Когда ребенка можно ставить на ножки, чтобы не навредить его здоровью. Когда ребенка можно ставить на ножки

Особенности развития ребенка от рождения и до года.

Жизнь ребенка до годовалого возраста — самый активный период, когда он быстро развивается: учится держать головку и переворачиваться, гулить, сидеть, ползать, ходить, говорить некоторые слова… К этому всему нужно относиться с высоким уровнем ответственности, так как от правильности формирования умений и будет зависеть дальнейшая адаптация к условиям современного мира.

Исходя из того, что каждый кроха развивается по индивидуальному плану(опережает развитие или же отстает от него), молодая мама обязана знать примерный возраст, когда должны проявляться новые умения, чтобы не пропустить появления возможных отклонений в развитии грудничка.

Развитие ребенка в 1 месяц

Это самое сложное время для молодой мамы, так как нужно привыкать к новой жизни, в которой есть маленький человечек, требующий заботы и внимания. В этот период малыш практически постоянно спит, таким образом он адаптируется к новым условиям жизни, активно растет и набирает вес.

Грудное вскармливание первого месяца

Грудное молоко — самая лучшая еда для крохи. С ней ребенок получает все необходимые витамины и питательные вещества, которые нужны для полноценного развития. За первый месяц малыш набирает в среднем — 600-700 г.

ВАЖНО: В случае, если мама не может кормить ребенка грудным молоком, его нужно заменить на специальную адаптированную смесь!



Когда ребенок начинает держать головку, узнавать голос мамы?

Если на протяжении первых недель жизни, во время активного бодрствования, он может беспорядочно размахивать ручками со сжатыми кулачками, а также поджимать ножки к животику, то в месячном возрасте у ребенка начинают появляться уже новые умения.

В месячном возрасте малыш способен:

  • на несколько секунд удерживать головку;
  • фокусировать взгляд на лицах родителей или ярких предметах;
  • издавать некоторые звуки;
  • прислушиваться к различным звукам и голосам людей;
  • узнавать голос мамы и ее запах;
  • плачем указывать на дискомфорт (колики, чувство голода).

Видео: Что умеет ребенок в 1 месяц? Развитие малыша

Развитие ребенка в 2 месяца

Это активный период в развитии ребенка, его рост увеличивается на 2-3 см, а вес — на 700-800 г. Он начинает немного меньше спать, больше кушать, рассматривать окружающие предметы.

Молодые родители часто задают вопрос — когда ребенок начнет держать головку и гулить?! Так вот, двухмесячный малыш способен уже поднимать и недолго держать головку за счет окрепших шейных мышц, а также издавать агукающие звуки.

Когда ребенок начинает гулить, улыбаться, тянуть ручки, различать цвета?

Особенности развития ребенка в 2-х месячном возрасте:

  • начинает гулить;
  • поднимает голову, держит ее несколько секунд;
  • может улыбаться;
  • реагирует на гримасы родителей;
  • пытается тянуть ручки к интересующему предмету;
  • успокаивается во время сосания груди;
  • начинает различать цвета, которых для него раньше не существовало.


Развитие ребенка в 3 месяца

Третий месяц характеризуется развитием новых умений, которых раньше не было. Малыш с большим интересом относиться к окружающим вещам и предметам, меньше спит в дневное время. Способен держать головку, лежа на животике поднимается на предплечья, агукает и лепечет.

Когда ребенок держит погремушку, вынимает соску изо рта, тянется к игрушкам?

Умения ребенка в 3 месяца:

  • держит головку;
  • издает различные звуки, реагирует на слова мамы, гулит;
  • может опираться на предплечья;
  • вынимает соску из ротика, вставляет ее обратно;
  • поворачивает головку;
  • улыбается;
  • ручками тянется к предметам;
  • реагирует на звуки и посторонние шумы;
  • может удерживать погремушку.

Видео: Развитие ребенка в 3 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца

В конце этого периода ребенок становится тяжелее еще на 700-800 г, а его рост увеличивается на 2-3 см.

Когда ребенок поднимается на ручках, берет в руки игрушки, узнает маму, реагирует на свое имя?

Когда ребенку исполнится четыре месяца, он уже способен:

  • самостоятельно держать головку;
  • подниматься на ручки;
  • реагировать на звуки, поворачивать голову, искать источник звука;
  • брать игрушки в ручки, рассматривать их, тянуть в рот;
  • узнавать маму;
  • ручками придерживать грудь во время кормления;
  • подниматься, чтобы сесть;
  • реагировать на свое имя;
  • смеяться, произносить слоги.

С каждым последующим месяцем набор веса будет уменьшаться, так как ребенок начинает вести более активный образ жизни.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Этот период становится началом нового этапа в развитии ребенка. Он уже активно переворачиваться с животика на спинку, и наоборот, быстрее познает окружающий мир.

Когда ребенок начинает самостоятельно переворачиваться, сидеть с опорой, произносить слоги, смеяться?

В этом возрасте кроха также умеет:

  • сидеть с опорой;
  • уверенно произносить звуки и слоги;
  • смеяться;
  • отличать родных людей от чужих;
  • плакать, когда ему не хватает внимания;
  • сосать пальчики на руках и ногах.

С каждым днем ребенок становится все интереснее и взрослее, маме нужно уделять крохе как можно больше своего внимания, чтобы не пропустить важные моменты его развития.


Развитие ребенка в 6 месяцев

В шестимесячном возрасте движения ребенка становятся еще более уверенными. Он активнее и настойчивее начинает проявлять свой характер.

Когда ребенок начинает сидеть, становиться на четвереньки, отличать имена, произносить слоги?

Он может:

  • садиться без помощи;
  • сидеть с опорой;
  • перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • становиться на четвереньки, когда лежит на животике;
  • произносить слоги «ма», «па»,»ба»;
  • тянуться руками к родителям и интересующим вещам;
  • отличает имена, поворачивает головку, когда произносишь его имя.

Видео: Что умеет ребенок в 6 месяцев? Календарь развития малыша

Развитие ребенка в 7 месяцев

В этот период кроха начинает еще больше проявлять свою активность и интерес к окружающему миру. С каждым днем у него появляются какие-то новые умения. Маленький непоседа уже не может лежать на одном месте, он быстро переворачивается со спинки на животик, и обратно.

В этом возрасте в рационе крохи появляются новые продукты — творожок и мясо, которые так важны для развития всего организма и формирования зубов.

Когда ребенок начинает сидеть, вставать на ножки, рассматривать книжки?

В 7 месяцев ребенок уже ведет активный образ жизни. Он больше двигается, старается познать что-то новое и интересное.

В этом возрасте малыш может:

  • самостоятельно садиться на попу, сидеть без поддержки;
  • вставать на ножки (держась за опору);
  • ходить с поддержкой мамы;
  • ползти, чаще всего в противоположную сторону;
  • активно играть в игры для развития моторики ручек (напр. «Сорока»);
  • выговаривать разные звуки;
  • запоминать части своего тела,показывает где его носик, ротик, глазки и т. д.;
  • держать кружку во время питья;
  • долго рассматривать яркие картинки, иллюстрации.


Развитие ребенка в 8 месяцев

С этого времени ребенка нельзя оставлять без присмотра, чтобы не допустить возможного травматизма из-за его активных движений.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, самостоятельно пытаться кушать, ходить по кроватке, танцевать под музыку?

Восьмой месяц отличается от всех предыдущих тем, что малыш может говорить первый слова — «мама», «папа», «баба», «дай». Помимо этого кроха также умеет:

  • передвигаться по кроватке, вдоль стен и предметов мебели, держась за них;
  • самостоятельно сидеть, вставать на ножки, долго стоять;
  • быстро ползать;
  • брать еду в ручки, класть ее в ротик;
  • приседать или пританцовывать под музыку.


Развитие ребенка в 9 месяцев

Совсем скоро ребеночек уже сделает свои первые шаги, так как все более увереннее стоит на ножках и ходит с поддержкой. В его поступках начинает проявляться упорство: падая, после неудачной попытки сделать шажок, он опять поднимается, чтобы повторить ее.

Когда ребенок начинает манипулировать взрослыми, понимать простые слова, повторять движения взрослых?

В 9-ти месячном возрасте к общему багажу знаний и умений малыша, добавляются новые. Кроха может:

  • манипулировать взрослыми при помощи своего плача;
  • показывать свое негативное отношение к купанию, чистке ушей, обрезанию ногтей;
  • повторять движения взрослых;
  • говорить некоторые слова, смысл которых понятен только родным и близким;
  • пить из чашки или стакана;
  • менять направление движения во время ползания по комнате.

Видео: Развитие ребенка в 9 месяцев. Как научить говорить ребенка?

Развитие ребенка в 10 месяцев

Этот возраст характеризуется началом «общения» с детками. Для ребенка становятся интересными их игрушки, коляски или вещи. Он пристально их рассматривает — знакомиться. При помощи мамы он уже может играться.

Когда ребенок начинает ходить, самостоятельно играть игрушками, понимать слово нельзя, называть игрушечных зверей?

Первые шаги своего ребенка можно увидеть уже в 10-ти месячном возрасте. Сначала он оторвется от опоры, сделает несколько шагов и упадет на попу, затем опять поднимется, опять упадет…

После нескольких неудачных попыток сделать шаг, начнут появляться уверенные шаги, после которых кроха не будет падать на попу.

  • В 10 месяцев ребенок может:
  • делать первые шаги и ходить;
  • быстро ползать, приседать, пританцовывать;
  • играться игрушками: бросать мячик, катать машинки, берет куклы в руки и т. д.;
  • запоминать название зверей, старается повторить их;
  • понимает значение слова «нельзя»;
  • показывает части тела, называть их.


Развитие ребенка в 11 месяцев

До первого дня рождения остается совсем немного. Малыш с каждым днем взрослеет, показывает свой характер, старается самостоятельно что-то делать (повторять движения за мамой).

Когда ребенок начинает показывать пальчиком, махать ручкой?

В 11-ти месячном возрасте ребенок уже может:

  • сидеть, ползать, ходить, подпрыгивать, приседать;
  • одевать носочки, шапку;
  • проявлять эмоции при виде знакомых людей, любимых игрушек;
  • радоваться новым игрушкам;
  • самостоятельно кушать и пить;
  • машет головкой — «да» и «нет»;
  • играется мелкими предметами (перебирает крупу, горошинки, бобы).

Развитие ребенка в 1 год

В этом возрасте практически все детки уже уверенно ходят без опоры или поддержки. Они становятся взрослыми, стараются самостоятельно познавать мир.

Когда ребенок начинает жевать, пить из кружки, кушать ложкой, ухаживать за игрушками, разбирать и собирать их?

В годовалом возрасте ребенок уже:

  • ходит, прыгает, бегает, приседает;
  • помогает одеваться, расчесываться, чистить зубки, умываться;
  • самостоятельно старается жевать твердую пищу, кукает ложкой;
  • проявляет свою заботу к куклам;
  • играется конструктором: собирает детали, разбирает их;
  • говорит легкие слова;
  • запоминает положение предметов и вещей;
  • кушает только ту еду, которая ему нравиться.

Первый год из жизни ребенка ознаменовался появлением новых умений, навыков и знаний. За это время кроха стал намного самостоятельнее, взрослее и увереннее в своих действиях. Впереди ждет еще много чего интересного, главное все это не пропустить из за постоянной занятости и различных проблем!!! Уделяйте своим детям больше внимания, для них это очень важно!!!

Видео: Развитие ребенка в 1 год Семья от А до Я

1.Начинай вовремя
Вовремя — это значит с периода новорожденности. Простейшие упражнения (без усилий гнем и вращаем всё, что сгибается и вращается), выкладывание на животик, массаж, купание в большой ванне — всем этим надо заниматься регулярно и с момента рождения.

2.Не торопи и не торопись
Каждому двигательному навыку свое время, но время это, а зачастую и очередность формирования навыков, индивидуальны. Медицинская наука выявляет вполне определенные закономерности, но пусть они волнуют врачей! Не получается — потерпите. Это не болезнь, с максимально возможной вероятностью — просто еще время не пришло. Не хочет садиться, не хочет переворачиваться, не хочет идти без маминой ручки — это почти всегда не проблема, связанная с телесным здоровьем ребенка, а проблема, связанная с психическим здоровьем торопящихся взрослых.

3.Обеспечь регулярность
Изо всех сил старайтесь сделать так, чтобы ребенок имел возможность для постоянных физических нагрузок. Нормально — это купание каждый день, прогулки каждый день, активные игры — каждый день. Ненормально и даже опасно — кубики, пирамидки и мультфильмы каждый день, а интенсивные прогулки по воскресеньям.

4.Избегай преждевременных вертикальных нагрузок на позвоночник
Не поощряйте сидение и стояние детей первого года жизни. Не запрещайте, но и не помогайте! Не помогайте садиться, не помогайте вставать! Всячески поощряйте и стимулируйте ползание. Не увлекайтесь вертикализирующими устройствами (ходунки и т.п.).

5.Сделай так, чтобы захотелось самому
Ваша задача — так организовать уход, игры и общение с ребенком, чтобы ему захотелось освоить некий двигательный навык. У вас в руках нечто яркое-симпатичное, и дитя уже протягивает ручки — потому что есть к чему протягивать! Положили на животик, а перед ребенком поставили красивую игрушку — вот мы уже и пытаемся доползти, потому что есть куда ползти и ради чего!

6.Безопасность, безопасность и еще раз безопасность!
Обеспечение детской безопасности всегда и везде — это вообще главное правило ответственного родительства. Накладки на острые углы, фиксаторы на дверцы шкафчиков, электрические провода и розетки, отсутствие доступа к горячему, острому, скользкому и т.д. и т.п. Особое внимание — безопасности глазами ребенка: опуститесь до уровня детских глаз, лягте на пол и оглянитесь — сразу увидите много интересного — острый угол мягкого дивана, торчащие провода и т.д.?

7.Создай условия
Обеспечьте жизненное пространство для реализации двигательной активности: уберите ненужную мебель, выделите место и обустройте спортивный уголок; нет места в доме, значит, пора во двор. Позаботьтесь о спортивном инвентаре — шведская стенка, кольца, перекладина, мяч, обруч, скакалка...

8.Будь примером
Копировать поведение взрослых — инстинктивная потребность всех детенышей без исключения. Не ленитесь — поползайте, подпрыгните, бросьте, пробежитесь, поприседайте — в общем, покажите, как надо. Да и вам это очень полезно!

9.Поощряй естественные движения
Человеческое тело вообще, конкретные мышцы и суставы в частности созданы Природой для выполнения совершенно определенных движений. Ползать, приседать, наклоняться, бросать, бежать, прыгать, — это естественные движения, ребенок готов к ним физиологически. Кувыркаться, садиться на шпагат, плавать — это движения неестественные, без них вполне можно обойтись. Это вовсе не означает, что они не нужны, но осваивать упомянутые навыки лучше под руководством специалистов.

10.Позаботься о спортивной форме
Хорошая спортивная форма позволяет не думать о ней и не замечать ее во время занятий. Натуральные материалы, ничего не давит и не трет, нигде не расстегивается и не сползает. Современный одноразовый подгузник — самый простой, доступный и удобный вариант спортивной формы для детей раннего возраста.

Первый шаги дочери или сыночка - это большой успех не только для малыша, но и для родителей. Каждый родитель ждет с нетерпением этого момента, а иногда и слишком стремительно. Но не стоит забывать, что все дети разные, и у каждого по-разному происходит развитие. Часто можно пронаблюдать двух малышей одного возраста, один начал ходить в 9 месяцев, но ничего не говорит до трех лет, а другой малыш опоздал с ходьбой, но в два года уже хорошо говорит. И примеров таких очень много. И к каждому ребенку нужен свой отдельный подход.

Многие родители хотят знать, в каком возрасте можно ставить малыша на ножки. Точного ответа невозможно дать, но есть моменты, которые необходимо знать. Многие специалисты утверждают, что не стоит торопить саму природу. Действительно, не следует нагружать позвоночник, иначе это приведет к последствиям. Это нужно помнить, если у малыша дефицит витамина D. Однако будет хорошо, если попытки малыша встать или сесть будут поощряться. С помощью игры, веселые и легкие упражнения принесут пользу растущему организму. Ползание очень важно для развития позвоночника. Массаж, грудное вскармливание, прогулки на свежем воздухе и любовь папы с мамой - очень полезны для полного развития малыша. И тогда малыш сам начнет учиться.

Многие ортопеды предупреждают родителей, что ставить на ноги малыша можно только после 10 месяцев, после того как окрепнет тазобедренный сустав и позвоночник, чтобы не возникали деформации скелета.

Другие врачи говорят о первых попытках встать, начиная с рождения, при этом используя шаговые рефлексы, которые начинают исчезать после 3-х месяцев. Нужно не забывать, что всегда надо учитывать особенности развития всего организма ребенка. Сколько врачей, столько и мнений, особенно о том, когда можно ребенка ставить на ножки.

При рахите нужно ограничивать попытки ребенка встать из – за искривления ножек. Недостаток витамина. Д и кальция можно привести к негативным последствиям, искривлению позвоночника и нижних конечностей. А игровая форма только поможет стимулировать попытки вставать.

При гипертонусе мышц малыша, дети совершают попытки встать раньше шести месяцев, до того момента, как начнут самостоятельно сидеть. Стопа малыша испытывает большую нагрузку из- за веса малыша и напряжения мышц, в связи с этим может деформироваться. Когда малыш стоит на цыпочках, таким образом он быстро устает. В такой ситуации необходимо отвлечь малыша, при этом поддерживать ребенка под мышки и не разрешать долго быть в вертикальном положении.

Во время проведения массажа врач частенько пересаживает и ставит малыша на ножки на некоторое время, таки образом он проверяет врожденные рефлексы. В этом никакого вреда нету. Помимо этого, массаж стимулирует формирование новых способностей и навыков и физическому развитию малышей.

В любом случае не стоит заставлять малыша вставать насильно, а лишь поддерживать его и помогать. Главное создать благоприятную и любящую атмосферу для своего малыша. Тогда ваш ребенок сможет правильно развиваться.

Многие родители с нетерпением ждут, когда их малыш сделает первый шажок. И всеми силами стимулируют, помогают и поощряют активность крохи. Некоторые даже специально пытаются ставить его на ножки. Но насколько верно такое поведение? И в каком возрасте можно позволять ребёнку самостоятельно стоять на ножках и ходить?

Что думают педиатры?

Развитие детей не идёт по единому сценарию, всё индивидуально. Некоторые малыши пытаются ходить в 9 месяцев, кто-то едва-едва встаёт в 11. И это нормально. Каждый ребёнок развивается так, как в нём заложено природой. Но есть некоторые общие рекомендации врачей, к которым следует прислушаться.

Педиатры не советуют создавать вертикальную нагрузку на ножки до 10-11 месяцев. Дело в том, что кости и суставы ещё недостаточно окрепли, чтобы выдержать вес ребёнка. Из-за слишком раннего вставания могут появиться проблемы с позвоночником (различные искривления, боли и пр. в более позднем возрасте). Ножки могут выгнуться и принять форму буквы «О» или «Х». Такой изгиб в районе коленей и таза обусловлен тем, что суставы ещё не окрепли, связки не могут удержать голень и бедро в правильном положении. По этой же причине вертикальная нагрузка может привести к уплощению и деформации стопы. Чтобы избежать проблем с опорно-двигательным аппаратом в будущем, не стоит слишком рано ставить ребёнка на ножки. Оптимальный возраст для первых попыток ходить – минимум 10 месяцев. К этому времени малыш достаточно окрепнет.

При этом нельзя запрещать малышу пытаться встать, когда он начинает самостоятельные попытки. Если младенец проявляет интерес к новому положению тела, то такое стремление нужно поддерживать. В противном случае кроха быстро «перегорит», и, когда придёт пора, его будет сложно заставить даже чуточку приподняться. И сколько бы родители не стремились ставить ребёнка на ножки, он всё равно будет пытаться ползать!

Проблемы раннего вставания

Иногда малыш начинает сразу стоять, пропуская фазу сидения. Обычно это происходит, если у младенца гипертонус мышц. Если эта проблема возникает у ребёнка младше 6 месяцев, то его нужно отвлекать от опасной затеи, поддерживать под мышки, чтобы снизить нагрузку на суставы и позвоночник. Нельзя допускать, чтобы грудничок долго стоял или приподнимался на носочки от усталости.

Некоторые родители специально стимулируют детей, ещё не достигших положенных 10 месяцев. Например, они стремятся ставить их на ножки, когда те не проявляют к процессу какого-либо интереса. Этого делать не рекомендуется. Малыш сам начнёт вставать, когда будет готов к этому. Даже если в возрасте года его попытки стоять очень робкие и редкие – не стоит торопить развитие событий. Кроха сам до всего дойдёт. Задача родителей – только помочь и подстраховать от падений, сделать процесс безопасным.

Стоит обратить внимание на шаговые рефлексы, которые сохраняются у грудничков до 3 месяцев. Это ещё не попытки ходить! Скелет и мышечный корсет у карапуза слишком слабые и не готовы к такой нагрузке.

Что должны делать родители?

Чтобы у ребёнка не возникло проблем со вставанием, его организм развивался гармонично, мышцы и суставы крепли день ото дня, родители должны выполнять несколько пунктов:

  • Заинтересовывать малыша ползаньем. Это оптимальный до 10 месяцев тип нагрузки. К тому же такое упражнение укрепляет все мышцы, суставы и позволяет правильно развиваться позвоночнику, не перегружая его.
  • Выполнять с малышом гимнастику. Можно дополнить её специальными упражнениями, подготавливающими к вставанию.
  • Как можно больше гулять с младенцем на улице, проводить солнечные и воздушные ванны. Эти процедуры обладают общеукрепляющим эффектом.
  • Делать ребёнку массаж. Такая стимуляция очень полезна и не приносит никакого вреда.
  • Играть с младенцем.
  • Следить за рационом крохи, чтобы не допустить возникновения дефицита витаминов (особенно D) и микроэлементов (особенно кальция). Их недостаток может привести к развитию рахита.
  • Помогать и страховать, когда малыш будет предпринимать первые попытки самостоятельно встать.
  • Учиться ходить и держать корпус в вертикальном положении кроха должен босиком, в противном случае могут возникнуть проблемы с неправильно сформированным сводом стопы.
  • Любить, ухаживать и заботиться о ребёнке.

Упражнения для развития мышц и подготовки малыша к стоянию

Многие мамы считают, что самое главное для малыша, пытающегося встать, – сильные руки, чтобы он могу крепко взяться за опору и подтянуться. Но для полноценного вставания одних развитых рук мало. Ребёнок должен удержаться в вертикальном положении. Да и подниматься потом он должен без дополнительной опоры. А для этого нужна крепкая спина, сильные мышцы плеч и бёдер. Чтобы проработать все необходимые мускулы, можно выполнять следующие упражнения:

  • Уверенно сидящего кроху можно разместить на несильно надутом фитболе. Такое «кресло» будет постоянно уходить из-под малыша, и ему нужно будет держать равновесие. Это один из самых необходимых навыков для вставания.
  • Когда ребёнок освоится с простым сидением, задачу можно усложнить. Карапуза нужно будет специально раскачивать из стороны в сторону, вперёд и назад, подтягивать к себе за ручки и потихоньку отпускать. Конечно, во время таких упражнений необходимо поддерживать и страховать кроху.
  • Когда малыш научится вставать у опоры, нужно будет поощрять и стимулировать использование этого навыка.
  • Когда и это упражнение ему будет легко даваться, можно будет ещё усложнить задачу. Теперь малыша можно ставить перед собой, усаживать на корточки и заставлять подниматься полностью самостоятельно, не придерживаясь за опору. Сначала ему будет трудно, поэтому ребёнка на первых порах необходимо страховать.

Самое главное – подбадривать кроху и хвалить за успехи в этом непростом деле, сколько бы попыток ему ни понадобилось. И, конечно, нельзя терять бдительность, т. к. велика вероятность падений и прочих неприятностей.

Иногда лучше повременить

Есть ряд случаев, когда попытки встать или лучше отложить. В этих ситуациях при намерении малыша принять вертикальное положение, лучше его отвлекать и переключать на более безопасные виды деятельности. Ставить малыша на ножки или разрешать ему это делать самостоятельно недопустимо по следующим причинам.

  • Причина № 1 – ранний возраст. Некоторые малыши пытаются ходить в 3 месяца. Но, как уже было сказано, такая нагрузка может привести к различным проблемам с опорно-двигательным аппаратом.
  • Причина № 2 – рахит. Проблема предполагает, что кости у ребёнка слабые и могут деформироваться. Чтобы не допустить заболевания, нужно заниматься профилактикой: следить за сбалансированностью питания, за тем, чтобы ребёнку хватало кальция и витамина D. Последний вырабатывается в организме под воздействием солнечных лучей. При рахите можно позволить малышу стоять только после 11 месяцев.

Не стоит пугаться, если ребёнок пытался ходить, а потом забросил это занятие. Ставить его на ноги и настойчиво требовать движений не надо. Так бывает. Малыши развиваются циклично. Фаза высокой активности сменяется её снижением. Такие тайм-ауты крохи берут, чтобы подкопить сил, осмыслить полученный опыт и с новым рвением приняться за решение сложной задачи. Но если пауза затянулась, необходимо дополнительно простимулировать малыша: показать уже ходящих детей или поставить интересную игрушку так, чтобы карапуз мог до неё дотянуться только в вертикальном положении, встав на ножки.

Попытки родителей ускорить естественный процесс развития крохи нередко приводят к печальным последствиям для здоровья. В первую очередь это касается ранней стимуляции ходьбы. Разберемся, когда можно ставить ребенка на ножки без вреда для него.

Первые несколько недель жизни новорожденный проводит в горизонтальном положении, мышцы слабы, а движения не скоординированы. Примерно к 2–3 месяцам младенец умеет длительное время удерживать голову, лежа на животе. С данного момента начинается процесс «вертикализации», то есть постепенного обретения способности стоять и ходить. Он включает в себя несколько этапов:

  1. Умение поднимать верхнюю часть тела, опираясь на вытянутые руки и пытаясь дотянуться до заинтересовавшего предмета (4–5 месяцев).
  2. Способность ползать по-пластунски и сидеть (6-7 месяцев).
  3. Активное ползание на четвереньках (7–9 месяцев).
  4. Успешные попытки подняться на ноги и передвигаться вдоль опоры с поддержкой (9–11 месяцев).
  5. Первые уверенные шаги (11–15 месяцев).

Каждый этап имеет огромное значение во взрослении крохи, пытаться их каким-либо образом ускорить нельзя. Формирование мышечного корсета и созревание костной ткани занимает определенное время. Специалисты категорически не рекомендуют ставить на ножки малышей нормального телосложения раньше 9 месяцев, а пухлых деток – раньше 10 месяцев.

В более раннем возрасте неокрепшие мышцы спины и слабые тазобедренные суставы не справятся с нагрузкой, в результате возникает риск возникновения следующих проблем:

  • искривление нижних конечностей;
  • патологии тазобедренных и коленных суставов;
  • деформация стопы (плоско-вальгусная стопа, плоскостопие);
  • грубые нарушения осанки и заболевания внутренних органов.

Но и своевременный переход в вертикальное положение несет риск навредить здоровью малыша. Чтобы этого не произошло, не следует ставить ребенка на ножки надолго и без дополнительной поддержки, увлекаться ходунками и прочими удерживающими приспособлениями. Родителям лучше придерживать его за подмышки, ставить ребенка рядом с надежной опорой (диваном, кроваткой). Желательно оставлять малыша босиком — он быстрее научится держать равновесие и управлять своим телом.

Иногда ребенок самостоятельно пытается встать на ножки раньше положенного срока. В большинстве случаев так происходит по причине гипертонуса мышц нижних конечностей. Патология требует обязательного лечения, обычно педиатры назначают пациентам специальный массаж. Если кроха здоров, накладывать абсолютный запрет на попытки подняться не стоит, но родителям желательно подольше поощрять ползание на четвереньках.

Готовность ребенка к ходьбе

Темпы развития детей существенно различаются. На готовность малыша принять вертикальное положение влияют различные факторы:

  1. Наследственность. Один или оба родителя поздно начали ходить, имели избыточный вес в младенческом возрасте — не стоит ожидать, что их ребенок рано встанет на ножки и сделает первые шаги.
  2. Зрелость нервной системы. Движения крохи должны быть четкими и точными, требуется умение держать равновесие и группироваться.
  3. Общее состояние здоровья. Любые патологии внутренних органов, частые простуды и банальная аллергия ослабляют ребенка и значительно задерживают развитие.
  4. Чередование физического и умственного прогресса. Дети развиваются скачками, интеллектуальные достижения всегда сменяются физическими. Если кроха активно учится говорить, скорее всего, в данный период он не начнет стоять и ходить.
  5. Мотивация. Кроха должен сам захотеть встать на ножки, а если такого желания нет, родителям нужно заинтересовать малютку: предложить самостоятельно добраться до любимой игрушки, показать, как ходят другие дети. Заставлять подниматься и ставить ребенка на ножки против воли не стоит.

Помогаем малышу встать

Чтобы кроха не ленился, своевременно поднялся на ножки и сделал первые шаги без вреда здоровью, родителям следует немного помочь ему:

  • осуществлять ежедневную гимнастику с упором на нижние конечности, полезно интенсивно разминать стопы и катать по пяткам малыша специальный массажный мячик с шипами;
  • делать укрепляющий массаж в домашних условиях/у специалиста, предварительно проконсультировавшись с педиатром;
  • плавать в бассейне и делать упражнения в воде (сгибать и разгибать конечности, нырять и переворачиваться);
  • дольше поощрять ползание крохи на четвереньках;
  • стимулировать физическую активность вялых и флегматичных малышей;
  • проводить профилактику рахита в соответствии с рекомендацией врача.

Комаровский о подходящем возрасте для поставления на ног

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх