Задания по развитию речи подготовительная группа. Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе.

Тема: « Посылка от Вини- Пуха.»

Цель: Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Задачи: 1. Учить образовывать притяжательные прилагательные;

2. прививать навыки слогового чтения;

3. расширять словарный запас;

4. воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу и к окружающему миру.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках на паласе.

Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?

Дети. Пасмурная.

Воспитатель. Какое настроение навивает на человека пасмурная погода?

Дети. Грустное, печальное, тоскливое…

Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?

Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет…

Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми именами и пожимая руки.(Выполняют) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.

Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как ещё можно сказать о хорошем настроении?

Дети. Доброе, весёлое, тёплое, ласковое, радостное…

Воспитатель. Посмотрите, вот что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это посылка. Но кому она предназначена? От кого пришла?

Дети садятся за столы рассматривают и читают, вместе с воспитателем, конверт адресом .

Воспитатель. Адрес наш, а вот от кого она? Смотрите, что здесь написано: «Разложите буквы в соответствии с числами – от 1 до 10, и у вас получится слово».

Дети по карточкам составляют слово «медвежонок».

Воспитатель. От кого же посылка?

Дети. От медвежонка.

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, что он нам прислал?

Открываем коробку, а там пустой горшочек и снежинки с заданиями.

«Здравствуйте ребята! Сорока, моя добрая знакомая, рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, не боитесь никаких трудностей и вообще- смелые и дружные ребята. Я приготовил для вас игры, а ещё очень трудные задания. Если вы всё сделаете правильно, то по окончанию заданий горшочек станет полный. Ваш друг медвежонок Винни – Пух».

Воспитатель.Посмотрите все снежинки с номерами,достаём снежинку с цифрой 2 читаем: « Вы знаете сказку «Теремок», назовите всех животных по порядку: кто за кем подходил к теремку - и разложите карточки с изображением животных в том же порядке, а из букв составьте названия этих животных».

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Достаём снежинку с цифрой 2. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?»

Дети встают по кругу, воспитатель кидает мяч всем по очереди и задаёт вопросы. – У медведя чей дом? – Медвежий.

У зайца чей дом? – Заячий.

У волка чей дом? – Волчий. и т. д.

Воспитатель. Молодцы! А как вы думаете, что сейчас делает Винни – Пух?

Дети. Спит.

Воспитатель. Как вы думаете, что может сниться медведю?

Дети. Мёд, малина, река, солнце, зелёная трава…

Воспитатель. Хорошо ребята. Кто знает, у медведя чей хвост? (медвежий). Лапа у медведя чья? (медвежья) и т. д.

А вот и 4 снежинка и задание. «Кто помнит, на чём Винни – Пух решил добраться до дупла с мёдом?» (ответы.) Верно, я тоже предлагаю взять воздушные шары и надуть их. На что они похожи и какого они цвета?

Дети рассматривают шары и затем спускают их со звуком « СС-СС-с!»

Воспитатель. Вот и 5 снежинка. Здесь так много написано… Слушайте внимательно вопросы.

Сколько рогов у 2 коров?

Сколько ушей у 3 мышей?

Каких камней нет в море?

Сколько орехов в пустом стакане? и т. д.

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания медвежонка. Можно теперь открывать горшочек с подарками.

Дети открывают горшочек. В нём снежинки 2 цветов и записка: « Если вам понравилось то возьмите красную снежинку, а если нет – жёлтую». Дети разбирают снежинки.

Воспитатель. Ребята, давайте и мы приготовим Винни – Пуху подарки – нарисуем его портреты, а потом пошлём к нему в лес.

Дети рисуют портреты, устраивают выставку

Занятие окончено.

Название: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к пингвиненку Ло-ло»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Месторасположение: г. Покачи Тюменская область ХМАО

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к пингвиненку Ло-ло».

Задачи:

Расширять запас синонимов, многозначных слов, упражнять в подборе антонимов;

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, имен существительных множественного числа;

Развивать чувство ритма и рифмы, интонационную выразительность речи;

— учит строить разные типы высказываний по одной теме, видеть их особенности;

Закрепить представление о структуре повествования.

Материал: льдинки, игрушка пингвиненок, картинки с изображениями животных.

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, давайте отгадаем слово, которое здесь спрятано, по первым звукам в названии картинок. (Антарктида). Что это такое? Кто там живет?

Нам пришло письмо из далекой Антарктиды.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам пингвиненок Ло-ло. Я приглашаю вас в гости. А помогут вам добраться до Антарктиды льдинки. Жду вас».

Путь нелегкий, но пингвиненок проложил нам его с помощью льдинок. Но льдинки не простые, а с заданиями. Выполнив их. Мы сможем попасть в гости к Ло-ло.

1 льдинка.

Игра «Назови по-другому»

Умный – сообразительный, догадливый.

Смелый — отважный, храбрый, мужественный.

Быстрый – шустрый, ловкий, проворный.

Веселый – забавный, радостный, озорной.

2 льдинка. Игра «Наоборот»

Слабый – сильный, грубый – вежливый, неряшливый – аккуратный, больной – здоровый, жадный – щедрый, трусливый – смелый, грустный – веселый.

3 льдинка.

Упражнение «Про что мы так говорим?»

Пингвиний – пляж, крик, клюв, друг, враг.

Пингвинье – яйцо, перо, гнездо, море.

Пингвиньи – глаза, перья, друзья, скалы.

4 льдинка . А на ней картинки с изображениями зверей, живущих и не живущих в Антарктиде. Кого нет в Антарктиде? (львов, слонов, зайцев, тигров).

У тигра быстрые ноги, значит он…..(быстроногий).

У льва острые зубы, значит он….. (острозубый).

У лисы длинный хвост, значит она …. (длиннохвостая).

У зайца большие глаза, значит он …. (большеглазый).

Физминутка.

Три пингвина шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой – большой (поднимают руки над головой)

Мама с ним пониже ростом (руки на уровне груди)

А сынок, малышка просто, очень маленький он был (приседают)

С погремушками ходил, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (имитируют игру с погремушками)

Звучит завывание ветра, метели, вьюги.

Слышите, как воет вьюга. Значит, мы совсем близко к Антарктиде.

5 льдинка. На этой льдинке вьюга погуляла и перепутала все листочки в книжке. Нужно найти, где начало, где середина, где конец.

«Это случилось на самом краю земли, где круглый год лежит снег, а в холодном океане плавают сверкающие льдины». (начало)

«Вдруг, откуда не возьмись, появился морской леопард. Пингвиненок испугался и бросился наутек» (середина).

«В далекой холодной Антарктиде жил-был маленький пингвиненок» (начало).

«Так звери помогли пингвиненку. И малыш радовался, что нашел много новых друзей» (конец).

«А пингвиненок стал жить-поживать да друзей вспоминать» (конец).

А вот и Антарктида. Ребята, я думаю Ло-ло будет очень приятно, если мы ему подарим небольшой подарок, сделанный своими руками. (изготовление рамки для фото с пингвиненком)

Ло-ло очень доволен и говорит, что у него никогда не было столько друзей.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята. У нас сегодня на занятии гости.
Давайте посмотрим на них, чтобы потом не отвлекаться. Мы сегодня с вами немного попутешествуем. (на чём люди могут путешествовать)
Отправимся в Чудо — град. (Город красивой и правильной речи) /картинка/
Красив наш город, вместо людей живут в нем буквы. В каком доме одна буква,
в каком, целая семья.
Кто хочет разговаривать.
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

У нас с вами будут помощница. — Узнайте:
Ветерком прохладным вея

В сказку дверь, открыла …. / фея / / кукла /
Шли мы шли, и попали в замок волшебных превращений … / макет /
Впереди нас 2 кота шли. / картинки /
Коты как коты. Один хотел таким стать, чтобы в мышиные норы пролезать.
Он к мастеру — ИК — зашел. / домик мастера /.
Вышел от этого мастера маленький, вроде мышки, КОТИК.
Второй мечтал с собаками за старые дела рассчитаться, он с мастером — ИЩ — познакомился и подружился. / Домик мастера /. Вышел от второго мастера кот большого роста. Не кот, а КОТИЩЕ!
Давайте мы тоже к брату — ИК — заглянем:

Был / картинка / - дом, а стал домик

Был / картинка / - мяч, а стал мячик

Был / картинка / - карандаш, а стал карандашик

Был / картинка / - стол, а стал столик

А теперь зайдем в гости к брату – ИЩ -:

У кота не усы, а усище не глаза, а глазище не нос, а носище не хвост, а хвостище не зуб, а зубище не кот, а котище. Отгадайте загадку:

Усище, когтище, зубищи, хвостище, А моется всех чище. / Кошка /

А теперь про ударение

Сочиним стихотворение:

Шутник он, невидимка — молоток
Тук — и ударил в слог
И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок.

Пальчиковая гимнастика Замок.

На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок
Кто открыть его бы смог. Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны
Потянули. Движения сцепленные пальцами от себя, к себе
Покрутили Пальцы сцеплены,
Постучали Основание ладоней стучат друг от друга
И открыли. Пальцы расцепляются, ладони в сторону

Скажем в рифму:

Игра «Подскажи словечко»

Я увидел на заре
Чудный замок на горе,
Но войти в него не смог –
На двери висит замок.
Какие здесь слова — близнецы?

Как сильный и тяжелый замок превратить в замок: / с помощью ударения /

Я скачу, скачу, скачу
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу:
Слово трудное понять.
Его верно применять
В слове замок я в начале
И в конце меня встречали
Только в слове уж замок
Это кто — то мне помог?
Кто это? / ударение /

Ударение, как волшебная палочка. Ударил ее по букве, и получилось совсем другое слово.
В нашем дворце есть волшебное зеркало. В чем же его волшебство?
Это кривое зеркало. Оно показывает предметы наоборот. В этих краях живет
злая старуха Завида.
Никого и ничего она не любит. Взяла Завида в руки зеркало, посмотрела в него и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а…
/ молодая /, не толстая, а … / худая /, не горбатая, а …/ стройная /.
Всю жизнь лицо у Завиды мрачное и злое, а в зеркале, оно оказалось … / веселое
и доброе /. А уши — о чудо — не большие, а / маленькие /., нос не кривой, а …
/ прямой./
Грязное платье Завиды в зеркале стало / чистым/. Старые туфли у Завиды стали / новыми /. Длинная юбка стала / короткой /

Физкультминутка

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо.
А потом опять вперед.
Тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно
Расслабление приятно.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.

На службе во дворце есть собака и конь волшебный — Конек — Горбунок.Закроем глаза и перенесемся в другой замок на Коньке — Горбунке. Нам для того, чтобы путешествовать в сказке, понадобится мармелад.
Мармелад из малины какой? малиновый
из клубники клубничный
из груши грушевый
из персика персиковый
из абрикоса абрикосовый

Попадаем в замок фантазии.

Кто загадку отгадает, тот конфетку получает.
1. на стеблях белеют чашки,
А в них нитки, и рубашки.
(хлопок — а слово близнец — хлопок)

2. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис — ирис)

3. Мы для пильщика подставка
Мы для кучера сиденье,
Но попробуй ты поставь — ка
Нам другое ударенье
Осторожней будешь с нами –
Забодаем мы рогами. (козлы — козлы)

4.Купив жене кольцо в подарок
Сер Генри возвращался в замок
Ворота он открыть не смог
На двери висит замок.
(замок — замок)

5. Кто рыбу ловит на реке с тонкой удочкой в руке? / рыболов /

6. Сам летает? / самолет /

7. Паром ходит? / пароход /

8. Пыль сосет? / пылесос /

9. Мух морит? / мухомор /

10. Сам варит? / самовар /

Воспитатель достает сундучок и загадывает детям загадку:

Чок, чок, чок! Перед вами сундучок
Весь резной и расписной,
Сундучок, секрет открой
Чтобы отворить его.
Ответьте есть ли волшебство.?

Дети: — Есть!
Воспитатель: / достает книги /- Ребята, книги это наше сокровище, знания, наше богатство.

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи старших дошкольников

На занятиях по развитию речи детей седьмого года жизни учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки.

Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь.

Словарная работа

В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей. Решение этих задач в старшем дошкольном возрасте по сравнению с предшествующими возрастными группами имеет ряд особенностей.

Обогащение и уточнение словаря осуществляется не только за счет слов, понимание которых формируется в процессе продуктивной деятельности детей, но и с опорой на имеющиеся у ребенка представления об окружающем.

Хотя в старшем дошкольном возрасте словарь детей достаточно богат и разнообразен, существует значительная разница между общепринятым значением слов и сложившимися у ребенка представлениями. Эта «семантическая микросистема» (определение А. Леонтьева) имеет тенденцию к постоянному расширению и уточнению. Но это возможно лишь при условии систематической помощи детям со стороны взрослых.

В этом возрасте детей знакомят с многозначностью слов. Без помощи взрослого они не могут понять это явление. Очень своеобразно, например, дети понимают слово грамота : «Грамота есть книга, а в ней всякая разная азбука».

В работах К. Чуковского, Л. Пантелеева, В.Филатова описаны примеры того, как дети самостоятельно образуют производные слова, например: показательный палец , ныряльная шапка (резиновая шапка для купания), дождь рассилился (идет сильнее). Вместе с тем образование и понимание родственных слов в старшем дошкольном возрасте осуществляются с трудом.

Иногда дошкольники заменяют прилагательные другими частями речи. Умение детей употреблять прилагательные во многом зависит от того, насколько часто эта работа проводится на занятиях.

В ходе словарной работы на занятиях и в процессе общения в быту дети встречаются с явлением синонимии, когда слова, разные по звучанию, имеют одинаковое или близкое значение. Поскольку синонимы позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, важно приучать детей замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие в каждом конкретном случае.

Средством выразительности речи являются также антонимы – слова, имеющие противоположное значение. Антонимы привлекают старших дошкольников, и они часто неосознанно используют их. Работа с антонимами способствует развитию мышления, пространственных, временных представлений, умению сравнивать. При этом следует помнить, что пары контрастных слов должны быть соотносимы (то есть обозначать какой-либо один признак, например, размер или пространственные отношения и т. п.). Развитию умения дошкольников подбирать антонимы способствуют упражнения, в которых нужно закончить фразу, сравнив два признака: «Этот карандаш длинный, а этот…, Эта лента широкая, а эта…, Эта полка висит на стене высоко, а эта…» С этой целью используются и игры-упражнения, в которых воспитатель или ребенок называет слово, а партнер произносит слово с противоположным значением: зима – лето, справа – слева, ближе – дальше, мягкий – твердый, широкий – узкий и т. п.

Овладение словарем – это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его активное употребление. Только в этом случае можно говорить о богатстве словаря ребенка. Поэтому активизация словаря является особой задачей педагогической работы с детьми.

В активный словарь входит прежде всего общеупотребительная лексика. Но он должен обогащаться и образными выражениями, которые дети используют при пересказе, в играх-драматизациях и т. д.

Одним из основных путей обогащения и активизации словаря прилагательными и наречиями, которых мало в речи дошкольников, должно стать знакомство с произведениями художественной литературы. Детям старшего дошкольного возраста понятны в основном те из них, для которых характерны динамичность развертывания сюжета, завершенность действий и поступков героев.

Без использования приемов, связанных с разбором художественных деталей произведения, уточняющих и закрепляющих те или иные слова, многие определения могут и не стать достоянием активного словаря ребенка. При этом, естественно, не следует забывать о том, что, в отличие от объяснительного чтения в школе, основная задача чтения художественных произведений в детском саду – понимание детьми текста в целом.

Грамматический строй речи

С целью уточнения и активизации речи детей в старшем дошкольном возрасте используются специальные лексико-грамматические игры и упражнения, которые направлены на формирование следующих умений:

Правильно употреблять несклоняемые существительные;

Правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;

Согласовывать слова в предложении в роде и числе;

Образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.

В ходе бытовой и игровой деятельности у детей не возникает необходимость использовать сложные формы предложений. Дошкольникам трудно заимствовать их и из художественных произведений. Поэтому воспитатель должен проводить соответствующую работу, направленную на формирование у детей умения строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения. Своими вопросами (почему? когда?), предположениями (что сделать, чтобы… если…) педагог побуждает детей давать развернутые ответы, употреблять сложноподчиненные предложения.

Звуковая культура речи

В старшей группе у детей было сформировано умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове. У детей седьмого года жизни совершенствуется слуховое внимание и фонематическое восприятие. В этом возрасте они уже должны четко произносить все звуки родного языка. В подготовительной к школе группе у детей формируют новое и достаточно сложное умение – определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот) .

С целью развития слухового внимания детям предлагают упражнения, в которых они должны вспомнить слова, начинающиеся на определенный слог, а затем вслед за педагогом проговорить еще 10-12 слов, которые воспитатель зачитывает из словаря. Потом дошкольники пытаются объяснить, что обозначают эти слова.

Слух дошкольников совершенствуется и в ходе выполнения упражнений на подбор рифмы к стихотворным строчкам.

В подготовительной группе с целью развития у детей звукопроизношения широко используются скороговорки. Как справедливо отмечает З. Савкова: «Скороговорки – этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».

Однако, как правило, этим роль скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи (дикции).

Связная речь

В ходе работы с детьми седьмого года жизни решаются следующие задачи по развитию связной речи:

Развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;

Учить соблюдать логику развития сюжета;

Совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;

Учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;

Учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную выразительность речи.

Развивать связную речь – логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание, – задача не из легких.

Дети подготовительной к школе группы должны самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.

Рассказы детей не всегда интересны по содержанию, логичны, образны. Часто они состоят из нераспространенных назывных предложений. В рассказах детей встречается много повторов, личных местоимений («он сказал», «они пошли»). Нередко дети неправильно пользуются прямой речью, употребляют союзы и предлоги, неточно используют глаголы в косвенной речи.

Подготовка детей к обучению грамоте

Программа подготовки к обучению грамоте предполагает формирование у детей представлений о слове и предложении.

Обучая дошкольников делить предложения на слова, воспитатель предлагает им сосчитать слова в предложении (без союзов и предлогов) и любым способом сообщить результат (хлопки в ладоши, отсчет фишек, показ карточек из математического набора с нужным числом геометрических фигур и т. д.). Далее педагог просит детей назвать слова в порядке их расположения в предложении. Для того чтобы дети выполняли это задание с удовольствием и в достаточно быстром темпе, воспитатель «раздает» им слова, например: «Весна – Оле, пришла – Диме» и т. д. Если дошкольники назвали слова не в том порядке, педагог «раздает» слова другим детям.

В подготовительной к школе группе детей учат слоговому и звуковому анализу слов. (Многие дети путают звуки и слоги.) В этом отношении неоценимую помощь оказывает упражнение «Я – вам, вы – мне», в котором сначала педагог просит детей сосчитать и назвать части того или иного слова, а затем выполняет задание, сформулированное ребенком. («Валентина Викторовна, сосчитайте и назовите части в моем слове».) То, что ребенок в своем обращении к воспитателю вынужден оперировать терминами часть слова, звук , способствует усвоению этих понятий.

Для анализа воспитатель предлагает детям двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами; просит назвать звуки в словах, состоящих из трех-четырех звуков.

Приобщение детей к художественной литературе

Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

В перечень произведений для чтения в подготовительной к школе группе входят (как и во всех предыдущих группах) фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, зарубежная проза и поэзия.

Русская народная поэзия представлена более сложными песенками, в том числе календарными обрядами (коляда, Масленица), прибаутками, небылицами, пословицами, скороговорками, считалками, загадками.

Среди русских народных сказок есть малоизвестные педагогам произведения («Белая уточка», из сбор. А. Афанасьева; «Сынко-Филип-ко», пересказ Е. Поленовой; «Чудесное яблочко», обраб. Л. Елисеевой и др.). Рекомендуется знакомить детей с былинами: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», запись А. Гильфердинга (отрывок); «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой; «Садко», запись П. Рыбникова (отрывок).

В программный список поэтических произведений вошли стихотворения А. Пушкина, А. Блока, М. Волошина, А. Ремизова, П. Соловьевой и других поэтов.

Рекомендованы литературные сказки отечественных (П. Ершов, А. Ремизов, К. Ушинский, К. Паустовский и др.) и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов. В список включены повести и рассказы, которые, как свидетельствуют наши наблюдения, пришлись по душе именно детям 6–7 лет (А. Куприн, «Слон»; Н. Телешов, «Уха» (в сокращении); К. Коровин, «Белка»; рассказы Ю. Коваля и т. д.).

Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста:

Устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;

Наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;

Заметное возрастание интереса к поэтическому слову;

Методика работы с этой возрастной группой мало отличается от методики работы с детьми 5–6 лет. Правда, педагоги, беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений, предусматривают более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные, аргументированные ответы.

Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей; вместе с ними нужно решить, какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. Процедура передачи книг доставляет много радости и той и другой стороне.

В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А. Пушкина, Г.Х. Андерсена, Д. Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент.

В подготовительной к школе группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая разнообразная: авторская книга, например сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например В. Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с веселыми историями и др. Тематика выставок определяется наличием книг в дошкольном учреждении. Кроме того, интересующую детей книгу можно взять (заказать) в библиотеке (при этом дошкольников знакомят с работой библиотеки и библиотекарем).

Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице его можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя – своевременной помощи. С помощью педагога дошкольники продолжают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги (единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).

Литературный багаж у детей различен. Дошкольники шестого года жизни могут назвать от двух до одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду с А. Пушкиным, К. Чуковским, С. Маршаком дети называют М. Зощенко, Н. Носова, Д. Хармса, А. Милна, Г. Снегирева. У многих ребят есть любимые книги.

Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно прочитать заранее и желательно вслух, что педагоги, к сожалению, делают крайне редко. Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать. Если по какой-либо причине произведение не полюбилось воспитателю, его лучше не читать детям (выбор программных произведений достаточно велик).

Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора уже знакомы детям, следует непременно напомнить им об этом. Прежде чем предложить детям книгу для самостоятельного рассматривания, педагог должен сам внимательно рассмотреть ее: определить, на что дошкольники сами не обратят внимание (например, на то, как художник с помощью цвета передает радость или отчаяние героев).

Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

Ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;

Специальные занятия;

Свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы.

Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен. Предполагается также повторение уже знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.

Многие произведения художественной литературы, в частности стихотворения, связаны с тем или иным временем года, а иногда и с месяцем. Поскольку климатические условия в разных регионах нашей страны отличаются, воспитателям необходимо заранее ознакомиться с нашими рекомендациями, чтобы своевременно поменять местами некоторые занятия.

В ходе свободного общения с детьми воспитатель может предложить им тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого, договаривают слова и отдельные фразы), иллюстрирование любимой книжки, рассказывание стихов жестами (воспитатель очень медленно читает знакомое детям стихотворение, а они практически на каждое слово реагируют жестом: «Пять… веселых… домовых… расшалились… очень…») и т. д.

Упражнения из книги «Расскажи стихи руками» очень популярны за рубежом. Подобная книга вышла и на русском языке: «Расскажи стихи руками. По мотивам английского фольклора» (вольный пересказ В. Егорова. – М., 1992). Такие упражнения способствуют развитию образного мышления, свободы движений. Старшие дошкольники находят очень точные и выразительные жесты при чтении русских народных песенок, стихотворений Д. Хармса, С. Черного, отрывков из сказок К. Чуковского.

Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.

Во всех возрастных группах педагог периодически проверяет, знают ли дети программные сказки, рассказы, стихотворения. При проведении срезовой работы следует избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?» Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для данной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.

Логопедическое занятие "Мягкий знак в конце слова".

2-й класс

Цель : Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.

Задачи:

1) познакомить со вторым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).

Оборудование: стилизованная картинка мягкого знака, предметные картинки животных, птиц, рыб, озеро,; звуковые схемы, карточки, запутанные буквы, картинки (мел, мель, шест, шесть), презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент .

Л. Сядет тот, кто отгадает слово и назовет последний звук в нём, даст характеристику.

– Что наступает после утра? (После утра наступает ДЕНЬ; последний звук в слове ДЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Сколько дней в недели? (В неделе СЕМЬ дней; последний звук в слове СЕМЬ - [М’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Что между летом и зимой? (Между летом и зимой – ОСЕНЬ; последний звук в слове ОСЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
- Как называется второй день недели? (Второй день недели называется ВТОРНИК; последний звук в слове ВТОРНИК – [К]; согласный, твёрдый )
II. Работа над материалом.

1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления (операции обобщение, классификация), подведение к сообщению темы.

Л. Вспомните и назовите все слова еще раз.

О. ДЕНЬ, СЕМЬ, ОСЕНЬ, ВТОРНИК

Л. Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

О. Лишнее слово – ВТОРНИК; это слово лишнее, потому что последний звук – твёрдый.

Л. Ребята, а почему в словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий?

О. В словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий, потому что после согласной буквы в конце слова пишется мягкий знак.

Л. Какую роль играет мягкий знак в словах?

О. Мягкий знак служит для смягчения согласного звука

Л. Как будет звучать тема нашего занятия?

2. Сообщение темы и цели занятия.

О. Мягкий знак в конце слова

Л. Молодцы. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова и закреплять умение правильно писать и читать слова с этой буквой.

С чего мы с вами начнём? Конечно с самомассажа: 1) Растираем ручки – умываемся РАЗ, растираем ручки – умываемся ДВА, растираем ручки – умываемся ТРИ. 2) Растираем ушки. (Считаю РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, в противоход растираем ушки!) 3) Дёргаем мочки ушек вниз (РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и снова РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ) Молодцы!

А чтобы нам с вами правильно произносить все звуки, давайте выполним артикуляционную гимнастику.

«Улыбка» (1-2-3-4-5)

«Хоботок» (1-2-3-4-5)

(«Заборчик») (1-2-3-4-5)

(«Трубочка») (1-2-3-4-5)

«Домик открывается»

3. Закрепление образа буквы Ь , развитие мелкой моторики, зрительного внимания, зрительного гнозиса.

Л. Найдите каждый на своей карточке букву Ь и обведите карандашом.

Подпишите ответ на карточке, под рисунком. Сколько букв вы обвели? (ДВА)

4. Закрепление знаний о мягком знаке.

Л. Чем отличается буква Ь от всех остальных букв?

О. Буква Ь отличается от других букв тем, что она не имеет звука.

5. Составьте слова из букв, подберите к ним картинки и подпишите.

Р, О, Х

Е, М, Л

У, О, Л, Г картинки: мел, угол, хор

Добавьте мягкий знак в конце каждого слова. Какие слова у вас получились? Запишите их под своими картинками.

Мел- угол- хор-

Л. Давайте сравним 1-ю пару слов по значению, по звучанию, написанию.

– Что обозначает слово МЕЛ; МЕЛЬ?

(Мел – материал, которым пишут на доске в школе; Мель – мелкое место в реке или море)
– Какой последний звук в слове МЕЛ; МЕЛЬ?

(Последний звук в слове МЕЛ – [Л], в слове МЕЛЬ – [Л’])

(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове МЕЛЬ)
– Сколько звуков в слове МЕЛ? МЕЛЬ?

(В слове МЕЛ – 3 звука, в слове МЕЛЬ – 3 звука)

Что обозначает слово ХОР; ХОРЬ?

(ХОР – группа людей, которые вместе поют; ХОРЬ – хищное животное, грызун)
– Какой последний звук в слове ХОР; ХОРЬ?

(Последний звук в слове ХОР – [Р], в слове ХОРЬ – [Р’])
– Чем отличаются эти слова по написанию?

(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове ХОРЬ)
– Сколько звуков в слове ХОР? ХОРЬ?

(В слове ХОР – 3 звука, в слове ХОРЬ – 3 звука)
– Какой можно сделать вывод?

О. Мягкий знак не имеет звука. Он смягчает последний звук в слове и меняет смысл слова.

6. Развитие фонематического восприятия. (Физкультминутка)

Л. Ребята, мягкий знак очень важная буква. Я предлагаю вам поиграть, а вместе с тем проверить ваше умение слышать и слушать. Я буду называть слова, если услышите слово с Ь – приседаете, без Ь – подпрыгиваете.

Стал , конь↓, лаз, мыл, мыль↓, весь↓, пар, вес, дал, сталь↓, ел, ель↓.

7. Развитие устойчивости, переключения и концентрации внимания, памяти, мышления (обобщения, классификации), звукобуквенного синтеза и анализа.

Л. Немного поиграли, продолжаем наше занятие.

Посмотрите на картинки и назовите, кто изображены на них.

(Картинки животных: лось, волк, олень, рысь, медведь.)

О. На картинках изображены: лось, волк, олень, рысь, медведь.

Л. К соответствующей картинке подпишите названия животных.

В каких словах пишется Ь?

О. Мягкий знак пишется в словах: лось, олень, рысь, медведь.

Л. Для чего нужен в этих словах Ь?

О . Мягкий знак смягчает последний звук в этих словах.

Л . Какое из этих животных лишнее? Почему?

О. Лишнее животное – ВОЛК, потому что в этом слове нет мягкого знака.

Л. Подберите для каждого животного слово-признак из столбика справа и соедините получившиеся словосочетания линиями. (Косолапый медведь, серый волк, пятнистый олень, хитрая рысь, огромный лось)

Л. Какое слово “спряталось” в слове ОЛЕНЬ?

О. В слове ОЛЕНЬ «спряталось» слово ЛЕНЬ.

Л. Следующее задание. Составьте из слов предложения и запишите их:

1. скрылся, в, леса, чаще, лось. (В чаще леса скрылся лось. Лось скрылся в чаще леса.)
2. траву, ветки, лось, ест, и. (Лось ест траву и ветки. Траву и ветки ест лось. Ест лось траву и ветки.)
3. зверь, лось, огромный. (Лось – огромный зверь.)

Прочитайте получившиеся предложения. В каких словах вы встретили Ь? (Лось, зверь)

III. Итог занятия.

Л. Ребята что мы сегодня закрепляли на занятии? (Мы закрепляли умение правильно читать и писать слова с Ь) Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите фишки: зелёную, если мне было интересно, всё удалось и всё было понятно на занятии; жёлтую – если мне было не очень легко на занятии или что не понял; красную – если мне было трудно.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх