Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Осень. Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему " Осень

Ольга Ефремова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ : Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень » .

Закрепить знания детей о признаках осени , учить рассказывать по мнемотаблице,

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память , внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛ :

Мнемотаблицы по теме «осень » , игрушка – Незнайка, листья.

Ход занятия.

Дети стоят полукругом---

Воспитатель читает загадку :

Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два -

Ответ : осенняя пора

Воспитатель. Какое настроение вам навивает эта загадка (печальное, грустное)

Воспитатель : ребята, а теперь послушайте стихотворение З. Федоровской :

Осень на опушке

Краски разводила ,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зарделись клены,

В пурпуре осинки,

Только дуб зеленый.

Утешает осень :

Не жалейте лета!

Посмотрите – роща

Золотом одета.

Воспитатель. А теперь какое у вас настроение прочтя это стихотворение. (веселое, радостное)

А какая осень , какие определения ей можно подобрать? (Золотая, красивая, печальная, дождливая)

В : Вот, как много красивого мы сказали об осени . Давайте поиграем в игру.

Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова» .

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

солнце - солнышко,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Лужа - лужица,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Зонт – зонтик,

Дерево – деревце.

Молодцы.

Игровое упражнение : «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ »

На смену лету пришла… (золотая осень ) .

Солнце все реже выглядывает… (из-за туч) .

Деревья надели… (разноцветный наряд) .

Листья. (красные, желтые) горят на солнышке, а затем… (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик… (моросит, капает, льет) и заставляет прятаться… (по домам) .

Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края) .

Зверям некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму) .

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Физкультминутка

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся , (кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги плавно ложатся (приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо - влево.)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.)

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(На ширме появляется кукла – Незнайка)

НЕЗНАЙКА : Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Что-то я ничего не пойму. Какое сейчас время года? Помогите мне, пожалуйста, расскажите, научите. А то я совсем запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Не переживай, Незнайка, наши дети тебе помогут. Ребята, расскажите Незнайке, какое сейчас время года?

(использую мнемотаблицы)

Воспитатель : Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени .

Воспитатель : Медленно и неспешно наступала осень и по пословицам и поговоркам люди уже смотрели на предстоящую зиму, а об этом говорило многое, например : стаи перелетных птиц, дождливая или теплая погода, со снегом ли поздняя осень . Ведь по многим приметам осени можно было строить догадке о том, какова будет зима, короткая и мокрая, либо долгая и холодная. Незнайка, послушай, какие дети знают поговорки и пословицы об осени

* Весна красна цветами, а осень снопами .

* Осень - время собирать урожай.

* В осеннее ненастье семь погод на дворе.

*Осенний дождь мелко сеется , да долго тянется.

* Осень - запасиха , зима - подбериха.

* Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает .

* Батюшка-сентябрь не любит баловать.

Воспитатель. Незнайка, теперь ты точно знаешь какое сейчас время года и его приметы .

Поиграй с нами в интересную игру.

Подвижная игра «Найди пару»

Ход игры : дети стоят по кругу, в центре- листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут по кругу со словами : «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.

Воспитатель говорит : «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.»

Незнайка. Спасибо, ребята.

ВОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас давайте для Незнайки придумаем красивые предложения про осень . Каждое предложение начинается со слова «Осенью » . Например : «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают» .

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(Осенью солнышко светит , но не греет. Осенью часто идут затяжные , моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья - все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю - это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами , часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму. Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.)

НЕЗНАЙКА : Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени .

Воспитатель : А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков осени , какие запомнили. Мы их подарим Незнайке, чтобы он не путал больше осень с другими временами года.

(дети делают зарисовки) .

НЕЗНАЙКА : Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Игрушки». Знакомство с героями Цели: активизация.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи на тему: «В гости к фермеру» Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной.

Цель: продолжать упражнять детей в нетрадиционной технике рисования- тычком и печатание берёзовым листком. Задачи Образовательные: закрепить.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в младшей группе на тему «Приметы ранней весны» *Закреплять знания детей о характерных.

Марина Выйгетова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»

ТЕМА : «Осень золотая »

Выполнила : Выйгетова Марина Петровна

воспитатель

Тип занятия : комплексное

Вид занятия : познавательное

Цель : Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе

Задачи :

1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях ;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

3. Продолжать развивать память , мышление через игры и упражнения.

4. Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень » .

5. Развивать связную речь .

6. Закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными.

7. Развивать наблюдательность , внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы) .

8. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

9. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Методические приемы :

Наглядные : рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные : образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические : дидактические игры и упражнения.

Демонстративный материал : картинки с признаками осени , картинки с изображениями правил в транспорте, макеты деревьев, иллюстрации деревьев, листья, мяч, аудиозапись звуков леса, ветра, автобуса, музыка П. И. Чайковского “Времена года”.

Раздаточный материал : осенние листья сделанные из картона, нить коричневого света, цветная бумага, клей – карандаш, клеенки, салфетки.

Словарная работа : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья, береза, рябина, клен, дуб.

Предварительная работа : чтение стихотворений об осени ; игра «Подбери предмет к признакам» . Наблюдения за живой природой на прогулке; наблюдения за деревьями на территории ДОУ; чтение литературы природоведческого характера; рассматривание иллюстраций о лесе;

Организация занятия

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Воспитатель : – Ребята, сегодня у нас необычный день. Сегодня к нам в группу пришли гости . Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются) - Я приглашаю вас в волшебный лес.

(На экране – волшебный лес.)

Вы согласны ехать в этот лес? (ответы детей) .

Воспитатель :– А поедем мы в лес на автобусе. Но перед тем как сесть в автобус, давайте вспомним правила поведения в транспорте.

(С экрана лес убирается)

(Дети рассматривают картинки и называют правила) .

Дети :

1 правило : - В автобус нужно заходить в переднюю дверь, потому что выходят в заднюю дверь.

2 правило :– В автобусе себя нужно вести тихо и спокойно. Нельзя громко разговаривать.

3 правило : - Если в автобусе находится пожилой человек, для него нужно освободить место.

4 правило : - В автобусе нельзя сорить.

5 правило : - С автобуса нельзя высовывать голову из окна. Это не красиво и не безопасно.

6 правило : - Необходимо соблюдать все правила поездки.

Воспитатель : - А теперь можно занять свои места в автобусе.

(Дети встают змейкой, впереди водитель. В руке - руль) .

Поехали!

(На экране – изображение автобуса, звучит аудиозапись как едет автобус, дети имитируют езду в автобусе 1 – 2 куплеты).

Воспитатель :– Вот мы и на месте. Как здесь красиво! Правда, ребята? Действительно, волшебный лес.

– Ребята, посмотрите вокруг.

(Показ на оформленный уголок под Осень ) .

Какое сейчас время года?

Дети : - Осень !

Воспитатель : - А как вы это узнали? (ответы детей)

Воспитатель :– А после какого времени года наступает осень ? (ответы детей) .

Воспитатель : – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру.

(Дидактическая игра «Подбери слова» ).

Для этого нам надо встать в кружочек.

(Дети встают в кружок)

Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.

– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают .

– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет .

– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают .

– Птицы осенью (что делают) - Птицы осенью улетают .

– Деревья осенью (что делают) - Деревья осенью роняют листья .

– Звери осенью (что делают) - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Воспитатель : - Ребята, а хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку :

«Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек».

Дети : - Дерево.

Воспитатель :– Чем похожи все деревья между собой? (ответы детей)

Воспитатель :– Правильно! У них есть ствол, ветви, листья, корни.

Воспитатель :– А чем они отличаются друг от друга?

Дети : - Листьями.

(Звучит аудиозапись ветра)

Воспитатель : – Осенний ветер разбросал разноцветные листья. Посмотрите, какие они красивые, надо их собрать.

(Дети подходят на поляну, где разбросаны листья)

Поднимите по одному листочку.

(Дети собирают листья : березы, дуба, клена, рябины)

Ребята, вы наверное устали? Давайте отдохнем. Присаживаемся.

(Дети присаживаются)

Воспитатель :– Давайте, посчитаем, сколько получилось кленовых листиков?

(Дети считают)

Дети : - Получилось пять листиков.

Сколько листиков березовых на руке?

Дети : - Березовых листиков четыре.

Сколько дубовых?

Сколько листьев рябины?

(Дети считают и отвечают)

Воспитатель : - На доске изображение деревьев. Листочки слетели с этих деревьев.

Вы узнали деревья, которые растут в нашем лесу? Подойдите и назовите.

Дети : - Клен. Береза. Красная рябина. Дуб.

Воспитатель : - Осенний ветер принёс нам листья с деревьев.

Физминутка :

Ветер по лесу летал, (Руками машут)

Ветер листики считал. (Руками делают волну)

Вот дубовый, вот кленовый (Прыжки)

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой .

Вот последний лист с осинки (Показ рукой)

Ветер бросил на тропинку.

Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его под нужное дерево и назовите, какой это листок.

Ребёнок : - Этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

(Все дети с кленовым листочком выходят и закрепляют под корень)

Ребёнок : - Этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.

(Все дети с рябиновым листочком выходят и закрепляют под корень)

Ребёнок : - Этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.

Воспитатель : - Ребята, обратите внимание, кто – то шуршит в листве. Это ежик.

(На экране –Ежик)

Я вам расскажу про него удивительную сказку. Давайте послушаем.

(Рассказывание сказки «Заботливый Ежик и лесные звезды» из серии «Уроки воспитания» )

(Ответы на вопросы)

Где гулял Ежик?

Что увидел Ежик?

Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Зайчику?

Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Белочке?

Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Медвежонку?

Каким был Ежик?

Ребята, что было вместо звездочек?

(Ответы детей)

Ребята, а давайте проверим, правильно вы ответили на мой вопрос или нет?

(Просмотр слайдов. На экране Зайчик с морковкой – оранжевый лист; Белка с корзиной ягод – красный лист; Медвежонок с медом – желтый лист).

Воспитатель : - А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети встают змейкой, впереди – водитель. Слайд – автобус едет. 3 куплет)

Итог занятия .

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Осень».

Тема: «Осень»

Цель:

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Осень».

Задачи:

Образовательные:

  • Активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «Осень».
  • Развитие словесно-логического мышления.

Коррекционные:

  • Развитие связной речи.
  • Развитие навыков словообразования и словоизменения.
  • Развитие абстрактного мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие темпо-ритмической стороны речи.

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование :

  • мяч, картинки с изображением осени и со звуковым сопровождением (звук ветра, дождя), тематические картинки времен года и природных явлений, символы времен года (снежинка, бабочка, ландыш, желтый лист).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

  • Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
  • Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
  • Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
  • Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
  • Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

II. Основной этап.

2. «Что каким может быть?»

Логопед: Вот мы с вами теперь все признаки осени. И сегодня мы с вами пойдем в осенний лес

Что мы в нем увидим? Я буду говорить слово, а вы придумайте, что таким бывает. Кому останется мяч, тот называет первым, другие после него говорят, как они думают.

Итак, что каким может быть?

  • ОСЕННИЙ – ДЕНЬ, ВЕЧЕР, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛЕС…
  • ОСЕННЯЯ – ПОГОДА, НОЧЬ, НЕПОГОДА, ОДЕЖДА, СЫРОСТЬ…
  • ОСЕННЕЕ – НЕБО, ПАЛЬТО, ДЕРЕВО, НЕНАСТЬЕ…
  • ОСЕННИЕ – КАНИКУЛЫ, ЛИСТЬЯ, ПЕРЧАТКИ, ЗАМОРОЗКИ…

Золотая- осень, цепочка, голова, мама.

Физкультминутка «Дождик».

Дети разделяются на тех, кто щелкает пальцами, бьет кистью о ладонь, об стол рукой. Создается эффект дождя. Тише (слабый дождь) – громче (сильный).

3. Описание примет осени.

Логопед: Давайте теперь расскажем все вместе какая такая наша осень. (по схеме Ткаченко)

4. Отгадайте загадки!

Тучи нагоняет,
Воет, завывает.
По свету рыщет,
Поёт да свищет.
(Ветер)

Висят на ветках
Золотые монетки.
(Осенние листья)

6. Игра «Время года, найдись!»

Четыре ребенка получают символы времен года. Называют свое время года. Другие дети получают картинки с природными явлениями или тематическими картинками каждого времени года, они должны подойти к соответствующему ребенку и объяснить почему было выбрано именно это время года. Анализ, обсуждение.

7. Работа с текстом.

Ребята, послушайте внимательно текст. О чем он? Какое время года описывает автор? Что произошло?

«Кленушка»

Однажды, гуляя по лесу, мне на плечо опустился листочек клена. От неожиданности я вздрогнула, и он медленно полетел мне прямо под ноги. Листочек был ярко красного цвета, а капельки дождя на нем переливались всеми цветами радуги. Чтобы капельки дождя не соскользнули с листочка, я аккуратно подняла его с земли. Листочек задрожал в моих ладошках, но капельки все остались на месте. А в капельках дождя, как в зеркальном отражении, я увидела осенний лес. Да, да осенний лес. Лето пролетело как всегда очень быстро, оставив мне на память: теплое море, шоколадный загар и сладкий вкус клубники. Впереди меня ждет длительная осень… Прекрасная осень. Осень — это радость для моих глаз. Просыпаясь в осеннее утро, я распахиваю окно, и теплый влажный воздух после ночного дождя врывается в мою комнату. Вместе со свежестью нового дня, комната наполняется и птичьими голосами. Они поют, о том, что природа еще не спит. Что есть время еще насладиться всеми прелестями осени, всеми красками этого прекрасного времени года. Желтый, бежевый, оранжевый, красный, коричневый – как хороший художник, пишет осень свою историю… И восхищаясь мастерством художника, я понимаю, что осень не только радость моих глаз, но и услада моей души. А листочек клена я взяла домой, высушила и в рамку под стекло. И теперь, когда за окном крепчают морозы, мне греет душу маленький красный огонек…мой листочек клена… мой Кленушка.

В. Н. Савкина

8. Чего не бывает осенью?

Выполняется на индивидуальных листах. «Нелепицы» обводим красным цветом.

III. Итог занятия.

Ребята, вы сегодня замечательно занимались! И у меня есть для вас сюрприз — переверните лист с «нелепицей» — там для каждого своя раскраска припрятана. До новых встреч!

Раздаточный материал

(Я печатала на 20 детей первый лист 10 раз, а на другой стороне оставшиеся листы, получилось, что у каждого ребенка лист с заданием и раскраска на оборотной стороне фактически без повторов, если в каждой группе по 10 человек.)

Использованные источники:

  1. Чохонелидзе Т.А. Осень. Задания по развитию речи детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 32 с.

Программное содержание.

Связная речь: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух .

Словарь и грамматика: упражнять в образовании слов по аналогии.

Звуковая культура речи : упражнять детей в чётком и правильном произношении звуков [м]-[м’], (изолированного, в словосочетаниях, в словах) .

Ход занятия:

1. Организационный момент - приветствие «Утренний круг».

Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я рада всех вас видеть.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, здравствуй дружный круг.

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы – большая лента.

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх)

Можем маленькими быть (приседают)

Но ни кто один не будет (исходное положение) .

2. Рассказ воспитателя об осени .

- Сейчас на дворе осень , особенно ранняя осень , когда все листья на деревьях становятся желтыми, красными, бордовыми, - красивое время года.

3. Рассматривание картины об осени .

Но это и грустное время года, так как осенью становится холодно , дождливо, грязно.

Про осень очень интересно и красиво рассказывают поэты (поэтами называют тех, кто пишет стихи) . Послушайте.

4. Чтение стихотворения К.Бальмонта «Осень».

Воспитатель читает стихотворения, затем повторяет некоторые строчки, отражающие приметы осени .

К. Бальмонт «Осень »

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Что поспевает осенью? (брусника)

Почему в сердце стало грустно? (потому что наступила осень, стало холодать)

Как вы думаете, куда улетают птицы? (в теплые края)

Какого цвета деревья становятся? (разноцветного)

Почему солнышко улыбается редко? (ему тоже холодно)

5. Физкультминутка

Вы хотите заглянуть в гости к зверятам, которые живут в лесу? Как им живется этой осенью?

Дети с воспитателем встают в круг и повторяют движения.

Осенним днем лесной тропой (Спокойно идут за другом.)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал. (Идут топающим шагом.)

(лосенок,

За мамой лисицей крался. (Идут на носочках.)

(лисенок,

За мамой ежихой катился. (Идут в приседе.)

За мамой медведицей шел. (Идут на внешней стороне стопы.)

(медвежонок,

За мамою белкой скакали. (Поскакивают.)

(бельчата,

За мамой зайчихой - косые. (Прыгают на обеих ногах.)

(зайчата,

Волчица вела за собою. (Идут широким шагом,

Все мамы и дети напиться хотят. Встают на колени с

опорой на руки, делают движения языком («лакать»).

6. Дидактическая игра «Назови ласково».

Мама – мамочка, заяц – зайчик, кот – котик и т. д.

7. Произношение слов со звуками [м]-[м’].

«Жила-была Мурка. Как звали кошку?

Она очень любила молоко. Что любила Мурка?

Быстро-быстро лакала она молоко язычком. Покажите, как она это делала?

А еще Мурка любила мыться. Что она любила делать?

Но мылась она без мыла. Да-да! Просто чисто-чисто вылизывала свою шкурку язычком».

Педагог читает стихотворение Г. Сапгира «Кошка» . Затем повторяет его, а дети участвуют в диалоге (от лица кошки) .

Кошка, как тебя зовут?

Стережешь ты мышку тут?

Мяу, хочешь молочка?

А в приятели - щенка?

8. Рефлексия

О чем вы сегодня узнали на нашем занятии?

Что больше всего понравилось?

О чем вы можете рассказать свои папам и мамам из нашего занятия?

Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии по развитию речи?

Список используемой литературы:

  1. Большая книга занятий по развитию речи. Э.М. Курицына, Л.А. Тараева. Издательство: Росмэн. Год выпуска: 2006.
  2. Расскажите детям. Емельянова Э. Л. Издательство: Мозаика-Синтез. Год выпуска: 2012.

Электронные ресурсы:

  1. http://azps.ru/baby/index.html
  2. http://pochemu4ka.ru/

Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало...»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.

Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.

Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Воспитатель раздает листья детям в руки.

Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)

Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)

На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)

А листья дуба? (На медные монеты.)

Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)

Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)

Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)

Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)

И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.

Листья осенние тихо кружатся.

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движение руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я...)

Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы...)

О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)

- Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

(Из романа «Евгений Онегин»)

Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)

Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)

Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.

Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)

Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?

А вы любите осень? (Ответы детей).

Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».

Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).

А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).

А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Рассказы детей).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх