Как понять младенца. Что делать, если ребёнок подавился? Инструкция от врача-педиатра

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.

В процессе воспитания детей, родителям важно запастись багажом знаний по самым разнообразным темам. Например, что делать если ребенок подавился пищей или напитками? В каких случаях нужно принять срочные меры, а где - обойтись выжидательной тактикой. Признаки закупорки дыхательных путей. Известные эффективные техники по оказанию немедленной помощи пострадавшему.

Что значит подавился?

Дыхательная система маленького ребёнка несовершенна по объективным причинам. При неприятном стечении обстоятельств и несоблюдении родителями техники безопасности, малыш может подавиться едой, напитками или мелкими предметами. Это значит, что еда или жидкость пошли не в пищевод, а в дыхательные пути.

Как любящий и заботливый родитель, вы должны знать основные признаки того, что кроха поперхнулся и владеть навыками оказания помощи. Прежде чем разобраться, что делать если грудной ребенок подавился, необходимо научится диагностировать симптоматику. В таких случаях может быть два варианта развития событий – лёгкий и тяжёлый:

Признаки лёгкой стадии:

  1. Плач;
  2. Рефлекторный кашель;
  3. Рвота;
  4. Ребёнок в сознании;
  5. Дыхание не остановлено.

Признаки тяжёлой стадии:

  • рот малыша открыт, а звуков нет;
  • держится за горло;
  • в широко раскрытых глазах испуг;
  • увеличение слюноотделения;
  • посинение кожных покровов;
  • дыхание затруднено;
  • потеря сознания.

Запомните, если ваш ребёнок плачет – это значит его дыхание свободно. Кашель в таком случае способствует самоочищению, который может быть вплоть до рвоты. Организм включает свои механизмы помощи в критической ситуации.

Оба случая потребуют от вас в первую очередь спокойствия. Да, трудно, особенно маме. Но именно самообладание поможет адекватно оценить ситуацию и осуществить необходимые действия по предотвращению ухудшения положения. А, возможно, и спасти жизнь своему ребёнку.

Как правило, при лёгком варианте вам нужно принять позицию наблюдателя и подождать пока ребёнок кашлем или рвотой очистит пути для воздуха. Он очень напуган, ласково успокойте его. Через некоторое время дыхание восстановится.

Важно! Ни в коем случае нельзя бесконтрольно хлопать пострадавшего по спине, это может только усугубить ситуацию.

Но что делать если ребенок подавился и задыхается? Всё очень просто. Ваши действия следующие:

  1. Вызовите скорую;
  2. Окажите первую помощь малышу.

Внимание! Если ребёнок поперхнулся каким-либо инородным предметом, не пытайтесь достать его самостоятельно, это только усугубит ситуацию.

Разумеется, овладеть знаниями по оказанию реанимационных мероприятий нужно заблаговременно. О чём мы и поговорим дальше.

Страх мамы, что ребенок подавится

  • Во-первых, страхи людей всегда имеют под собой реальную почву. Если вы чего-то боитесь, значит, были в жизни подобные ситуации, может в детстве или вы были свидетелем страшного случая и это глубоко засело в душе. Предоставить квалифицированную помощь способен психолог;
  • Во-вторых, неизвестность всегда пугает, особенно когда уровень тревожности высок. Вы волнуетесь за своих детей и это естественно. Плохо, если переживания приобретают крайнюю форму;

Знайте! Если вы боитесь, что ребенок подавится, значит, у вас отсутствуют знания о том, как помочь крохе в подобном случае. На психологическом уровне выглядит так: вы понимаете, что малыш может поперхнуться и знаете, что делать в такой ситуации. Соответственно страх значительно снижается. И наоборот.

  • В-третьих, каковы ваши мысли - таковы и дела. Вы строите свою реальность сначала в голове, а потом она воплощается в жизнь. Это давно доказанный факт. Соблюдение профилактических мероприятий и техники безопасности в период кормления. Постепенное научение ребёнка правильному обращению с едой и напитками, ваш личный позитивный настрой помогут избежать большинство трагических обстоятельств.

Что делать если ребенок подавился грудным молоком

Период грудного вскармливания ответственный момент в вашей жизни. Младенец может подавиться в случае:

  1. Неправильного прикладывания;
  2. Сильного притока молока;
  3. Длинных перерывов между кормлениями.

Если вы редко кормите малыша он, слишком проголодавшись, будет торопиться и не успевать проглатывать еду. А увеличение количества молока только усугубляет процесс.

Даже если ваши действия правильны, от непредвиденных ситуаций не застрахован никто. Всё-таки, что делать, если ребенок подавился грудным молоком? Порядок ваших действий следующий:

  • кладём младенца себе на вытянутую руку лицом в ладонь, попка должна быть выше уровня головы;
  • нижней частью внутренней стороны ладошки делаем пять толчковых осторожных ударов в область между лопатками по направлению сверху вниз;
  • переворачиваем малыша на спину (попа по-прежнему выше головы) и пять раз надавливаем на область под рёбрами, как бы выталкивая жидкость из дыхательных путей;
  • делаем попеременно эти две манипуляции, пока ребёнок свободно не задышит.

В тяжёлом случае (задыхается, потеря сознания), следует прежде всего вызвать специалистов скорой помощи и до приезда врачей продолжать реанимационную технику. Если же всё-таки паника овладела вами, и невозможно провести нужные действия, то вызывая доктора, оставайтесь на линии и следуйте голосовым инструкциям медика.

Знайте! Грудные дети могут поперхнуться водой или соками, также если давать пищу не по возрасту и в ненадлежащей обработке.

Ребёнка, которому начали вводить прикорм, обязательно научите правилам поведения за столом. Следите, чтобы во время еды он не смеялся, не разговаривал, не смотрел мультики. Читайте статью

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

Почему же малыш плачет, и как мама может его успокоить?

  1. Насморк или неочищенные носовые проходы
    Что делать? Успокойте малыша у себя на руках, прочистите его носик с помощью ватных «жгутиков», погуляйте с ребенком по комнате, придерживая его в вертикальном положении. Если у крохи насморк, посоветуйтесь с врачом и выберите оптимальное средство лечения (носовые капли, использование респиратора и пр.). Не забывайте, что при насморке ребенок теряет возможность нормально сосать молоко. То есть плач может быть вызван тем, что кроха банально недоедает и не может полноценно дышать.
  2. Перевозбуждение
    Причины – слишком длинный промежуток бодрствования, громкая музыка, шумные гости, родственники, желающие потискать младенца, и пр. Что делать? Обеспечьте крохе обстановку, в которой он сможет спокойно заснуть – проветрите комнату, приглушите свет, создайте тишину, укачайте малыша на руках или в кроватке. В качестве профилактики «с пеленок» старайтесь соблюдать режим дня крохи, укладывать в одно время, сопровождая процесс традиционными в вашей семье действиями (музыкальная карусель, купание перед сном, колыбельная мамы, укачивание на руках у папы, чтение сказок и пр.).
  3. Голод
    Самая частая причина слез новорожденного. Нередко она сопровождается у детей причмокиванием (в поисках груди малыш складывает губы трубочкой). Покормите малыша, даже если «по графику» кушать еще рано. И обратите внимание – наедается ли ребенок, сколько он съедает, сколько ему положено съедать по возрасту за одно кормление. Вполне возможно, что ему просто не хватает молока.
  4. Запачканные пеленки
    Проверьте своего кроху: может, он уже совершил свое «мокрое дело» и просит «свежих» памперсов? В переполненном подгузнике не захочет лежать ни один кроха. А детская попка, как знает любая мама, должна быть сухой и чистой. Кстати, некоторые крохи-чистюли, даже единожды «писнув» в подгузник, требуют его незамедлительной смены.
  5. Опрелости, раздражение под подгузником, «потничка»
    Крохе, конечно, неприятно и дискомфортно, если под памперсом его кожа преет, зудит и щиплет. Если вы обнаружили такую неприятность на детской коже, используйте крем от опрелостей, тальк (присыпку) или иные средства для лечения кожных проблем (соответственно ситуации).
  6. , вздутие животика
    При такой причине плача обычно не помогает ни укачивание, ни кормление — кроха «сучит» ножками и кричит, не реагируя ни на что. Что делать? Во-первых, организовать чаду «грелку», уложив его животиком на собственный живот. Во-вторых, использовать газоотводную трубочку, массаж пузика, упражнение «велосипед» и специальный чай (обычно таких нехитрых манипуляций хватает, чтобы успокоить животик и самого малыша). Ну и не забывайте, что после кормления ваше чадо следует немного подержать в вертикальном положении (10-20 мин.).
  7. Температура
    Эту причину обнаружит каждая заботливая мама. Температура может подняться у крохи из-за прививки, болезни, аллергии и пр. Что делать? В первую очередь, посоветоваться с вашим доктором. И уже вместе с ним выбрать препарат, который будет наименее вредным и максимально эффективным (+антигистаминное средство). Но главное – выяснить причину температуры. Не следует сразу бросаться к ребенку с жаропонижающим, едва ртутный столбик поднимется выше 37 градусов – сбив температуру, вы можете «смазать» картину, свойственную, например, серьезной аллергической реакции. Поэтому вызов врача – первое ваше действие. В процессе ожидания врача рекомендуется надеть малышу легкую х/б одежду и поить водичкой либо едва подслащенным чаем. Читайте также: .
  8. Некомфортная одежда (слишком тесная, наличие швов или пуговиц, складки пеленок и пр.)
    Что делать? Проверьте кроватку малыша – гладко ли заправлена пеленка, простынь. Не мешают ли малышу лишние детали на одежде. Не гонитесь за «модными» обновками – одевайте малыша в удобную и мягкую х/б одежду, соответственно возрасту (швы наружу!). На ручки (если вы не приверженец строгого пеленания) наденьте х/б рукавички, чтобы кроха себя случайно не поцарапал.
  9. Ребенок устал лежать в одном положении
    Каждой молодой маме нужно помнить, что малыша время от времени (регулярно) следует переворачивать с одного бочка на другой. От одной и той же позы кроха устает и начинает плачем требовать «перемен». Если чаду не требуется смена подгузника, то просто переверните его на другой бочок и покачайте кроватку.
  10. Малышу жарко
    Если ребенок слишком укутан, а в комнате жарко, то на коже малыша могут появиться покраснения и потница (сыпь). Измеряйте температуру – она может повыситься от перегрева (который не менее вреден, чем переохлаждение). Оденьте малыша соответственно температуре – тонкие пеленки/распашонки и чепчики, никакой синтетики. И если есть такая возможность – старайтесь не надевать крохе в жару памперсы.
  11. Малыш мерзнет
    В этом случае чадо может не только плакать, но и даже икать. Проверьте кроху – не прохладная ли у него спинка, животик и грудь. Если ребенок действительно замерз — укутайте его потеплее и укачайте. Специалисты советуют укачивать ребенка в кроватке или в коляске: мамины объятья будут кстати в периоды бодрствования, а приучать чадо к рукам – чревато бессонными ночами родителей на очень долгое время (отучить будет чрезвычайно сложно).
  12. Отит или воспаление на слизистой рта
    В данном случае крохе просто больно глотать молоко. В итоге он отрывается от груди, едва сделав глоток, и громко плачет (причем плач наблюдается не только при кормлении, но и в другое время). Осмотрите рот малыша и ушки, и вызовите врача, если есть подозрение на отит. Назначать лекарственные средства от воспалительных явлений во рту также должен исключительно доктор.
  13. Запор
    Лучшая профилактика – кормить чадо грудью (не смесями), регулярно давать малышу водичку, всегда подмывать после дефекации. Если все же эта неприятность случилась, используйте специальный чай и газоотводную трубочку (не забудьте ее смазать детским кремом или маслом) – как правило, этого достаточно, чтобы облегчить состояние и вызвать опорожнение кишечника (трубочку ввести на глубину 1 см и осторожно поводить взад-вперед). Если не помогло, аккуратно введите в задний проход крохи маленький обмылок детского мыла и немного подождите. Читайте также:
  14. Боль при мочеиспускании или дефекации
    Если на половых органах ребенка или анусе имеется раздражение от долгого нахождения в подгузниках, аллергическая сыпь, реакция на соединение мочи и кала (самая «болезненная» и вредная), то процесс дефекации и мочеиспускания будет сопровождаться болезненными ощущениями. Старайтесь не допускать такого состояния кожи у малыша, регулярно меняйте памперсы и подмывайте свое чадо при каждой смене подгузника.
  15. Режутся зубки
    Обратите внимание на следующую «симптоматику»: обсасывает ли активно малыш свои пальцы, игрушки и даже прутья кроватки? Не «наяривает» ли интенсивно соску бутылочки? Повысилось ли слюноотделение? Не набухли ли десны? А может, и аппетит пропадает? Появление зубов всегда сопровождается дискомфортом и бессонными ночами родителей. Обычно зубки начинают резаться с 4-5 месяцев (возможно и с 3-х – при вторых и последующих родах). Что делать? Дайте крохе пожевать колечко-грызунок, помассируйте десны чистым пальцем или с помощью специального массажного колпачка. Не забывайте (в особо «бессонных» ситуациях) и про мазь, которая создана как раз для такого случая.

Ну и, помимо вышеперечисленных причин, стоит еще отметить естественное желание ребенка быть ближе к маме, страх одиночества, внутричерепное давление, метеозависимость, желание бодрствовать и пр.

Старайтесь чаще гулять с крохой, берегите его нервную систему от перевозбуждений, следите за соответствием его одежды погодным условиям и комнатной температуре, проверяйте кожу малыша на наличие покраснений и прочищайте носовые проходы, ставьте спокойную классическую музыку, пойте песни и вызывайте доктора, если разобраться в причинах упорного и продолжительного плача самостоятельно не можете .

Что делать, если подавился ребёнок, должна знать каждая мама. Так как случись такое, важна будет каждая минута.

Но для начала надо твердо усвоить, чего не надо делать.

Ненужные и нужные действия

Угрожаемые ситуации зачастую создают родители ребёнка. Режутся зубки, и грудной ребёнок пытается грызть всё, что попадает в поле зрения. Зачем ему грызть игрушки, можно ведь занять кроху полезным и вкусным яблоком или морковкой, или огурцом. Так думают многие мамы-папы-бабушки. Они ведь рядом, что может случиться? Случается, к сожалению, за секунды.

Если у грудного ребёнка показался хотя бы кончик молочного зуба, он обязательно отгрызет кусочек от яблочка.

Засмеялся, заплакал – и вот уже грудничок подавился едой.

Детям постарше могут попасть в руки мелкие детали от игрушек, а ведь малыши всё исследуют и на вкус. И даже просто что-то жуя, ребёнок может засмеяться или заплакать, вдохнуть с полным ртом и поперхнуться. Нередко необходимо оказывать помощь, когда ребенок подавился конфетой.

И всё же, как бы мы ни старались, надо быть готовыми к любой ситуации.

Если ребёнок подавился и задыхается, не теряем время и приступаем к оказанию неотложной помощи:

  • если малыш подавился, но при этом кашель сохранен, кожный покров не синий (частичная обструкция), срочно вызываем скорую помощь;
  • а если вы видите синюшность кожи, слабость, неэффективный кашель, хрипы, при вдохе втяжение межрёберных промежутков (обструкция дыхательных путей с нарушением дыхания), если ребёнок не может ни говорить, ни кашлять, ни дышать (обтурация) – приступайте незамедлительно к оказанию помощи.

Попросите помощи у кого-нибудь, чтобы вызвать неотложку. Если некому, а ребёнок синеет, сначала оказывайте первый этап помощи и потом только вызывайте бригаду медиков.

Первая помощь ребёнку до 1 года

Первая помощь ребёнку от 1 года до 8 лет

Ребёнку старше годовалого возраста помощь оказывается немного по-другому.

  1. Вы удерживаете его на своём бедре, животом вниз, голова ниже туловища.
  2. Наносите удары основанием ладони (5 раз) между лопатками.
  3. Переворачиваете на спину и быстро (одно нажатие в секунду) нажимаете на грудину по линии, проходящей между сосками, также 5 раз.
  4. После этого осматриваете ротоглотку, если видите инородное тело, пробуете его удалить.
  5. И в случае успеха начинаем делать ребёнку искусственное дыхание. Для этого вы производите 5 вдохов «рот в рот» или «рот в нос». Голова ребёнка при этом не должна быть закинута чрезмерно.
  6. Повторяете весь цикл сначала до удаления инородного тела.

Первая помощь ребёнку старше 8 лет

  1. Необходимо встать позади ребёнка.
  2. Если вы значительно выше, становитесь на колени, обхватываете его руками в области талии и, надавив на живот, делайте сильные толчки, как бы выталкивая инородное тело вверх. Повторяем 5 раз. Такой способ называется приём Геймлиха.
  3. Если ребёнок лежит, то используем положение «всадника» и делаем резкий толчок крестообразно сложенными ладонями в направлении вверх от солнечного сплетения к груди. Повторяем 5 раз.
  4. Если обнаружили инородное тело в ротовой полости, то удаляйте его и начинайте делать искусственное дыхание.
  5. При неэффективности – делаем 5 ударов между лопатками, затем переворачиваем и делаем 5 ударов по грудине, потом искусственное дыхание.
  6. Продолжать, чередуя, до приезда медицинской помощи.

Бывают ситуации, когда в период прорезывания зубов и активного слюноотделения, лежа на спине, ребёнок «давится слюной».

Тут мероприятия практически идентичны действиям при попадании инородного предмета:

  • размещаете младенца на своём предплечье животом вниз, при этом голова ниже туловища;
  • наносите основанием ладони 5 ударов между лопатками;
  • переворачиваете ребёнка на спину на руку, которой наносили удары, и делаете двумя пальцами 5 толчков в грудную клетку, на один палец ниже линии сосков;
  • при неэффективности – искусственная вентиляция лёгких.

Если ребёнок захлебнулся?

Ребёнок захлебывается в разных ситуациях: купался в ванной, летом в небольшом бассейне или в открытом водоёме, упал в воду или пил и вдохнул.

Помощь оказываем также незамедлительно, как и в вышеописанных случаях.

  1. Необходимо на бедро своей ноги положить ребёнка вниз лицом и надавить несколько раз на его спину. Это делается для того, чтобы удалить жидкость из ротоглотки и дыхательных путей.
  2. Проверить, нет ли во рту постороннего содержимого или рвотных масс.
  3. После чего следует оказывать помощь по общим принципам:
  • обеспечиваем проходимость дыхательных путей: ребенок на спине, разогнута шея, нижняя челюсть выдвинута, вытянут кончик языка;
  • делаем искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Новорождённому и грудничку не нужно чрезмерно разгибать шею, это может затруднить проходимость в узких дыхательных путях, достаточно подтянуть подбородок вверх.

При правильной технике искусственного дыхания должна равномерно подниматься грудная клетка ребёнка при вдохе, если же этого не происходит или надувается живот, то воздух в лёгкие не попадает.

Соотношение числа вдохов и компрессионных движений: 2 вдоха и 15 нажатий на грудину. Деткам до года массаж делается двумя пальцами, ладонью только после года. Точка приложения – грудина, по линии между сосками;

  • не прекращаем оказывать помощь до приезда скорой.

После того, как ребёнок пришёл в себя, не отказывайтесь от госпитализации, так как возможны отдаленные последствия, которые могут проявиться в виде отёка лёгких в течение 72 часов после попадания жидкости в лёгкие.

Всегда следует помнить, что когда ребёнок подавится или захлебнётся, времени зайти в интернет и почитать, что же делать, у вас не будет. Дорог каждый миг. И неважно, каков возраст малыша. Его жизнь будет зависеть от быстроты вашей реакции. И единственное, что можно сделать заблаговременно, – получить необходимые навыки первой помощи, чтобы внезапно возникнувшее удушье у ребёнка не вызвало растерянность и панику.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх