Методики исследования процессов памяти у дошкольников и младших школьников. Исследование памяти (методики диагностики)

Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которому мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим.

В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольная память, при которой запоминается «само по себе», без участия воли и сознания, всё яркое, эмоциональное, интересное, необычное. Произвольную же память придётся развивать, и без приложения определённых усилий этого не добиться. О произвольной и непроизвольной памяти больше можно прочитать .

Развитый слуховой вид памяти станет залогом освоения ребёнком правильного произношения слов, интонирования предложений, выразительного чтения, правописания. Нарушения слуховой памяти могут стать камнем преткновения при изучении школьной программы, ведь устные объяснения – важная часть усвоения материала.

Слуховой вид памяти, как и другие виды памяти, предполагает обработку информации головным мозгом: её преобразование и сохранение. В процессе слушания звуковые стимулы превращаются в нервные импульсы, передаются в мозг по слуховому нерву, воспринимаются и обрабатываются мозгом; в процесс также включено сознательное восприятие звуков.

Правильность восприятия информации зависит от умения определить источник, выделить главные звуки, распознать их, восполнить недостающие. Ошибка на любом из этапов даст сбой и приведёт к неправильной обработке услышанного.

С помощью различных несложных тестов можно составить представление о состоянии слуховой памяти детей, а благодаря играм и упражнениям - добиться улучшения её объёма.

Если у ребёнка не получается выполнить тестовое задание или упражнение - ничего страшного. Попробуйте объяснить по-другому или объясните ещё раз. Даже если Вы раздражены или огорчены - не показывайте этого малышу. Вы должны быть для него опорой и поддержкой. Многие проблемы и комплексы взрослых - родом из детства, и рождаются они в том числе из страха быть или выглядеть плохим, глупым, хуже всех, то есть - из неуверенности в себе из-за негативной реакции взрослых, мнением которых ребёнок дорожит. А вот хвалить ребёнка за достижения, даже если они маленькие - полезно. Не сравнивайте его с другими детьми, лучше отмечайте его собственные небольшие победы. В случае, если Вы заметили, что малыш испытывает трудности с правильным построением предложений - не огорчайтесь и не расстраивайте ребенка, но не откладывайте консультацию со специалистом (логопедом-дефектологом).

Нарушения слуховой памяти

Случается, что ребёнок испытывает сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума, не может сразу понять задания и команды, поступившие в устном виде, при овладении новыми словами или изучении языков. Эти проблемы могут быть связаны не с дефицитом внимания или недостаточной мотивацией, и могут не являться следствием плохого поведения. Возможно, причина кроется в слуховых нарушениях неврологического характера. Нарушения обработки слуховой информации могут быть связаны с черепно-мозговой травмой, длительным воспалением среднего уха, родовой травмой и другими причинами. В таких случаях необходима консультация специалиста. Лечение, как правило, включает в себя несколько направлений: улучшение когнитивных и речевых умений, улучшение восприятия слуховой информации, улучшение качества слухового сигнала.

Диагностика слуховой памяти

Существуют различные методики диагностики слуховой памяти, позволяющие на бытовом уровне достаточно точно определить её состояние.

1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия.

Эта методика часто используется в качестве экспресс-диагностики слуховой памяти. Полученные результаты позволяют оценить и уровень развития слуховой памяти, и слуховое внимание, и утомляемость, и уровень фонематического слуха. Используется этот тест на слуховую память как для детей среднего дошкольного возраста, так и для взрослых.

Заранее подготовьте слова, например: стол, заяц, зеркало, дерево, стена, муха, перо, звезда, птица, тетрадь. Попросите ребёнка прослушать и запомнить этот ряд, а затем прочитайте слова с интервалом в 1-2 секунды. Пусть он воспроизведет все слова, которые удалось запомнить.

Повторите зачитывание и воспроизведение трижды, зафиксируйте те слова, которые были запомнены. В четвёртый раз ребёнок должен вспомнить и повторить в произвольном порядке все слова через 20-30 минут.

Итоги: если ребёнок после первого прочтения запомнил 4-6 слов - это нормальный результат. Если запомнил меньше, но в ответ были включены другие слова - возможно, имеет место низкий уровень слухового внимания.

Если запомнил меньше, но заменял некоторые звуки - возможно, нарушено фонематическое восприятие.

Второе и третье воспроизведение после прочтения - показатель скорости запоминания и утомляемости ребенка.

Четвертое воспроизведение - показатель объема и уровня развития долговременной памяти. Норма - если ребёнок может воспроизвести на два слова больше или меньше, чем было в лучшем результате после первых трёх попыток.

2. Упрощенный вариант теста на слуховую память Лурия:

Повторяйте ряд из 10 слов до 7 раз, пока либо испытуемый запомнит все слова, либо будет принято решение прервать диагностику слуховой памяти.

Нормой считается, если человек после первого же прочтения запомнил не менее 5 слов. К пятому повторению должны быть запомнены все 10 слов.

3. Диагностика оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»).

1 этап: испытуемому называют 3 цифры и просят их повторить, затем - 4 цифры, затем - пять, и т.д., и так - до первой ошибки.

2 этап: то же задание (повторить названные цифры), но только «задом наперед», начиная с последней, то есть в обратном порядке.

Нормой считается запоминание 5-9 цифр при прямом счете и не менее 5 при обратном.

4. «Запомни двузначные числа». Эта методика диагностики слуховой памяти подойдёт для детей среднего и старшего школьного возраста и для взрослых.

Приготовьте 12 двузначных чисел. Например, набор чисел может быть таким: 22, 17, 43, 21, 14, 49, 56, 71, 86, 15, 61, 76.

Предупредите ребёнка о том, что ему нужно будет послушать и запомнить числа, а затем, после сигнала, записать все числа, которые он сможет вспомнить, в произвольном порядке, в течение 30 секунд. Итоги: результат считается хорошим, если испытуемый запомнил 7 чисел.

5. Диагностика слуховой памяти с помощью литературных текстов.

Для того, чтобы проверить слуховую память, нужно подобрать небольшой сюжетный текст, состоящий из 10 – 12 простых предложений. Это может быть, например, короткий рассказ, сказка, басня - для детей, и более сложный информативный рассказ - для взрослых. Текст зачитывается разборчиво, не слишком быстро, выразительно. Затем он в первый раз воспроизводится испытуемым сразу после прослушивания, и ещё раз - через час после него. Нормой считается правильная передача сюжета и 1-2 ошибки при первом воспроизведении, и до 3-4 ошибок - при втором.

Существуют и другие, более сложные тесты, исследующие слуховую и другие виды памяти, но для их использования необходимы навыки и знания специалистов-психологов, позволяющие более детально исследовать и интерпретировать результаты. Такие тесты, как правило, проводятся в специализированных учреждениях.

Упражнения для развития слуховой памяти

Ребёнку не обойтись без помощи взрослых для успешного развития слуховой памяти. Разборчивое, медленное и выразительное чтение вслух стихов, пословиц и поговорок или прослушивание аудиокниг, подобранных с учетом возраста - уже хороший шаг в этом направлении. А если ребенок перескажет прочитанный отрывок через после десятиминутного чтения - это уже будет настоящее упражнение для развития слуховой памяти ребенка. Даже просто одевая ребёнка, сопровождайте свои действия словами. Так малыш научится сопоставлять звуки и действия.

Упражнения для малышей нужно превращать в игры, ведь именно таким образом дети охотнее всего впитывают новые знания.

— Игра «10 пар»

Эта игра способствует улучшению концентрации внимания и слуховой памяти. Заранее придумайте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: ботинки — шнурки, телефон — гудок, дождь — туча, слива — компот, ручка — тетрадь, апельсин — лимон, конфета — печенье, медведь — берлога, ёжик — иголки, дом — крыша. Прочитайте их ребёнку три раза, не торопитесь, говорите выразительно, эмоционально, с интонацией. А на четвёртый раз прочитайте только первые слова, а ребёнок пусть вспомнит и назовёт к каждому из них второе слово-пару.

— Игра «Сделай, как я»

Понадобятся: бумага; два стакана, один из которых наполнен водой; 2 ложки; молоточек; колокольчик. Попросите ребёнка закрыть глаза. После этого совершите 3-4 звуковые действия с подготовленными предметами. Например, перелейте несколько раз воду из стакана в стакан; позвените ложками друг о друга; перемешайте одной из ложек воду в стакане; пошуршите бумагой, постучите ложкой о пустой или о полный стакан.

После этого попросите ребёнка открыть глаза, вспомнить звуки и повторить их по памяти.

— Игра «Угадай, что это было?»

Подготовьте несколько записей (например, воспользуйтесь диктофоном или найдите подходящие записи в Интернете). Например, это может быть шум ветра, рокот прибоя, потрескивание дров в костре, пение птиц, звук дождя, раскаты грома, звук аплодисментов, шуршание обертки при разворачивании конфеты, хруст сухариков и так далее. Попросите ребёнка угадать, что это было. Попросите его попробовать повторить, играйте вместе с ним, делайте отступления от игры, рассказывая что-то интересное об этих звуках и явлениях.

— Игра «Запомни и дополни»

Эта игра поможет увеличить объём слуховой памяти. Ведущий может начать, например, так: «Я положил в портфель книгу». Второй игрок должен повторить эту фразу и добавить своё слово. Например, так: «Я положил в портфель книгу и фонарик». Следующий игрок всякий раз должен повторить всё, что было названо перед ним, и дополнить своим словом. Если игроков много - тот, кто сбился, выходит из игры, а если мало - получает одно очко. Набрал три очка - становишься наблюдателем. Варианты начала могут быть разными. Например:

«Я сегодня видел за окном…»;

«У моего друга в комнате есть…»

«За высоким забором хранились…»

«У Маши в лукошке лежали…»

— Вариант этой же игры:

Начните любое предложение. Например: «Маша вышла на полянку и увидела…». Ребёнок пусть повторит услышанное и продолжит. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку…». Дальше по тому же принципу: следующий игрок повторяет и дополняет. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку, вокруг которой росла земляника…». Продолжайте запоминать и сочинять, пока кто-нибудь не собьётся. Эта игра также способствует увеличению объёма слуховой памяти, но, кроме того, развивает воображение.

— Игра «Почувствуй ритм»

Простучите кончиками пальцев или обратной стороной карандаша несложный ритм и попросите ребёнка его повторить. Можно, как вариант, отстукивать ритм хлопками ладоней.

— Игра «Угадай окончание»

Это упражнение для развития слуховой памяти предназначено прежде всего для детей-дошкольников. Читайте ребёнку короткие детские стихи, но не произносите последнее слово. Пусть ребёнок догадается и назовёт его сам. Это очень полезно, ведь ребёнку придётся использовать словарный запас, опираться на логику, учитывать ритм и созвучность (рифму).

Больше советов и упражнений для развития слуховой памяти можно найти . А игра , ссылку на которую Вы найдёте здесь же, предназначена именно для тренировки слуховой памяти.

Память лучше всего развивается в том случае, если её часто задействуют, стимулируют, регулярно упражняют. Подробнее о кратковременной памяти и её развитии можно прочитать . Развивать память, внимание и другие познавательные функции мозга можно разными способами. Очень удобно использовать для этой цели .

Желаем Вам приятной заботы о ребёнке и, конечно, успехов в саморазвитии!

Для изучения памяти ребенка могут быть использованы различные методы, в том числе беседа, естественный и лабора­торный эксперимент. Все имеющиеся методы экспериментально­го исследования памяти ребенка можно разделить на следующие группы.

1. Методы изучения непосредственного объема памяти. С их помощью устанавливается, сколько единиц информации ребенок способензапомнить за один раз. С этой целью ребенку предъявляют для запоминания такое количество информации, которое заведомопревышает объем его кратковременной памяти. Это классический "метод удержания членов ряда".

2.Методы изучения долговременной памяти. Перед ребенком ставится задача запомнить определенный объем материала, и далее определяется количество повторений (опытов), которое ему по­требуется для того, чтобы в полном объеме запомнить материал,
изучаемый материал повторяется до тех пор, пока он не будет безошибочно воспроизведен. На основе опытов строится кривая заучивания.

3.Методы изучения опосредованной памяти. Методика парных
ассоциаций. В данном случае элементы заучиваемой информации предъявляются ребенку парами. Затем, спустя некоторое время, ему показывают один из элементов пары и просят воспроизвести другой. По заданию экспериментатора ребенок и сам может устанавливать ассоциации, т.е. выбирать опоры для опосредованного запоминания. В качестве таких вспомогательных стимулов-средств могут использоваться картинки, слова, графические символы, наглядные модели.

С помощью метода узнавания устанавливается точность узнавания через различные промежутки времени того материала, который предъявлялся ранее для определения непосредственного объема памяти.

4. Методы изучения логической памяти. Предъявляемый для
запоминания материал подвергается смысловой обработке. В ходе эксперимента устанавливается, владеет ли ребенок приемами осмысливания материала (смысловым соотнесением или смысловой группировкой), влияет ли смысловая обработка материала на продуктивность запоминания, способен ли ребенок подчинить названные приемы целям запоминания.

Воспитатель в своей ежедневной работе с детьми постоянно сталкивается с индивидуальными проявлениями детской памяти. Одни дети запоминают все быстро и легко, другие постоянно испытывают затруднения. Кто-то легко запоминает стихи, считалки, но с трудом усваивает правила поведения, забывает поручения, постоянно все перепутывает. Почему? Что-то несущественное ребенок может помнить долго, в то время какнеобходимое для успешной деятельности и общения просто забывает. Почему? При подготовке к утреннику легко и артистично играл свою роль, а на празднике все забыл. Почему?

Подобные проблемы возникают часто. Для их разрешения воспитатель должен научиться изучать память ребенка.

Детская психология располагает достаточно обширным фондом методик изучения памяти детей. Предлагаем вниманию некоторые из них.

Прежде всего, следует выяснить, как сам ребенок оценивает свою память. Беседа может быть построена следующим образом. Спросите ребенка, нравится ли ему в детском саду, чем он любит заниматься, много ли знает стихов, сказок, легко ли запоминает поручения и просьбы взрослых и, наконец, как он думает, какая у него память. Ход беседы может быть и иным. Важно, чтобы воспитатель чутко реагировал на ответы ребенка и его отношение к предмету беседы, каковым является самооценка памяти. Можно спросить, почему ребенок считает, что у него хорошая или плохая память, откуда он об этом знает.

Ответы детей покажут, насколько осознанно и адекватно они оценивают свою память. Обсуждение особенностей памяти ребенка поможет пробудить у него желание улучшить ее.

А теперь проверим, какая у ребенка память. Начнем с класси­ческой методики изучения непроизвольной и произвольной па­мяти.

Методика 1. Непроизвольное запоминание.

Приготовьте набор из 16 картинок, изображающих знакомые предметы (гриб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, петух, замок, пила, утюг, флаг).

Предложите ребенку познакомиться с интересными картинка­ми: "Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри". Перед ребенком не ставится задача запомнить. Кар­тинки предъявляются последовательно одна за другой, время по­каза - 5 секунд. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвес­ти по памяти названия всех изображенных на картинках предме­тов: "Назови картинки, которые ты запомнил". Помогать ребен­ку в процессе воспроизведения не надо. Можно только стимули­ровать процесс припоминания: "А какие ты еще помнишь картин­ки?.. Постарайся еще вспомнить". Зафиксируйте порядок воспро­изведения картинок.

После того, как убедитесь, что ребенок больше ничего не по­мнит, смешайте картинки с другими и предложите отобрать те, которые он рассматривал (всего картинок должно быть не бо­лее 22). Зафиксируйте, какие картинки ребенок узнал.

Методика 2. Произвольное запоминание.

Приготовьте набор из 16 картинок, аналогичный первому по содержанию и трудности (часы, лейка, муха, очки, дом, мяч, кран, утка, стол, арбуз, окно, лодка, зонт, чашка, санки, ведро). Предложите ребенку запомнить как можно больше картинок, чтобы затем их припомнить: "Я покажу тебе картинки, а ты их внимательно рассмотри и постарайся запомнить, потом расскажешь, какие картинки ты запомнил". Время показа каждой картинки -5 секунд. После показа сделайте паузу, можно поговорить с ребен­ком на отвлеченные темы, потом предложите вспомнить картин­ки. Зафиксируйте порядок воспроизведения.

Повторите процедуру узнавания, как в первом эксперименте. Сравните результаты. Выясните, в каком эксперименте ребенок запомнил больше картинок, какой вид памяти - произвольный или непроизвольный - оказался более продуктивным. Посмотрите, какие картинки запоминаются детьми чаще, одинаковые ли кар­тинки запоминают мальчики и девочки. Проанализируйте поведе­ние детей в опытах (отношение к задаче запомнить или узнать, умение удерживать мнемическую задачу, отношение к материа­лу, речевые реакции и т. п.).

Методика 3. Произвольное запоминание в игре.

Дети играют в "детский сад". Поставьте "повара" в ситуацию дефицита продуктов и разной утвари. Предложите ему сходить в "магазин" и купить... (далее идет перечень предметов, которые ребенок должен запомнить). В "магазине" он должен обратиться к продавцу и повторить названия всех предметов, которые ему велели купить.

При анализе выявите, как ребенок принимает задачу пойти с поручением в "магазин", запоминает ли, что он должен купить, каков объем удержанного материала, вычленяет ли действие за­поминания и припоминания.

Сравните результаты 2-го и 3-го опытов. Показатели продук­тивности запоминания занесите в таблицу (табл. 5).

Развитие произвольной памяти ребенка предполагает не толь­ко выделение им мнемической задачи, но и применение специальных приемов запоминания, повышающих эффективность мнемической деятельности. Чтобы убедиться в этом, проведите следующую группу опытов.

Методика 4. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти.

Подберите 2 разных комплекта из 16 картинок, которые мож­но разбить по тематике на четыре группы (например, одежда, ово­щи, посуда, животные - в первом комплекте; обувь, фрукты птицы, цветы - во втором).

Задание 1. Предъявите один комплект картинок, предложите ребенку рассмотреть все рисунки, затем закройте их и после не­большой паузы попросите назвать те, которые он запомнил. Ма­териал в этом опыте не классифицируется, т. е. идея классифика­ции ребенку не подается. Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок и установите, не пытался ли ребенок классифицировать их по собственной инициативе. Сравните результаты запоминания у тех детей, которые не применяли принцип группирования при запоминании, с теми, кто пытался его применять.

Задание 2. Предъявите второй комплект картинок, предложи­те разложить его на четыре группы. Попросите ребенка назвать картинки каждого ряда и уберите комплект. Ребенок должен вспомнить и перечислить все картинки по рядам (в данном случае при воспроизведении используется прием классификации матери­ала - методика Л.М. Житниковой).

Задание 3. Предъявите ребенку третий комплект картинок, аналогичный предыдущим, предложите разложить картинки на четыре группы ("про одно и то же"). Выделите цель - запомнить, подчеркните, что нужно назвать сформированные группы так, как он их раскладывал.

Проанализируйте, приняли ли дети задачу группировать картин­ки в целях запоминания, помогла ли им группировка материала.

Индивидуальную работу продолжайте с теми детьми, которые не справились с группировкой как умственным действием, не смог­ли выполнить задание на классификацию картинок или не смогли подчинить группировку целям запоминания. Сначала добейтесь, чтобы дети усвоили приемы группировки. Основанием для объединения картинок могут быть любые сходные свойства (цвет, форма, назначение, функциональные возможности, иногда слу­чайные ассоциации). Важно, чтобы ребенок сам обнаружил эти свойства и осознанно объединил предметы по выделенному при­знаку. Только после того, как ребенок усвоит прием группировки и научится выполнять его на разном материале, можно соединить его с мнемической задачей, т. е. предложить использовать груп­пировку как прием произвольного логического запоминания (ме­тодика П. И Зинченко).


Следующий комплекс заданий поможет выявить индивидуаль­ное особенности образной памяти детей и установить, как влияет „писание картинок или предметов при запоминании на продуктив­ность воспроизведения, т. е. как влияет рассматривание и описа­ние на формирование образа.

Методика 5. Особенности наглядно-образной памяти детей.

Подберите для занятий с детьми разнообразный наглядный материал: игрушки, предметы, картинки с изображением хорошо знакомых предметов, а также малознакомые предметы или их изображения (по 10 в каждом наборе).

Задание 1. Предложите ребенку рассмотреть предъявленные игрушки и запомнить их. Через некоторое время предложите вспомнить и описать каждую. Зафиксируйте, какие игрушки ребе­нок запомнил, и какие признаки смог выделить и описать (цвет, форму, детали и т. п.).

Задание 2. Предъявите другой набор игрушек или картинок, предложите каждую описать и запомнить. Проанализируйте, как влияет описание игрушек на запоминание и воспроизведение. Срав­ните полученные данные.

В дальнейшем задания 1 и 2 можно варьировать, используя различный материал. Главная задача - научить каждого ребен­ка внимательно рассматривать запоминаемый объект, состав­лять о нем точное детальное представление, описывать его как можно более полно и при запоминании, и при воспроизведе­нии. Овладение приемами запечатления образа является од­ним из главных условий успешности мнемической деятельнос­ти детей 4-5 лет.

Воспитание логической памяти предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности детей - развитие уме­ния анализировать, выделять в предметах определенные свой­ства, признаки, сравнивать предметы и явления между со­бой, осуществлять обобщение, объединяя различные объек­ты по каким-либо признакам, классифицировать предметы на основе произведенного обобщения, устанавливать смысловые связи.

Для освоения приемов смыслового соотнесения и смысло­вой группировки рекомендуем использовать следующие мето­дики.

Методика 6. Парные картинки.

Из различных настольно-печатных игр типа "Лото" подберите парные картинки, желательно по сериям, например: предметы одежды, игрушки, растения, животные, инструменты и т. п. Игру лучше проводить с подгруппой детей по 3-5 человек за общим столом.

Задание 1. Подбор парных картинок с одинаковым содержанием.

Откройте коробку с картинками, покажите малышам выборочно несколько картинок, постарайтесь пробудить интерес к изображенному на картинках. Поощряйте желание назвать их. Каждый ребенок получает по четыре картинки, на которых изображены разные предметы. Предложите детям разложить свои картинки на столе, внимательно рассмотреть их, затем перевернуть изображением вниз. "Разноцветные картинки показали свои спинки и спрятались от нас. Мы поищем их сейчас", - говорит воспитатель и открывает одну из своих картинок (пара от которой есть у кого-то из детей) Назовите предмет, кратко опишите его отдельные признаки, попросите детей поискать, у кого есть такая же. Положите картинку на середину стола, чтобы всем было видно. Тот, кто найдет у себя такую, же картинку, кладет ее рядом для сравнения.

Отвечая па вопросы воспитателя, дети называют отличительные признаки предмета, нарисованного на картинке, сравнивают картинки друг с другом отмечают тождество. Таким же образом дети обнаруживают тождество еще нескольких пар картинок.

Задание 2. Подбор сходных парных картинок. Для игры подбираются одинаковые предметы, но с разными отличительными признаками (куклы в разной одежде, ведерки с разными узорами, машинки разных моделей и т. п.). Игра стро­ится аналогичным образом. Для сравнения одинаковых и похо­жих картинок используется прием прикладывания картинок друг к другу. При повторении игры используются другие картинки.

Таким образом, в ходе игры "Парные картинки" дети перечис­ляют признаки изображенных предметов, т. е. производят элемен­тарный анализ и синтез, учатся соотносить предметы по одинако­вым и сходным признакам. Рассуждая и обмениваясь впечатлени­ями, дети устанавливают тождество и различие предметов. Игра учит их рассуждать и делать выводы.

Методика 7. Кто здесь прячется?

Игра учит детей пользоваться простым приемом смыслового запоминания и припоминания, который заключается в установле­нии смысловых связей между объектами, изображенными на кар­тинках.

Для игры подберите предметные картинки, изображающие игрушки, животных, одежду, фрукты..., а также людей. Каждый набор картинок должен включать несколько конкретных предметов, относящихся к одной группе, и их хозяина (человека), например, кукла, коляска, мячик и девочка (хозяйка игрушек); каст­рюля, сковорода, плита и женщина (повар). Можно использовать также предметы, которые служат вместилищем для того, что изображено на картинках, например, яблоко, апельсин, груша и ваза для фруктов. Для игры нужна тонкая палочка и коробка с несколькими отделениями для разных картинок.

Задание 1. Воспитатель раскладывает на столе набор из 4 картинок, устанавливает в процессе раскладывания смысло­вые и пространственные связи между ними. "Вот девочка Лена (кладет картинку в центр), у нее есть кукла Маша (кладет с одной стороны), коляска, чтобы ее катать (кладет с другой стороны), домните, где лежат картинки, пока они не спрятались". Картинки "прячутся" (переворачиваются изображением вниз). Воспитатель обращается к одному ребенку: "Ты поможешь мне оты­скать картинки. Я постучу палочкой и спрошу: тук-тук, кто здесь спрятался? А ты вспомни и подскажи мне, какая картинка здесь лежит, назови ее". Воспитатель стучит палочкой возле других картинок, привлекая к ответам других детей. Можно несколько раз поменять материал, дать палочку кому-то из детей, пусть он выполнит те действия, которые выполнял воспитатель. Если ребенок правильно назвал картинку, он получает приз и ему передается палочка.

Задание 2. Каждый ребенок получает набор картинок и сам устанавливает смысловые связи между ними (содержательные и пространственные). Процесс выкладывания картинок, который сопровождается речью, способствует осмысленному запоминанию, как их содержания, так и расположения. Дальше игра строится по уже описанной схеме.

Если ребенок плохо справляется с запоминанием и припоминанием картинок, ни в коем случае нельзя говорить ему, что у него плохая память. Это причинит большой вред: ребенок может утратить уверенность в себе, и больше не будет ста­раться запоминать что-либо. К тому же ошибки в припоминании могут возникнуть не из-за слабой памяти, а потому, что ребенку неинтересно или он стесняется, не привык к самостоятельности. С ним нужно поиграть отдельно, уделяя особое внимание установлению смысловых связей между картинками подчеркивая цель запомнить.

Детей 5-6 лет следует целенаправленно обучать применению таких приемов логического запоминания, как смысловая группировка и смысловое соотнесение.

Обучение приемам логического запоминания - сложный процесс. К нему готовы те дети, которые уже овладели элементарными средствами осмысливания того материала, который предстоит запомнить. Для развития логической памяти необходимо умение сравнивать, обобщать, выделять сходные ""знаки, устанавливать связи запоминаемого материала с уже известным.

После того, как дети научатся видеть в предъявленном для запоминания материале определенные группы картинок, например, мебель, растения, игрушки, овощи и т, п., научатся относить каждую картинку к определенной группе, подбирать отдельные элементы к родовому понятию второй или третьей степени обобщенности, можно переходить к формирование умения применять группировку или смысловое соотнесение в целях запоминания.

Методика 8. Формирование приемов логического запоминания

Цель методики: обучить детей умению подчинить группировку и смысловое соотнесение целям запоминания (методика А. Н. Белоус).

Задание 1. Предъявите для запоминания набор картинок, подоб­ранных так, чтобы их можно было разложить на четыре группы на одну и ту же тему. Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки. В процессе ознакомления он должен каждую назвать и отнести к определенной группе (шкаф - мебель, платье - одежда и т. д.), установить, что в предъявленной совокупности есть, напри­мер, овощи, одежда, мебель и т. п. Теперь можно разложить кар­тинки на группы (для ориентировки на этом этапе полезно использовать обобщающие картинки - огород, комната, ферма...).

Ребенку нужно напомнить, что он должен стараться запомнить картинки так, как раскладывает их. Важно, чтобы он сопровож­дал свою деятельность речевыми комментариями, например: "Тут есть мебель. Я ее поставлю в комнату. Вот диван, стол, буфет, шкаф. Теперь положу картинки про овощи: морковка, свекла, перец, лук; их можно сложить в корзинку. Есть еще картинки про одежду: платы, кофта, брюки..."

После того как ребенок разложит все картинки, предло­жите ему проверить себя, хорошо ли он все запомнил. После этого маленькие картинки уберите, а обобщающие оставьте. После небольшой паузы предложите ребенку вспомнить, ка­кие картинки он раскладывал. Подскажите, что вспомнить все картинки будет легче, если смотреть на большие обобщающие картинки.

Задание можно выполнить несколько раз на разном материа­ле. Можно также постепенно увеличивать количество запоминае­мого материала (12, 16, 20 картинок). После того, как ребенок научится ориентироваться в материале, обобщающие картинки можно убрать. При воспроизведении ребенок может опираться на обобщающие слова. Важно, чтобы он запоминал и воспроизводил группами. Можно предложить ребенку не раскладывать картин­ки на группы, а только назвать их по группам и так их запомнить, а потом так же группами воспроизвести. Если подобное задание окажется для ребенка слишком трудным, можно предложить ему пользоваться для самоконтроля фишками. Для этого в процессе запоминания каждую картинку он должен обозначать фишкой. Таким образом, после того как картинки будут убраны, на столе останутся фишки. Они и будут служить опорой при воспроизве­дении рядов картинок.

Дети, освоившие описанные приемы, могут легко запоминать до 20 картинок разного содержания.

Задание 2. Предложите для запоминания набор картинок с изображением знакомых детям предметов. В качестве опоры запо­минания будем использовать другие картинки, которые ребенок будет сам подбирать по смыслу к первым (прием смыслового соотнесения).

При овладении приемом смыслового соотнесения сначала нужно научить ребенка находить к предъявленной картинке сходную с ней по содержанию, близкую по смыслу (т. е. подбирать, что к нему подходит). Например, предъявляется картинка с изображением яблока. По смыслу подходит груша или любой другой фрукт, может подойти корзина или ваза. Ребенок может подобрать к яблоку мяч, шар и другие круглые предметы. Таким образом, будут установлены не только смысловые, но и связи на основе внешнего сходства объектов или случайных ассоциаций (например, яблоко - бабушка).

Важно, чтобы ребенок осознавал эти связи, чтобы они помог­ли ему запомнить нужные картинки. Анализируйте неправильные ответы, учите находить различные смысловые связи и давать им логическое обоснование. Занятия могут повторяться столько раз, сколько потребуется для того, чтобы дети научились правильно соотносить картинку с картинкой, слово с картинкой, картинку со словом (в последнем случае ребенок к предъявленной картинке сам придумывает подходящее по смыслу слово). Такие занятия можно проводить с небольшими подгруппами детей, чередуя их с индивидуальными.

После того, как прием установления смысловых связей будет освоен детьми, можно ввести мнемическую задачу. Для запоми­нания последовательно, одна за другой предъявляются картинки, ребенок подбирает к каждой другую, подходящую по смыслу, и старается их парами запомнить. При воспроизведении называет картинки тоже парами. На столе перед ребенком остаются картинки, которые он подбирал по смыслу и которые при воспроизведении служат опорой. Если это задание выполняется успешно, можно убрать и опорные картинки.

На следующем этапе обучения ребенку предлагается запомнить и воспроизвести вслух только предъявленный для запоминания ряд, апроцесс установления смысловых связей переводится во внутренний план. Занятия проводятся индивидуально.

Дети, освоившие прием смыслового соотнесения и научивши­еся применять его в целях запоминания, легко запоминают и вос­производят до 20 картинок или слов.

Важноформировать некоторые приемы логического запоми­нания у старших дошкольников в целях лучшей их подготовки к школьному обучению.

Цель: диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.

1. Слуховая память.

Методика «10 слов».

Ребенку зачитываются 10 слов:

стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.

2. Зрительная память.

Использование методики Д. Векслера позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагается 4 рисунка.

За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд.

Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.

Результаты диагностики:

А) Две перекрещенные линии и два флажка - 1 балл,

правильно расположенные флажки - 1 балл,

правильный угол пересечения линий - 1 балл.

Максимальная оценка этого задания - 3 балла.

Б)Большой квадрат с двумя диаметрами - 1 балл,

четыре маленьких квадрата в большом - 1 балл,

два диаметра со всеми мелкими квадратами - 1 балл,

четыре точки в квадратах - 1 балл,

точность в пропорциях - 1 балл.

Максимальная оценка - 5 баллов.

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю - 1 балл,

центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно - 1 балл,

фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, - 1 балл,

фигура правильно воспроизведена - 3 балла.

Максимальная оценка - 3 балла.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл,

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника - 1 балл,

маленькие прямоугольники точно размещены большом - 1 балл

Максимальная оценка - 3 балла.

Максимальный результат - 14 баллов.

Диагностика памяти детей 5-6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).

Нужно подобрать 10-15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20-30).

Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания:

обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь.

Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках:

хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными,

для младших школьников - более отвлеченными.

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово»

. Первым произносится слово, например, молоко.

Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д.

На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд .

Многие дети осуществляют этот выбор раньше.

После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор.

Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.

По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.

Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

«Образная память».

Данная методика пред назначена для изучения образной памяти.

Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.


Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, -

нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

Норма 10 - 6 правильных ответов и больше.

Методику можно использовать как при индивидуальной работе,

и в группе.

Память – форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии.

Память составляет совокупность процессов запоминания(фиксации) информации, сохранения или забывания её. А также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ёе развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятия и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.

На протяжении дошкольного возраста преобладает не произвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Таким образом в дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная память;

- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, преобретает интеллектуальный характер;

Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

"Давай выучим стишок к празднику!" - вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием "мнемотехника" (от греч. "мнемо" - память). На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.

С точки зрения известного психолога, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку выполнить такое упражнение. Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном. {По материалам.)

Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.

Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых. Или же ребенок просит родителей о просмотре определенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной. Так действует память чувств.

Упражнение на развитие эмоциональной памяти. Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, почаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников. (По материалам)

Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную , слуховую , обонятельную , вкусовую , осязательную . В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

Упражнение на развитие слуховой памяти. Пусть кто-то из родителей назовет 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5. (По материалам).

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д. Б. Эльконин: "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".

Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, "спутываются" с образами других объектов. Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.

Так, в исследованиях показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. Например, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 23 строчки; после повторной игры и показа картинок - 38 строчек. Таким образом, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание.

Упражнение на развитие словесной памяти. Пусть кто-нибудь из родителей не торопясь прочтет ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
(По материалам)

Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (по 3. М. Истоминой).

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память. Психолог, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и в конце концов осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Психолог установил, что 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам, 74,9 процента воспоминаний относятся к трем-четырем годам, 11,3 процента приходится на пятый год жизни, а 2,8 процента - на шестой. Дошкольник все чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: "Расскажи, какой я был, когда был маленьким", и такого рода вопросами: "А помнишь, вчера ты сказал..." Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Предлагаемые задания для диагностики развития памяти можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки памяти. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо видом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.

Занятия по диагностике и тренировке памяти желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме, чтобы детям было интересно. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы ребятишки не уставали.

1. Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти). Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

2. Рисование по памяти (диагностика кратковременной памяти): ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

Все виды и особенности памяти одновременно оценить очень трудно. В нашей работе мы опишем методики для определения объёма кратковременной слуховой и зрительной памяти, а так же процессы памяти.

· Методика «Узнай фигуры».

Эта методика - на узнавание. Детям предлагаются картинки и даются следующие инструкции:

Перед вами 5 картинок (прил. 1), расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребёнок не решит все 10 задач, но не дольше чем 1,5 мин. даже в том случае, если ребёнок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок справился с задачами менее чем за 45 сек. (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок справился со всеми задачами за 45-50 сек. (высокий уровень развития)

6-7 баллов - за 50-60 сек. (средний уровень развития)

4-5 баллов - за 60-70 сек. (средний уровень развития)

2-3 балла - за 70-80 сек. (низкий уровень развития)

0-1 балл - более 80 сек. (очень низкий уровень развития)

· Методика «Запомни рисунки».

Для определения объёма кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки (прил. 2а) им даётся инструкция:

На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайтесь запомнить их, а затем узнать на другой картинке (прил. 2б). Время экспозиции стимульной картинки 30 сек. После этого данную картинку убирают с поля зрения ребёнка и предлагают ему вторую. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 мин.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок узнал на картинке все девять изображений, меньше чем за 45 сек. (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок узнал 7-8 изображений за 45-55 сек. (высокий уровень развития)

6-7 баллов - ребёнок узнал 5-6 изображений за 55-65 сек. (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок узнал 3-4 изображения за 65-75 сек. (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок узнал 1-2 изображения за 75-85 сек. (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок не узнал на картинке ни одного изображения за 90 сек. (очень низкий уровень развития)

· Методика «Запомни цифры».

Методика для определения объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция: сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори».

Последовательно зачитывая ребёнку сверху вниз ряд цифр (прил. 3а), с интервалом в 1 сек.,экспериментатор просит ребёнка повторять за ним. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибку. Если ошибка допущена, то повторяется соседний ряд цифр, находящийся справа (прил.3б) и состоящий из того же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребёнка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается, то на этом часть эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно произнесённого, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (прил.4а, 4б).

В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первый и во второй раз.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок правильно воспроизвёл в среднем 9 цифр (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок точно воспроизвёл 7-8 цифр (высокий результат)

6-7 баллов - ребёнок воспроизвёл 5-6 цифр (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок воспроизвёл 4 цифры (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок воспроизвёл 3 цифры (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок воспроизвёл 0-2 цифры (очень низкий уровень развития)

· Методика «Выучи слова».

Методика на определение динамики процесса заучивания. Ребёнок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребёнок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же ряд. И так шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (прил. 5), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребёнком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведённых в каждой попытке.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок запомнил и правильно воспроизвёл все 12 слов за 6 или меньше попыток (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок запомнил и точно воспроизвёл 10-11 слов за 6 попыток (высокий результат)

6-7 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 8-9 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 6-7 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок запомнил и воспроизвёл 4-5 слов за 6 попыток (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок запомнил и воспроизвёл не более 3 слов за 6 попыток (очень низкий уровень развития)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх