Ребенок впадает. Что делать когда ребёнок впадает в истерику? Что надо знать родителям

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ВПАДАЕТ В ИСТЕРИКУ?

Детям раннего возраста иногда свойственны припадки ярости, во время которых они падают на пол, бьют по полу руками и ногами, кричат, колотят окружающих.

Чаще всего такое поведение возникает в ответ на запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже), или на отказ купить игрушку, шоколадку.

Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками. Например, если кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что сделать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду.

Генри Паренс рекомендует в таких случаях следующие тактики. Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять свое решение, лучше твердо сказать “нет” (конечно, в том случае, если запрет является действительно необходимым). Г. Паренс не рекомендует в момент ярости поднимать ребенка с пола и насильно брать его на руки. Но если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Но любые нравоучения в этот момент будут преждевременными. Нежелательно вовремя истерики оставлять ребенка одного. Это может быть небезопасно. Однако если взрослый сам находится в состоянии крайнего эмоционального возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше все же отойти от ребенка.

Очень часто родители в состоянии гнева либо кричат на ребенка, либо шлепают его (порой не соразмеряя силу удара). Впоследствии же они испытывают чувство вины и раскаяния.

В момент наибольшей интенсивности приступа ребенок может не слышать уговоров взрослых, но когда “эмоциональный накал” снизится, можно попробовать отвлечь ребенка, переключить его внимание на какое-либо действие или предмет.

ИТАК:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ВПАДАЕТ В ИСТЕРИКУ:

  1. Не отменяйте немедленно своих решений
  2. Не берите ребенка насильно на руки
  3. Не старайтесь поднять ребенка с пола
  4. Не оставляйте ребенка одного
  5. Следите за своим эмоциональным состоянием
  6. Переключите внимание ребенка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать если ребенок кусается в детском саду?

В детском саду в каждой группе зачастую имеется ребёнок, который кусает своих сверстников. Такое поведение малыша неприятно всем: пострадавшему, родителям обеих сторон, воспитателю и самому «кусаке». ...

Наталья Сидорова
Что делать если ребёнок впадает в истерику?

Детям раннего возраста иногда свойственно впадать в истерику . Это представление не для слабонервных. Ребёнок может упасть на пол , бить по полу руками и ногами, пронзительно кричать и даже колотить окружающих. Ребёнок от года да трёх запросто может начать себя так вести. Чаще всего это возникает в ответ на запрет взрослого (нельзя играть в луже, не покупают понравившуюся игрушку) . Будет ли устраивать ребёнок истерику в следующий раз зависит от того, как вы отреагируете на первую. Если ребёнок поймет , что истерика-успешный манёвр , то он обязательно к нему вернётся. Стоит только ребёнку понять , что он добился своего и вам обеспечена следующая истерика .

Конечно истерику лучше предотвратить , чем гасить. Не ждите, когда поведение ребёнка полностью выйдет из под контроля. Если вы видите , что ребёнок очень расстроен , попробуйте уединиться с ним, погладить спинку, обнять.

Иногда, за очень короткое время, поведение ребёнка может перерости в извергающийся вулкан и родители просто не в состоянии это предотвратить. Родителям нужно постараться вести политику абсолютной нетерпимости к истерикам ! И если истерика началась к ответ на запрет или отказ взрослого,родители не должны тут же отменять своё решение. Нужно твёрдо сказать : «нет» ., не нужно подбирать его с пола и брать на руки. Он должен знать, что такое поведение терпеть не будут. Не уговаривайте ребёнка не кричать , не шлёпайте его и не пытайтесь успокоить- ни одно из этих средств не работает. Даже не смотрите в его сторону, никак не реагируйте, даже не отвечайте.

Если всё это случилось в общественном месте, то придётся увести ребёнка , хотя бы в машину, чтобы не причинять страдание другим людям.

Лучшее средство от истерики это временно изолировать ребёнка . Если вы убедились , что первая волна воплей прошла и ребёнок в безопасности , отведите ребёнка в изолированное место, лучше туда где нет игрушек, других детей, работающего телевизора и скажите, что он будет здесь находиться, пока не успокоится. Самое сложное во всём этом оставаться самому спокойным. Чем вы спокойнее, тем быстрее придёт в себя малыш.

Важно чтобы такую политику поддерживали все взрослые, взаимодействующие с ребёнком . Особенно бабушки часто «ломаются» и первыми уступают ребёнку . Но если ребёнку меньше двух лет , он может войти во вторую фазу непрерывных рыданий. Если мама видит , что ребёнок не может сам остановиться, то ей нужно обнять и приласкать малыша.

Публикации по теме:

Консультация «Что делать если ребенок агрессивен?» АГРЕССИЯ Какого либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали. Но любая мама и любой папа, наблюдая за поведением своих и чужих.

Консультация «Что делать если ребенок плачет при расставании с родителями» Современные родители, прочитавшие множество книг по психологии, начинают готовить своего ребенка к приходу в детский сад задолго до этого.

Что делать, если ребенок ведет себя плохо? Каким бы «золотым» ни был ребенок, все равно родителям приходится ожидать каких то поступков, которые можо квалифицировать, как плохое поведение.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок испытывает страх?» Что делать, если ребёнок испытывает страх? Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут,.

«Это моё!», «Отдай мне!», "Нет, не бери, это моё!" На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за.

Каждый ребенок хочет радовать своих родителей, выступая на празднике в детском саду. Детские утренники – хороший повод для родителей.

Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку,.


Дети любят удивлять, и к разным сюрпризам в их поведении мы даже привыкаем. Но иногда то, что они делают, совершенно невероятно, непонятно и необъяснимо. Это только на первый взгляд – на самом деле у любых, даже самых странных поступков есть причина.

Ребенок делает то, что заведомо наказуемо

Теория обучения гласит: если кто-либо в результате своей деятельности получает что-то для себя хорошее, то он это действие будет стремиться повторить. Если же он получает что-то плохое, то и делать так больше не будет. Вполне логично. Но почему же тогда по квартире опять ходит кошка с макияжем на всю ее кошачью... (нет, слово «морда» и стоимость потраченной на нее косметики абсолютно несозвучны!).

Почему в ванной плавают папины запонки, имитируя глубоководные мины? Почему через полчаса после тщательно наведенного вами порядка все вещи в комнате лежат одним большим шаром? Разве вашего повышенного тона было мало? Разве стояние в углу не послужило уроком того, что так делать нельзя? Нет, иногда такое чувство, что он делает все специально и просто ждет наказания. Да, это так – есть дети, которые хотят наказания. И это можно признать… абсолютно нормальным. Потому что это те дети, которые поняли: иным путем внимания они получить не могут. Они не брошены, не остаются без присмотра, и родители делают все, чтобы развитие и шло, как положено.

Но все-таки по отношению к ребенку чего-то не хватает. Искренних эмоций, настоящей привязанности и любви. Дети очень чувствительны, и они легко улавливают отстраненность, прохладу в отношениях. И они согласны быть «проблемой семьи» – лишь бы чувствовать неравнодушие (пусть даже такое!) родителей, испытывать живую эмоциональную связь. Впоследствии такое поведение может сгладиться – когда ребенок научится со своим чувством «нелюбимости» жить, замещая реальность своими фантазиями или книгами. Но лучше, если оно изменится другим путем. Дайте ребенку то, что принадлежит ему по праву возраста, – нежность, заботу, ласку и ваш искренний интерес.

Ребенок впадает в детство

В еще более раннее детство. Буквально недавно уверял вас, что будет Звездным Мегатроном, когда вырастет, и спрашивал, где нужно для этого учиться, а тут вдруг начал говорить таким корявым языком, что даже название этой своей профессии не выговаривает. А еще – нарисовал красками круг и размазал его руками, пояснив, что это «каляка-маляка», хотя уже давно представлял вашему вниманию и натюрморты, и портреты, и полноценные пейзажи. Родителей такие выходки сначала смешат и забавляют. Но потом радость сменяется удивлением и самым настоящим страхом. И если те родители, у которых есть еще и младший ребенок, какое-то объяснение найти могут (известно же, что ревность старшего вызывает у него желание оставаться маленьким как можно дольше), то все остальные просто не понимают – что происходит? И, главное, насколько это опасно?

Временные откаты в развитии даже являются свидетельством более осознанного поведения. Это своего рода эксперимент. Ребенок как бы пробует все модели поведения, которые он на данный момент освоил, и выбирает среди них лучшие. Вполне вероятно, что в какой-то момент исполнять роль маленького ему очень понравится. Ничего страшного! Очень скоро он убедится, что взрослеть еще интереснее. А вы ему помогите.

Во-первых, постарайтесь, чтобы фраза «Ты такой большой!» как можно чаще произносилась в качестве похвалы, позитивного удивления или восхищения. Ведь если она звучит как недовольство и возмущение, то вряд ли вызовет желание расти. Ребенок, который каждый день слышит: «Ты такой большой, убери все сам!», «Ты такой большой, прекрати просить конфеты!», «Ты такой большой…», наверняка захочет стать маленьким. И даже попытается.

Во-вторых, сделайте взрослость привлекательной, ненавязчиво рассказывая о ее перспективах. «Эта игрушка для детей постарше», «Когда подрастешь, тебя тоже возьмут в эту спортивную группу». Форма убеждения не имеет особого значения, главное – сохранить естественное стремление к росту и развитию.

В-третьих, относитесь к экспериментам ребенка спокойно. Не показывайте раздражения, но и не особенно умиляйтесь, не ругайте, но и не позволяйте делать все, что хочет, из соображений «лишь бы угомонился». Во всех этих случаях привлекательность идеи стать маленьким будет еще сильнее, а впоследствии может укрепиться и стать чертой характера.

Ребенок сам провоцирует скандалы

– Сейчас мы зайдем к моей знакомой, а потом пойдем в магазин игрушек, – сообщаете вы ребенку, ожидая увидеть радость.

– Да, но мне очень нужно отдать ей важные документы... – вы делаете ударение на слове «важные».
– А я хочу сначала в магазин игрушек, – отвечает он.
– Это необходимо для моей работы, – вы все еще пытаетесь сохранять спокойствие.
– А я хочу сначала в магазин игрушек!

Такие диалоги могут продолжаться часами, но, конечно, уже не так ровно и спокойно. Слезы, крики, агрессивные нападения и совсем неадекватные поступки (например, ребенок в приступе отчаяния может лечь в лужу, что называется, во всю длину). Бывает, что в своем упрямстве он даже забывает, что для него было так важно, и ведет себя так, как будто у него настоящая истерика. Заканчивается обычно тем, что ребенок, приведенный домой, засыпает, всхлипывая и вздрагивая во сне, а мама, выпив успокоительного, решает записать его к врачу. А могли бы сейчас новой игрушкой играть…

Ну почему он так делает?! Неужели не понимает, что иногда лучше уступить? Понимает, но согласиться с такой несправедливостью не может. Чувство собственной значимости и взрослости в какой-то момент буквально лишает здравого смысла, борьба за свои права и свободы становится важной независимо от результатов. «Я достаточно самостоятелен, чтобы самому знать, что лучше, и взрослым придется это учесть. Я приучу их к порядку!» – примерно так обосновал бы свою позицию ребенок, если бы был старше. Но в том-то и дело, что такое поведение встречается в возрасте от трех до четырех лет, и словарный запас еще не настолько велик, чтобы выразить все свои соображения по поводу детско-родительских отношений. Поэтому он плачет и кричит.

Самое правильное – набраться терпения и просто подождать, пережить как что-то неизбежное. Кстати, если вы ради эксперимента (или желая предотвратить скандал) вдруг внезапно согласитесь с требованием ребенка, то увидите, что никакого удовлетворения он от этого не испытывает. Скорее всего, через минуту он придумает что-то новое – такое, что вы точно не сможете позволить, – и свою потребность в открытом бунте все равно реализует. Так что не стоит тратить силы, вовлекаясь в его скандалы эмоционально. Ваше спокойствие, уверенность в том, что все происходящее в рамках нормы, помогут и ребенку сохранить ощущение стабильности. Ведь для него это тоже сложный период.

Стремление избегать трудностей, добиваться своего через жалость окружающих - черты инфантилизма, которые во взрослой жизни будут совершенно лишними.

Ребенок играет одной и той же игрушкой

Игрушек много не бывает. Малыш в любое время дня и ночи с радостью посетит магазин и выберет себе десяток-другой самых-самых. Конечно, отношение к игрушкам может быть разное, буквально от любви до ненависти, но все же иногда чувства выглядят очень странно. Это даже не на любовь похоже, а на зависимость – с теми же чертами, что бывают у взрослых людей. С этой игрушкой он ест, спит, купается, ходит гулять и вообще не расстается ни на минуту, а при любой угрозе потери (даже если его просто уговаривают оставить ее дома) испытывает страх.

Иногда такое же отношение бывает и к книгам – ребенок не просто просит ежедневно читать одно и то же, но и старается, чтобы книга всегда была на виду. Все это кажется тем более странным, что внешне эти предметы совсем не представляют никакой ценности.

Более того, иногда они до такой степени потрепанны, обкусаны и обшарпанны, что родителям хочется избавиться от них из эстетических соображений. «Выброшу я это… Смотри, сколько у тебя прекрасных новых игрушек. Ну зачем тебе этот выцветший медведь с дыркой на спине?» Ребенок и сам не понимает, почему именно этого медведя ему нравится держать в руках и почему только с ним ему приятно засыпать. Возможно, с игрушкой связаны какие-то приятные эмоции, возможно, память бессознательно хранит очень хорошие детские воспоминания, а может быть, у медведя такие добрые глаза, что он ассоциирует (тоже, конечно, бессознательно) его с вами.

Чтобы понять, чем дорог тот или иной предмет, иногда требуются годы психоанализа. Пусть он займется этим сам во взрослом возрасте – если захочет. А пока важно другое. Первое – то, что подобная привязанность к предметам является одним из проявлений тревоги. Дети, испытывающие страх, повышенное волнение, трудности с адаптацией, – именно они склонны к тому, чтобы заводить себе любимцев среди игрушек. Они выполняют охранительную роль, а игра (хотя чаще этой игрушкой ребенок не играет, она просто находится все время при нем) выполняет роль ритуала. Ребенку спокойно с этим предметом, он чувствует себя защищенным от неприятностей.

Не случайно потребность в игрушечном друге возрастает у детей, находящихся в больнице или живущих в отрыве от родителей. Второй важный момент – то, что разлучать ребенка с предметом его привязанности насильственным путем нельзя. Это слишком жестоко и иногда может привести даже к нервным срывам. Не переживайте: сломанный заяц не будет спутником сына до выпускных экзаменов (хотя вполне возможно, что где-нибудь на полке он дождется еще и рождения ваших внуков), ведь с возрастом у ребенка появляются новые возможности для обретения уверенности, а многие детские страхи уходят сами по себе.

Любимая игрушка, которую малыш не выпускает из рук, книга, которую он просит читать снова и снова - все это ориентиры, помогающие ему чувствовать себя уверенно.

Ребенок придумывает невероятные истории

Машина мама удивилась, когда воспитательница попросила ее о личной беседе. И даже заволновалась, когда поняла, что тема будет трудной – воспитательница сама смущалась и говорила сбивчиво. «Конечно, я понимаю, это личное дело, но… видите ли… мы просто обязаны… ведь это все-таки ребенок… то, что происходит в семье, очень важно». Тут уж мама испугалась не на шутку. Что же такое происходит в ее семье? И, главное, почему об этом знает воспитательница, но не знает она сама?

Оказывается, происходит следующее: папа с мамой дерутся, приезжает милиция, но папа ее прогоняет, потому что у него есть оружие – настоящий пистолет.

Как нормальный ребенок может придумать такое про свою семью? Для ребенка с развитой фантазией это пара пустяков. В большей или меньшей степени к вымыслу склонны все маленькие дети. Но обычно это не бывает проблемой. Ну, рассказывает ребенок про то, что его тетя – волшебница, а дома живет маленький динозавр, – всем понятно, что это просто безобидные фантазии. Они даже полезны – развивают креативность мышления.

Но о чем мечтает девочка, рассказывающая семейные триллеры? Скорее всего, о том, чтобы вызвать интерес – никаких криминальных замыслов у нее нет. Наоборот, такие истории чаще рассказывают дети, которые даже не понимают, что такое родительские ссоры и уж тем более – с чем бывают связаны визиты милиции. Их реальность от этого так далека, а отношения в семье настолько хорошие, что приходится серьезно подумать, чем бы таким удивить в садике. А пример можно позаимствовать из телепередач или рассказов взрослых – подобные истории, к сожалению, во многих случаях самая что ни на есть реальность. Как реагировать? Иронично. Можно вообще не обсуждать эту тему с ребенком (особенно если воспитательнице он рассказал историю своей тяжелой жизни по секрету), можно просто спросить, зачем он это придумал. Но не обвиняйте в том, что он вас опозорил, и сами не думайте так. Взрослые люди на то ведь и взрослые, чтобы уметь разобраться, где правда, где вымысел, и правильно все расценить.

Появление в семье младшего ребенка всегда вызывает ревность старшего. Как справиться с этим чувством и помочь первенцу преодолеть непростой в его жизни период?

Старший малыш начинает испытывать ревность к младшему ребенку практически с первого дня его появления после выписки из роддома. И это при том, что в период беременности дети чаще всего с нетерпением ждут появления братика или сестрички.

Детская ревность не является противоестественной, она вызвана страхом потерять любовь мамы и папы. Поэтому старший ребенок может открыто демонстрировать негативное отношение к малышу.

Родителям важно выбрать верную стратегию поведения, чтобы первенец не чувствовал себя одиноким. Предлагаем воспользоваться рекомендациями, которые помогут в той или иной проблемной ситуации.

Детская ревность зависит от пола ребенка. Девочки испытывают подсознательную потребность в заботе о младших. Поэтому их легче увлечь просьбами по уходу за малышом и сгладить ревнивые чувства. У мальчиков ревность выражается сильнее, и они не всегда готовы помогать в уходе за ребенком.

Ситуация № 1: старший ребенок отказывается уступать новорожденному свою кроватку

Правильнее всего перевести ребенка в другую кроватку за пару месяцев до рождения малыша. Если время упущено и миграция первенца совпадает с выпиской новорожденного из роддома, объясните старшему ребенку, что он уже взрослый и теперь может спать в кроватке не для малюток. Мотивировать на нужный поступок юного «собственника» поможет сравнение «будешь спать во “взрослой” кроватке, как папа и мама».

Ситуация № 2: старший ребенок просит и его покормить грудным молоком

Если первенец уже вышел из возраста грудного вскармливания , не стоит ему категорично отказывать. Это спровоцирует детскую истерику. Правильнее будет рассказать, что если мама покормит старшего, младшему не хватит молочка и он останется голодным. В качестве компенсации предложите что-нибудь вкусное, чтобы отвлечь детские мысли в другое русло.

Ситуация № 3: старший ребенок просит вернуть новорожденного в роддом

В этой ситуации родителям нельзя ругать первенца. Попробуйте объяснить, что брат или сестра - это хорошо, так как когда младший повзрослеет, дети смогут играть вместе. А если старший во время беременности с интересом ждал рождения ребенка, можно ему сказать, что малыш знает об этом и рад встрече.

Ситуация № 4: старший ребенок мешает сну младшего

В такой ситуации родителям нельзя строго настаивать на соблюдении тишины. Правильнее предложить старшему ребенку разговаривать шепотом. Первенец включится в эту игру с удовольствием. Помогут воспоминания на тему «когда ты был маленький». В данной ситуации мама может рассказать старшему ребенку, что во время его сна все тоже разговаривали шепотом и не шумели.

Ситуация № 5: старший ребенок чувствует себя заброшенным

Перепоручая членам семьи свои некоторые обязанности по уходу за младенцем, молодая мама сможет выделить время для игр и общения со старшим ребенком. К примеру, папа или бабушка идут гулять с ребенком, лежащим в коляске. Этого времени, примерно 1,5-2 часа, хватит, чтобы старший ребенок вновь почувствовал полноту маминой заботы и любви.

Ситуация № 6: старший ребенок причиняет младшему боль

В таких ситуациях наказание может спровоцировать обратную реакцию. Поэтому если есть риск причинения физической боли младшему ребенку, детей нельзя оставлять наедине без присутствия родителей.

Ситуация № 7: старший ребенок отнимает у младшего игрушки

Это делается не из-за того, что старший ребенок хочет с ними поиграть. Таким образом он выражает свое негативное отношение. Исправить ситуацию можно следующими способами:

  • заинтересовав первенца новыми игрушками;
  • объяснив, что он уже взрослый для игры с погремушками;
  • предложив старшему ребенку выбрать в детском магазине игрушки для младенца, не забыв и ему купить что-нибудь интересное.

Ситуация № 8: старший ребенок устает от новых обязанностей по уходу за младенцем

Старший ребенок хочет играть, а не, к примеру, катать коляску на прогулке. Гуляя на воздухе, оставляйте малыша спать в коляске и уделяйте время первенцу. Не принуждайте его играть с младшим, иначе это может стать причиной агрессии. Вовлекайте старшего первенца в общую игру с младенцем так, чтобы ему было интересно.

Ситуация № 9: старший ребенок демонстрирует грусть

Не располагая вниманием мамы в той мере, как прежде, старшие дети начинают испытывать депрессию. При первых признаках грусти родителям нужно чаще хвалить старшего ребенка, играть с ним, когда младенец спит, чаще обнимать, брать на руки и целовать. Тактильные ощущения очень важны. Старший ребенок не должен ощущать дефицита родительской ласки и тепла маминых рук.

Ситуация № 10: старший ребенок «впадает» в детство

Первенцы часто начинают открыто требовать к себе такого внимания, какое оказывается младшему ребенку: просят брать их на руки, кормить, одевать, носить. Игнорировать эти просьбы нельзя, но и удовлетворять в полной мере тоже неверно. Ищите «золотую» середину: по возможности сажайте ребенка к себе на колени, поднимайте на руках по лестнице, укладывая, рассказывайте сказку. Спустя время старший ребенок поймет, что мама его любит, как и прежде.

Если женщина долго не может оправиться после родов, первенцу будет труднее справляться с ревностью. Он может испытывать негатив к малышу за то, что мама чувствует себя плохо именно из-за новорожденного.

Терпение и ласка - «лекарство» от детской ревности

Родителям необходимо набраться терпения, чтобы переждать первые полгода после рождения младшего ребенка. В этот период ревность старших детей проявляется особенно ярко. И, разумеется, нельзя обделять их лаской. Результаты дипломатичного поведения родителей появятся позже, когда дети вырастут и между ними установятся добрые и искренние отношения. Поэтому не ругайте старших за ревность к младшим, не вызывайте в них ожесточения.

Считается, что больше всего ревнуют к младшим те дети, разница между которыми составляет 3-5 лет. Особенно сильно это проявляется между однополыми детьми. Дети постарше легче переживают появление малыша, поскольку у них уже могут быть другие интересы, в том числе и вне семьи.

Татьяна Волкова, семейный психолог: «Старший ребенок чаще всего ревнует к младшему, когда чувствует себя лишним. Для того чтобы этого не произошло, очень важно постоянно подчеркивать то, что старший ребенок очень важен, нужен и любим.

Будет здорово, если получится мягко “включить” первенца в заботу о новорожденном и постоянно акцентировать внимание на том, что он уже совсем большой и делает очень важную и нужную работу, помогает папе и маме. Ощущение собственной значимости поможет первенцу спокойнее переживать то, что внимание мамы и папы больше не принадлежит только ему, и лояльнее относиться к малышу.
При этом важно, чтобы с появлением нового члена семьи у первенца, как у “большого”, появились не только новые обязанности, но и новые права. Подумайте о том, что из “нельзя, ты еще маленький” можно перевести в категорию “ты уже большой - значит, теперь тебе можно” - это повлияет на самовосприятие первенца и позволит ему не регрессировать в младенчество, что часто случается со старшими детьми после появления на свет младших».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх