Удмуртский народный костюм мужской и женский. Одежда удмуртов: женские головные уборы

Национальный костюм любого народа — это не только выражение его ментальности, но и защитная оболочка от сглаза и других неприятностей. Первые письменные представления о наряде удмуртов появились в 1726 году после того, как их земли посетила экспедиция немецкого медика и соратника Петра I Даниэля Мессершмидта. Он описал предметы костюма, которые с того времени практически не изменились.

История костюма

Дети удмуртов с пеленок приучаются к трудолюбию и аккуратности. Девочки уже в 6 лет начинают собирать приданое. Такое трудолюбие отмечается в деталях и аксессуарах национального наряда. В каждом доме уважающего себя удмурта был ткацкий станок. Девушки к 16 годам могли пользоваться им так виртуозно, что в своем сундуке с приданным имели не меньше 40 нарядов.

Традиционная одежда удмуртов внешне очень схожа с современными туниками. Так как этот финно-угорский народ делиться на северных и южных удмуртов, то и их традиционную одежду можно разделить по географическому принципу. Причем такое отличие заключается не только в фасоне и цветовой гамме, но и в материалах, используемых для изготовления одежды.

Северные удмурты шили свои наряды преимущественно из льна, а южные и конопляной ткани. Кроме того, традиционными материалами для верхней одежды были овечья шерсть, а позднее шелк.

Женский народный костюм

Летний женский гардероб северной удмуртки обязательно должен иметь:

  • распашной кафтан (шортдэрем)
  • рубаху (дэрем).
  • фартук (азькышет)
  • нагрудник (муресазь)

Различались костюмы южных и северных удмурток и по цветовой гамме. Для северных районов традиционными цветами были: белый, черный и красный. Первоначально краску для ткани удмурты добывали из растений и минералов. Позже, они стали покупать ее у проезжающих через их земли купцов.

На территории проживания южных удмуртов таких путей было больше. Что отразилось и на цветовой гамме нарядов. Он был боле пестрым, по отношению к северным соседям. Основными цветами их костюма были красный, зеленый и коричневый. Однако на свадьбу южная удмуртка обязательно надевала наряд белого цвета. Который символизировал чистоту. Для усиления «эффекта», ткань которая использовалась для пошива свадебной одежды, несколько раз выдерживалась на сильном морозе. После такой «обработки» она приобретала светящуюся белизну.

Женский костюм южной удмуртки состоит из:

  • рубахи
  • фартука
  • нагрудника
  • летней верхней одежда из тонкой ткани
  • кафтана-безрукавки
  • кафтана из полушерстяной ткани
  • кафтана из шерстяного сукна

При изготовлении традиционного удмуртского костюма очень большое внимание уделялось вышивке. Она присутствовала не только на женской, но и на детской и мужской одежде. Искусные мастерицы знали до 20 видов швов. Интересно, что когда некоторые женщины стали шить праздничную одежду на заказ, они помечали свои работы особым знаком – связкой ниток. И если другая женщина копировала понравившейся ей наряд, она должна была на нем оставить «торговый знак» того, кто придумал эту модель.

В традиционной одежде удмурток рукава рубахи должны иметь вышитые узоры. Они не только придавали костюму более интересный и законченный вид, но и служили оберегом от сглаза. Узоры, используемые в такой вышивке, называются: рога барана, полет утки, глаз голубя и т.п.

Фасон костюма южной удмуртки имел форму трапецию с обязательно зауженными рукавами. Низ у платья украшался широкой оборкой, выполняющей декоративную функцию. Для обрядовых церемоний во время праздников поверх костюма надевался нагрудник с серебряными монетами.

Во время вынашивания первенца, удмуртка на людях должна носить красное платье в клеточку. В одном из поверий удмуртского народа говориться, что чем больше на платье клеточек, тем больше сможет родить жена детей своему мужу. Вышитые обереги помещались на фартук беременной женщины и защищали ее и ребенка от недобрых взглядов.

Рубаху удмуртка носила вместе с кафтаном. Он имел короткие рукава, через которые продевались рукава рубахи, украшенные вышивкой. У каждой такой пары имелся нагрудник, который использовался только с ними.

Этот аксессуар гардероба представлял собой кусок ткани в форме прямоугольника 20×30 см. Существовали нагрудники для повсеместного использования и для проведения различных праздничных обрядов. Главным отличием этого аксессуара является вышивка. Так для проведения свадебной церемонии на нагруднике обязательно должна быть вышита восьмиконечная звезда.

Первоначально нагрудник вышивался яркими нитками, на смену которым пришел шелк. В XIX веке, в удмуртском национальном костюме его заменил нагрудник, который шился из разноцветных лоскутков. Его дополняли вышивкой, монетами или красивыми пуговицами.

Также важным атрибутом такого костюма являлся передник без грудки. Такой аксессуар отделывался тесемками, кружевами и конечно вышивкой. На специальном станке к такому переднику плелись узорные завязки. Ими дополняли костюм во время праздников.

Очень часто к удмуртскому народному костюму относят одежду бесермян. Их наряд имеет много общего с описываемой одеждой, но также в нем имеются и свои оригинальные черты. В одежде бесермян очень много уделяется вышивкой золотой нитью.

После того, как девушка принадлежавшая к этой народности, выходила замуж, она должна была спрятать свое лицо от всех, кроме мужа. Для этого в традиционном наряде бесермян имеется специальная шапочка с кисточками – щулык. Также под запретом открытые части тела. Бесермянский традиционный костюм глухой, под подбородок.

У удмуртских замужних женщин таких запретов не было. Но, отличить девушку, вышедшую замуж от незамужней, можно было по головному убору. До замужества девушки носили холстяные овальный или круглые шапочки. После замужества девушка должна была покрыть голову вышитым полотенцем (на севере) или специальной налобной повязкой (на юге).

Мужской костюм удмуртов

Мужчины удмурты носили белые или пестрые холщовые рубахи до колен. Их подпоясывали красивым плетеным поясом. Для праздничных церемоний он имел яркую радужную расцветку. На рабочей одежде вместо плетеного пояса использовался кожаный ремень со скобкой для крепления топора. Такой наряд дополнялся свободными штанами, пошитыми из белой и синей ткани.

Внешне, мужской удмуртский костюм не отличался от традиционного русского костюма. Как и в женском наряде, на рубахах удмуртов большого значение уделялось вышивке. Она отображала символы, которые были связаны с «профессией» владельца, а также узоры-обереги.

Зимой, поверх рубахи мужчины надевали кафтаны. Праздничный вариант этой одежды был укорочен. Его длина доходила до талии. Повседневный кафтан не укорачивался, но был притален.

В качестве повседневной обуви удмурты использовали лапти. В отличие от традиционной русской обуви, удмуртские лапти заострялись к носу. Эта рабочая обувь использовалась в качестве ежедневной. На праздники мужчины надевали кожаные сапоги. Зимой – валенки.

Современный удмуртский костюм

Во время роста фабричного производства, традиционный костюм перестал быть основной одеждой удмуртов. Его использовали только во время праздников и различных обрядовых церемоний. Но, сегодня традиционная одежда вновь становится популярна. Современные модельеры используют в своих коллекциях рубашки и платья в традиционную клетку, символические орнаменты, пестрые пояса, изготовленные вручную и расшитые монетами аксессуары.

«Возврат к истокам» у этого финно-угорского народа произошел на волне самодеятельности. Театральные или эстрадные коллективы стали сами изготавливать для себя наряды основываясь на описании из различных письменных источников или сохраненных в краеведческих музеях экспонатов.

Мода на традиционную одежду заставило руководство Удмуртского государственного университета 20 лет назад открыть новый факультет — «Художественное проектирование костюма». Выпускники которого и стали использовать узнаваемые узоры и орнаменты в повседневной одежде и различных аксессуарах.

Сегодня в тренде легкие платья из штапеля и льна. Они с одной стороны отражают вековые традиции удмуртского народа, а с другой мировые тенденции. Такие платья можно использовать в качестве повседневной одежды. Существуют более строгие варианты для работы в офисе и нарядные для похода на светские мероприятия.

Искусные мастерицы

Давно известно, что женщины-удмуртки всегда были прекрасными ткачихами, и в этой области им не было равных. Уже с 6-7 лет девочек учили прясть. В 12-13 лет они садились за ткацкий станок, ткали холсты. А к 16-17 годам становились искусными мастерицами. В этом возрасте девушка получала символические подарки от старшего брата или от мужа старшей сестры - красивую резную прялку и блоки к ткацкому станку. Это знак, что девушка должна готовить себе приданое. Обязательно - свадебный костюм, повседневные платья, ну и подарки для семьи будущего мужа и его родственников.

Приданое богатой девушки могло состоять из 40 пар вышитой одежды, 20 головных полотенец, налобных повязок, а еще она ткала к будущей свадьбе мужские рубахи, ковры, детские зимние и летние одеяла, скатерти и просто отрезы домотканины.

Костюмы северных и южных удмуртов очень сильно отличались. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Богато и со вкусом

Удмуртскую одежду шили из холста, сукна и овчины, почти вся она была домашнего производства.

Женский костюм северных удмуртов состоял из белой холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи - кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник.

Южные удмуртки носили рубаху, сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой.
Поверх этой одежды надевали шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были лапти, башмаки или валенки.

Головные уборы - платки, шапочки, повязки, дополненные бисером, бусинами, монетами, - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение.

К тому же женщины-удмуртки любили украшать себя большим количеством серебряных монет, это было и демонстрацией богатства, и защитой от сглаза. А праздничная одежда включала в себя нагрудные, наплечные и поясные украшения, богатую вышивку, разнообразные декоративные детали: тесьму, позумент, монеты и т.д.

Мужской костюм удмуртов за века изменился мало. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Штаны да рубаха

При всем таком богатстве женской одежды удмурты совершенно не сохранили многообразие мужского костюма. Мужчины, судя по всему, одевались очень просто: рубаха-косоворотка, полосатые штаны, плетеный или кожаный пояс. На голове - валяная или овчинная шапка, на ногах - лапти, сапоги, валенки. Из украшений разве что перстень, но обязательно с родовой печатью.

Комментарий специалиста

Серафима Лебедева, историк-этнограф:

Национальная одежда удмуртов, проживающих в разных районах республиках, да даже в соседних деревнях, всегда имела свои отличия. Традиционно удмуртский костюм разделяют на северный, южный, срединный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов. Например, северяне носили белые костюмы с яркой вышивкой, центральные и южные удмурты - клетчатую пестрядь. Более древняя одежда - белая, а южные удмурты многое переняли от тюрков.

В костюмах разнились крой, цвет. Отличались наряды женщин разных возрастов и социального круга - была одежда для девочки, девушки, невесты, зрелой и пожилой женщины. В праздничных вариантах использовались украшения из монет, нагрудные, чересплечные, поясные. А мужской костюм прост и функционален: клетчатая косоворотка, полосатые штаны и валяная шляпа.

Национальная одежда, являясь внешним маркером этноса, создает первое зрительное впечатление о нем. История изучения удмуртского костюма насчитывает почти три века: в 1726 г., проезжая по деревням северных удмуртов на обратном пути из сибирской экспедиции, Д. Г. Мессершмидт назвал в своем путевом дневнике предметы удмуртского женского костюма и описал некоторые из них.

Позднее эти записи были дополнены сведениями о других группах удмуртов.

Исследователи второй половины ХХ в. расширили знания об одежде: северный костюмный комплекс ныне подразделяется на верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. Некоторые отличия имеют также костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области.

Основу североудмуртского женского костюма составлял комплект из рубахи (дэрем) и распашного кафтана (шорт-дэрем), нижнечепецкие удмурты носили их только в паре. Белая холщовая женская рубаха туникообразного покроя состояла из центрального полотнища без плечевых швов с прямыми боковыми клиньями, треугольным или овальным шейным вырезом без воротника (у косинских удмуртов вместо треугольного выреза - прямой разрез), прямыми рукавами с ластовицей из того же холста.

Рукава и подол украшали вышивкой. На рукавах представлены два ее вида: на предплечье - поперечная (пелё/колтыр-мач), по всей длине рукава - продольная с ромбическим (у косинских) и овальным (у слободских удмуртов) рельефным орнаментом, названным по красному цвету гордэн. В обоих случаях вышивка и концы рукавов дополнялись полосками кумача.

Девичья рубаха отличалась тем, что вышивку на концах рукавов и подоле заменяли тканые красные полосы или нашитый красный ситец. Красный ситцевый треугольник нашивался и на грудь. Грудной разрез делался, как в косинской традиции, на левой стороне груди и скреплялся завязками. Вышитый узор в плечевой части рукавов отличался от узора на женской рубахе лишь меньшим размером. Белые вышитые рубахи такого типа в XVIII - первой половине XIX в. Бытовали на всей территории расселения удмуртов, но лишь у нижнечепецких сохранялись до середины ХХ в. В верхнечепецкой рубахе к концу XIX в. вышивку сменил тканый узор, по подолу шла цветная тесьма. На рубаху надевали аналогичный ей по крою распашной кафтан с отложным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече, через который продевался вышитый рукав рубахи. Полы лишь на груди соединялись полоской вышивки или завязками.

В зависимости от способа украшения, цвета вышивки и отделочных тканей, количества нашитого кумача шортдэремы имели разные названия. Самым богатым по художественному оформлению был зцк кумач понэм, для отделки которого использовали большое количество кумача. Его надевали на свадьбу, в Рождество, в первый день Масленицы и Пасхи. На второй день этих праздников более подходящим считался кцтуло, украшавшийся полосками красных лент до низа живота. И тот, и другой носили с рубахой гордэн.

Верхнечепецкий шортдэрем, как и рубаха, к концу XIX в. претерпел изменения: воротник и рукава у него исчезли, проймы обшивались полосатым холстом. В бока вставляли косые клинья, спинку делали с отрезной присборенной талией; на подол нашивали ситцевую ленту. Белый шортдэрем такого покроя бытовал у верхнечепецких удмуртов до первой четверти ХХ в., однако повседневные зимние шили из пестряди, с длинными рукавами. Верхнечепецкий девичий шортдэрем отличался от нижнечепецкого воротником матросского типа и небольшой поперечной вышивкой на рукаве. Полы, воротник и подол украшали вышивкой.

Каждая пара рубахи и шортдэрема имела свой вариант съемного вышитого нагрудника (кабачи), который надевался поверх рубахи, закрывая грудной разрез.

В конце XIX в. его заменил аппликативный нагрудник (муресазь).

Различия в одежде верхне- и нижне- чепецких удмуртов объясняют тем, что этническим ядром нижнечепецких были представители пьяноборской и азелинской археологических культур, а средне- и верхнечепецких - население поломской и чепецкой культур.

Одежда южных удмуртов известна в пяти вариантах: собственно южноудмуртский; калмезский; завятский; закамский; бавлинский (три последних относятся к удмуртам, живущим за пределами Удмуртии). Южноудмуртский костюм имеет черты влияния степных культур. Состоявшая прежде, как и у северных удмуртов, из белой холщовой рубахи и шортдэрема, южноудмуртская рубаха конца XIX в. заметно отличалась от северной покроем и колоритом. Ее шили из пестряди. К центральному полотнищу, составлявшему перед и спину, пришивали скошенные боковые клинья, рукава с клиньями, сужавшимися к кистям, с четырехугольными ластовицами. Небольшой стоячий воротник застегивался на крючок или пуговицу.

Вдоль прямого грудного разреза женской (но не девичьей) рубахи нашивались полосы ситца (муресазь). Аппликативный съемный нагрудник (муресшет), аналогичный северным кабачи и муресазь, отличался от них тем, что надевался под рубаху. К подолу рубах пришивали оборку (итэт/карта), а между нею и станом - узорную полоску.

В зависимости от района длина оборки составляла от 12-15 см до 40 см. Позднее появилась короткая вторая оборка.

Наиболее заметное тюркское влияние испытала одежда закамских удмуртов, живущих в Башкортостане и Пермском крае - она аналогична башкирской.

Белый комплект из рубахи и шортдэрема в 70-е гг. XIX в. у южных удмуртов сохранялся лишь в свадебном костюме невесты в завятском варианте.

Сильно напоминая нижнечепецкий свадебный шортдэрем невесты, он к тому времени был заметно модернизирован. Сходство одежды нижнечепецких и завятских удмуртов объясняется их единой этнической основой. Необходимой частью женского костюма были холщовые штаны и передник (айшет/азькышет/ашшет). Северные передники были без грудки и надевались поверх шортдэрема, южные шили с высокой грудкой. Праздничный нижнечепецкий и завятский костюмы имели поясные подвески (урдэс кышет). В наряд завятской невесты входил также вышитый пояс зар.

Верхняя теплая одежда удмуртов - длинные полушерстяные и суконные кафтаны (зыбын, камзол, дилян/дьсь, дукес) двух видов: приталенные с цельнокроеными полами и спинкой и с отрезной спинкой с борами по талии. Аналогичны по крою овчинные шубы, нагольные или крытые тканью.

Мужские и женские шубы кроились одинаково.

Головной убор женщины указывал на ее семейный статус. Девичьим головным убором у всех групп удмуртов были круглые или овальные холщовые шапочки (такья), обшитые кумачом, бисером и монетами; головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, позументом, лентами, блестками (йыркерттэт, укотуг), и платки. В бавлинском варианте бытовала налобная повязка тятяк с надетым на нее большим бантом (сюрок), сделанным из платка.

Еще в 1970-е гг. девушки надевали их на свадьбу.

Замужние северные женщины поверх платков и налобных повязок надевали головное полотенце (весяккышет, йыркотыр) с вышитыми или ткаными красными полосками концами, южные - налобную повязку (йыркерттэт), украшенную по нижнему краю бусами и монетами, в сочетании с головным полотенцем (чалма), конусообразным убором айшон и покрывалом сюлык. Узорные концы чалмы служили наспинным украшением. С завершением детородного периода чалму заменяли надеваемой под платок холщовой шапочкой (пельшет) с висящими на спине лопастями. Праздничный наряд женщины включал украшения из бус, монет, раковин: ожерелья, серьги, перевязи и пр. Завятскую удмуртку можно узнать по овальной форме нагрудного украшения из монет чыртыкыш (в отличие от прямоугольных уксё-тьрлык в южных районах Удмуртии) и рядами лент и тесемок, нашитыми на низ оборки платья. Удмуртский женский костюм имеет общие черты с костюмом других народов Волго-Камья. Повседневной женской и мужской обувью были лыковые лапти (кут). Женщины их носили с вязаными узорными чулками и носками, мужчины - с онучами. Мужские лапти не отличались от русских лаптей.

Праздничной обувью женщин были ботинки, у мужчин - сапоги. Зимой те и другие носили валенки.

Мужской костюм был схож с русским: белая холщовая рубаха до колен, подпоясанная узорным плетеным поясом (кускерттон) или ремнем. В праздники и на моленья надевали широкий радужный тканый пояс путо, штаны с широким шагом.

Национальная одежда удмуртов, как и других народов, в течение ХХ в. претерпела заметные изменения. Подвергаясь интенсивному влиянию общегородских и общеевропейских форм одежды, влиянию моды, требованиям времени, в быт входила одежда из фабричных тканей. Менялся и крой, вызвавший отказ от некоторых традиционных элементов костюма.

Мужские зимние кафтаны вытеснялись полупальто, полушубками, а летние - пиджаками. Отказавшись от айшона, женщины перешли на платки. В процессе модернизации удмуртский костюм в целом упростился. Ныне удмуртки носят общегородскую, общеевропейскую одежду, а национальный костюм превратился в праздничный наряд; в своем гардеробе его имеют все сельские и многие городские жители. Превращение национального костюма в праздничный свидетельствует об осознании его как этнического символа и предполагает в этом смысле его дальнейшее сохранение. В перспективе традиционная одежда в качестве этнической метки дольше сохранится в сельской местности, а функционально - в празднично-обрядовой сфере. Осознаваясь в качестве этноидентифицирующего признака, она имеет и этноинтегрирующее значение.

Екатерина Сергеевна

Кукла "Италмас" в национальном удмуртском костюме , созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе "Звездочки".

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон , очень схожий с современными туниками. Материал для пошива одежды ткали вручную : на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого , серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией . Стоит отметить, что в северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта : белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами . Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм , они помечали его особой меткой : связкой ниток (чук) . Другие мастера могли копировать костюм , но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение.

Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик. Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой.

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле . К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было .




Публикации по теме:

Предлагаю вашему вниманию коллекцию кукол в народных костюмах. Все куклы выполнены из фарфора,вручную. Костюмы для них созданы из качественных.

[i]Дидактическая игра "Куклы в народных костюмах" Четыре года назад в нашем ДОУ была тема "Русская народная культура". И к этой теме я решила.

Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Башкирский национальный костюм» Программное.

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы Школа №368 «Лосиный остров» дошкольное подразделение №3 Конспект.

Конспект тематического развлечения для детей средней группы «Русский национальный костюм» Цель: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках; вызвать чувство восхищения талантом.


Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки. Он не подвержен влиянию мимолетной моды. Его мода - традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом. Л.А.Молчанова


Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма




Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны. Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.


Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом. Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.




Костюм Азелинского времени. 3-5 века Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен






Женские костюмы поломской культуры. Варнинский могильник. 8-9 вв. Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца


Женский и девичий костюмы вв. Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи




Женский и мужской костюмы чепецкой культуры вв.


Женский и мужские костюмы. Кузьминский могильник вв.


Бавлинский костюмный комплекс. 19-середина 20 в. С середины 18 века в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.


Завятский (арский) костюмный комплекс. 19 – середина 20 в. В веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх