Должен ли ребенок плакать. Не плачь мой родной, все пройдет! Восприятие мира у детей формируется через родителей

И всё же как понять, почему плачет грудной ребёнок? Может быть, он немного приболел? Проголодался? Его мучают колики? Вариантов потенциальных негативных факторов множество, осталось только понять истинную причину и найти действенное «лекарство».

Но именно с установлением истинного виновника и возникают проблемы, поскольку неопытные родители только учатся понимать своего малыша. Однако понять, о чём говорит детский плач, можно, если внимательно отслеживать реакции крохотного человечка.

Немного о детском плаче

Крики новорождённого ребёнка – это первый звуковой сигнал после появления на свет. Малыш таким способом противостоит разлуке с матерью, протестует против перемены среды обитания и заявляет всему миру о своём рождении.

Такие реакции можно встретить у многих млекопитающих, особенно у детёнышей обезьян. Раньше вообще по первым крикам новорождённого судили об его жизнеспособности. Если малыш кричит громко, значит, здоров, если же кричит слабо и вяло, следовательно, имеются какие-то нарушения.

Обычно плачет новорождённый ребёнок довольно часто, и если поначалу родители не понимают источник криков, то затем начинают различать разные причины по длительности, частоте, интенсивности, громкости и прочим характеристикам плача.

Не стоит реагировать на плач малыша, как на катастрофическое явление. Напротив, необходимо каждый раз прислушиваться к ребёнку, стараясь определить источник беспокойства и исключить его.

Причины плача новорождённого многогранны и могут заключаться в следующих особенностях и факторах:

  • колики и неприятные ощущения в животике;
  • чувство голода;
  • мокрые пелёнки;
  • низкая или в помещении;
  • желание спать;
  • скука;
  • дискомфорт в кроватке;
  • страх;
  • проблемы со здоровьем.

И это всего лишь некоторые из возможных причин для детского недовольства. Научившись понимать, почему ребёнок кричит в течение дня, родители смогут оперативно решать возникающие проблемы или обращаться к медикам, если ситуация действительно серьёзная.

Рассмотрим основные причины плача маленького ребёнка более подробно.

Если поинтересоваться у опытного педиатра, почему плачет новорождённый, то в большинстве случаев ответ будет приблизительно таким: малыш проголодался.

Желудочек появившегося на свет ребёнка очень мал, поэтому грудничков кормят часто, но небольшим количеством молока или смеси. Но поскольку лактация только налаживается, в одно из кормлений кроха может получить меньший объём пищи, о чём и сигнализирует плачем.

Если новорождённый ребёнок сильно плачет, маме, прежде всего, нужно проверить, хочет ли он «трапезничать». Для этого сгибают мизинчик и прикасаются им к уголку детского рта. Если малыш поворачивает головку в сторону раздражителя и открывает рот, значит, плач был спровоцирован голодом.

Маме остаётся приложить ребёнка к груди для кормления или предложить бутылочку со свежеприготовленной смесью. Обычно сразу после получения заветного питания крики начинают затихать, а громкий плач сменяется тихими всхлипываниями, которые постепенно пропадают.

«Голодный» плач отличается громкостью, протяжностью, интенсивностью, малыш как будто захлёбывается. Если ребёнок только недавно проголодался, то крики будут призывными.

Если ребёнок плачет постоянно, нужно отследить динамику набора килограммов и объём молочка у мамы. Весьма вероятно, что кроха не может наесться и эта ситуация требует увеличения количества молока или .

Лучше всего проконсультироваться со специалистом.

Ребёнок-искусственник, кстати, может плакать не от недостатка пищи, а от жажды. Матери, особенно в жаркую погоду, необходимо держать возле себя бутылочку с чистой питьевой водичкой.

Проблемы вскармливания

Если новорождённый капризничает и плачет непосредственно во время приёма пищи или после него, можно сделать вывод о существовании определённых проблем, которые препятствуют нормальному кормлению. Вот только некоторые из них:

  1. Заложен нос. Ребёнок может приступить к сосанию молока или смеси, но потом отмахивается от груди или бутылочки. При этом слышно похрапывание или сопение носа. При насморке и заложенности прочищают носик аспиратором, промывают физраствором и закапывают средство, рекомендованное доктором.
  2. Ребёнок поперхнулся. Если детский плач во время кормления короткий и больше не повторяется, а малыш откашливается, то наверняка он просто проглотил много молочка. Достаточно немножко подождать, а затем возобновить кормление.
  3. Воспаление уха. Если по всем признакам ребёнок голоден, но при первых же глотках оставляет грудь и начинает громко кричать, возможно, у него отит. В этом случае глотание только усиливает неприятные ощущения. Нужно обратиться к врачу, которые выпишет назальные и ушные капли.
  4. Молочница. При поражении ротовой полости грибком из рода Кандида у ребёнка появляется белёсый налёт, а при попадании молочка на язык возникает жжение. Чтобы малыш не плакал и не отказывался от пищи, следует посетить врача, который порекомендует правильный метод лечения.
  5. Неприятный привкус от молока. Если голодный ребёнок отворачивается от источника пищи и продолжает плакать, возможно, ему не по нраву привкус молочка. Меняет показатели молока употребление ароматизированных продуктов: специй, острых приправ, чесночного соуса или лука. Их следует избегать при ГВ.
  6. Попадание воздуха в пищеварительный тракт. Если сразу после приёма пищи малыш начинает хныкать и подтягивать ноги к животику, может быть, он проглотил много воздуха. Достаточно поставить кроху «солдатиком», чтобы вышел лишний кислород.

Если новорождённый постоянно плачет при кормлении, нужно обратиться к специалисту, чтобы исключить серьёзные проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Частая причина плача новорождённого ребёнка – колики, являющиеся спастическими реакциями, локализованными в животике. Обусловливает их возникновение несовершенство детской пищеварительной системы, проявляющееся растягиванием кишечных стенок газовыми пузырями.

Детский плач в таком случае громкий, пронзительный, причём может продолжаться длительное время с короткими паузами. Догадаться о коликах родитель может и по таким признакам, как:

  • покрасневшее личико;
  • прижатие нижних конечностей к животу с дальнейшим их резким вытягиванием;
  • затвердевший живот;
  • сжатие кулаков.

Безусловно, проблема колик исчезнет сама в 4-месячном возрасте, когда пищеварительный тракт «созреет». Однако просто ждать этого благословенного срока было бы глупо. Необходимо . Как? Например, можно:

  • погладить пелёночку и выложить её тёплой на детский живот;
  • сделать лёгкий массаж пупочной области;
  • выложить ребёнка к себе на живот;
  • выполнить упражнение «велосипед»;
  • напоить кроху укропной водичкой или выписанным доктором лекарством и т.д.

Ребенок не плачет после проведённых манипуляций? Значит, вы всё сделали правильно. Совсем скоро неприятные симптомы колик исчезнут, и детское беспокойство сменится радостной активностью.

Физический дискомфорт

Если голод и колики отпадают, мама может предположить, что новорождённый ребёнок плачет вследствие неприятных ощущений, которые вызваны некомфортным бельём, неправильно подобранным температурным режимом или, что бывает чаще всего, мокрым или грязным подгузником.

Рассмотрим подробнее основные причины для физического дискомфорта и методы их устранения:

  1. Ребёнок описался. Если грудничок плачет, ёрзает, стараясь не касаться промокшей вещи, необходимо посмотреть, не сделал ли он свои «мокрые делишки» в пелёнку или подгузник. Решение проблемы очень простое – достаточно поменять одежду и бельё, протереть детскую кожу салфеткой.
  2. Малышу неудобно в одежде. Если ребёнок недовольно кричит сразу после одевания или смены пелёнки, мама может сделать вывод о том, что ему не нравится одежда. Возможно, швы, нити, пуговки впились в тельце, синтетика вызывает зудящие ощущения или материал пелёнки довольно жёсткий. Кроху просто переодевают.
  3. Крохе неудобно в кроватке или коляске. Хнычущий новорождённый может быть недоволен позой. В этом случае он начинает плакать, махать конечностями, стараясь изменить позицию. Выход – переложить ребёнка в более комфортную для него позу.
  4. Младенец замёрз или сопрел. Если ребёнок постоянно хныкает, всхлипывает, у него покрасневшие и горячие кожные покровы, то ему слишком жарко. При плаче и бледности кожи, напротив, делают вывод о переохлаждении малыша. Родителям нужно переодеть его, исходя из температуры в помещении.

Как понять новорождённого, который испытывает физический дискомфорт? Достаточно проявлять элементарную внимательность и отлеживать реакции своего чада.

Болезненные состояния

Если мама не знает, почему новорождённый плачет, у него возникают тревожащие симптомы, ответить на все вопросы поможет доктор. За медицинской помощью следует обращаться, если:

  • детский плач отличается монотонность и однообразием;
  • ребёнок слишком вялый, неактивный;
  • температура тела повышена.

Если ребёнок всё время плачет, а установить источник криков не удаётся, лучше не медлить и вызвать доктора. О чём ещё следует знать родителям? Способы помощи при некоторых болезненных состояний представлены в таблице.

Состояние Особенности Характер плача Другие признаки Способы помощи
Головная боль Такое состояние чаще возникает у детей с перинатальной энцефалопатией. Катализатором боли выступает изменение погоды (дождь, ветер). Ребёнок постоянно плачет, кричит громко и надрывно.

  • беспокойство;

  • плохой сон;

  • тошнота и рвота;

  • понос.
Самолечение исключено. Следует незамедлительно обратиться к педиатру и неврологу.
Пелёночный дерматит Моча и каловые массы раздражают кожу, вследствие чего возникают опрелости и болезненные ощущения. Новорожденный плачет громко, крики усиливаются, когда мама меняет пелёнку или подгузник.

  • высыпание и гиперемия в области ягодичек и промежности;

  • раздражительность малыша.
Вопрос, что делать, очевиден. Нужно регулярно менять гигиенические приспособления, протирать кожу. В случае сильных опрелостей нужно обратиться к доктору.
Режущиеся зубки Вылезание резцов происходит обычно в 4-6-месячном возрасте. Ребёнок плачет громко, при этом потягивая в рот кулачки или любые другие предметы.

  • повышенное отделение слюны;

  • высокая температура;

  • иногда понос;

  • опухание дёсен.
Если у грудного ребенка режутся зубки, следует приобрести ему прорезыватель. Доктор может посоветовать специальный обезболивающий гель для дёсен.

Дискомфорт психологического происхождения – вот ещё ответ на вопрос, почему младенец плачет. Ребёнок может переутомиться, соскучиться по маме или испугаться громкого звука.

Малыш способен заплакать, если ему нужно привлечь родительское внимание. В этом случае он призывно кричит несколько секунд и ждёт, когда мама подойдёт. Если взрослый не откликается, то через краткий интервал крик повторяется.

Некоторые специалисты не рекомендуют сразу же хватать ребёнка на ручки для его успокоения. Чтобы малыш не вырос «ручным», его лучше гладить непосредственно в кроватке. Скорее всего, он быстро успокоится, как только заслышит мамин голос.

Малыш может заплакать и в знак протеста. Например, если новорождённому что-то пришлось не по душе, то он начнёт резко и громко кричать во всю мочь. Чаще всего может беспокоить детей переодевание, обстригание ногтей, чистка ушных раковин.

Капризный новорождённый – явление практически невозможное, поскольку столь маленькие дети плачут по объективным причинам. Так, слёзы и недовольство провоцируют повышенная активность в течение суток, общение с незнакомцами, чрезмерно богатый на эмоции и события день.

Если новорождённый часто плачет в вечернее время, скорее всего он переутомился. Снять усталость помогут:

  • спокойные развлечения;
  • проветривание помещения и увлажнения воздуха;
  • покачивание;
  • колыбельная;
  • укладывание в кровать;

Предупредить плач и крики грудничка вполне по силам, если соблюдать в вечернее время определённую последовательность шагов. К примеру, можно искупать, покормить, уложить малыша, затем выключить свет и спеть любимую колыбельную. Весь этот ритуал ускорит засыпание.

Другие причины, почему малыш плачет

Помимо основных факторов, имеются и другие причины, почему плачут новорождённые. Ребёнок может кричать во время купания, мочеиспускания, дефекации, при засыпании и пробуждении. И практически каждому крику специалисты находят логическое объяснение.

Плач при мочеиспускании

Некоторые мамы и папы отмечают, что новорождённые плачут во время мочеиспускания, в результате чего пугаются. Обычно подобное явление случается у здоровых ребятишек, однако в отдельных случаях может свидетельствовать об определённых проблемах со здоровьем.

Самая распространённая причина того, что грудничок кричит и капризничает при хождении в туалет «по-маленькому» – страх перед происходящим. Здоровый ребёнок попросту не понимает сам процесс мочеиспускания и не может расслабляться, поэтому и начинает плакать.

Однако в некоторых ситуациях слёзы и детские крики могут быть вызваны болезненными ощущениями при заболеваниях. Так, катализатором неблагоприятного процесса становятся:

  • инфекции мочевыделительных путей;
  • неправильное расположение крайней плоти, которое проявляется застойными явлениями, нагноением, жжением.

Если при мочеиспускании ребёнок постоянно плачет, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром, который предложит сдать определённые анализы.

Плач при дефекации

Если новорождённые хныкают при хождении в уборную «по-большому», то, скорее всего, у них наблюдаются трудности с опорожнением кишечника. При адаптации пищеварительного тракта практически каждый ребёнок проходит через этап колик и даже .

При детских слезах во время дефекации нужно обращать внимание на особенности каловых масс, а также вспоминать, что кушал ребёнок в течение нескольких последних суток.

Главными факторами возникновения плача и криков у новорождённых при опорожнении кишечника являются:

  • , которые возникают из-за перехода на искусственное кормление или перемены смеси;
  • кишечные колики;
  • воспалительные заболевания кишечника.

Если ребёнок регулярно плачет при дефекации, а в его кале встречаются кровянистые или слизистые выделения, непонятные включения, обязательно запишитесь на приём к педиатру.

Многие родители замечают, что новорождённый ребёнок кричит во сне. Прежде всего, следует осмотреть кроватку и позу, в которой малыш почивает, чтобы исключить физический дискомфорт в качестве причины.

Специалисты называют и другие причины того, почему грудничок плачет и кричит во время сна. Спровоцировать детский плач могут:

  • колики, о которых мы уже говорили выше;
  • нервное переутомление;
  • режущиеся зубки;
  • какое-либо заболевание;
  • голод;
  • страшный сон;
  • обнаружение отсутствия мамы.

Многие специалисты не рекомендуют дожидаться того, что ребёнок окончательно проснётся, иначе потом он попросту не захочет спать. Лучше всего погладить кроху, покачать немного. Если плач не прекращается, то можно взять его на руки и немного покачать.

Плач во время купания

Ещё один вопрос, который беспокоит родителей – почему ребёнок плачет во время купания. Причины слёз во время проведения водных процедур многолики. Выделяют несколько главных факторов, которые влияют на поведение ребёнка во время купания:

  1. Дискомфортная температура воды. Малыш может негативно реагировать на чрезмерно холодную или горячую водичку. Также влияет на самочувствие и температура ванной комнаты. Перед купанием важно убедиться в оптимальных показателях воды и температуры воздуха.
  2. Слишком большая ванна. Некоторые ребятишки пугаются больших объёмов взрослой ванны. В этом случае специалисты советуют перед опусканием в воду закутывать ребёнка в пелёнку. Это снижает психологический стресс.
  3. Страх перед купанием. Негативные эмоции возникают по причине проникновения в глаза мыльной пены, попадания в ротик или ушки воды. Ребёнок в такой ситуации всячески препятствует проведению водной процедуры.
  4. Неудобное положение. Многие мамы боятся причинить вред ребёнку, поэтому удерживают его слишком крепко. Это приводит к тому, что новорождённые начинает выражать недовольство и протест во время купания.
  5. Сопутствующие факторы. Ухудшить детское настроение способно чувство голода, а также колики. Понять, что именно стало причиной недовольства, помогут признаки, о которых мы уже говорили выше. Чтобы водные процедуры проходили спокойно, нужно избавиться от неприятных симптомов.

Некоторые неврологические проблемы также сопровождаются нежеланием купаться. Однако плач и крики могут возникать и во время сна либо приёма пищи. В таком случае важно обратиться к неврологу для проведения всестороннего обследования.

Каждая мама способна отыскать подход к собственному ребёнку, если станет внимательно за ним наблюдать. Пусть поначалу детский плач кажется родителям всегда одинаковым, но затем, по мере налаживания общения, буквально каждый писк будет наполняться своим особенным смыслом.

Что можно сказать о совете оставить ребенка поплакать, чтобы он научился успокаивать себя сам? С научной точки зрения, это неразумно, кроме того, здесь неправильно используется термин «самоуспокоение». Давно доказано, что у новорожденного, который долгое время безутешно плачет, увеличивается частота сердечных сокращений, кровяное давление, снижается уровень кислорода и повышается уровень кортизола, адреналина и других гормонов стресса. Младенец, оставленный в одиночестве, может плакать, пока не уснет, но это не успокоение, а усталость, истощение. Он все еще переполнен гормонами стресса, и в его мозге формируется стереотип эмоционально неустойчивого поведения.

Дети учатся ничего не ждать от родителей, и, если никто не реагирует на их плач, они перестают требовать успокоения и ласки ночью, а также и днем. Малыши в домах ребенка не плачут очень часто, но нельзя сказать, что это здоровая адаптация.

Опыт детей, за которыми чутко ухаживают днем, а ночью оставляют поплакать, конечно, нельзя сравнить с опытом детей-сирот. Однако я считаю, что, если ребенок не протестует, – это значит не то, что он отлично может успокоиться сам, без родителей, а то, что он понял: родители ему не помогут.

У грудничка, на плач которого регулярно не реагируют – будь то днем или ночью, – сформируется . Выброс кортизола, связанный с неутешным плачем, заставляет отложить формирование иммунной системы, навыков обучения и других функций, не являющихся жизненно необходимыми, пока он не справится с кризисом, и это препятствует созданию нервных цепей для самоуспокоения.

Когда вы оставляете малыша плакать одного, это меняет и вас как родителя. Нам нужно сделать усилие, чтобы отключить естественное сочувствие к своему ребенку, то самое сочувствие, которое помогает ему развивать эмоциональный интеллект. Ваша естественная склонность видеть все с точки зрения новорожденного немного снижается, и, возможно, воспитание покажется вам более трудной задачей. Это может стать первым шагом к нарушению связи с ребенком, что снизит и вашу так необходимую ему отзывчивость, и ваше удовлетворение собой как родителем.

Чаще берите на руки малыша

Каждый, кто провел хоть немного времени с новорожденным, знает, что его бывает трудно успокоить. Не беспокойтесь. Для развития мозга вашего ребенка вам нет необходимости быть совершенством. Люди не совершенны. Все, что нужно, – это быть достаточно хорошим, чтобы время от времени появляться рядом и успокаивать ребенка, если он в этом нуждается. Это значит взять его на руки, если он плачет, и дать ему то, что необходимо нам всем, когда мы расстроены: сочувствующего свидетеля.

Даже если ваш малыш продолжает плакать, когда вы его держите, он все равно чувствует тепло ваших рук. И это совсем не то, что в отчаянии безутешно плакать одному. Может быть, ему больно, а может, он просто переполнен эмоциями и хочет «переварить» все эти впечатления и стрессы нового для него мира. В любом случае ваше присутствие очень помогает ему, предоставляя безопасную возможность выразить свои эмоции – и быть услышанным. Этот плач может на самом деле высвобождать накопленные гормоны стресса. Подумайте об этом: у малыша был трудный день, а может быть (даже если это было месяц назад), трудное рождение, и он хочет рассказать вам об этом.

Он плачет, но, может быть, это хорошие, облегчающие слезы. Он высвобождает весь кортизол, адреналин и другие переполняющие его гормоны, которые накопились от впечатлений этого безумного нового мира. Вы держите его на руках, и поэтому его организм реагирует вырабатыванием гормонов успокоения. Это трудно, но, к счастью, если вы сможете успокоить себя, глубоко вдохнуть и продолжать создавать ребенку безопасные и надежные условия, со временем он научится успокаивать себя сам.

Быть «достаточно хорошим» – это значит быть достаточно хорошим. Ни один родитель не может всегда полностью понимать своего ребенка. Мы всего лишь люди, а это значит, что мы отвлекаемся, тревожимся, боимся, унываем, болеем – короче говоря, не всегда можем быть такими, какими хотим быть для своего ребенка. Вспомните исследования Эдварда Троника, показавшие, что даже самый внимательный родитель настроен на ребенка лишь в 30 % случаев.

К счастью, если вы упустили сигнал своего ребенка и между вами и ребенком возникла небольшая трещина, можно все исправить. На самом деле опыт непонимания, а затем восстановления контакта является очень важным для малыша.

Важный опыт временного непонимания младенца

Как это происходит? Представьте, что вы мирно и счастливо играете с малышом. Вы трясете погремушку, и он заливисто хохочет. Но через некоторое время его переполняет возбуждение. Он чувствует переполнение эмоциями и пугается. Ему нужно успокоиться, перейти на более низкий уровень возбуждения. Он смотрит в сторону. Некоторые родители сразу заметят это и поймут, что ребенку нужен отдых. Но вы не заметили. Вам так хорошо сейчас. Так здорово, когда ваш малыш смеется! Кроме того, возможно, вы еще не чувствуете себя вполне уверенно как родитель, не всегда знаете, как успокоить малыша, а тут – смотрите! – вы можете рассмешить его, и еще больше рассмешить... и вы упускаете его сигнал.

Он продолжает отворачиваться, хотя вы смотрите ему в глаза и еще сильнее трясете погремушку. Для него это слишком. Его личико сморщивается, и он начинает плакать.

Итак, вы не сумели настроиться. Ваше вмешательство довело малыша до слез. Получил ли он травму на всю жизнь? К счастью, нет. Может быть, вы медленно соображаете, но вы не безнадежны. Вы глубоко вдыхаете и переключаете режим с возбуждения на успокоение. Вы берете своего малыша на руки и начинаете тихо ворковать. Он продолжает плакать, но уже тише, и его дыхание становится реже. Он успокаивается. Он усвоил, что мир несовершенен и иногда, чтобы быть услышанным, нужно повысить голос, но он в силах исправить трещину в ваших отношениях.

Поскольку вы сразу отреагировали на его плач – а это, как показывают исследования, самый важный фактор настройки на ребенка, – он понял, что мир безопасен и он может полагаться на вас и на вашу помощь. Быстрое восстановление отношений после небольшой трещины – это часть процесса, развивающего у ребенка устойчивость или веру в то, что если он будет продолжать попытки, то у него все получится. На самом деле каждый такой случай временного непонимания учит ребенка успокаивать себя без вашей помощи. Иногда вы не в состоянии ему помочь, но в большинстве случаев вы помогаете, и он учится делать это сам – вот так, как это только что произошло. То есть хотя вы и не стремитесь намеренно давать малышу болезненный опыт – жизнь и так предоставит ему множество случаев, – но такие моменты, когда за ними следует восстановление теплого контакта и понимания и когда положительные взаимодействия перевешивают, на самом деле являются для него ценным обучающим опытом.

Помогите грудничку вырасти спокойным и счастливым

Успокаивая малыша, вы не только учите его успокаиваться самостоятельно, но и помогаете ему стать спокойнее, дружелюбнее, счастливее – как в детстве, так и во взрослой жизни. Многие исследования показывают, что дети, которым достается больше внимания, ласки и утешений, вырастают более расслабленными и счастливыми, способными справляться со своими эмоциями.

Неудивительно, что им даже лучше удается следить за своим весом.

Способность успокаивать себя самостоятельно – это одно из условий развития эмоционального интеллекта. И усваивая, что вы будете рядом, поймете его сигналы и сможете помочь грудничку, когда ему это будет необходимо, он развивает эту способность. Это – основы крепкой привязанности. В первый год жизни с вами новорожденный усваивает, что мир – это дружелюбное место и что с ним все будет хорошо.

Глава из учебного пособия для среднего медперсонала «Успешное грудное вскармливание и психологическое единство мать-дитя», написанного по заказу Минздрава РФ при поддержке ВОЗ/ЮНИСЕФ

В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благо-приятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.

Интересно, что отношение матери к детскому плачу диктует ее интеллектуальный уровень и культурные корни. Дети американцев и уроженцев Западной Европы плачут значительно чаще и дольше и это связано с реакцией мамы на призывный плач младенца. Антрополог из Корнельского университета и автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл говорит: «На Западе мать откликается на плач своего ребенка, в среднем, через одну минуту — она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут так же часто, но по времени — вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз в час, причем вне всякого расписания, как ни дико покажется это нашим помешанным на режиме мамашам…

Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется, — за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания.

Полезно ли детям плакать?

Многие современные родители думают, что старая пословица, гласящая «чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало», предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту пословицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели донести до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это портит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное дитя, либо дитя при невнимательных родителях.

Мнение, что, плача, ребенок развивает легкие — это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.

Причины плача новорожденного

Главными причинами плача младенца являются:

  • необходимость в физическом контакте с матерью;
  • желание взять грудь, удовлетворить голод и сосательный рефлекс;
  • желание, чтобы его покачали;
  • желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
  • необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
  • ощущение холода;
  • недомогание ребенка (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус, патология развития, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости);
  • повышенная чувствительность кожи;
  • тревога или испуг, страх за свою целостность, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
  • последствия родового стресса, воспоминания внутриутробного периода;
  • реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазу Луны.

Родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то серьезными причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить. Как правило, дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены каких бы то ни было оснований, поскольку малыша в возрасте до 1 года избаловать невозможно. В этом возрасте можно лишь или создать для него уверенность в надежности окружения или ее разрушить.

Каким бывает плач

По плачу новорожденного опытная мать может определить его причину. Плач голодного ребенка, отличается от плача, возникшего из-за боли или дискомфорта. Если мать внимательна к малышу, то она постепенно научится различать, о чем плачет ее ребенок и сможет отличать: голодный плач, призыв, дискомфорт или боль, желание заснуть. Рассмотрим, характерные признаки различных видов плача.

Призывный плач — ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20-30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20-30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной.

Голодный плач — начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то плач переходит в истеричный, захлёбывающийся.

Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений.

Плач при экскреции — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь.

Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.

Кроме этого в плаче младенец может отражать различные эмоциональные переживания — обиду, жалобу, тревогу, душевное страдание, безнадежность и т.д.

Правила поведения родителей при плаче ребенка. Приведем правила, которые необходимо знать родителям, у которых появился новорожденный.

  1. Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал, находясь на руках, надо предложить ему грудь и покачать.
  2. Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача, следует выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка, или поменять пеленки, если он уже все сделал самостоятельно; попробовать покачать малыша и уложить его спать. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний.
  3. Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения.
  4. Если эти меры не дают результата, значит, причины плача либо являются результатом грубых ошибок в уходе и следует приглашать психолога-перинатолога, чтобы срочно его налаживать, либо кроются в недомогании ребенка и надо вызывать врача. Пока родители ожидают прихода специалистов нельзя бросать ребенка на произвол судьбы. Его следует постоянно носить на руках, часто прикладывать к груди, менять пеленки и следить за состоянием кожи, поскольку эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.

Ваш маленький ребенок плачет, а вы уже устали морально и физически? Не хотите подходить к нему, «поплачет и перестанет», — думаете вы.

Можно ли оставлять ребенка плачущим?

На самом деле многие современные родители придерживаются мнения, что малыш может плакать просто так, и нужно дать ему время выпустить свои эмоции. Иначе, если реагировать на каждый его плач, можно воспитать избалованного малыша. Такие родители, увидев, что младенец перестал плакать, думают, что он научился контролировать свои эмоции. Это не так. Детки учатся контролировать свои эмоции только к 5-6 годам. Если ваш плачущий малыш затих, это означает, что он отчаялся звать родителей на помощь.

Поэтому, благодаря американским исследованиям, выяснилось, если малыша брать на руки при первом его «крике помощи», ничего плохого не произойдет . Так вы только поможете ребенку обрести покой и усмирение. Он почувствует себя защищенным и станет гармонично развиваться. Он вырастет смелым, решительным и уверенным в себе. В противном случае ребенок станет запуганным и нерешительным.

Малыш с помощью плача сигнализирует родителям о своих потребностях. Пока он маленький, ничем, кроме плача, он не может дать понять маме, что он в чем-то нуждается. Если после того, как он произносит «сигнал», появляется мама, для малыша все вокруг становится безопасным.

В американском исследовании приняло участие около 600 семей. В результате чего было выяснено, что дети, чьи родители не реагировали на их плач, стали думать, что их никто не любит , не уважает, и никто не поможет им в трудной ситуации. А дети, чьи родители обнимали, целовали их, выросли настоящими личностями, решительными и уверенными в себе и в том, что их любят.

Те дети, что росли обделенными вниманием и лаской, вырастут более избалованными. Ведь они с детства не получали тепла. И, повзрослев, им хочется больше внимания. Доказано, что такие дети будут нездоровы и физически. Из-за постоянно испытываемых стрессов, такие малыши становятся слабыми и болезненными.

Почему ребенок перестает плакать, если к нему не подойти

Действительно, если малыш будет долгое время плакать, то в итоге он может успокоиться. Почему так происходит? Давайте разберемся.

Ребенок, начиная плакать, таким образом подает сигнал маме о том, что ему плохо, он ждет от нее обратной связи. Если таковой нет, дитя действительно может перестать плакать. Но произойдет это, потому что он поймет, что расстраиваться и звать на помощь бессмысленно. Либо малыш просто устает, выматывается и засыпает.

Если не подходить к плачущему ребенку, у него может развиться аутизм . Он поймет, что плакать и звать на помощь ему некого и незачем, никто не поможет ему. Следовательно, он не видит связи с родителями и просто с окружающими.

Что происходит с организмом малыша во время плача

Ни в коем случае не оставляйте ребенка плакать одного. В раннем возрасте у малышей только начинает развиваться мозг. А в результате долгого сильного плача в организме повышается уровень кортизола, уничтожающего клетки головного мозга. Это может привести к умственному и физическому отставанию в развитии.

Также сильный стресс может негативно повлиять на пищеварительную систему . Плач может спровоцировать боли в животике у малыша, . При этом, у ребенка может возникнуть синдром раздраженного кишечника.

Знаю, что меня читают в основном мамы, которые никогда не оставят ребенка плакать одного в кроватке. Но все же нередки случаи, когда общественное мнение, советы «знающих» подруг, и даже вроде адекватный педиатр! настолько «забивают» чувства материнского сердца, что оно перестает слышать зов о помощи маленького человечка…

Я лично знаю такую историю и ее участников. И мне рассказывали ее с точки зрения того, что вот - сейчас ребенок очень самостоятельный, все может и умеет делать сам, может, так и надо было?

А история такая:

жила-была молодая и красивая пара: муж - успешный бизнесмен, она - успешная и красивая леди, занимающаяся чем-то для души. И родился у них сыночек. Она решила, что он будет самым-самым умным, самостоятельным - в общем, лучшим. И начала прям с рождения с ним активно заниматься по всем возможным методикам и развивашкам, отодвинув все свои дела. Но сейчас не об этом…

В семь месяцев на родительском совете было решено, что малышу пора спать отдельно и становиться самостоятельным. Узнали передовые технологии приучения ребенка к самостоятельному засыпанию.

И приступили…

Два дня они вдвоем сидели под дверью детской и слушали нечеловеческие крики ребенка, теряющего последнюю надежду на помощь. И на третью ночь произошло чудо - ребенок пошел спать спокойно. И с той ночи становился день ото дня все самостоятельней…

Правда, оказалось, что у него бывают приступы беспричинной агрессии и злости, что он иногда становится неадекватен, но все списали на характер - бывают же такие особенности?

Вот такая история. На мой взгляд, история о том, как доказать ребенку, что помощи ждать неоткуда, что здесь - джунгли, и никто (даже мама), если что, не спасет. Все сам!

Может кому-то такая история и не показалась особенно ужасной, может кто-то тоже считает, что результат того стоит?

Давайте разберемся, что же стоит за такой самостоятельностью.

Вот интересная информация для «строгих, но справедливых» противников убаюкивания малыша у мамы: в 2011 году было проведено исследование под серьезным научным названием «Асинхронность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси активности матери и младенца после прекращения ответа на плач младенца в период перехода ко сну» (Wendy Middlemiss, Douglas A.Granger, Wendy A. Goldberg, Laura Nathans, 2011). Зачем спорить, засыпает ли малыш счастливым сном или молча отключается, испытывая при этом горечь и тревогу? Это можно точно установить экспериментальным путем. Ведь мы живем в такое время, когда приборы способны измерить все, что угодно, даже степень сочувствия и взаимопонимания.

Итак, в эксперименте участвовали 25 малышей, мальчики и девочки в возрасте до 10 месяцев. В течение пяти дней мамы учили их засыпать, следуя известному рецепту. На строгом научном языке все это безобразие называлось «Связь материнского и младенческого поведения с сигналами младенца в период обучения самостоятельному засыпанию». У мам и детей при этом брали на анализ слюну и определяли, как изменяется уровень гормона стресса кортизола.

В первый день эксперимента уровни кортизола в момент беспокойства при засыпании были «положительно связаны». Проще говоря, когда ребенок начинал плакать, уровень кортизола повышался и у него, и у матери. Как только малыш успокаивался, засыпал, уровень кортизола снижался у обоих.

На второй день, когда ребенок начинал плакать, а мама к нему не подходила, то уровни гормонов стресса были по-прежнему «положительно связаны».

А вот на третий день эксперимента ученые зарегистрировали «физиологический и поведенческий диссонанс» у деток. Уровень гормонов стресса по-прежнему повышался и долго держался на стабильно высоком уровне, но дети уже не плакали. У мам повышения уровня кортизола с этого дня больше не отмечалось.

Ученые пришли к выводу, что диссонанс между физиологической и поведенческой реакцией ребенка приводит к диссонансу гормонального ответа матери. Сейчас в научной среде обсуждается, насколько вообще безобидно такое нарушение детерминанты материнской и детской физиологической синхронности в раннем детстве.

Оказывается, мамы, которые советовали подругам проверенный способ дать поплакать, чтобы потом ребенок спокойно засыпал, обманывали и самих себя и окружающих! Да, правда, что когда родители приучают ребенка, что никто не будет всерьез воспринимать его «капризы», то в конце концов ребенок перестает плакать один в кроватке. Правда и то, что с точки зрения матери он «отлично сам засыпает», она ведь перестает чувствовать, как ему плохо на самом деле. Но неправда, что это безобидно и даже хорошо для ребенка, чьи гормоны стресса остаются повышенными (гормоны стресса способны повреждать мозг). И еще получается, что на самом деле мать не ребенка тренирует, а искусственно блокирует у себя нормальную врожденную физиологическую реакцию.

…но что же происходит при этом с ребенком? Немного подробнее рассказал об этом испанский педиатр Карлос Гонсалес в своей книге «Целуйте меня! как воспитывать детей с любовью».

В 1950 году по просьбе Организации Объединенных Наций Джон Боулби начал собирать материалы для доклада о нуждах детей-сирот. В результате этой работы на свет появилась книга, в которой описывается воздействие на детей разлучения с родителями. Материалом для книги стали в основном наблюдения за детьми, попавшими в больницу, и за теми детьми, кого разлучили с родителями и эвакуировали в сельскую местность, спасая от бомбежек Лондона во время Второй мировой войны.

Среди часто проявлявшихся краткосрочных эффектов разлучения были следующие…

Дети становились очень требовательными к матери или тем, кто за ними присматривал, постоянно требовали к себе внимания, настаивали, чтобы все исполняли так, как они хотели, и испытывали страшные приступы ревности и вспышки раздражения.

С любым из находившимся рядом взрослых дети завязывали максимально формальные, хотя и внешне благополучные отношения.

Дети впадали в апатию, теряли интерес к происходящему, предавались ритмичным действиям типа раскачивания взад-вперед, иногда намеренно бились головой.

Как утверждает доктор Фербер (большой сторонник приучения детей засыпать самостоятельно, оставляя их плакать сначала на одну минуту, потом на три, потом на пять; то, что во всем мире называется «методом Фербера», а в Испании известно как «метод Эстивиля»), в некоторых случаях подобные ритмические действия и удары головой - это нормально:

Многие дети совершают повторяющиеся, ритмические действия перед сном, либо когда просыпаются среди ночи, либо по утрам. Они раскачиваются, стоя на четвереньках, качают головой из стороны в стороны, бьются головой о подушки или матрас. По ночам такое поведение может продолжаться, пока ребенок не уснет, а по утрам - до полного пробуждения. Если ребенок начинает совершать подобные ритмические действия в возрасте до полутора лет и по большей части прекращает их к трем или четырем годам, обычно это не указывает на наличие психологических проблем. Чаще всего дети с таким поведением - счастливые и здоровые малыши без заметных проблем или существенных сложностей в семье.

Поразительно, к каким двойным стандартам прибегают педиатры в оценке того, что является нормальным поведением, а что - нет, - заключает Карлос Гонсалес.

Итак, мы видим, что ребенок, которого «всего лишь» оставляют проплакаться, демонстрирует те же самые признаки, что и ребенок, попавший в бомбежку и оставшийся сиротой без родителей! Но защитники метода «поплачет и перестанет» предлагают нам верить, что это нормально и что малыш при этом здоров и счастлив… Это не так - ни с моральной точки зрения, ни с точки зрения доказательной медицины, бесстрастно фиксирующей у детей признаки тяжелого стресса при внешнем отсутствии реакции.

Мамы, вспомните об этом, когда вам предложат оставить ребенка «немного поплакать, чтобы потом все было хорошо».

Использован материал статьи «

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх