Проблемы пенсионной реформы. Пенсионная реформа

В связи с изменениями в конце 80-х начале 90-х годов 20 века российской государственной системы в соответствии с принципами рыночной экономики, возникла потребность реформирования действовавшей в СССР пенсионной системы. Старая система предполагала пенсионное обеспечение за счет средств государственного бюджета, однако в новых реалиях такая система не уже соответствовала условиям рыночной экономики. В результате государством был разработан масштабный план по постепенному реформированию пенсионной системы сроком до 2025 года.

Каковы же основные этапы реформирования системы? Какие важные изменения произошли в начале 2015 года? Какие изменения осуществились в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Основные этапы реформирования

В 1990-х - начале 2000 годов был принят ряд законов, направленных на формирование системы обязательного пенсионного страхования. Становление современной российской системы пенсионного страхования имело несколько серьезных этапов:

  • Первый этап начался с принятием закона «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990. Суть его заключалась во введении обязательного страхования наемных работников. Целью являлось создание пенсионных фондов, гарантирующих выплату пенсий гражданам за счет отчислений, удерживаемых из заработной платы трудоустроенных граждан. Тем самым подчеркивалась идея солидарности поколений, гарантирующая поддержку людям преклонного возраста со стороны молодежи. Отчисления были обязательными к уплате и не подлежали обсуждению. Все вопросы по определению норм и условий уплаты взносов регулировались государством. А размер дальнейших выплат пенсионерам назначался в зависимости от официального трудового стажа и отчислений в ПФ.
  • Вторым этапом стало принятие Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.1997 № 113-ФЗ. Связаны эти нововведения были с планомерным увеличением заработных плат, что дало возможность поднять и пенсии. Однако с этого времени пенсия назначалась в зависимости от индивидуального коэффициента пенсионера. Расчет проводился по формуле, в которой основными показателями были: размер зарплаты в процентах и общий стаж, а также среднемесячный заработок и среднемесячная зарплата по стране за тот же период, то есть для каждого пенсионера выплата имела уже индивидуальный характер.
  • Третий этап реформирования пенсионной системы современной России сопровождался внедрением следующих нормативно-правовых актов, как:
    • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ;
    • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ;
    • Федеральный закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ;
    • Федеральный закон «Об инвестировании в накопительную часть трудовой пенсии» от 24.07.2002 № 111-ФЗ.
  • Основная цель введения всех этих законопроектов - улучшение благосостояния граждан путем увеличения их пенсионных доходов. Программы предусматривали расширение пенсионных выплат с помощью накопительной части. Основанием для выплаты становился не трудовой стаж как ранее, а заработная плата и размер отчислений в ПФ. Следовательно, чем больше была официальная зарплата, и чем выше был процент по выплатам в фонд обязательного страхования, тем выше была и гарантированная пенсия в старости.
  • Четвертый важный этап состоялся в 2013 году, с выходом Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Этот закон позволил осуществлять страховые пенсионные выплаты всем гражданам, которые были застрахованы согласно закону 2001 года, независимо от выплат накопительной пенсии. Данные выплаты были предназначены гражданам, имеющим проблемы со здоровьем, потерявшим трудоспособность, лишившимся трудоспособного члена семьи.

Этап пенсионной реформы 2015 года

Начиная с 1992 года демографическая ситуация в стране начала меняться в худшую сторону, что привело к реальному снижению количества трудоспособного населения. В этих условиях государству приходилось за счет бюджета проводить дополнительные отчисления в ПФ для полного удовлетворения нужд по покрытию пенсионных выплат. Чтобы решить проблему с нехваткой денежных средств, государством была запланирована долгосрочная пенсионная реформа.

Главным нововведением стало появление страховой пенсии и страхового стажа, позволяющего гражданам рассчитывать на минимальные обязательные выплаты при наступлении наступлении пенсионного возраста. Однако вместе с этим, для получения своей заслуженной пенсии у граждан появилась необходимость отработать определенный срок, который стал устанавливаться государством.

Еще одним нововведением 2015 года стали пенсионные баллы, которые гражданин должен накапливать в процессе своей трудовой деятельности. Количество баллов стало прямо зависеть от величины отчислений в ПФ, осуществляемых работодателем.

Обратите внимание! Получение и накопление страховых баллов с 2015 г. стало возможно только при официальном трудоустройстве. Чем выше официальная заработная плата, тем больше баллов гражданин получит за каждый календарный год.

Сторонники новой системы расчета пенсий считали ее довольно эффективной для каждого гражданина, который заботится о своем будущем благосостоянии. Однако среди экспертов и законодателей были и противники нововведений, которые указывали на их значительные недостатки:

  • постепенное повышение обязательного страхового стажа - если до 2015 года он составлял 5 лет минимум, то к 2024 году стаж должен достигнуть минимум 15 лет;
  • планомерное увеличение количество пенсионных баллов, гарантирующих назначение пенсии в будущем - в 2015 году этот показатель находился в пределах 6,6, но к 2025 году он должен составить 30 баллов.

Такие изменения должны были стимулировать граждан более ответственно подходить к выбору работы, поскольку только при официальном трудоустройстве можно заработать необходимый стаж и баллы.

Особенности пенсионного реформирования в 2017 году

В конце 2016 - начале 2017 гг. неоднократно выдвигались инициативы о повышении пенсионного возраста гражданам России, некоторые из которых были приняты Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23.05.2016 № 143-ФЗ. Первыми эти изменения почувствовали на себе работники госслужб, пенсионный возраст которых в 2017 году был повышен на 6 месяцев и составил 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. Это плановое повышение должно стать поэтапным и к 2032 году и 2026 году достигнуть 65 лет для мужчины и 63 лет для женщины соответственно.

Еще одним обязательным изменением стало увеличение взносов в ПФ для самозанятого населения. Следовательно, если гражданин ведет предпринимательскую деятельность, он должен вовремя получить информацию о размере обязательного взноса, исчисляемого из его официального дохода. Кроме того, с 2017 года функции администрирования страховых взносов были переданы Федеральной налоговой службе, при этом за Пенсионным фондом остались обязательства по администрированию взносов, осуществленных до 2017 года, а также добровольных взносов на страховую и накопительную пенсию.

Также увеличился размер фиксированной выплаты благодаря индексации 1 февраля (5,4%) и 1 апреля (0,38%), что повлекло за собой повышение минимальной пенсии. Это гарантированное повышение было назначено в автоматическом режиме, без соответствующего заявления граждан. На 2,6 % увеличились и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

По словам министра труда и социальной защиты населения Максима Топилина, в 2017 году больше не будет происходить серьезных изменений в пенсионной системе. Политика реформирования будет проводиться очень плавно, и для граждан предпенсионного возраста не станет критичной.

Заключение

Реформирование пенсионной системы России в условиях рыночной экономики было практически неизбежно. В связи с этим законодателями был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих новую систему расчета пенсий. В 2017 году начался этап постепенного повышения пенсионного возраста граждан, но пока это коснулось лишь работников государственных служб.

В этой статье я хочу сделать обзор важных изменений, которые влечет за собой пенсионная реформа в Украине 2017 года , закон о которой уже принят, подписан президентом и вступит в силу с 2018 года. Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что изменится в пенсионной системе страны, каким будет возраст выхода на пенсию, как будет рассчитываться пенсия и многие другие важные моменты. Ну а хорошо это или плохо конкретно для вас – сможете сделать выводы сами. Итак, начнем.

Закон о пенсионной реформе в Украине был принят Верховной Радой 3 октября 2017 года и подписан президентом 7 октября. Это закон №6614 от 22.06.2017 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий”, который частично вступил в силу задним числом – с 1 октября 2017 года (с этого числа будет произведено повышение пенсий), а в полной мере вступит в действие с 1 января 2018 года.

Пенсионная реформа в Украине – одно из требований – крупнейшего кредитора страны. Далее предлагаю вашему вниманию обзор основных нововведений принятой пенсионной реформы.

Повышение пенсий в Украине с 1 октября 2017 года.

С 1 октября 2017 года в Украине повысят пенсии для большинства нынешних пенсионеров, в законе для этого придумали специальный термин – “осовременивание”. А именно:

  • Минимальная пенсия для граждан, у которых недостаточно страхового стажа (что это такое – об этом далее) вырастет с 949 до 1373 гривен (на 424 грн или на 45%);
  • Минимальная пенсия для граждан, у которых достаточно страхового стажа, вырастет с 1312 до 1452 гривен (на 140 грн или на 11%);
  • Среднее повышение пенсии украинских граждан с 1 октября 2017 года составит около 700 гривен;
  • При этом примерно на 200 гривен вырастет пенсия 1,3 млн. пенсионеров, на 200-500 гривен получат больше 1,2 млн. пенсионеров, на 500-1000 гривен – 2 млн. пенсионеров, и более чем на 1000 гривен – 1,1 млн. пенсионеров;
  • В целом, будет пересчитана пенсия примерно 9 млн. пенсионеров.

Пересчет пенсий будет производиться автоматически, они будут рассчитаны и выплачены уже в новом объеме, как обещают в правительстве, на протяжении 2-3 недель. При этом, тем пенсионерам, которым уже произведена выплата пенсии за октябрь по старому расчету, будет произведен перерасчет и доплата.

В целом, как правило, чем больше лет назад человек вышел на пенсию, тем большую прибавку к пенсии он сейчас получит после осуществления пересчета.

Какой будет пенсия после пенсионной реформы в Украине?

Главных критериев, от которых будет зависеть новый размер пенсии два: страховой стаж и получаемая заработная плата. До пенсионной реформы 2017 года был еще третий учитываемый показатель – средняя зарплата в Украине, но теперь от его использования решили отказаться, и при перерасчете пенсий будет использоваться единый для всех размер средней зарплаты 3674,40 грн (из расчета за последние 3 года: 2014-2016).

Также при перерасчете учтен размер прожиточного минимума, установленного на декабрь 2017 года, равный 1452 грн – именно такой размер минимальной пенсии получат граждане, отработавшие положенный страховой стаж. Ранее минимальная пенсия была ниже уровня прожиточного минимума, что было несправедливо.

Также ранее возникала ситуация, при которой люди, отработавший одинаковый стаж в одной и той же отрасли, но вышедшие на пенсию в разные годы, получали существенно разную пенсию, теперь проведенная пенсионная реформа исключает этот вариант.

Пенсионная реформа отменяет снижение пенсии на 15% для работающих пенсионеров, практиковавшееся до настоящего времени, теперь работающие будут получать такую же пенсию, как и неработающие.

При этом с их заработных плат будут производиться все полагающиеся отчисления в виде налогов и сборов, в том числе и в Пенсионный фонд.

Также отменяется снижение пенсии женщинам, воспользовавшимся правом досрочного выхода на пенсию в 55 лет. Когда их возраст превысит пенсионный на количество месяцев досрочного выхода на пенсию, им будут производиться выплаты в 100% объеме.

А вот пенсии жителям горной местности будут увеличены на 20%.

Формула расчета пенсии в Украине.

Пенсионная реформа в Украине 2017 года устанавливает следующую формулу расчета пенсии.

РАЗМЕР ПЕНСИИ = СЗ * ИКЗ * КС
  • СЗ – Размер средней зарплаты (на данный момент он для всех одинаковый, и составляет 3674,40 грн, далее будет меняться);
  • ИКЗ – Индивидуальный коэффициент зарплаты (определяется как соотношение получаемой зарплаты к средней зарплате);
  • КС – Коэффициент страхового стажа (определяется как количество лет страхового стажа, умноженное на размер оценки одного года страхового стажа).

Ранее коэффициент страхового стажа принимали равным 1,35, но теперь он будет равен 1, зато пенсии теперь будут ежегодно индексироваться.

Индексация пенсий в Украине.

Пенсионная реформа в Украине вводит норму автоматической ежегодной индексации пенсий, которая начнет производиться с 2019 года с целью защиты пенсионеров от .

Законом установлена следующая норма: размер индексации будет определяться возможностями Пенсионного фонда, но он не может быть менее 50% роста средней зарплаты за 3 года и менее 50% роста индекса потребительских цен (это и есть уровень инфляции).

Пенсионный возраст в Украине. Страховой стаж.

Реформа 2017 года напрямую не предусматривает повышения пенсионного возраста, но предусматривает повышение требований к страховому стажу.

Страховой стаж – это время работы гражданина, в течение которого с его доходов производились удержания в пенсионный фонд в размере не ниже минимального страхового взноса. Страховой стаж – это не то же самое, что трудовой стаж, и чаще всего он меньше трудового.

Помимо непосредственно трудовой деятельности, в страховой стаж входят:

  • Период прохождения воинской службы;
  • Период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;
  • Период прохождения профподготовки, переподготовки, повышения квалификации с отрывом от производства, без сохранения зарплаты и с выплатой стипендии;
  • Период получения пособий по уходу за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы или престарелым, нуждающимся в уходе по заключению медучреждения, либо достигшим 80-летнего возраста;
  • Период оплаты добровольных страховых взносов в Пенсионный фонд на основании договора о добровольном участии.

На текущий момент необходимый минимальный страховой стаж для получения пенсии составляет 15 лет. С момента вступления в силу пенсионной реформы он начнет постепенно расти, и пенсионеры, имеющие разный стаж, будут выходить на пенсию в разном возрасте: 60, 63 или 65 лет.

Чем младше на сегодняшний день человек, тем больший страховой стаж ему потребуется для выхода на пенсию.

Вот некоторые нормы закона:

  • С 2018 года для выхода на пенсию в 60 лет потребуется страховой стаж не менее 25 лет, те, у кого страховой стаж от 15 до 25 лет, смогут получать пенсию только с 63 лет, менее 15 лет – с 65 лет;
  • С 2028 года минимальный страховой стаж для выхода на пенсию будет составлять 35 лет;
  • С 2028 года граждане, наработавшие страховой стаж 40 лет, получают право выхода на пенсию в любом возрасте (даже менее 60 лет).

При этом пенсионная реформа 2017 года вводит возможность докупить себе страховой стаж, то есть, заплатить определенную сумму страховых взносов единоразово, чтобы выйти на пенсию раньше.

1 год страхового стажа на текущий момент стоит около 16,9 тыс. гривен, 5 лет – 84,48 тыс. гривен. Купить более 5 лет страхового стажа невозможно.

Насколько выгодна такая “сделка” – необходимо просчитывать в каждом случае индивидуально.

Досрочный выход на пенсию.

Пенсионная реформа в Украине 2017 года оставляет право досрочного выхода на пенсию для некоторых категорий граждан:

  • Военнослужащих – участников боевых действий (выход на пенсию в 55 лет);
  • Матерей, воспитывающих 5 и более детей или инвалидов с детства (выход на пенсию в 50 лет);
  • Артистов при наличии трудового стажа 20-35 лет;
  • Журналистов, получивших ранения, контузии, увечья в “горячих точках” при занятии профессиональной деятельностью;
  • Ликвидаторов чернобыльской аварии;
  • Лилипутов и карликов.

Временная государственная социальная помощь.

В 2018-2020 годах неработающие лица, достигшие пенсионного возраста, имеющие страховой стаж не менее 15 лет, но не получившие права на получение пенсии, будут получать временную государственную социальную помощь в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Пенсионная реформа отменяет спецпенсии.

Пенсионная реформа в Украине 2017 года отменяет большую часть специальных (повышенных) пенсий. Теперь их не будут получать судьи, депутаты, государственные служащие, прокуроры, дипломаты, научные работники.

Исключение здесь составляют военнослужащие и работники силовых структур – для них спецпенсии будут сохранены, но тоже произойдет их “осовременивание”. Как именно это будет происходить – пока неизвестно, по этому поводу должны быть приняты дополнительные законодательные акты:

  • До 1 ноября 2017 года должен быть подготовлен законопроект об осовременивании пенсий военнослужащим;
  • После принятия этого закона в течение полугода должны быть подготовлены законопроекты о введении профессиональной пенсионной системы для отдельных категорий профессий и о порядке получения пенсий, которые граждане не смогли получить, находясь на временно неподконтрольных Украине территориях.

Накопительная пенсионная система.

Пенсионная реформа в Украине предусматривает введение с 2019 года второго уровня пенсионной системы – накопительной пенсии, который будет сосуществовать одновременно с солидарной системой. Согласно этой норме, каждый гражданин будет производить отчисления на специальный личный накопительный счет, с которого впоследствии будет получать дополнительные пенсионные выплаты. Ответственность за сохранность средств на этих счетах возлагается на государство.

Как узнать свой страховой стаж и размер пенсии?

Чтобы узнать свой страховой стаж, размер пенсии и другие, касающиеся этого, персональные данные, можно получить доступ в личный кабинет на сайте Пенсионного Фонда Украины. Для этого потребуется написать письменное заявление в ПФУ, после обработки которого вам выдадут специальный код для создания личного кабинета.

В личном кабинете ПФУ вы сможете увидеть свой страховой стаж и все свои взносы в фонд, начиная с 2000 года.

Пенсионная реформа в Украине – 2017: плюсы и минусы.

В заключения хочу выделить основные плюсы и минусы, которые несет в себе пенсионная реформа.

Пенсионная реформа в Украине, плюсы:

  1. Проведение реформы, как планируется, позволит постепенно сокращать и в результате вообще упразднить дефицит бюджета пенсионного фонда, который сейчас очень велик (141,5 млрд. грн = около 5 млрд. долларов в 2017 году), и его приходится покрывать из государственного бюджета.
  2. Постепенное внедрение накопительной пенсионной системы наряду с солидарной – это уже отлично зарекомендовавшая себя и более справедливая мировая практика (чем больше человек внес – тем больше получит).
  3. Упрощение способа расчета и начисления пенсий. До пенсионной реформы это все производилось на основе более 25 законодательных актов и более сложных формул, теперь 1 закон и простые, понятные формулы расчета.
  4. Упразднено снижение пенсий работающим пенсионерам.
  5. Появилась возможность купить страховой стаж – у людей есть выбор.

Пенсионная реформа в Украине, минусы:

  1. Фактически пенсионный возраст будет постепенно повышаться, только неявным, скрытым способом.
  2. Некоторые периоды, которые ранее учитывались в страховой стаж, теперь не будут учтены (например, во многих случаях обучение в ВУЗе, нахождение в декретном отпуске и т.д.).
  3. Сниженный с 1,35 до 1 коэффициент стажа фактически на треть уменьшит размер рассчитываемой пенсии.
  4. Категории граждан, ранее получающие спецпенсии, перестанут их получать, например, те же государственные служащие.
  5. Внедренные принципы пенсионной системы, основанные на опыте развитых стран, могут плохо адаптироваться к условиям Украины. Например, взносы на накопительную пенсию могут сильно обесцениваться инфляцией и девальвацией.

Вот такие нововведения сулит пенсионная реформа в Украине 2017 года. Хорошо это или плохо – судите сами.

На мой взгляд, в принципе, рассчитывать на государственную пенсию бесперспективно: для того, чтобы достойно встретить старость, необходимо самостоятельно создавать себе альтернативные источники пассивного дохода. Самые доступные варианты таких источников я описывал в статье И в других статьях сайта очень много информации по этому поводу. Поэтому, я рекомендую не слишком переживать об изменениях, которые несет в себе пенсионная реформа, а переключать свое внимание на то, что зависит непосредственно от вас, на что вы сами в состоянии оказать влияние.

Спасибо вам за внимание, надеюсь, что теперь у вас сложилась определенная картина того, что представляет собой пенсионная реформа в Украине 2017 года. До новых встреч на страницах сайта!

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

С начала 2015 года в Госдуме Российской Федерации неоднократно рассматривались вопросы о внесении изменений в рамках пенсионного реформирования. На протяжении всего года вносились законопроекты, но ситуация так и дошла до определенного консенсуса.

Такая правительственная несогласованность вызвана целым рядом причин. Единство наблюдается только в одном: – мера необходимая, но открытым остается вопрос об изменениях в законодательстве относительно индексации и увеличении пенсий, изменения пенсионного возраста.

По мнению экспертов, главной причиной, по которой пенсионная реформа так и не принята до сих пор, являются приближающиеся правительственные выборы. Ни президент, ни образовавшиеся в Госдуме коалиции не готовы рисковать наиболее ценными голосами в стране – голосами пенсионеров. Ведь настроив эту категорию населения против себя, результат может быть весьма неожиданным. А это, соответственно, не на руку никому.

Страх перед социальным протестом общества, нестабильность экономической ситуации в стране, непрерывные поиски путей решения в сокращении госбюджета – все это не позволяет принять и ввести в действие целый ряд вопросов, касающихся пенсионных реформ на 2016 – 2017 годы.

Планируемые нововведения в рамках пенсионной реформы

Приоритетными вопросами в правительственном аппарате являются:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Плановая индексация пенсионных выплат.

Как первый, так и второй вопрос вызывает бурю протестов не только у населения, но и у отдельных парламентариев, отстаивающих интересы народа, и одновременно делающих заявления, которые, несомненно, являются частью предвыборной тактики. После проведенного в Кремле совещания Владимир Путин четко заявил, что в 2016 году повышение пенсионного возраста не вступит в силу. Но в дальнейшем эта мера, по словам президента, все же потребуется.

С одной стороны политики ищут все возможные пути для сокращения госбюджета, с другой – затрагивают те категории населения, которые и так нуждаются в дополнительной социальной защите. Внесение изменений в проект « », индексация пенсий и зарплат госслужащих, военных – это далеко не последние нововведения, рассматриваемые при планировании распределения бюджетных средств на период 2016 – 2017 гг.

Увеличение пенсионного возраста 2017

Состоянием на 2015 год в России действует закон, согласно которому на пенсию могут рассчитывать лица, достигшие 55 лет для женщин и соответственно 60 лет для мужчин. Действуют также условия по насчитанному стажу работы. В этом случае рассчитываются пенсионные коэффициенты, размер которых исчисляется из минимального количества лет, проработанных по трудовой книге.

Так, в 2015 году минимальный коэффициент, позволяющий выход на пенсию с дальнейшей выплатой госсодержания, составляет 6.6, что соответствует 6 годам работы по официальному трудоустройству. Соответственно на 2016 год коэффициент уже увеличен до 9 баллов (7 лет), в 2017 – 11.4 (8 лет). Важно отметить, что эти показатели едины и для мужчин, и для женщин. В том случае, если стажа совсем нет, согласно законодательству РФ такой человек может рассчитывать исключительно на получение предельного минимума. Это так называемая социальная пенсия, которая предусмотрена для всех лиц, достигших 60 и 65 летнего возраста (показатели соответственно для женщин и мужчин).

Сейчас речь идет о целесообразности повышения пенсионного возраста на 1 и 2 год а. Отдельные политики считают, что в связи с социально-демографическими факторами уместным будет увеличение этого показателя сразу на 5 лет для всех категорий населения. В любом случае ни один законопроект не принят единогласно ни Госдумой, ни Кремлем.

Более того, данное направление пенсионной реформы не будет развито в 2016 году, что касается 2017 года, вопрос пока остается открытым. Известны только предварительные подсчеты, согласно которым экономия госбюджета при условии увеличения пенсионного возраста составит более 150 миллиардов рублей в год.

Индексация пенсионных взносов

Необходимость индексации пенсий в России на уровень инфляции является важнейшим шагом, открывающим путь к сокращению бюджетных расходов на 2016 год. Эксперты уже в конце 2015 года предрекают рост инфляции в России на 12%. Именно настолько же, по мнению чиновников, необходимо увеличить индексацию пенсий. Внедрить данную идею хотят уже с февраля 2016 года, а эта цифра может только увеличиться.

Алексей Кудрин, ранее занимающий должность министра финансов, заявил, что такие манипуляции повлекут за собой дополнительные расходы, которые, по его мнению, могут достичь отметки 650 миллиардов рублей. Соответственно выделить такие средства финансовое ведомство вряд ли сможет.

Именно поэтому, как следствие данных расчетом, вместо 12%-ной индексации предлагается ввести 4%-ную , компенсировав это повышением пенсионного возраста.

Соответствующий законопроект на рассмотрение Госдумы внес Антон Дроздов. Председатель правления ПФ предложил размер индексации на 2016 год в размере 5.5%, на 2017 – 5.2%. Кроме того, он предложил сохранить размер пенсионных взносов, который в 2015 году составил 22%. Стоит также отметить, что при раскройке госбюджета 2016 учитывались изменения в стране. В частности в бюджете заложены средства для выплаты пенсионных пособий лицам, официально проживающим на территории Крыма.

Мнение политиков о реформе

Решение президента РФ о непринятии закона об увеличении пенсионного возраста поддержали многие политики. В частности Алексей Улюкаев, занимающий должность министра экономической политики, заявил, что такая мера является правильной, но с ней нужно повременить по крайней мере до конца 2016 года.

Существуют также и те, кто активно выступает за внедрение данной реформы. Так, Министерство Финансов РФ рассматривает необходимость повышения пенсионного возраста в качестве одной из наиболее эффективных мер экономии государственного бюджета. Его глава Антон Силуанов заявил, что вопрос требует немедленного разрешения.

Принятие проекта Пенсионного фонда на 2015 – 2017 гг.

В октябре 2015 года Госдумой все же было достигнуто единство в вопросе принятия проекта Пенсионного фонда на 2015 – 2017 годы. В рамках данного проекта было установлено размер пенсионного обеспечения, который к началу 2017 года должен составить 14000 рублей.

По расчетам аналитиков доходы ПФР должны в 2016 году составлять 7.8 триллиона рублей, а в 2017 эта цифра должна достигнуть 8.2 триллионов рублей. Накопительная часть пенсий как и в 2015 году формироваться не будет. Старые же накопления все останутся в НПФ. Небольшое увеличение размера пенсий также предусмотрено в законе. Так в 2016 году пенсия будет увеличена на 837 рублей, а социальная пенсия – на 900 рублей. При этом размер пенсионного содержания для лиц не имеющих требуемого стажа работы составит 8479 рублей, для всех остальных – 12882 рублей.

Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.

  • Новые правила, введенные с января 2015 года, основываются на влиянии заработной платы и продолжительности страхового стажа на .
  • Кроме того, более по желанию гражданина также повлияет на размер его будущей выплаты в сторону увеличения.

Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный .

Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.

Суть проводимой реформы в 2015 году

С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:

  • фиксированной выплатой;
  • страховой пенсией;
  • накопительной пенсией.

Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах , а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при .

Важным новшеством стала и возможность : формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.

Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.

Формирование страховой и накопительной пенсии

Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты , из которых 6% - солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.

Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам :

  • только на страховую выплату (16%);
  • на страховую и накопительную (10% и 6%).

Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.

Гражданам старше 1966 года рождения устанавливается . Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.

До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:

  • разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
  • новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
  • новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
  • введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;

Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» .

Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений , что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:

  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» ;
  • № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» .

Расчет пенсий по новому закону

Введенный в нашей стране с 2015 года пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:

  • остался неизменным в 60 лет для и в 55 лет для ;
  • чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
  • продолжительность составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
  • каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.

Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:

СП = ФВ + ИПК х СПК,

  • СП - сумма страховой пенсии;
  • ФВ - размер фиксированной суммы;
  • ИПК - сумма накопленных баллов;
  • СПК - стоимость одного коэффициента.

ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.

Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды , такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.

Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года , будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.

Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет .

Пенсионная реформа в 2018 году в России

В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения :

  • был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
  • с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
  • продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.

Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. - это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.

Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?

Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.

Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства , но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
  • Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.

Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году .

Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.

По новым правилам с января 2017 года следует:

  • повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
  • повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена - до 70 лет, для остальных - до 65 лет;
  • увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.

Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года .

Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан . Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.

С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют , своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.

Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.

Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии

В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.

Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.

Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году , при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.

«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений . Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх