Бурнеша: албанские женщины, которые превратились в мужчин. Почему албанские мужчины "не разводят на секс"

Принадлежность человека к тому или иному полу – это признак не только физиологический, но и социальный. В любом обществе такие понятия, как имя, одежда, привычки и поведение, права и обязанности, четко разграничены на мужские и женские. Однако некоторые жительницы Албании добровольно соглашаются на смену социальной роли и берут на себя большинство мужских функций. При этом они дают клятву хранить девственность до самой смерти. Почему на Балканах появилась такая необычная традиция?

Кто такие бурнеша?

Как известно, примерно две трети албанцев являются мусульманами, еще примерно треть – христианами, остальные не придерживаются какой-то конкретной религии. И хотя ни ислам, ни православие, ни католицизм не одобряют смены человеком своего пола, даже в подобной, исключительно социальной форме, часть албанцев до сих пор придерживаются таких старинных устоев. Особенно те, которые живут в отдаленных горных районах страны.

Бурнеша – так называют женщин, взявших на себя обязанности мужчин. В прежние века они встречались во многих странах Балканского полуострова, сейчас эта традиция полностью утрачена в Черногории, Хорватии и Боснии, но в Албании и приграничных с ней регионах Македонии она еще жива.

По приблизительным подсчетам социологов, в настоящее время несколько тысяч женщин откликаются на мужские имена, носят соответствующую одежду и ведут себя в обществе, как представители сильной половины человечества. Правда, смена пола носит лишь социальный характер, бурнеша никогда не вступают ни с кем в интимные отношения, поэтому их еще именуют «клятвенными девственницами».

Такой странный закон

В XV веке албанский князь Лека III Дукаджини (1410-1481 гг.) издал свод законов для жителей своей страны, получивший название «Канун». Этот кодекс официально утвердил бытовавшие среди жителей Балкан обычаи, в том числе и кровную месть, характерную для многих замкнутых горных сообществ, живущих патриархальными кланами.

Статья № 88 старинного свода законов гласит, что наследовать имущество отца после его смерти может только сын. Ни у вдовы, ни у дочери такого права нет. А если у почившего не осталось наследника мужского пола, то дочь покойного может получить во владение его имущество, но только если принесет обет вечной девственности и станет бурнеша.

Следует уточнить, что традицию социального перевоплощения женщин в мужчин ввел не сам Лека III Дукаджини. Он лишь узаконил в «Кануне» устоявшийся горский обычай, существовавший на Балканах издревле.

По правде говоря, албанские женщины и сегодня имеют гораздо меньше прав, чем мужчины. Несколько столетий назад они вообще приравнивались к имуществу главы семейства. Представительницы прекрасного пола не имели права самостоятельно владеть и распоряжаться имуществом, работать на «мужских» должностях, заходить в питейные заведения и т.п. Например, ставшая вдовой женщина, если у нее не было сына, могла или вернуться в родительский дом, или снова выйти замуж, или… стать рабыней в семье покойного мужа.

Кровная месть – повод для смены пола

Патриархальные горные сообщества и сейчас живут по древним законам, один из которых – кровная месть. Согласно местным понятиям, даже если вина за какое-то преступление или проступок лежит на одном конкретном человеке, мишенью для возмездия со стороны родственников пострадавшего может стать любой член семьи обидчика.

Интересно, что за убийство мужчины полагалось в ответ лишить жизни одного представителя враждебного клана или двух его ближайших родственниц. Например, дочь и сестру преступника. Впрочем, далеко не все албанские воины стремились убивать женщин, все же решая такие вопросы с мужчинами.

Некоторые кланы враждовали веками. Непрекращающиеся междоусобицы привели к тому, что во многих семьях просто не осталось ни одного мужчины. И кому-то необходимо было возглавить род, взять на себя обязанности по распоряжению имуществом, защищать младших сестер. Поэтому бурнеша обычно становились старшие дочери семейств, потерявших всех наследников мужского пола.

Причиной для кровной мести могли быть не только серьезные преступления, но и оскорбление чести и достоинства гордых албанских горцев. Даже толчок в спину на узкой дороге являлся поводом для развязывания кровавой вендетты, длившейся десятилетиями. Многие люди, опасаясь мести, годами не покидали своих домов, превращенных в настоящие мини-крепости. Причем, от суровых карателей страдали обычно совершенно невиновные мужчины и женщины.

Потеря женственности

Как правило, именно старшая дочь должна была пожертвовать своей женственностью ради интересов клана. Она больше не имела права вести себя естественно, красиво наряжаться, и навсегда отказывалась от возможности стать женой и матерью.

Во время специального ритуала юная албанка в присутствии своих родственников и соседей произносила клятву вечной девственности. Затем ей торжественно давали новое – мужское – имя. Бурнеша отстригала длинные волосы, одевала вещи из мужского гардероба. С этого момента она брала на себя все социальные права и обязанности мужчины, в том числе "подписывалась" и на участие в боевых действиях. Фактически, ритуал превращения девушки в бурнеша представлял собой аналог празднования по случаю рождения нового члена родовой общины.

Такие женщины не имели право вступать в брак и заводить интимные отношения с кем бы то ни было. Во всем остальном они даже выигрывали: могли сами распоряжаться своей жизнью и имуществом, заниматься мужскими делами, выпивать и курить в дружеской компании, брать в руки оружие. Со временем подобный образ жизни сказывался на облике бывших девушек. Нося брюки с подтяжками, тяжелые сапоги или ботинки, бесформенные темные пиджаки, бурнеша настолько теряла всякое сходство с женщиной, что почти невозможно было отличить ее от мужчины.

Некоторые юные барышни принимали решение о смене социальной роли не только потому, что у них не было братьев, но и по ряду других причин. Одни стремились к личной независимости от отцов-деспотов, другие - к образованию, третьи не желали вступать в навязанные родителями брачные союзы, четвертых прельщали мужские права и привилегии, пятые хотели получить возможность с оружием в руках отомстить кровным врагам и т.д.

Если девушка выбирала такой образ жизни, то никто не мог препятствовать ей в этом. Албанцы, и мужчины, и женщины, относились к бурнеша с почтением, отдавая должное их силе воли и характеру.

К счастью, жительницы современной Албании все реже решаются на смену социальной роли. Эта традиция жива только в отдаленных горных регионах страны. Но и там многие понимают, что потеря женственности и возможности стать матерью – слишком высокая плата за поддержание устоев патриархального общества.

Конечно, на вкус и цвет товарищей нет. И еще долго человечество будет спорить и ломать копья по этому вопросу. И все же, и все же:

Где живут самые красивые девушки в мире?

1. Россия

Россия – страна, где живут самые красивые и горячие женщины на планете. А все те, кто женился на настоящей русской девушке, считают, что им повезло.

2. Бразилия

Бразильские женщины очень игривы. Побывайте в Рио и не удивляйтесь, если вам захочется остаться там навсегда. Не новость, что эта страна всегда попадает на верхние строчки, когда дело касается сравнения женской красоты.

3. Венесуэла

В Венесуэле, вероятно, живут самые ошеломляющие женщины в мире. Венесуэла не раз получала различные награды: Мисс Мира, Мисс Вселенная и другие, которые не оставляют сомнений, что девушки этой красивой и одаренной земли действительно самые лучшие.

4. Албания

Албанские женщины, как известно, хорошие мамы, а такое качество привлекает мужчин. Красивые, стильные и очень честные- эти черты албанок лорд Байрон заметил во время посещения этой страны. Вы должны знать, что Мать Тереза была одной из них. Как правило, албанские девушки стройны и очень привлекательны.

5. Италия

Итальянские женщины захватывают дух. Их природная красота не имеет себе равных.

6. США

Американки очень красивы и не удивительно, что многие мужчины приезжают в Соединенные Штаты в поисках своей American Girl.

7. Германия

Немки, как правило, сильные личности и при этом они очень сексуальны.

8. Португалия

Женщины Португалии просто божественны. Их экзотический, сладкий и мягкий взгляд сразу покоряет многих мужчин.

9. Япония

Говоря о современном мире, можно заметить, что во всех мусульманских странах происходит практически одно и то же. Молодые девушки и мужчины стремятся вырваться из плена традиций и обычаев и начать жить так же, как и европейцы.

Естественно, что такое стремление понятно, и оно должно поддерживаться в том смысле, что мы все должны идти в ногу со временем, а не находиться в той же темноте, в какой жили наши предки и возможно, наши родители, бабушки, дедушки.

Однако все-таки стремление начать новую жизнь чаще всего приводит к тому, что ломаются все представления о нормальной и полноценной семье, теряются традиции, которые хранились долгие годы. Это все же неуважение к нашим предкам и старшему поколению, которое старательно передавало нам свои знания.

Никто не спорит с тем, что многие мусульманские законы очень категоричны и строги, но ислам - это одна из самых древних религий и нужно ценить то, что так долго хранилось. Однако если заглянуть в разные страны и обратить внимание на обычаи мусульманской семьи, то встречаются довольно серьезные отличия между той или другой нацией.

Ни в одной стране нет такого обычая, как в Албании, который сводится к тому, что женщины дают обет безбрачия, остаются на всю свою жизнь девственницами и заменяют в семье мужчину. Если учесть, что мусульмане своеобразно относятся к женщинам, такой обычай действительно выходит за рамки понимания.

Все дело в том, что Албания на протяжении всей своей истории всегда находилась в состоянии войны с соседними государствами. Естественно, что в каждой семье существовала проблема нехватки мужчин, которые бы брали на себя всю серьезную работу, которая требует физической силы.

Албанские семьи были многочисленны, поэтому отсутствие мужчины было очень заметно. Для того чтобы навести порядок в семье, где одни женщины, которые начинают жаловаться на тяжелую судьбу, необходимо, чтобы в доме обязательно был кто-то с очень сильным характером и духом.

Такое положение в албанской семье, когда сильные мужчины участвуют в военных действиях, привело к тому, что появился такой обычай, что одна из старших женщин в семье принимает решение оставаться на всю жизнь девственной, не выходить замуж и взять на себя в семье мужские обязанности.

Вся мужская работа ложится на плечи этой женщины, которая полностью меняет свой образ жизни. Она начинает носить мужскую одежду, обрезает волосы и даже ее характер становится более твердым.

Со стороны - это обычный мужчина, сильный, мужественный, готовый решить любую проблему, который делает все, для того чтобы семья, ни в чем не нуждалась. Ни о какой смене пола здесь не ведется речь и о том, что в женщине просто играет большой процент мужских гормонов. Это совершенно не относится к делу, потому что это самостоятельный выбор женщины, которая лишает себя всех радостей жизни.

При ближайшем общении - это очень интересный, общительный человек, который всегда готов поддержать беседу. С этими албанскими женщинами можно разговаривать обо всем, и она всегда готова выслушать. Эти женщины до конца своих дней остаются выполнять в семье роль мужчины, и все остальные члены семьи подчиняются им именно как хозяину дома.

На современный мир такие женщины смотрят не то чтобы с неодобрением, просто с некоторым недоверием. Современная молодежь в Албании, совершенно не придерживается тех правил и обычаев, которые никто не отменял.

Свободу, которую получает сегодняшняя молодежь, многие женщины используют слишком усиленно. Молодых людей, которые долгое время воспитывали в воздержании, в настоящее время поддаются своей страсти и совершают одну глупость за другой.

Отношения к браку и семье, которые всегда для албанцев имели большое значение уходит на самый последний план. Сначала думают только о своих желаниях и потребностях и только потом о том, что все-таки необходимо соблюдать нормы.

В то время, когда добрачные отношения были запрещены, в семье было больше доверия. В настоящее время, чем больше связей было у мужчины и женщины, тем большее недоверие они испытывают друг к другу.

Многие молодые люди могут очень долго прожить вместе до того, как решатся на то, чтобы вступить в брак или же просто расходятся, потому что между ними нет понимания. Современный мир разлагает молодежь, которая все понимает в буквальном смысле и переходит все границы запретов.

Свобода, которая на сегодняшний день дана женщинам в Албании, для самих женщин очень привлекательна. Многие, воспитанные по традициям, женщины изначально поддаются тем возможностям и соблазнам, которые перед ними открываются, но по прошествии некоторого времени понимают, что все же старые традиции и обычаи намного крепче связывают семью, нежели свобода в отношениях и вседозволенность.

В настоящее время очень тяжело вернуть то, что было несколько лет назад, потому что молодые люди почувствовали разницу. Раньше ни один молодой албанец или албанка не могли подумать даже о том, чтобы связать свою жизнь с человеком другой национальности, другого менталитета. Необходимо, чтобы супруги подходили друг другу внутренним миром, на который на сегодняшний день совсем не обращают внимания, поддаваясь секундному порыву страсти.

Также существуют албанские семьи, в которых главенствуют женщины вместо мужчин и они стараются оградить свою семью от того, что происходит, стараются напомнить им о национальных и духовных традициях. Они делают все, что возможно, хотя это не всегда удается и иногда молодое поколение выходит из-под контроля.

Однако все же в таких семьях намного меньше вольностей и проблем взаимоотношений, потому что каждый член семьи бережно хранит то, что связано с семейными ценностями и традициями.

Каждый может наблюдать со стороны, к чему иногда может привести слишком большая свобода в мыслях и в действиях, когда на первое место встает удовлетворение своих потребностей. Стоит задуматься над тем, так ли уж нужно сразу бросаться в омут с головой, когда мир открывает так много всего.

В Албании до сих пор жива традиция «переделки» женщин в мужчин – их там несколько тысяч. Они берут мужские имена, носят мужскую одежду, ведут себя как мужчины. К этому их толкает Канун – свод архаических, родо-племенных законов.

В этой подборке вы узнаете о причинах появления такого явления и увидите снимки этих «женщино-мужчин» фотографа Джил Петерс.

(Всего 21 фото)

1. Несмотря на то, что треть албанцев – христиане (половина из которых католики, другая половина православные) средневековый свод законов распространяется и на них. В этом Кануне нет ничего удивительного – подобные законы для самосохранения нации есть практически у всех горных, замкнутых социумов – от адатов в Чечне до билус в стране Басков. Другое дело, что в Албании Канун продолжает определять жизнь всего общества, а не только его архаических слоёв.

2. Одна из главных составляющих Кануна – кровная месть. Вот описание обыденной жизни в Албании по Кануну в 1990-е, которое давала газета Die Welt.

3. «Более половины населения северных горных территорий Албании не выходят из своих домов. Они опасаются кровной мести. Дело в том, что если провинился один человек из семьи, кара распространяется и на его родных.

4. За поруганную честь в Албании можно заплатить только кровью, а за пролитую кровь - опять же только кровью. После перемен последнего времени этот закон снова вступил в силу, причём чем меньше государственный контроль и управление на данной территории, тем большую силу набирают законы вендетты.

5. Планы кровной мести вынашивают годами. В деревне Блеран, находящейся недалеко от границы с Монтенегро, был убит Герг Капаклиа. За 13 лет до своей гибели он толкнул на улице представителя семьи Гека, а такое оскорбление, по албанскому кодексу чести, смывается только кровью. Капаклиа, вероятно, убили бы ещё тогда, но железные руки диктатора Энвера Ходжи надежно защищали албанцев от традиции. Герги отправился в Грецию, а когда вернулся, два брата кровно обиженного представителя семьи Гека пристрелили его прямо на улице.

6. Младший брат Герги - Пепин, бывший вместе с ним, заголосил и бросил камень в убийц, которые, недолго думая, пристрелили и его. Теперь уже настал черёд семьи Гека. Один из пяти братьев Герги всё-таки пристрелил одного из Гека, но попутно был застрелен и полицейский, который пытался остановить насилие. Таким образом, семья Капаклиа нажила себе сразу двух кровных врагов: к Гека прибавилась еще семья убитого полицейского.

7. Единственный способ остаться в живых для человека, приговорённого к смерти, - безвылазно сидеть у себя дома. Согласно албанскому кодексу Канун, кровного врага нельзя убивать у него дома, поэтому для семьи типа Капаклиа дом остаётся единственным спасением. Сейчас в Албании всего около 10 тыс. человек заперто таким образом в своих домах.

8. Кровную месть может остановить только глава семейного клана, который должен в случае намерения установить мир направиться добровольно к враждебному клану и предложить свою кровь в обмен на мир и спокойствие своей семьи. Если вторая сторона согласна, то они либо убивают отважного поборника мира, либо дают своё слово - «беса», оговаривая срок, в течение которого они не будут трогать членов клана, запросившего мира, до принятия окончательного решения. «Беса» означает начало возможного мира, который, в свою очередь, означает прощение, часто измеряемое в количестве передаваемого личного имущества и скота.

9. Возможно также обращение к признанному авторитету. Таким является, например, Ндрек Пьетри, проведший много лет в исправительных лагерях. После перемен он возглавил Союз политических заключенных и прославился своей способностью остановить ненависть и прекратить кровную вражду. Пьетри не призывает отказаться от вендетты вообще, считая, что она приобщает албанцев к настоящим законах их предков, реальная суть которых сейчас забыта и искажена.

10. Раньше, рассказывает Пьетри, провинившаяся семья скрывалась в горах и ждала решения совета старейшин. Старейшины обычно наказывали только убийц и непосредственных виновных и не трогали всю семью. Вот эту традицию и собирается восстановить Пьетри».

11. Сегодня, конечно, Албания в какой-то мере европеизировалась, но жизнь по Кануну осталась. В частности, согласно 88 параграфу, Канун признаёт наследником сына, а не дочь, в том случае, если в семье нет сыновей-наследников. Дочь при этом может стать только «бурнеша», то есть «женщино-мужчино»»: принять клятву оставаться целомудренной и не вступать в брак, и эта клятва не должна нарушаться до конца её жизни. Только таким образом женщина может стать главой семьи и официальным наследником. Бурнеша хорошо приняты в рамках общности, ими даже восхищаются за силу воли… Бурнеша одеваются как мужчины, ведут себя как мужчины и обладают равными с мужчинами правами – вот только не могут иметь детей.

12. А с учётом того, что сотни, а то и тысячи семей албанцев из-за кровной места лишены сыновей-наследников, «бурнеша» – очень распространённое явление. Точного их числа в Албании никто не знает, но обычно подсчёт идёт на тысячи – минимум 3-5 тыс.

Албанские девушки прекрасны. Нет, конечно, именно в Украине, России, Молдове, Белоруссии — наибольшее количество красавиц. Но на Балканском полуострове быстро привыкаешь к достаточно жестким лицам балканок с резкими скулами. И вот вы попадаете в Албанию! Страну, которой управлял самый жесткий тиран в Европе. Которая только 20 лет назад смогла более или менее спокойно вздохнуть от гнета жесткой руки социалистов. И понимаете — девушки здесь восхитительны.

Стоит заметить, что не смотря на весьма хорошие природные данные, здесь сложно встретить раскрашенную словно индейца женщину, по которой невозможно понять — это ночной мотылек или просто переборщила с макияжем дама? Вот как, как у них это получается? Практически полное отсутствие макияжа на лице, модная и красивая одежда, словно с иголочки, но абсолютно не вызывающая… Нет этих отвратительных «леопардов» и трусов, которые видно из джинсов. У этих красавиц есть чему поучиться!

Албанские девушки на берегу Охридского озера

Признаюсь честно, на фото — не самые красивые экземпляры. Ибо все остальное время просто ходишь и вертишь головой по сторонам.

Албанские девушки одеваются весьма скромно, но со вкусом

Причем они привлекают твое внимание везде, даже если ты спускаешься в бункер.

Даже в бункер не дадут спуститься спокойно!

И ведь простые люди. Ничем не отличаются от нас с вами. Гуляют, занимаются хозяйством. Прошло так мало времени, а они стали такими, как и мы! Причем даже лучше, видно их желание наслаждаться дарованной свободой. Я почему-то подумал, что рухни режим в Северной Корее, отвернись там народ от идей Чучхе — и не пройдет двадцати лет, как они будут точно такими — модными, красивыми и современными.

Уличная торговля вещами здесь все еще в норме, правда

Молодое поколение торопится по своим делам и на свидания.

Фото албанских девушек

Старшее — гуляет с детьми

На набережной в Поградец

Кто-то убирает у себя в магазине.

Девушка на пороге магазина в Тиране

Но при всем этом они остаются собой — восхитительными дамами.

Как и везде в Албании, велосипед остается по привычке важным транспортом. Ведь совсем недавно был абсолютный запрет на автомобили! Вело-инфраструктура развита весьма серьезно, а велосипедист — равноправный участник дорожного движения! Девушки, естественно, тоже ездят на велосипеде.

Девушка на велосипеде в Шкодаре

На фото вы можете увидеть и мужчин. Они тоже стильны и ухожены. Невозможно представить себе в более или менее крупном городе мужчину в шортах и майке, если он не турист. Я уже не говорю о голом торсе, которым так любят светить наши сограждане. Брюки, рубашки — это здесь в норме. Они слишком похожи на итальянцев.

А как мило смотрятся эти дедушки вечером, гуляющие в центре. Тройками ходят, трости, рубашки, причесанные… Костюмчики. Ну просто дон Карлеоне на пенсии! Хотя кто знает, может это действительно выходят на прогулки албанские мафиози, главы кланов, отошедшие от дел и вернувшиеся на родину из Италии?

Я хотел бы, чтобы украинцы и украинки, русские — учились одеваться у этих людей. Со вкусом и не вызывающе.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх