Национальный костюм. История моды: что носили русские женщины до ХХ века Девушка и парень в коми национальных костюмах

(Старшая группа)

Цель: приобщить дошкольников к истории национальной культуры народа коми.

  • Познакомить с историей коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
  • Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
  • Способствовать развитию речи;
  • Воспитывать интерес и уважение к коми литературе.

Материалы к занятию:

  • Презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением коми национальных костюмов.
  • Одежда, обувь коми народа.
  • Аудиозапись коми песни.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с коми национальными костюмами, чтение коми народных сказок.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, одежды, обуви, видеоматериал), практический метод.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Звучит песня «Марья моль», дети заходят в коми керку (коми изба).

Хотите сегодня отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

Но прежде, чем вы узнаете, куда мы отправимся, ответьте на мои вопросы, это и станет подсказкой:

На какой земле вы проживаете? (Ответы детей. Коми земля, Республика Коми.)

А какой коренной народ проживает на этой земле (в республике)? (Ответы детей - народ коми.)

Молодцы, ребята, а теперь мы воспользуемся машиной времени и вместе с вами заглянем в прошлое народа коми. Закрываем глаза (Палминг), считаем до 10), открываем глаза (в это время воспитатель переодевается в одежду коми народа, посреди избы оказывается сундук с одеждой).

Ребята, посмотрите, вот мы и оказались в прошлом. Основной одеждой женщин была длинная сорочка (мыт). Поверх сорочки надевали сарафан (шушун), а на сарафан – передник (водздора).

Из головных уборов носили: девушки – ленту, замужние женщины - кокошник, сороку, а в старости – платок.

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

Сейчас я предлагаю выйти одной девочке и одеть головной убор. А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? (Кокошник или сороку, вы женщина замужняя.)

Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит женский костюм?

Главными частями мужской одежды были рубаха (дором), штаны (гач), вязанные узорчатые чулки из шерсти (сера чувки), обувь из кожи.

А что носили мужчины на голове?

Мужской головной убор того времени – шапка-зырянка, это был войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги.

Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм?

В холодную зимнюю пору и женщины, и мужчины надевали зипун или сукман.

Мужская и женская обувь мало отличалась: кэты (обувь из кожи), сапоги, валенки (тюни), меховые пимы.

Игровое упражнение: «Разложи последовательно»

Ребята делятся на 2 команды. Необходимо последовательно разложить одежду для мужчин и для женщин.

Неотъемлемой частью одежды народа коми был орнамент – узор из повторяющихся одинаковых фигур (ромбы, кресты, цветы, круги и др.) Его «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что орнамент – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

- Ребята, каждая фигура обозначала свой символ:

  • волнистые линии означали - символ воды;
  • красные круги - символ солнца;
  • крест - это тоже символ солнца;
  • ромб - символ земли, плодородия;
  • цветы – символ богатства.

- Даже цвета имели своё значение:

  • красный – благополучие;
  • жёлтый – тепло и ласка;
  • синий – радость;
  • чёрный – богатство.

Задание: «Составь оберег».

Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? (Ответы детей.)

Возьмите понравившийся вам вид одежды, на который будет необходимо нанести орнамент. На какую часть одежды мы будем наносить орнамент? (Подол, края рукава, ворот; для работы предлагается на выбор: пластилин, цветные карандаши, мелки, полоски цветной бумаги.)

Пока ребята выполняют работу, звучит песня «Марья моль».

Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились.

Скажите, сложно ли было работать? Какие трудности у вас возникли? Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

Рефлексия .

Вот и закончилось наше путешествие.

Ребята, а что вам сегодня понравилось в работе?

Что нового вы узнали о народе коми?

Итак, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза (Палминг ), повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами снова очутились в садике.

Приложения к работе можно .

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) - из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой - овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин - шапки, шляпы и картузы.

Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiмi) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.

Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.

Современная одежда коми общеевропейского образца. Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп, только у коми-ижемцев сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

« Коми национальные костюмы »

Волгина Юлия Андреевна, воспитатель МБДОУ 41, г. Воркута

Пояснительная записка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своего края.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

Актуальность проекта:

Проблема приобщения детей к народному искусству никогда не потеряет своей актуальности. Что более затронет душу, чем родное и близкое? Родное - это улица, это деревянные узоры, чудом, уцелевшие в доме, это диковинные старинные вещицы, подаренные своей школе, своему кабинету изобразительного искусства.

Именно народное искусство, особенно если это искусство твоих предков, твоей малой Родины, может разбудить у маленького человека дремлющую генетическую память и побудить его к сопереживанию, творчеству и формированию ответственности за сохранение и развитие традиций.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с Коми культурой.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ : «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки, сказки». Знакомясь с Коми национальнымкостюмом в детском саду, дети видят колорит, самобытность своей национальности, красоту и величие своего народа.

Цель проекта:

Формировать представления детей о Коми национальном костюме.

Задачи проекта:

Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории Коми.

Расширять представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

Познакомить детей разновидностями Коми орнамента и его особенностями.

Ввести в словарь детей новые слова: малица, пимы, орнамент - развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и называть:

Место проживания: республику, город.

Свою нацию.

Национальный костюм своего народа, элементы одежды.

Национальную вышивку и элементы национальной вышивки.

Механизм реализации проекта:

Организация педагогического процесса в рамках реализации проекта предусматривает организацию элементарной поисковой, творческой деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие основные методы работы с детьми как: проблемный, метод сотрудничества, метод планирования деятельности, игровой, практической деятельности, партнёрского диалога.

Используемая нами методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности с усвоением ими необходимых знаний в доступной форме.

Для педагогов проект способствовал повышению профессионализма и педагогической компетентности педагогов в области применения интерактивных технологий в обучении дошкольников, освоение и применение технологии проектирования.

Паспорт педагогического проекта

Тема : « Коми национальные костюмы »

Адресация проекта дошкольным работникам.

Участники проекта дети старшей группы

Возраст воспитанников 5-6 лет.

По характеру проект : информационно-познавательный, творческий.

По количеству участников : групповой.

По продолжительности : краткосрочный.

По профилю знаний : межпредметный.

По уровню контактов : на уровне образовательного учреждения.

Ресурсы проекта

Информационное обеспечение:

Программа «Истоки» ; авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др

Беседы

Презентации,

Интернет,

Подборка художественной литературы согласно возраста,

Информационно-техническое :

Компьютер,

Телевизор,

Фотоаппарат,

Организационное обеспечение :

Непосредственная образовательная деятельность,

Режим дня,

Материалы к занятиям :

Демонстрационный :

Книги с Коми народными сказками, для рассматривания альбом «Куклы в народных костюмах» , Картина «Северный олень» , кусочек оленьего меха, Презентация «Коми национальные костюмы» ,

Раздаточный :

Листы бумаги, карандаши, фломастеры, разнообразная ткань, нитки, пластилин, стеки, доски для лепки; д\и «Собери орнамент» , «Одень куклу» .

Требования к уровню подготовленности воспитанников :

1. Дети проявляют познавательный интерес к художественным произведениям, любознательность.

2. Умеют обсуждать просмотренный материал

Предполагаемые продукты проекта

Продукты деятельности педагогов:

Обогащение предметно - развивающей среды альбомом «Куклы в народных костюмах

Презентация проекта,

Продукты деятельности детей:

Обогащение предметно - развивающей среды Коми куклами

Рисунки

Вылепленные пимы,

Продукты совместной деятельности педагогов и детей:

Коми куклы для театра

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

Цель : развитие интереса к деятельности

Срок проведения

Ответственные

Предполагаемый результат работы

3 неделя февраля

Сотрудничество с семьями воспитанников :

Доведение до сведения смысла и цели проекта.

Воспитатели

Родители

Привлечение родителей к совместной творческой деятельности по развитию у детей познавательной активности, овладению способам поиска информации.

Работа с детьми :

Выявление первоначальных знаний.

Рассматривание альбома «Коми край»

Разработка проекта совместно с детьми, поиск путей решения проблемы.

Детская проблема : Почему жители Коми так одеваются?

Детская цель : Узнать больше о национальных костюмах жителей Коми?

Создание кукол для режиссерских игр.

Практический интерес для детей (мотивирующий фактор) : найти ответы на вопросы для создания кукол

Воспитатели

Выявление знаний по данной теме.

Постановка проблемных вопросов.

Постановка общей цели.

Воспитатель получает информацию о базовом запасе знаний и

представлений детей по теме,

ориентируется сам и обговаривает с детьми примерный план работы по проблеме.

Данные сообщаются родителям : об интересах, знаниях детей, о том, чем дети будут заниматься в ближайшее время.

2 этап. Основной .

Цель : способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о национальной одежде и практических умений детей в совместной и самостоятельной деятельности.

Сотрудничество с семьями воспитанников :

Выполнение индивидуальных домашних заданий :

а) принести бросовый материал для создания макета

Воспитатели Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта.

3 неделя февраля

Работа с детьми :

1. Воспитатель предлагает начать работу по изучению Коми народных костюмах

Активизация сотрудничества с детьми в достижении намеченных результатов.

Познание окружающего мира

Тема : Тема : «Классификация Коми национальной одежды»

Цели и задачи.

Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

Познакомить детей с историей национального костюма.

Развивать творческие способности детей.

Воспитатели

У детей формируются представления о национальной одежде

Развитие речи.

Тема : Мультимедийная презентация

«Коми национальный костюм» .

Цель : Познакомить детей с историей Коми национального костюма.

Продолжать знакомить детей с Коми национальными костюмами и узорами .

Развивающие :

Развивать интерес к культуре народов своего края.

Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.

Воспитательные :

Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к Коми народному орнаментальному искусству.

В свободной деятельности просматривают альбом «Куклы в народных костюмах» ; д\и «Собери Орнамент» «Одень куклу» .

Раскрашивают раскраски « Коми народ »

Воспитатели

Рисование

Тема : «Оленеводы»

Цель : приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства Коми народа живущих на севере, воспитывать уважение к национальному искусству .

Задачи :

- познакомить с национальным костюмом народов севера Коми .

Учить видеть и передавать красоту национального костюма , его характерные особенности.

Упражнять детей в рисовании фигуры человека. Воспитатели Дети узнали, что такое «Малица»

Художественное творчество (лепка)

Тема : Северные пимы

Цель : знакомство сприкладным искусством жителей северных районов Коми .

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров.

Задачи :

Познакомить детей с сапожным промыслом

Учить детей на основе полученных знаний самостоятельно составлять узоры. Воспитатели Дети на учились лепить обувь и отображать Коми узоры

Художественная литература

Тема : Чтение Коми народной сказки «Марпида-царевна» .

Задачи :

Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам.

Поддерживать интерес к литературным произведениям.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.

Развивать активность, логическое мышление, воображение, память.

Воспитатели Дети знают произведения, могут назвать главных героев.

Конструирование из ткани

Тема : « Коми куклы » .

Цели и задачи :

Обучающие : обучать вырезанию из ткани (квадратики по 12 см и 15 см, для создания куклы) и украшению орнаментом.

Развивающие : работать над обогащением словарного запаса, развивать творческие способности.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к труду взрослых, уважение к культуре родного края и народа.

3 этап. Итоговый.

3 неделя февраля Сотрудничество с семьями воспитанников :

Родители принесли не большой макет для режиссерских игр

Родители

Работа с детьми :

Оформление кукол « Коми орнаментом »

Воспитатели

4 этап. Презентация.

Работа с сотрудниками ДОУ.

Презентация проекта на Педагогическом совете

Воспитатели Оценка педагогами результатов использования проектной технологии в образовательном процессе ДОУ.

Работа с детьми :

Проведение презентации.

Беседа с детьми об их удовлетворенности : Что нового узнали? Что удивило? Что было трудным?

Воспитатели Создание ситуации успеха у воспитанников

Появление у детей новых знаний


Семакова Анастасия

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Семакова Анастасия Олеговна,

ученица 4 «б» класса МОУ СОШ № 10

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:

«Разновидности коми-национального костюма в зависимости от территории поселения»

Руководитель: Исупова Надежда Николаевна,

учитель начальных классов,

«Почетный работник общего образования Российской Федерации

г. Печора

2012 год

Введение

1. Проблема и ее актуальность

2. Цели и задачи проекта

3. Теоретическое исследование

3.1. Народ коми и его основные группы

3.2. Анкетирование

3.3. Изучение истории коми костюма

3.4. Изучение отдельных видов женского коми

Национального костюма

4. Отличительные признаки различных комплексов

Коми костюма

5. Одежда коми в современное время

Вывод

6. Список используемых источников

7. Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Этот северный край и суров и богат,

Был для многих совсем незнакомый,

А сегодня в стране от Курил до Карпат

Знают все о республике Коми.

Словно стражи в ночи, у полярных широт

Всюду вышки стоят буровые,

Нефть и уголь, и газ нам земля отдаёт,

А без них не подняться России.

Мы с тобою, земля, всё осилим вдвоём,

Будет счастье у нас в каждом доме.

А за щедрость твою мы сердца отдаём

И склоняемся в низком поклоне.

Я родилась и живу в одном из самых необычайных уголков нашей великой страны - Республике Коми.

Она начинается на берегах Лузы и через девять параллелей уходит на север, в Большеземельскую тундру, в царство оленей и белых ночей. Тысячевёрстные пространства почти сплошь покрыты лесами, лишь кое-где уступающими место лугам и пашням. И только за пределами Полярного круга леса переходят в низкорослый кустарник, а потом и он исчезает: начинается тундра, горизонт раздвигается, уходит в даль, становится ровным, как бы прочерченным по линейке.

Своеобразна и неповторима природа этого края. Здесь много больших и малых рек и озёр. Леса богаты промысловым зверем и птицей, грибами и ягодами, а водоёмы различной рыбой. В долгие зимние месяцы в северных районах хозяйничают шалые ветры да лютуют сорокоградусные морозы. Зато летом над тундрой светит незакатное солнце, а земля одевает свой лучший наряд, расцвеченный удивительно яркими красками.

1.ПРОБЛЕМА И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ

Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала на бескрайних просторах северной тайги живет трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Оно отражает богатый духовный мир народа коми, его тесную связь с окружающей природой.

Мои предки являются коренными жителями Республики Коми, именно поэтому с раннего возраста я изучаю обычаи и традиции этого народа, виды искусства и даже национальный язык. А помогает в этом мне моя бабушка.

Два года назад в 2009 году д. Бызовая Печорского района отмечала свой 110-летний юбилей. Здесь жили мои прадед и прабабушка. Мы с семьей часто приезжаем сюда, навещаем родственников. И, конечно же, стараемся не пропускать традиционных праздников коми народа. В тот день я увидела женщин в национальных костюмах. Они потрясли меня своей необычайной красотой, богатством и яркостью тканей и отделки. Я очень заинтересовалась историей коми костюма и решила провести исследование по теме: « Разновидности женского коми национального костюма в зависимости от территории поселения».

(Приложение №1)

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель исследования: определить, по каким признакам различается коми

Костюм в зависимости от территории поселения

Задачи: - Собрать материал об основных группах населения коми

Изучить историю коми костюма

Выявить отличия коми костюма отдельных районов

Республики Коми

До своего исследования я выдвинула гипотезу: во всех районах женские коми костюмы одинаковые.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

3.1. НАРОД КОМИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ

Коми - древний народ, живущий в основной массе в современной Республике Коми, а также в Северо-3ападной Сибири и на Кольском полуострове. Заселение Вычегодского бассейна предками коми началось в глубокой древности. Археологические памятники (городища и могильники) бассейна pеки Вычегды и Выми XI - XII вв. близки к Камским и Чепецким городищам (принадлежащим предкам пермяков и удмуртов). Вместе с тем целый ряд своеобразных черт культуры, существовавшей в бассейне р. Вычегды, позволяет считать её исконно местной, сложившейся в результате развития более древних культур, комплексов, наметившихся ещё в первых веках н. э. Уже в 1-м тыс. Коми общались со славянскими племенами. Эти связи отразились в общем типе украшений, орудий, керамики.

Все население коми делится на насколько основных групп:

Висерса - самоназвание вишерцев (коми бассейна реки Вишеры).

Емватас - самоназвание вымичей (коми бассейна реки Выми (Емва).

Изьватас - самоназвание коми- ижемцев.

Пермяки, лузса - самоназвание коми верховьев реки Лузы.

Печераса - самоназвание печорцев (коми верховьев реки Печоры).

Сыктылса - самоназвание сысольцев (коми бассейна реки Сысолы).

Удораса - самоназвание удорцев (коми верховьев рек Мезени и Вашки).

Эжватас - самоназвание нижневычегодских коми.

Согласно переписи населения, проведенной в 2002 году, на территории Республики Коми проживает 256 тысяч человек коренных жителей. Это 25,2 % от общего количества. В городе Печоре на 01.01.2006 года все население – 63.8 тысячи человек (15,4 % - коренное население). Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северно- русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малица (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и другое. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

3.2. АНКЕТИРОВАНИЕ

Прежде, чем приступить к изучению женского национального костюма коми, я решила узнать, насколько просвещены жители нашей республики об одежде коренного населения. Для этого я провела опрос среди своих одноклассников по теме: « Что ты знаешь о коми костюме?» , в котором приняли участие 25 человек.

п/п

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

Названия

Знаешь ли ты национальную одежду

коми народа? Напиши названия

Рубаха, малица,

сарафан, пимы

Из каких материалов шили одежду коми?

Шкуры оленя,

Шерсть, лен, кожа

Отличается ли одежда коми народа северных и южных районов?

Знаете ли вы знаете орнаменты коми? Какие?

Рога оленя, солнце, изба

Знаете ли вы самые распространенные цвета в коми костюме? Какие?

Красный, синий,

белый, черный,

коричневый

Анкетирование показало, что только 5 человек из 25 знают, из каких элементов состоит женский коми национальный костюм. Ученики 3 «б» класса не знают, из каких материалов шили коми одежду: 12 человек назвали шкуры оленя, и лишь 3 человека указали на шерсть, лен и кожу. Затруднения вызвал вопрос об орнаментах коми: 20 человек не знают их совсем, а остальные 5 нарисовали « рога оленя», « солнце» и « избу». На вопрос о распространенных цветах в коми костюме большинство ребят называли только красный, по три человека – синий, коричневый и белый и двое – черный.

В результате опроса, я пришла к выводу, что знания о коми национальном костюме у ребят очень скудные. Я считаю, что каждый житель нашей республики обязан знать все о ее коренном населении: об одежде, традициях и прикладном творчестве.

3.3. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО КОМИ КОСТЮМА

У женщин коми бытовал сарафанный комплекс северно-великорусского типа с некоторыми своеобразными деталями кроя сарафана и рубахи и специфичными головными уборами. Основным элементом женского костюма является рубаха («дором»). Раньше она служила одновременно нательной и верхней и нижней «мыг»(станина, стан). Верхнюю часть рубахи шили из холста лучшего качества, а нижнюю часть – из более грубого. Очень часто для верхней части покупали ситец, а богатые ижемки шелк и атлас. На нижнюю часть рубахи, которая закрывалась сарафаном, употребляли старый холст или новую ткань, но худшего качества.

К началу XX века белые рубахи в южных и центральных районах обитания коми начали вытесняться рубахами из пестряди. В более северных припечорских районах и на Удоре, где население почти не занималось прядением и тканием, уже в конце XIX века рубахи шили из фабричных тканей. Зажиточные коми-зырянки и ижемки в начале XX века часто носили по две рубахи- нижнюю длинную, которую называли по-русски «исподкой» и верхнюю, короткую «сос» , доходящую до талии.

Традиционные женские рубахи были двух типов: в сборку у ворота и на кокетке с воротником – стойкой. Последние особенно характерны для коми-пермяков. По всей Вычегде рубаха шилась без ворота. с широкой горловиной и более или менее широкой обшивкой, которая украшалась орнаментом, а также вставками из ткани контрастного цвета: на плечах под мышками. На груди, посередине, прямой разрез с застежкой у ворота на одну пуговицу. Ворот и кромка рукавов вышивались узором (в районе Верхней и Средней Вычегды и в бассейне Сысолы была широко распространена вышивка крестом).

Рукава были длинными и широкими, для чего в них вставляли клинья. Верхнюю часть рукава и плечи старинных рубах отделывали браным тканым орнаментом в виде поперечных полос из красных хлопчатобумажных ниток. Нижнюю часть рубахи шили из трех прямых полотнищ. Подол - «боджор»,часто украшали красной полосой,ширина которой доходила до 20-30 см. Особенно нарядными были подолы женских рубах в удорских селениях. Такие рубахи обычно носили по праздникам, во время жнитва без сарафана. С развитием товарно-денежных отношений в деревне, верхнюю часть рубахи стали шить из фабричных тканей. Изменился покрой рубахи и рукавов.

Поверх рубашки девушки и замужние женщины носили сарафан «сарапан», который подпоясывали узорным поясом. По покрою различались сарафаны косоклинные, прямые, со сборами на талии и с корсажем. Шились они из различного материала: из крашеного холста, набойки, домотканой пестряди, фабричных тканей.

Наиболее старинным был сарафан - шушун. Перед его был прямой,а спинка со сборками. Спереди у шушуна имелся шов, по обе стороны которого часто пришивали тесьму, а посередине – пуговицы. В Удорском н носили сарафаны, сшитые из синей набойки – « кунтей». Кунтей представлял собой длинную юбку на лямках. По покрою он относился к косоклинным сарафанам. К этой группе относится также « китайка». Сарафан « китаечник» или « китайка» шили из фабричной ткани китайки синего, красного или желтого цвета. Эти сарафаны носили девушки и молодые женщины как праздничные наряды. Их шили обычно на суровой холщовой подкладке, поэтому они были очень тяжелыми. Передний шов сарафана сверху до низу украшали нашитыми в два ряда цветными лентами и пуговицами.

Прямые сарафаны у коми появились позднее, с фабричными тканями. Они были двух видов: на лямках с лифом, или с корсажем. Спереди сарафан зачастую делали на вздержке, а сзади закладывали складки или собирали. На подоле сарафана нашивали бейки из цветной ткани, кружева и бахрому. Спереди сарафан не имел продольного шва и этим он также отличался от клинника. Длина сарафана достигала одного метра. В конце XIX- начале XX вв. прямой сарафан был широко распространен на Сысоле и Ижме. Для пышности под него одевали одну или несколько юбок, а на него передник, украшенный вышивкой, нашитыми оборками из разноцветных лент, полос сатина или кружев.

Очень важную роль в женском национальном костюме коми играют головные уборы. Они подразделяются на две группы: головные уборы девушек и головные уборы замужних женщин. Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Часто налобную часть убора украшали мелкими цветными камешкам, бисером, блестками.

Особый интерес представляют свадебные головные уборы. Старинный головной убор невесты называется «юр ной»(юр- голова, ной – сукно) представлял собой очелье (без дна) на твердой основе, обтянутое красным сукном, с несколько выступающей передней частью. Очелье было сплошь расшито разноцветным бисером, пуговицами и блестками. Согласно старинным народным обычаям, юр ной надевали на распущенные волосы накануне свадьбы после ритуального посещения бани. При этом головной убор покрывали мехом для того, чтобы уберечь девичью красоту от сглаза. После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Головные уборы замужних женщин более разнообразны. Они заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Для того, чтобы передняя часть убора стояла лучше и прическа была бы более высокой, непосредственно на волосы или в головной убор вкладывали валик из бумаги, льняных очесов или ткани. Этот валик в большинстве районов носил русские названия: «кичка» на Печоре, «рогуля» на Ижме, «клобук» на Вашке.

Более обширную группу составляют мягкие головные уборы и повязки типа волосника, повойника, а также разнообразные платки. Волосник представлял собой род чепца из пестрого ситца, дно его было овальной формы. В южных районах Республики Коми широкое распространение имели головные уборы сорока – «юр кортод».Он состоит из двух частей: мягкой шапочки, сшитой из ситца или связанной из ниток и одеваемой непосредственно на волосы, и верхнего убора, напоминающего русскую сорочку. Помимо мягких головных уборов замужние женщины носили и твердые: сборники и кокошники (юртыр, треюр, ошувка). Хотя головные уборы - составная часть народного костюма, стали исчезать из употребления в начале ХХ века по всей Республике Коми, пожилые ижемки все еще носят и сохраняют их бытование.

3.4. ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЖЕНСКОГО

КОМИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

Для того, чтобы разобраться, в чем же состоят отличия женского национального костюма в зависимости от территории поселения, я изучила каждый его вид в отдельности.

Ижемский костюм

"Ижемский женский костюм отличается прежде всего тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани, поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лен. Поэтому покупали в основном дорогие завозные ткани - шелк, атлас, саржу, альпак, кашемир. Женские рубахи, к примеру, шились из шелка. Для ижемского типа женской рубахи характерен специфический ворот: он высокий; застегивается на две пуговицы и выкраивается из широкой тесьмы. Ижемские сарафаны представляют собой тип круглого сарафана. Шились они, как правило, из шелка с растительным преимущественно холодных оттенков: темно -фиолетовый,темно – зеленый, для чего обычно использовали 7-8 прямых полос тканей. Складки закладывались от центра спинки к передней части сарафана, на спинке делалась одна глубокая складка. В передней верхней части сарафана между бретелями продевался шнурок-вздержка для затяжки передней части сарафана под грудь. Снизу к сарафану пришивались богатые кружева, а по подолу – бахрома, которую изготовляли из хлопчатобумажных нитей или гаруса, покрасив их в черный цвет.

Ижемские крестьянки в праздничные дни выглядели как царевны из сказок. Рубахи и сарафаны они шили из блестящих шелковых и парчовых тканей, привезенных купцами из далека. Сарафан и передник отделывали полосками черного кружева.

(Приложение №2)

На Ижме была распространена вышивка золотыми и серебряными нитями. К богатому ижемскому костюму, сшитому из шелковых и атласных тканей, вряд ли подошел бы другой головной убор, кроме расшитых золотом и серебром ошувок и кокошников. Вышивка выполнялась по заранее вырезанному трафарету из плотной ткани, картон или бересты. Выпуклые, как бы объемные узоры мерцали переливами.

Коми – ижемцы живут на самом севере нашего края и пасут оленей. Зимой поверх обычной одежды они надевают шубу из оленьих шкур мехом вниз, малицу. У малицы нет разреза и застежки, а только отверстие для головы с пришитым капюшоном, меховые рукавицы тоже пришиты к рукавам. На ноги ижемцы надевали пимы – высокие сапоги из оленьего меха. В сильные морозы, отправляясь в дорогу, ижемцы надевают « совик» - глухую одежду из оленьего меха, такого же покроя, как и малица, но сшитую мехом наружу. Совик носят поверх малицы. В такой одежде не страшен самый трескучий мороз, потому ижемцы и сейчас шьют малицы и пимы.

Удорский костюм

В старину женщины Удоры носили простую и удобную одежду: рубаху, сарафан, передник. Если в основе и ижемского костюма круглый сарафан, то в удорском это кунтей, или так называемый удорский синяк. Праздничный сарафан отличался от повседневного тем, что шили его из тафты или парчи, а бретели сверху обшивались полоской парчовой ткани. Повседневный синяк шили из грубого, крашеного в темно-синий цвет холста. На праздничном сарафане, в отличии от обычного широкая тесьма на переднем полотнище пришивается не только по центральному шву, но и по подолу. Покрой удорской рубахи был аналогичен северо-великорусскому: с прямыми плечевыми вставками –ластовицами. Верх праздничной рубахи носили из кумача и украшали нашивками из яркой шелковой ткани и черного кружева. Поверх сарафана повязывали пояс с узорами. Праздничным головным убором на Удоре у девушек была парчовая повязка, которая застегивалась сзади на пуговицу. На голове она имела вид цилиндра без дна. Сзади к ней прикреплялись ленты и шелковые кисти.

Сысольский костюм

Сысольский костюм отличался от других районов покроем сарафана и отделкой рубахи. Для пошива рубах в Сысольском районе использовали тонкий, хорошо отбеленный холст с браным рисунком. Браные полосы были вытканы из красных ниток с красивыми геометрическими узорами. В начале XX века, когда стала широко распространяться вышивка, ею обильно украшали рубахи. Для вышивки использовали штапельное мулине или хлопчатобумажные нитки черного и красного цвета. Вышивали крестом или тамбурным швом. Девушки украшали ворот своих рубах лентами, продевая их сквозь кружева, пришитые к стойке ворота.

Сысольские женщины для пышности наряда под сарафан надевали нижние юбки с кружевами, которые плели сами. Кружева были разной ширины: от 5 до 16 см. В первой половине XIX века, когда расширилась торговля фабричными тканями, женщины стали шить сарафаны на все праздники, причем каждый сарафан был определенного цвета. В Сысольском и Прилузском районах во время венчания крестьянская невеста надевала розовый сатиновый сарафан, а невеста из богатой семьи могла позволить себе роскошный наряд из белой корсетной ткани или атласа. В праздничные дни женщины и девушки на Сысоле надевали белые рубахи, но украшали их узором, из вышитых красных цветов и черных листочков. Белый передник вышивали узором и отделывали кружевом.

(Приложение №3)

Вычегодский костюм

Комплекс верхневычегодского костюма сходен во многом с сысольским. Покрой рубахи, ее отделка и используемые ткани те же самые. А вот сарафан представлял собой своеобразный ансамбль: трапециевидную юбку и корсет высотой 14- 16 см. Для сарафана брали 8 полос холста – две широкие располагаются спереди, шесть полос – с боков и сзади. Эти шесть полос заужены кверху в виде трапеции. Корсет для удобства сбоку имел разрез, который застегивался на крючки, которые иногда могли быть расположены и спереди. Нижневычегодский комплекс отличался от верхневычегодского тем, что сарафан состоял не из юбки с корсетом, а был прямым со складками, как в сысольском районе. Рубаха по покрою ничем не отличалась. Разница была лишь в ее отделке вышивкой и стилизацией орнаментов.

Прилузский костюм

Прилузский женский костюм отличался от всех остальных комплексов богатством и разнообразием вышивки рубахи и передника. Вышивка, которая бытовала в бассейне реки Летки и в верховьях Лузы, очень интересна своей самобытной техникой, композиционным и колористическим решениями. Основными вышитыми изделиями являются женские рубахи и женский головной убор - сорока. В рубахах геометрические элементы вышивки, организованные в узкие бордюры, располагались по воротнику-стойке, вдоль нагрудного выреза, по обшлагам рукавов и по оплечью. Вышивка выполнялась красными хлопчатобумажными нитями по белому холсту. Мастерицы использовали комбинации трех швов: набор, тамбур и двухсторонний шов. В сороке широкие узорные полосы очень плотной, виртуозно выполненной вышивки украшали каждую часть сороки: налобник, два боковых "крыла" и "хвост". Геометрические и геометризированные элементы орнамента вышивались шелковыми, хлопчатобумажными и шерстяными нитями красного, вишневого, терракотового, белого, черного цветов в технике счетной глади, набора, креста, косого стежка.

Основным головным убором девушек Прилузья являлся венчик - обруч на берестяной основе, вышитый бисером и украшенный цветными лентами.

(Приложение №4)

4.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ

КОМПЛЕКСОВ КОМИ КОСТЮМА

Изучив историю коми костюма, я узнала, что в каждом районе республики он имеет свои особенности. Таким образом, моя гипотеза не подтвердилась. Выполнив исследование, я выяснила, по каким признакам можно отличить костюм того или иного района.

  1. Различные варианты традиционного декорирования тканей (узорное вязание, вышивка, ткачество), характерные для определенных этнографических групп коми

Для южных групп коми – прилузских, летских, сысольских характерна вышивка, при которой застилается практически весь фон, а просветы ткани составляют узор. У северных групп наоборот, фон остается не вышитым. Вязаные изделия различаются характером орнаментации. Для каждого района характерен свой орнамент. У ижемцев наиболее распространены следующие мотивы: чум, рога оленя, рыба, конские головы, кочка с ягодами, ягель; у южных коми– гребешки, солнце, пирог

  1. Покрой элементов костюма

Ижемский сарафан выкраивается из нескольких прямых полос и имеет круглую форму, вычегодский – состоит из юбки в форме трапеции и корсета, а удорский имеет форму косоклинного сарафана.

  1. Орнаментация и выбор материалов для изготовления

В северных районах женщины могли себе позволить шить одежду из более дорогих тканей – шелка, атласа, кашемира, парчи. А в южных – из обыкновенного холста или сатина. В бассейне Вычегды использовали пестрядь в красно- синюю мелкую клетку, на Сысоле клетка была более крупной, в расцветке присутствует желтый цвет.

  1. Способы одевания различных составляющих костюма

Сысольские женщины под сарафан надевали несколько юбок в отличие от других групп. В северных районах поверх сарафана женщины надевали передник без нагрудника, а в южных комплексах еще и повязывали пояском.

Полученные данные я отразила в таблице.

Виды

Признаки

Ижемский

Удорский

Сысольский

Вычегодс

кий

Прилуз

ский

Вышивка

Золотыми серебряными нитями

Х/Б нитки черного и красного цвета

Х/Б нитки красного цвета

Основной цвет сарафана

Темно – зеленый, темно – фиолет.

Синий

Красно – синяя клетка

Темно – синий с набивным рисунком

Красный

Покрой сарафана

Прямой

Косоклинный

Прямой со сборами на талии

Трапециевидная юбка и корсет

Косоклинный

Рубаха

С высоким воротом

Обильно украшена вышивкой

Геометрические элементы вышивки

Материал

Шелк, атлас, кашемир, парча

Холст, тафта, парча

Сатин, атлас, корсетная ткань

Домотканая пестрядь

Холст, сатин

5.ОДЕЖДА КОМИ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ

Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп. В настоящее время его можно встретить на традиционных коми праздниках или в художественно - самодеятельных коллективах. В городе Печоре это ансамбль коми песни « Пелысь» (Рябина) городского объединения «Досуг» и детский коми ансамбль « Зарни Тусь» (золотое семечко), образованный в детском саду «Искорка» в 1995 году. Они являются связующим звеном между коми культурой и современностью.

В повседневной жизни у коми-ижемцев сохранилась традиционная одежда из оленьих шкур. У городского населения в 1980-е гг. вошли в моду так называемые “пимы” из оленьего камуса (кыс). Обычно пимы как мужские, так и женские- длинные, до паха. Специальными шнурочками они привязываются к поясу. Пимы шьются только из шкурок ног оленей – «камуса», т.е. из меха наиболее мелкого, плотного и прочного. Для производства только одной пары длинных пим требуется камус от четырех оленей. Кроме пим традиционной формы коми шьют меховые бурки на войлочной подошве, которые также называются пимами. Бурки декорируются богатой отделкой: в переднюю полосу вшивается орнаментированный квадрат или треугольник из яркого разноцветного сукна, вырезанного зубчиками. Встречаются также и замысловатые фигуры, в том числе: фигура оленя, голова оленя, рога оленя. Ижемцы изготовляют и домашние меховые тапочки из камуса на меховой подкладке, с подошвой из оленьих щеток.

Я со своей семьей живу в северном районе Республики Коми. И в нашем городе Печоре в последние годы пимы получили очень широкое распространение. Их носят и взрослые, и дети, мужчины и женщины старшего и молодого поколения. И я не являюсь исключением. Зимой, особенно в морозную погоду нет ничего теплее и уютнее пим. В нашем городе вот уже на протяжении многих лет работает мастерская по ремонту и пошиву пим. И мы с мамой и бабушкой с удовольствием пользуемся ее услугами.

Несмотря на то, что коми национальный костюм в наши дни полностью вышел из употребления, некоторые его элементы можно встретить в современной одежде и аксессуарах. В основном это отделка изделий элементами коми орнамента или вышивки.

ВЫВОД

В результате проделанной работы я узнала, какие бывают разновидности женского коми костюма, чем различается одежда северных и южных коми и как мотивы народного костюма используют современные дизайнеры одежды.

Теперь, отправляясь на коми традиционные праздники, концерты и другие мероприятия, связанные с культурой этого народа, я с уверенностью смогу определить, к какому району относится тот или иной костюм.

Перспективы: я научусь шить коми костюм для кукол, научусь носить, сохраню прабабушкин костюм и буду рассказывать своим одноклассникам и друзьям.

В дальнейшем я планирую продолжить свое исследование, в котором особую роль будет занимать декоративно – прикладное творчество коми народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Народная одежда коми в XVII – XVIII вв. Жеребцов Л.Н.
  2. Формирование народности коми Лашук Л.П., Москва 1972 г.
  3. Народы и культура Урала в XIX - XX вв. Екатеринбург 2002 г.
  4. Народное искусство коми Грибова Л.С., Савельева Э.А. и др.

Москва 1992 г.

  1. Текстильный орнамент коми Климова Г.Н. Сыктывкар. Коми книжное

Издательство 1984 г.

  1. Детям о культуре народа коми Сыктывкар 1995 г.
  2. Журнал « Северные просторы»

ИСТОЧНИКИ

  1. Материалы, предоставленные Печорским краеведческим музеем
  2. Материалы, предоставленные МОУ ДОД «Искорка»
  3. Материалы, предоставленные домом культуры д.Бызовая

Приложение №1

Обращение к своим истокам необходимо для того, чтобы, по словам К. Д. Ушинского «не быть иностранцем посреди своей родины». Нельзя ощущать себя носителем той или иной национальной традиции, не ознакомившись с таким важным обстоятельством жизни народа, как его происхождение, история, культура, декоративно-прикладное искусство.

Народное искусство во всем своем многообразии служит отражением национального характера. Это мощное средство в формировании эстетического вкуса, правильных понятий о прекрасном и безобразном. Всякое дошедшее до нас произведение народного искусства способно дать обильную пищу сердцу, уму, побудить к глубокому и серьезному размышлению о сохранении собственного национального лица. Среди различных видов народного искусства выделяется национальный костюм. Он является удивительно богатым, незаменимым источником изучения исторического прошлого народа, национального самосознания, художественно-эстетических взглядов.

Каждый народ создаёт и сохраняет в костюме те особенности и элементы, которые в наибольшей степени соответствуют характеру его занятий, быту, природным условиям, отвечают представлениям народа о красоте.

Для традиционной женской одежды коми-пермяков характерен сарафанный комплекс северорусского типа: рубаха с прямыми поликами и прямой сарафан - дубас.

Дубас шили из разных тканей: пестрядь в крупную клетку и набивка. Дубас - тип сарафана из домотканого крашенного холста с неширокими пришивными лямками, который сшит из шести или восьми полотнищ ткани, причем две полоски использовались для пошива переда и шесть полосок для пошива спинки. Ширина дубаса в подоле достигала 4-5 метров. Верх сарафана представляет собой корсет высотой 14-16 см. Корсет получается таким образом: сзади дубаса прошиваются складки мелкой сборкой в 6-8 раз. Более широкая сборка проходила по спинке дубаса, а спереди на груди была только сборка на кулиске. К корсету с внутренней стороны подшивается подклад, по ширине равной высоте складок корсета. Бретели крепятся к чиби - треугольному кусочку ткани. Иногда чиби выкраивали вместе с бретелями из одного куска холста. Подвязывали дубас тканным или плетеным пояском, два раза обернутым вокруг талии и подвязанным, как правило, на правом боку так, чтобы кисти свисали до колен.

Поясок, или покромка - непременная принадлежность народного костюма - как мужского, так и женского. Пояс выполнял две функции: утилитарную и эстетическую. Подпоясанная одежда, плотно прилегая к фигуре, лучше согревала, обеспечивала свободу движения во время работы. Кроме этого считалось, что пояс охраняет от нечистой силы, особенно от лесных и домашних духов. Пояс играл также существенную роль при совершении различных обрядовых церемоний. Среди вещей, подаренных новорожденному, непременно был пояс; на свадьбах дружка подпоясывали полотенцем; при гадании обязательно снимали пояс и крест. Покромка символизировала кромку участка земли черного цвета, поэтому часто в покромах встречается этот цвет. Будничные пояса были менее яркие, чем праздничные. Женские праздничные покромки были пестротканые: красных, черных, желтых расцветок. Покромки ткали шириной 2-4 см из цветных шерстяных ниток, при ткачестве выполнялся орнамент.

Чаще пояса заканчивались кистями или бахромой. Свадебные пояса, особенно красные, являлись предметом особой важности: они якобы обладали магической силой. Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от наговоров. Техника изготовления поясков очень разнообразна: их плели, ткали, вязали. Тканые пояса, а они, по моему мнению, самые красивые и нарядные, изготовляли преимущественно без ткацкого станка - на дощечках.

Рубаха состоит из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть рубахи (в зависимости от ее предназначения) изготовлялась из разных материалов. Для повседневной будничной одежды использовалась пестрядь в мелкую клетку. Полики могли быть выкроены из похожей ткани, но другой расцветки. Праздничные рубахи шили из тонкого, хорошо отбеленного холста с браным рисунком или вышивкой черного и красного цвета. Нижняя часть рукава должна быть заранее вышита и к ней пришиты кружева. Верхнюю часть спинки и полочки шили на кокетке, причем кокетка двойная - для прочности и для того чтобы скрыть изнаночную часть вышивки, потому что кокетка украшалась вышивкой или браными узорами. Орнамент был неширокий. Спереди на кокетке обязательно была потайная застежка на пуговицах или кнопках. Планка для застежки тоже была вышита. Воротник-стойка, который был сшит по размерам шеи, тогда как у русской рубахи чаще ворот не имел выреза, и выкраивался по размерам головы, а не шеи. Вся вышивка выполнялась заранее, перед тем как соединить верхние детали в единое целое.

Передник - еще одна обязательная деталь костюма. Будничные передники были неяркими, шились из холста или другой дешевой ткани. Праздничные передники украшали узорными полосами. По низу чаще всего шили браные полосы, кружева. Коми-пермяки передники подвязывали только на талии.

Девичьи головные уборы представляли собой обруч или твердый околышек, облегающий голову, а также ленту - прямоугольный кусок парчи или тесьмы. Наиболее древним видом головных уборов девушек считаются берестяные обручи. Они долгое время были популярными. Девичьи головные уборы оставляли открытыми волосы и теменную часть головы. Головные уборы замужних женщин отличались большим разнообразием. Кокошник представлял собой высокий головной убор на твердой основе, сшитый из дорогих тканей и богато украшенный. Шамшура (самшура) - чепец с твердым дном трапециевидной формы из кумача на холщевой подкладке. Затылочная часть шамшуры украшалась цветными хлопчатобумажными или шерстяными (гарусными) нитками, нашивками из полос парчи или золотой нитью. Кроме этих головных уборов были и мягкие головные уборы типа волосника и разнообразные платки. Женщины заплетали волосы в две косы, укладывали их вокруг головы и покрывали волосы платком. Платок одевали поверх кокошника или шамшуры когда выходили из дома. 7,8

Украшения древних коми-пермяков - бусы, герданы (гайтаны). Реже встречались браслеты. Видимо они были привозными и не пользовались большим спросом у населения. Украшения располагались на голове, шее, груди, руках. Изготовлялись они чаще из бересты, глины, но были и из жемчуга, бисера. (Приложение 6)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх