Каким лаком лучше покрывать декупаж. Техника декупажа своими руками

Сегодня в магазинах можно встретить огромный выбор лак ов, как художественных, так и строительных. И конечно возникает масса вопросов: какой лак лучше выбрать, как им пользоваться, как хранить, чем наносить и т.п. В этой статье мы постараемся ответить на большинство из них. Мы намеренно не будем указывать фирмы и названия лак ов - вы сами сможете подобрать те, которые устраивают вас по цене и качеству.

Функции лак ов в декупаже:

1. Защитная функция - лак и используются в качестве финишных для защиты готового изделия от воздействия окружающей среды - грязи, влаги, царапин и пр.
2. Многие декупажницы используют лак для приклеивания мотивов на заготовку.
3. Лак и также используются для маскировки границы мотива, чтобы убрать "ступеньку" между краем мотива и основой. Для этого наносится несколько слоев лак а с хорошей просушкой каждого слоя и выпуклые части обрабатываются наждачной бумагой, чтобы выровнять всю поверхность. Процедура повторяется до достижения идеальной гладкости на ощупь.
4. Если вы планируете подкрашивать фон работы уже после приклеивания мотива или прорисовывать тени, мотив необходимо защитить лак ом. С лак ированной поверхности легко удаляется краска, если вы случайно заедете на картинку.
5. Если ваше изделие предполагает много тонкой работы, различные декоративные эффекты, каждый законченный слой рекомендуется закреплять лаком, чтобы легче было исправлять возможные ошибки и недочеты. Особенно это относится к работе со стеклом и платиком.
6. Собственно сами декоративные эффекты (кракелюр, объемные элементы, патинирование) тоже часто делаются с помощью специальных лаков.
7. Лаки также используются для подготовки мотивов к декупажу - распечатки покрываются лаком сверху, а салфетки можно с обратной стороны сбрызнуть лаком-спреем, чтобы они стали прочней.
8. Лаки могут также использоваться для грунтовки некоторых впитывающих (МДФ, ДВП, ДСП, керамика и т.п.), а также наоборот гладких поверхностей (стекло, пластик) для увеличения адгезии.
9. Заколерованные лаки могут использоваться самостоятельно для декора изделий (например, для обработки внутренних поверхностей шкатулок, коробов, чайных домиков и пр.).
10. Некоторые виды лаков могут использоваться как растворители или связующие вещества при создании декоративных составов.

Виды лаков, используемых в декупаже:

1. Акриловые и акрилатные лаки
Самые часто используемые в декупаже. Подходят практически для всех целей, перечисленных выше. Достаточно быстро сохнут с образованием плотной несмываемой пленки, при загустевании легко разводятся водой. Акрилатный лак от акрилового отличается только добавками, которые делают его более эластичным. Для подготовки распечаток акрилатный лак подходит даже лучше. Инструменты после использования акриловых лаков легко промываются водой с моющим средством или мылом.


2. Полуретановые лаки
Полиуретановые лаки бывают на водной и неводной основе. Вторые дают более стойкоепокрытие, но из соображений безопасности и экологичности декупажницами чаще используются первые. Полиуретановый лак (например, для бань и саун) отлично защищает от влаги, поэтому часто используется для изделий, которые в дальнейшем будут соприкасаться с водой (разделочные доски, подносы, вешалки и короба для ванной, уличные таблички и т.п.). После работы с полиуретановым лаком кисти моют в воде с мылом (водные лаки) или в специальном растворителе (неводные лаки). Обращаем особое внимание: полиуретановые лаки сохнут достаточно быстро, но полностью "набирают" свои свойства в течение нескльких дней, поэтому работы, покрытые таким лаком, необходимо выдержать, прежде чем ими пользоваться.

3. Алкидные лаки
Алкидные лаки (например, паркетные или яхтные) дают очень плотное покрытие, устойчивое

К грубым внешним воздействиям. Именно поэтому алкидными лаками чаще всего покрываются изделия, которые будут "нещадно" использоваться (брелоки, "уличные" предметы). Алкидные лаки не рекомендуется сушить феном, они могут
повести себя очень непредсказуемо (дать желтизну, пятна, пузыри, растрескаться), а в естественных условиях сохнут долго (от 2 часов до нескольких суток в зависимости от толщины слоя и влажности в помещении), поэтому наберитесь терпения. Правда результат того стоит! Кисти после алкидных лаков отмываются трудно и только в специальных растворителях (см. инструкцию к лаку), поэтому я рекомендую пользоваться либо одноразовыми недорогими кистями/валиками, которые не жалко выбросить, либо покупать алкидный лак в форме спрея.

4. Декоративные лаки
Как видно из названия, это лаки для создания декоративных эффектов - кракелюрные лаки, битумный лак, фацетный лак и другие. По ним мы сделаем отдельный обзор, поэтому не будем

Здесь подробно останавливаться.

5. Нитролак
Нитролак, как и алкидные лаки, используется для изделий, которые будут подвергаться грубым внешним воздействиям. Плюс нитролака в том, что он быстро сохнет (от 20 минут до часа). Но он очень вонючий и вредный для здоровья, поэтому рекомендуем работать с ним только в специальной маске или респираторе и в хорошо проветриваемом помещении.

6. Цапон
Цапон мы вынесли в отдельный пункт, потому что он обладает одним важным свойством - термостойкостью. Им покрывают изделия, которые потом будут подвергаться воздействию

Высоких температур (например, подставки под горячее). В принципе, Цапон - лак универсальный, может использоваться и просто как финишный лак, особенно для сложных погодных условий (вместо алкидного или нитролака). Он существенно дешевле, легче наносится, разбавляется ацетоном. Цапон пахнет, работать с ним нужно в проветриваемом помещении. Кисти промываются сначала расворителем (можно просто уайт-спиритом), а затем водой с мылом.

7. Стекловидный лак
Стекловидный лак дает прочную эластичную пленку,

Устойчивую к истиранию, поэтому он часто используется декупажницами для покрытия обложек для паспорта, кошельков, блокнотов и других изделий из натуральной и искусственной кожи, которые предполагается сгибать, тереть и просто часто вынимать из сумки. Кроме того стекловидный лак высокоглянцевый и может использоваться в качестве финишного, когда требуется идеально гладкая блестящая поверхность, а мучиться с эпоксидными смолами не хочется. Лак легко разбавляется водой, инструменты также легко промываются водой с моющими средствами. У стекловидного лака всего 2 недостатка: высокая цена и "капризность" в условиях транспортировки и хранения (например, он не любит холод и может изменить свои свойства).

8. Шеллачный лак
Шеллак - это декоративный лак, используется для патинирования готовых изделий, выявления глубины цвета, особенно при работе с красками металлических оттенков. Шеллачный лак

Также используется для закрепления битума и потали. Часто используется для работ по дереву, подчеркивает естественную структуру древесины, придает мягкий блеск, не создавая лаковой пленки. При работе с шеллаком кисти нужно держать в спирте, промываются инструменты также сначала спиртом, а потом водой с мылом. Сохнет достаточно быстро, почти не пахнет и легко выветривается.

Инструменты для лакировки:

1. Кисть
Кистям у нас была посвящена отдельная статья, где мы подробно рассмотрели и способы работы и уход за ними после лакировки, поэтому не будем останавливаться на этом пункте.
2. Валик
Для лакировки чаще всего используются поролоновые валики. Рекомендуем выбирать валики из более плотного поролона: чем больше пористость, тем больше впитываемость и расход лака.
3. Поролоновые губки и спонджи
Спонджи чаще всего используются для точечного нанесения декоративных лаков (например, битумного) или при работе с трафаретами.
4. Специальные тампоны
Для работы с неводными лаками в целях удобства и экономии можно сделать специальные тампоны. Об этом подробно в одной из наших будущих публикаций.
5. Мастихин
Некоторые виды лаков (например, фацетные или лаки для 3Д эффектов) могут наноситься и разравниваться мастихином.

Вот такой небольшой обзор у нас получился. В следующей публикации мы подробно рассмотрим финишные лаки и их использование в зависимости от условий эксплуатации декупажных изделий.

Для защиты декупажных изделий используются специальные (финишные) лаки для декупажа (или декоративного творчества). Это акриловые лаки на водной основе,т.е. водорастворимые. Они, как правило, практически без запаха, малой расфасовки, продаются в отделах для творчества.

Так же для защиты декупажа используются яхтные и паркетные, так называемые строительные лаки. предназначенные изначально для наружных работ. Это лаки на синтетических смолах и с резким запахом (есть исключения; об этом - ниже). Расфасованы "строительные" лаки в жестяные банки 400 - 1000 гр. Также есть расфасовка в спрее. Это если - кратко.

Так какой лак, и для каких декупажных изделий лучше выбрать? После собственных экспериментов с различными лаками, представляю те, которые наиболее всего нравятся в использовании. Что значит нравятся? Это значит:

Без лишних энергозатрат сразу ровно наносятся на поверхность;
быстро сохнут на поверхности,
правильно выражают мой изначальный замысел для изделия (если уж матовый лак, то абсолютно незаметен на поверхности, а глянцевый лак – с красивым блеском); о полосатостях-следов от кисти вообще речь не ведется: эти лаки "ложатся" ровно без "шаманских танцев" вокруг изделия.

Вещи красивы и надежны в использовании, не теряя первоначального вида (при правильном уходе).

Рассмотрим лаки по отдельности и возможные варианты их использования.

Декупажные финишные лаки или для декоративного творчества.

Это акриловые лаки на водной основе. Они, как правило, встречаются в специализированных отделах для творчества и в небольших емкостях-пузыречках.
Мне очень нравятся в использовании лаки, представленные ниже. Слева - глянцевый лак (ровное покрытие красивый глянец-блеск), и справа - матовый (абсолютно незаметен на поверхности, словно декупаж вообще ничем не покрыт). Без запаха. Производитель: GEDEO,75 мл, экономичный в использовании.

Глянцевый и матовый акриловый лаки на водной основе GEDEO


Любой из этих двух составов можно охарактеризовать так: ровно наносятся, быстро сохнут, прекрасно защищают декупаж в течение времени, прекрасно ведут себя в работе с распечатками, хорошо хранятся, экономичны в использовании. В общем, соответствуют всем моим критериям для положительноц характиристики подходящего финишного лака.

Где использовать акриловые лаки на водной основе для декоративных работ?

Фоторамки, шкатулки, часы, украшения в интерьер, панно... Одним словом, те изделия, которые не будут использоваться в быту. Однако поверхность одного из моих сотовых телефонов и крышка нетбука покрыты именно этими лаками: глянцевым и матовым. За 3 года ежедневного использования этих вещей – их состояние прекрасное.
Для примера: панель нетбука (глянцевый лак) и панель сотового телефона (матовый лак): фото ниже.


Покрытие глянцевым и матовым лаком GEDEO

Чем наносится акриловый лак на водной основе?

Лак наносится широкой мягкой плоской синтетичекой кистью №16. Если поверхность для покрытия финишным лаком миниатюрная, то предлагаю взять более тонкую кисть № 4.
Технология нанесения кистью акрилового финишного лака: быстро, тонким слоем хорошо размазывая по поверхности нанести и дать высохнуть. Не стоит брать лишнего количества лака на кисть: так можно размочить приклеенную салфетку, и она начнет морщиться и пузыриться.
Повторюсь: быстро, тонким слоем, втирая лак в поверхность. Особенно это относится к нанесению первого слоя лака на декупаж.

Сколько слоев лака наносить? Достаточно 2 максимум 3 слоев этого лака. Если требуется лишь защитить поверхность (фоторамка, например), то достаточно бывает и 1 тонкого слоя матового лака. Сразу после использования акрилового лака на водной основе кисть легко промывается теплой водой с мылом.

Предлагаю посмотреть видео о технологии нанесения финишного покрытия акрилового лака кистью и спреем так, чтобы мотив после этого оставался ровным, гладким и красивым (не тянулся, не разжижжался и не морщился.

Яхтные лаки. Цель использования этих лаков – максимальная защита изделий от механических и термических повреждений. Бывают также глянцевые и матовые. Предпочитаю матовый яхтный лак, и использую для покрытия подносов, столов, стульев, кухонных досочек.

Какой лак выбрать? В первую очередь ориентируюсь на образцы, представленные в палетке, которую предлагает продавец. Главный критерий при выборе яхтного лака лично для меня – матовость покрытия и приемлемая цена. Хорошо зарекомендовал себя в моей практике матовый лак от Ярославского производителя лаков и красок. На фото здесь – лак от PARAD.

Яхтный лак

Яхтный лак желтит, и это видно на фото (стеклянная баночка сверху). Этим свойством «желтизны» можно отлично пользоваться при изготовлении вещей в винтажном стиле. Вот тут его янтарный оттенок только подчеркнет «налет времени»


Столик-поднос для завтрака, покрытый яхтным лаком


"Природная" желтизна яхтного лака прекрасно сочетается с лимонно-желтым составом «2 в 1» (подробнее о "2 в 1" ).

На белых декорированных поверхностях, если не задуман такой эффект, яхтный лак лучше не использовать. Будет желтить, да еще и «ляжет» полосами. Особенность у него такая.

Как наносить яхтный лак? Лак очень пахуч. Поэтому лучше выбрать максимально проветриваемое помещение. Если вы будете лакировать на улице, то лучше выберите день, чтобы погода была безветренной и не летали мошки, тополиный пух и пр. Все они словно норовят прилипнуть к этому лаку. А отклеивать и маскировать это место потом не очень удобно.

Наносить лак лучше всего поролоновой губкой, например, для мытья посуды (можно разрезать так, чтобы удобно было работать), защищая руки резиновыми перчатками. Наносить яхтный лак по инструкции с полной просушкой между каждым слоем. Обычно для декупажной поверхности достаточно 2-3 слоев. После использования перчатки и губку - утилизировать.

Паркетный лак ПОЛИ-Р

Если не хотите желтизны на поверхности вещи, которая активно будет использоваться в быту, то обратите внимание на паркетный аква-лак ПОЛИ-Р.

Паркетный лак ПОЛИ-Р

Наносится лак так же, как и яхтный лак: губкой или широкой кистью. Однако почти без запаха, сохнет в разы быстрее и имеет красивый шелковисто-матовый оттенок.

Предлагаю вам видео о нанесении финишного лака ПОЛИ-Р на поверхность декупажа (шкатулка с распечаткой), где раскрыт секрет о том, как нанести это средство без следов от кисти

Лак в спрее

Эти составы (матовый и глянцевый) наиболее мной используемы, поскольку и удобны и универсальны.


Для примера: лак в спрее от RUST-OLEUM (матовый; есть и глянцевый)

Подходят абсолютно для всех поверхностей (кроме ткани), сочетаются с краклюрными составами практически всех известных проиводителей. Лак для наружных работ, с запахом. Быстро сохнет, ровно покрывает поверхность. Изделия хорошо служат в быту и отлично выглядят. Покрывать этим лаком – по инструкции в проветриваемом помещении.

Все это и многое другое для вас

Сегодня в магазинах можно встретить огромный выбор лак ов, как художественных, так и строительных. И конечно возникает масса вопросов: какой лак лучше выбрать, как им пользоваться, как хранить, чем наносить и т.п. В этой статье мы постараемся ответить на большинство из них. Мы намеренно не будем указывать фирмы и названия лак ов - вы сами сможете подобрать те, которые устраивают вас по цене и качеству.

Функции лак ов в декупаже:

1. Защитная функция - лак и используются в качестве финишных для защиты готового изделия от воздействия окружающей среды - грязи, влаги, царапин и пр.
2. Многие декупажницы используют лак для приклеивания мотивов на заготовку.
3. Лак и также используются для маскировки границы мотива, чтобы убрать "ступеньку" между краем мотива и основой. Для этого наносится несколько слоев лак а с хорошей просушкой каждого слоя и выпуклые части обрабатываются наждачной бумагой, чтобы выровнять всю поверхность. Процедура повторяется до достижения идеальной гладкости на ощупь.
4. Если вы планируете подкрашивать фон работы уже после приклеивания мотива или прорисовывать тени, мотив необходимо защитить лак ом. С лак ированной поверхности легко удаляется краска, если вы случайно заедете на картинку.
5. Если ваше изделие предполагает много тонкой работы, различные декоративные эффекты, каждый законченный слой рекомендуется закреплять лаком, чтобы легче было исправлять возможные ошибки и недочеты. Особенно это относится к работе со стеклом и платиком.
6. Собственно сами декоративные эффекты (кракелюр, объемные элементы, патинирование) тоже часто делаются с помощью специальных лаков.
7. Лаки также используются для подготовки мотивов к декупажу - распечатки покрываются лаком сверху, а салфетки можно с обратной стороны сбрызнуть лаком-спреем, чтобы они стали прочней.
8. Лаки могут также использоваться для грунтовки некоторых впитывающих (МДФ, ДВП, ДСП, керамика и т.п.), а также наоборот гладких поверхностей (стекло, пластик) для увеличения адгезии.
9. Заколерованные лаки могут использоваться самостоятельно для декора изделий (например, для обработки внутренних поверхностей шкатулок, коробов, чайных домиков и пр.).
10. Некоторые виды лаков могут использоваться как растворители или связующие вещества при создании декоративных составов.

Виды лаков, используемых в декупаже:

1. Акриловые и акрилатные лаки
Самые часто используемые в декупаже. Подходят практически для всех целей, перечисленных выше. Достаточно быстро сохнут с образованием плотной несмываемой пленки, при загустевании легко разводятся водой. Акрилатный лак от акрилового отличается только добавками, которые делают его более эластичным. Для подготовки распечаток акрилатный лак подходит даже лучше. Инструменты после использования акриловых лаков легко промываются водой с моющим средством или мылом.


2. Полуретановые лаки
Полиуретановые лаки бывают на водной и неводной основе. Вторые дают более стойкоепокрытие, но из соображений безопасности и экологичности декупажницами чаще используются первые. Полиуретановый лак (например, для бань и саун) отлично защищает от влаги, поэтому часто используется для изделий, которые в дальнейшем будут соприкасаться с водой (разделочные доски, подносы, вешалки и короба для ванной, уличные таблички и т.п.). После работы с полиуретановым лаком кисти моют в воде с мылом (водные лаки) или в специальном растворителе (неводные лаки). Обращаем особое внимание: полиуретановые лаки сохнут достаточно быстро, но полностью "набирают" свои свойства в течение нескльких дней, поэтому работы, покрытые таким лаком, необходимо выдержать, прежде чем ими пользоваться.

3. Алкидные лаки
Алкидные лаки (например, паркетные или яхтные) дают очень плотное покрытие, устойчивое

К грубым внешним воздействиям. Именно поэтому алкидными лаками чаще всего покрываются изделия, которые будут "нещадно" использоваться (брелоки, "уличные" предметы). Алкидные лаки не рекомендуется сушить феном, они могут
повести себя очень непредсказуемо (дать желтизну, пятна, пузыри, растрескаться), а в естественных условиях сохнут долго (от 2 часов до нескольких суток в зависимости от толщины слоя и влажности в помещении), поэтому наберитесь терпения. Правда результат того стоит! Кисти после алкидных лаков отмываются трудно и только в специальных растворителях (см. инструкцию к лаку), поэтому я рекомендую пользоваться либо одноразовыми недорогими кистями/валиками, которые не жалко выбросить, либо покупать алкидный лак в форме спрея.

4. Декоративные лаки
Как видно из названия, это лаки для создания декоративных эффектов - кракелюрные лаки, битумный лак, фацетный лак и другие. По ним мы сделаем отдельный обзор, поэтому не будем

Здесь подробно останавливаться.

5. Нитролак
Нитролак, как и алкидные лаки, используется для изделий, которые будут подвергаться грубым внешним воздействиям. Плюс нитролака в том, что он быстро сохнет (от 20 минут до часа). Но он очень вонючий и вредный для здоровья, поэтому рекомендуем работать с ним только в специальной маске или респираторе и в хорошо проветриваемом помещении.

6. Цапон
Цапон мы вынесли в отдельный пункт, потому что он обладает одним важным свойством - термостойкостью. Им покрывают изделия, которые потом будут подвергаться воздействию

Высоких температур (например, подставки под горячее). В принципе, Цапон - лак универсальный, может использоваться и просто как финишный лак, особенно для сложных погодных условий (вместо алкидного или нитролака). Он существенно дешевле, легче наносится, разбавляется ацетоном. Цапон пахнет, работать с ним нужно в проветриваемом помещении. Кисти промываются сначала расворителем (можно просто уайт-спиритом), а затем водой с мылом.

7. Стекловидный лак
Стекловидный лак дает прочную эластичную пленку,

Устойчивую к истиранию, поэтому он часто используется декупажницами для покрытия обложек для паспорта, кошельков, блокнотов и других изделий из натуральной и искусственной кожи, которые предполагается сгибать, тереть и просто часто вынимать из сумки. Кроме того стекловидный лак высокоглянцевый и может использоваться в качестве финишного, когда требуется идеально гладкая блестящая поверхность, а мучиться с эпоксидными смолами не хочется. Лак легко разбавляется водой, инструменты также легко промываются водой с моющими средствами. У стекловидного лака всего 2 недостатка: высокая цена и "капризность" в условиях транспортировки и хранения (например, он не любит холод и может изменить свои свойства).

8. Шеллачный лак
Шеллак - это декоративный лак, используется для патинирования готовых изделий, выявления глубины цвета, особенно при работе с красками металлических оттенков. Шеллачный лак

Также используется для закрепления битума и потали. Часто используется для работ по дереву, подчеркивает естественную структуру древесины, придает мягкий блеск, не создавая лаковой пленки. При работе с шеллаком кисти нужно держать в спирте, промываются инструменты также сначала спиртом, а потом водой с мылом. Сохнет достаточно быстро, почти не пахнет и легко выветривается.

Инструменты для лакировки:

1. Кисть
Кистям у нас была посвящена отдельная статья, где мы подробно рассмотрели и способы работы и уход за ними после лакировки, поэтому не будем останавливаться на этом пункте.
2. Валик
Для лакировки чаще всего используются поролоновые валики. Рекомендуем выбирать валики из более плотного поролона: чем больше пористость, тем больше впитываемость и расход лака.
3. Поролоновые губки и спонджи
Спонджи чаще всего используются для точечного нанесения декоративных лаков (например, битумного) или при работе с трафаретами.
4. Специальные тампоны
Для работы с неводными лаками в целях удобства и экономии можно сделать специальные тампоны. Об этом подробно в одной из наших будущих публикаций.
5. Мастихин
Некоторые виды лаков (например, фацетные или лаки для 3Д эффектов) могут наноситься и разравниваться мастихином.

Вот такой небольшой обзор у нас получился. В следующей публикации мы подробно рассмотрим финишные лаки и их использование в зависимости от условий эксплуатации декупажных изделий.

Лакировка - последний этап декупажа.

Этот последний этап в декупаже едва ли является не самым важным. От него зависит не только внешний вид вашей работы, но и возможность её дальнейшей эксплуатации. В некоторых случаях это крайне важно: когда дело касается, например, чайных домиков, шкатулок или блокнотов. Ведь согласитесь, эти предметы должны быть устойчивыми к истиранию.

Когда мы только узнаём про декупаж, руки так и "чешутся" скорее попробовать и мы торопимся закупить материалы. В большинстве случаев, начинающие рукодельницы приобретают материалы подешевле. И это тоже правильно. Ведь, мы не знаем заранее понравится ли нам вообще эта техника. А уж чем дальше... В общем, дальше нас ограничивает лишь наша фантазия. Хочется испробовать разные техники, возможности нанесения, специфические особенности разных производителей, но при этом появляются любимые фирмы и составы, которым мы остаёмся неизменны.

Зачем лакировать изделие?

При декупаже мы в первую очередь лакируем изделия для придания им законченного вида. Этим мы скрываем все неровности. При этом количество слоёв лака может доходить до 50-60. Между этим необходимо ошкуривать поверхность. Если ваша работа сделана очень качественно и нет складок, если вы используете слафетки, вам достаточно покрыть раза 3. После первого слоя желательно ошкурить и все. Это применимо скорее к опытным декупажницам. Если вы только начинаете заниматься этой техникой, то лакировка - это ваша возможность исправить недостатки в работе.

Ну и конечно - защита. Мы защищаем нашу поверхность от истираний и царапин. Конечно, для деревянных заготовок производители, обычно используют стойкие виды деревьев и цельные части, чтобы они не рассыхались и не меняли форму. Но если вы используете заготовку из прессованного картона или ДВП, акриловые краски могут поменять цвета, выгореть на солнце или если попадёт влага, работа вообще рассохнет.

Краткая справка о лаке.

Лак - жидкость, способная давать прозрачную, блестящую плёнку после высыхания в тонком слое.

Лаки представляют собой растворы твёрдых веществ в жидкостях, способных или испаряться, или высыхать; твёрдые вещества - различные смолы, а жидкостями-растворителями служат этиловый (винный) и метиловый (древесный) спирты, эфирные и растительные высыхающие масла. Смоляной раствор, наложенный на лакируемую поверхность, высыхает, оставляя тонкую, прозрачную и блестящую плёнку (в практике называемую лакировкой), свойства и качества которой определяют достоинства взятого лака.

На иностранных языках слова фр. laque, нем. lасk означают краску, получаемую осаждением органических красочных пигментов металлическими солями. Такие краски по-русски называются баканами, а русское слово «лак», как обозначение жидкости с указанными выше свойствами, в западной Европе переводится словами англ. varnish, Firniss, фр. vernis. Вытяжка из Викепидии.

Лаки для декупажа делятся на два вида:

  • Финишный лак - так называют лак, которым покрывают при окончании работы над изделием.
  • Кракелюрный лак - лак для придания изделиям декоративного вида, в большинсте случаев для состаривания.

Производителей как тех, так и других лаков очень много. Как правило, в одной линейке определённого производителя есть как финишные лаки, они могут быть глянцевые и матовые, так лаки и для кракелюра. Иногда, при использовании кракелюрных лаков финишным может служить первый шаг кракелюра. При этом важно правильно применять его.

Если вас интересуют кракелюрные лаки, то отдельным фирмам и их особенностям посвящены отдельные статьи на нашем сайте. О финишных лаках мы поговорим в этой статье далее.

Для экономии средств вы можете использовать строительные лаки. Про сравнение цен со специальным лаком для декупажа даже говорить нечего. Разница колоссальная. Объем больше. Но никто вам не гарантирует долговечность вашего изделия. А еще такой лак может сильно липнуть.

Для того, чтобы получить гарантию к лаку, вам нужно покупать специальные лаки для декупажа . Они дают прочную устойчивую к истиранию и царапинам плёнку. Еще одна важная их особенность - они ложатся на поверхность очень равномерно, без разводов и потёков. И при относительной их дороговизне, вы экономите своё время и силы, не тратив их на бесконечное количество слоёв.

Но и в этом случае есть свои минусы. Иногда даже один производитель изменяет своему качеству, что-то меняя в составе. Как говорится, всё познается методом проб и ошибок.

Опытные рукодельницы, выбирают лучшее при соотношении цена-качество. Так, они могут использовать специальные строительные лаки, только гарантированных фирм , в основном производства Германии и др. стран Европы. Ведь они отвечают за своё качество, при правильном применении лака.

Какие проблемы бывают с лаком?

1. Лак желтит. Это значит, что лак на основе патины. Это нужно учитывать, ведь иногда для придания старинного вида это пойдет только на руку. Но если мы хотим сохранить белый цвет изделия, это испортит работу.

2. Лак скатывается. Такое может произойти, если вы применяете разные лаки. Один на водной основе, а другой на водяной. Часто такие сочетания лаков используются для получения кракелюра. Только один слой необходимо высушить,а потом наносить второй. В противном случае второй водяной слой просто скатается на первом или получатся пробелы, работу можно считать испорченной.

3. Лак липнет. Сколько не сушили и времени вроде бы много прошло, но лак не перестаёт липнуть.

Причин для этого может быть несколько:

  • Самая распространенная это некачественный лак. Как правило это строительные лаки недорогих фирм-производителей.
  • Еще одной причиной может служить целевое назначение лака. Например, если покрыть лаком для дерева пластиковую поверхность, то он скорее всего будет липнуть.
  • Возможно так же, вы плохо ошкурили поверхность. Плохо ошкуренная поверхность, в редких случаях липнет. Нужно хорошо ошкурить и покрыть еще одним слоем. Такое случается крайне редко.
  • Хорошо мешайте лак со дна, прежде чем использовать его. Это тоже может сослужить вам горькую службу. Впоследствии лак может липнуть.

Из строительных лаков, которые пользуются популярностью у опытных декупажниц можно посоветовать лак Варатан, Тикурилла Паркетти-Ясся, Синтеко, Тикурилла Кива. По мнению абсолютного большинства рукодельниц они никогда не желтеют и не липнут, сохнут очень быстро. Да, они стоят дороже, чем другие строительные лак, но намного дешевле, если сравнивать один объем с лаками для декупажа. Отех идеально подходит как в качестве грунта, так и в качестве финишного покрытия.

Расскажу вам о проблеме, которая однажды случилась у меня.

Я решила декорировать ежедневник в винтажном стиле. Все делала правильно, по технологии. Ошкурила, загрунтовала специальным грунтом для пластика. Покрыла белой акриловой краской. На этом этапе у меня всё было просто прекрасно. Наклеила декупажную карту. Подрисовка была несложной.

А испортила я его знаете как? На тот момент я не работала с каркелюром Pebeo. Инструкций для это кракелюра в интернете очень мало. Только перевод. Я покрыла первым шагом, подождала, как было сказано и покрыла вторым шагом. Дальше было написано, затирать. Я затирала затирала и у меня получилась размазня. Я решила воторй слой смыть вообще. Смыла. К слову сказать, второй слой был на водной основе. Потом, после смывки, опять покрыла первым шагом потом вторым. Получились трещинки (красивые кстати). А вот затерла я их пастелью. Потом покрыла несколькими слоями акрилового лака, с которым я уже работала. После высыхания - блокнот липнет. Прошло уже больше трех месяцев и ничего не изменилось. Я сделала уже себе новый блокнот.

Потом я взяла досочку и с чувством, с толком и с расстановкой эксперементировала с этим кракелюром Pebeo. После покрытия второго шага он больше всего любит, чтобы его снова покрыли первым шагом в качестве финишного. Тогда я решила написать подробную инструкцию по его использованию, чтобы людям было проще. Найти её вы можете .

А вот мой блокнотик, который до сих пор липнет. Это можно увидеть по прилипшей к обратной стороне белой бумаге. Но я уже не стремлюсь её убрать. Оставила его в покое.

Или что отличает работу профессионала.

Новички в декупаже совершают, как правило, очень много ошибок, которых можно избежать.

В большинстве случаев, прочитав первую статью или мастер-класс по декупажу хочется сразу приняться за дело. И только с опытом и практикой приходят мастерство. После первой работы видишь, что что-то не так, но невозможно понять что именно. Чем больше работ мы декорируем, тем красивее и профессиональнее они становятся. Мы читаем статьи, изучаем мастер-классы, практикуемся, совершаем ошибки, исправляем их и тогда приближаемся к идеалу.

В этой теме поговорим о нескольких самых распространенных ошибках.

1. Незагрунтованная поверхность.

Поверхность для декорирования нужно тщательно грунтовать. Это делается для того, чтобы избежать ненужных шероховатостей еще на начальной стадии производства работы.

Рассмотрим два варианта.

Дерево. Как подготовить деревянную поверхность?

Для начала шкурим. Я шкурю на два раза шкуркой #180 или #250.

Если есть сучки, дырочки или другие неровности, их нужно обязательно заделать шпатлевкой по дереву. После того как шпатлевка окончательно высохнет её нужно опять пошкурить, но уже мелкой шкуркой #800 или #1000.

Затем покрываем грунтом. Для деревянных поверхностей это может быть грунт фирмы Таир или Сонет. Для холста или дерева. А можно приготовить грунт самим. Для этого нужно смешать клей ПВА, белую акриловую краску и воду в пропорции 1:1:3. Если на ваш взгляд поверхность неровная, то её нужно после грунтовки и высыхания пошкурить и загрунтовать на второй раз.

Гладкая загрунтованная поверхность смотрится лучше и салфетка ложится ровнее.

Стекло. Как подготовить?

На самом деле для стекла, металла и пластика подготовка одинакова. Те материалы, которые используются для одного или специально произведены для одного, могут использоваться и для другого.

Так для начала стекло нужно обязательно обезжирить. Это может быть простое моющее средство с кухни, а может быть и спирт или строительный Уайт-спирит. Далее нужно использовать специальный грунт. Например,Tikkurila Otex или грунт Кудо илиавтомобильный грунт. Автомобильный прозрачный грунт встречается довольно редко, зато тонированный есть почти на всех рынках. Поэтому при прямом декупаже поверхности он вполне подойдёт. Например, при декупаже бутылок шампанского или при прямом декупаже тарелки.

А вот при обратном декупаже нам нужен конечно же только прозрачный грунт. При этом новичкам лучше использовать аэрозольный. Он ровнее ложится и не течет.

Не беда если у Вас нет грунта для стекла. Поверхность можно пошкурить. И тогда акриловая краска лучше к ней прицепится. Но нужно помнить, что лучше все же использовать грунт. Так надёжнее.

2. Салфетка приклеена на яркий фон.

При декупаже с помощью салфетки, её нужно приклеивать только на белый фон. Тогда салфетка не потеряет свою яркость. Если же вы приклеите салфетку на цветной фон или однотонный яркий (желтый, белый, красный), она потеряет свою контрастность и красоту, и вы просто испортите свою работу.

Не будем говорить о том, что салфетку нужно приклеивать без складок. Это оговаривается на всех мастер-классах. Способ приклеивания салфетки тоже очень много. Это отдельная тема для разговора.

В этой работе я, пожалуй, совершила все самые распространённые ошибки. Работа, мне конечно нравится или лучше сказать у мен к ней "особенные" чувства, она ведь первая. Но, полажа руку "на сердце", надо сказать сделана она совсем непрофессионально.

Плохо загрунтованная поверхность. Салфетка приклеена на яркий фон. И лак, незашкуренный и неровный. В общем, все самые распространенные ошибки.

3. Подрисовка сразу на салфетку.

После того как салфетка приклеена, нам необходима подрисовка. И вот тут мы снова совершаем ошибку. Перед подрисовкой нашу ровненько приклеенную салфетку нужно покрыть лаком. Лучше двумя слоями. Тогда в случае совершения погрешности в подрисовке их можно будет легко исправить. Просто стереть, даже смыть водой. И ваша салфетка при этом не повредится.

4. После покрытия лаком (см. п 3) края салфетки желательно ошкурить(но только очень аккуратно!) мелкой шкуркой. Тогда края будут сглажены и их будет менее заметно. И в итоге финишных покрытий лаком нам потребуется меньше.

6. При обратном декупаже приклеенную салфетку после лака, обязательно надо покрыть белой акриловой краской. Подчеркнуть её яркость и красоту, иначе на цветном фоне она потеряется.

7. Слишком яркая подрисовка. Подрисовку нужно делать очень аккуратно. Не брать яркие краски. Лучше пастельные тона. Нужно подобрать максимально приближенный цвет к мотиву и постепенно делать к краям светлее или темнее, при этом тщательно растушевывать.

8. Мало финишного лака. Финишным (конечным) лаком работы нужно покрывать до тех пор, пока она не станет совсем ровной. Для этого нужно покрыть тремя слоями лака, потом ошкурить, потом опять покрываем тремя слоями и опять шкурим и так пока работа не станет ровной идеально. На ощупь и на свет. Такая работа смотрится законченно и профессионально.

Иногда количество слоев лака может доходить до 100.

Конечно этот метод не подходит для объемный элементов. Когда например, используется шпатлевка и трафарет, когда мы хотим получить особенные объемные элементы.

Подри совка фона в декупаже

Самым начальным этапом, как всегда, берём заготовку, хорошо грунтуем и покрываем белой акриловой краской. Приклеиваем салфетку.

Присматриваемся какие цвета на нашей салфетке преобладают. На данном этапе нам не нужно получать максимально похожий по тону цвет. Смешиваю серый с белым и тонирую верхний фон (там где потемнее) этим цветом.

Нижний фон смешиваю посветлее.

Вообще у меня на салфетке серый тон с легким оттенком жёлтого, поэтому я добавляю этот цвет.

Вот как у меня получилось затонировать.

Далее добавляю в мои имеющиеся краски белую и ярко оранжевую, чтобы получить цвет стола. Остальные цвета тоже пытаюсь подобрать максимально точно. Рисую его продолжение. Необходимо учитывать переспективу и тени. Т.е. вблизи предметы крупнее - соответственно наш стол выглядит слегка как трапеция. Это не должно бросаться в глаза, иначе выглядит неестественно. К теням просто нужно присмотреться - на салфетке они уже есть. Добавляем тени на наш мотив.

Мне нравится техника рисования в живописи когда видно мазки. Поэтому при подрисовке я этого придерживаюсь, когда это возможно.

Вот что у меня получилось.

Лакировка - последний этап декупажа.

Этот последний этап в декупаже едва ли является не самым важным. От него зависит не только внешний вид вашей работы, но и возможность её дальнейшей эксплуатации. В некоторых случаях это крайне важно: когда дело касается, например, чайных домиков, шкатулок или блокнотов. Ведь согласитесь, эти предметы должны быть устойчивыми к истиранию.

Когда мы только узнаём про декупаж, руки так и "чешутся" скорее попробовать и мы торопимся закупить материалы. В большинстве случаев, начинающие рукодельницы приобретают материалы подешевле. И это тоже правильно. Ведь, мы не знаем заранее понравится ли нам вообще эта техника. А уж чем дальше... В общем, дальше нас ограничивает лишь наша фантазия. Хочется испробовать разные техники, возможности нанесения, специфические особенности разных производителей, но при этом появляются любимые фирмы и составы, которым мы остаёмся неизменны.

Зачем лакировать изделие?

При декупаже мы в первую очередь лакируем изделия для придания им законченного вида. Этим мы скрываем все неровности. При этом количество слоёв лака может доходить до 50-60. Между этим необходимо ошкуривать поверхность. Если ваша работа сделана очень качественно и нет складок, если вы используете слафетки, вам достаточно покрыть раза 3. После первого слоя желательно ошкурить и все. Это применимо скорее к опытным декупажницам. Если вы только начинаете заниматься этой техникой, то лакировка - это ваша возможность исправить недостатки в работе.

Ну и конечно - защита. Мы защищаем нашу поверхность от истираний и царапин. Конечно, для деревянных заготовок производители, обычно используют стойкие виды деревьев и цельные части, чтобы они не рассыхались и не меняли форму. Но если вы используете заготовку из прессованного картона или ДВП, акриловые краски могут поменять цвета, выгореть на солнце или если попадёт влага, работа вообще рассохнет.

Краткая справка о лаке.

Лак — жидкость, способная давать прозрачную, блестящую плёнку после высыхания в тонком слое.

Лаки представляют собой растворы твёрдых веществ в жидкостях, способных или испаряться, или высыхать; твёрдые вещества — различные смолы, а жидкостями-растворителями служат этиловый (винный) и метиловый (древесный) спирты, эфирные и растительные высыхающие масла. Смоляной раствор, наложенный на лакируемую поверхность, высыхает, оставляя тонкую, прозрачную и блестящую плёнку (в практике называемую лакировкой), свойства и качества которой определяют достоинства взятого лака.

На иностранных языках слова фр. laque, нем. lасk означают краску, получаемую осаждением органических красочных пигментов металлическими солями. Такие краски по-русски называются баканами, а русское слово «лак», как обозначение жидкости с указанными выше свойствами, в западной Европе переводится словами англ. varnish, Firniss, фр. vernis. Вытяжка из Викепидии.

Лаки для декупажа делятся на два вида:

  • Финишный лак - так называют лак, которым покрывают при окончании работы над изделием.
  • Кракелюрный лак - лак для придания изделиям декоративного вида, в большинсте случаев для состаривания.

Производителей как тех, так и других лаков очень много. Как правило, в одной линейке определённого производителя есть как финишные лаки, они могут быть глянцевые и матовые, так лаки и для кракелюра. Иногда, при использовании кракелюрных лаков финишным может служить первый шаг кракелюра. При этом важно правильно применять его.

Если вас интересуют кракелюрные лаки, то отдельным фирмам и их особенностям посвящены отдельные статьи на нашем сайте. О финишных лаках мы поговорим в этой статье далее.

Для экономии средств вы можете использовать строительные лаки. Про сравнение цен со специальным лаком для декупажа даже говорить нечего. Разница колоссальная. Объем больше. Но никто вам не гарантирует долговечность вашего изделия. А еще такой лак может сильно липнуть.

Для того, чтобы получить гарантию к лаку, вам нужно покупать специальные лаки для декупажа. Они дают прочную устойчивую к истиранию и царапинам плёнку. Еще одна важная их особенность - они ложатся на поверхность очень равномерно, без разводов и потёков. И при относительной их дороговизне, вы экономите своё время и силы, не тратив их на бесконечное количество слоёв.

Но и в этом случае есть свои минусы. Иногда даже один производитель изменяет своему качеству, что-то меняя в составе. Как говорится, всё познается методом проб и ошибок.

Опытные рукодельницы, выбирают лучшее при соотношении цена-качество. Так, они могут использовать специальные строительные лаки, только гарантированных фирм, в основном производства Германии и др. стран Европы. Ведь они отвечают за своё качество, при правильном применении лака.

Какие проблемы бывают с лаком?

1. Лак желтит. Это значит, что лак на основе патины. Это нужно учитывать, ведь иногда для придания старинного вида это пойдет только на руку. Но если мы хотим сохранить белый цвет изделия, это испортит работу.

2. Лак скатывается. Такое может произойти, если вы применяете разные лаки. Один на водной основе, а другой на водяной. Часто такие сочетания лаков используются для получения кракелюра. Только один слой необходимо высушить, а потом наносить второй. В противном случае второй водяной слой просто скатается на первом или получатся пробелы, работу можно считать испорченной.

3. Лак липнет. Сколько не сушили и времени вроде бы много прошло, но лак не перестаёт липнуть.

Причин для этого может быть несколько:

  • Самая распространенная это некачественный лак. Как правило это строительные лаки недорогих фирм-производителей.
  • Еще одной причиной может служить целевое назначение лака. Например, если покрыть лаком для дерева пластиковую поверхность, то он скорее всего будет липнуть.
  • Возможно так же, вы плохо ошкурили поверхность. Плохо ошкуренная поверхность, в редких случаях липнет. Нужно хорошо ошкурить и покрыть еще одним слоем. Такое случается крайне редко.
  • Хорошо мешайте лак со дна, прежде чем использовать его. Это тоже может сослужить вам горькую службу. Впоследствии лак может липнуть.

Из строительных лаков, которые пользуются популярностью у опытных декупажниц можно посоветовать лак Варатан, Тикурилла Паркетти-Ясся, Синтеко, Тикурилла Кива. По мнению абсолютного большинства рукодельниц они никогда не желтеют и не липнут, сохнут очень быстро. Да, они стоят дороже, чем другие строительные лак, но намного дешевле, если сравнивать один объем с лаками для декупажа. Отех идеально подходит как в качестве грунта, так и в качестве финишного покрытия.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх