Уход за больным ребенком. Уход за больным ребенком и пожилым пациентом

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А. БОГОМОЛЬЦА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ

1. Актуальность темы:

Особенности гигиены детей и уход за ними в стационаре детской больницы являются актуальной проблемой педиатрии. От правильно организованной работы, тщательного выполнения практических навыков по уходу за больным ребенком, соблюдения личной гигиены зависит ход заболевания, сроки выздоровления и последующей реабилитации ребенка.

2. Конкретные цели:

  • демонстрировать владение конкретными навыками ухода за ребенком в стационаре;
  • знать особенности гигиены детей в зависимости от пола и возраста;
  • знать технику проведения и использования лечебных и гигиенических ванн;
  • уметь ухаживать за больными с лихорадкой;
  • владеть техникой измерения температуры тела;
  • уметь провести смену нательного и постельного белья, особенно у тяжелобольных;
  • знать основные виды клизм, владеть методикой и правилами постановки клизм детям разного возраста;
  • уметь обрабатывать пуповинным остаток;
  • знать правила профилактики молочницы и уметь обрабатывать ротовую полость при молочнице;
  • уметь пользоваться ушными и глазными каплями.

3. Базовый уровень подготовки.

4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.

4.1. Перечень основных терминов, параметров которые необходимо усвоить при подготовке к занятию.

Термин Определение
1.Общий уход за больным Комплекс мероприятий, направленных на поддержку физического и психо-эмоционального статуса пациента, а также санитарно-гигиенического состояния больного и помещения, где он находится, направленный на быстрое выздоровление или улучшение качества жизни больного.
2. Молочница Разновидность грибковой инфекции, которая у детей чаще всего локализуется в ротовой полости, вызывается грибами-сапрофитами, которые вегетируют на коже и слизистых и активизируются на фоне разных неблагоприятных факторов.
3. Лихорадка (гипертермический синдром) Повышение температуры тела выше 37,0 0 С, один из основных признаков инфекционного заболевания. По характеру температурной кривой при некоторых заболеваниях можно поставить диагноз (например, малярия, сальмонеллез, брюшной тиф и др.)

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

1.Личная гигиена детей, в зависимости от пола и возраста. Пеленание ребенка грудного возраста.

2.Уход за кожей, глазами, носом, ушами детей 1-го года жизни.

3. Обработка пупочной ранки. Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

4.Гигиенические и лечебные ванны.

5.Уход за детьми с лихорадкой, особенности измерения температуры тела у детей разного возраста.

6.Смена нательного и постельного белья. Особенности ее проведения у тяжелобольных детей.

7.Основные виды клизм. Методика и правила их постановки детям разного возраста.

4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии

Практические навыки Средства учебы
Измерить температуру тела и сделать вывод о соответствии норме и о типе температурной кривой Термометр, температурный лист
Провести смену нательного и постельного белья больному, который находится на постельном режиме Пеленки, распашонки, памперс
Подготовить необходимые средства и продемонстрировать на муляже технику ухода за глазами, ушами, ротовой полостью Муляж, ватные тампоны, турунды, растворы
Приготовить необходимый инструментарий для очистительной клизмы, продемонстрировать методику ее использования Муляж, набор резиновых груш, кружка Есмарха
Подготовить гигиеническую ванну для санитарной обработки больного Ванна, губка, мыло, полотенце

Личная гигиена детей в зависимости от пола и возраста в стационаре детской больницы. Особенности гигиены девочек.

Дети должны находиться в чистоте, иметь опрятный вид. Персонал обязан причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться. Дети дошкольного возраста, которые находятся на общем режиме, должны самостоятельно ежедневно утром и вечером умываться, чистить зубы, мыть уши. После умывания необходимо вытирать руки и лица сухим полотенцем. У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от частой мойки и плохого вытирания алеет, становится сухой. Во избежание этого, нужно учить детей правилам гигиены; с целью профилактики кожу на ночь необходимо смазывать детским кремом.

При необходимости нужно помогать ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, придерживаясь определенной последовательности действий (чистка зубов 2 раза в сутки, щетку направлять по зубам сверху вниз и снизу кверху, спереди и назад).

Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, расчесывать девочкам длинные волосы индивидуальным гребнем, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз на неделю проверяют состояние ногтей, 1 раз в 7-10 дней организуют гигиеническую ванну. В этот же день меняют постельное белье. Одежду и нательное белье меняют по необходимости.

Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

Больной ребенок должен полоскать ротовую полость после каждого приема еды, особенно при заболеваниях ротовой полости (стоматит, ангина, фарингит). Целесообразно использовать 1,5% — 2,5% раствор соды или 1% солевой раствор. С целью профилактики молочницы все предметы ухода за ребенком следует кипятить.

Для лечения молочницы применяют многоразовое (5-6 раз в сутки) орошение полости рта 2-5 % раствором натрия гидрокарбоната, 10-20% раствором буры с глицерином. У детей грудного возраста, если молочница плохо поддается лечению, целесообразно применять 2-3 разы в сутки суспензию нистатина с глицерином. Соску смачивают в суспензии и дают ребенку.

Уход за глазами . Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета. Однако, если есть выделения, которые склеивают ресницы, глаза промывают с помощью стерильного ватного тампона, смоченного теплым крепким чаем или раствором фурацилина (1:5000) от внешнего угла глаза к переносице. Берут 2 ватных тампона – отдельно для каждого глаза. Новорожденным и детям грудного возраста туалет глаз проводят 2 раза на сутки.

Уход за ушами. Туалет наружного слухового прохода у детей раннего возраста проводится 1 раз в неделю. Наружные слуховые проходы очищают ватными жгутиками. Нельзя использовать твердые предметы, потому что ими можно легко ранить кожу наружного слухового хода и барабанную перепонку. Манипуляции нуждаются в большом внимании, осторожности и применении правил асептики. Оттянув ушную раковину левой рукой назад и вверх, врач или сестра вводят в слуховой проход жгутик, делают несколько вращательных движений, вынимают жгутик.

Во время ежедневного утреннего туалета ребенок старшего возраста должен мыть уши.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может очистить нос, то ему помогает медицинская сестра – удаляет корочки. Для этого в носовые ходы вводят ватные турунды, смоченные вазелиновым маслом (или другим масляным раствором), глицерином. При этом голову ребенок отклоняет назад и через 2-3 минуты вращательными движениями удаляют корочку. Уход за носом требует определенных навыков и терпения. Туалет носа детям раннего возраста проводят 2 раза в сутки.

Стрижка ногтей. Ногти подрезают своевременно, не реже раза в неделю так, чтобы длина свободного края не превышала 1-1,5 мм Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не ранить кожу. По окончании стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5% раствором хлорамина. Ногти на руках обрезают полукругом, на ногах – ровно, чтобы они не врастали в кожу.

Уход за волосами заключается в мойке головы, расчесывании волос, плетении кос и так далее. Для расчесывания волос используют лишь индивидуальные гребни. Причесать короткие волосы у мальчиков не сложно. Длинные волосы у девочек необходимо разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косы. При наличии значительного количества перхоти или загрязненных волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют шампунем.

Пеленание новорожденных детей . После рождения: сначала одевается тоненькая распашонка (закладывается позади на спине), потом теплая распашонка (закладывается на груди), на промежность одевается подгузник. Ребенок заворачивается в тонкую пеленку, главным образом ручки и ножки. Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку. На первом месяце жизни ребенка пеленают с ручками.

Платочек одевается на голову только после ванны, на свежем воздухе и по медицинским показаниям. С 2-го месяца жизни пеленание аналогично описанному, но ручки не прячутся и находятся поверх пеленки. На 3-м месяце жизни, когда ребенок в дневное время не спит, на ноги одевают ползуны; в возрасте 4-5 месяцев на шею одевают нагрудничек; до конца первого года вместо распашонки одевается рубашка, вместо ползунов – колготки.

Гигиенические и лечебные ванны . Одним из важнейших гигиенических мероприятий есть гигиеническая ванна. Детям старше 1 года в стационаре их проводят один раз в 7-10 дней, детей первых 6 месяцев жизни купают ежедневно (при отсутствии противопоказаний), от 6 мес. до 1 года – через день.

Ванное помещение должно быть светлым, чистым и теплым (25 0 С). Во время проведения ванны запрещается открывать форточки. В каждой ванне должен быть деревянный настил, поверх которого кладут пеленку; пеленку меняют после каждого больного.

Перед началом купания ванну тщательным образом моют щеткой с мылом и обрабатывают 1% раствором хлорамина или другим соответствующим дезинфецирующим средством, потом ополаскивают водой. Ванну наполняют водой непосредственно перед купанием. Заполняют ванну водой на 1/2 или 2/3 — при погружении ребенка вода должна достигать средней трети грудной клетки и не закрывать область сердца. Температуру воды измеряют специальным термометром.

Моют ребенка фланелевой перчаткой или индивидуальной губкой. Сначала моют голову, потом туловище и ноги, особенно тщательным образом протирают складки на шее, в подмышечных и паховых областях.

Длительность проведения ванны для детей второго года жизни 8-10 минут, старше 2 лет – 10-20 мин. Используют специальные детские моющие средства. После купания ребенка обливают теплой водой из душа (температура воды 36,5 0 С), заворачивают в простыню. Кожу детей первого года жизни после купания промокают, детей старше года — вытирают. При необходимости кожные складки смазывают детским кремом. Волосы вытирают и на голову одевают платочек. При проведении гигиенической ванны больным, которые находятся в тяжелом состоянии, их моют в ванне, окуная и вынимая их из ванны на простыне.

После купания ребенка переодевают в чистую одежду, одновременно, как правило, проводится смена постельного белья.

В медицинской карте стационарного больного делается отметка о проведении гигиенической ванны.

Противопоказаниями к проведению медицинских ванн является гипертермия|, некоторые кожные заболевания, тяжелое общее состояние, явления декомпенсации со стороны отдельных органов и систем организма.

Первую гигиеническую ванну дома проводят новорожденному после того, как отпадет пуповина и эпителизируется пупочна ранка (7-10 день жизнь). Для купания ребенка необходимо приобрести отдельную ванночку. Перед каждым купанием ванночку моют щеткой с мылом и ополаскивают холодной водой, а затем – обдают кипятком. Заранее подготавливают пеленки и белье, чтобы сразу после купания ребенка завернуть, не охлаждая его. На дно ванночки опускают пеленки, наливают сначала горячую, а затем холодную воду, доводя ее до 37 0 С. Для измерения температуры воды пользуются водяным термометром. Если пупочна ранка не зажила, или есть изменения на коже, в воду для купания добавляют несколько капель заранее подготовленного крепкого раствора перманганата калия, потому что кристаллы могут вызвать ожог нежной кожи ребенка.

Вода должна быть бледно-розового цвета. Кроме того, купание может проводиться в отварах трав (чистотел, табун, ромашка и тому подобное). В течение первого месяца жизни ребенка для купания желательно брать кипяченую воду. Купают ребенка вечером перед кормлением.. Длительность ванны на первом году жизни – 5-10 минут. Малыша раздевают и опускают в ванночку так, чтобы верхняя часть груди была над водой. Головка ребенка лежит на левом предплечье, а пальцами нужно поддерживать ребенка за левое бедро. Правой рукой поливают водой тело ребенка. Для намыливания употребляют перчатку из мягкого мохнатого полотенца или фланели. После купания ребенка обливают чистой водой, температура которой на 1 0 Сниже, чем в ванночке, закутывают в простыню или махровое полотенце и обсушивают. С профилактической целью смазывают естественные складки пастеризованным растительным или вазелиновым маслом.

Лечебная (общая) ванна . Лечебную ванну назначает врач. В зависимости от температуры различают следующие ванны:

  • горячие – температура воды 40 0 С, но не больше 42 0 С;
  • теплые — температура воды 38 0 С (на 1 0 С выше температуры тела);
  • индифферентные – температура воды 37 0 С (равна температуре тела);
  • прохладные — температура воды 30-33 0 С;
  • холодные – температура воды ниже 20 0 С.

Лечебные ванны могут быть с лекарственными веществами и травами. Детям назначают следующие ванны:

1) при заболеваниях органов дыхания:

– горячие горчичные: 100 граммов горчицы на 10 л воды. Длительность 3-7 мин. Начинают с температуры 36 0 С, потом температуру воды повышают. На голову кладут холодный компресс;

2) при экземе

– крахмальные: 100 граммов крахмала на 10 л воды, температура 37 0 С. Имеет подсушивающее действие и уменьшает зуд;

– с перманганатом калия, температура 37 0 С (добавляют 5% раствор перманганата калия до бледно-розовой окраски воды). Имеет дезинфицирующее и подсушивающее действие;

3) при рахите, гипотрофии:

– морские: 50 – 200 граммов морской соли на 10 л воды. Назначают 2-3 раза в неделю. Курс 15-20 ванн, температура первой ванны 36-36,5 0 С. Длительность 3-10 мин. После каждых 2-3 ванн длительность процедур увеличивают на 1 мин. После морской ванны детей обмывают теплой водой, температура которой на 1 0 С ниже начальной;

4) при функциональных расстройствах нервной системы – хвойные ванны: 2-3 мл| хвойного экстракта на 10 л воды; температура воды 36-37 0 С. Длительность 7-10 мин.

Во время проведения ванны медицинская сестра следит за общим состоянием ребенка, дыханием, цветом кожных покровов.

Если ребенок побледнел, жалуется на головокружение, его срочно вынимают из ванны, кладут на кушетку, подняв кверху ноги, дают понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом, растирают виски. В таких случаях необходимо срочно вызывать врача.

Ручная ванна. Для процедуры подходит детская ванна или таз. Одну или две руки ребенка окунают в воду по локти. Для усиления раздражительного действия в воду можно добавить немного сухой горчицы. Температуру постепенно увеличивают с 37 0 С до 40 0 С; длительность ванны 10-15 мин. Ручные ванны применяют при заболеваниях органов дыхания.

Ножная ванна. В эмалированное ведро или таз наливают воду не ниже 36-37 0 С. Опускают ноги ребенка и последовательно доливают горячую воду, доводя температуру воды до 40 0 С. Длительность процедуры 10-15 мин. после чего ноги досуха вытирают, одевают хлопковые, а также шерстяные носки. Больного укладывают в кровать, придав ему полусидячее положение, тепло укрывают. Для горчичных ножных ванн применяют профильтрированный раствор горчицы из расчета 100 граммов на 10 л воды. Ножные ванны показаны при простудах, гипо – и гипертонических состояниях, локальном поражении суставов.

Смену постельного белья проводят в отделении 1 раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, которые находятся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

При смене нательного белья больному, который находится на строгом постельном режиме, медицинская сестра поднимает края рубашки, снимает ее через голову, а затем освобождает руки. Чистое белье одевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашку сначала на больную, потом на здоровую руку.

Как правило, одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает кровать. Смену белья у лежащих больных проводят двумя способами: 1) грязная простыня свертывается валиком со стороны головы и ног, а затем забирается. Чистая простыня, которая скатана с двух сторон как бинт, подводится под крестец больного и распрямляется по длине кровати; 2) больного ребенка передвигают на край кровати, потом сворачивают грязную простыню по длине, на свободном месте распрямляют чистую, на которую переворачивают больного, а на другой стороне снимают грязное и расправляют чистую.

Грязное белье (отдельно нательное и постельное) собирают в пластмассовые баки с крышками или клееночные мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый передник, сортирует белье и сдает в прачечную. После смены белья пол и расположенные рядом предметы обрабатывают 1% раствором гипохлорида кальция.

В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Ребенку, который находится на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмалированный или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер отвечает номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался лишь своим горшком. Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и потом обрабатывают дез.раствором. Для устранения запахов посуда для испражнений обрабатывается слабым раствором перманганата калия.

Уход за детьми с лихорадкой, обеспечение физиологических отправлений у детей .

При уходе за пациентом следят, не повышается ли у него температура тела. Максимальная температура тела, которую переносит человек, равняется 42-43 0 С, минимальная — 28 0 С, при температуре тела более низкой чем 28 0 С человек не может жить.

Температуру тела больным в больнице измеряют 2 раза в сутки: утром натощак, в 7.00 – 7.30 и в 16.30 – 17.00, перед ужином. Проводить термометрию после принятия еды нежелательно, поскольку ее показатели будут несколько выше. Иногда, по назначению врача, отдельным больным температуру тела измеряют чаще – 3-4 раза в день, или каждые 2 часа. Это позволяет обнаружить кратковременные колебания температуры тела.

В физиологических условиях температура тела здорового человека колеблется на протяжении дня в пределах 36,4 – 36,9 0 С, утром она на 0,3 – 0,5 градуса ниже, чем вечером. После принятия еды и усиленной физической работы она также незначительно повышается. Следует иметь ввиду, что у грудных детей температура тела несколько выше, у людей преклонных лет – более низкая. Разные участки тела имеют разную температуру: в полости рта, прямой кишке, влагалище температура на 0,5-1 0 Свыше, чем в аксиллярной ямке или паховой складке.

Температуру тела чаще всего измеряют в глубине аксилярной ямки. Если термометр сохранялся в дез.растворе, то перед использованием его ополаскивают под проточной водой и вытирают салфеткой насухо, чтобы не вызвать аллергического раздражения кожи у больного. Каждый раз перед измерением температуры тела ртуть в термометре нужно опустить в резервуар. Для этого берут термометр в кулак так, чтобы кончик термометра с резервуаром был свободен и повернут книзу. Потом несколько раз стряхивают термометр, после чего проверяют, опустилась ли вся ртуть в резервуар.

Потом больной в положении сидя или лежа поднимает руку. Если кожа под мышками влажная, ее вытирают насухо, поскольку влажность охлаждает ртуть и показатели термометра будут более низкими. В глубину ямки помещают конец термометра с резервуаром ртути. После этого больной прислоняет согнутую в локтевом суставе руку к телу. Ослабленным больным нужно помогать поднять руку и потом поддерживать ее в нужном положении. Во время измерения температуры больной должен находиться в полном покое, лучше в лежащем положении. Термометр держат под мышкой 10 мин. Показатели термометра заносят в температурный лист, а термометр дезинфицируют.

У детей температуру тела измеряют в паховой складке. Для этого термометр помещают в паховую складку, а ногу ребенка сгибают в тазобедренном суставе так, чтобы термометр спрятался в образованной складке кожи.

Чтобы измерять температуру в ротовой полости, резервуар термомтера размещают под языком, а больной губами придерживает корпус термометра.

При измерении температуры тела в прямой кишке больного выкладывают на бок. Вытертый термометр вводят за внутренний сфинктер на глубину 2-3 см. Для облегчения введения нижний конец термометра смазывают вазелином. После введения термометра ягодицы больного сближают между собой. Термометр держат 5 мин. Противопоказано измерение температуры в прямой кишке при задержке опорожнения, поносе и заболеваниях прямой кишки. После каждого измерения температуры в прямой кишке термометр промывают теплой водой и дезинфицируют.

У детей повышение температуры тела (гипертермия|) наблюдается чаще, чем у взрослых, что связано с особенностями терморегуляции. Гипертермия 38 0 С и выше сопровождается ухудшением состояния ребенка, появлением сонливости, отказом от еды, иногда рвотой и так далее.

Нормальная температура тела, измеренная в подмышечной области, или в бедренной складке составляет 36-37 0 С. Температура в полости рта или в прямой кишке на 1 0 С выше.

Температура тела, измеренная в подмышечной области, которая составляет 37-38 0 С, называется субфебрильной|; 38-38,9 0 С – фебрильной|, 39-40,5 0 С- пиретической|, выше 40,5 0 С – гиперпиретической.

Лихорадка имеет три периода:

Первый характеризуется постепенным повышением температуры тела, лихорадкой, цианозом| губ и конечностей, головной болью и ухудшением общего самочувствия. В этой стадии медицинская сестра должна обеспечить достаточное количество жидкости, хорошо укутать и следить за физиологическими отправлениями.

Второй период – это период максимального повышения температуры, который характеризуется нарастанием интоксикации, усилением головной боли, слабости. Иногда могут наблюдаться галлюцинации, бред, судороги. Такого больного не разрешается оставлять без присмотра, поскольку он может упасть с кровати и травмироваться. Необходимо обеспечить индивидуальный пост медицинской сестры.

Третий период – период снижения температуры тела. Он может проходить по разному: критически, то есть температура быстро снижается, или литически, то есть снижается постепенно. При критическом снижении температуры у ребенка наблюдается слабость, появляется обильный пот, конечности становятся холодными, пульс нитевидным. Больного ребенка нужно обложить теплыми грелками, обеспечить достаточное количество жидкости, одеть в сухое чистое белье. Постепенное снижение температуры сопровождается умеренной слабостью и влажностью кожи.

По типу различают следующие температурные кривые:

— постоянную (febris continua), когда суточные колебания температуры не превышают 1­ 0 С (характерна для брюшного тифа);

— послабляющую (febris remittens) – суточные колебания температуры больше 1­ 0 С (вирусные и бактериальные инфекции);

— интермиттирующую (febris intermittens) – кратковременные периоды подъема температуры на протяжении суток сменяются периодами нормальной или сниженной температуры (гнойно-септические заболевания ревматизм, туберкулез);

— атипичную или неправильную (febris atypica, febris irregularis) – колебание высокой или умеренно высокой температуры не имеет никаких закономерностей (любые инфекции).

В период лихорадки необходимо чаще поить ребенка для пополнения потери жидкости. Используют кипяченую воду, 5% раствор глюкозы или сладкий чай, фруктовые соки. Пить дают небольшими порциями, но часто.

Повышение температуры выше 37 0 С требует дополнительного введения жидкости из расчета 10 мл на каждый килограмм массы тела ребенка. Питание детей с гипертермией должно отвечать возрастным потребностям.

При сухости губ их смачивают водой и смазывают любым жиром (сливочным или растительным маслом). При вынужденном положении в постели, ребенка необходимо чаще переворачивать на протяжении суток, распрямлять складки на белье, при необходимости проводить надлежащий гигиенический туалет.

Для помощи при гипертермическом синдроме необходимо подготовить следующие материалы:

  • смесь из уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1;
  • пузырь с кусочками льда или бутылки, заполненные холодной водой;
  • марлевые стерильные салфетки;
  • клизму;
  • газоотводную трубку.

При гипертермии применяются физические методы охлаждения, для чего ребенка раздевают и растирают тело (конечности, живот, переднюю поверхность грудной клетки), смесью уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1. На голову, на область крупных сосудов (на запясный или голеностопный суставы) на короткое время прикладывают пузырь с кусочками льда, или бутылки, заполненные холодной водой. Можно использовать влажный холодный компресс на голову. По назначению врача медсестра может сделать ванну с температурой воды 37 0 С, или охлаждающую клизму (температура воды на 6-8 0 С ниже температуры тела).

Клизма с прохладной водой (температура воды на 6-8 0 С ниже температуры тела). Ее вводят через газоотводную трубку по 20-150 мл за 2-5 мин. в зависимости от возраста. Конец трубки зажимают. Процедуру выполняют до тех пор, пока температура тела не снизится к 37 0 С.

Основные виды клизм, которые применяют в педиатрической практике, методика и правила их использования у детей разного возраста.

Клизмы применяют с целью очистки кишечника (очистительные клизмы) или введение питательных или врачебных веществ (питательные, лечебные клизмы). Клизма усиливает перистальтику толстого (рефлекторно) и тонкого кишечника, имеет слабительное действие, в некоторых случаях устраняет непроходимость кишечника.

Показание и противопоказание к проведению клизм:

очистительная клизма назначается при запорах, с целью очистки кишечника от кала и газов, при отравлениях, во время подготовки к операции, рентгеновского обследования и перед применением глистогонной терапии. Нельзя ставить очистительные клизмы детям, у которых обнаружены воспалительные, язвенные, гнойные процессы в области ануса и толстого кишечника. Клизмы противопоказаны также при желудочно-кишечных кровотечениях, аппендиците, перитоните, после операций на органах брюшной полости, при коллапсе и некоторых других состояниях.

В зависимости от возраста ребенка для очистительных клизм используют резиновые, грушевидные баллоны разной вместимости 30-100 мл| и больше. Детям старше 5 лет для очистительных клизм необходимо большее количество воды и ее вводят с помощью кружки Есмарха.

Все предметы, которыми пользуются для очистительной клизмы, кипятят. В кишечник детей раннего возраста вводят кипяченую воду температуры 28-30 0 С. При спастических запорах, чтобы уменьшить спазмы гладкой мускулатуры, берут теплую воду (37-38 0 С). При анатомических запорах применяют прохладную воду (22-24 0 С и даже 20°С), которая усиливает тонус и перистальтику толстого кишечника.

На одну очистительную клизму, в зависимости от возраста, нужны разные количества воды:

новорожденным – 30 мл|;

1-3 мес. – 60 мл|;

3-6 мес. – 90 мл|;

6-9 мес. – 120 -150 мл|;

9-12 мес. – 180 мл|;

в 1-2 года – 200 мл|;

2-5 лет 300 мл|;

6-9 лет – 400 мл|;

10-14 лет 500 мл.

Наполняют баллон водой, наконечник смазывают вазелином или вазелиновым маслом, потом повернув баллон наконечником вверх, осторожным нажатием на его дно выпускают воздух к появлению воды из наконечника.

Ребенка кладут на левый бок с согнутыми в коленях и прижатыми к туловищу ногами.

Наконечник резинового баллона вводят в анус на 3-5 см, потом плавно выпускают жидкость в полость прямой кишки. В течение 8-10 минут сжимают ягодицы, чтобы жидкость не вылилась наружу. Потом закладывают между ногами пеленку и отпускают ягодицы, чтобы ребенок опорожнялся. Детей возрастом старше 9-10 месяцев можно посадить на горшок, чтобы прямая кишка полностью освободилась от воды и каловых масс.

Гипертоническая клизма больше активирует перистальтику кишечника, потому ее назначают для устранения пареза кишечника. В зависимости от возраста, вводят 25-100 мл| 10 % раствора кухонной соли.

При длительных запорах можно применять масляные клизмы. Их ставят с помощью небольшого баллончика, наконечник которого вводят на глубину 10-12 см (чтобы ребенок удерживал масло как можно дольше) и вводят в прямую кишку 30-100 мл| масла (прованского, льняного, конопляного, подсолнечного), подогретого до 37-38 0 С.

Если масляная и очистительная клизма не эффективны, ставят сифонную клизму. Сифонную клизму применяют как лечебное мероприятие при спастических коликах для промывания кишечника, с диагностической целью при кишечной непроходимости. Перед сифонной нужно поставить очистительную клизму.

Для сифонной клизмы нужно: воронку объемом 500 мл|, резиновую трубку 1-1.5 м с наконечником, кувшин на 3- 5 литров с теплой кипяченой водой (35-36 0 С), клеенку, таз или ведро для промывных вод.

Методика проведения сифонной клизмы: больного кладут на левый бок с согнутыми ногами, под ягодицы кладут клеенку так, чтобы другой конец ее доходил до сосуда, куда будут выливаться промывные воды. Смазан вазелином гибкий наконечник осторожными вращательными движениями вводят на 20-40 см в толстую кишку. Заполненную водой воронку поднимают на высоту 60-80 см над больным, потом опускают ее вниз и выливают промывные воды в ведро или таз. Манипуляцию повторяют 8-10 раз пока из кишечника не будет выливаться чистая вода. На клизму нужно 3-5 л воды, иногда и больше. После проведения процедуры резиновый наконечник оставляют в толстой кишке на 15-30 мин. вместо газоотводной трубки. Через наконечник из кишечника выливаются остатки воды и отходят газы.

Следует следить за состоянием ребенка. При сильной боли в животе, ухудшении состояния ребенка, появлении в промывных водах крови процедуру немедленно прекращают.

Лечебные клизмы – применяются при необходимости ввести в прямую кишку лекарственное вещество. Проводят сразу же после опорожнения кишечника, или через 10-15мин. после очистительной клизмы. С помощью лечебных клизм вводят: 0,5% раствор танина; отвар ромашки (15 граммов цветов кипятят 2 мин в 250 мл| воды и охлаждают к 40-42 0 С), масло шиповника, облепихи. Для уменьшения перистальтики кишечника можно делать крахмальные клизмы (5 граммов крахмала растворяют в 100 мл| теплой воды, потом добавляют 100 мл| кипятка и охлаждают до 40-42 0 С)

Объем лечебных клизм зависит от возраста ребенка:

до 5 лет – 20-25мл;

5-10 лет – до 50 мл|;

старше 10 лет – 50-75мл.

Наконечник клизмы вводят на глубину 10-12 см.

Газоотводнуютрубку у детей используют при скоплении газов в толстом и тонком кишечнике. Метеоризм вызывает резкую боль в животе, усиливает секреторную и двигательную функции желудочно-кишечного тракта, ограничивает экскурсию диафрагмы и тем самым осложняет дыхание.

Для отведения газов пользуются газоотводной трубкой разной длины: для школьников 30-50см, дошкольники и дети раннего возраста – 15-30см. Конец трубки может быть закругленным. Его смазывают вазелином и осторожно вращательными движениями вводят в прямую кишку по возможности как можно глубже, к сигмовидной кишке: грудным детям на глубину 7-8 см; от 1 до 3 лет 8-10 см; от 3 до 7 – на 10-15 см; школьникам на 20-30 см и больше. Перед процедурой желательно поставить очистительную клизму.

Уход за пупочним остатком

Согласно приказа МОЗ Украины №152 от 04.04.2005 г. уход за пупочным остатком выполняют таким образом:

Перерезка и клемирование пуповины в родильном зале (операционной)

Сменить использованные перчатки на стерильные прежде чем наложить стерильные зажимы на пуповину приблизительно через 1 минуту после рождения ребенка. Перерезать пуповину стерильными ножницами. Через 2 часа после рождения ребенка на пеленальном столе наложить стерильную одноразовую клемму на 0,3 – 0,5 см от пупочного кольца. Обработка культи пуповины антисептическими, антибиотиками нецелесообразна.

Уход за пупочним остатком.

Обязательно тщательное мытье рук медперсоналом и матерями. Пупочний остаток не нужно накрывать повязками или подгузниками. Нет необходимости обрабатывать пупочний остаток антисептиками и антибактериальными средствами при условии обеспечения раннего контакта матери и ребенка “кожа к коже” с последующим совместимым пребыванием.При условии отсутствия раннего контакта “кожа к коже” матери и ребенка и последующей изоляции от матери с целью профилактики колонизации госпитальной флорой рекомендуется обработка пупочного остатка и пупочной ранки раствором бриллиантового зеленого. Одежда ребенка должна быть чистой.

При загрязнении пупочного остатка (остатками мочи, испражнениями и тому подобное) необходимо сразу промыть его теплой кипяченой водой с мылом и тщательным образом просушить его чистой пеленкой или салфеткой. Необходимо содержать пупочный остаток всегда сухим и чистым. Следить за возможными признаками инфекции.

Уход за пупочн ы м остатком (пупочною ранкой) после выписки из родильного стационара

Ребенка можно выписывать домой с пупочным остатком, который не имеет признаков инфекции, при условии проведения медицинским персоналом родильного стационара обучения и усвоения матерью навыков ухода за пупочним остатком. Необходимо поддерживать пупочний остаток (пупочную ранку) всегда сухой и чистой. Не накрывать пупочний остаток (пупочную ранку) подгузниками. До заживления пупочной ранки купать ребенка в кипяченой воде. Тщательным образом следить за достоверными признаками инфекции.

Материалы для самоконтроля:

А. Задание для самоконтроля:

1. Вопросы для самоконтроля:

1. Как ухаживать за кожей грудного ребенка?

2. Как ухаживать за ротовой полостью, ушами, глазами, носовыми ходами у детей разного возраста?

3. Укажите особенности гигиены девочек.

4. Опишите технику проведения лечебных ванн.

5. Опишите технику проведения гигиенических ванн.

6. Какие особенности проведения первой гигиенической ванны новорожденного?

7. Какие особенности гигиены пациента детской больницы?

8. Как пеленать детей грудного возраста?

9. Перечислите особенности измерения температуры тела у детей.

10. Как ухаживать за больными детьми с лихорадкой?

11. Перечислите основные виды клизм и технику их выполнения.

12. Какие методы профилактики и лечения молочнцы Вы знаете?

13. Какие особенности смены постельного белья у тяжелобольных пациентов?

14. Назовите особенности ухода за пупочним остатком согласно приказа МОЗ Украины №152 от 04.04.2005 г.

2. Тесты для самоконтроля

1. Уход за пупочным остатком включает:

а) Тщательное мытье рук

б) Пупочный остаток не нужно накрывать повязками

в) Нет необходимости обрабатывать пупочный остаток антисептиком

г) Все перечисленое

2. Подмывание наружных половых органов девочкам проводят:

а) спереди назад;

б) сзади наперед;

в) не имеет значения.

3. По степени погружения туловища в воду ванны бывают

б) местные;

в) полуванны;

г) сидячие;

д) все перечисленое.

4. Как часто проводят смену постельного белья в стационаре:

а) ежедневно;

б) через 2-3 дня;

в) 1 раз в 7-10 дней и по необходимости;

г) не меняют.

5. Для гипертонической клизмы используют:

а) 10% раствор кухонной соли;

в) кипяченую воду.

6. Лечебные клизмы проводят:

а) после опорожнения кишечника;

б) до опорожнения кишечника;

в) не имеет значения.

7. Для лечения молочницы используют:

а) 1 % раствор перманганата калия;

б) 2 % раствор бриллиантовый зеленый;

г) 2-5 % раствор натрия гидрокарбоната.

8. В зависимости от температуры воды ванны подразделяют на:

а) горячие;

б) теплые;

в) индифферентные;

г) холодные;

д) все перечисленое.

9. Нормальная температура тела измеренная в прямой кишке составляет

в) на 1 0 С выше чем в подмышечной области;

г) на 1 0 С ниже чем в подмышечной области.

10. Какое количество воды нужно на одну очистительную клизму для новорожденного:

а)30 мл|; б) 50 мл; в)75 мл; г) 90 мл

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
г б д в а а г д в а

Задачи для самоконтроля:

У ребенка 20 суток участковым педиатром диагностировано потницу. Какие рекомендации должен дать врач?

а) госпитализировать в детское отделение;

в) обработать кожу дезинфицирующими средствами;

с) назначить лечебные ванны с лекарственными травами;

д) назначить антибиотик.

У ребенка 3 лет, который находится в стационаре по поводу острой бронхопневмонии отмечается запор в течении 3 дней, тянущие боли внизу живота. Что необходимо назначить ребенку?

а) очистительную клизму;

в) сифоновую клизму;

с) слабительные средства;

д) продлить наблюдение.

У ребенка 3 месяцев обнаружен рахит, острое течение, период разгара. Какие лечебные ванны можно рекомендовать?

а) с морской солью или хвоей;

в) крахмальные;

с) горячие горчичные;

д) с чистой кипяченой водой.

Эталон ответов к задачам

Основная литература:

  1. В.Г. Майданник, В.Г. Бурлай. Ваш ребенок(Уход и воспитание). — Киев 2004.-298 с.
  2. Практикум по педиатрии пропедевтики с уходом за детьми. – Киев 2002. Знание Украины. Майданник в.Г., Дука к.Д., Бурлай в.Г.

3. Т.В. Капитан Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – Винница. – 2006.

4А.Н.Бурая, И.А.Головко, В.С.Тихомирова / Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребенком. – Москва. – 1982.

5.Мазурин А.В., Запруднов а.М., Григорьев к.И. / Общий уход за детьми. – «Медицина» Москва – 1998

6.А.В. Токарь, В.И. Джемайло но др. /Справочник для медицинских сестер – Киев 2002

7.С.П. Винникова, И.Н. Дыгало и др. / Практические навыки и умения медсестры педиатрического профиля – Ростов-на-дону «Феникс» 2002.

Дополнительная литература:

  1. Р.В.Тонкова-Ямпольская. Т.Я.Черток, И.Н.Алферова / Основы медицинских знаний.- Москва.- 1981
  2. Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. — М: Медицина, 1999.
  3. П.Г.Жученко, Н.С.Пушкарь, И.А.Сытник / Антенатальная охрана плода и уход за новорожденным. – Киев. 1983
    1. Основы медицинских знаний и методы лечения по Девидсону / пер. с англ. В 2 Т. -Киев:»Кобза»,

Специфика ухода за больными детьми разного возраста заключается в особенностях непосредственного наблюдения за больным ребенком, общения с ним, методики собирания материала для лабораторных исследований, проведения медицинских процедур.

Создание гигиенической обстановки для больного ребенка складывается из общих гигиенических установок, предъявляемых к помещениям детских больниц, особенностей гигиены новорожденного и грудного ребенка.

Для детей раннего возраста необходимы небольшие палаты или боксы, закрытые и открытые. При подозрении на инфекционную болезнь ребенок должен быть помещен в изолятор со специальным оборудованием. Для матерей, госпитализированных вместе с детьми, должна быть выделена спальня и столовая. Для прогулок больных детей выделяют веранду или специальные комнаты с постоянно открытыми окнами.

Кровати для детей грудного возраста должны иметь высокие спускающиеся или откидные стенки. В кроватку кладут жесткий матрац из конского волоса, мочала, морской травы. Нельзя применять матрацы из пуха или пера. Под голову подкладывают плоскую небольшую подушку.

Температура воздуха в палате для недоношенного ребенка - 22-26 С в зависимости от веса тела, для доношенного - 20 С. Необходимо ежедневное систематическое проветривание палат в любое время года.

Одежда не должна стеснять движений ребенка, а должна быть легкой и теплой. Для пеленания недоношенных детей удобно использовать конверты. Свободное пеленание показано детям с нормальной функцией терморегуляции независимо от веса их тела, возраста и места нахождения (открытый кувез, кровать).

Основой ухода за новорожденными (доношенными и недоношенными) является соблюдение строжайшей чистоты, в ряде случаев - стерильности. Не допускаются к уходу за новорожденными лица с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями. Недопустимо ношение шерстяных вещей и колец.

Персонал обязан соблюдать правила личной гигиены и при том строго, работать в марлевой маске, сменяемой каждые 3 ч. Ежемесячно у всех работников отделения необходимо проводить исследования слизи из носа и зева на носительство дифтерийных палочек, гемолитического стрептококка. Проверку отсутствия стафилококков в смыве рук производят также раз в месяц.

Особого внимания требует уход за пупочной ранкой, который должен проводиться в строго асептических условиях. Ежедневно производят туалет новорожденного: глаза промывают стерильной ваткой, смоченной в растворе марганцовки (1:10000) или растворе фурациллина (1:5000), в направлении от наружного края к внутреннему; нос очищают ватными фитильками, смоченными в прокипяченном растительном масле (рис. 122); ребенка умывают, смазывают кожные складки; подмывают после каждого акта дефекации.

Необходим ежедневный осмотр зева больного ребенка. Каждый день регистрируют температуру, вес тела, количество и качество испражнений, наличие срыгивания, рвоты, приступов кашля, асфиксии, судорог. Взвешивают детей в утренние часы, до начала первого кормления.

При назначении прогулки учитывают вес тела, возраст ребенка, время года и местные климатические условия. Недоношенных детей можно выносить на прогулку в возрасте старше 3-4 недель в весенне-летний период при достижении ими веса 2100- 2500 г, в осенне-зимний - при достижении веса 2500-3000 г. Первая прогулка этих детей зимой не должна превышать 5-10 мин, летом- 20-30 мин. Доношенным детям с 2-3-недельного возраста разрешаются прогулки зимой при температуре воздуха - 10 С при отсутствии ветра. Если у ребенка усиливается цианоз, кашель, появляется бледность, беспокойство, прогулка прекращается.

Организация кормления больного ребенка требует от персонала особой четкости, выдержанности и умения. Трудности кормления могут быть обусловлены недоразвитием сосательного рефлекса, наличием врожденных уродств, отказом ребенка от пищи, бессознательным состоянием и др. В таких случаях кормление производят через желудочный зонд, через пипетку, с ложечки; применяют парентеральное и ректальное питание.

Собирание у детей материала для лабораторных исследований представляет трудности и требует особых навыков. Дети-до 5-6 лет не откашливают мокроту. Поэтому в момент, когда ребенок кашляет, шпателем, придерживая корень языка, снимают мокроту стерильным тампоном, который затем вводят в стерильную пробирку. У грудных детей мокроту извлекают из желудка с помощью зонда, вводимого в желудок натощак.

Взятие крови для серологических, биохимических и других исследований производят путем венопункции. Испражнения для бактериологического исследования собирают стеклянной трубкой, оплавленной с обеих концов, которую стерилизуют и вводят в задний проход. Наполненную испражнениями трубку закрывают с обоих концов стерильной ваткой, опускают в пробирку и отправляют в лабораторию. Испражнения для исследования на яйца-глист собирают в чисто вымытую стеклянную посуду небольшого размера. Чисто обструганной палочкой кал берут из 5-6 разных мест, затем посуду плотно прикрывают чистой бумагой.

В обеспечении правильного ухода за тяжелобольными должны активно участвовать все медицинские работники. Врачи выбирают наиболее рациональный способ транспортировки больного, его размещения в лечебном учреждении, определяют характер питания, режим лечения и пр. Но основные обязанности, связанные с уходом за больными, лежат на медсестрах и младшем медицинском персонале. Уход при интенсивной терапии имеет очень большое значение, так как для этой категории пациентов характерны гиподинамия , вынужденное положение в постели, беспомощность и неспособность к элементарному самообслуживанию.

Эти мероприятия могут быть общими и специальными .

Общие мероприятия включают в себя: уборку помещения, в котором находится больной; поддержание надлежащего состояния самого больного; заботу об удобной постели, чистоте постельного белья и одежды; организацию питания; оказание помощи при приеме пищи, туалете, четкое и своевременное выполнение всех предписанных медицинских процедур и лекарственных назначений; непрерывное наблюдение за динамикой самочувствия и состояния больного.

Особенности ухода, обусловленные спецификой того или иного заболевания или повреждения, обозначают термином «специальный уход» .

Уход - важная составная часть лечения. Правильный уход предполагает создание благоприятной бытовой и психологической обстановки на всех этапах лечения. Он строится на принципах охранительного режима, оберегающего и щадящего психику больного. Большое значение имеют создание уюта, поддержание у больного оптимистичного настроения, уверенности в благополучном исходе болезни.

Успешное выполнение многочисленных мероприятий по уходу требует не только соответствующих навыков, но и сострадательного отношения к больному, душевной щедрости. Болезнь, физические страдания порождают повышенную раздражительность, чувство тревоги, ощущение неудовлетворенности, иногда даже безысходности, недовольство медперсоналом или близкими людьми. Противопоставить этому тягостному мироощущению следует чуткость, такт, умение ободрить, поддержать больного.

Организация ухода и выполнение его в условиях больницы или поликлиники - обязательный и ответственный раздел деятельности медперсонала. В домашних условиях уход осуществляется близкими больного при консультации и под контролем медработников.

В зависимости от состояния тяжелобольные принимают то или иное положение в постели. Активное положение характерно для удовлетворительного состояния, когда пациент легко и свободно может осуществлять те или иные произвольные движения.

Пассивное положение принимается в случае невозможности активных движений (при бессознательном состоянии, резкой слабости), вынужденное положение - для ослабления болезненных ощущений. При ортопноэ больной сидит со спущенными с постели ногами, вследствие чего уменьшается застой крови в сосудах легких и несколько ослабляется одышка.


Создать тяжелобольному удобное положение в постели можно путем изменения положения функциональной кровати, головной и ножной конец которой быстро переводят в удобное положение (поднимают, опускают). Больным с повреждением позвоночника под матрац подкладывают твердый щит. Кровати в палатах устанавливают таким образом, чтобы к ним можно было подойти со всех сторон. Матрац должен быть достаточной длины и ширины, с ровной поверхностью, желательно, чтобы он был обшит клеенкой.

Подушки должны быть средних размеров, в некоторых случаях (при тяжелой одышке) больным удобнее лежать на высоких подушках, в других (например, после операции до выхода из наркоза) - на низких или вообще без них.

Простыню тщательно расправляют, края ее со всех сторон подвертывают под матрац.

Постель больного и его нательное белье должны содержаться в чистоте. Постельное и нательное белье необходимо менять по мере загрязнения, умело, не создавая больному неудобств и не причиняя болезненных ощущений. При смене простыни больного осторожно отодвигают на край постели, освободившуюся часть грязной простыни скатывают вдоль (как бинт) и на это место расстилают чистую простыню.

При смене рубашки (лучше, чтобы на больном была рубашка-распашонка) подводят руку под спину тяжелобольного, подтягивают рубашку за край до затылка, снимают ее через голову и освобождают рукава. При повреждении одной из рук сначала снимают рубашку со здоровой руки. Надевают рубашку, наоборот, начиная с больной руки, и пропускают ее через голову по направлению к крестцу больного.

Если тяжелобольной, испытывающий потребность опорожнить кишечник, находится в общей палате, его желательно отгородить от других больных ширмой. Чисто вымытое и продезинфицированное судно с небольшим количеством воды, добавленной для устранения запаха, подводят под ягодицы больного, предварительно попросив его согнуть ноги в коленях и помогая ему свободной рукой несколько приподнять таз. После освобождения судна от содержимого его тщательно моют горячей водой и дезинфицируют.

При подаче мочеприемника следует иметь в виду, что далеко не все больные могут свободно помочиться, лежа в постели. Поэтому мочеприемник обязательно должен быть теплым. В необходимых случаях (при отсутствии противопоказаний) иногда даже целесообразно положить теплую грелку на надлобковую область. После мочеиспускания мочеприемник опорожняют, хорошо промывают и дезинфицируют.

Важная часть ухода за тяжелобольными - уход за кожей. Кожа выполняет защитную функцию, участвует в теплорегуляции, в обмене веществ. Поэтому ее чистота и отсутствие повреждений - главные условия ее нормальной жизнедеятельности.

Загрязнение кожных покровов секретом потовых и сальных желез, другими выделениями может вызвать сильный зуд, расчесы, вторичное инфицирование кожи, грибковые заболевания, опрелости в определенных областях (в межпальцевых складках ног, межъягодичных складках, подмышечных впадинах), способствует в ряде случаев образованию пролежней.

Кожные покровы больных, находящихся на постельном режиме, ежедневно обтирают ватными тампонами, смоченными кипяченой водой с добавлением спирта, ароматических веществ или столового уксуса. При этом следует тщательно обмыть, а затем высушить места, в которых могут скапливаться выделения потовых желез (складки под молочными железами, пахово-бедренные складки и т.д.). Руки больных моют перед каждым приемом пищи, а ноги - 2-3 раза в неделю.

Кожные покровы половых органов половых органов и промежности необходимо обмывать ежедневно. У тяжелых больных с этой целью следует регулярно (не менее 2 раз в день, а иногда и чаще) проводить туалет половых органов с помощью подмывания, которое осуществляют, используя кувшин: струю теплой воды или слабого раствора перманганата калия направляют на промежность.

При этом ватным тампоном производят несколько движений в направлении от половых органов к заднему проходу. Другим ватным тампоном таким же образом осушают кожу промежности. При наличии у женщины выделений из влагалища применяют также спринцевание - орошение стенок влагалища с помощью кружки Эсмарха и специального влагалищного наконечника кипяченой водой, слабым раствором гидрокарбоната натрия, перманганата калия или изотоническим раствором хлорида натрия .

Плохой уход за волосами с нерегулярным мытьем может приводить к их повышенной ломкости, выпадению, образованию на кожных покровах головы жирных или сухих отрубевидных чешуек (перхоти).

Мытье головы тяжелобольного в постели при жирных волосах осуществляется не реже 1 раза в неделю, при сухих и нормальных - 1 раз в 10-14 дней. Мытье головы у тяжелобольного проводят в постели, размещая тазик у головного конца кровати: голову больного несколько приподнимают и запрокидывают.

Для мытья волос лучше использовать мягкую воду (кипяченую или с добавлением тетрабората натрия из расчета 1 чайная ложка на 1 литр воды). Целесообразнее пользоваться приготовленной мыльной пеной. После мытья волосы осторожно вытирают полотенцем, поле чего тщательно и бережно расчесывают, начиная от корня, если волосы короткие, или же, наоборот, с концов - при длинных волосах.

Необходимо также осуществлять систематический уход за ногтями, регулярно удаляя грязь, скопившуюся под ними, и коротко подстригая их не реже 1 раза в неделю.

Уход за глазами осуществляют при наличии выделений, склеивающих ресницы и веки, появляющихся обычно при воспалении слизистой оболочки век (коньюктивитах). В таких случаях с помощью ватного тампона, смоченного 2% раствором борной кислоты, вначале размягчают и удаляют образовавшиеся корочки, а затем промывают конъюнктивальную полость кипяченой водой или физиологическим раствором. При этом веки раздвигают указательным и большим пальцами левой руки, а правой рукой, не касаясь век, производят орошение конъюнктивального мешка с помощью резинового баллончика.

Уход за ушами заключается в их регулярном мытье теплой водой и мылом. В ряде случаев возникает необходимость в очищении наружного слухового прохода от скопившихся в нем выделений и удалении серной пробки.

Профилактика пролежней при длительном вынужденном положении, ограничении двигательной активности производится следующим образом :

Положение больного меняют каждые 2 ч с осмотром мест возможного образования пролежней;

Поворачивая больного и перестилая постель, следят, чтобы не было складок, крошек; постель должна быть сухой и чистой;

Под крестец и копчик подкладывают резиновый круг, помещенный в чехол, под пятки, локти и затылок - ватно-марлевые круги; при возможности используют противопролежневый матрац;

Утром и вечером места возможного образования пролежней обмывают теплой водой или протирают ватным тампоном, смоченным 10% камфорным спиртом, 0,5% раствором нашатырного спирта, 1% салициловым спиртом с последующим легким массажем;

Кожу вытирают насухо;

Начинающийся пролежень (покраснение кожи) 1-2 раза в сутки смазывают 5-19% раствором перманганата калия; запущенные пролежни лечат специальными средствами.

Профилактика легочных осложнений предусматривает выполнение полного комплекса респираторной физиотерапии : постуральный дренаж; перкуссия и вибрация грудной стенки; стимуляция кашля; отсасывание мокроты и пр. Необходимо учитывать, что у больных, например, в состоянии комы кашлевой рефлекс подавлен, следовательно, эвакуация секрета естественным путем затруднена. Мероприятия по удалению секрета обеспечивают проходимость бронхов и трахеи. Эффективным методом разжижения секрета являются ингаляции (паровые, ультразвуковые).

Для проведения постурального дренажа больному придают такое положение, при котором секрет под влиянием силы собственной тяжести будет стекать из нижних отделов легких в крупные бронхи и трахею. Идеальное положение постурального дренажа - с опущенным головным концом. Перемещению секрета и облегчению его эвакуации способствует поворот больного со спины на один и другой бок.

Выполняя вибрационный массаж, медсестра кладет ладонь на грудную клетку больного, во время выдоха делает несколько ударов кулаком другой руки по тыльной поверхности своей кисти. Массаж лучше выполнять при различных положениях тела или во время проведения постурального дренажа.

Важную роль в профилактике легочных осложнений играет тщательный уход за полостью рта. При многих тяжелых заболеваниях, особенно сопровождающихся высокой лихорадкой, значительно снижается сопротивляемость организма, в результате чего в полости рта могут активно размножаться микробы, существующие там и в нормальных условиях. По мере накопления слюны ее удаляют из полости рта с помощью салфетки, смоченной раствором антисептика, либо с помощью аспирационного катетера. Делать это необходимо осторожно, чтобы не травмировать слизистую оболочку. Можно также промывать полость рта слабым раствором перманганата калия, 0,5% раствором соды, изотоническим раствором хлорида натрия. При этом чаще всего пользуются шприцем Жане.

Кормление тяжелобольного . Если активное питание больного невозможно, но он может самостоятельно глотать, для приема пищи его удобно усаживают в постели и кормят с помощью ложки или специального поильника. Если больной не может есть и отказывается глотать, применяют лечебное питание (зондовое, парентеральное). Правильное использование парентеральных препаратов, строгий учет показаний и противопоказаний, расчет необходимой дозы, соблюдение правил асептики и антисептики способствуют устранению нарушения обмена веществ, в том числе и очень тяжелого, помогают ликвидировать явления интоксикации, нормализовать функции различных органов и систем.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ

Правильный уход за больным ребенком помогает справиться с заболеванием и предупредить развитие осложнений.

Большое значение имеют следующие факторы:

✓ чистота помещения, постели, белья и одежды;

✓ личная гигиена ребенка;

✓ точное выполнение всех назначений врача;

✓ строгое соблюдение режима;

✓ правильный подход;

✓ терпение и ласковое обращение с малышом.

Помещение, где находится больной ребенок, следует проветривать 20-30 минут (в зависимости от погоды) как минимум 4 раза в день: утром, днем, вечером и перед сном. Ребенка в это время хорошо укрывают или выносят в другую комнату.

Пыль с мебели и пола убирают влажным способом ежедневно.

Постель проветривают, встряхивают, подушку взбивают. Следить за чистотой постели нужно очень тщательно, поскольку малейшее загрязнение белья мочой, калом, мокротой или рвотными массами может привести к дополнительному инфицированию ребенка.

Кровать ребенка должна стоять в самом хорошем и светлом месте комнаты. На ней не должно лежать или висеть ничего лишнего (одежда, белье и др.). Под простынку не помешает положить клеенку — это позволяет подмывать малыша и подавать ночную посуду, не опасаясь, что промокнет матрац.

Температура воздуха в помещении должна быть в пределах 17-20 °С. В зависимости от температуры воздуха ребенка укрывают теплым, легким одеялом или простыней. Чрезмерное перегревание — как и пере-охлаждение — вредно для детей всех возрастов, так как нередко способствует затяжному течению болезни.

Около кровати ставят столик с предметами ухода, здесь же должны быть полотенца для рук и лица. Лекарства на этот столик ставить не рекомендуется.

Одежда больного ребенка должна быть теплой и легкой. Чистое белье храните в отдельном, предназначенном для него месте — шкафу, тумбочке. Грязное белье до стирки убирают в отдельный ящик или мешок. Белье, испачканное рвотой или испражнениями, нужно сразу же положить в ведро или таз с дезинфицирующей жидкостью (в домашних условиях в качестве дезинфицирующей жидкости можно использовать хлорсодержащие отбеливатели). После стирки постельное и нательное белье необходимо прогладить. Особенно строго эти правила должны выполняться, если ребенок болен дизентерией, инфекционной желтухой и другими желудочно-кишечными заболеваниями.

Ни одна болезнь (даже протекающая с повышенной температурой), за исключением некоторых тяжелых состояний и заболеваний кожи, не является препятствием как для ежедневных обмываний и умываний, так и для гигиенических ванн.

Туалет грудного ребенка проводят особенно тщательно и в то же время быстро, чтобы не утомлять малыша и не причинять ему неприятных ощущений. Тяжелобольного умывают ватой, смоченной в кипяченой воде. Обязательно протирают шею за ушами и кожные складки. Детям постарше моют руки перед каждым приемом пищи, причем каждую руку в отдельности опускают в тазик и моют с мылом, затем ополаскивают чистой водой и вытирают полотенцем. Ногти должны быть острижены. Больного ребенка следует ежедневно подмывать над тазиком или, подложив под него в несколько раз сложенную пеленку, протирать ватой, смоченной в теплой воде, после чего хорошо обсушить. Если состояние ребенка позволяет, его высаживают на горшок, тяжелобольному подкладывают судно.

Полезные советы по уходу за больным ребенком

❖ Постельное белье больного ребенка меняют по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю, а нательное - ежедневно.

❖ Возможность прогулок на свежем воздухе определяет врач: их время и продолжительность зависят от возраста ребенка и характера заболевания.

Не балуйте ребенка. Когда ребенок болен, ему, естественно, уделяется много внимания. Вам приходится часто готовить ему еду и питье, и если он, например, отказывается от какого-то напитка, вы тут же охотно готовите ему другой. Вы с удовольствием покупаете ему новые игрушки, лишь бы он был счастлив и спокоен. Ребенок очень быстро привыкает к такой ситуации и начинает использовать ее в своих интересах, превращая родителей в рабов. К счастью, большинство детей выздоравливают за несколько дней. Как только родители перестают чрезмерно беспокоиться за ребенка, он прекращает выдвигать завышенные требования. Через несколько дней все возвращается на круги своя.

Если же болезнь длится долго, то постоянная чрезмерная забота и усиленный уход не самым лучшим образом сказываются на ребенке. Он становится чересчур требовательным. Если он для этого слишком хорошо воспитан, то может стать раздражительным и вспыльчивым, как избалованный вниманием публики актер. Он слишком быстро привыкает к тому, насколько хорошо быть больным и пользоваться всеобщим вниманием. Его способность к самостоятельности ослабевает подобно мышцам, которые долгое время находятся без движения.

Забота в рамках разумного

Родителям следует как можно скорее отыскать золотую середину в своем отношении к больному ребенку. Это означает, что вы должны входить к нему в комнату с приветливым и спокойным, но не озабоченным выражением лица, задавать ему вопрос о самочувствии таким тоном, словно вы ожидаете от него хороших, а не плохих новостей. Такой вопрос, видимо, стоит задавать ему только раз в день. Если вы уже на собственном опыте знаете, что именно он будет с удовольствием есть и пить, приготовьте ему эти блюда и не спрашивайте с робким видом, нравятся они ему или нет. Тем более не хвалите его за то, что он поел.

Не настаивайте, если он отказывается от еды (за исключением тех случаев, когда доктор считает, что ему необходимо усиленное питание). Если ребенок болен, то чрезмерная настойчивость очень легко может отбить у него остатки аппетита.

Если вы покупаете ребенку новые игрушки, выбирайте такие, которые будут стимулировать его воображение: кубики и конструкторы, наборы для шитья, рисования и моделирования, альбом для коллекционирования марок. Не давайте ему больше одной игрушки за раз. Дома всегда найдется множество занятий, например вырезание картинок из старых журналов, пересматривание книг, рукоделие, строительство домов и целых городов из кубиков, игра с куклами. Ребенку можно немного посмотреть телевизор или поиграть на компьютере, однако не стоит увлекаться, поскольку дети от этого становятся вялыми и такого рода занятия побуждают их подольше оставаться больными.

Если ребенок болеет продолжительное время, но состояние здоровья позволяет ему учиться, пригласите учителя или репетитора на дом или сами занимайтесь с ним каждый день. Конечно, хорошо, если вы можете много времени посвятить больному ребенку, однако вам совсем не обязательно находиться рядом с ним постоянно. Ребенку полезно знать, что у родителей тоже есть свои дела, но в случае необходимости они всегда будут в его распоряжении. Если болезнь у ребенка не заразная и врач позволяет ему общаться с другими детьми, регулярно приглашайте его друзей поиграть и пообедать с ним.

Самая трудная пора наступает, когда ребенок уже в целом выздоровел, но еще не восстановил свою былую форму. Вы сами должны решить, насколько ему еще необходим особый уход с вашей стороны. В общих чертах можно порекомендовать позволить ребенку вести свою прежнюю жизнь, насколько это позволяют сложившиеся обстоятельства. Вы уже вправе ожидать от него хорошего поведения и отношения к вам и остальным членам семьи.

Покой, питье и свежий воздух

Больного малыша могут раздражать обычные домашние звуки , особенно работающий телевизор; присутствие людей, тем более не очень знакомых; назойливое внимание близких и т. д. Это связано с тем, что все силы его организма мобилизованы на борьбу с болезнью, а любые внешние факторы этому только мешают.

Спокойнее всего кроха чувствует себя на маминых руках , и вам нужно быть готовой к тому, что он не даст зам заниматься домашними делами, поэтому либо переложите их на плечи других членов семьи, либо оставьте до лучших времен. Погладьте малышу спинку и животик, побаюкайте его, поцелуйте, расскажите ему что-нибудь хорошее. Не забывайте, что мысли и слова обладают не только информацией, но и энергией, а это означает, что «биокомпьютер» малыша воспринимает все посылы, идущие от вас. Поэтому ни в коем случае не давайте воли своим «дурным» опасениям и страхам (особенно если ребенок рядом)!

Некоторые заболевания, такие как скарлатина, корь, ветряная оспа, представляющие опасность для здоровья и даже жизни взрослых, детьми переносятся относительно легко.

При частых, но не тяжело протекающих ОРЗ не всегда следует паниковать. Количество вирусов, вызывающих заболевания, ограниченно, против них каждый раз вырабатывается иммунитет, и в конечном итоге вероятность заболевания с возрастом снижается, особенно если не забывать о закаливании малыша.

Больному малышу нужно больше пить: во-первых, при температуре организм интенсивнее теряет жидкость; во-вторых, с большим количеством воды выводятся вредные вещества (через пот и мочу).

Если кроха питается только грудным молоком, посоветуйтесь с врачом: он порекомендует, поить ребенка водой или просто чаще прикладывать его к груди, чтобы он пил первое, более жидкое, молоко.

Если же малыш находится на искусственном или смешанном вскармливании, лучше всего давать ему негазированную минеральную воду; отвар изюма, кураги; компот из свежих или сухих фруктов. Дополнительное питье еще более актуально, если у ребенка была диарея или рвота.

Бывает, что ребенок отказывается пить - попробуйте давать ему более жидкую пищу (разбавленную молочную смесь, прозрачные супы на курином бульоне). Отказ и от еды, и от питья - повод вызвать врача. В крайних случаях для предотвращения обезвоживания организма ребенка может потребоваться госпитализация.

Кормить больного малыша нужно более мелкими порциями, но почаще. Пища должна быть более жидкой - и для восполнения жидкости, и для лучшего глотания, особенно если болит горло. Во время болезни не следует вводить в прикорм новых продуктов, предпочтение должно отдаваться легкоусвояемой, нежирной, теплой пище.

Помните, что чистый прохладный воздух необходим заболевшему малышу так же, как и здоровому! Не стоит выводить на прогулку малыша, у которого заразное заболевание. Гулять не рекомендуется, если на улице холодно и ветрено, а у ребенка повышенная температура тела. Прогулки также противопоказаны в остром периоде заболевания, пробелах, слабости, плохом самочувствии. Напомним, что поддержание температуры тела на холоде требует значительных энергозатрат. Прогулки на свежем воздухе пойдут малышу на пользу, особенно если у него заболевание дыхательных путей. При затрудненном дыхании свежий воздух и вовсе является средством первой помощи. Тем не менее, если у вас есть сомнения, то обязательно посоветуйтесь с врачом. Любой малыш уникален, а приводимые нами советы носят общий характер.

Лечебные процедуры дома

Выясните у врача, какие у лекарства могут быть побочные эффекты, на какие симптомы следует обращать внимание, после применения средства сообщите педиатру о возникающих реакциях. Запишите их для себя на будущее.

Если вы уже давали и ребенку до этого какое-либо лекарство, не забудьте сказать об этом лечащему врачу: некоторые средства несовместимы между собой.

Как правило, лекарства дают лучший эффект, если принимать их через равные интервалы в течение суток. На практике же лекарства дают ребенку во время бодрствования - 3-4 раза в день.

Капли в ухо закапывают детям старше 3 месяцев. Нужно положить малыша к себе на колени больным ухом вверх и накапать в него лекарство, после чего подержать малыша в таком положении еще некоторое время. Детям до 3 месяцев лекарство капают на ватку, которую закладывают в ушко.

В некоторых случаях вам придется ставить ребенку очистительную или лекарственную клизмы.

Грудным малышам при запорах вводят от 50 до 100-120 мл жидкости. Очистительную клизму рекомендуют делать с отваром ромашки.

Для лечения некоторых воспалительных заболеваний (например, отита) применяются местные прогревания.

Во время приступа рвоты или сильного кашля с мокротой нужно держать ребенка так, чтобы он не подавился: положите малыша поперек своих коленей, лицом вниз (подставив тазик или подстелив пеленку, чтобы он мог сплевывать). Ритмично, но не сильно похлопывайте ребенка по спине. После приступа оботрите лицо малыша водой и дайте ему попить. Укладывая ребенка в кроватку, немного приподнимите ее изголовье; кладите его спать на бочок.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх