Что такое раннее развитие ребенка? После трех месяцев уже поздно (что такое «раннее развитие» ребенка).

Ответственные родители, внимательно наблюдающие за взрослением своего ребенка, уделяют большое внимание такому процессу, как развитие ребенка дома , ведь почти до трех лет формирование ребенка как личности происходит почти без воздействия социума, в большинстве случаев, исключительно под влиянием родителей.
Развитие ребенка – это процесс, который с различным успехом и скоростью проходит каждый малыш. Этот процесс обязательно включает в себя изучение окружающего мира и приобретение жизненно важных навыков, таких как, умение ходить, говорить и т.д. Навыки, приобретаемые ребенком с течением времени, называются определенными вехами (или этапами) его развития.
Необходимо определить следующие пять главных направлений развития ребенка.

1. Когнитивное развитие ребенка
Это - способность ребенка изучать информацию и решать проблемы. Когнитивное развитие не связано к каким-либо определенным возрастом ребенка, оно равным образом относится и к двухмесячному ребенку, который исследует окружающий мир с помощью зрения и осязания, и к пятилетнему ребенку, который учится решать свои первые математические задачки.
2. Социальное и эмоциональное развитие ребенка
Это - способность ребенка взаимодействовать с другими людьми, включая помощь и самообладание. Примерами этого типа развития можно привести улыбающегося матери шестинедельного малыша, десятимесячного ребенка, машущего ручкой «пока» при прощании или пятилетнего мальчика, который учится навыкам общения со сверстниками и воспитателями в детском саду.

3. Языковое развитие ребенка.
Это - способность ребенка и понимать и использовать язык. Например, годовалый ребенок, произносящий свои первые слова, двухлетний, называющий словами части своего тела.

4. Развитие мелкой моторики
Это - способность ребенка использовать маленькие мускулы, управляющие их руками и пальчиками, чтобы поднять маленькие объекты, держать ложку, перелистывать страницы в книге, или использовать карандаши для рисования.

5. Развитие равновесия и грубой моторики
Это - способность ребенка использовать большие мускулы. Например, шестимесячный ребенок учится сидеть с некоторой поддержкой или годовалый малыш, встающий на цыпочки, чтобы дотянуться до интересующего его предмета.
Эти этапы развития ребенка проходят последовательным образом. Это означает, что ребенок должен сначала овладеть некоторыми навыками прежде, чем он или она смогут развиваться дальше. Например, дети сначала должны научиться ползать, а уже после этого, ходить, а не наоборот. Родители, занимающиеся развитием ребенка дома, должны четко осознавать, что каждый этап в развитии ребенка базируется на предыдущем усвоенном опыте, поэтому не нужно требовать от ребенка сверхъестественных скачков в его развитии.

Мальчики и девочки разные с самого начала и развиваются по-разному . Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Ходить мальчики начинают примерно на 2-3 месяца позже, на 4-6 месяцев позже начинают говорить. Но все это видно родителям и невооруженным глазом.

Когда мама учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт. Сравнивать себя в детстве с ним, приводить себя маленькую в пример сыну – неверно и бесполезно. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг отключает слуховой канал, и ребенок просто перестает вас слышать.

А вот санкт-петербургские нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково, так что, проанализировав взаимодействие электрических потенциалов разных областей коры мозга, можно с большой вероятностью сказать, какого пола этот младенец.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают свои богатства – куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство.

Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется больше пространства, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости шалунам мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей... Не ругайте их – это совершенно нормально.

Замысел природы

Зачем нужны природе различия в психике мальчиков и девочек? В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие правнуков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания.

Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской – на прогресс.

Для продолжения вида нужно много женщин. Поэтому женский пол природа бережет, а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Женщины как бы более одинаковы; у мужчин больше и полезных и вредных мутаций. Потому-то среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Кто в чем сильней

Как эти особенности мужского устройства сказываются на учебе наши детей? В дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, это не сразу заметно.

В первом классе одной из московских гимназий провели такой эксперимент. Ученые спросили детей, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности: построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: а еще можно построить сарай, гараж, забор... Когда тема строительства была исчерпана, голос подал мальчик: «Когда мама солит в ведре грибы, кирпич она кладет для тяжести». Снова лес девчачьих рук - и самые разные примеры, как можно использовать кирпич в виде груза. Тему исчерпали. И снова мальчик: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девочки бросились развивать и эту тему. А новый поворот – опять из уст мальчиков: «Можно положить на кирпич доску, получатся качели», «Кирпичи можно бросать, как снаряды»…

Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. При этом они не придают значения тщательности решения и аккуратности оформления. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку.

Девочки и женщины вообще лучше выполняют типовые, шаблонные задания, тщательно прорабатывают детали. У девочек речь беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов лучше удаются мальчикам. Исследования обнаружили, что уже у 6-летних мальчиков есть специализация мозга для пространственного восприятия и мышления, а у девочек ее нет и в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь: это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К 7 годам мальчики, как правило, по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличии от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

» Развитие ребенка

© Феликс Божонка

После трех месяцев уже поздно (что такое «раннее развитие» ребенка).

Многие родители, обнаруживая пробелы (мнимые или действительные) в развитии своих детей, лихорадочно бросаются искать спасительные методики обучения и воспитания, расходуя на это огромные усилия и средства. И в их положении это, наверно, правильно. Но насколько радостнее, счастливее для всех сторон шел бы процесс воспитания и обучения, если бы в первые месяцы жизни ребенка родители придерживались простых и логичных действий!

Чем же определить условия «раннего развития» и его сроки? По мнению автора, это следующее:

  1. Закаливание (водные процедуры) с рождения и до 2-х месяцев;
  2. Сенсорное ознакомление с окружающим миром с рождения и до 3-х месяцев;
  3. Активное обучение устной и ознакомление с письменной речью с рождения.

На основании этого попробуем дать определение понятию «Раннее развитие». «Раннее развитие» - это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.

Физиологами давно доказано, что с первых дней в первые месяцы жизни в головном мозге ребенка идет процесс синаптической сверхпродукции (период формирования огромного количества связей между клетками мозга), т.е. формирование основы для развития памяти и других функций мозга ребенка.

Именно в это время закладываются основы того, сколько раз ребенку придется в школьном возрасте, к примеру, читать стихотворение для запоминания: запомнит с первого раза, или и двадцати будет мало. Соответственно, легко ему будет учиться, или с большими затратами усилий и времени. Соответственно, будет он получать удовольствие от процесса учебы или это будет тяжкой ношей.

После периода синаптической сверхпродукции наступает период постепенной редукции невостребованных связей. Избыточные связи, не загруженные информацией из окружающей среды, исчезнут, будут разрушены. Поэтому, для сохранения синаптических контактов необходимо сознательно напитывать родившегося ребенка информацией из окружающей среды.

Новорожденный ребенок - совершенно особое существо. В нем собраны возможности всей предыдущей эволюции на Земле (не только папины гены). Новорожденный первых дней, первых недель жизни жадно впитывает ощущения, информацию, приходящую из новой для него среды. Такой мощной новизны ощущений у него не будет уже никогда в жизни! Это нельзя упустить, если вы хотите быть счастливыми родителями и воспитать счастливых детей!

Запустить механизмы эффективного усвоения, переработки и отражения информации возможно только с рождения. Эта потребность организма формируется на клеточном уровне. Если не прикладывать к этому усилий с рождения, то сформировать натуральный интерес к получению информации, любознательность будет достаточно сложно. Ребенок в 2,5 месяца с большим удовольствием и вниманием может слушать все, что вы ему говорите и рассматривать все, что вы ему показываете в течение очень длительного времени. Когда он овладеет своим телом, он уже не сможет так долго вас слушать. Поэтому эффективно подготовить его восприятие можно только в первые месяцы жизни. Не упускайте свою радость быть счастливыми родителями!

В три все только начинается [Как вырастить ребенка умным и счастливым] Момот Галина С.

Часть I. развитие и обучение. В чем разница?

Примерно с начала 90-х годов прошлого века в книжных магазинах нашей страны появилось много литературы, в которой очень доступно была изложена идея необходимости раннего развития ребенка. Эта идея выросла на утверждении, что мозг трехлетнего ребенка способен вместить программу средней школы.

Может-то может. Но возникает два вопроса: «как?» и «зачем?» Ответов на них в книгах не было. И началось… Один за другим стали открываться центры раннего детского развития. Родители, обеспокоенные тем, как быстрее развить своего ребенка, стали доверчиво отправлять своих чад в эти центры. Каждое такое заведение, в конкурентной борьбе за клиента, стало предлагать постоянно растущий ассортимент образовательных услуг, живописно рассказывая, каким гением вырастет каждый прошедший через их руки ребенок. Время шло, а количество гениев на душу населения почему-то не росло.

Каждый родитель желает своему ребенку только самого лучшего. Не очень-то разбираясь в тонкостях раннего развития и обучения, привыкшие доверять специалистам (на то они и специалисты!), родители искренне надеялись, что к моменту поступления в школу их малыши будут являть собой образцы одаренности и развитости в различных областях. Маленький, недавно научившийся ходить малыш бойко читает, пишет и складывает двузначные числа в уме – мечта многих современных мам и пап.

Но так ли однозначны эти интеллектуальные достижения?

Это звучит немного странно, но обсуждение сего-дняшней темы не состоялось бы без одного события, произошедшего более двадцати пяти лет назад. Именно тогда наше государство решило увеличить отпуск, предоставляемый матерям по уходу за ребенком, и продлило его до трех лет.

Мамы, в большинстве своем до сих пор сдававшие годовалых детишек в ясли, оказались сидящими дома в совершенно новой для себя роли воспитателя – и безо всякой «информационной поддержки». Что делать с ребенком до года, подробно рассказывали в детской поликлинике. А дальше? Во что играть с малышом, что ему читать, о чем говорить на прогулке, как учить самостоятельно есть и проситься на горшок – все это в семьях, разумеется, знали. Но многим такого «бытового» общения казалось мало, «ясельные» подходы выглядели устаревшими, а ежедневную жизнь с малышом хотелось как-то разнообразить.

И вот тут книжки, пропагандирующие идею раннего детского развития, оказались как нельзя стати. Конечно, их читали очень немногие, а собственноручно изготовляли пособия и строили детские спортивные комплексы и вовсе единицы, но благодаря этим энтузиастам загадочное «раннее развитие» поселилось в нашей стране.

В это же время в нашу страну стали завозить зарубежные пособия, а отечественные производители освоили выпуск их аналогов и начали делать кубики, рамки и вкладыши, карточки и таблицы. А в конце 1990-х в Москве, Питере и нескольких крупных городах стало реальным записать ребенка в Монтессори-садик, отыскать группу, где с двухлетками читали бы по кубикам Зайцева или по карточкам Домана, а еще рисовали, изучали окружающий мир, пели и танцевали.

Сегодня вы без труда найдете студию развития для малыша от года до трех буквально во дворе своего дома, доступную информацию о «методиках» – в Интернете, а в любом «Детском мире» – все необходимые пособия.

С одной стороны, это здорово, что для получасового детского «притопа» и общения с такими же мамами не надо ездить через весь город. И что наряду с пирамидками и матрешками наших детей буквально с рождения окружают пазлы и шнуровки, лото и домино – когда-то «пособия», теперь они стали просто игрушками. Нынешним молодым мамам трудно себе представить (а не очень юные мамы хорошо помнят!), что еще совсем недавно с полуторагодовалым ребенком было не принято рисовать красками, делать аппликацию, лепить из пластилина, играть в кукольный театр, слушать классическую музыку и рассматривать шедевры живописи.

А с другой стороны, это и многое другое, входящее в понятие «раннее развитие», все чаще происходит с нашими детьми при участии педагогов, а не родителей. «Владение методиками» – непременное требование к няне для годовалого-двухлетнего ребенка. Дело в том, что совпали две тенденции. Для сегодняшних мам опять же почти нереально быть дома с детьми до трех лет – по экономическим и карьерным причинам. Тем временем занятия с малышами становятся уделом профессионалов из «сферы услуг», сложившейся вокруг идей «раннего развития».

А спад родительского энтузиазма, наступивший (как это всегда бывает) после «развивающего бума», некоторых приводит к убеждению, что с маленькими детьми вообще ничем «таким» заниматься не надо – они сами вырастут, а к школе их и в детском саду подготовят (туда теперь стараются отдать пораньше, чтобы еще и говорить научили заодно).

Есть, правда, и другая тенденция – когда мамы предпочитают развивать малыша, следуя за его потребностями и интересами, вплетая в повседневные дела изучение цветов и форм, явлений природы и занятий людей…

Всё почти по Толстому: все успешно пережившие «раннее развитие» счастливы одинаково; каждый столкнувшийся с проблемами несчастлив по-своему.

А все потому, что небесспорна сама идея, на которую опираются теоретики и практики. Коротко она звучит так: в первые три года жизни мозг ребенка способен усваивать и перерабатывать информацию, как никогда в дальнейшем. А значит, обучение младенцев может быть более эффективным, чем, например, семилетних детей.

Чему и как предлагается учить, описано многократно. А вот на вопрос «зачем все это делается?» разумного ответа так и нет. Говорят об объемах знаний, которые можно получить, если начать пораньше, о том, что возможности человеческого мозга недооценены и используются недостаточно. Считают раннюю привычку к интеллектуальному труду прививкой от опасных или бесполезных соблазнов современного мира (от наркотиков до компьютерных игр и телесериалов). Наконец, убеждают сделать жизнь малыша красочной, с открытиями и радостью познания.

Но – ведь она такая и есть! Причем безо всяких пособий. Об этом позаботилась природа, снабдив ребенка способностью накапливать и систематизировать представления об окружающем мире, а мать – способностью чувствовать потребности малыша (в том числе и в информации) и откликаться на них. Жизнь рядом с мамой, ее эмоциональная реакция на все события и даже обыденное отношение к «неживым» предметам (к обстановке дома, деревьям в парке, облакам на небе) – это и есть первые университеты для малыша. А если мама еще приобщит к совместным бытовым делам да расскажет по ходу дела все, что знает сама об овощах в супе, о травах на лугу, о звездах на небе…

Именно так наши предки примерно к трем годам осваивали всю сумму представлений и навыков, которая была необходима для участия в жизни общества и физического существования. Сейчас, конечно, городской ребенок наблюдает и изучает другое: не как доят корову, а как управляются с бытовой техникой, например. Но биологически человек остался тем же самым, а потому, резко меняя и суть информации, и способ ее получения, мы рискуем вторгнуться в развитие малыша, плохо представляя себе последствия.

В первые годы жизни мозг еще продолжает формироваться, и воздействие на его зоны максимально эффективно. Поэтому действительно механически малыша можно научить практически всему. Только будет ли от этого польза? Прочитанное он скорее всего не поймет, а складывать и вычитать ему пока не очень жизненно необходимо, как и английский или другой иностранный язык. Пригодится, конечно, в дальнейшем, но сохранятся ли ранние навыки, например, в младшем школьном возрасте, неизвестно. Я вообще не советую учить ребенка читать до возникновения у него такого желания и интереса к такому виду деятельности. Интерес к чтению как к процессу обеспечивает и интерес к тому, чтобы понять прочитанное, тогда как научение детей механическому складыванию букв потом может привести к тому, что, читая, малыш не будет улавливать смысла.

Своевременный «приход» к чтению (сначала ребенок интересуется буквами, а затем открывает для себя, как их складывать в слова) можно считать своеобразным тестом соответствующего возрасту развития мозга. Это вовсе не означает, что ребенка надо останавливать, если он заинтересовался буквами в книжке в три года или в четыре. Если такое происходит, значит, для данного конкретного малыша чтение – зона ближайшего развития. Хочет уметь понимать написанное – покажите ему, как это делается. Но не форсируйте события. Если мы торопим обучение, то, сами того не ведая, организуем дисбаланс – «подгоняем» определенные зоны мозга раньше, чем надо, в ущерб другим.

Я не вижу ничего плохого в том, чтобы выучить с малышом буквы. Их можно показывать ему хоть с года, называя соответствующий звук, – так же, как вы показываете зверей на картинках, различные предметы дома и на улице и т. п. Кстати, хорошее соотнесение звука и его графического изображения (знака), которое обеспечивает этот подход, скорее всего станет профилактикой дисграфии (устойчивого письма с ошибками) у вашего ребенка.

Вывод в том, что дошкольника, а особенно малыша до трех-четырех лет, пока рано учить «наукам». Вот учить надевать носочки или выбрасывать огрызки в мусорное ведро – да, а наукам – нет. Потому что этот возраст не предназначен для направленного обучения интеллектуальным вещам. Он безумно познавательный, и малыш развивается со скоростью космической ракеты, но делает это по всем жизненным сферам. Ему и навыки самообслуживания нужны, и речь, и умение общаться, и множество всего исследовать и попробовать. Сосредоточение на чем-то одном, как ни странно, отвлекает его от познания окружающего мира.

Поэтому если хотите развивать – развивайте, конечно, но предоставляя возможности, а не очерчивая красными флажками узкую тропу одного знания.

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

Часть 1. Нормальное развитие. Запомните одно, и тогда Вы займете правильную позицию: что бы Вы ни думали о нем как о личности, что бы ни сделали или не сделали его последователи, Фрейд был прав. Вот вам талисман, который следует всегда иметь при себе и пользоваться им в тех

Из книги Кома: ключ к пробуждению автора Минделл Арнольд

Часть 2. Ненормальное развитие.

Из книги Получение помощи от "другой стороны" по методу Сильва. автора Сильва Хосе

Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

Часть I. Развитие контакта. "Могу ли я получить помощь с другой стороны?"Конечно."Вы имеете в виду от Бога?"Да, но прежде, чем делать какие-то выводы, лучше прочитайте несколько глав."Любой может?"Любой."Прямо

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

РАЗВИТИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ - ЭТО ПРИНОСЯЩЕЕ РАДОСТЬ ОБУЧЕНИЕ ИЛИ УСЛОВИЕ КУЛЬТУРЫ? Детская социализация, которую можно охарактеризовать как обучение в его наиболее совершенной форме, пробуждает рефлекторное мышление. Этот процесс инстинктивен и происходит спонтанно, сам по

Из книги Психология конфликта автора Гришина Наталья

Поиск денег на обучение. Инвестиции в собственное развитие. «Вжик-вжик…» Драка У М.Е. в его книге «Психологические гамбиты» проработана интересная мысль. В жизни надо играть гамбитными вариантами, т. е. уметь стратегически пожертвовать пешкой, чтобы в конце поставить

Из книги Дочковедение. Отцы, воспитывающие дочерей автора Латта Найджел

Часть IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения Завершающая часть нашего изложения посвящена возможности обучения людей конструктивным стратегиям поведения в конфликтах и стратегиям преодоления конфликтных ситуаций.

Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

9 Личностное развитие, гендерная разница, или Почему слоны – отличные уравнители Одни девочки милые, другие – нет. Есть девочки, которые представляют собой полную противоположность этому слову и могут поджечь комнату одной правильно поставленной ухмылкой.Такой была

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Часть 3. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Развитие и обучение Будучи историческим существом, человек вместе с тем и даже прежде всего естественное существо: он - организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы. И для психического развития человека существенно, что он рождается с

Из книги Детство и общество автора Эриксон Эрик Хомбургер

Обучение и развитие В связи с этим выдвигается второй вопрос - о взаимоотношении развития и обучения. Ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается, он развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь.Поэтому, в частности, распространенное в литературе

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

9. Обучение: развитие мозга и интеллекта - Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня на это, - сказал Деликатес со вздохом, - Так я и остался при высшем образовании… Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» Учиться нужно, но нужно бы не только учиться,

Из книги НА ПОДСТУПАХ К ПСИХОЛОГИИ БЫТИЯ автора Маслоу Абрахам Харольд

Часть III. Развитие эго

Из книги автора

Разница в развитии, разница в поведении Пол ребенка определяется набором хромосом в оплодотворенной яйцеклетке. Даже в материнской утробе развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Без специальных аппаратов и тестов опытные наблюдатели по внешнему виду будущей

Из книги автора

Часть II РАЗВИТИЕ И МОТИВАЦИЯ

Из книги автора

Часть III РАЗВИТИЕ И ПОЗНАНИЕ

Начнём с того, что процесс формирования ребёнка, как личности, начинается ещё до его появления на свет (уже к концу третьей недели беременности закладывается нервная система эмбриона) и продолжается вплоть до старшего школьного возраста. Собственно, любой из нас может психологически меняться и развиваться на протяжении всей жизни, но после наступления совершеннолетия этот процесс протекает значительно сложнее.

Чтобы поменять мировоззрение зрелого человека, его, как правило, приходится "ломать", ведь фундамент личности, её основа, закладывается ещё в дошкольном возрасте. Со временем над этим фундаментом воздвигается всё больше новых "этажей". Чем старше человек - тем сложнее будет добираться до основ его характера и уж тем более - менять их. Соответственно: каждый родитель должен позаботиться о том, чтобы вовремя заложить для своего ребёнка правильный и прочный фундамент. Давайте отдельно рассмотрим некоторые важные аспекты.

Любого человека окружает огромное количество информации. Важнейшим компонентом для её усвоения, обработки и дальнейшего использования является память. С памятью тесно переплетается другой важный аспект – внимание. Его нужно уметь концентрировать и правильно распределять. У многих родителей возникают вопросы: «Как развить память ребёнка?» и «Как развить внимание у ребёнка?» Ниже предложено несколько полезных советов и упражнений:

  • При работе с детьми младшего дошкольного возраста старайтесь сопровождать устное объяснение наглядными примерами и яркими иллюстрациями. Как правило, объект запоминания, «привязанный» к какому-либо интересному для ребенка образу, откладывается в его памяти автоматически, без усилий. Это также называется «непроизвольной памятью».
  • Постепенно приучайте ребёнка самостоятельно создавать для себя такие вспомогательные образы. Укажите ему на некий предмет и попросите рассказать о том, какой он, на что он похож, с чем ассоциируется. Можете поступать наоборот: прочтите ребёнку сказку и попросите нарисовать то, что он представлял себе, пока её слушал.
  • Старайтесь вовлекать ребёнка в коллективное общение, особенно начиная с 4-5 лет. В этом возрасте формируется так называемая «произвольная память» - человек учится запоминать необходимые для него вещи осознанно, без обязательной привязки к яркому образу. Чтобы влиться в коллектив, нужно обращать внимание на окружающих. Чтобы заслужить похвалу воспитателей в детском саду, нужно помнить о требованиях, которые они выдвигают. Чтобы победить в коллективной игре, следует помнить её правила. Так ребёнок учится самостоятельно «включать» и «выключать» механизм запоминания.
  • Подсказывайте более удобные пути усваивания информации. Научите ребёнка акцентировать внимание на самом главном. Прочитайте ему небольшой текст и попросите записывать ключевые, наиболее важные слова. Затем предложите, основываясь на них, пересказать текст. Вместе разберите ошибки. Это очень пригодится будущему школьнику.
  • Эффективным инструментом для развития внимания является известная игра «Найди отличия!». Цель – сравнить две на первый взгляд одинаковые картинки и найти заданное количество отличий.
  • Ещё одно упражнение: разложите на столе несколько разных предметов (для начала – не больше семи) и предложите ребёнку запомнить их последовательность. Через 30 секунд выведите его из комнаты и поменяйте несколько вещей местами. Спросите ребёнка, что изменилось и предложите ему восстановить нарушенный порядок. Постепенно увеличивайте количество предметов.

Ещё одна неотъемлемая часть детского развития – речь. Она является одним из ключевых навыков, необходимых для полноценной жизни. Так как развить речь у ребёнка? Предлагаем вам небольшую памятку:

  • Как можно больше разговаривайте с ним. Рассказывайте ему обо всём, что происходит рядом, комментируйте предметы и явления, называйте окружающих людей по имени.
  • Больше гуляйте с ребёнком, по возможности выбирайте каждый раз новые места для прогулки. Чем больше новых впечатлений – тем лучше.
  • Выберите несложное стихотворение и регулярно читайте его ребёнку. Через некоторое время начните предлагать ему продолжить начатую вами строчку.
  • Общаясь с ребёнком, помните, что он воспринимает вас как образец для подражания. Старайтесь говорить достаточно громко чётко, не тараторьте.
  • Больше иллюстрированных книг. Обсуждайте вместе картинки, читайте по очереди.
  • Работайте над мелкой моторикой. Она имеет непосредственное отношение к речи. Пальчиковые игры и мозаики – то, что вам нужно. Подойдут и конструкторы с мелкими деталями (ПОД ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИСМОТРОМ РОДИТЕЛЕЙ!).
  • Поощряйте любые попытки ребёнка говорить.

Наконец, поговорим о том, как развить способности ребёнка. Рано или поздно все дети начинают увлекаться тем или иным занятием. У некоторых это может в дальнейшем перерасти в главное дело жизни. Но не спешите: даже если ваш сын целыми днями бренчит на гитаре, это не повод пророчить ему карьеру великого музыканта. Ровно, как и не повод вырывать у него из рук инструмент с криком «Займись лучше чем-нибудь полезным!» В первую очередь - наблюдайте.

Не чурайтесь здоровой, сдержанной критики – если человеку не указывать своевременно на его ошибки, он рано или поздно зайдёт в тупик и перестанет развиваться. Должно быть место и поощрению – но только в том случае, если прогресс действительно есть. Пустая похвала не приводит к хорошим последствиям. Старайтесь грамотно направлять ребёнка: если видите, что он делает успехи - запишите на курсы, где он сможет развивать свой талант, подарите ему на день рождения полезное дополнение к его хобби (большая энциклопедия для начинающего химика, тренировочный снаряд для будущего спортсмена, и.т.д.). Дайте ему понять, что он может рассчитывать на вашу поддержку.

Если же у ребёнка не наблюдается ярко выраженных склонностей к какому-либо роду занятий, можно попытаться их выявить. Если вы заметили, что ваш отпрыск значительно опережает в чём-либо своих сверстников – поинтересуйтесь, насколько ему близка эта сфера. Может случиться так, что с лёгкостью «щёлкая» задачи по математике, он не имеет ни малейшего интереса к этой науке. В таком случае нельзя навязывать увлечение, можно лишь аккуратно попытаться вызвать дополнительный интерес. Например, предложить решить нестандартное, «олимпиадное» задание, чтобы подстегнуть самолюбие. Либо «прощупать почву» на предмет интереса ребенка к смежным областям науки – юный математический гений может «внезапно» с головой уйти, например, в физику.

Также можно пройти диагностику, направленную на выявление детских способностей. Обычно это делается в городских психологических консультациях либо в государственных центрах досуга.

Вы можете или написать свой.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх