Счастливое материнство: зачем нужны дети. Зачем нужны дети, или миф об инстинкте материнства

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. / Оскар Уайльд

Наверное, у большинства читателей название статьи вызвало недоумение.

Но постарайтесь ответить себе, зачем Вы родили или собираетесь родить ребенка. Думаю, не каждый ответит с ходу, а подумав еще немножко, поймет, что ответ был не совсем честным, и за этим стоит еще много чего личного.

Вопрос рождения ребенка очень сложный, ведь то, с какой целью Вы хотите его родить, будет оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь. И поверьте, мотивация Ваших родителей для появления Вас на свет оказывает на Вас и сейчас огромное влияние.

Большинство из Вас ответят, что ребенок -

  • это смысл жизни,
  • продолжение рода,
  • это помощники в старости,
  • это возможность не повторить/исправить собственные ошибки,
  • чтобы передать опыт и знания,
  • чтоб вырастить достойного человека и еще много чего другого.

Получается, что в большинстве случаев ребенок нужен для чего-то, и мало кто воспринимает ребенка как отдельную личность. Ребенок служит контейнером для надежд, желаний, для реализации того, что не смогли мы сами.

Да - это все есть и всегда будет в желаниях родителей, и это нормально!

  • доказательством того, что он/она способны родить,
  • средством для борьбы с одиночеством,
  • единственным способом удержать рядом партнера,
  • выполнить долг перед семьей/обществом.

В таком варианте ребенок воспринимается не как плод любящих людей, а как замена чего-то или способ компенсации/замещения. В таком варианте любые попытки ребенка реализоваться как самостоятельная личность будут либо заведомо обречены на провал, либо даваться с колоссальным трудом.

В норме ребенок растет и учится радоваться, грустить вместе с родителями, в таком варианте его слышат и слушают, родители растут и развиваются вместе с ребенком. В таких семья ребенок - это не долг, не необходимость, он строит свою жизнь, а не несет наш груз притязаний к нему.

Но всегда стоит помнить очень важное правило:
независимо от равных отношений с ребенком, он всегда должен знать и помнить о том, что он ребенок, а Вы - родитель, и у Вас есть свои права и обязанности. Что в доме Вы главный.

Пожалуй, отдельное внимание стоит обратить на желание родителей иметь ребенка определенного пола. Находясь в животике у мамы, например, девочка, слышит и чувствует, как мама с папой хотят мальчика и называют ее мужским именем. Ей уже внутри не комфортно, в таких случаях роды чаще всего бывают затяжными, и ребенок может родиться либо недоношенным (желание вырваться и «вернуть» себе свой пол), либо переношенным (тревога настолько велика, что лучше оставаться внутри как можно дольше).

Конечно, спустя какое-то время родители будут очень любить свою малышку, но для девочки это будет сильная внутриутробная травма. По мере взросления у нее будут возникать проблемы не только с родителями, но и с противоположным полом.

Психологи, работающие при клиниках смены пола, очень часто слышат от своих пациентов рассказы о том, как их родители хотели ребенка противоположного пола. И хотя со временем они говорили о том, что любят своего ребенка, но тело так и осталось для ребенка ненавистным (это не единственная причина смены пола!).

Стоит задуматься, если Вы хотите завести ребенка, так ли Вам важен пол ребенка? Если ребенок действительно не средство для удовлетворения Ваших потребностей, а живой человечек, плоть и кровь Ваша, то стоит говорить ему о том, как Вы ждете то время, когда он придет к Вам. И не стоит ждать только мальчика или только девочку.

Существует еще две, с моей точки зрения, ужасных по отношению к ребенку потребности рожать ребенка.

  1. Первое - ребенок взамен умершего. Чаще рожают взамен (!) умершего своего ребенка, но бывают случаи, когда рожают ребенка «взамен» умершего родственника (мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, братья родные и двоюродные).
    Такие дети изначально программируются не как личности, а как замена. На них сваливается нереальная задача стать точной копией. Они чаще других просто не понимают, кто они и зачем появились на свет. Им сложно понять, чего от них хотят окружающие. Либо наоборот - они настолько стараются соответствовать образу, что живут и умирают как тот, кого они заменили.
  2. И второе - это ребенок во спасение уже имеющегося. Как это ни страшно писать, но на сегодняшний день в мировой практике есть случаи, когда рожают ребенка для того, чтобы спасти жизнь уже имеющемуся, пересадив тому орган здорового. Можно ли рассматривать таких людей как психически здоровых, не знаю, но факты имеются.

Очень хочется, чтобы детки появлялись на свет просто потому, что однажды двое людей встретили друг друга, полюбили и решили создать семью, построить гнездо, поддерживать друг друга в горе и радости.

Семья всегда начинается с появлением третьего!
Только появление в доме ребенка делает этот дом по-настоящему живым!
И реализовать себя как родительскую пару мы можем только тогда, когда у нас есть дети!
И очень важно осознавать, зачем Вам нужен ребенок!
Ведь то, что мы вкладываем при зачатии, мы получаем в результате.

Дети - это очень хорошо, но важно ценить их и любить их как отдельные личности!

Пусть в Вашем доме звучит детский смех!

Часто задаю себе вопрос - зачем в семье «заводят» детей? Казалось бы, к чему этот вопрос, вроде бы ответ очевиден - продолжение рода/фамилии, продолжение жизни на земле. Кто какие варианты ещё предложит? Что получается из вышеуказанного?

Большинству семей и передать-то детям нечего кроме фамилии, зато как гордятся - сын понесёт дальше фамилию (читайте - вывеску), т.к. родовых знаний, традиций, ремесленных умений и секретов в родах, после революции и отрыва от корней, не осталось, чаще всего и родов в их первозданном значении не осталось, пеньки от некогда могучих родовых деревьев, хотя всё больше становится людей, которые стремятся хоть что-то восстановить из своих родовых корней. Те знания, которые дают в школе, передавать по наследству вряд ли стоит.

Тогда остаётся, что дети на сегодняшний момент нужны для продолжения жизни на земле, родил, сдал в приют и выполнил свою функцию, продлил жизнь, можешь быть свободен? Написал, а душа про- тестует - не то, не так.

Тогда ребёнок - это любимая игрушка, которую «заводят» для собственного удовольствия? Как собачку, нянькаются с ней, наряжают, украшают, выгуливают и воспитывают, чтобы в углах не какала и обои не драла? Ощущение, что пока так чаще всего и бывает. Но душа говорит, что и это не то. Спрашиваю её, а что же она хочет сказать, для чего же люди рождают детей?

Вот какие мысли приходят в голову, и насколько я смог это понять.

Нужно всегда помнить о божественном создании человека и о его божественной сути. Для чего бог создал человека? Первое и главное - это то, что человек создан по образу и подобию бога. Бог дал полную свободу своему созданию, свободу волеизъявления в мире, свободу проявления себя во всех жизненных аспектах, для достижения конечного результата, и всё это Бог дал для познания самого себя, для того, чтобы, повзрослев, создав себя, человек (душа) снова вернулся к богу в новом качестве.

Из этого, на мой взгляд, и нужно исходить при рождении и «воспитании» детей. Дети приходят в жизнь родителей для дальнейшего развития, раскрытия и познания родителями себя и мира, через общение с ребёнком, используя возможность взглянуть на мир его, детскими, «не зашоренными» глазами, с учётом прожитого опыта, и пересмотреть какие-то выводы; понять что-то вместе с ним по-новому, более глубоко, переосмыслить какие то вопросы, а иногда и задать их себе его устами.

Важно дать ребёнку полную свободу проявления себя в этом мире, понимая, что эта душа пришла для получения собственного жизненного опыта, что мы растим не «своего ребёнка», а свободную душу, пока ещё в маленьком теле, но со временем себе друга, соратника.

Повторю ещё раз - ребёнок не собственность родителей, не собственность государства, ребёнок это свободная личность и вправе сам выбирать свою судьбу, искать смысл и цель жизни своим путём .

Мы берём на себя большую ответственность, приглашая ребёнка в свою жизнь, так как нужно понимать уровень и перспективы своего развития, так как мы создаём изначально ребёнка по своему образу и подобию, передавая ребёнку своё состояние на раз- ных уровнях - физическом, духовном, интеллектуальном. Таким образом, общаясь с ним на равных, с уважением и любовью, познавая вместе с ним мир, родители передают ему в процессе жизни свой багаж мудрости, учат мудрому общению с миром на собственном опыте. Своего рода «воспитание» переходит в процесс беседы о жизни, а уж принимает ребёнок ваш опыт или нет, это его дело, его жизнь.

И если не принял, какую-то важную на ваш взгляд мысль, то, может быть, не так доносили, не тем тоном, не тем местом? Учитесь общению, развивайтесь дальше вместе с ребёнком. И всё это должно происходить в пространстве любви между мужчиной и женщиной, т.е. рождение ребёнка - это третий, очень важный этап развития человека в жизни (первый - до свадьбы, второй - после свадьбы).

Состояние ребёнка - это отражение, как в зеркале, вашего сегодняшнего уровня развития, как человека,как мужчины или женщины, состояния вашего ума, раскрытия вашего сердца, чистоты мыслей, баланс духовного и материального проявления в мире, счастья.

Есть поговорка: «Нечего пенять на зеркало, коли рожа крива». Если ваши дети ведут себя не так как вам хочется (неадекватно), то можно задать вопросы - может, это не дети ведут себя неправильно, а вы чего- то не понимаете? Может быть, вы говорите одно, а делаете на самом деле другое, и дети просто копируют ваши поступки? Может быть, просто нужно оставить ребёнка в покое и дать ему заниматься тем, к чему у него лежит душа?

Проще, намного проще надрать ребёнку попу или ещё как то заставить его что-то сделать, или наоборот, не сделать, чем заняться развитием себя в комплексе, отправить себя в спортзал, в библиотеку, сменить работу, бросить пить, изменить образ мыслей и способ взаимодействия с окружающими. Проявить любовь, доброту и мудрость в отношениях в семье и деятельности. Суть - начните с себя!

Относясь так к рождению детей, есть возможность избежать рифов чрезмерной материнской или отцовской «любви», т.к. в отношениях сохраняется естественная система ценностей и возрастает ответственность перед детьми, которые становятся нашими учителями.

Первый вопрос, который важно прояснить супругам еще до момента зачатия, - вопрос мотивации: почему мы хотим ребенка? Зачем нам дети? Как правило, мотивов всегда несколько, и у мужа и жены они могут различаться. Часть мотивов осознается, но многие остаются спрятаны в бессознательном, и помочь их обнаружить может только специалист, используя специальные методики, в том числе опросники. Ответы, построенные на обобщении или категоричном утверждении: «Это же естественно - все нормальные люди хотят» или «Это наша обязанность, так положено, без детей невозможна полноценная семья», с психологической точки зрения свидетельствуют скорее об инфантильности будущих родителей, чем об их готовности к рождению первенца. Почему? Причин много, перечислим некоторые из них.

Во-первых, желание иметь ребенка - это не признак «нормальности» , и далеко не все «нормальные люди» хотят стать родителями, так же как не все стремятся вступить в брак. Есть разные пути и предназначения в жизни (например, монашество), различные возможности и особенности, бывают ситуации, в которых родительство хоть и желанно, но неосуществимо. Поэтому «все» и «нормально» в качестве объяснения здесь не подходит.

Во-вторых, «так положено» - в данном случае ставит под сомнение свободу выбора супругов, а вместе со свободой и ответственность. «Нам велели, мы сделали» - здесь это инфантильная позиция, ведь чтобы полноценно реализовать свое родительство, важно быть личностно зрелым: «Я готов, я могу, я хочу, я выбираю, я отвечаю».

И наконец, в-третьих, полноценность семьи не определяется наличием детей . Так, святые Петр и Феврония, которые почитаются в России как покровители семьи и брака, по преданию, были бездетными. После рождения Иисуса Христа изменилось ветхозаветное отношение к бездетности как к Божьему проклятию и наказанию. Ожидание людьми прихода в мир Мессии сменилось желанием воплотить в своей жизни его заповеди.

Конечно, это прекрасно, когда в семье есть дети, рожденные в любви, и в Библии сказано: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28). Важно только не забывать и другое: в молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева, на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес» (Цит. по: Основы социальной концепции РПЦ ).

Рождение ребенка - не смысл и не цель брака, но также и не «средство спасения души», как считают те, кто предпочитает ориентироваться в своей жизни на вырванные из контекста цитаты из посланий и высказываний святых отцов.

А еще существует миф о так называемом инстинкте материнства. Развенчивать мифы - дело неблагодарное, но благородное, поэтому рискнем покуситься на «святое». Начнем с определения: основной признак инстинктивного поведения у животных - оно врожденное, осуществляется автоматически, воспроизводится бессознательно, то есть без всякого участия мысли и воли . Но человек - не животное. Предположив наличие у человека инстинктов, мы ставим под сомнение его свободу. Исходя из вышесказанного, первый аргумент «против»: у человека, с точки зрения христианской антропологии, инстинктов нет и быть не может, так как это противоречило бы представлению о личности, созданной Богом по образу и подобию Своему и обладающей свободой, волей и творческим даром.

Конечно, можно сказать, что этот аргумент хорош только для верующих. Но есть и другой, понятный всем: если считать желание иметь детей инстинктивным, как тогда объяснить ситуацию с абортами? Если родительство инстинктивно, абортов не было бы вовсе, а это, к глубочайшему сожалению, не так. Инстинкт - это то, что должно быть у всех «особей данного вида», но тогда почему на сегодняшний день наша страна занимает одно из первых мест по количеству абортов в процентном отношении к общему числу рожденных детей? Аборты делают как женщины, не имеющие детей, так и уже родившие и даже многодетные. Одно из объяснений такой удручающей картины: общепринятое отношение к детям как к «предмету желания» («хочу иметь ребенка») предполагает и противоположный полюс - «не хочу иметь ребенка». Как будто жизнь личности можно обсуждать в категориях «иметь - не иметь».

Мы не будем подробно останавливаться на описании деструктивных мотивов рождения детей , лишь перечислим некоторые из них:

Укрепить отношения в семье (привязать к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход);

Вынудить партнера жениться;

Улучшить жилищные условия;

Вынудить родителей смириться с браком;

Родить «для здоровья» («аборт вреден, а беременность омолаживает»);

«родить всем назло», отомстить;

Получить материальную выгоду;

Изменить социальный статус и многое другое.

Такие мотивы разрушительно влияют и на супружеские отношения, и на личность каждого из супругов, и на жизнь и развитие ребенка - надеемся, что это ясно без объяснений.

Итак, все мотивации рождения детей, с нашей точки зрения, можно условно разделить на два типа: «ребенок-объект» (средство ) и «ребенок-субъект» (безусловная ценность ).

«Ребенок-объект», родившись, должен обеспечить своим родителям удовлетворение их психологических потребностей:

В безусловной, беззаветной любви и верности («Взяв ребенка на руки, я в первый раз в жизни ощутил, что кто-то любит меня просто так, ни на кого меня не променяет, и это навсегда!»; «Хоть кто-то меня будет любить»; «Я всегда буду самой лучшей и любимой женщиной для моего сына!»);

В ощущении собственной ценности («Я мать, а мать - это святое!») и полноценности («У меня, как у любого нормального человека, есть дети»);

В смысле собственной жизни («До рождения ребенка я не понимал, зачем живу»; «Если с ребенком что-то случится, мне незачем будет жить»; «Мои дети - главный и единственный смысл моей жизни»);

В самоутверждении («Мой ребенок - что хочу, то с ним и делаю»; «Я для своих детей царь и бог»);

В самореализации («Дети должны добиться всего, о чем мне мечталось»; «Дети - мое продолжение, моя гордость!»; «У моего ребенка должно быть все, чего не было у меня»);

В ощущении себя взрослым и умным («Дети - это вам не игрушки!»; «Не учите меня жить, я теперь сам родитель!»; «Сама сначала роди, а потом будешь мне советы по воспитанию давать!»);

В собственной нужности («Дети всегда будут нуждаться в родителях»; «Куда он без нас денется»; «У меня теперь есть хоть один близкий человек, о котором я смогу заботиться»);

В безопасности и защищенности («Никогда не останусь в одиночестве»; «Будет кому мне в старости стакан воды принести»).

Получается, что у будущих родителей есть какой-то дефицит, какие-то неудовлетворенные желания, амбиции, страхи, с которыми они надеются справиться при помощи ребенка, и малыш, еще не родившись, уже что-то им должен . Неадекватные ожидания, возложенные на ребенка, не могут оправдаться по определению - они ведь изначально строятся на ложных идеях. Хотя «народная мудрость» с нами бы здесь поспорила, ведь фразы, которые мы приводили в качестве примеров, взяты из жизни и для многих звучат естественно, их правильность не вызывает сомнений. Но в данном случае это голос не мудрости, а «народной» глупости, так как все вышеописанные высказывания - пример эгоизма, эгоцентризма, личностной незрелости, а не взрослой родительской позиции (простите, если кто-то в этих примерах узнал себя).

Когда ребенок выступает не в роли объекта, а воспринимается родителями как субъект, как личность, отношения с ним выстраиваются на совершенно иных основаниях. Акцент ставится уже не на ожиданиях от ребенка, что он что-то даст родителям (или от чего-то избавит), но, напротив, в центре внимания оказывается способность родителей удовлетворить потребности малыша . В «сказке про норму» предполагается, что к моменту готовности супругов стать родителями у них уже есть эмоциональный и личностный «прожиточный минимум»: ощущение безусловной ценности собственной личности и жизни; осознанный смысл своей жизни; адекватная самооценка; честное знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ограничений (поэтому они не нуждаются в неограниченной власти над ребенком для самоутверждения); разнообразные способы самореализации, принятие себя, других людей и жизни во всей полноте; смелость перед непредсказуемостью и неопределенностью будущего.

То есть это двое взрослых людей.

Прочитав этот список, кто-то удивится: если у меня все это есть, я живу полноценной и интересной жизнью, зачем мне тогда ребенок? И это самое важное: не ребенок нужен родителям, а родители нужны ребенку, не малыш должен оправдывать ожидания взрослых, а взрослые должны иметь достаточный ресурс (и физический, и психологический) для удовлетворения всех основных нужд и желаний ребенка.

Когда у родителей избыток сил и взаимной любви, радости и они готовы щедро этим делиться, от всей души дарить свое богатство, тогда у их ребенка есть шанс почувствовать себя субъектом, ценной личностью, достойной безусловной любви и заботы.

Но в сознании многих современных людей детско-родительские отношения перевернуты, увы, с ног на голову. Как прекрасно было бы, если бы дети рождались от избытка родительской любви и силы, а не для восполнения их ущербности и врачевания комплексов.

Разговор с целью прояснения мотивации рождения ребенка может оказаться не из приятных. Возможно, один из супругов или оба вдруг обнаружат, что психологически совершенно не готовы к появлению младенца. «Так что же теперь - не рожать, а ждать наступления личностной зрелости? А если она до старости не наступит, то так без детей и остаться?» - это типичный вопрос на лекциях, семинарах и консультациях. Ждать или не ждать, сколько ждать и чего - решение принимают только сами супруги, так как это решение лежит в зоне их личной ответственности, и никто не имеет права ни разрешить им, ни запретить. Важно только, чтобы, принимая одно из самых важных и судьбоносных решений в своей жизни - решение о будущем ребенке, - супруги хорошо осознавали свои особенности и ограничения, понимали, какие собственные психологические потребности пока не удовлетворены, и учились находить различные способы их удовлетворения, без привлечения к этой «почетной миссии» детей.

Счастливое, полноценное родительство возможно и у несовершенных родителей (совершенных мы, честно говоря, никогда не видели). Главное, чтобы они не рассчитывали на ребенка как на избавителя от внутриличностных проблем и межличностных конфликтов. При этом дети, безусловно, в некоторой степени влияют и на родительскую самооценку, и на ощущение ценности и осмысленности жизни, и на самореализацию и т. д. и т. п., но не это их главная задача. Каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать собой во всей полноте потенциала, заложенного в него Богом. А уж взрослые просто обязаны позаботиться о создании самых лучших (исходя из своих возможностей) условий для развития личности, которую Господь на время вверил их попечению.

Психологическая готовность к родительству может включать в себя следующее:

Признание величайшего значения рождения нового человека в мир (вместо обесценивающего личность отношения к ребенку как к объекту);

Осознание своей адекватной ответственности за жизнь, здоровье и развитие ребенка (вместо неадекватных гипер- или гипоответственности - «все» или «ничего»);

Способность родителей к проявлению безусловной любви и верности (вместо ожидания получить это от ребенка);

Ощущение и признание безусловной ценности жизни и личности ребенка (вместо желания самоутверждаться за его счет);

Уважение личности и собственного смысла жизни ребенка (вместо того чтобы сделать его смыслом своей жизни или навязать ему свои смыслы);

Способность оказать поддержку ребенку в его самореализации (вместо самореализации за его счет);

Признание права ребенка на самобытность, индивидуальность (вместо игнорирования или отрицания особенностей ребенка и втягивания его в зависимые отношения);

Готовность создавать безопасные и защищенные условия для развития ребенка, заботиться о его нуждах и удовлетворять как физические, так и психологические потребности (вместо того чтобы сделать из ребенка родителя для себя - ожидать от него заботы, внимания, понимания и т. п., как от взрослого).

Непростые требования, но, согласитесь, и задача архисложная и ответственная.

Из новой книги протоиерея Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой «Жизнь после свадьбы», вышедшей в издательстве «Никея».

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

С точки зрения психологии, полноценной состоявшейся ячейкой общества является семья, в которой есть не менее двоих детей. Каждая женщина, рано или поздно, обретает желание испытать материнские чувства. В жизни происходят различные ситуации, некоторые стремятся родить детей, а некоторые погружаются в работу, забыв о своем истинном предназначении стать мамой.
Прежде чем забеременеть и родить малыша, любая женщина должна иметь четкое представление того, зачем она решилась на данный шаг и какие цели она преследует.

Не имея четкой психологической позиции, не зная точно, с какой целью рожден ребенок, он может стать поводом для раздражения из-за совершенных и необдуманных поступков.

Родив малыша, необходимо помнить, что, дав жизнь, мы обязаны дарить заботу, любовь и тепло, не зависимо от того, какие мотивы были заложены. Прежде, чем решиться на столь серьезный шаг, стоит ответить на ряд важных вопросов, взвесить все за и против, что бы в дальнейшем, родители и ребенок жили полноценной жизнью.

В связи с тем, что мужская и женская психология имеет огромные различия, цель завести ребенка отличается кардинально. Женщина видит в малыше свою самореализацию материнских чувств, создание полноценной семьи, с рождением долгожданного и запланированного ребенка женщина обретает смысл в жизни. Мужчина рассматривает ребенка, как объект продолжения своего рода, реализации его отцовских стремлений, ребенок унаследует фамилию.

Став на родительский путь, семейная пара должна четко для себя решить, какая сила движет их желанием стать родителями, какие цели она преследуют. Будущие родители должны помнить, что, родив малыша, преследуя при этом определенные мотивы, реализуя свои амбиции, можно забыть о полноценной заботе о ребенке, не уделять ему достаточного внимания и обучения, что в дальнейшем может привести к нарушению психологического состояния малыша.

Как правило, дети появляются в полноценной семье, которая состоит из папы и мамы. Женщина стремится родить ребенка мужчине, которого она любит и хочет подарить самое прекрасное в этом мире. Любовь к мужчине будет порождать стремление рожать ему детей, тем самым, каждый раз делать его счастливым.

Часто, в меру сложившихся обстоятельств, женщина, не имеющая рядом возле себя любимого человека, рожает ребенка для себя, таким образом, она показывает окружающему обществу свою значимость и решение проблемы избежать одинокой старости. В этом случае ребенок служит решением личных проблем, как правило, такие дети недополучат полноценной заботы и любви.

Оценив свои силы и материальное состояние, пара готова стать родителями, мужчина и женщина должны помнить всю ответственность перед будущим ребенком, должны точно знать, что они смогут дать ему. В меру развития государственного строя, женщина, которая имеет большое количество детей, всегда рассматривается с особым подходом при приеме на работу, одинокие женщины подвергаются обсуждениям со стороны общественности, нехватка материальных средств приводит к созданию неполноценной жизни для семьи и особенно малыша. Дороговизна жизни становится главной причиной отказаться от мысли родить, так как в современном обществе многие ценности утеряны, родить и вырастить одного ребенка считается очень большим шагом и подвигом.

Тем не менее, всех людей нельзя ровнять, несмотря на все трудности и различные мнения люди продолжают рожать детей. Существует немало поводов для рождения малыша. В идеале, самостоятельно, они не встречаются в обществе, у любого взрослого человека поводов родить всегда несколько. Поэтому можно рассмотреть несколько сценариев зачем нам нужен ребенок:

  • Самым важным признаком родить является «инстинкт продолжения рода». Человек порождает себе подобных, таким образом полностью поддавшись животным инстинктам. Родитель рассматривает ребенка, как метод продолжить свой род, фамилию, оставить память о себе в обществе.
  • Несмотря на все трудности жизни, нехватку материальных благ, отсутствие жилищных условий, люди заводят ребенка. Такой принцип похож на «стадный инстинкт». Все рожают, и я рожу! У всех по двое — трое детей, чем я хуже? Мотивацией для женщины может служить многодетная подруга, которая рожает каждый год, испытывая при этом чувство материнского удовлетворения.
  • Зачастую дети рассматриваются как «подарок судьбы». Это может быть просьба родителей или мужа, родить для них ребенка. При этом, сама женщина может и не испытывать особого счастья и эйфории от мысли стать мамой, так как по итогу вся ответственность и уход за малышом ложиться на ее плечи, а ей и не особо хотелось этого в данный период жизни.
  • Очень часто ребенка видят как «продолжение себя», реализация всего, что не смогли реализовать в своей жизни родители, их цели, их творческие и научные наклонности. Стоит учитывать, что ребенок не всегда может интеллектуально и психологически быть похожим на своих родителей, он рождается со своей психологией и темпераментом, и часто просто не оправдывает все ожидания, чем вызывает разочарование своих родителей.
  • Страховка от «одинокой старости». Многие считают, что родив, они не останутся наедине с собой на закате своей жизни, что будет кому принести им стакан воды, помочь справится со своими потребностями. Такой подход не является правильным, так как имея такое стремление, дети остаются без особого воспитания, им не уделяется особое внимание, не дарится любовь в таком количестве, сколько ее должно быть на самом деле. Такие люди могут остаться неудовлетворенными, так как недополучив родительского внимания в детстве, вряд ли их чадо уделит им внимание на закате лет.
  • Родив ребенка, женщина или мужчина приобретают статус матери или отца семейства. Таким образом, они доказывают всему обществу и окружающим их людям свою значимость. Появления малыша меняет их психологию, люди меняют взгляды на жизнь, начинают добиваться новых горизонтов, так как считают себя отныне главным добытчиком и кормильцем в семье.
  • Иногда женщина рождает ребенка для того, чтобы «удержать мужчину», как средство манипуляции. Однако стоит помнить, что мужская психология достаточно непоколебима, если мужчина решился на истинный шаг покинуть женщину, то его ничего не удержит возле нее. Ребенок, ставший объектом манипулирования, редко окутывается материнской заботой и любовью.

Таких примеров существует огромное множество, их можно описывать долго. Все тенденции рождения малыша смешиваются в родителях. Ребенок всегда рождается с каким-либо расчетом на него в будущем, для реализации планов и интересов. Важно не забывать, что малыш, это серьезный шаг в жизни каждого взрослого человека, и желание родить должно полноценно созреть в голове каждого. Необходимым, также, может стать консультация психолога, который поможет расставить все точки и найти истинную мотивацию для создания полноценной семьи.

Самодостаточный человек всегда будет рад появлению малыша в своей жизни, будет испытывать радость от общения с ним и не искать в нем решения своих внутренних проблем.

  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Зачем нам дети? Как правило, этот вопрос мы никогда себе не задаем. Более привычен вопрос «хочу я ребенка или не хочу?». Иногда бывает, что ребенок берет на себя решение быть и рождается, не спрашивая нашего согласия. Когда ребенок уже есть, мы не задаем вопрос, зачем он нам, мы просто живем и стараемся выполнять все наши родительские обязанности по мере своих сил и в соответствии со своей картиной мира.

Однако, на мой взгляд, взгляд психолога и мамы, этот вопрос очень важен. При этом далеко не всякая мама сможет внятно ответить на этот вопрос прежде всего самой себе.

Поправить здоровье, привязать мужа (жену), отделиться от семьи родителей, почувствовать свою взрослость и самостоятельность, показать своей маме (отцу), как правильно воспитывать детей, получить новый социальный статус родителя – все это довольно распространенные побудительные мотивы к рождению ребенка. Есть еще список причин, принятых в обществе, таких как: вырастить себе помощника, воспитать хорошего человека, дать ребенку образование. И еще принятое в христианстве: «женщина спасется через рождение детей».

Грустно констатировать этот факт, но ни одна из перечисленных причин не отражает ценность ребенка как такового. Ребенок является средством достижения наших родительских целей и в этом контексте уже в самом своем замысле не живет собственной жизнью…

Список ситуаций, когда рождение ребенка должно решить какую-то проблему родителей, можно продолжать очень долго. И конечно, мало кто из нас, родителей, признается себе в том, что ребенок очень сильно страдает от такого посыла в жизнь. Ребенок не должен решать задачи взрослого человека, он всего лишь ребенок и просто не способен на это

Мне захотелось написать эту статью, потому что в определенный момент я почувствовала, что уловила это «зачем?». Более того, мне кажется, что во многих родителях это есть (а может быть, даже в каждом), просто нам никто про это не говорит. Никто не рассказывает о том, какая причина самая важная, зачем стоит рожать и воспитывать ребенка. Ведь и нас в свое время рождали и воспитывали для решения каких-то родительских задач. И теперь нам трудно жить своей жизнью, и мы насыщаем ее проблемами и задачами своего ребенка, теряя свою жизнь и не давая ребенку определиться в своей.

Если мы будем говорить о воспитании ребенка как о совместном проживании определенного куска жизни, у нас не будет чрезмерных ожиданий от нашего дитя, так нагружающих его детскую жизнь. А значит, и не будет бесконечных разочарований и обид. А значит, ребенок сможет реализовывать свой естественный потенциал, изучая и развивая себя.

Это не значит, что мы становимся пассивными и больше не водим ребенка на развивающие кружки. Нет, это значит, что мы ведем ребенка на кружок не для того, чтобы вырастить идеального танцора и почувствовать себя идеальной матерью, а для того, чтобы показать ребенку, что есть мир танца, и если ему или ей понравится этот мир, то он или она может посвятить часть своей жизни на развитие умения двигаться под музыку…

Анна Смирнова, психолог

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх