Интересные техники вышивки. Вышивка

Очень много людей, особенно домохозяек, начинают занятия рукоделием, в том числе техникой вышивания. Это весьма сложная работа, для исполнения которой необходимо иметь довольно заметный опыт в данном ремесле. Многим начинающим свой путь в шитье придётся узнать многое не только о тканях, нитях и иглах, но и изучить многие виды вышивки.

Безусловно, имеются некоторые основные виды вышивки, а потом уже множество дополнительных, для тех, кто заинтересовался:

  • — это почти самый распространённый вид, имеющий особенность, облегчающую работу: выполнение идёт по счёту нитей на ткани. Таким образом, можно сделать рисунок на ткани точь-в-точь подобным на оригинал. В связи с тем, что каждую клетку на схеме можно условно принять за крестик, то выполнение происходит на ткани с равномерным переплетением нитей. Их просто необходимо сосчитать, и, выполняя равномерные стежки, соотносить все «крестики» с переплетениями на ткани. Необходимое снаряжение для выполнения: иголка, нитки, схема с непосредственным рисунком, напёрсток (для безопасности) и, естественно, сама ткань. Для начала, желательно, обклеить края рабочей поверхности скотчем или заделать швом, т.к. края могут рассыпаться. С целью определения центральной точки полотна необходимо свернуть ткань в 4 раза и, развернув, сделать метки по согнутым линиям. Затем, закрепив на рабочем месте ткань, начать процесс вышивания по исходному рисунку. Сама по себе технология крестика состоит в диагональных стежках, чередуя справа налево и слева направо. Из-за того, что всё выполняется по размеченным крестикам, подобная техника считается самой лёгкой. Один из самых распространённых вариантов для начинающих

  • — так же является разновидностью счётных видов вышивки, выполняющаяся с помощью крупных и объёмных элементов. Основные использующиеся швы: накладной, наборной, рококо, тамбурный и французский. Для примера следует разобрать именно наборной шов, а рисунок — цветок. Так как сама техника является довольно сложной, то следует всё подробно изучить. После этого станет гораздо легче. Сам по себе шов подразумевает навивание нити на иглу. Таким образом, набираются петли. Для красоты картины надо набирать необходимое количество петелек. Вот основные подручные средства:
  1. иголка (длинная)
  2. сама ткань (желательно однотонная)
  3. нить
    А теперь сама пошаговая инструкция: начинать необходимо с центра. Протянув иглу, сделать стежок на том месте, где будет середина будущего цветка. Затем, сделав несколько петель вокруг пальца, возвращаем их на иголку и затягиваем. В общей сложности надо сделать десять штук на иглу, аккуратно протягиваем сквозь ткань. Получится очень красивый центр нашего цветка. Для создания маленьких лепестков, надо проделать те же шаги, но с четырнадцатью петельками. А вот для больших лепесточков понадобится девятнадцать петель. Так вот и получится цветок

  • Строчевая вышивка . Так же входит в счётные виды вышивки. Ткань должна быть обязательно с равномерным переплетением нитей. А основой подобного вида являются гладьевые стежки, которые выполняются по четыре в блоке. Нить подбирать желательно скрученную. В основном, по этой технике шитьё выполняется по прямым линиям, а в последствии получаются различные геометрические фигуры и узоры. Подобный вид является очень кропотливым, так что необходима довольно большая часть свободного времени. Вот принцип выполнения подобной работы: сделать несколько гладьевых стежков, затем один диагональный. После вышивание идёт по размеченным блокам до полного завершения картины. Так же является одной из самых лёгких технологий

  • по принципу мозаики — довольно интересное занятие, являющееся не совсем вышивкой. Для неё не понадобится ни нить, ни иголка. Это процесс обклеивания определённой картины стразиками . Понадобится лишь: сама схема с нанесённым клеящимся материалом, маленький пинцет, упаковки с самими стразами и расшифровка схемы (куда и какой номер клеить). На первый взгляд она может показаться очень сложной и громоздкой, но это лишь первое впечатление. На самом деле это очень простое занятие, требующее лишь усидчивости. Отчасти кропотливое, т.к. деталек довольно много. Клеящаяся основа обычно закрыта целлофаном, дабы не испортить и не загрязнить её. Желательно не снимать всю плёнку целиком, а по частям, которые вы сразу заполните нужными стразами. На заготовке рисунка в каждую клеточку нанесён определённый символ, который и отвечает за номера на пакетиках страз (расшифровка, обычно, находится в углу картины). Таким образом, беря каждый стразик пинцетом и клея на основу, со временем вы получите очень красивый рисунок. Единственный минус данного метода — работа с мелкими детальками, которые надо прятать от маленьких детей

  • . Получаются очень красивые картины, но является весьма трудоёмким. Вот перечень предметов, необходимых для выполнения: сама ткань, ножницы, золотая нить (желательно иметь много разной толщины), исходный рисунок, иголка и напёрсток (опять-таки для безопасности). Работу над картиной следует начинать с тщательной подготовки и планирования. Найти картинку, которую хотите увидеть на полотне. Выбрать удобную для вас ткань, закрепить её на рабочем месте и постепенно переводить исходную картинку. Данный вид вышивки известен ещё с древности, ведь именно таким образом создавали иконы и элементы одежды для зажиточных сословий

  • Вышивка лентами . В основном, используется для при создании красивых картин цветов и прочей растительности. Знать необходимо всего-лишь два стежка, так что это очень простой вид. Самым лучшим вариантом является использование шёлковых лент. Но есть и более бюджетный вариант — атласные ленты. Они недорогие и присутствуют во многих магазинах в цветовом изобилии (а смотрятся ничуть не хуже шёлковых). Если вы не любите придерживаться строгих правил при вышивании — это самая подходящая техника. Ведь здесь всё зависит только от вашего желания, можно сочетать любые формы и фигуры. Размеры стежков так же подбираются по личному желанию, их можно менять на протяжении выполнения. Можно смело обшивать любые элементы одежды и украшений подобными лентами. Весь интерьер в квартире тоже выглядит привлекательно после вмешательства в него с подобными элементами

  • Вышивка бисером . Очень интересная технология, с помощью которой создаются очень красивые элементы. Так как сам по себе бисер очень выразителен, то с помощью него не составит никаких проблем создать по истине шедевральное произведение. Им можно, как и лентами, украсить свою одежду или аксессуары, что будет выглядеть стильно и привлекательно. В отличие от алмазной, здесь уже придётся использовать иглу. Но ничего сложного тут нет, всё происходит по принципу «иголку вперёд». Таким образом, подобрав сочетание цветов, и создаются все красивые картины. Единственная сложность — надо очень аккуратно и ровно выкладывать все стежки. Все советуют начинать именно со сложных и больших картин, чтобы сразу понять, понравится ли вам. Потому, что в мелких работах бисер не особо себя раскроет. Да и научиться будет легче

  • Ришелье . Одна из самых красивых, но, к сожалению, теряющих свою актуальность. В данный момент, используется в основном в производстве на станках. Но, к сожалению, это выглядит не так, как ручное шитьё. Ришелье — это прорезная вышивка. Она довольно сложная, так что придётся очень постараться, прежде чем начнёт выходить нечто действительно стоящее. Бриды — основные элементы ришелье. Они заполняют вырезы на ткани, и именно из них получается рисунок. Выполняется настил стежками в несколько слоёв (петельками) на месте будущих брид . После этого выполняется узор (но не по нитям ткани, а именно по настилу), благодаря чему получаются красивые и объёмные детали. После этого, ткань междубрид вырезается и получается эффект ещё большей объёмности рисунка

  • — не слишком кропотливый вид, ведь работы получаются довольно быстро, а выглядят очень приятно. Она весьма проста и прекрасно подойдёт начинающим свой путь в рукоделии. Полотно натягивается по определённому контуру, на нём расчерчивается карандашом схема будущего узора (в основном, это прямые линии по вертикали, горизонтали и диагонали без слишком сложных элементов). После этого же начинается сам процесс вышивки. Нитки желательно использовать мулине, а ткань подойдёт любая. Сначала вышивается так называемая «сетка», места пересечения вертикальных и горизонтальных нитей закрепляются маленькими стежками крестиком, а после этого выполняется основной узор (всё это для удобства)

Вышивание пришло к нам из очень далёких времён, а некоторыми приёмами владели лишь самые опытные мастерицы из богатых сословий, а обычным людям эти секреты не раскрывались, потому, что это было прерогативой состоятельных слоёв населения.

Это замечательный вариант занять чем-нибудь своё время, с учётом того, что количество различных видов и технологий попросту невозможно сосчитать, на столько их много.

Гладь Вышивка крестиком “Ришелье” “Мережка” Машинная вышивка

Гладь

Издревле гладью мастерицы украшают одежду, постельное белье, полотенца, скатерти. Для работы требуется только игла, нити и основа, правильно подобранные по толщине.

Крест и полукрест

Этот вид вышивки не требует особых навыков. Но необходимы специальные иглы: с тупым концом и лучше с овальным, позолоченным ушком. Вышивать можно или шерстяными, по специальной канве или полотну, льну. Вышивкой крест украшают одежду, кошельки, постельное белье, вышивают картины.

Ришелье

Эту вышивку еще называют ажурная гладь. Техника ришелье требует терпения, аккуратности и усидчивости. Для работы понадобится ткань, не подвергающаяся деформации, и специальные иголки. В технике ришелье вышивают воротнички, блузки, постельное белье.

Мережка, столбик, раскол, настил и козлик

Вид ажурной вышивки при помощи которой обрабатывают края салфеток, скатертей, постельного белья. Для работы требуется плотная ткань с выдернутыми в одном направлении нитями. Оставшиеся нити компонуют в разнообразные узоры. Это так называемая “счетная вышивка”, при которой надо считать количество задействованных нитей.

Машинная вышивка

Используя специальные вышивальные машины можно создавать украшения для одежды и декора помещения. Техника вышивания запрограммирована изначально и нужно только выбрать понравившиеся виды.

Менее известные виды вышивки

Алмазная вышивка Изонить Сутажная вышивка “Рококо”
Барджелло
“Бути” (бутис)

Скорей, это напоминает мозаику. Для такой вышивки понадобятся пинцет, линейка, готовый набор “алмазов” и канва, которые можно купить практически в любом магазине шитья. Алмазная вышивка яркая, запоминающаяся. Изделия, выполненные в этой технике вышивания поражают своей красотой. “Алмазная” картина станет украшением любого интерьера.

Ниткография или изонить

Узор из ниток выполняется на картоне, бархатной бумаге. Выполненные в этой технике открытки, картины, шкатулки необычны и красивы.

Сутажная вышивка

Для изготовления украшений в сутажной технике потребуется плоский камень, войлок, бисер или бусинки, сам шнур, игла и нитки. Подвески и элементы декора, выполненные в этой технике, оригинальны и неповторимы.

Рококо

Основой вышивки является шов “рококо”: нить плотно навивается на тонкую иглу и аккуратно вытягивается, создавая витой стежок.

Барджелло

Это шитье пришло к нам из Италии. Секрет удивительно красивых покрывал, балдахинов, накидок в бесконечно повторяющемся рисунке, вышитом простым стежком и расположенном параллельно друг другу.

Бути (бутис)

Объемная вышивка, выполняемая белыми нитками по двум слоям белой же ткани. В дальнейшем свободное пространство между слоями заполняется толстыми нитями и образует выпуклый рисунок.

Хардангер

Оригинальная техника вышивания, при которой можно использовать только квадраты, ромбы либо прямоугольники, выражая через строгие формы свое видение окружающего мира.

“Хардангер” Монохромная вышивка Прорезная вышивка Черная вышивика Строчевая вышивка Бразильская вышивка

Монохромная вышивка

Используя нити только одного цвета, но различной толщины, либо разбавив базовый цвет несколькими оттенками, можно получить выразительную и яркую картину.

Прорезная вышивка

Разновидность вышивки гладью – контур небольшого рисунка наносится стежками, делается прорезь по центру и края обшиваются аккуратными одинаковыми стежками.

Черная вышивка

Такая вышивка выполняется черными тонкими нитями на белой или светлой ткани, при этом рисунок не заполняется полностью. Сочетание черных и белых частей образует удивительный эффект.

Строчевая вышивка

Такая ажурная техника вышивки основана на заполнении узором сетки. Шитье похоже на гипюр. Строчевая вышивка в виде ленты используется для украшения одежды, постельного белья, скатертей. На больших работах обычно шитье повторяется из квадрата в квадрат. Строчевая вышивка довольно разнообразна: крупная и мелкая, белая и цветная.

Бразильская вышивка

Это шитье является одним из видов объемной вышивки. Принципиальным отличием является то, что бразильская вышивка выполняется искусственным шелком. Преобладание мотивов цветов, плодов и животных делает работы, выполненные в технике бразильской вышивки яркими, красочный и живыми.

Вышивка с использованием специальных материалов

Вышивка бисером Вышивка пайетками
Вышивка стразами Вышивка стеклярусом Вышивка лентами

Бисер

Бисером расшивают национальные костюмы, кошельки, косметички, шапочки и просто нарядную одежду, вышивают картины.

Пайетки

При помощи пайеток украшают верхнюю одежду, сумки, национальные костюмы.

Стразы

Пришивные стразы получили широкое распространение при украшении одежды, костюмов для выступлений, кошельков, сумок.

Стеклярус

Так же, как и бисер, пайетки и стразы используется для украшения и вышивания картин, а так же создания бахромы.

Ленты

Для такой вышивки лучше использовать канву, ленты же могут быть самыми разными: шелковыми, атласными, капроновыми и даже гофрированными. Иглы нужны гобеленовые с широким ушком и тупым кончиком.

Шелком по шелку

Одна из красивейших и сложнейших вышивок пришла к нам из Древнего Китая. Мастера в то время использовали “иголки, тонкие, как волос”. Утонченная и элегантная двухсторонняя вышивка одинаково выглядит с обоих сторон.

Вышивка шелком Вышивка шерстью Вышивка крючком Вышивка металлизированными нитями Вышивка аппликцией

Шерсть

Используя специальную вышивальную шерсть и иглы, комбинируя разные швы можно легко и быстро вышивать красивые объемные картины, украшать верхнюю одежду.

Крючок

При помощи обычного крючка и ниток мулине можно украсить узорами или цветами косметичку, кошелек, игольницу, салфетки и скатерти.

Металлические нити

Металлические нити, изготавливаемые из полиэстерной основы и оплетки из тонкой проволоки или фольги, толстые, но гибкие. Поэтому их чаще всего нашивают поверх ткани, украшая верхнюю одежду, сумки, кошельки.

Вышивка аппликацией

Нашивая куски материи на основу, обшивая их различными стежками или шнурами, можно украшать верхнюю одежду, сумки.

Русские народные виды вышивки

Крестецкая вышивка Пермогорская роспись Петриковская роспись Городецкая золотная вышивка Олонецкое шитье

Крестецкая ажурная (Новгород)

Одна из самых сложных ажурных вышивок, основанная на сплетении крупной сетки и узора, выполняемого по специально подготовленным сновочным нитям.

Пермогорская роспись

Вышивка повторяет колоритные рисунки старинной пермогорской росписи, до сих пор восхищающей своей живописностью и жизнерадостностью.

Петриковская роспись

Сказочная петриковская роспись, дающая вторую жизнь обитателям живой природы, воплотилась в этой вышивке.

Городецкая золотая вышивка

Старинная и уникальная золотая вышивка городецких мастериц служила украшением одежды в состоятельных купеческих семействах. Такую одежду хранили и передавали по наследству, как настоящую драгоценность.

Олонецкое шитье

Возникшее на Русском Севере, шитье выполняется белыми нитками по белому же полотну. Готовое изделие представляет собой силуэт, расположенный на сетке.

Орловский спис

Древняя вышивка, выполняемая без узелков и, в основном, красными нитями. Согласно старинной легенде, мастерицы вышивали узоры, образовывавшиеся зимой на оконных стеклах. Отсюда такая текучесть рисунка, обилие кругов и спиралей.

Гжель, хохлома

Вышивки повторяют узоры старинных русских росписей и выполняются в цвете, характерном для каждой из них.

Нижегородский гипюр

Удивительно красивый орнамент получается при вышивке по сетке с квадратными ячейками. Использование только белых нитей и филигранная ажурность делают нижегородский гипюр узнаваемым во всем мире.

Кадомский вениз

Русские мастерицы из Кадоми, обученные веницианскими монахинями, создавали уникальную сказочную вышивку: нежнейшее кружево, украшавшее одежды знатных особ.

Орловский спис Вышивка гжель Нижегородский гипюр Кадомский вениз

Виды вышивки с использованием разных видов швов

Таким швом обшивают края ткани, располагая их перпендикулярно подгибу.

Стебельчатый

Шов образует ряд плотно прилегающих друг к другу косых стежков.

Непрерывный ряд петель, являющийся основой такого шва, используют для обшивания по контуру более сложных узоров.

Узелковый

Используется для образования сердцевины цветов или обшивания другой вышивки.

Бархатный

Таким плотным швом с разрезанными петлями вышивают коврики и накидки.

Спираль

Выполняемый толстыми нитками, шов состоит из восьми стежков, создающих кольцо спирали. Иногда в центе так же помещают узор.

Вышивка петельным швом Вышивка стебельчатым швом Вышивка тамбурным швом Вышивка узелками Вышивка бархатным швом Шов “Спираль”

Национальные виды вышивки

Вышивка “Крюил” Бухарская вышивка Швальмская вышивка Вышивка “Шиша”

Крюил (Англия)

Особенностью вышивки, возникшей более четырехсот лет назад, является использование пряжи, свитой из двух нитей разной толщины. Цена такой пряжи была очень высока и подобную вышивку могли позволить себе только знатные особы.

Бухарская вышивка золотом

Роскошную и утонченную бухарскую золотую вышивку невозможно спутать ни с чем другим. До сих пор на Востоке высоко ценятся расшитые тюбетейки,обувь, национальная одежда.

Швальмская (Германия)

Швальмская вышивка белыми нитями по белому узнаваема благодаря использованию простых мотивов цветов и животных и стилизованного “дерева жизни”.

Шиша (Индия)

Оригинальный и необычный вид вышивки, при котором используются обшитые осколки стекла, зеркала, слюды, пайетки. В старину бедные люди использовали даже блестящие крылья насекомых. Таким способом декорируют низ юбок, лацканы пиджаков, сумочки и косметички.

Трапунто (Италия)

Объемная, набивная вышивка, которой украшают сумочки, кошельки, верхнюю одежду. При этой технике стежки обрисовывают выпуклый силуэт.

Шнурковое кружево (Румыния)

При этой технике рисунок выкладывается шнурком, а свободное пространство заполняется при помощи ниток и иголки. Сами шнуры вывязываются крючком. Вставками из шнуркового кружева украшают платья, сумочки, пояса.

Виши или “цыплячьи лапки” (Швейцария)

Для такой вышивки используется ткань в клетку. Расшивая ее разнообразными стежками, можно сымитировать нежное и оригинальное кружевное полотно.

Хедебо (Дания)

Вышивка выполняется на льняной ткани льняными же нитками, при этом вырезанные части узора обрамляются разнообразными швами.

Вышивка “Трапунто” Румынское шнурковое кружево Вышивка “Виши”
Вышивка “Хедебо”

Японские виды вышивки

Вышивка “Когин” Вышивка “Сашико” “Темари” “Кинусайга”

Когин

Основным мотивом данной вышивки является ромб, выполняемый белыми нитками по синей ткани.

Сашико

Переплетение обычных швов “вперед иголка”, соединяющих несколько слоев ткани, изначально было призвано укреплять одежду, делая ее многослойной и теплой.

Шары темари

Для создания удивительно яркого шара необходима заготовка и любые разноцветные нити. Обвивая секторы шар в разных направлениях, соблюдая симметричность рисунка, можно получить прекрасное украшения или игрушку.

Кинусайга

Искусство вышивания картин маленькими кусочками шелка пришло из Древней Японии, где для этого использовали старые кимоно.

Видео: вышивка золотыми нитями

Виды вышивок:

  • Вышивка крестом
  • Вышивка гладью
  • Вышивка лентами
  • Вышивка бисером
  • Изонить
  • Вышивка Синель
  • Вышивка «Хардангер»
  • Вышивка в ковровой технике
  • Блекворк

Из всего выше перечисленного лично я пробовала и вышивала всего 4 вида вышивок: крестом, бисером, гладью (скажу честно не очень) и изонить. Но увидев какую красоту творят рукодельницы всего мира, используя другие техники вышивок, я решила - все, хватит ограничиваться своими умениями и навыками и пора уже пуститься во все тяжкие и научиться чему то новому и для меня совершенно не испробованному! :)

Расскажу Вам немного о каждой технике вышивания.

Вышивка крестом

Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. От того на сколько точно вы выполняете требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть Ваша работа.
Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик "звездочка" и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки.

Вышивка простым крестиком (им я и вышиваю)

Для удобства лучше всего натянуть работу на специальную рамку для вышивания - пяльцы.
Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении), для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой.
Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками.

Удлиненный крестик

Выполняются ряды из удлиненных крестиков в два приема, начиная справа сверху: выведите иглу на лицевую сторону в точку 1 и введите ее в точку 2. Повторяйте вышивку, двигаясь влево.
Дойдя до конца ряда, выведите иглу на лицевую сторону в точку 3 и введите ее в точку 4, пересекая первый стежок. Повторяйте вышивку, двигаясь вправо.

Удлиненный крестик со строчкой

Начинаем справа сверху: Выведите иглу на лицевую сторону в точку 1и введите в точку 2, затем в точки 3 и 4, потом выведите в точке 5и введите в точку 6 , выполнив стежок швом "назад иголка" в середине креста. Подведите иглу с изнаночной стороныпод точку 3, чтобы начать следущий крест слева.

Вышивка прямым крестом

Верхний ряд вышивки выполняется слева направо: Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и введите в точку 2, затем выведите в точке 3 и введите в точку 4 После подведите иглу с изнаночной стороны вышивки под точку 5, чтобы начать следущий элемент вправо.

Чередующиеся крестики

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, придерживаясь ее, вышивайте маленькие крестики под удлиненными и наоборот.

Шитье двойным крестом

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, чередуя в первом ряду большой и маленький крестики. На обратном пути, справа налево, вышивайте только маленькие.

Шов звездочка.

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя косой крестик поверх стежков вертикального креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясь справа налево.

Шов левиафан.

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя прямой крестик поверх стежков большого косого креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясьсправа налево.

Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях.


Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, не высокая, плоской гладью.

Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях(маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью,надо познакомиться с некоторыми самыми необходимымии приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом"вперед иглу" и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом "вперед иглу", затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежкамиза контур в направлении, противоположном стежкам настила.



Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок.Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям.На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.

Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Существует много видов глади: плотная белая с настилом (бельевая), легкая без настила, прорезная, теневая, атласная и другие. Чаще всего гладь используется для выполнения рисунков растительного характера. Белая гладь с настилом (бельевая). Этот вид глади применяют для вышивки на тонких тканях — батисте, крепдешине, тонком льне. Нитки берут мягкие и желательно блестящие — мулине, шелк. При выполнении гладьевых вышивок часто используют дополнительные виды шитья: мережки, «узелки», подкладной шов, «россыпь» и т. д. Рассмотрим наиболее распространенные приемы бельевой глади. В любом из этих приемов вначале на ткань переводится рисунок.


«Пышечка» Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил и вышивается гладь.

«Дырочки» Штопальной иглой прокалывается центр кружочка. Край обметывается катушечной ниткой.

«Цветочек» Сначала делается «дырочка», затем цветок по контуру обшивается швом «вперед иголку». Делается настил, и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу.

«Узелки» Рисунок обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его на ткани.


«Россыпь» Как и в предыдущем способе, вначале обшивается контур рисунка. Затем вся форма заполняется мелкими стежками шва «назад иголку». Начинают заполнять от краев, параллельно очертаниям.

«Листик» Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху делают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в направлении, противоположном настилу.


«Листик в раскол» Название «раскол» обозначает, что листик делится на две части. Начинают выполнять листик как обычно: сначала наметывают край, затем делают настил. На месте раскола листика выполняют два параллельных стежка. Сперва заполняют целую часть листика. Далее, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, делая проколы между параллельными стежками, а когда одна сторона будет вышита, переходят ко второй.


Подкладной шов, или «восьмерки» Мелкими стежками «назад иголку» выполняется рисунок по контуру. Но, сделав один стежок, рабочую нить перекидывают на изнанке к другому краю, чтобы, получив там такой же стежок, вернуться назад для выполнения второго стежка рядом с первым. На изнаночной стороне получается частый переплет в виде «восьмерок». Места вышивки, выполненные подкладным швом, выделяются на просвети хорошо смотрятся на полупрозрачных тканях.

Гладьевой валик . Представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Для выполнения прямого валика с вертикальными стежками на лицевой стороне и слегка скошенными на изнаночной, выдергивают на ткани две горизонтальные нити на расстоянии 0,5 см одна от другой. Вдоль будущего ряда прошивают несколько стежков, чтобы закрепить нитку. Первый стежок по лицевой стороне выполняют строго вертикально. Укладывают все последующие стежки на расстоянии в одну нйтв ткани друг от друга параллельно первому стежку) Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.


Атласная гладь. Для выполнения этого вида глади используют шелк или мулине. Рекомендуется вдевать в иглу только одну нитку — чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами. Каждый новый стежок выполняют, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, чуть отступив назад, под нитку предыдущего стежка. Направление стежков должно подчеркивать форму вышиваемого предмета. Например, вышивая листик или лепесток, стежки направляют по жилкам. Когда на вышиваемой форме начинается закругленная часть, то число стежков увеличивают по линии изгиба, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти дополнительные стежки выполняют по краю, возвращаясь назад от середины формы к внешнему краю. При правильно выполненной вышивке на лицевой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на изнаночной — хаотично расположенные маленькие стежки.

Художественная цветная гладь. Выполняется цветными блестящими нитками. Наиболее эффектный вариант вышивки художественной гладью — шелком. Отличие ее от белой глади в том, что стежки делаются не прямые, а косые. Эта вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской (двусторонней) гладью. Если вышиваемая форма большого размера, то не следует делать слишком длинных стежков. Лучше смотрятся короткие стежки, выполненные сначала одним цветом, а затем другим, более светлым или темным, в зависимости от рисунка. Для того чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому, иглу рекомендуется вкалывать между стежками, а не в сделанный ранее стежок.



Прорезная гладь. Для ее выполнения контур рисунка сначала обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы (к примеру, листика) делают надрез и обшивают следующим образом: выводят иглу с изнанки и с разреза и вкалывают ее с лицевой стороны в ткань. Получается узкий шов «закрутка».


Русская гладь. Выполняется стежками величиной от 5 до 7 мм по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2—3 нити между ними. Стежки должны плотно прилегать друг к другу.

Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)

Ришелье - одна из самых изысканных и вместе с тем очень простых в исполнении видов вышивки.

Ришелье отличается от других видов гладьевой вышивки, прежде всего, своей ажурностью, большим количеством прорезей, заполненных соединяющими столбиками, «бридами», и тонкими нитями, «паутинками». Контуры рисунков обшиты петельным швом. Узоры украшаются различными гладьевыми и другими украшающими швами.Настилаем по рисунку мелкими стежками швом «вперед иголку» в две линии весь контур. Затем крупными стежками делаем настил для гладьевых деталей узора. Кружки – из той же основной ткани, обшитые узким петельным швом. Петельный шов должен быть повсюду петлями к внешней стороне (краю). На плотных местах, не подлежащих вырезыванию, делаем дополнительные узоры: жилки листов стебельчатым швом, складки лепестков – узким петельным, крупные складки листов и т.п. – гладьевыми настилами, фестонами и другими украшающими швами. «Паутинки» и «бриды» выполняются до вырезывания отверстий, которое выполняется по окончании работы, после стирки, подкрахмаливания и отглаживания работы с обеих сторон. Эта часть работы требует особой осторожности и хорошего освещения. Надо тонкими ножницами вырезать ткань так, чтобы не повредить петельный шов у краев, не подрезать паутинки и в то же время не оставить торчащих ниток ткани.

Ришелье используют при создании скатертей, постельного белья, салфеток, отделки одежды и т.д. Исполненная на тонкой ткани тонкими нитками и мелким узором вышивка ришелье, комбинированная с английской гладью, сеточками и вставками из русских кружевных мотивов, служит красивой отделкой для блузок.
Вышивку ришелье можно исполнять на любой ткани какого угодно цвета: на полотне, холсте, парусине, тонком батисте и т.д. Весь контур узора сначала прометывают короткими стежками швом вперед иголку. Иногда его прометывают 2-3 раза; вышивка при этом получается рельефнее, и нитки крепче держат ткань после вырезания. При этой работе узелков делать нельзя и нитку надо закреплять, проводя ее вдоль контура рисунка.

Лучшим материалом для вышивания лентами заслуженно считаются ленты из натурального шелка. Удивительная мягкость и шелковистость, с одной стороны, и возможность получать любые оттенки цвета с помощью как фабричного, так и ручного окрашивания - с другой, выделяют этот материал среди невероятного разнообразия синтетических заменителей, представленных в магазинах для шитья и рукоделия. Однако натуральные шелковые ленты довольно дороги и в связи с этим редко встречаются у нас в продаже. Но не отчаивайтесь: синтетические ленты тоже неплохо подходят для вышивки, особенно если их предварительно постирать в теплой воде с мягким моющим средством. Подбирая одноцветные ленты с атласной и матовой фактурами, не проходите мимо нарядной тесьмы из органзы и других материалов - она поможет разнообразить ваши работы и добиваться удивительных декоративных эффектов.

Ленты для вышивки бывают разной ширины - от 3 до 12 мм. Более тонкие ленты легче провести сквозь ткань, поэтому они чаще используются в собственно вышивальной технике. Из широкой ленты делают красивые накладные элементы - цветы, банты, которые пришивают к работе незаметными стежками, используя тонкие нитки в тон ленты. Сочетая ленту с традиционными вышивальными нитками, можно получить весьма оригинальную вышивку. Для работы лучше использовать ленты и тесьму длиной не более 50 см, чтобы они не скручивались. Если это все же произошло, достаточно опустить иглу вниз перпендикулярно полу, и лента сама раскрутится. В качестве основы для вышивки лентой можно использовать самые разнообразные ткани из хлопка (рогожка, батист, муслин, сатин, плис), льна (холстина, полотно), шелка (шифон, тюль, чесуча), шерсти (креп, твид, джерси). Для освоения техники можно использовать обычную канву «Aida» и ткани равномерного переплетения из хлопка и льна, главное, чтобы ткань была достаточно прочной и эластичной, чтобы через нее легко проходила лента. Используйте не только гладкокрашенные, но и набивные ткани: их рисунок может подсказать вашему воображению тему и сюжет вышивки. Однотонные ткани, как, впрочем, и ленты, можно окрасить в домашних условиях, использовав для этого специальные акриловые краски, которые закрепляются проглаживанием утюгом (если вышитую работу будут стирать), или обычную акварель - для вышитых картин, которые будут экспонироваться в рамке под стеклом. Успех вашей работы во многом зависит от швейной иглы. Если вы вышиваете по ткани с редким переплетением нити или трикотажу, используйте гобеленовые иглы, у которых притуплённый кончик. В других случаях лучше подходят иглы типа «синель» с острым кончиком и длинным ушком, удобным для вдевания лент разной ширины. Начинающим (и не только) рукодельницам особенно пригодятся пяльцы или специальные рамки для натягивания основы под вышивку. Сквозь туго натянутую ткань легче проходит игла с лентой, а работа не деформируется и не мнется, поэтому по окончании работы вам останется просто отутюжить края вышивки, на всякий случай - с изнаночной стороны.

Вышивка золотом (золотыми нитями)

Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники - это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной. Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскою полосы.

Вышивка бисером

Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер, как материал имеет неограниченные цветовые возможности, он дешев и поэтому доступен каждому. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

Изонить

Изонить или по-другому изображение нитью, нитяная графика - это создание изображения нитью на твердой основе, бумаге, картоне, cd-дисках. Техника изонити достаточно проста и ей обучают в детских кружках для развития разносторонних качеств у детей. Изонитью также можно заниматься в домашних условиях, создавая оригинальные открытки для друзей и знакомых, украшая свою квартиру своими поделками.

Вышивка Синель

Вышивка синелью СИНЕ́ЛЬ (от франц. chenille — "гусеница"; лат. canicula — "гусеница, собачка", под влиянием слова "синий") — ворсовыйили бархатный шнур для вышивки, рукоделия. С 1830-х гг. такие шнурки, напоминающие мохнатую гусеницу, использовали в монастырском и светском женском рукоделии. Синелью отделывали края домотканых изделий: делаликант, бахрому, кисти. Причем часто возникала контаминация (соединение) двух значений: декоративный шнур и сирень,сиреневый цвет. Синелью называли также узорную вышивку ворсистыми шёлковыми нитями.

Вышивка «хардангер»

Вышивка «хардангер» — это старинная скандинавская техника ручной вышивки. Названная так в честь города на юго-западном побережье Норвегии, техника, тем не менее, зародилась на Ближнем Востоке, а к XVII веку переместилась в Европу и далее на север. Благодаря такому путешествию теперь у техники «хардангер» многочисленная «родня»: кипрская лефкаритика, итальянская punto antico и reticella, русское шитье по решетке...

Некоторые традиционные для хардангера элементы (квадрат, прямоугольник, крест) специалисты относят к ассирийским и египетским традициям, а знаменитую восьмиконечную звезду — и вовсе к индийской вышивке. Традиционно вышивка «хардангер» была элементом одежды и фигурировала в норвежском национальном и свадебном костюме bunad как вышивка на фартуке. Чуть позже, в XIX столетии, техника начинает использоваться и в украшении домашнего текстиля.
Стиль «хардангер» относится к счетным типам вышивки и в чем-то близок более привычным для нас мережкам. Но если мережка — это скорее «краевой», окантовочный прием вышивки, то «хардангером» можно заполнить все пространство ткани и получить восхитительно красивые узоры. Довольно часто технику «хардангер» называют счетной гладью, и это название как нельзя лучше отражает суть техники, ведь в основе ее лежат гладьевые стежки, но строго упорядоченные по длине и количеству. «Хардангером» вышивают на тканях равномерного переплетения (таких, в которых на 1 см приходится одинаковое количество долевых и поперечных нитей). Это непременное условие, ведь основным элементом узоров в технике «хардангер» является квадратный блок 4х4 нити.

Вышивка в ковровой технике

Вышивка в ковровой технике - также эта техника известна как техника Punch Needle (продергивание нити)или Ковроткачество - один из самых древних видов рукоделия, известный в Европе и странах Востока с периода раннего средневековья. Когда-то ковры использовались для защиты от холода, ими завешивали каменные сырые стены замков, стелили на холодные каменные полы. На Востоке и в Средней Азии, где ковроткачество достигло наивысшего уровня мастерства, мягкие пушистые ковры использовали для сидения, на них спали, возлежали во время трапезы, словом, они были неотъемлемой частью восточного убранства. Именно в странах Ближнего Востока и Средней Азии для изготовления ковров применялось узелковое ворсовое ткачество, с помощью которого создавались толстые пушистые и мягкие полотна.

В Европейских странах большее распространение получило гобеленовое ткачество. Тонкие тканые гобелены, изображающие жанровые сцены и сложные орнаментальные композиции, украшали стены замков и дворцов знатных вельмож. Изящные гобелены не только ткали на специальных станках, но и вышивали различными швами, создавая настоящие вышитые картины необыкновенной красоты. Мастерицы использовали различные виды швов для вышивания ковров. Самыми популярными, и сейчас широко применяемыми для вышивки, являются крест и полукрест, косой и прямой гобеленовый шов, болгарский крест, тамбурный шов и некоторые другие. Вышивка ковров этими популярными швами выполняется на крупной канве или толстой хлопчатобумажной ткани с крупным прямым переплетением долевых и поперечных нитей, образующих ярко выраженную сетку. Техника вышивания ковров перечисленными выше швами и сами швы называются счетными, когда необходимо высчитывать количество цветных стежков, наносимых на канву, в соответствии с количеством клеточек на цветной схеме коврового узора.
Современные мастерицы широко используют счетные техники для вышивания ковров и гобеленов. С течение времени меняются мотивы и орнаменты для вышивания, каждый новый век привносит свои сюжеты и узоры для создания ковров, но техника счетной вышивки остается неизменной, и в этом заключается ее безусловная ценность.

Блекворк

Блекворк (blackwork, Черное шитье) - Свое название этот вид рукоделия получил за то, что изначально работы выполнялись черными нитками по белоснежной ткани. Затем вышивальщицы стали вышивать красными (scarletwork), зелеными (greenwork) и другими нитями. Постепенно все эти виды вышивки, в не зависимости от цвета ниток стали именовать BlackWork. Сейчас мастерицы вышивают цветными нитками на белом фоне, реже встречаются работы на цветной ткани.

Стежки, используемые в технике блэкворк, называют «гольбейн», он похож на стежок «вперед иголку», вышивать им гораздо проще чем счетным крестом. Отличительной особенностью его является то, что он одинаково выглядит с обеих сторон полотна.

Вот это да! Сама не подозревала, что видов вышивок так много и все они поражают своей красотой и неповторимостью! А как они Вам? Не желаете ли попробовать какие-нибудь из них на собственном опыте? А может быть поучимся этому вместе?

Статью для Вас подготовила Ёлка.

Спасибо большое, что дочитали статью до конца!

Особый колорит приобретают работы, сделанные собственными руками в техниках, обладающих исторической родословной. Бисер, ленты, нити – вот, собственно, и всё что нужно чтобы окунуться в мир изящного рукоделия.

Миф о том, что вышивка – это сложное, кропотливое занятие, доступное немногим, исчезает сразу, как только вы овладеете азами любой из техник. В основе большинства из них лежат приемы поражающие своей простотой. Какие бы виды вышивки вы не выбрали, будьте уверены, приобщится к древнему, но живому прикладному искусству гораздо проще, чем вам кажется.

Виды ручной вышивки

Их точного числа не знает никто. Создавать уникальные работы можно с помощью любых материалов – ограничить в их выборе может только собственная фантазия. Не важно, что вы выберите в качестве выразительных средств – самые простые мулине или дорогой бисер, и даже сюжет: наивные рисунки или репродукции полотен великих мастеров. Ручная вышивка открывает неограниченный простор для творчества и личной фантазии – любая ваша работа будет уникальной.

Виды ручной вышивки условно делятся на два класса: первый – попроще, второй – немного сложнее. Но в любом случае стоит учесть, что овладевать мастерством лучше с простых техник и сюжетов.

Наиболее простым считается так называемый «счетный» вид: крестик и некоторые виды глади. В работе над ними считают «клеточки» канвы или нити основы, детально придерживаясь тщательно просчитанной готовой схемы. Это отличный способ овладеть азами мастерства, почувствовать и отработать технику рукоделия, что называется «на кончиках пальцев».

Второй вид ручной вышивки, так же не отличающийся сложностью, но дающий больший простор для творчества – свободный. Для выполнения такой работы не понадобится схема и точный подсчет. Только контурный рисунок на основе или канве, который как штрихами карандаша заполняют красочными стежками. Выполняется такая работа по принципу детской «раскраски», в такой технике используют как самые разнообразные нитки, так и ленты.

Вышивка: виды швов

Независимо от сложности работы или выбранной техники, швы в этом виде рукодельной техники самые простые. Секрет в том, что великолепная фактура готовой работы создается за счет особенностей материала, он и тщательно проработанные схемы создают тот самый эксклюзивный эффект и колорит ручной работы. А вот швы, которыми придется овладеть – самые простые, доступные даже детям.

«Вперед иголку». Закрепив нить на изнаночной стороне, её выводят на лицевую, делают стежок и вновь выводят на изнаночную. Этот шов является основным для всех видов вышивки, значение в разных техниках имеет только его длина.

Бисер пришивают короткими, буквально 2-3 миллиметра стежками «вперед иголку», а для глади длину варьируют в зависимости от особенностей заданного рисунка. На основе этого стежка «вьются» самые сложные, на первый взгляд и изысканные узелки, такие, например, как французский.

«Назад иголку». Закрепленную на изнаночной стороне нить выводят на лицевую сторону и делают стежок длиной 5-7 миллиметров. Выведя иглу на изнаночную сторону, отступают на такую же длину, вновь выводят на лицевую сторону и делают стежок в обратном направлении, заканчивая его в точке окончания первого стежка.

Это стежок используют для закрепления нитей на изнаночной стороне и ввода новых цветов в работу, с его помощью очерчивают контуры и заполняют объемы.

Это базовые стежки, на которых строятся буквально все виды швов в вышивании, независимо от того, какую именно технику вы выберете. Главное - чтобы стежки ложились ровно «один к одному».

Основные виды вышивки крестом

Этой технике нет равных в своей простоте: всего два стежка «веред иголку» в зеркальном отражении. Этому простому искусству обязательно обучали принцесс всех королевских семей Европы на протяжении многих веков. Оттенок элитарности эта техника хранит и сегодня, её использую для создания элегантных интерьерных работ – панно и картин. Не менее интересно раскрывается она и в отделке одежды - этот тренд сейчас только восходит на модные подиумы и обещает стать хитом ближайших сезонов.

Существует несколько видов вышивки крестом, различающихся материалом исполнения. Основной, и классический – мулине, в несколько сложений. Но использовать в этой технике можно самые разные материалы – от шелка и акрила до шерсти. От выбора исходного материала зависят возможности самой техники, она открывает безграничные возможности для создания работ в самых разных стилях.

Эту рукодельную технику не зря считают основной и даже «ученической». Она позволяет без особых усилий научиться держать в руках иголку, отработать основные приемы и видеть композицию готовой работы в целом. Но вместе с тем, это самодостаточный и очень выразительный вид рукоделия, который позволяет создавать индивидуальные и стильные работы. Подробнее о тонкостях и нюансах этой техники здесь: «Вышивка: легкие крестики».

Виды вышивки гладью

Когда рукоделие называют «изящным», прежде всего, имеют в виду именно эту технику. Казалось бы, ничего сложного – стежки, как штрихи, не нужно считать «клеточки» канвы и строго следовать инструкциям и схемам. Действительно, гладь – это свободная техника, в которой важнее всего личный вкус и умение сочетать цвета как в профессиональной живописи.

Цвет ниток и умение создавать с их помощью гармоничный рисунок решают в этой технике всё. Тем более что список возможных материалов ограничен: только хлопковое или шелковое мулине. Тонкую, легкую и изящную фактуру готовой работе обеспечат только они. Изредка в этой технике работают с шерстяной пряжей.

Но есть вид вышивки гладью, которой она и обязана определением «изящная» - это бельевая гладь или техника вышивки «тон в тон». Именно так создают кружева ручной работы в старинных европейских традициях - тончайшая ручная работа и великолепие, от которого замирает дыхание. Но в основе техники лежат лишь безупречная точность и несколько простых приемов, которыми можно овладеть, приложив желание и немного терпения для первых опытов. Всё, что нужно знать об этой технике - здесь: «Вышивка гладью: простые секреты мастерства».

Виды вышивки лентами

Любите ли вы цветы? Во всем великолепии их форм и нежности оттенков. Если «да», то ленты – это именно тот материал, с которым стоит познакомиться поближе. Цветочные мотивы и композиции – это основная тема любых видов вышивки лентами.

Техника выполнения таких работ не проста – она очень проста. Овладеть придется всего двумя базовыми стежками, на которых строятся композиции любой сложности. Наиболее изысканно и благородно смотрятся работы, выполненные из шелковых лент. Но самый популярный, но при этом не менее выразительный, и, что немаловажно, доступный материал – атласные ленты, представленные в неограниченном ассортименте в любом рукодельном магазине.

Эта рукодельная техника придется по душе тем, кто не любит строгие каноны и правила. Смело сочетание самых разных фактур – от органзы до шелка - в ней только приветствуется, так же как игра с размерами стежков и шириной лент. Каким лично вы видите будущий цветок, таким и стоит его вышивать.

Ленты сегодня активно используют в отделке аксессуаров, – оригинально, смело и очень свежо выглядят даже самые простые модели, украшенные цветочными мотивами. Не менее интересные возможности открывает эта техника в создании стильных вещей для украшения интерьера – от настенных панно до бонбоньерок и шкатулок. С чего начать и как достичь профессионального уровня в этой технике, узнать можно здесь: «Вышивка лентами: великолепие в простоте».

Виды вышивки бисером

Эту технику предпочитают профессионалы. В ней, действительно, можно блеснуть умением строить великолепные цветовые композиции. Бисер настолько выразителен, что даже самая простая схема или рисунок, взятый за основу работы, превращают её в маленький шедевр. Мода на бисер вернулась и укрепилась на волне интереса к стилю «винтаж». Сегодня, созданные в этой технике картины и панно украшают самые актуальные и смелые интерьеры, а отделанная бисером сумочка претендует на звание самой модной детали женского образа.

Техника вышивки бисером любого вида не обещает ничего сложного. Простой стежок «вперед иголку» и желание поработать с цветовыми сочетаниями – это всё, что нужно, чтобы начать работать в этой технике. Несмотря на кажущуюся сложность, она удивительно проста и легка в воплощении. Её по праву считают ювелирной, но за этим определением кроется умение точно и аккуратно выкладывать миниатюрные и простые стежки. Остальное сделает сам бисер – великолепный и благородный материал, создающий богатую, насыщенную фактуру в любой работе.

Опытные мастерицы, как ни странно, советуют начинать работать с бисером не с миниатюр, а сразу браться за серьезные работы. Секрет кроется в особенностях самого материала, раскрыть его возможности в полной мере можно, только попробовав себя в воплощении серьезного замысла. В этой технике, действительно, сложно, особенно на первых порах работать с мелкими деталями, поэтому фантазийные или абстрактные мотивы с четкими, хорошо читаемыми контурами будут лучшим вариантом для освоения этой техники. Подробно о том, как начать и что стоит знать, чтобы достичь вершин мастерства: «Вышивка бисером: красота своими руками».

Вышивка любого вида и техники не любит суеты и спешки. Создание уникальных работ, а любая из них – неповторима - приносит не только гордость за великолепную готовую работу. Выбор рисунка и схемы, техники и материалов – это первые шаги в таинственный, увлекательный и открытый мир вышивки.

Традиции и культура народа проходит сквозь века по вышитым полотнам. Вышивка - увлекательное занятие, не теряющее популярности и в наши дни. Вышивке, как и любви, все возрасты покорны. От мала до велика увлекаются процессом, результат которого поражает воображение и радует невероятной красотой. Вышивка равноценна с живописью - возможности самовыражения не ограничены. А если выражаться современным языком, то это еще и расслабляющее антистрессовое занятие. Усидчивость и сосредоточенность многим покажутся обременительными, но стоит сделать первые стежки, и мысли меняются кардинально.

Но мало кто знает, сколько есть вышивок и техник, об их богатстве и разнообразии:

  • крестик;
  • ленты;
  • гладь;
  • итальянская ассизи;
  • ришелье;
  • бисер;
  • по-бразильски;
  • золотое царское шитье;
  • сутажная;
  • хандаргер;
  • алмазная.

Рассмотрим все виды вышивания более подробно.

Крестик

Вышивка крестиком - одна из старейших техник, появившаяся во времена зарождения ткачества. Грубая ткань была одноцветной, а вышивание крестом делало ее более приятной взору.

Техника эта проста и понятна. Достаточно одного вечера, чтобы научиться вышивать крестики. Один нюанс - важно выполнять стежки в одном направлении. Процесс несложный, но придется пользоваться схемой и вести счет. На схемах рисунок разбивается на квадратики (пиксели). Схемы покупают и создают самостоятельно на ПК. Канва для работы бывает разных цветов, да и размер клеток разный (т.е. в результате крестики будут крупными, или совсем меленькие - на это влияет выбранная канва). Что касается ниток, то можете взять хлопковые, шелковые или шерстяные. Для придания особых бликов и перламутра на картине, можно взять мулине с люрексом.

Ленты

Техника вышивания лентами сегодня на пике популярности. Но назвать ее новой будет неправильно - известна она с древности, просто ограниченность материалов привела этот вид вышивки к временному забытью. Но современные рукодельницы возродили это искусство. Для вышивания выбирают ленты различной толщины из атласа, шелка или нежной органзы. Сюжеты в основном цветочные. Цветы на полотнах с ленточной вышивкой кажутся живыми. Неповторимо смотрится такая техника на одежде.

Гладь

Красивая, эффектная, и, по праву, самая живописная вышивка - гладь. Рукодельнице необходим необыкновенный опыт для создания шедевра. Объемный, переливающийся разными цветами рисунок украсит любой текстиль. Схема для этого вида рукоделия не понадобится. Рисунок контурами наносится на рабочее полотно, а пустоты его заполняются нитями. Аккуратность, чувство сочетания цветов и владение разными типами швов - самые главные задачи для мастера.

Итальянская ассизи

Шов гольбейн в сочетании с крестиком - это техника ассизи, появившаяся в итальянском одноименном городке. Работа производится нитями одного цвета счетными крестиками (удлиненными или обычными). Главное отличие такой техники - зашивается не рисунок, а его фон. Эта стильная и изысканная техника не утратила популярность и среди современных рукодельниц, благодаря простоте. К тому же работа нитью одного цвета ускоряет кропотливый процесс создания шедевра.

Ришелье

Техника ришелье основана на вышивке гладью. Отличительная черта - используется только один цвет. Сложность - проколы и прорезка ткани по рисунку, и дальнейшая аккуратная обработка краев. Результат такой работы очень схож с кружевом - ажурный, легкий и нарядный.

Ришелье - процесс не сложный, но трудоемкий. Для начала выбранную специальную схему или рисунок переводят на ткань (линии должны быть ровными, а будущие прорезы правильно распределены - учитывайте это, если захотите нарисовать рисунок самостоятельно). Дальше каждый элемент вышивается стежками техникой гладь. Завершающий этап - прорезывание дырочек и обработка краев. Четкость и уверенность движений - залог безупречного результата.

Безупречно выглядит одежда, декорированная элементами, вышитыми в технике ришелье.

Бисер

Речной жемчуг сегодня перешел в разряд архаизмов. Взамен рукодельницы современности облюбовали стеклянные бусины - бисер. Картины из бисера - это неповторимые, волшебные полотна, которые не оставят равнодушным никого. Суть техники заключается в пришивании бусин определенного цвета к полотну. Хаотичность здесь неуместна, а потому придется пользоваться схемами, которые ничем не отличаются от схем для вышивки крестиком. Бусинка за бусинкой, квадратик за квадратиком - и вскоре вы получите невероятной красоты результат. Ручная отделка бисером сумочек, кошельков, ремней выглядит безупречно и дорого. Кстати, нитки лучше выбрать прочные и в тон ткани.

По-бразильски

Бразилия славится не только карнавалом. На просторах этой страны зародился самый экзотический вид вышивки. Результат использования техники вышивания по-бразильски - объемный рисунок из элементов. Каждый создается из особенных скрученных ниток при помощи иглы. Иногда кажется, что это совсем не вышивка, а орнамент, связанный тончайшим крючком. Переплетение нитей искусственного шелка выдают в свет замысловатые кружевные лепестки.

Золотое царское шитье

Название говорит само за себя. И если сегодня рукодельницы очень аккуратно и щепетильно работают с металлизированными нитями, то мастерицам в одиннадцатом веке приходилось работать с тончайшими и очень хрупкими металлическими нитями. Монастырские вышивальщицы украшали бархатные и шерстяные ткани великолепными золотыми узорами. Заметьте, работать им приходилось с чистым золотом. Золотыми нитями ткань не прошивалась. При помощи других нитей тонкие проволочки металла нашивались на ткань, создавая замысловатые узоры. О высоких требованиях к мастерицам говорить не приходится.

Сутажная

Принцип данной вышивки схож с золотым шитьем. Но процесс упрощен тем, что декоративный шнур, используемый в технике, более податливый в работе. Кроме того, посредине такого шнура есть специальный желобок, через который он и пришивается на полотно. Готовая работа практична, не требует особых условий ухода. Благодаря чему сутажная вышивка популярна в украшении одежды.

Хандаргер

Оказывается, что таким диковинным словом называются орнаменты норвежских национальных костюмов. Родом техника из арабских стран, но особую популярность получила в северных странах. Полотна в технике хандаргер сочетают гладь и крестик. Геометрически правильный рисунок получается от равномерных переплетений и подсчитанных стежков. Внешне хандаргер схож с мережкой, только ажурные элементы тут используются в центре, а не по краям изделия.

Алмазная

Данную технику можно смело назвать мозаикой. Ведь главное - здесь не используется игла. Элементы (цветные стразики) выкладываются на клейкую основу. Принцип подобен вышивке крестиком или бисером. Готовое полотно лучше покрыть лаком или спрятать под стекло. Такая мозаика - скорее декоративный элемент, не несущий возможности практичного использования.

Основные правила начала любой вышивки

С техниками разобрались - не вооруженным взглядом видно их сходства и кардинальные отличия.

Но всем техникам без исключения присущи общие правила:

  • пяльцы - без них тяжело удержать правильно ткань, не потерять силу натяжки (или, наоборот, слишком сильно затянуть нить);
  • игла для вышивания;
  • нитки для вышивки ;
  • для начинающих рукодельниц лучше остановить выбор на небольшом сюжете;
  • купите готовый набор - с ним легче осваивать азы;
  • отличное освещение (иначе рискуете остаться не только без шедевра, но и без зрения);
  • даже если у вас всего лишь 15 минут свободного времени - берите руки иглу.

Каждое вышитое полотно - произведение искусства. Преобразится интерьер, появится сотни идей для подарков родным и близким, не будет времени для грусти и тоски. Рукоделие - мир красок и неисчерпаемого вдохновения.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх