Проект (подготовительная группа) на тему: проект "Моя малая Родина". Методическая разработка проекта на тему «Моя малая Родина» для дошкольной разновозрастной группы
МОЯ
МАЛАЯ
РОДИНА
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img1.jpg)
- Задачи:
- Формирование представлений о посёлке Дубровка на основе ознакомления с ближайшим окружением.
- Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, посёлку.
- Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем посёлке.
- Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой своей малой Родины.
- Формирование любви к месту, где родился и живёшь.
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img2.jpg)
МОЯ – потому что здесь моя семья, мой дом, мои друзья, моя улица, мой детский сад…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img3.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img4.jpg)
Шумят повсюду поезда, и едут люди кто куда
Со всех сторон, со всех концов!
Кто ждет прибытия поездов – того мы приглашаем в зал, что называется ВОКЗАЛ.
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img5.jpg)
«С каждым годом ты красивей, молодеешь вся!
Уголок большой России – Дубровка моя!»
(А. Шайдуко)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img6.jpg)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img7.jpg)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img8.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img9.jpg)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img10.jpg)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img11.jpg)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img12.jpg)
В библиотеке для ребят на полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай, но книгу ты не обижай!
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img13.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img14.jpg)
Здесь можно опустить письмо, отправить телеграмму,
По телефону позвонить в командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт, послать посылку срочно.
Всем передать большой привет, ведь это здание ПОЧТА!
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img15.jpg)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img16.jpg)
Люди в белом не скучают, не сидят без дела: курс леченья назначают эти люди в белом.
Если кто-то заболел - все идут лечиться В Дубровскую районную БОЛЬНИЦУ!
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img17.jpg)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img18.jpg)
Яркие таланты, звёздные натуры
Зажигает наш Дубровский Дом культуры!
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img19.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img20.jpg)
Много праздников на свете, всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети вместе их встречать!
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img21.jpg)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img22.jpg)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img23.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img24.jpg)
Если холодильник пуст, кушать если нечего,нет ни хлеба, ни капусты, масла нет и гречки…
Ты сюда входи скорей и бери корзину, покупай что повкуснее в нашем МАГАЗИНЕ!
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img25.jpg)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img26.jpg)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img27.jpg)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img28.jpg)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img29.jpg)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img30.jpg)
«Дубровский вальс»
(В. Моисеенков, А. Шайдуко)
1 Ты постоянно мне дорог, в сердце навеки со мной,
Скромный, рабочий посёлок над голубою Десной.
Знал ты невзгоды и беды, с вражьей сражался ордой…
Солнце великой победы снова взошло над тобой!
ПРИПЕВ: С каждым годом ты красивей, молодеешь вся –
Уголок большой России – Дубровка моя!
2 Всё мне до боли знакомо здесь на просторах твоих:
Скромные липки у дома, шелест берёзок родных…
Здесь беззаботное детство сказкой волшебной прошло,
Здесь моё юное сердце в жизни дорогу нашло!
ПРИПЕВ: тот же.
3 В нашем посёлке немало трудится разных людей,
Чтобы богаче ты стала, стала ещё красивей!
Вижу, ты строишься шире – улицы, скверы растут.
С думой о счастье и мире все дубровчане живут!
ПРИПЕВ: тот же.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИМВОЛ НАШЕГО ПОСЁЛКА
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img31.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img32.jpg)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img33.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/02/s_5a4b82417736e/img34.jpg)
Гульназ Салахова
Проект «Моя малая Родина»
Актуальность темы :
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине , преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту , где родился человек . Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной , необходимо применить проектный метод . Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием ее целей; заинтересованностью родителей . Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.
Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта , станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности . Содержание проекта может варьироваться в зависимости от познавательного интереса дошкольников.
Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов . Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине .
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Содержание программы было решено расширить за счет использования парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохиной А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др. и разработать проект «Моя малая Родина » для детей подготовительной группы, чтобы обеспечить региональный компонент по данному разделу.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Тема проекта : «Моя малая Родина » .
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители , воспитатель - Салахова Гульназ Мингазиевна; старший воспитатель – Чаплыгина Жанна Леонидовна; инструктор по физической культуре – Нестеренкова Оксана Анатольевна; музыкальный руководитель – Старкова Наталья Николаевна.
Вид проекта : краткосрочный, групповой, творчески-поисковый. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Цель проекта :
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности семье, родному дому и городу, воспитание гражданина и патриота своей страны;
Воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
Воспитание чувства гордости, чувства ответственности за судьбу посёлка, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Задачи проекта
Для детей :
Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, поселку Некрасовский и городу Дмитрову;
Формировать представление о поселке Некрасовский Дмитровского района, как часть России : истории, символике, достопримечательностях, традициях, труде и быте горожан;
Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями, культурой и др. ;
Подвести детей к пониманию, что наш Дмитровский район и поселок Некрасовский является частицей большой Родиной – России ; познакомить детей с символикой Дмитровского района и поселка Некрасовский : гербом, флагом, гимном;
Для родителей :
Привлечь родителей к участию в реализации проекта (через создание библиотеки, макета «Мой городок» , стенгазеты «Где мы любим отдыхать!» , через создание тематических альбомов с фотографиями «Дмитровский край» и «Мой городок» ; участие в акции «Синичкин день» и физкультурном досуге «Наша Родина – Россия » ;
Поддерживать интерес, чувство гордости, любви и уважения у дошкольников к своей «малой Родины » .
Прогнозируемые результаты проекта
Для детей :
Повышение качества уровня знаний во время организованной образовательной деятельности;
Развитие положительной динамики в развитии интереса к социальному окружающему миру;
Активизация познавательной деятельности в жизни детей;
Проявление творческого, патриотического самовыражения;
Расширение знаний детей и родителей о родном городе и крае, их обычаях и
культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Для родителей :
Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
Улучшение работы по взаимодействию с родителями , активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Дети должны знать и называть :
Герб, флаг, гимн России, столицу;
Герб, флаг, гимн Дмитровского района и поселка;
Дети знают название посёлка, имеют сведения о его возникновении, проявляют интерес к его истории, его традициям;
Называют некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан;
Называют некоторые достопримечательности родного города/поселения;
Знают, что в посёлке проживают люди других национальностей, имеют представление о их быте и традициях;
Проявляют познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищут способы определения свойств незнакомых предметов;
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Определение участников проекта , их роль в достижении предполагаемых результатов;
2. Диагностический, исследовательский характер (наблюдение, беседы) .
3. Изучение материалов по родному краю, поселку.
4. Сбор и систематизация информации :
Географическая карта Дмитровского района, пос. Некрасовский;
Символика города;
Предметные и сюжетные картинки, флорой и фауной края,
Предметы быта народов;
Дидактические, подвижные игры;
Загадок, пословиц, занимательных упражнений;
Фотоальбомы.
5. Подбор и планирование материала, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и его соответствие данного материала комплексно-тематическому планированию.
6. Составление перспективного плана работы по реализации проекта .
7. Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.
8. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы, исследование изменений интеллектуальных и личностных качеств детей, путем наблюдений за ребенком и бесед.
10. Публичный отчет о результатах реализации проекта на педсовете ДОУ .
Приложение №1
Перспективного плана работы по реализации проекта .
Направления
Работа с детьми - Беседы (приложение№2) :
«История города» . Цель : уточнить и расширить знания о родном городе. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Дмитрова. Формировать уважение и любовь к Родине , к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
«Улицы моего города» . Цель : познакомить детей с определением «Малая родина – мой дом , двор, улица. Рассказать об истории главной улицы города. Дать представления об улицах нашего города, и о том, что они имеют названия.
«Путешествие по родному поселку Некрасовской» . Цель : Закрепить и обогатить знания детей о родном селе, его достопримечательных местах. Воспитывать любовь к родному селу. Развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, грамматически правильную речь.
«Моя малая Родина » . Цель : воспитывать любовь к родному краю, вызвать у детей чувство гордости за свой посёлок; познакомить детей с достопримечательностями поселка, закрепить с детьми адрес, учить называть свою улицу и номер дома; обогащать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (приложение №3) :
Рассказ М. Пришвина “Моя Родина” . Цель : уточнить и расширить знания учащихся о Родине ; прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Рассказ Н. Носова «Фантазеры» . Цель : развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Учить анализировать текст произведения. Прививать детям доброту, честность, трудолюбие. Развивать у детей чувство юмора, творческое воображение.
Рассказ К. Ушинского «Наше отечество» . Цель : развивать у детей интерес к чтению художественной литературы; уточнить и расширить знания учащихся о Родине ; прививать любовь к природе; развивать патриотизм.
Заучивание стихотворений о родном городе, Родине .
Заучивание пословиц, поговорок, загадок на тему : «Моя малая Родина » .
Организованная образовательная деятельность детей (приложение №4) :
Аппликация : «Строим дом многоэтажный» . Цель : познакомить детей со способом модульной аппликации; формировать умение планировать свою работу и осуществлять замысел; развивать чувство композиции.
Рисования : «Гжельская посуда» (Роспись гуашью) . Цель : продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительных орнаментов. Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.
«Наша – планета Земля» . Цель : углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
Лепка : «Строительство дома» . Цель : формировать у детей умение лепить дом из столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой; закреплять умение пользоваться стекой; развивать воображение и творчество про создании поделки; продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения.
Конструирование : «Дома на нашей улице» . Цель : учить передавать образ улицы на которой живёт ребёнок; уточнять представления о величине предметов : высокий, низкий, большой, маленький; упражнять в приёмах вырезания по прямой и по косой; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.
ООД : «Моя малая Родина » . Цель : продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – поселке Некрасовской. Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место , где родился , где прошло детство; продолжать знакомить с поселком Некрасовским; продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация) ; продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Коммуникация «Мой город - моя малая Родина » . Цель : развитие речи, обучение составлению рассказов; раскрытие понятия «город» ; знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний о памятных местах поселка; определение отличительных черт посёлка и города; воспитание любви к родному посёлку; знакомство с
устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине , родной земле.
Сценарий физкультурный досуг (приложение №8)
«Наша Родина – Россия !» . Цель : закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России : флаг, гимн, герб; воспитывать патриотические чувства любви к своей Родине – России , к родному городу, создать положительное эмоциональное настроение у детей; совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении основных видов движений.
- Игровая деятельность :
Дидактические игры :
«Узнай и назови герб» . Цель : закреплять знания детей о гербе, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов.
«Что такое хорошо, что такое плохо» . Цель : развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо.
«Знаешь ли ты свой город?» . Цель : закреплять знания детей о своем родном городе, умение называть и показывать достопримечательности города.
«Назови ласково» . Цель : закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.
Сюжетно – ролевые игры : «Дом, семья» . Цель : совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
«Детский сад» . Цель : расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
«Школа» . Цель : расширять знания детей о школе. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
«Магазин» . Цель : вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
Работа с родителями - Беседы с родителями с целью выявления отношения к родному городу.
Помощь в создании библиотеки (подборка книг, картинок о г. Дмитрове, о городке) .
- Оформление стенгазеты : «Где мы любим отдыхать!» (приложение №14) ;
Фотоотчет физкультурного досуга «Наша Родина – Россия !» (приложение №7) ;
-Создание фотоальбомов : «Мой городок» (приложение №11, «Дмитровский край» (приложение №12) ;
Организация и проведение фотосъемок.
- Консультации : Мой город - моя малая Родина .
- Участие в акции : «Синичкин день» (приложение №13) ;
Помощь в создании макета «Мой городок» (приложение №5) ;
Выставка детского творчества (приложение №6) ;
Презентация «Дмитровский край, в котором я живу» (приложение №9) ;
Презентация «Где мы любим отдыхать!» (приложение №10) .
в течении
учебного года
Сотрудничество с социумом 1. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию на месяц.
2. Организация выездных занятий в ИУМЦ г. Дмитрова (в течение учебного года) .
3. Проведение тематических, познавательных игр-занятий.
4. Организация просмотра тематических видеофильмов.
5. Проведение тематических, познавательных игр-занятий сотрудниками МАДОУ.
6. Консультационный материал для педагогов.
в течение учебного года
Методическое сопровождение - организация предметно-развивающей среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников : макет городка, картинки о г. Дмитрове;
Подборка и создание картотеки дидактических игр по теме : «Моя малая Родина » ;
Подборка художественной литературы по тематическим блокам : «Моя малая Родина » ;
Конспекты ООД, бесед.
Сценарии праздников, досугов и развлечений.
Консультационный материал для родителей
в течении
реализации проекта
Вывод :
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины , традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Продолжительность проекта - краткосрочный
Тип проекта - информационно-творческий.
Участники проекта - дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Возраст детей - 6-7 лет
Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села-это прежде всего его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного села Истье, его культура, улицы, известные люди, которыми гордятся жители села.Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Цель проекта:
Познакомить детей с родным селом его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистым и красивым.
Задачи проекта:
Для детей:
— Расширять представления детей о малой Родине - село Истье.
— Формировать интерес к истории возникновения села, и его достопримечательностям.
— Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников села.
Для педагогов:
— Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.
Для родителей:
— Привлечение к участию в воспитательно- образовательной деятельности с дошкольниками.
Форма проведения итогового мероприятия проекта -
Викторина, презентация.
Название итогового мероприятия проекта -
Презентация «Моя малая Родина», Викторина «Моя малая Родина - село Истье».
Продукты проекта:
Для детей:
Коллективные творческие работы
Для педагогов:
— Фотоальбом «Мое село».
— Ширма «Люби и знай родной свой край».
— Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»
— Консультация , анкета, беседа.
Для родителей:
Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».
Ожидаемые результаты по проекту:
для педагогов:
Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
для детей:
Дети могут знать и называть место проживания: некоторые предприятия родного села и их значимость, достопримечательности;
Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
Дети могут проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
для родителей:
Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
Повышение статуса семейного воспитания.
II. Краткое содержание проекта «Моя малая Родина».
Этапы проекта | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с семьей |
Подготовительный Ознакомление педагога с методическими материалами по теме. Подбор и планирование материала, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Соответствие данного материала комплексно- тематическому планированию. | Модель трёх вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы узнаем? | |
Продуктивный (непосредственная деятельность по проекту) | Рассматривание фотографий и беседа НОД «Дом в котором я живу» Рисование по теме Беседа об исторических названиях улиц. Составление творческих рассказов «Моя улица», Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам. Экскурсии: Краеведческий музей: Прошлое и настоящее села Истье | Консультации Памятка для родителей |
Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия - подведение итогов) | Презентация «Моя малая родина» |
Перспективный план работы с детьми к проекту «Моя малая Родина»
Работа с детьми | Работа с родителями |
|
Сентябрь 1-я неделя | Беседа с детьми о селе Истье: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы узнаем? Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам. Сюжетно ролевая игра «Экскурсия по селу» | Анкетадляродителей по проблемам патриотического воспитания дошкольника Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства» Знакомим родителей с историей села. |
2-я неделя | Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее села Истье». НОД «Дом в котором я живу» Рассказ воспитателя об истории развития села. Рисование «Улица, на которой я живу», «Что мы видели в музее?». | |
3-я неделя | НОД Тема: «Край ты мой любимый». Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего села. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному краю. Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старое и новое село». Экскурсия к памятнику Акция «Памятник»- уборка мусора. Рисование «Мой любимый детский сад». Создание уголка «Моя малая Родина - село Истье». | Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ». Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада |
4-я неделя | Беседа «Праздник «Город кузнецов» ». Рисование «Город мастеров». Сюжетно-ролевая игра «Построим улицу». Дидактическая игра «Где находится памятник?» | Памятка для родителей «Как вырастить достойного человека». |
1-я неделя | Презентация к проекту «Моя малая Родина» Викторина «Моя малая Родина - село Истье» | Викторина «Моя малая Родина село Истье» (Совместно с родителями). Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас». |
Для успешного решения поставленных задач мы создали соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформили патриотический уголок. Подобрали наглядный материал о родном крае, его достопримечательностях.
Перспектива развития проекта
Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего села, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям села. Желание видеть свой город процветающим. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.
Начатую работу мы будем продолжать в течение всего года. В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина- Россия», «Моя планета»
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М. «Мозаика - Синтез», 2012г.
3.Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии», Метод проектов в ДОУ, изд.»Детство-Пресс», 2012г.
4.Битюкская Н.П. «Система педагогического проектирования», опыт работы, проекты; Волгоград, изд. «Учитель», 2012г.
5. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград, «Учитель»,2013г.
6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. «Мозаика-Синтез», 2008-2010г.г.
7. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду.М.»Мозаика- Синтез», 2010г.
8. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.
9. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.
10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
11. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.
12. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. - М., 2003.
13.Каратаев В.Т., Романенков Е.И., Федчук В.Н. По Петрову указу. Изд. «Узорочье» г. Рязань 1993г.
14.Левошин Н. Истье. // Приокская правда. - 1973. - 28 июля
15.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье.//Топонимич. словарь Ряз. обл. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
16.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье. // РЭ. - Рязань, 2002. -Т.3.- С. 252.
- С. 216
17.Кузнецов С. К. Русская историческая география. - М., 1910. - Вып. 1 (меря, мещера, мурома, весь). - С. 121
18.Измайлова Е. Река Истья. // Старожиловские просторы. (Старожилово). - 2003. - 21 марта.
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников
«Моя малая Родина»
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники старшей группы
Срок реализации : апрель-май 2015 г.
Тип проекта краткосрочный
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Паспорт педагогического проекта:
Тема: «Моя малая Родина»
Руководитель проекта : Плотникова Наталья Петровна – воспитатель старшей группы
Воспитатель I квалификационной категории.
Место проведения:
МКОУ Дивинская СОШ. (детский сад)
Особенности проекта:
По характеру продукта: познавательно-исследовательский
По количеству детей: групповой.
По продолжительности : краткосрочный (1 месяц)
По профилю знаний : межпредметный (все образовательные области)
Цель проекта : Познакомить детей с родным районом, посёлком и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с родным селом (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село, кто воевал за нашу Родину в годы ВОВ.
2. Учить детей ориентировке на улицах села, соблюдению правил безопасного передвижения по селу.
3. Расширить знания детей о флоре и фауне Болотнинского района. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
4. Воспитывать интерес и любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Планируемые результаты и продукты проекта:
1.Дети могут знать и называть место проживания: село, район, область, некоторые предприятия родного села и их значимость; символику села, достопримечательности; флору и фауну села.
2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад.
3. Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Результат деятельности детей: выставка рисунков, поделок, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной Войне, праздник, посвящённый этой дате.
Аннотация:
Мероприятия проводятся в непрерывнной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Этапы работы над проектом:
I этап «Подготовительный»
II этап «Основной»
III этап «Заключительный»
Актуальность темы : Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу.
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1.Создание предметно – развивающей среды в детском саду.
2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.
Основной этап работы:
Название мероприятий |
Тема |
Работа с детьми НОД |
Речевое развитие, познавательное развитие: Беседа «Моя Родина- Россия» Беседа «История возникновения посёлка Дивинка» Продуктивные виды деятельности: «Моя улица» - конструирование из строительного материала «Моя семья» - рисование «Мой детский сад» - рисование «Природа нашего края» - аппликация «Этот День Победы »- конструирование из бумаги Художественно-эстетическое развитие: (музыка) Прослушивание аудиозаписей: «Если с другом вышел в путь» «От улыбки» «Гимн России» «Поезжай за моря-океаны» |
Игры |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Дом», «Дочки-матери» Настольные игры: Лото «Народные промыслы», познавательная игра «Животный мир нашего края», развивающая игра «Жители планеты Земля», домино «Народные промыслы» Подвижные игры: «Поезд», «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты». Дидактические игры : «Герб города», «Назови улицы нашего села», «Флаг России», «Расскажи где ты живёшь» и другие. |
Знакомство с литературой |
Н. Носов «Заплатка», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер, Моя улица», «Моя бабушка» С. Капутикян, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина загадки, стихи, пословицы. |
Целевые прогулки, экскурсии |
«К русской берёзке», «К памятнику воинам павшим в ВОВ», «Школьный краеведческий музей» |
Работа с родителями |
Анкетирование родителей |
Любовь Храпатая
Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей дошкольной группы детского сада
Продолжительность: краткосрочный (15.09.2014 - 29.09.2014)
Тип проекта: информационно – творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность: В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу.
Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, а так же редких растениях.
Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
1. Формировать первичные представления о своей стране, о своем городе.
2. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн
3. Познакомить с историей родного города, его памятниках и архитектуре (современных и старинных творениях).
4. Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному городу, к родному дому;
5. Воспитывать интерес к посещению культурных объектов города.
6. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе.
7. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему городу.
8. Побудить желание узнать большее о родном городе.
9. Подвести к пониманию, что наш город требуется бережного отношения
к историческому наследию нашего города.
10. Пробуждать желания сделать для своего города Исилькуль, что-нибудь полезное.
11. Заучивание с детьми домашних адресов.
12. Формировать элементарные исследовательские навыки.
13. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.
Ход работы над проектом.
I этап: подготовительный
1. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике
2. Сбор иллюстративного материала
3. Разработка конспектов занятий
II этап: основной
Познавательное развитие
1. «Моя страна Россия»
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации
2. «Наш родной город – Исилькуль»
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей малой Родине.
3. Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем".
Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке.
4. «Чистый город» (экология)
Цель: Уточнение знаний детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека в поддержании ее.
Практика
Художественно эстетическое развитие
1. Рисование: «Дом в котором я живу»
Задачи: Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей родины. Продолжать рисовать несложные сюжеты. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей родины
«Природа родного края»,
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина, ель, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения
«Администрация г. Исилькуля»,
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с поставленными задачами познавательного развития. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомого здания, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.
2. Оригами «Деревья»
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Развивать уверенность в собственных силах.
Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий. Стимулировать развитие памяти, в том числе мышечной.
Знакомить на практике с основными геометрическими понятиями.
Учить концентрировать внимание.
Развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации.
3. Музыка прослушивание гимна Российской федерации, песен о родном городе
Цель: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе, родном городе.
Развитие интереса к истории России, родном городе;
Формирование уважения к символам государства;
Расширение кругозора учащихся о государственной символики России;
Развитие навыков исполнения гимна;
Воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства
Совместная деятельность родителей и детей:
1. Изготовление макета отдельных зданий г. Исилькуля.
Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.
Поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться;
Развивать поисковую деятельность детей, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
Дать детям возможность проявить свои дизайнерские и творческие способности;
Совершенствовать стиль партнерских отношений.
2. Благоустройство территории детского сада.
Цель: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организации экосистемы детского сада.
Уборка территории участка ДОУ.
Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.
1. Посещение музея,
Цель: Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеем
Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.
Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают (сначала при демонстрации иллюстраций, слайдов в детском саду, затем при общении с подлинниками в процессе экскурсии в музей); с музейными профессиями, с «не музейными» объектами.
Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.
2. Посещение библиотеки МБУ «Исилькульская центральная библиотечная система»
Цель: Познакомить детей с библиотекой и основными правилами пользования библиотекой, сформировать навык бережного отношения к книге.
Дать понятия: библиотека, читатель, библиотекарь, формуляр.
Рассказать порядок и правила пользования библиотекой.
Познакомить с правилами пользования книгой.
Развитие речи
1. Чтение художественной литературы
(Берстов «Мы едим по городу», Михалков «Улица нашего города», стихов о малой родине т. д.)
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
Развитие литературной речи;
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
2. Рассматривание знаменитого человека нашего города (В. С. Гребенников)
Цель – знакомство с знаменитым человеком нашего города.
Социально-коммуникативное развитие
1. Пальчиковая гимнастика:
Цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.
«Мы во двор пошли гулять»,
«Домик», «Дом»,
«Путешествие»,
2. Дидактические игры:
«Собери мозаику»,
Цель: развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом
«Гости Исилькуля?»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры
3. Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин»
Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
«Библиотека»
Цель: Повышать интерес и бережное отношение к книге; развивать речевое творчество в процессе игры, мелкую моторику; формировать у дошкольников культуру общения в библиотеке.
«Строительство нового дома»
Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.
III этап: заключительный.
Провели анализ и обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что Исилькуль очень красивый город. Также отметили, что существуют архитектурные здания, памятники, дворцы культуры
Дети сделали вывод, что город наш нужно содержать в чистоте и порядке для того чтобы гордились им не только мы, но и любовались приезжие гости из других городов.
Оформили выставку рисунков «Дом в котором я живу», «Природа родного края» и рисунка с элементами аппликации «Администрация г. Исилькуля», оригами «Деревья».
Результат работы:
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях, неповторимой природе края. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.
Повышение компетентности воспитателей по представленной теме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.