Как узнать, есть ли у ребенка отклонения от нормы. Раздел I Как определить, что ребенок заболел? Как наблюдать за ребенком

Родители маленьких детей всегда хотят накормить их чем-нибудь вкусным и полезным. Именно по этой причине вопрос введения прикорма возникает у них уже на 3-4 месяце жизни ребенка. Но стоит ли так спешить? Может, лучше немного подождать и позволить себе насладиться временем, когда не нужно постоянно стерилизовать бутылочки, варить смеси и кашки, опасаясь возможной некачественности продуктов? Настанет такой день, когда вы сможете сами убедиться в том, что ваш маленький кроха нуждается в дополнительной пище и готов к ней. Определить это вам помогут 10 признаков.

Признаки готовности малыша к прикорму

Развитие детей одного возраста не всегда бывает одинаковым. У кого-то малыш научился держать головку в 3 месяца, а у кого-то ребенок умел это делать уже в 2 месяца. У каждого ребенка есть присущие только ему особенности организма, свой характер и свой темп развития. Это зависит не только от наследственных факторов — здесь имеют влияние протекание беременности, роды, а также уход за малышом. Поэтому определить возраст ребенка, готового к прикорму, в конкретных цифрах нельзя.

Специалисты придают значение только двум факторам, свидетельствующим о готовности ребенка принимать новую для него пищу это:

  1. Созревание нервной системы и головного мозга ребенка.
  2. Готовность желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) малыша.

Когда оба фактора совпадают по времени, можно говорить о том, что малыш к прикорму готов. Убедиться же в наличии этих факторов помогут следующие признаки:

  1. Возраст малыша . После того, как ребенку исполнится 4 месяца. То же самое касается и недоношенных детей, с одной лишь поправкой – их готовность рассчитывается на основании гестационного возраста. Это означает, что если рожденный в положенный срок ребенок начинает получать прикорм после 17 недель, то недоношенный малыш, рожденный на 4 недели раньше, может получать прикорм только на 21 неделе после своего рождения;
  2. Вес . С момента рождения малыша его вес увеличился в 2 раза. Если ребенок недоношенный – его вес должен превышать вес при рождении в 2,5 раза;
  3. Рефлекс выталкивания языка . Чтобы ребенок мог брать еду с ложечки, он не должен совершать рефлекторных выталкивающих движений языком, которые являются врожденными и защищают малыша от попадания в рот случайных предметов. Если рефлекторные движения при проверке еще присутствуют, то прикармливать еще рановато. Чтобы проверить наличие этого фактора, дайте малышу попить из ложечки. Если вода не окажется на подбородке - ребенок готов к прикорму. Это важный момент, так как при введении прикорма еду следует давать из ложки, чтобы пища обрабатывалась выделяемой слюной ребенка и легче переваривалась в его желудке;
  4. Способность сидеть . Ребенок должен хорошо сидеть и держать головку. Если малыш плохо сидит и не может уверенно управлять движениями головы, чтобы в нужный момент отодвинуться или отвернуться, отказываясь от еды, прикармливать еще рановато. Малыш может продемонстрировать отказ от пищи и нежелание есть;
  5. Нехватка основного питания . Если ребенок за одно кормление полностью высасывает все молоко из двух грудей и остается все еще голодным, а малыш-«искусственник» не наедается одним литром смеси в течение дня – прикорм просто необходим (также если интервал между приемами пищи начинает сокращаться);
  6. Малыш все тянет к себе в рот, даже несъедобные предметы;
  7. Ребенок должен уметь вытягивать вперед нижнюю губу , чтобы брать еду с ложечки и уметь двигать языком вверх-вниз и вперед-назад. Кроха открывает рот, когда подносят ложку с едой;
  8. Ребенок способен захватить языком комочки пищи и продвинуть их вглубь рта. Ребенок овладел навыками жевания;
  9. Появление первых зубов;
  10. Проявление интереса к еде родителей и попытки попробовать ее на свой вкус . Малыш, следящий за тем, как вы едите и делающий попытки стянуть у вас кусочек, обычно уже готов к началу прикорма.

Однако не стоит ожидать непременного проявления всех вышеперечисленных признаков для того, чтобы начинать вводить прикорм малышу. Достаточно будет наличия большей части приведенных признаков. Предварительная консультация у педиатра должна быть обязательна – только врач сможет подтвердить, что ваш малыш готов к новой пище и грамотно расписать его будущее меню.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Памятка родителям:

  1. Вводить прикорм можно, только когда ребенок абсолютно здоров.
  2. Прикорм рекомендуется вводить во время второго кормления.
  3. Любая пища для ребенка должна быть теплой и давать ее следует до основного кормления грудью или детской смесью.
  4. Кормить малыша нужно только с ложечки. Если вы впервые даете ребенку пюре из овощей, его можно смешать с молочком и покормить малыша из бутылочки. Это облегчит привыкание ребенка к новым для него продуктам и вкусовым ощущениям (читаем также: ).
  5. Любую новую кашку или пюре сначала следует давать малышу по четверти ложки, увеличивая количество прикорма до соответствующей порции в течение двух недель.
  6. Первый прикорм желательно делать из типичных для вашего региона овощей и фруктов в виде пюре. Для африканского малыша первый прикорм из бананового пюре будет наиболее предпочтительным, в то время как для грудничка из России абсолютно идентичное пюре может стать причиной плохого самочувствия и расстройства пищеварения.
  7. Не стоит давать крохе новый продукт, до тех пор, пока он не привыкнет к старому. После того, как малыш попробовал какое-то новое блюдо, следующее рекомендуется вводить через 2 недели.
  8. Первый прикорм – только в виде пюре и только из одного вида фруктов или овощей. Так вы сможете узнать, в случае необходимости, на какой продукт у вашего ребенка есть аллергия.
  9. Пюре вначале введения прикорма должно быть жидковатым и напоминать по своей консистенции густое молоко. С каждым разом количество жидкости нужно уменьшать, приближая вид пюре к его естественной плотности.
  10. Если вы решили давать малышу уже готовое детское питание, обращайте внимание на два момента. Первый - дата изготовления. Все должно быть максимально свежим, иначе ребенок может отравиться. Второй момент - состав. Чтобы исключить возможность аллергической реакции и несварения желудка, в выбранном средстве не должны присутствовать соли, сахарозы, сахара, декстрозы.

Когда первый прикорм следует отложить на одну-две недели?

  • Ребенок болен;
  • Активно режутся зубы, малыш капризничает, плачет, температурит;
  • Семья с младенцем путешествует, часто переезжает с места на место, недавно сменилось место жительства;
  • Кроха привыкает к изменениям в жизни семьи: мама вышла на работу, в доме появилась няня;
  • Первые пробы продуктов прикорма дали негативную реакцию (появился понос, высыпания на коже и т.п.);
  • Была сделана прививка.

Как в домашних условиях определить, нормально ли развивается ребенок.

Замедленное развитие ребенка может проявляться по-разному. Является ли развитие ребенка отклонением от нормы – это определяет визит к психологу. Однако грамотные врачи не вынесут подобного заключения, пока ребенку не исполнится 7–8 лет. Поспешные выводы врачей выделяют ребенка из социальной школьной группы, и ребенок начинает ощущать на себе все прелести насмешек и отчуждения. Неполное развитие высших психических функций носит временной характер и может лечиться. Задержку психического развития ребенка можно искоренить полностью, главное для этого начать вовремя заниматься с ребенком.

У кого может быть
Самое опасное и трудно поддающееся лечению неправильное развитие ребенка связано с органическими поражениями мозга. Такое поражение может быть результатом какого-либо заболевания, которым ребенок переболел еще в утробе матери. Инфекционная болезнь приводит к тому, что некоторые клетки как бы засыпают. Часть из этих клеток еще может работать, а другая никогда не сможет включиться в обычный ритм работы головного мозга. При органических задержках развития ребенка не обойтись без помощи медикаментов. Усилить задержку развития ребенка можно, если постоянно не находить время на ребенка и только бояться за него.

Симптомы задержки развития
Можно ли самостоятельно в домашних условия без помощи специалистов определить, нормально или ненормально развитие ребенка? Наиболее заметно любое отклонение от нормального развития становится в более взрослом возрасте. Подозрения могут закрасться где-то в 3 года. К 4 годам дети, как правило, проходят консультации у логопеда или невролога. К 5–6 годам ребенок уже должен не только хорошо говорить, но и логически мыслить и проявлять свои эмоции. Наблюдение за развитием ребенка поможет понять, если ли у крохи задержка психического развития. Для этого нужно просто играть с малышом.

Для ребенка 10 месяцев
Лучше не ждать, когда ребенку исполнится 4 года, а наблюдать за его развитием и вычислять, все ли в норме. Игра в прятки поможет показать своевременное ли развитие ребенка, или нет. Как играть в прятки, знают все. Для этого нужно просто спрятать от ребенка какую-то вещь, игрушку, причем делается это при ребенке, чтобы малыш видел, куда мама положила предмет. Ребенок в 9–10 месяцев должен показать себя уверенным добытчиком, первооткрывателем, показав маме, где лежит Нофилет, поскольку ребенок в этом возрасте понимает, что игрушка не может исчезнуть просто так. В этом возрасте происходит формирование мыслительных навыков, хотя и простейших.

Тест для детей 1–3 лет
В возрасте 1–1,5 лет нужно произвести оценку речевой и двигательной активности ребенка, что поможет выявить проблему своевременно. Детское развитие можно проверить при помощи новой игрушки. Ребенок развивается нормально, если проявляет повышенный интерес к новой игрушке, следит за ней, пытается ухватиться за нее, что-то бубнит под нос. Если ребенок не проявляет в этом возрасте интереса ко всему, что его окружает, то время бить тревогу. В 2–3 года можно провести следующее испытание. Предложить ребенку собрать кубики, чтобы они подходили друг к другу по отверстиям. Если ребенок не сможет решить это задание, нужно обратиться к врачу.

Ребенок 3–5 лет и 5–6 лет
Проверить уровень интеллектуального развития ребенка в этом возрасте можно при помощи речи ребенка. Полную диагностику его речевых способностей может произвести только логопед, но можно предпринять кое-что и самому. Это можно сделать легко, просто попросив ребенка рассказать, что такое компьютер, пылесос, гроза, закат, транспорт? Конечно, незнание этих вещей – еще не повод диагностировать у ребенка задержку психологического развития, может это просто маленький кругозор ребенка. В 5–6 лет признаки отклоненного развития становятся более явными, к ним относят проблемы со счетом, не понимание, где один, а где два, незнание цветов, отсутствие интереса к деятельности, которая способствует самовыражению ребенка.

Представь себе такую картину: твой сын 5-ти лет от роду просто одержим динозаврами. Он знает абсолютно все их названия (даже если они состоят из 5 слов), знает, где эти звери обитали и чем питается каждый представителей из вида. Это одаренный ребенок?

Также у тебя есть еще один малыш. Младше на год. Он не может долго сосредотачиваться на одном деле, ужасно неусидчив, плохо запоминает то, что происходит на занятиях в детском саду. Если сравнивать его старшим ребенком, то он кажется очень медлительным и неактивным. Но стоит ли его сравнивать? Как узнать одаренность своего чада?

Родители могут подумать, что их ребенок одарен, когда малыш хорошо все запоминает или проявляет нестандартное для своего возраста мышление.

Но часто случается, что дети, которые в малом возрасте имели все задатки гениальности, в будущем становятся обычными людьми. И наоборот, те, кого в школе порицали и считали даже умственно отсталыми, могут в будущем превратиться в Нобелевских лауреатов. Примеров этому масса.

Менделеев не мог поступить в университет и несколько раз подряд «завалил» экзамены по химии. Элтона Джона в Академии юных музыкальных дарований считали полной бездарностью и, благодаря вере его мамы в талант своего ребенка, он стал гениальным музыкантом. Томас Эдисон был исключен из первого класса школы, так как учителя считали его умственно отсталым, и его образованием занималась мама. В итоге вырос гениальный физик и инженер, придумавший первую лампу накаливания и усовершенствовавший телеграф и телефон. Альберта Эйнштейна тоже считали умственно отсталым: он поздно начал разговаривать, ни с кем не общался, а учителя были уверены, что из него ничего путного не получится.

Для того, чтобы развивать талант своего ребенка, нужно четко знать, что ты ищешь.

Можно пройти специальное тестирование у специалистов, которое стоит немало денег. А можно просто внимательней понаблюдать за своим чадом, чтобы выделить основные характеристики гениальности. Когда можно считать ребенка гением?

Согласно наблюдениям специалистов, можно выделить несколько признаков одаренности маленького человека. Это:

  1. Необычная, как для ребенка, проницательность и любознательность;
  2. Превосходная ступень суждений и рассуждений;
  3. Способность малыша видеть связи между понятиями;
  4. Раннее умение читать;
  5. Большой словарный запас;
  6. Острая наблюдательность;
  7. Сильно развитое чувство этики и моральных ценностей;
  8. Отличное чувство юмора;
  9. Быстрое овладение базовыми навыками;
  10. Проявление особых способностей в одной или нескольких областях, таких как музыка, искусство, наука, языки, компьютерная грамотность или математика.

Чтобы определить, не отстает ли ваш малыш в развитии, показателей его роста и веса недостаточно. Есть еще множество других критериев (лингвистические и моторные навыки), позволяющих понять, «правильно» ли растет ребенок. В первый месяц жизни новорожденные начинают издавать звуки, в три — поднимать головку в положении лежа на животике, в четыре — они реагируют на ваш голос, улыбаясь.

Безусловно, родителям интересно и полезно наблюдать за этими этапами роста малыша, по ходу отмечая и другие очевидные признаки его взросления, такие как двигательные (моторные) и разговорные навыки. Однако не спешите сравнивать успехи малыша с другими детьми, ведь каждый ребенок индивидуален. К примеру, кто-то начинает ходить в 9 месяцев, а кто-то лишь с 11 месяцев. Дети обычно переходят последовательно от одного этапа развития к другому. Тем не менее каждый ребенок преодолевает этот путь по-своему. Некоторые дети могут активно развиваться в одном направлении, например языковом, и отставать в другом, например в сенсорном и двигательном развитии.

Специалисты предлагают для родителей следующее:

✓ Для улучшения развития основных двигательных навыков:

Не бойтесь положить ребенка на животик, чтобы дать ему возможность развивать мышцы шеи и спины;

Убрав с пола опасные предметы (стулья с острыми углами, электроприборы, провода и т. д.), посадите малыша на пол, тем самым предоставив ему возможность изучать и исследовать пространство и свои возможности;

Если в доме есть дети постарше, дайте им возможность поиграть на улице, где они смогут прыгать и бегать, не мешая новорожденному.

✓ Для улучшения мелких двигательных навыков:

Предложите малышу игрушки различного цвета, формы, структуры, чтобы дать ему возможность анализировать и запоминать «впечатления» пальцев;

Позаботьтесь о пазлах, конструкторах, бумаге с красками и пластилине в соответствующем возрасте.

✓ Для развития разговорных навыков:

Слушайте с ребенком музыку, лучше конечно же классическую;

Разговаривайте с малышом;

Читайте ему вслух;

Показывая рисунки в книжке, обязательно приговари-вайте названия предметов, персонажей и др.

✓ Для улучшения социального взаимодействия:

Улыбайтесь и смейтесь вместе с ребенком;

Ограничьте время, которое проводите у телевизора, и поиграйте с малышом.

Итак, как отличить ребенка, которому просто нужно немного больше времени, от того, кто по-настоящему отстает в развитии?

Медики считают, что нарушения в развитии присутствуют в том случае, когда ребенок, взрослея, не может делать то, что делают дети младше его.

Несмотря на то что у каждого ребенка свой ритм развития, есть определенные умения и навыки, которыми малыш должен владеть в определенном возрасте.

Обычно в процессе развития рассматривают пять основных категорий:

физическое развитие,

когнитивное развитие (то есть все, что относится к мышлению и аргументированию),

➧ эмоциональное и социальное развитие,

языковое развитие,

➧ сенсорное и двигательное развитие (последнее делится на основные и вто-ричные моторные навыки).

Как понять, что ребенок шевелится в животе, на что это похоже? Бабочки, рыбки, пузырьки – с чем только ни сравнивают будущие мамочки свои ощущения от первых прикосновений малыша, находящегося внутри живота. Этого трепетного момента ждут с нетерпением и очень часто выдают желаемое за действительное. Уж очень хочется поскорее ощутить физически присутствие жизни в своем теле. И конечно, с возможностью ощущать движения плода начинается новый этап во взаимоотношениях мамы и дитя. Ведь теперь возможна полноценная обратная связь.

Эмбрион начинает двигаться на 8 неделе внутриутробного развития. Размеры его еще очень малы. И естественно, что беременная женщина не имеет возможности ощутить манипуляции плода. Возможным это становится лишь при достижении сроков беременности 18-20 недель. Это средний показатель. Для первородящих и крупных женщин можно прибавить пару недель. Для худеньких и опытных мам, напротив, сократить на 10-15 дней.

Очень часто женщины, беременные первым ребенком, задают волнующий их вопрос – как же понять, шевелится ли ребенок в животе или это что-то другое. На что чаще всего получают ответ, что это ни с чем не перепутать. Но, увы, нередко будущая мама принимает за шевеления плода процессы, происходящие в брюшной полости. Ведь, что уж тут скрывать, и не беременные, и даже мужчины иногда отмечают у себя в животе и пузырьки, и бабочек.

Что же тогда делать? Как заметить первые шевеления плода при беременности и не ошибиться? Ведь здесь важен не только личный интерес. День «икс» следует запомнить и сообщить вашему врачу. Обычно гинеколог предупреждает об этом уже с 15-16 недели. Это один из показателей нормально развивающейся беременности. Утверждают, что с помощью этой даты можно высчитать и день родов. Для этого необходимо прибавить 20 недель. По другим наблюдениям число месяца с отмеченным первым движением ребенка совпадает с датой родов, спустя положенные месяцы, естественно.

Во-первых, не нужно напряженно ждать, начиная с 14-15 недели, прислушиваясь к каждому изменению в животе. Всему свое время. Просто на этом этапе развития плод совсем крохотный и телодвижения его еще слабы, чтобы вы смогли их реально ощутить. Врачи и вовсе не принимают всерьез заявления о замеченных шевелениях раньше времени.

Во-вторых, сигналов от малыша нужно ждать на участке живота от лобковой кости до пупка. Все, что выше или сбоку – ваш кишечник или еще какой-либо орган. Именно здесь, в районе лона, пока находится плод на этом сроке. И именно здесь можно почувствовать, когда ребенок начинает шевелиться - это легкие касания, щекотки, лопающиеся пузырьки, а иногда и толчки.

В-третьих, можно спровоцировать малыша на повторные движения, чтобы убедиться, что это не перистальтика. Для этого можно лечь на спину и расслабиться. «Пузожители» не очень любят такую позу мамы и реагируют на нее. Еще шевеления активизируются сладостями. Глюкоза дает дополнительную энергию малышу, и он обычно начинает тренировку. Чувствовать своего ребенка с утробного периода и после рождения – это особое ощущение и одна из главных задач матери. Ведь это так необходимо и детям, и их родителям. На этом строится взаимопонимание.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх