Дидактические игры. Дидактическая игрушка как средство развития речи ребенка раннего возраста

2.2 Виды дидактических игр

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра не терпит принуждения, скуки.

Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, приучать детей пользоваться своими знаниями в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей, чтобы их знания не лежали мертвым грузом.

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, стоящая перед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел.

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.

Словесная игра таи в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.


Заключение

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя.


Список используемой литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2‑е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991. – 160 с.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974. – 96 с.

3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвящение, 1981. – 255 с.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвящение, 1979. – 223 с.


Понятие «дидактические игры и игрушки » для многих родителей является чем-то далеким, непонятным и сложным. А ведь такие игрушки занимают особое место в жизни и развитии ребенка , поскольку являются первым обучающим материалом малыша. Дидактические игрушки - это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос полезна ли она малышу , чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку ? Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватки, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры. Однако, дидактическая игрушка требует от родителя особенного подхода к ней. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, родителю необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Задача родителя направить детскую активность в развивающее русло. Так с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.. Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка , способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.. Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой – маленький), их качества (твердый – мягкий, легкий – тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом и соответственно им подбираются и игрушки , необходимые для решения этих задач.

0-1 год

С первых дней жизни родители покупают долгожданному чаду всевозможные мягкие игрушки , а также разнообразные погремушки и подвески, которые открывают копилку дидактических игрушек. Первые из них служат, прежде всего, для своевременного развития детей, формирования восприятия и начальных элементов мышления, различения форм, величин, цветов, материалов. Также они помогают расширить ориентировку в звуках и знакомят малыша с разнообразием окружающего мира. В первые месяцы жизни малыша у него отсутствуют целенаправленные действия, которые начинают формироваться на протяжении первого полугодия его жизни. Началом развития движения руки является схватывание. Ребенок учится держать в руке предметы и захватывать их. Развитию этой функции способствуют игры с погремушками , поэтому их выбору стоит уделить особое внимание. Погремушка должна быть достаточно легкой, с удобной для захвата ручкой. Удерживая в руке игрушку, формируются и другие действия: сжимание и разжимание, трясение. Малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, положение в пространстве, характер звучания. В 5 месяцев , при схватывании, более активными становятся пальцы. И здесь уместно использовать игрушки , направленные на развитие мелкой моторикиЭто могут быть игрушки -подвески на пружинах, которые ребенку необходимо захватить пальчиками и подтянуть к себе. В 6 месяцев ребенок не только умеет крепко держать вложенную в руку игрушку, но и брать её из любого положения. В 7-10 месяцев ребенок уже способен соотносить игровой материал с определенным местом в пространстве. Малыш вкладывает и выкладывает игрушки , снимает со стержня крупные детали, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизать их. Для развития этих способностей хорошо использовать такие игрушки как: пирамидки, стаканчики-вкладыши, матрешки. В таком возрасте лучше, если у пирамидки стержень будет толстым, а кольца – крупными. Родителям необходимо следить за тем, чтобы все игрушки могли свободно захватываться рукой ребенка . С 8-9 месяцев появляется действие манипулирования двумя предметами (ребенок способен удерживать два предмета в обеих руках и взаимодействовать ими, например, стучать кубиками друг о друга), подражание предметным действиям взрослого. Для этого возраста как раз подойдут различные коробочки, которые позволяют выполнять всевозможные действия: открывать и закрывать, вытаскивать, вкладывать и вставлять. В игровом материале предусмотрены специальные доски Сегена (деревянная пластина с вкладываемыми вырезанными контурами предметов. Например, 5 яблок разных величин – от большого к маленькому, каждому из которых нужно найти свое место). Это позволит малышу научиться соотносить размер и форму. Ближе к году ребенку можно предложить составить из частей предметы и разъединить целое на части.. Поэтому полезно использовать конструктор из хорошо знакомых детям предметов, имеющих 3 составляющие, где детали накладываются друг на друга. Например, овощи, фрукты или кухонную утварь.. Однако к выбору игрушек в этом возрасте стоит подходить не только с точки зрения обучающей функции, но и уделить особое внимание материалу, из которого они сделаны. Постарайтесь не давать малышу игрушки , красочное покрытие которых не является стойким. Материал не должен быть токсичным, чтобы избежать отравления. А также пока что лучше исключить деревянные и тряпичные игрушки . Предпочтительнее, выбирать те, что сделаны из хорошего пластика или специальной резины.

1-2 года

Со второго года жизни разнообразие дидактических игрушек значительно увеличивается. В этом возрасте малыш продолжает познавать такой неизвестный для него окружающий мир. Дети учатся производить действия, требующие относительно сложных ручных умений. Знакомятся с физическими свойствами предмета (масса, подвижность и т.п.), с количеством (один, много, мало). Занятия с дидактическими игрушками активно развивают слух, зрение, мышление, память и воображение, мелкую моторику пальцев и координированные движения рук. Формируется любознательность, устойчивый интерес доводить дело до завершения. На этом этапе сохраняются все игрушки из прошлого периода, однако увеличивается число частей, составляющих комплексную игрушку и, возможно, размер. В пирамидке число колец может доходить до 10. Нанизывая и снимая кольца разного размера сначала со взрослым, а потом и сам, ребенок поймет, что за большим кольцом следует меньшее и т.д.Можно продолжать вставлять втулочки в отверстия и вынимать их. Они могут быть одного или разного размера. Такая игрушка помимо мелкой моторики, способствуют развитию речи, если при выполнении действий с ней взрослый рассказывает сказку, побуждая малыша в дальнейшем рассказывать самому. В этом возрасте ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Например, малыш может отделить красные шарики от синих, шарики от кубиков, выбрать одинаковые по размеру втулочки. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов , которые в дальнейшем послужат ребенку в развитии других функций. Детали конструктора должны быть средней величины, так чтобы ребенок мог удержать их в ручке. Не стоит, высыпать все кубики, а лучше для начала достать 5-6 штучек. Здесь появляются элементы первой конструктивной деятельности, способствующей развитию мышления, воображения. Например, постройте с ребенком домик или башенку, он уже может ставить один кубик на другой. Также, с помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты и прокатывать внутри него шарик, сначала ручкой, а потом с помощью какого-либо удлиненного предмета (палочки). Это способствует развитию мелкой и крупной моторики, координации движения рук. Для развития этих функций также подойдут и лабиринты , сделанные из проволоки: на нее нанизаны всевозможные фигурки, которые необходимо «провести» по дорожке. В после года малышу также можно предложить так называемые «почтовые ящики» , которые представляют собой пластиковую коробку. На ее стенках вырезаны геометрические формы или контуры, и в эти отверстия дети вставляют предметы, соответствующие контуру. Сначала нужно показать самый простой «почтовый ящик» с 2-3 геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, бубны – все это музыкальные игрушки . Их назначение – способствовать развитию музыкального слуха, ритма, поэтому они должны иметь звук чистого тона. Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки , развивающие движения, например, всевозможные каталки (на устойчивых колесах и с палкой, с удобной для малыша ручкой для захвата). Заинтересуют ребенка и музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки. К концу второго года жизни можно удивить малыша разрезными картинками из двух-четырех частей. Тоже касается и кубиков. Лучше, если это будет один нарисованный предмет, персонаж, а не сюжетная картинка с мелкими изображениями героев.

2-3 года

В этом возрасте активность малыша проявляется в большей самостоятельности, в желании создавать что-то своими руками (нарисовать, сконструировать, построить), возрастает способность детей к проведению сравнения и обобщения. К третьему году все вышеперечисленные игрушки не стоит убирать от ребенка , наоборот необходимо увеличить их количество (включая новые виды, например пирамидки из объемных геометрических фигур со сквозными отверстиями). В этом возрасте можно дать малышу «шнуровки». Врезка Не стоит предлагать ребенку шнуровки с большим количеством мелких составляющих (это будет полезно к 3,5- 4 годам).. Пока же стоит ограничиться более крупными и привлекательными для восприятия предметами. Хороши также деревянные фигурки для нанизывания на шнурок. Игра в «Парные картинки», также может заинтересовать ребенка , но следует помнить, что без помощи взрослого ему будет трудно освоить их. Начинайте с картинок, где изображен один хорошо знакомый ребенку предмет. К трем годам интерес у малыша вызывает как крупная, так и мелкая мозаика. Покажите ребенку , как «строить» домик, цветочек и, начав собирать по образцу, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. В этом возрасте к прочим игрушкам можно добавить пазлы . Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Обращайте внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, сейчас достаточно одного или двух. Все фигуры должны резко выделять из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами Несколько раз собрав вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взрослого. По мере его успехов увеличивайте число элементов. Интересным для ребенка этого возраста окажется «волшебный мешочек» , с вложенными в него игрушками и формами, которые ребенку нужно распознать на ощупь, запустив ручку внутрь. В магазинах встречаются обычно мешочки с деревянными фигурками. Однако здесь главное, чтобы предмет был знаком ребенку , поэтому в мешочек сначала можно прятать любые игрушки малыша. Да и сам мешочек может быть условным, например, вложить какой-нибудь предмет в шапочку и получится тот же результат. Такая игрушка способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, образного мышления. Для развития крупной моторики подойдут такие игрушки как: «рыбалка» и «сачок». Можно организовывать семейные игры, например: «Лото», «Домино» с изображением предметов и животных, «Логические цепочки».. Это игры, в которых ребенок будет подбирать необходимые предметы по смыслу или выстраивать логическую последовательность.. Также к семейным относятся всевозможные настольные игры, например: «Кто что дает» (корова-молоко; курица-яйцо), «Где чей детеныш», «Ассоциации».

4-6 лет

К 4 годам появляется особый вид игрового материала – настольно-печатные игры. Они способствуют развитию внимания и памяти, например, такие игры как «Чего не стало», «Что изменилось». Развитию интеллекта и образного мышления («Чего не хватает»), символического мышления («Правила дорожного движения»), умению выделять существенные признаки («Времена года»). Знакомят ребенка с окружающим миром, дают представления о среде обитания животных («Мир животных и птиц»), о профессиях и многом другом.. Такие игры помогают не только сформировать логические операции (классификация и другие), но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, запомнить цифры и буквы. Кроме того, настольные игры требуют внимания, сосредоточенности, быстроты, умения ориентироваться. К 5-6 годам дети уже способны решать сложные интеллектуальные задачи. Это самое подходящее время для разнообразных конструкторов с различными креплениями, деталями. Малыш сможет придумывать и реализовывать свои замыслы самостоятельно. Будет чувствовать себя творцом, радоваться и гордиться своими успехами и эти чувства, родителям необходимо поддерживать и разделять вместе с ним. Вашему малышу уже подвластны пазлы с большим количеством деталей. Конечно, это не однодневный труд, но итог стоит затраченного времени. И не забудьте про головоломки . Это игрушки для развития ума и тренировки сообразительности. К ним относятся: викторины, цилиндрики с шариками, которые надо выстроить по цвету, «Пятнашки», «змейки», «загони шарик», знаменитый «Кубик Рубика». Подобные игры развивают интеллект, воображение, сообразительность, ловкость, упорство в решении игровых задач на основе образного и логического мышления. Их устройство часто требует от ребенка применения раннее неизвестных ему способов действия для достижения цели. Некоторые игрушки способствуют тому, чтобы дети научились решать задачи на сопоставление, удерживание в памяти необходимой информации, на опробование и выбор вариантов действий. Родители должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш – не пассивный созерцатель, а труженик, потому что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.

Втулка - деталь в виде полого цилиндра или конуса.

Что в теории дошкольной педагогики выделяют четыре основных вида игрушек: сюжетно-образные, дидактические, моторно-спортивные, . Деление это весьма условно, т.к. одни и те же игрушки можно отнести к разным видам в зависимости от признака. Так, всем известная игрушка матрёшка может быть как образной (отражает образ человека), так и дидактической (служит обучающим целям).

Согласно педагогической классификации игрушек, построенной на принципе их соотносимости с различными видами игр, дидактические (дидактика - от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению) игрушки - это особая категория игрушек, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи. Основной формой их использования является дидактическая игра.

Дидактические игрушки занимают особое место в жизни ребёнка, поскольку являются его первым обучающим материалом.

Как и сегодня, собственно дидактическая игрушка погремушка была первой игрушкой ребёнка ещё в глубокой древности. Её изобретение приписывается Архиту Тарентскому - греческому философу, математику и полководцу (400-365 гг. до н.э.).

Самые древние погремушки, найденные при раскопках, насчитывают три тысячелетия. Уже в Древнем Египте, согласно обычаю, погремушки наряду с другими игрушками (свистульки, маленькие сосуды с фигурками внутри и др.) клались рядом с умершими детьми. Древние американские племена создали разнообразные и очень декоративные формы этой игрушки, которые неоднократно находили в детских захоронениях. В Древней Греции и Риме погремушка была постоянным предметом в обиходе. Её дарили новорождённому, матери и кормилицы напевали колыбельные песни, постукивая ими. Имели они и другое назначение. От первобытных времён сохранилось поверье, что погремушки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребёнка. Много различных видов погремушек было найдено при раскопках погребённого под лавой древнеримского города Помпеи. Эпоха Возрождения и расцвет ювелирного искусства придали этим игрушкам высокохудожественные формы.

При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья археологами были обнаружены глиняные погремушки (русские побрякушки, тарахтушки), относящиеся к VI-VIII вв. н.э. Уже в X-XIII вв. при раскопках древних русских (Рязань, Тверь, Москва и др.) и белорусских (Гродно, Могилёв) городов наряду с другими глиняными игрушками были найдены погремушки, которые изготавливали в гончарных мастерских. Мастера, помимо основного своего занятия - изготовления посуды, находили время и возможность делать игрушки. В летописях, относящихся к XII в., содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет же этих промыслов относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. В них ярко проявилась народная мудрость, забота о том, чтобы порадовать, повеселить ребёнка и в то же время чему-нибудь его научить, развить. Очевидно, что материнская любовь всегда стремилась найти, чем порадовать дитя.

Развивающий, воспитательный, обучающий потенциал дидактической игрушки издавна привлекал внимание и высоко оценивался учёными. Многие научные и практические работники по дошкольному образованию (Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева и др.) внесли огромный вклад в разработку теории дидактических игр. Дошкольная педагогика располагает огромным багажом дидактических игр и материалов, специально созданных для познавательного развития детей дошкольного возраста, разработаны целые системы, которые модифицируются и используются для развития современных детей.

В дидактической системе средств, связанных с обучением ребёнка, игрушка занимает почётное место. Её предметное содержание понятно, близко и знакомо маленькому ребёнку. Особенно ценно то, что в жизненном предметном содержании дидактической игрушки ясно и отчётливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребёнка. Этим она отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.

В общей классификации игрушек дидактические  - одна из самых многочисленных групп. Разнообразие игрушек данного вида, их воспитательно-образовательное значение, огромное влияние, которое они оказывают на развитие ребёнка, позволяют выделить его шесть основных категорий:

Собственно-дидактические (автодидактические) игрушки;

Дидактические игры (игровые наборы с правилами);

Компьютерные игры;

Конструкторы и строительные наборы;

Музыкальные игрушки.

По степени проявления ребёнком самостоятельности при их использовании (А.Н. Давидчук) можно объединить в две группы:

Конструкторы и строительные наборы, сборно-разборные сюжетно-дидактические игрушки;

Собственно-дидактические игрушки; дидактические игры (игровые наборы с правилами); компьютерные игры; развивающие игры и ; музыкальные игрушки.

Дидактические игрушки первой группы открывают детям максимум возможностей для самостоятельной активной деятельности, которая носит инициативный, творческий характер. Они позволяют им свободно экспериментировать и добиваться результатов. При этом ребёнок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата. Его свобода ограничивается лишь возрастными возможностями, а также опытом.

Дидактические игрушки второй группы рассматриваются как специально созданные для развития у детей определённых способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребёнок должен получить при овладении определённым способом действий. Свобода деятельности с этими игрушками ограничена заложенными в них конкретными способами действий, которыми ребёнок должен овладеть самостоятельно или при помощи взрослого.

Дидактические игрушки вызывают огромный интерес у детей, так как позволяют им активно действовать и получать разнообразные результаты.

Заложенный в них общий принцип деятельности открывает широкие возможности для решения важнейших дидактических задач: развитие сенсорики и мелкой моторики, умения действовать с предметами; знакомство со свойствами и назначением предметов; обогащение и уточнение знаний и представлений об окружающем мире, о количественных и пространственных отношениях в нём; развитие психических процессов (память, внимание, мышление и др.) и мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация и др.); развитие речи и умения применять чёткую и точную терминологию и т.д.

Однако было бы неправильно сводить значение дидактических игрушек только к решению обучающих задач, поскольку образовательный элемент в них гармонично сочетается с занимательностью, эмоциональностью, а игровой замысел - с непринуждённостью выполнения.

Дидактические игрушки способствуют нравственному воспитанию детей. Так, настольно-печатная игра «Хорошо и плохо» помогает детям разбираться в хороших и плохих поступках; в игре «Чем можем - поможем» показано, как дети могут помогать в труде взрослым и т.п.

Значительная часть игровых наборов с правилами рассчитана на коллективное использование, выполнение условий, требующих от детей определённых волевых усилий, умения согласовывать свои действия и интересы с действиями и интересами других участников игры (например, дожидаться своего хода, честно выполнять установленные запрещающие и разрешающие моменты правил).

Индивидуальные игры с дидактическими игрушками способствуют воспитанию таких положительных черт личности ребёнка, как настойчивость, терпение, выдержка, воля.

Дидактические игрушки оказывают большое влияние на эстетическое воспитание детей.

В ряде игр от них требуется проявить своё отношение к прекрасному. Так, в играх с мозаикой перед ребёнком ставится задача - выложить красивый узор. Это даёт ему возможность упражняться в подборе форм, ритмичном сочетании цветов, составлении декоративных узоров и т.д.

Большое эстетическое воздействие на детей оказывают и народные дидактические игрушки: они отличаются эмоциональностью, простотой, лаконичностью форм, ярким жизнерадостным цветом, гармоничным сочетанием форм и цвета в общей композиции. Такие игрушки способствуют формированию эстетической отзывчивости как при восприятии игрушки, так и в процессе игры с нею. Чувство прекрасного и восприимчивость раньше всего, пожалуй, пробуждаются у ребёнка именно благодаря игрушке.

В целях эффективного использования дидактических игрушек в обучающих целях необходим их правильный подбор в соответствии с основными принципами:

Учёт возрастных психологических особенностей детей

Ориентация педагога на этот принцип позволит отобрать именно те дидактические игрушки, которые будут наиболее эффективно использоваться для решения обучающих задач с детьми конкретного возраста. Исследования показывают, что дети разного возраста по-разному реагируют на цвет, форму, величину и динамические свойства игрушек. Так, в раннем возрасте они отличаются повышенной эмоциональной восприимчивостью, неустойчивостью внимания и некритичностью мышления. В повседневной жизни цвет предметов не имеет для них особого значения, однако они прекрасно воспринимают многие цвета и особым образом реагируют на всё яркое, по выражению К.Д. Ушинского «мыслят звуками, красками». Для детей раннего возраста нужны простые по содержанию, форме и конструкции игрушки, окрашенные как в основные цвета спектра, так и другие, в т.ч. нереалистичные. По размеру дидактические игрушки могут быть мелкие и средних размеров.

Подбирая же их для старших дошкольников, следует обратить внимание на разнообразие оттенков окраски, наличие смешанных цветов, детализированной росписи и орнаментального оформления. Детям этого возраста понадобятся игрушки более сложной конструкции и содержания, разного размера.

Наиболее ценными являются дидактические игрушки, которые не только отвечают общим психолого-педагогическим требованиям, предъявляемым ко всем видам игрушек, но и обладают некоторыми качествами, в большей степени им присущими:

Дидактическими свойствами (несут в себе способы обучения ребёнка различным действиям, умениям и навыкам);

Возможностью удовлетворить стремление детей к активной деятельности, что достигается за счёт динамичности игрушки (возможность разобрать и собрать разборные игрушки, разрезные картинки, мозаику и т.п.);

Способностью вызывать интерес и возбуждать любознательность ребёнка;

Возможностью самоконтроля - ценным качеством, которое позволяет детям действовать с игрушкой самостоятельно (самому проверить правильность своих действий и исправить ошибки);

Открытостью для разнообразных действий (допускаются усложнения или упрощения поставленных задач, вариативность, новые комбинации);

Художественностью, которая достигается пропорциональностью и правильностью форм, цветовой насыщенностью, неразрывной связью формы и цвета.

Использование обучающих игрушек в дидактических играх принесёт наибольшую пользу при условии соблюдения важнейших принципов обучения: научности, доступности, систематичности, постепенности, последовательности. Уже само название принципов является лаконичной характеристикой их сути. Их соблюдение предоставит педагогу возможность в играх с дидактической игрушкой направлять действия ребёнка соответственно поставленным задачам.

Многообразие дидактических игрушек, их огромная значимость в развитии ребёнка позволяют помимо игровой деятельности широко и разнообразно применять их и в других направлениях педагогического процесса: как своеобразный метод или приём обучения на занятиях; как средство для закрепления полученных знаний, повторения, упражнения; как произведение декоративно-прикладного искусства для знакомства детей с народным искусством, его видами; как эталон для развития творчества и творческой активности на занятиях по рисованию и лепке; как декоративный элемент в интерьере дошкольного учреждения и т.д.

ВИДЫ ИГРУШЕК .

Классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр (хотя это разделение достаточ­но условное, например, мобиле можно отнести как к дидактическим, так и к двигательным игрушкам):

дидактические игрушки (мобили, матрешки, пирамиды, разноцветные ша­ры, бочонки, мозаики, пазл, конструк­торы, настольные и печатные игры и др.),
в том числе звучащие и музыкальные иг­рушки (бубны, ксилофоны и др.), сюжетные или образные игрушки (кук­лы, фигурки животных и т. д.), в том числе театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения), динамические или двигательные (ка­талки, машинки, юла и т. д.), в том числе игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, кегли и др.), игрушки-самоделки (делаются роди­телями или детьми), игрушки - забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков). В дополнение к игрушкам создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самоле­тов и т. д.

Дидактические игрушки - это иг­рушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, логического и пространственного мышления, мел­кой моторики рук, зрения, музыкаль­ного слуха, творческого воображения. Дидактические игрушки способствуют усидчивости и терпению. Отавное прави­ло в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует вы­кладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше че­редовать игрушки каждые 10 - 15 ми­нут, для того чтобы интерес к игре не пропадал. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Музыкальная карусель (или мобиль) развивает зрение, слух, умение следить за движением предметов по кругу" и координацию движений. Выбирая карусель, учитывайте, что малыш смотрит на фигурки снизу. Поэтому обратите внимание, как расположены игрушки. Малыш, лежащий на спине, должен видеть каждую фигурку целиком, а не ее нижнюю часть. Глядя на игрушку, малыш учится сосредоточивать взгляд на «ярком пятне». Одна из первых игрушек в жизни малыша - это, конечно, погремушка. Она знакомит младенца с формой, цветом и звуком, тренирует общую координацию и отдельные движения рук. Ятя развития тактильных ощущений идеальны погремушки, состоящие из частей с разными на ощупь поверхностями: мягкой, твердой шершавой и т. д. Подбирать погремушки лучше с разным шумовым эффектом (например, с колокольчиками, с бубенцами). Достаточно распространены сейчас и мягкие погремушки - игрушки с бубенчиком внутри, сшитые из синтетических тканей, гладких или с коротким ворсом, прочных и безопасных для ребенка. Они могут быть набиты мягким однородным материалом, маленькими гранулами, внутри них может прощупываться какой-либо предмет правильной геометрической формы (цилиндр шарик и т. п.). Среди мягких погремушек можно выделить ножную погремушку - сшитый в виде игрушки яркий браслет или носочки с бубенчиком внутри. Надетая на ножку ребенка погремушка привлекает его внимание к познанию своего тела, учит управлять им.

Очень нравятся детям развивающие коврики с дугами и без. На дуги фиксируются подвесные игрушки, сам коврик сшит из мягких материалов, обеспечивая комфорт и безопасность ребенку. Материалы, из которых сделаны предметы комплекса, разнообразны по фактуре. Прикосновения к различным поверхностям будут способствовать так­тильной тренировке ребенка. Забавные пищалки, музыкальная функция, игруш­ки, загорающиеся при проигрывании мелодий, введут малыша в мир звуков, заложат интерес к музыке, разовьют гармоничное восприятие, слух и чувство ритма. Это первый игровой центр крохи, позволяющий ему ознакомиться с но­выми ощущениями, звуками, цветовой палитрой.

Основные виды развивающих ковриков : складной коврик, в комплекте к ко­торому имеется специальная сумка для его хранения, коврик с устанавливаемыми над ним дугами, где фиксируются различного рода игрушки, коврик-сиденье в коляску, музыкальный развивающий коврик, коврик в форме треугольника, круга и т. п., надувной развивающий коврик.

Выбирая коврик для малыша, об­ратите внимание на рекомендацию по возрасту ребенка. Некоторые моде­ли подходят детям с самого рождения. Другие же приспособлены для малышей от 3 месяцев и старше. Коврик должен быть достаточно большой, чтобы совсем маленький ребенок мог на нем ком­фортно лежать, у коврика для малышей 6 - 8 месяцев должно быть достаточно места для сидения.

Можно сделать развивающий коврик самостоятельно. Вот уж где может развер­нуться ваша фантазия! На таком коврике найдется место и шнуровке, и пуговицам, и кармашкам, которые можно расстегивать и застегивать, и маленьким игрушкам, и аппликациям на липучке, и предметам для счета, и первым буквам и многое дру­гое. Коврик может быть сюжетный, когда за основу берется одна какая-то тема (на­пример, времена года, животные, природа и т. п.) или разноплановый, состоящий из несвязанных между собой элементов.

Пирамидки - одна из самых любимых детских игрушек.

Они бывают пласт­массовыми и деревянными, с кольцами и квадратными пластинами. У некоторых даже кольца разбираются на части, как пазлы. Но результат один - ребенок собирает нечто разрозненное в единое целое. И пусть вам не кажется это смеш­ным - у малыша даже в столь нежном возрасте повышается уровень самооцен­ки. Кроме того, игры в пирамидки раз­вивают у ребенка логическое мышление, внимание и мелкую моторику, позволяют познакомиться с различными цветами, в которые так ярко окрашены элементы.

Очень полезное занятие - конструиро­вание. Оно способствует развитию мотори­ки, формируют образное и пространствен­ное мышление, тренирует воображение и развивает творческие способности. Кро­ме того, в процессе игры воспитываются такие качества, как умение ставить цель, планировать работу, подбирать необходи­мые элементы конструктора.

Конструкторы развивают восприятие симметрии, красоты и гармонии. Они бывают: пластиковые, деревянные, метал­лические, керамические, бумажные, маг­нитные, электромеханические, текстиль­ные и т. д. Сейчас в продаже появились тематические конструкторы («Зоопарк», «Домашние животные» и т. д.). Такие игры открывают богатые возможности для сю­жетной игры.

При выборе конструктора ориентируй­тесь, прежде всего, на возраст ребенка. Детям до 3 лет нужен конструктор с про­стыми большими деталями, удобными для детской руки. Сложные наборы ему пока не нужны. Если конструктор окажется слишком сложным, малыш может надолго потерять интерес к такому виду игры.

Для детей до 3 лет самыми распростра­ненными являются пластмассовые конс­трукторы . Они производятся из пластмас­сы, которая не разбивается на осколки, а также не содержит вредных для здоровья веществ. В основном все наборы и все детали таких конструкторов совместимы между собой. Детали отличаются разнооб­разием и яркостью цветов.

Деревянные конструкторы приятно де­ржать в руках, потому что они всегда теп­лые на ощупь, а шероховатая поверхность развивает тактильную чувствительность.

В последнее время все более популяр­ными становятся мягкие конструкторы (например, кубики из ткани). Они не содержат острых граней, по сути, явля­ются мягкой игрушкой.

Для развития творчества, фантазии, воображения как нельзя лучше подойдут ковролиновые конструкторы. К ковролиновой основе с помощью «липучек» крепятся детали конструктора. Детали также можно соединять между собой.

Магнитный конструктор развивает пространственное воображение ре­бенка, позволяет создавать трехмер­ные конструкции. К тому же детали соединяются и разъединяются без лиш­них усилий. Маленьким исследователям нравится, что магнитные элементы прилипают ко всему металлическому в доме.

После года малышу также можно предложить так называемые логические кубики, которые представляют собой пластиковую коробку (часто в форме животных), на стенках которой выреза­ны фигуры (например, геометрические), и в эти отверстия малыши вставляют предметы, соответствующие контуру.

Игры - шнуровки

Игры - шнуровки - очень полезные развивающие игрушки для детей. Они представляют собой оригинально выпол­ненные изображения с отверстиями, в ко­торые надо продеть шнурок или закрепить им отдельно взятые детали. Малыши с ув­лечением просовывают шнурки в дыроч­ки, завязывают узелки, а те, кто помладше их просто «запутывают» и «распутывают», прикрепляют одну деталь к другой и дела­ют это с большим удовольствием.

Шнуровки могут быть выполнены из мягкого материала, а также фанеры или прессованного картона. В самых простых играх детям предлагают просто продеть шнурки, аккуратно вытаскивая их кончи­ки. В более сложных - к основному изоб­ражению прошнуровывают отдельные детали, например элементы одежды или дополнительные части (к домику - двери и окна, к дереву - яблоки и груши и т. д.

Вкладыши

Детям с полутора лет можно предла­гать вкладыши. Вкладыши - это неболь­шие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются натри вида: вкладыши в рамку, вкладыши в ос­нование и вкладыши один в другой. Та­кие занятия развивают руку и глазомер. Играя с вкладышами, можно обратить внимание ребенка на цвета, посчитать изображения, придумать рассказ о пер­сонажах, изображенных на вкладышах. Такие игры хорошо развивают память.

Вкладыши в рамку могут быть сделаны из мягкого материала, дерева, фанеры или прессованного картона. Смысл за­ключается в том, что малыш вынимает из планшета изображение, вырезанное в нем, а потом вынутую летать он должен поместить обратно, что является не­простой задачей, так как важно правиль­но подобрать вкладыш к рамке, точно его повернуть и вставить. Рамки-вкладыши из мягкого материала пробиты насквозь, фанерные игры имеют подложку, на ко­торой иногда помешают изображение, подсказывающее ребенку, какую деталь надо вставлять. Вкладыши в рамки можно использовать при рисовании как трафареты, малыш может их обводить, а потом разукрашивать. Те, которые вы­полнены из мягкого материала, можно брать с собой в ванну. Впитав воду, они легко прилипают к поверхности кафеля, что позволяет крохе создавать целые кар­тины на стенах, не пачкая их.

Вкладыши в основание - это набор предметов определенной формы (ци­линдрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставке или надевать на специальные штыри.

Вкладыши один в другой - это и тра­диционная русская матрешка, и множе­ство других подобных игрушек. Коли­чество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется от двух-трех до десяти.

Пазлы

В этом возрасте можно приобрести пазлы. Отличие между рамками-вкла­дышами и пазлами заключается в том, что в пазлах все изображение поделено на фрагменты (собрать его сложнее), а в рамках- вкладышах отдельные эле­менты картинки вставляются в соот­ветствующие окошки. Собирая разрез­ную картинку, малыш учится логически мыслить, тренирует воображение, пространственное восприятие, память. Для того чтобы картинка получилась, ребенку необходимо научиться перево­рачивать изображение в уме, различать элементы по цвету, размеру, форме. Не менее важны и усидчивость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца. К тому же развиваются мелкая моторика, координация движений.

Начинайте с небольшого количест­ва элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Лучше, если они будут выкла­дываться в рамке-планшете. Обратите внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предме­тов, сначала достаточно одного или двух. Все фигуры должны резко выделяться из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами. Картинка должна нравиться ребенку. Было бы здорово отправиться за покупкой пазлов вместе с малышом, чтобы он сам смог выбрать понравившийся рисунок. Несколько раз, собрав пазл вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без вашей помощи. По мере его успехов увеличивайте число элементов.

Разрезные картинки

Разрезные картинки представляют собой картинки, разрезанные в большинстве случаев по прямым линиям. Начинайте с самых простых разрезных картинок, где изображен один крупный предмет и поделен на две части. Целью этой игры для самых маленький является усвоение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости, В процессе игры идет активное развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия. Вначале соберите картинку сами, расскажите и опишите, что на ней изображено. Разрезные картинки вы можете сделать и самостоятельно. Однако при этом (и при покупке в магазине) вам необходимо обратить внимание на то, что предмет, изображенный на картинках, должен быть знаком ребенку.

Мозаика

После двух лет интерес у малыша вызывает мозаика. Можно показать ребенку, как «построить» домик, выложить цветочек и т. п. Важно, чтобы, собирая мозаику, малыш не только учился логически мыслить, познавать цвета и формы предметов, но и получал положительные эмоции после окончания своей работы. Ведь для малыша в этом возрасте очень важно сразу видеть результат.

Мозаики бывают пластмассовые, магнитные, мягкие и термомозаики.

В настоящее время в продаже появились обучающие настольные игры для детей до трех лет. В первую очередь, это тематические игры на развитие представлений малыша об окружающем мире («Времена года», «Животные и их детеныши», «Фрукты и овощи», «Кто, где живет?» и т. д.). Свойствах предметов и их пространственном расположении («Большой и маленький», «Цвета, формы, размеры» и т. д.), мышления и логики («Ассоциации» и т. д.). Развитие памяти и концентрации внимания («Парные картинки», «Найди отличия», «Съедобное и несъедобное» и т. д.), эмоциональное развитие («Что такое хорошо. Что такое плохо»). Дети очень любят играть в лото и домино. Для маленьких детей, которые еще не умеют читать и считать, подойдут игры с изображением животных, растений, геометрических фигур или предметов нашего быта (естественно, малыш уже должен иметь представление об этих предметах). Эти игры развивают речь, сенсомоторику знакомят ребенка с окружающим миром, обучают математике и логике, а также способствуют развитию внимания, усидчивости и ассоциативного мышления. Деревянное домино - это не только настольная игра, но и прекрасный строительный материал.

Купить дидактические игрушки Вы всегда сможете

Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста

дипломная работа

2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей

В начале второго года жизни, когда дети свободно передвигаются, они активнее, чем раньше, приобретают действенные представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего, игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Они нужны для успешного развития детей, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, а так же способствовали обогащению активного и пассивного словаря.

Игрушка - неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность ее содержанию, дают возможность ребенку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Так же она помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности.

Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.

Цель дидактических игрушек - передача детям разных знаний; развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.

Однако дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

Аппликация из ткани в дошкольном образовательном учреждении

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил...

Влияние IT технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству

Дошкольное детство - время активного вхождения ребенка в широкий мир. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный, непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный...

Влияние гимнастики Стрельниковой А.Н. на формирование правильного дыхания детей старшего дошкольного возраста

Наука о дыхании - это наука о жизни. Из всех научных дисциплин и тайных знаний она считается самой важной и наиболее трудной для достижения. Чтобы в совершенстве овладеть наукой о дыхании, человеку надо не только обладать определенными знаниями...

Дидактические игры в детском саду

Игра -- один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность...

Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследо-вателей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В то время...

Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности...

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой»...

Коррекция зрительных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках рисования

Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта...

Музыкальные развлечения, основанные на народных традициях как форма организации музыкально-художественной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Фольклор. Всё чаше это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творчески подъём...

Обучение детей сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования

Особенности развития произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр

Как уже говорилось выше, дидактические игры имеют большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они оказывают влияние на умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание детей дошкольного возраста...

Развитие количественных представлений у детей 5-ти лет

Что же дает ребенку художественная литература, в части сказка? Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам...

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, раскрыть ее природу. В иностранной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры...

Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста

Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков...

Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Основное значение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух...

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх