Программа переселения соотечественников — список регионов. Какие существуют в россии гранты для переселенцев из зоны ато на востоке украины

С началом военных действий на Донбассе в Украине появилась определенная категория людей - переселенцы или как их называют официально - внутренне-перемещенные лица. Поначалу ВПЛ было лишь названием, синонимом словосочетания «вынужденный переселенец», как бы прозрачно намекающим на социальные льготы. И не более. Однако, постепенно, все очень сильно изменилось.

Довольно быстро термин «ВПЛ» из названия превратился в юридический статус, предполагающий… существенное сужение гражданских прав по сравнению с гражданами Украины, такого статуса не имеющими. Можно даже сказать, что украинцы, имеющие статус ВПЛ, в каком-то смысле находятся в своем собственном правовом поле, отличном от украинского.

Главное основание для проверок ВПЛ

Наиболее одиозным и скандальным в этом правовом поле является широко и печально известное постановление Кабмина №365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ». Оно было принято 8 июня 2016 года и устанавливает порядок назначения или восстановления социальных выплат переселенцам, а также порядок контроля за проведением социальных выплат переселенцам по месту их фактического проживания.

Последнее в завуалированной форме означает, что это постановление определяет основания и порядок проведения проверок переселенцев.

В общей сложности, эксперты выделяют пять видов проверок, которым подвергаются переселенцы, претендующие на получение пенсии или каких-либо социальных выплат (социальную помощь, ежемесячную адресную помощь и т.д.). Постановление №365 имеет непосредственное отношение к трем из них.

Прежде всего, речь идет о проверке по месту проживания. Ее суть заключается в том, что раз в полгода (а при наличии каких- либо оснований - еще и дополнительно) специальная комиссия приходит к ВПЛ в гости по месту фактического жительства.

Если во время визита ВПЛ нет дома, это может служить основанием для остановки всех выплат, если переселенец оперативно не появится в органах социальной защиты. Возобновление выплат занимает, как правило, несколько месяцев. Также серьезной проблемой является то, что арендаторы, сдающие жилье ВПЛ, не в восторге от таких визитов и иногда отказывают в дальнейшей аренде.

Также постановление №365 наряду с законом «Об обеспечении прав и свобод ВПЛ» является основанием для проверок на то, чтобы срок пребывания на неконтролируемой Украиной территории не превышал 60 дней (точнее - 59 дней).

Здесь механизм прост: органы соцзащиты населения посылают запрос в Госпогранслужбу по поводу ВПЛ, отсутствовавших во время проверки по месту проживания. В ответ пограничники дают информацию о том, когда и сколько ВПЛ были на неконтролируемой территории. Если срок пребывания там более 60 дней, орган соцзащиты отменяет переселенцу справку ВПЛ, на основании которой осуществляются выплата пенсии и соцпособий.

Восстановить справку ВПЛ можно только через 6 месяцев. И это также норма постановления правительства №365.

И наконец, так называемые проверки СБУ , выражавшиеся в рассылке в органы социальной защиты соответствующих списков ВПЛ. По сути, это «творческое развитие» предыдущего принципа. СБУ и Госпогранслужба, не дожидаясь запросов от службы социальной защиты населения, сами присылали им списки ВПЛ, которые, по их мнению, живут на неконтролируемой территории. Итог был тот же - отмена справки ВПЛ и всех выплат.

Эту норму регулирует много различных документов, в том числе и постановление №365.

Сейчас, из-за непрекращающихся ошибок и громких скандалов, так называемую систему списков СБУ заменили на систему «Аркан», работающую, в общем и целом, по тому же принципу…

Идите в… суд

С самого начала постановление КМУ №365 очень сильно не понравилось не только ВПЛ, но и правозащитникам. И не без оснований. По их мнению, документ нарушает целый букет базовых прав украинских граждан. А именно: права на социальную защиту; пенсионное обеспечение; частную и семейную жизнь; свободу передвижения; неприкосновенность жилья и, наконец, право собственности.

Единственным возможным ответом на такое постановление был суд. Даже просто восстановление выплат, остановленных на основании постановления №365, возможно только в судебном порядке. И больше никак.

В результате правительство получило сразу несколько исков по поводу законности данного постановления. Одним из первых был иск Благотворительного фонда «Право на защиту», поданный в середине августа 2016 года. В числе первых был и иск пенсионера Николая Козырева. В сентябре 2016 года он потребовал признать незаконными целый ряд положений в постановлениях правительства по поводу социальных выплат переселенцам.

Однако подавляющее большинство ВПЛ не стало судиться непосредственно с правительством и предъявлять ему претензии, а просто подало в суд на неправомерное прекращение выплат.

Характерным примером такого случая может служить решение Димитровского городского суда Донецкой области по делу № 226/177/17 в июне прошлого года, в котором он решил, что отказ УТСЗН в назначении помощи при рождении ребенка на основании требований постановления №365… неправомерен.

«Это постановление [№365] не является законом, а подзаконный нормативно-правовой акт не может изменять в сторону сужения права граждан, установленные нормативно-правовыми актами высшей юридической силы… Принятие ответчиком решения об отказе в назначении истцу помощи на основании подзаконного акта, нарушающего право на социальную защиту, является противоправным… Ответчик не привел ни одного нарушения со стороны истца, которое бы в соответствии с действующим законодательством было бы основанием для отказа в назначении пособия при рождении ребенка… Отсутствие истца по месту жительства не может лишать его права на получение пособия при рождении ребенка через внедрения механизма регистрации ВПЛ… Действуя вне закона, ответчик произвольно вмешался в право истца на получение спорной помощи, что привело к его нарушению…», - говорится в решении суда.

Грубо нарушает Конституцию

Примечательно, что чуть позже это решение подтвердил и Донецкий апелляционный административный суд. И таких решений со временем становилось все больше.

«По состоянию на середину мая 2017 года уже существует более 60 судебных решений в пользу ВПЛ против дискриминационных положений Постановления КМУ №365. Практика показывает, что прекращение социальных и пенсионных выплат, которые гарантированы Конституцией и законами Украины, на основании подзаконных нормативных актов или даже рекомендательных писем, является нарушением Конституции и этих законов», - заявила в июне прошлого года координатор по вопросам оказания правовой помощи БФ «Право на защиту» Юлия Трало.

Однако, принимая подобное постановление, правительство, скорее всего, и рассчитывало на то, что побеждать его в судах будут единицы, а останавливать выплаты на основании постановления оно сможет сотням тысяч…

И в общем, так оно и было. Однако, в марте 2017 года Донецкий апелляционный административный суд неожиданно принял отдельное решение, адресованное… правительству Украины. «Данное решение касается именно того, что из-за содержания постановления №365 Пенсионный фонд и органы соцзащиты населения допускают постоянные и грубые нарушения конституционных прав внутренне перемещенных лиц на социальную защиту», - заявила тогда юрист БФ «Право на защиту» Ирина Алексеева.

Однако, правительство благополучно это проигнорировало. В комментариях министр труда и социальной политики Андрей Рева заявил, что установленный постановлением порядок направлен, прежде всего, на обеспечение безопасности самих ВПЛ.

«Человек, находясь на неподконтрольной территории может умереть, может быть задержан боевиками, у него может быть изъята его карточка пенсионная и за счет этой карточки будет кто-либо другой получать. Много что может с ним случиться. Мы же не можем гарантировать соблюдение конституционных прав его на территории, которую не контролирует государственная власть Украины», - заявил он относительно «правила 60 дней».

Решение суда - еще не повод

Та же судьба постигла и решение Киевского окружного административного суда по иску Николая Козырева, которое состоялось в сентябре прошлого года. Суд признал законными претензии к постановлениям правительства, регламентирующим порядок социальных выплат ВПЛ.

В частности, в своем постановлении суд отмечает, что постановление №365 «приводит к косвенной дискриминации по признаку места жительства и пребывания на учете ВПЛ, а также нарушает принцип равенства, предусмотренный ст. 24 Конституции Украины и гарантии свободного передвижения по территории Украины, предусмотренные ст. 33 Конституции Украины».

В результате порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат ВПЛ признал полностью незаконным, а порядок назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ - незаконным частично. И что?

«У меня мало ожиданий, что государство перестанет использовать разработанный и апробированный механизм контроля. Я думаю, что такие нормы, как те, что содержатся в постановлениях №365 и №637, можно изменить не судебным решением, а только наличием соответствующей политической воли», - заявила тогда юрист «Восток-SOS» Елена Лунева. Она сообщила, что процедуры вряд ли существенно изменятся в любом случае.

А тем временем, тот же Окружной административный суд Киева 14 декабря 2017 года признал противоправным и отменил постановление правительства №365 еще по одному иску. На этот раз полностью. «Оспариваемый нормативно-правовой акт (постановление №365 - прим. автора) принят за пределами полномочий ответчика (правительства) и без соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, которые должны предшествовать его принятию… Признать противоправным и отменить постановление Кабинета министров Украины №365 от 08.06.2016 года "Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам"», - говорится в постановлении суда.

«Больше года, три замены судей и сегодня мы увидели реальную правовую ситуацию в нашей стране - у нас есть шанс. Мы выиграли первую инстанцию, это, конечно, еще не окончание процесса (будет апелляция), но мы на правильном пути», - прокомментировали ситуацию координатор «Донбасс-SOS» Ольга Гвоздева и юрист Мария Красненко.

Последний бой?

Такое правительство уже не смогло проигнорировать и 11 января 2018 года подало апелляцию. Которая… и была удовлетворена Киевским апелляционным административным судом. «Исковые требования Богучарской Татьяны Васильевны к Кабинету министров Украины о признании противоправным и отмене постановления №365 от 8 июня 2016 "Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам» оставить без удовлетворения"», - пару дней назад с нескрываемым удовольствием прокомментировали случившееся в пресс-службе Минсоцполитики.

Примечательно, что до этого в «Донбасс-SOS» были практически уверены, что решение суда останется неизменным и правительству наконец придется создать новый механизм для пенсионных и социальных выплат переселенцам.

«Мы еще в самом начале говорили, что это постановление №365 утверждать не нужно. Мы предлагали альтернативный вариант, основанный на том, что проверять можно только граждан, которые получают адресную помощь и эти проверки не должны быть дискриминационными. Они должны проводиться - как и для всех граждан-получателей социальных услуг. Необходимо разделить пенсию и справку ВПЛ. Это неслыханно - когда комиссия на местах может решить остановить выплаты пенсии, которая признана имущественным правом гражданина», - заявляла в частности Ольга Гвоздева.

Впрочем, это все еще не конец эпической битвы вокруг жизни и смерти постановления №365. 29 марта Верховный суд Украины рассмотрит дело об обжаловании прекращения выплаты пенсии и ее обновления пенсионеру-ВПЛ, решение по которому будет применяться во всех аналогичных делах. Дело будет рассматриваться как образцовое.

Нюанс ситуации в том, что пенсионерке-переселенке 1 апреля 2017 года прекратили выплату пенсии как раз на основании постановления №365. И поскольку в производстве суда находится более 200 подобных дел, суд передал дело на рассмотрение в Верховный суд, чтобы потом использовать решение как кальку для вынесения своих решений. Это нужно, чтобы исключить появление противоположных решений по одинаковому вопросу.

По сути, это последний шанс «свалить» постановление №365. Потому, что, если решение Верховного суда будет позитивным для него, уже ни один суд первой инстанции не станет признавать его незаконным. И для ВПЛ все останется так, как сейчас.

После вступления 16 сентября Постановления, которое касается социальных выплат переселенцам, ожидается, что получателей адресной помощи станет больше, увеличится сумма выплат, а пенсии не будут привязаны к банкоматам Ощадбанка.

Изменения коснулись контроля за проведением выплат ВПЛ, а также расширения круга получателей ежемесячной адресной помощи и увеличения суммы помощи. Кроме того, переселенцам разрешили получать пенсии и социальные выплаты в банкоматах любых банков, а пенсионерам-инвалидам выплаты сможет приносить почтальон.

Переселенцам на счетах разрешили хранить больше денег, без потери адресной помощи

Ранее адресная помощь переселенцам не назначалась в том случае, если кто-либо из членов семьи имел на банковском счету сумму, которая превышала 10-кратный размер прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан.

Согласно новому Постановлению, размер депозита увеличился с 10-кратного до 25-кратного размера прожиточного минимума. Если раньше депозит не должен был превышать 16 тысяч гривен, то теперь сумма увеличена до 44 500 гривен.

Изменения внесены в:

Постановление №505 от 01.10.21014 года - порядок назначения и выплаты адресной помощи;
Постановление №637 от 05.11.2014 года - осуществление социальных выплат внутренне перемещенным лицам;
Постановление №365 от 08.06.2016 года - порядок осуществления контроля за выплатами внутренне перемещенным лицам.

Для переселенцев с инвалидностью увеличен размер помощи

Выплаты адресной помощи для покрытия затрат на проживание рассчитываются в соотношении с размером прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Увеличение прожиточного минимума, соответственно повлекло за собой и увеличение помощи.

С увеличением суммы адресной помощи на одного человека стал больше и общий размер адресной помощи, на которую может претендовать вся семья. Если раньше семья, в составе которой есть лицо с инвалидностью, могла получать максимум 2400 гривен, то теперь сумма увеличилась до 3400.

Среди новшеств для ВПЛ и то, что теперь социальные выплаты переселенцы с инвалидностью первой группы, а также лица, не способные к самообслуживанию, теперь могут получать через Укрпочту с доставкой на дом по фактическому месту проживания.

«Однако в постановлении не указан механизм идентификации лиц, которые будут получать соцвыплаты на дому через сеть Укрпочты», - отмечает недостатки аналитик БФ «Право на захист» Анастасия Бондаренко.

Изменения в услугах и процедурах Ощадбанка

Выплата пенсии и всех видов социальной помощи и компенсаций по-прежнему проводится через счета Ощадбанка, но теперь у переселенцев появилась возможностью получения наличных средств и проведения безналичных операций через любой другой банк на территории, подконтрольной Украине.

Введена обязательная идентификация в Ощадбанке для всех переселенцев, получающих социальные выплаты. Ранее эту процедуру из числа ВПЛ проходили только пенсионеры.

Такая идентификация проводится первые два раза — каждые 6 месяцев, впоследствии — каждые 12 месяцев.

Для этого нужно прийти в любое отделение Ощадбанка с паспортом, справкой внутренне перемещенного лица и банковской карточкой. В отделении необходимо будет с использованием карты и терминала ввести ПИН-код и осуществить любое действие с собственным счетом (снять наличные средства, оплатить жилищно-коммунальные услуги, проверить баланс и т. д.).

Если переселенец не пройдет идентификацию, то выплаты прекратятся уже на следующий день. Восстановление расходных операций проводится Ощадбанком с даты, следующей за днем проведения физической идентификации клиента.

«Однако механизм уведомления о возобновлении выплат не предусмотрен, - комментирует аналитик БФ «Право на захист» Анастасия Бондаренко. - Это может привести к тому, что человек, получающий социальные выплаты после прекращения и их последующего возобновления, не будет получать эти выплаты. То есть, ему придется самостоятельно уведомлять Минфин и органы соцзащиты о том, что физическая идентификация пройдена и выплаты возобновлены».

Что вызывает сомнение?

С одной стороны, Постановление действительно в некоторых моментах упрощает жизнь переселенцам, с другой стороны - отсутствие механизмов, как это должно работать, нивелирует все усилия.

«Стоит отметить, что отныне все переселенцы - получатели социальных выплат и пенсий - должны проходить регулярную процедуру физической идентификации в отделениях Ощадбанка, что вызывает много вопросов относительно способности отделений провести эту процедуру», - комментирует Постановление координатор правового направления БФ «Восток-SOS» Елена Лунева.

То, что Постановление не содержит тех механизмов, которые бы позволили ему полноценно функционировать, отмечает и аналитик Анастасия Бондаренко.

«В частности, не прописан механизм прохождения физической идентификации для ВПЛ-получателей выплат, кроме пенсий, - сообщает специалист, - в будущем может возникнуть ситуация, когда человек захочет пройти физическую идентификацию, но в связи с отсутствием такого механизма не будет иметь возможность это сделать».

Также пока не урегулирована возможность для переселенцев, которые обслуживаются в Ощадбанке, осуществлять платежи через Интернет. Ранее они не могли этого сделать. Теперь Постановление дает такую возможность, но на практике функция до сих пор недоступна.

После вступления Постановления в силу Ощадбанк обязался снять ограничение, но пока этого не сделал. Также банк еще не определился с размером процента, который должны будут платить переселенцы, снимая наличными деньгами социальные выплаты в других банках.

Новые правила контроля переселенцев

Если ранее УТСЗН после подачи заявления о назначении социальных выплат и не реже одного раза в 6 месяцев, должны были проводить проверку места проживания ВПЛ, то теперь такая проверка не проводится, если заявитель прошел физическую идентификацию в отделении Ощадбанка.

Также проверка места проживания не проводится, если переселенец является:
— сотрудником органа государственной власти или органа местного самоуправления (при наличии справки с места работы);
— военнослужащим, который защищает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимает участие в АТО.

Но в тексте Постановления не объясняется - будет это касаться только военнослужащего или и членов его семьи тоже.

«То есть, как мы понимаем, когда проходит проверка материально-бытовых условий, то на месте должны быть все члены семьи, и таким образом непонятно, а в чем же собственно заключается улучшение?", - отметила юрист Анастасия Бондаренко.

Полный текст Постановления № 689 можно прочесть по ссылке: kmu.gov.ua/control

В Россию из Украины в 2019 году продолжает действовать и сохраняет свою актуальность для переселенцев, поскольку в последние годы Украина столкнулась с радикальными проблемами и переменами, что неизбежно породило абсолютно противоречивое отношение населения к сложившейся ситуации в стране, а также стало причиной возрастающего темпа миграции.

Программа переселения соотечественников для украинцев и резидентов иных государств функционирует с 2006 года, а в 2012 году она продлена бессрочно. В прошлом году число жителей соседней Украины, изъявивших желание мигрировать в Россию, чтобы осесть на новом местожительстве, стало рекордно высоким.

Индивиды, обладающие возможность воспользоваться возможностью переселения в Россию в качестве “соотечественников”

Стоит определиться с перечнем граждан, которые обладают возможностью воспользоваться госпрограммой переселения соотечественников в 2019 году. “Соотечественниками” признаются такие группы индивидов:

  • представители народностей, имевших историческую оседлость на территории современной России, потомки таковых;
  • лица, имеющие родственников по прямой восходящей линии, которые ранее проживали в РФ;
  • люди, проживающие на сегодняшний день в странах, которые являлись частью Советского Союза, и имевшие ранее гражданство СССР. В этой части программа соотечественники в России для украинцев особенно актуальна;
  • выходцы из РФ, Советского Союза, РСФСР, Российского государства или Российской республики, являвшиеся ранее их гражданами.

Также стоит заметить, что в этот список вошли не только индивиды, живущие за границей РФ на постоянной основе, но и резиденты иных государств, в том числе апатриды:

  • получившие официально временное убежище в Российской Федерации;
  • имеющие разрешение на временное проживание в России;
  • обладающие ВНЖ в РФ.

Не стоит забывать, что резиденты других стран и апатриды могут располагать прочими способами, при наличии на то, конечно, подтвержденных оснований, приобретения статуса российского гражданина по упрощенной схеме.

Определение состава семейства участника госпрограммы переселения соотечественников в РФ

Программа переселения в Россию из Украины в 2019 году также предполагает упрощённый порядок принятия гражданства РФ членами семьи участников госпрограммы.

Читайте также Как оформить, оплатить, проверить готовность, продлить патент на работу для иностранных граждан в России

Согласно законодательству России, можно привести следующий перечень лиц, входящих в понятие “член семьи участника” этой программы:

  1. Супруг.
  2. Дети, их супруги, лица на содержании.
  3. Родители самого участника, супруга.
  4. Дед/бабка участника.
  5. Его внуки.
  6. Полнокровные и неполнокровные братья-сёстры индивида, участвующего в программе соотечественники, а также аналогичные родичи супруга.
  7. Племянник/племянница самого индивида или супруга, а также опекаемые и подопечные братьев/сестер.

Стоит отметить, что совершеннолетние члены семьи лица, участвующего в госпрограмме добровольного переселения в РФ, за исключением супруга/супруги, располагают правом самостоятельно принять участие в программе соотечественники.

Критерии, предъявляемые к заявителю на участие в программе добровольного переселения в РФ

К лицам, желающим осуществить переселение в Россию, предъявляется ряд требований, которым участник обязан соответствовать. Согласно законодательству РФ, участник госпрограммы соотечественники должен быть совершеннолетним и дееспособным, иметь возможность осуществлять трудовую деятельность. Также заявитель должен обладать хорошими навыками разговорного и письменного русского языка для максимально быстрой и безболезненной интеграции в общество. Помимо вышеперечисленных критериев, программа соотечественники для украинцев в 2019 году, а также граждан других стран, предполагает наличие у участника соответствующей квалификации и опыта работы по профессии. Это требование связано с дефицитом квалифицированных кадров, который испытывают регионы, приглашающие переселенцев.

Документы, необходимые для участия в программе добровольного переселения соотечественников в РФ

Чтоб стать участником программы переселения в Россию из Украины в 2019 году следует максимально тщательно заполнить анкету, а также собрать и подать следующие документы: внутренний и заграничный паспорта, документы членов семьи, переселяющихся вместе с лицом, трудовая книжка, а также документы об образовании.

Корректно заполненная анкета участника рассматривается и утверждается на протяжение месяца. Иногда этот срок продлевается до 45 суток. По окончании проверки пакета документов и анкеты добровольный переселенец получает справку государственной переселенческой программы.

Гарантии в социальной сфере и права, предоставляемые добровольным переселенцам

Программа соотечественники для украинцев и граждан других стран предоставляет определённые социальные гарантии людям, решившим ей воспользоваться. Стоит отметить, что человеку, переселившемуся в Российскую Федерацию, будет предоставлена денежная компенсация из госбюджета. Таким образом, средства, потраченные на транспортировку не только вещей, но и крупногабаритных грузов, возмещаются государством. Также компенсируется оплаченная лицом госпошлина.

Помимо всего вышеперечисленного, участник программы добровольных переселенцев может реализовать своё право на получение определённой денежной суммы для более-менее комфортной адаптации и интеграции на новом месте жительства. Лица, поучаствовавшие в программе переселения, и испытывающие трудности с трудоустройством в течение длительного времени, имеют право на ежемесячное пособие. Такое пособие будет выплачиваться в течение полугода, его размер будет зависеть от актуальных в РФ средних выплат.

Читайте также Какие существуют в России гранты для переселенцев из зоны АТО на Востоке Украины

Законом Российской Федерации гарантировано право трудоустройства добровольных переселенцев на территории регионов. Также человек, воспользовавшийся госпрограммой, может реализовать своё право на получение образования. Наличие диплома у «нового» гражданина не исключает возможности получения ещё одного образования. Особенно приветствуются переселенцы, имеющие намерения инвестировать в экономику, а также индивидуальные предприниматели. Такие категории граждан будут пользоваться особой поддержкой и уважением со стороны властей.

На сегодняшний день Российская Федерация испытывает нехватку специалистов в области сельского хозяйства и аграрной промышленности, поэтому участники госпрограммы, располагающие соответствующей квалификацией, будут особенно позитивно встречены и смогут без труда трудоустроиться. Таким образом, добровольные переселенцы имеют полное право заниматься любой деятельностью, не противоречащей действующему законодательству.

Добровольное переселение соотечественников в Россию из Украины и других государств в 2019 году также гарантирует следующие права:

  1. Право переселенца на освобождение от таможенных выплат.
  2. Освобождение от квот при получении ВНЖ.
  3. Право на получение любого вида образования.
  4. Право на получение квалифицированной медицинской помощи.
  5. Содействие при трудоустройстве.

Сроки получения гражданства РФ при участии в программе соотечественники, а также основания для отказа в участии

Согласно законодательству России, добровольные переселенцы получают статус гражданина Российской Федерации в четырёхмесячный срок со дня подачи заявки. Иногда этот срок продлевается до полугода. В свою очередь, процент случаев с решением вопроса о получении статуса гражданина РФ, сроком более полугода, очень мал.

В сравнении с общей процедурой получения гражданства России, участие в программе соотечественники имеет ещё один неоспоримый плюс. Так, переселенцы и члены их семей имеют право заниматься трудовой деятельностью без специального разрешения, необходимого в других случаях получения статуса гражданина.

К сожалению, лица, желающие добровольно переселиться в Российскую Федерацию, получают отказ от властей. Как правило, отрицательное решение вопроса о переселении связано с тем, что человек не имеет квалификации, требующейся в каком-либо регионе России. Также отказ можно получить, предоставив заведомо ложную информацию о себе либо своей семье.

Люди, имеющие непогашенную судимость или решившие уйти от ответственности при помощи переезда в РФ, гарантировано получат отказ в участии в программе переселения соотечественников в Россию.

18427

Не успели разойтись очереди ВПЛ перед отделениями «Ощадбанка», как стало известно об очередной верификации переселнецев. После того, как руководство «Ощадбанка» осознало, что не в силах провести быструю идентификацию переселенцев в срочном порядке, ее срок продлили до 1 мая. Эти корректировки позволили немного уменьшить очереди в отделениях банка и тем, самым разгрузить работников «Ощадбанка» от непосильной задачи. Самим же переселенцем, это дало чуть больше времени для подтверждения проживания на подконтрольной украинской власти территории, ведь именно для этого и проводится так называемая идентификация в отделениях «Ощадбанка». Но далеко не все получили месяц «бонусом», поскольку с января 2017 года в Украине вступил в силу еще один этап верификации внутренне перемещенных лиц. Об этом в конце марта поведала директор Департамента социальной защиты населения Луганской областной военно-гражданской администрации Элеонора Полищук.

По ее словам с января текущего года проверки проходят еще и по факту пересечения линии разграничения, а также пребывания ВПЛ на неподконтрольной украинской власти территории свыше 59 дней.

«На сегодня в законе четко прописано, что человек может отсутствовать на подконтрольной территории 59 дней. На 60-й день возникают вопросы, и мы обязаны приостановить социальную выплату до выяснения обстоятельств. Если есть какие-то уважительные причины, например болезнь, — это подтверждается справкой. Тогда мы продлеваем этот срок до 90 дней. Больше — мы уже понимаем, что с человеком что-то произошло, и прекращаем все социальные выплаты», — рассказала чиновница.

Полищук также отметила, что если переселенец в течение 60 дней отсутствует на подконтрольной украинской власти территории, то информация с контрольно-пропускных пунктов передается в управление соцзащиты, после чего управление должно провести проверку по зарегистрированному адресу переселенца.

«В связи с этим мы снова проверяем переселенцев — в соответствии с порядком проверки, мы выходим на адрес и проверяем проживания человека. Документы о проверке передаются на комиссии, которые работают при каждом исполкоме горсовета и райгосадминистрации, где специалисты разных направлений принимают окончательное решение — продолжать или нет социальную выплату», — поведала Элеонора Полищук.

Несмотря на заявленный порядок верификации, некоторые из переселенцев утверждают, что выплаты останавливают даже при частых пересечениях КПВВ и недолгом сроке пребывания на неподконтрольной территории.



По информации общественной организации «Донбасс SOS» Служба безопасности Украины подготовила новые списки на приостановление выплат для 200 тысяч переселенцев.

«По информации, которую мы имеем сейчас, управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН) будут действовать по процедуре проверок согласно Постановлению № 365 – то есть не прекращать выплаты или действие справки, а выходить на проверку по месту проживания ВПЛ. Однако по-другому могут действовать Пенсионные фонды. Они также получили списки, и по нашей информации, Пенсионный фонд в отличие от УТСЗН может прекращать пенсионные выплаты гражданам, которые оказались в списках, уже с 1 апреля», – отметили в «Донбасс SOS».

Подобные списки уже упоминались в феврале 2016 года, когда выплат лишились 407 тысяч переселенцев. Вице-премьер-министр Украины по гуманитарным вопросам Павел Розенко в апреле текущего года напомнил о той ситуации, заявив, что это позволило Пенсионному фонду сэкономить 13,5 млрд грн.

«В этой цифре те, кто не прошел физическую верификацию, и те, кто был в переданных нам в феврале 2016-го списках СБУ, - 450 тысяч человек (выплаты этим людям было прекращено непосредственно перед передачей баз по ТПО на верификацию Минфина - ред.). Часть людей из этих списков не обратилась в органы ПФ с просьбой возобновить выплату пенсии. Это означает, что там были те, кто не переехал на постоянное место жительства на контролируемые украинской властью территории и в соответствии с законодательством и нормативной базой не имеет права на получение выплат», — заявил Розенко.

Правда, еще год назад Розенко заявлял об экономии 8 млрд. грн., которые по его словам шли на выплату не пенсионерам-переселенцам, а в карманы боевиков.

В подтверждение своих слов, конечно же, нынешний вице-премьер не предоставилничего.

Реакция представителей ООН на происходящее в Украине остается неизменной. Глава мониторинговой миссии ООН в Украине Фиона Фрейзер на брифинге в Киеве 15 марта призывала Кабинет министров Украины возобновить выплату пенсий жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Также Фрейзер призвала Кабмин Украины отменить привязку пенсий для жителей отдельных районов к справке переселенца.

По данным ООН 160 тыс. пенсионеров, проживающих на неподконтрольном Донбассе, не получают пенсии с ноября 2014 года. В ООН также призывают выплачивать пенсии без привязки к справке переселенца.

В свою очередь, заместитель главы представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Ноэль Калгун также заявила о необходимости в срочном порядке решать вопрос с получением пенсий внутренне перемещенными лицами и гражданами Украины, проживающими на неподконтрольной территории Донбасса. Об этом Калгун заявила на встрече с главой комитета ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмилой Денисовой.

Глава представительства Европейского Союза в Украине Ян Томбинский еще в 2016 году высказал мнение, что правительство Украины должно обеспечить законные социальные выплаты и пенсии всем внутренне переселенным лицам, также как и тем гражданам, которые остаются на неподконтрольной территории. О чем Томбинский заявил на встрече с вице-премьер-министром Украины Павлом Розенко.

Миграционные процессы неизбежны и приостановить их или прекратить практически нереально. Власти, отвечающие за прием и интеграцию переселенцев, прибывающих в РФ, заинтересованы в их максимально комфортной и скорой адаптации, особенно, если речь идет о более-менее масштабном переселении. Для решения этих проблем правительством в 2017 году был разработан комплекс мероприятий. За последние пару лет наиболее заметна миграция из зоны вооруженного конфликта на Востоке Украины. Выходцам из Луганской и Донецкой областей соседнего государства предлагаются специальные гранты, разработанные для переселенцев из зоны АТО.

Что такое грант для мигрантов

Сам термин трактуется как подарок, то есть блага, которые передаются лицу безвозмездно. В случае же с помощью, которая оказывается переселенцам, гранты представляют собой безвозвратную целевую помощь, которая предоставляется на благоустройство новоприбывших иностранцев, их адаптацию к российским реалиям.

В 2017 году вопрос более-менее массовой миграции из зоны АТО продолжает быть актуальным и вероятно сохранит свою злободневность и на следующий год. Люди едут от нищеты и опасности для жизни и здоровья. Однако, конечно на новом месте устроиться довольно проблематично, а тем более, если речь идет о совсем другом государстве. Весьма очевидно, что разработанные правительством гранты для переселенцев будут пользоваться популярностью и в будущем.

Государство же в свою очередь, принимая переселенцев, ожидает от них скорейшего устройства, получения работы и источника для автономного жизнеобеспечения. Кроме того, так правительство заполняет нишу низкоквалифицированных и часто малооплачиваемых рабочих, что весьма выгодно государству.

Без господдержки многим мигрантам осесть на новом месте весьма проблемно. Жесткие рамки миграционного законодательства ставят иностранцев в довольно сложные условия. Не всем удается сразу обеспечить себе средства для проживания. Особенно трудности заметны мигрантам, вынужденным экстренно покидать свое насиженное жилье. Последствия военных действий в зоне АТО, к сожалению, заставляют людей переезжать внезапно, часто потеряв все. На такие случаи и предусмотрены гранты для лиц, переселяющихся в РФ.

Грант-программа «Соотечественник»

На 2017 год сохраняет действие программа переселения в РФ соотечественников. Участвовать в программе могут выходцы из России или Союза ССР (Украина как раз является такой территорией), проживающие ныне за пределами российского государства. Таким правом могут воспользоваться и их потомки. Одним из условий участия является достижение совершеннолетия (18 лет) и наличие полного объема гражданской дееспособности. Соискатели должны свободно владеть русским языком. Большинство мигрантов из зоны АТО соответствуют этим требованиям.

Правила не ограничивают период реализации программы.

Получив место в программе в 2017, переселенцы могут претендовать на:

  • полную компенсацию затрат, связанных с переездом на новое местожительство;
  • единоразовое получение «подъемных»;
  • денежное пособие, которое предоставляется каждый месяц до оформления гражданства Российской Федерации, но не более шести месяцев.

В случае участия в программе «Соотечественник» переселенцы не должны ждать несколько лет проживания, а затем еще год оформления документов на получение гражданства. Все проходит по упрощенной и ускоренной процедуре. Главное фактически проживать и зарегистрироваться в регионе, который принимает участие в реализации госпрограммы на 2017 год.

На развитие бизнеса

В 2017 году мигранты, как и граждане РФ, имеют право получить грант на организацию и развитие собственного бизнеса на территории российского государства. Каких-либо особенных требований к иностранцам при этом не предъявляется. Главное, чтобы они имели право легально проживать в РФ и не нарушали правил миграционного учета.

Гранты на 2017 год выделяются на развитие предприятий в сфере оказания услуг, производственной отрасли и торговле. Очевидно, что, если украинец, уехавший из зоны проведения АТО, захочет получить помощь, ему лучше выбирать более приоритетное направление развития госэкономики. К таким на текущий год являются промышленное производство и сельскохозяйственная деятельность. Так что максимум шансов именно у соискателей, представляющих бизнес-проекты предприятий именно в этих отраслях.

Спонсорами таких проектов может выступать как государство, так и частные фонды по развитию бизнеса в РФ, банки, крупные компании, инвесторы.

Гранты на переселение в сельскую местность

Преимущественно такие целевые средства предоставляются желающим перебраться в сельскую местность из городов для занятия сельским хозяйством. Они рассчитаны на мигрантов из зоны АТО, которые понимают в сельскохозяйственном производстве и не боятся труда на земле. Получить такие средства можно под организацию фермерского хозяйства или иное сельскохозяйственное предприятие, которое будет непосредственно участвовать в процессе изготовления продуктов питания и сырья.

В 2017 существуют целые программы переселения жителей в отдаленные регионы для развития сельского хозяйства, под которые выделяются земельные участки и немалые деньги.

Альтернативно выходцы из Украины, переехавшие из зоны АТО, могут попробовать получить помощь на переселение в сельскую местность для наемного труда на агропредприятиях, в социальной сфере (образование, медицина). Грантополучателем в таком случае может выступать любой дееспособный иностранец, изъявивший соответствующее намерение.

Таким образом, Российская Федерация придерживается позиции создания максимально лояльных и комфортных условий для переселяющихся на ее территорию. При этом учитываются различные нюансы, например, то, что у мигрантов из зоны АТО на Востоке Украины в 2017, может вовсе не остаться средств к существованию и имущества. Существующие гранты позволяют продержаться, стать на ноги и найти свое достойное место в российском обществе.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх