия, бальзамин , бегония, герань, т. е растения, у которых четко выражены стебель, лист. Воспитанники 2младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части - стебель, лист, цветок);

· Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

· Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

· Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников

(Наблюдение-это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.)

2). Ринг капитанов. (Каждому капитану задается один вопрос)

· Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» ­«дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле­ - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между со­бой и окружающей средой»)

· Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

· Пожалуйста, закончите предложение : «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наи­больший эффект и пользу в развитии детей….. »

(Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности : непосредственно-образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, игры).

2 часть. Практическая.

1 задание.

Дайте краткую характеристику предложенной Вам программы экологического воспитания дошкольни­ков.

(Каждая команда выбирает конверт с предложенной программой)

· Рыжова «Наш дом-природа»: - М.: Карапуз-Дидактика, 2005.;

· Николаева эколог.- М.: Мозаика-Синтез,2004;

2задание.

Попробуйте смоделировать, как элементы экологическо­го воспитания можно ввести в непосредственно-образовательную деятельность:

· по физической культуре;

· музыке;

· в занятия познавательного цикла.

3 задание.

Постройте схематически систему педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей

(Специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).

4задание.

Вам предлагаются диагностические карты знаний и уме­ний детей «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок». Расскажите, как Вы будете диагностировать следующие знания, умения и навыки детей в подготовительной к школе группе (Вытягивают конверты):

· Владение навыками экологически безопасного поведения в природе;

· стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

· умение вести наблюдения за объектами живой и нежи­вой природы;

· умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности;

· отношение детей к природе.

(используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке, во время прогулки, моделирование ситуаций выбора между оказанием помощи живому существу и более привлекательным занятием)

5 задание.

На столе лежат карточки различных цветов, на которых указаны определенные темы. Вам необходимо составить систему вопросов для бесед с детьми по выбранной теме («Дикие животные», «До­машние животные», «Времена года», «Деревья»)

(На слайде высвечивается примерный перечень вопросов.)

6 задание.

Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на 1-е место поставьте самое ак­туальное, на Ваш взгляд, положение):

·Наличие как можно большего числа видов растений и животных

·Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ра­ковины)

·Обеспечение комфортных условий для всех представи­телей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода

·Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений , отсутствие опасных видов животных, насеко­мых)

·Обеспечение для детей возможности ухаживать за расте­ниями и животными

·Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы

·Обеспечение для детей возможности экспериментиро­вать с объектами неживой природы

3часть. В споре рождается истина.

Команда «Ромашки» - выступают с позиции воспитателей, «Ручеек»- родителей, «Первоцветы» - ученые

На обсуждение выносятся вопросы:

· На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)

· Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспита­нии играет формирование у детей эмоционального отно­шения к природе? Важно ли оно для успешного усвоения детьми экологических знаний?

· Решая вопросы экологического воспитания дошкольников воспитателю достаточно ли привлекать родителей только к совместным мероприятиям?

(Работу с родителями надо строить в рамках системы «воспитатели – родители – дети - природа». Экологическое образование дошкольников надо рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленной на формирование экологической культуры всех членов семьи. Компоненты просвещения родителей: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный)

3 часть. Творческая.

Ведущий. (На фоне видеофильма). Современный человек стал жить совсем по другим законам и правилам. Поэтому везде, где бы он не появился, его сопровождает мусор, который уже не нужен не только самому человеку, но и не может быть использован никакими другими организмами. Правда, можно попробовать использовать мусор еще в каких-либо целях. Тогда мусор перестанет быть мусором и снова станет полезной вещью. Сегодня каждая из команд, используя свою выдумку и фантазию, постарается изготовить из ненужного мусора какую-либо поделку.

1 задание. «Новая жизнь ненужному мусору»

Каждая команда выбирает любой из использованных материалов и за 5минут должна создать любую запоминающуюся поделку, либо какой-нибудь яркий шедевр.

2 задание. Дефиле костюмов (домашнее задание)

Командам было дано домашнее задание - изготовить наряд из экологически чистых предметов. В течение 2 минут каждая команда представляет изготовленный костюм, описывает материалы, из которых он изготовлен.

3 задание. Музыкальный калейдоскоп.

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

4часть. Итоговая.

Ведущий. Уважаемые участники игры, пока жюри подводит итоги, предлагаю вашему вниманию презентацию «Сохраним нашу планету чистой, голубой и зеленой!»

Выступление членов жюри. Награждение

5часть. Синквейн.

Вот и подошла к концу наша деловая игра «Экологическое воспитание в ДОУ» и, прежде, чем закончить мероприятие, заполните «Синквейн». Это совсем не сложно.

Вторая строка – три глагола в третьем лице, описывающие действия мероприятия и тему.

Третья строка – это предложение, суждение, Ваше мнение по поводу мероприятия и темы.

Заключительная строка, которая состоит из одного слова – резюме сказанного в предыдущих строках, Ваше эмоциональное состояние сейчас (Например: «Ура!» или «Устала!»), существительные, глаголы, обстоятельства.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

Список литературы:

1.Белая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. и другие. Педагогические советы. - Волгоград: Учитель, 2010.Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников//Дошкольное воспитание№7- с.58-63

3., От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - М.: Мозаика - Синтез,2012.

4.. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2008.

5., Кондратьева природы и ребенок. Методика экологичесукого воспитания дошкольников.-СПб.:Детство-Пресс,2003.

6.Никишина и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007.

7.Николаева эколог: программа и условия ее реализации в детском саду - М.: Мозаика – Синтез, 2004.

8.Николаева экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей. - М.: Просвещение, 2004 Программа «Наш дом-природа»-М.: «Карапуз-Дидактика»,2005.

9.Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001.

10.Соломенкова воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации .-3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.

11.Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.


Наталья Харченко
Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов»

Деловая игра для воспитателей .

"Повышение экологической компетентности педагогов "

Цель : закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения

Организация игры :

Педагоги разделены на 2 команды. Каждая команда сидит за своим столом (желтый, зеленый) . На столах лежат соответствующие карточки. Если команда готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри.

2. Относительно новое название опытов в природе. (Экспериментирование.)

3. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи)

4. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа)

5. Какую лекарственную траву и слепой знает? (Крапива)

(Клюква)

7. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная)

Основная часть :

1. Что вы понимаете под термином экология ? Каково значение этого слова?

2. Что такое «экологическое воспитание » детей дошкольного возраста?

Педагогический процесс , направленный на формирование у детей экологической культуры .

3. Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим миром;

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;

Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром;

Цель экологического воспитания дошкольников – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним

4. Пожалуйста, закончите предложение : «Для того, чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

Достаточно занятий по экологии

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно -образовательного процесса и включаться во все виды деятельности : физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике, развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.

5. Перечислите основные задачи .

Формирование системы знаний о явлениях и предметах природы;

Формирование умений и навыков для организации экологически целесообразной деятельности;

Формирование познавательного отношения к природе;

- воспитание эстетического восприятия природы ;

- воспитание культуры поведения на природе.

6. Каковы условия, необходимые для ?

Уголок природы в группе;

Участок детского сада.

7. Что должно быть в уголке природы?

Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.

8. Что должно быть на участке детского сада?

Деревья, кустарники, цветники, огород.

9. Какие методы используются для экологического воспитания детей ?

Наглядные, практические, словесные.

10. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей .

Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, презентаций.

11. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников .

Игра ; элементарные опыты; моделирование.

12. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников .

Рассказы воспитателя и детей ; чтение художественных произведений о природе; беседы.

13. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников .

Наблюдение.

14. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию .

Занятия;

Экскурсии;

Повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы);

- экологические праздники и развлечения;

Элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте) .

Минута отдыха «Это интересно знать» .

Яблоки гораздо более эффективно бодрят людей по утрам, чем кофеин.

Зеленый чай содержит на 50% больше витамина С, чем обычный черный.

Чихнуть с открытыми глазами невозможно.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет

Кроссворд :

По горизонтали :

1. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы

2. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны

3. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички.

4. Какую лекарственную траву и слепой знает?

5. Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова.

6. Какая ягода заменяет лимон?

7. Верхняя сторона листа зеленая и холодная, нижняя – светлая, мягкая и тёплая. Что это за растение?

8. В простонародье это растение называют «бородавником» . Что это за растение?

По вертикали :

Подведение итогов.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

Седых Елена Владимировна, старший воспитатель

МБДОУ г.о. Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 28 «Цветик – семицветик»

Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического образования дошкольников.

Задачи:

Расширение представлений педагогов и родителей о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по экологическому образованию;

Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);

Развивать познавательный интерес у педагогов;

Учить использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.

Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растений и животных между собой и окружающей средой». Цель экологического воспитания в дошкольном учреждении – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.

1 Задание: (домашнее) Описание эмблемы «Узнай, о чем?» Каждая команда описывает свою эмблему таким образом, чтобы соперники могли по описанию узнать ее. Описание может дополняться музыкальным и стихотворным сопровождением. Наивысший балл получает команда, полнее и оригинальнее всего описавшая свою эмблему (задание оценивается по 5 –ти бальной шкале).

Методическая часть игры

2 Задание: «Экологический уголок»

Расставьте по значимости (с помощью цифр) приведенные ниже принципы создания экологического уголка в группе (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

Наличие объектов неживой природы (почвы, камней, раковин и т.д.);

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода;

Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых);

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

(задание оценивается по 5 –ти бальной шкале)

3 Задание: «Моделирование» Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по образовательным областям «Социализация», «Познание», «Физическая культура» (задание оценивается по 5 –ти бальной шкале)

4 Задание: «Составь вопросник» Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующий перечень вопросов:

а) назови и покажи деревья и кустарники, растущие на участке или на улице;

б) назови и покажи части деревьев;

в) назови и покажи хвойные и лиственные деревья;

г) как и откуда дерево получает питательные вещества?

д) зачем дереву ствол, ветки, листья?

е) чем дерево отличается от кустарника?

ж) какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

з) как человек помогает деревьям и кустарникам?

и) для каких обитателей живого мира дерево является их домом?

Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам «Овощи, фрукты, ягоды», «Дикие животные», «Времена года» (задание оценивается по 5 –ти бальной шкале).

Непосредственно игровая часть игры

5 Задание: «Вопрос – ответ» Какая команда наберет большее количество балов за правильные ответы (за каждый правильный ответ – 1 балл) Свою готовность к ответу команда демонстрирует зеленой карточкой. Вопросы:

1.Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно)

2.Что такое цепь питания? (это пищевые связи, которые устанавливаются в природном сообществе)

3.Что такое «кислотный дождь»? (предприятия выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества, которые растворяются влагой атмосферы, когда идет дождь, эти вещества также выпадают на землю, убивая все живое)

4.Какие приспособления помогают птице летать? (полые кости, воздушные мешки внутри тела, быстрое пищеварение и, конечно крылья)

5.Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы? (в гору, у зайца передние лапы короткие, задние длинные, а с горы он катится кубарем)

6.Сколько ног у паука? (8)

7.Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

8.В воде родится, а воды боится? (соль)

9.У кого уши на ногах? (у кузнечика)

10.Весной или летом цветет сирень? (весной, начало лета считается с отцветания сирени)

11. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

12. Невидимое живое существо (бактерия)

13. Необратимое историческое развитие живой природы (эволюция)

6 Задание: Кроссворд «Природа вокруг нас» (см. приложение) (задание оценивается по 8 –ми бальной шкале).

Вопросы для 1 –ой команды:

В землю теплую уйду, кверху колосом взойду,

В нем тогда таких, как я, будет целая семья (зерно)

2. Это лекарственное луговое растение и ценная кормовая трава, в народе его называют «кашка» (клевер)

3. Раскаленное небесное тело шарообразной формы, звезда, состоит из очень горячих (раскаленных) газов (солнце)

4. Самое высокое дерево в мире (около 100м) (эвкалипт)

5. Живой организм, живущий в лесу, не образующий цветков, семян, размножающийся спорами (гриб)

6. Низкорослое растение с очень мелкими листочками, растущее обычно в сырых местах. В жару становится белым. Может быть сухим несколько лет, но пройдет дождь … и оно опять зеленое. Во время войны его использовали вместо ваты, оно заменяло также йод (мох)

7. Самый многочисленный класс животного мира, их еще называют «шестиногими» хозяевами земли (насекомые)

8. Как называются животные, приспособленные к жизни в воде и на суше? (земноводные)

Вопросы для 2 –ой команды:

1.Санитар леса и большой труженик, переносит груз, во много раз превышающий вес собственного тела (муравей)

2.С помощью какого растения карлик Нос смог опять обратиться в мальчика? (одуванчик)

3.Лекарственное растение с сильным запахом, растет в лесу, цветет в мае – июне мелкими белоснежными цветками, собранными в красивую кисть. Плоды ядовиты. Занесено в Красную книгу (ландыш)

4.Сколько на Земле материков? (6)

5.Влаголюбивые растения зеленого, красного и бурого цвета. Им земная атмосфера обязана появлению свободного кислорода (водоросли)

6.Самое быстрорастущее растение – трава – за сутки вырастает на 1 метр (бамбук)

7.Как одним словом назвать корову, овцу, лошадь, козу, зайца, лося (травоядные)

8.Как называется большой участок охраняемого природного ландшафта, на котором запрещена вырубка, покос, разведение костров, охота и природа сохранена в первозданном виде? (заповедник)

Вопросы для 3 –ей команды:

1.Лекарственное растение, растущее по обочинам дорог, у заборов, на огородах. Свежие листья употребляют для лечения ожогов, гнойных ран и фурункулов (подорожник)

2.Как называется наука об окружающем нас мире? (экология)

3.Дерево с самым толстым стволом (12 метров) (баобаб)

4.Во впадине шляпок этого гриба часто скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду, они погибают и падают замертво возле гриба. Напишите название этого гриба (мухомор)

5.Растение, состоящее из водоросли и гриба, способно расти там, где никакое другое растение не может выжить, легко переносит сильные морозы, жару и отсутствие дождей. Однако, если в воздухе содержатся загрязняющие вещества – исчезает (лишайник)

6.Как называются животные, завершающие любую пищевую цепочку (во множественном числе) (хищники)

7.Сидячее морское животное, покрытое твердой оболочкой, прикрепленное к морскому дну. Любит тепло, питается мельчайшими рачками, захватывая их своими нежными щупальцами. Постепенно разрастаются, почти как деревья (в единственном числе) (коралл)

8.Земноводное животное, молодость свою проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самец кормится соком растений и нектаром, а вот самки – кровососы (комар)

7 Задание: Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»

По каким приметам в поведении животных и растений можно предсказать погоду? Выигрывает команда, назвавшая больше всех примет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде;

Уж на дороге греется – перед дождем;

Стрижи низко летают – дождь предвещают;

За сутки до оттепели мыши выходят из- под подстилки на снег;

Собака катается по земле, мало ест и много спит – к вьюге;

Когда цветет черемуха – всегда жди холодов;

Если к утру трава сухая – к вечеру ожидай дождя;

Цветы перед дождем пахнут сильнее;

Из березы течет много сока – к дождливому лету;

С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к хорошей погоде;

Особенно бывает холодно, когда дуб развернется.

8 Задание: «Экологические задачи» Представителям команд предлагается вытянуть по два текста с экологическими задачами, обсудить их со своей командой и ответить на вопросы задачи. По 5-ти бальной системе оценивается не только правильность ответа, но и время подготовки.

Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы»: «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу – мышей, «мышкует»)

Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)

Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000 мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т.к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)

Задача 4: На поверхности воды обитают водомерки. На длинных ногах водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром. Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много воздуха. Какое значение для водомерок имеют такие приспособления в водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром, поэтому ноги и тело не смачиваются водой).

Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но могут уходить и в глубину. Они имеют приспособления к условиям обитания – каждый глаз вертячки поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду. Какое значение для жуков – вертячек имеют их приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности, поэтому глаз поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).

9 Задание: Конкурс песен на экологическую тематику. Командам по очереди друг за другом предлагается исполнить по одному куплету из песен, отражающих нашу природу. Команда, долго выдерживающая паузу, выбывает из игры (за каждую песню – 1 балл)

10 Задание: (домашнее) Инсценировка любого литературного произведения или его фрагмента природоохранной направленности с обязательным кратким изречением, выражающим основную идею произведения экологической направленности (оценивается по 5 – бальной системе).

Подведение итогов деловой игры. Награждение победителей.

"Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы;
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс "Визитная карточка".
(представление команд)


Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

Станция "Орнитологическая"
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


Станция "Золотые россыпи помоек"
Нужно подчеркнуть правильный ответ.

I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).

Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического
образования дошкольников; способствовать приобретению ими опыта коллективной
работы.
Задачи:
­ Расширение представлений педагогов о возможных методах и приемах,
используемых в работе с детьми по экологическому образованию;
­ Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления
живой и неживой природы, растения, животные);
­ Развивать познавательный интерес у педагогов;
Вступительное слово:
Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим
направлением педагогики детства. Почему? Во­первых, экологически грамотное
поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на
планете Земля. Во­вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается
способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется
желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес
являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни,
природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями
окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения
к ним. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к
другу и к окружающей их среде.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных
способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только
не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной
отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать
природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота
души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или
мужества.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее
язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства
– в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться
пробудить в детях, прежде всего. Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за
явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А.
Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и
вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике
солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, ­ для этого надо
бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».
1 часть. Разминка.
1. Что означает термин “экология”?
2. Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашем городе?
3. В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо
заниматься с дошкольного возраста?

4. Каково влияние экологии на здоровье детей?
5. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к
природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
6. Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
7. В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать
охране природы?
8. Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ.
9. Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в
своих произведениях.
10.Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.
11.Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.
2 часть. Игра «Эти забавные животные»
Книга рекордов природы.
1. Самый длинный язык у….(хамелеона)
2. Самые умные животные … (дельфины)
3. Самое сильное обоняние у …(бабочки)
4. Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)
5. Лучше всех слышит … (сова)
6. Быстрее всех летает … (стриж)
7. Самый зоркий … (беркут)
8. Чемпионы по долгожительству … (черепахи)
9. Самые зубастые … (акулы)
10.Чемпион по глотанию… (удав)
Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.
1. Пескарь – живет в песке
2. Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый
3. Синица – поет «зинь – зинь»
4. Кулик – кричит «куик»
5. Стрекоза ­ стрекочет
6. Щегол – денди, щеголь
7. Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад
8. Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.
9. Волк – тащит добычу волоком
10.Насекомое – насечки на туловище
3 часть: «Экологический уголок»
Расставьте по значимости (с помощью цифр) приведенные ниже принципы
создания экологического уголка в группе (на первое место поставьте самое
актуальное, на Ваш взгляд положение):
растений и животных;
камней, раковин и т.д.);
представителей живой природы,
обеспечение

Ядовитых растений, отсутствие
опасных видов животных, насекомых);
­ обеспечение для детей возможности
­ обеспечение для детей возможности
природы.
4 часть. Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»
По каким приметам в поведении животных и растений можно предсказать
погоду? Выигрывает команда, назвавшая больше всех примет. За каждый правильный
ответ – 1 балл.
­ Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде;
­ Уж на дороге греется – перед дождем;
­ Стрижи низко летают – дождь предвещают;
­ За сутки до оттепели мыши выходят из­ под подстилки на снег;
­ Собака катается по земле, мало ест и много спит – к вьюге;
­ Когда цветет черемуха – всегда жди холодов;
­ Если к утру трава сухая – к вечеру ожидай дождя;
­ Цветы перед дождем пахнут сильнее;
­ Из березы течет много сока – к дождливому лету;
­ С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к хорошей
погоде;
5 часть. Решение педагогических ситуаций.
Ситуации задаются всему коллективу.


занята собственными мыслями.













узнаем ее название».


6 часть. Музыкальный калейдоскоп.
Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет
песни, в которых они присутствуют:
∙ Ромашки, лес
∙ птицы, вода
∙ береза, сопки
7 часть. Экспресс­вопросы.
Вопросы быстро задаются по очереди каждой команде, ответы должны быть
также моментальными:
1. Зачем белке длинный и пушистый хвост?
2. Какая ветка не растет на дереве?
3. Каким гребнем голову не расчешешь?
4. Может ли страус назвать себя птицей?
5. Чем заканчивается день и ночь?
6. У кого уши на ногах?
Подведение итогов игры.
От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит
многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе
должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что
любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что
можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным
слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с
родителями являемся первыми проводниками детей в природу.
Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях
приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной
деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и
привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию
ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою
очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.
Список литературы:
1.Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и
методы.­ М.: ТЦ Сфера, 2008.
2.Бушнева И. М. и другие. Педагогические советы. ­ Волгоград: Учитель,
2010.Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию
дошкольников//Дошкольное воспитание№7­ с.58­63
3.Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.От рождения до школы.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ­ М.:
Мозаика ­ Синтез,2012.

4.Горбатенко О. Ф.. Система экологического воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях. ­ Волгоград: Учитель, 2008.
5.Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика
экологичесукого воспитания дошкольников.­СПб.:Детство­Пресс,2003.
6.Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации
в детском саду ­ М.: Мозаика – Синтез, 2004.
7.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Книга
для воспитателей. ­ М.: Просвещение, 2004 Рыжова Н. А.Программа «Наш дом­
природа»­М.: «Карапуз­Дидактика»,2005.
8.Рыжова Н. А.Экологическое образование в детском саду. ­ М.: Карапуз, 2001.
9.Соломенкова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа
и методические рекомендации.­3­е изд., испр. и доп. ­ М.: Мозаика ­ Синтез, 2008.
10.Соломенкова О. А.Основные и дополнительные программы дошкольных
образовательных учреждений: метод. пособие. ­ М.: Айрис­пресс, 2007
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 31 «Теремок»
Деловая игра для воспитателей ДОУ
«Экология рядом с нами»

Подготовила и провела:
воспитатель 2 старшей группы

Лукаш Ю.П.
г. Гуково
2017 год
1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и
громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была
занята собственными мыслями.
– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины,
хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же
просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
2. Вы вышли с ребенком на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и
ветрено. «Опять погода испортилась», ­ подумаете вы. А что скажите ребенку? О чем
вы будете с ним разговаривать?
3. Прогулка по лугу дарит возможность увидеть множество полевых цветов,
порою очень редких. Вам повстречались синеглазые колокольчики. Их так много, что
луг, будто тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется
сорвать цветок, другой. Какими будут ваши действия?
4. Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с
оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну
внимательно рассмотреть ее и запомнить внешний вид: «Дома мы посмотрим в книге и
узнаем ее название».
Правильно ли поступила мама? Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы
ребенка? Чему способствовала мама постановкой такой задачи?
­ наличие как можно большего числа видов
растений и животных;

­ наличие объектов неживой природы (почвы,
камней, раковин и т.д.);
­ обеспечение комфортных условий для всех

необходимой им среды обитания и ухода;
­ безопасность (отсутствие или недоступность

животных, насекомых);
­ обеспечение для детей возможности
ухаживать за растениями и животными;
­ обеспечение для детей возможности
наблюдать за объектами живой природы;
­ обеспечение для детей возможности
экспериментировать с объектами неживой
природы.
­ наличие как можно большего числа видов
растений и животных;
­ наличие объектов неживой природы (почвы,
камней, раковин и т.д.);

­ обеспечение комфортных условий для всех
представителей живой природы, обеспечение
необходимой им среды обитания и ухода;
­ безопасность (отсутствие или недоступность
ядовитых растений, отсутствие опасных видов
животных, насекомых);
­ обеспечение для детей возможности
ухаживать за растениями и животными;
­ обеспечение для детей возможности
наблюдать за объектами живой природы;
­ обеспечение для детей возможности
экспериментировать с объектами неживой
природы.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх