Муниципальное бюджетное учреждение культуры. Когда на Ямале отмечается главный праздник кочевников – День оленевода День оленевода что за праздник
Продолжительность: 1 день
День оленевода. Официально праздник стал отмечаться с 30-х гг. XX в. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта до середины апреля. Объясняется такое долгое проведение праздника тем, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте в тот период, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения. В этот праздничный день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре. Оленеводство - это не только одна из отраслей сельского хозяйства, но и смысл жизни для тундрового населения. Оленевод-это одна из самых редких профессий, потому что этой профессии нельзя обучиться даже в самом престижном вузе. Оленеводом можно только родиться. В народе говорят: "Бело-пестрого Духа-Оленя берегите из поколения в поколение". Олень для тундровика: и пища, и жилище, и одежда, и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуру, рога. Чем больше оленей у оленевода, тем он богаче. На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике. Этот красочный и яркий праздник давно стал "изюминкой" и неотъемлемой частью нашей жизни. День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, можно условно разбить на культурную и спортивную часть.
Культурная часть праздника включает в себя следующие виды:
- Конкурс женской одежды.
- Конкурс детской одежды.
- Конкурс мужских поясов.
- Конкурс на лучшую оленью упряжку.
Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды:
- Метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест).
- Прыжки через нарты.
- Перетягивание палки.
- Национальная борьба.
- Бег на лыжах (самодельных) с палкой.
- Гонки на оленьих упряжках.
- Гонки на снегоходах.
В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя. Но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь. Попав на этот праздник, вы познакомитесь с бытом и культурой народов Севера. Вы сможете побывать в традиционном жилище ненцев - чуме, прокатиться на оленьей упряжке и снегоходах, принять участие в спортивных состязаниях. Рыбные и мясные блюда, горячие хлебные лепешки с ягодами, икра, необычайно вкусный чай удивят любого, кто пробует их впервые. Все это готовится по традиционным рецептам, передающимся из поколения в поколение.
Красоты Севера, абсолютное ощущение свободы, яркость борьбы и пьянящий вкус победы все - это День оленевода!
Мне снилась стойбище. И низко тучи плыли,
И заячьи следы всю ночь меня кружили.
Вот я уже без сил бреду походкой шаткой,
Потом взлетаю вдруг белесой куропаткой.
И окунаюсь весь в воздушные потоки,
А надо мной снега алеют на востоке.
Бывает же во сне - вот с песенным азартом,
Приладив паруса к своим веселым нартам,
По тундре пролечу, не выходя из крена,
И в красоту ее вникая постепенно.
Здесь же - инвентарь: нарты, то есть деревянные сани с характерными косыми перекладинами, и хорей - палка с костяным набалдашникам для погона:
28.
А вот белый олень - такой обычно один на всё стадо и служит живым талисманом:
29.
В первый день праздника оленьи упряжки в основном катали народ, причём не дёшево - 150 рублей за кружок, думаю "за километр" цена сравнима с вертолётом.
30.
А в воскресение олени готовились к гонкам на нартах - кульминации праздника. Обратите внимание, что большинство оленей в это время без рогов, и лишь несколько упряжек пришли во всей красе. Зачем оленю такие рога, которыми разве что в тундре не за что цепляться - честно говоря не понимаю. А огромные выпуклые глаза оленя, слышал, меняют цвет по сезону, подстраиваюсь под зимнее сияние тнудры:
31.
Портрет рогатой авки... В следующей части ещё полюбуемся ими в деле, а сейчас снова вспомним Киргизию, где мне повстречались не менее чудные и в общем похожие на оленей своей неприрученностью животные - хрюкающие косматые яки .
32.
Главный атрибут тундрового мужчины - "пояс оленевода", на котором соседствуют инвентарь и обереги, в том числе обязательно - мдевежий клык:
33.
Или даже несколько клыков. На шее у оленевода - тынзян, то есть аркан для ловли оленя, который носят вот так, в оперативном доступе. А на ногах у них кисЫ - это даже не унты, а нечто покруче, под малицей они выше колена и крепятся под ней к поясу:
34.
Про саму ненецкую зимнюю одежду я уже писал несколько постов назад, ну а тут повторюсь. На мужчинах обычно малица - балахон, надеваемый через голову с закреплёнными на нём варежками и капюшоном, на женщинах соответственно ягушка, в отличие от малицы распашная, потому что мужчине - ловить оленей, а женщине - кормить детей грудью. Малиц и ягушек много на других фото, а здесь, на фотографирующемся у чума туристе - соок, он же совик или просто "гусь" - самая тёплая одежда, надеваемая поверх малицы: говорят, в нём можно в 40-градусный мороз валяться пьяным и проснуться без признаков обморожения. Вся эта одежда шьётся из двух оленьих шкур мехом наружу и вовнутрь, только малицы и ягушки - из осеннего меха телят, а совик - из зимнего меха взрослых оленей. Минусы этой одежды в том, что при температурах выше -20 в ней уже жарко, а в городе она храниться не может, начиная быстро гнить и скверно пахнуть.
35.
Малицы сверху прикрывают цветастым сукном, и в целом на деловитых ненецких мужчинах одинаковая одежда смотрится как униформа. А вот ягушки - другое: женщины ходят в них мягкими и пушистыми, и вдобавок толстая свободно сидящая одежда, перехваченная тугим поясом, создаёт эффект роскошной фигуры. Здесь же обратите внимание на украшения - накладные косы из цветной ткани:
36.
Сумочка... У всех этих вещей есть свои названия, но я в данном случае их подзабыл. На одежду при выборе невесты смотрят намного тщательнее, чем на лицо, и дело в том, что здесь не забыты изначальные причины того, почему женщина должна быть красива - ведь всё это ненцы не покупают, а делают своими руками, и стало быть чем чумработница наряднее - тем искуснее и хозяйственнее.
36а.
А роль пояса оленевода у женщин играют шапки с бахромой металлических украшений и опять же амулетов, порой передающихся веками из поколения в поколение. Висят они как раз на уровне пояса:
37.
38.
Ненцы относятся к "малым народам Севера", но их народ - крупнейший из малых: около 45 тысяч человек, населяющих всю тундру от Кольского полуострова до Таймыра, вдоль Баренцева и Карского морей: по размеру своей земли это один из крупнейших народов мира. Большая часть ненцев (30 тысяч человек) живёт в ЯНАО, 8 тысяч - в Ненецком округе, 3,5 тысячи - в Красноярском крае. Их язык относится к самодийской группе, вместе с финно-угорскими языками входящий в уральско-югорскую семью: проще говоря, ненецкий с финскими соотносится примерно как русский с фарси или хинди. Самодийцы пришли в эти края аж с Саянских гор , важитые оттуда тюрками, а из лесов - уграми. Оленеводство ненцы то ли принесли с собой (на Саянах издавна разводят маралов), то ли переняли у сихиртя - легендарного народа, жившего здесь до них, известного русским как печора и скорее всего родственного нынешним саамам. Название "ненцы" значит просто "люди" (нэнэч) или даже "настоящие люди" (нэнэй нэнэч), русские же до 1930-х годов называли их "самоеды". Говорят, что происхождение этого слова вполне безобидное, всего лишь переиначенное на русский манер название саамов - первого известного Руси тундрового народа, но ритуальное поедание вырванного сердца убитых врагов в глухом Средневековье летописи то ли отмечали, то ли приписывали. Ненцы, как и всякие кочевники, на момент встречи с русскими были народом воинственным и непокорным, не раз бунтовали (крупнейшее восстание Ваули Пиерттомина в 19 веке бушевало лет 20), грабили Пустозерск, и даже при Советах умудрились поднять два крупных восстания, известных ныне как Мандалада (это слово означает "военный совет" или даже "военное положение" в отличие от мирного "майолдава").
39.
При всём том ненцы - народ деловитый, умеют наживать богатство и устраиваться в жизни, и даже в наше время из крупнейшего в мире поголовья оленей (600 тысяч голов) Ямала больше половины голов - частные. Слышал, что чукчи (пасущие за копейки государственных оленей) ненцам завидуют и считают их ушлыми, и что среди ненцев много богатых людей, сделавших хороший бизнес на тундровом материале. При всём том, они неожиданно хорошо, куда лучше многих более крупных народов, сохранили язык, быт, традиционную культуру и даже фамилии без русского суфикса (кажется, таким в России могут похвастаться разве что тувинцы) - Харючи, Худи, Салиндер, Лапсуй, Вануйто, Валей... фамилий, правда, у них мало, буквально пара десятков, и каждая выросла из какого-то древнего рода, а в целом они все друг другу дальняя родня. Ну а ассмилияции ненцы не поддаются из-за того, что заняты делом, которым не может заниматься ни один больше народ, чумы да малицы сохранили потому, что весь прогресс не смог предложить для их реалий ничего лучше, и потому живут как бы в параллельном мире. Ненцам удалось то, что не удалось практически никому из народов СССР - сохранить свой традиционный образ жизни. Мне кажется, реальной обосолбленности в СССР у оленеводческих совхозов было поболее, чем у Прибалтики с Узбекистаном, а к советской власти тут многие относятся так же враждебно, как те же литовцы или западно-украницы: ненцы - такой же народ "труженников-собственников" со своими традициями самоорганизации без оглядки на государственную власть. В общем, это сильный народ со своим внутренним стержнем.
40.
Один из самых ярких этапов Дня оленевода - это конкурс "Кочевая семья", на который действительно съезжается несколько семей со всего ЯНАО. В актовом зале Детской школы искусств на той же площади в субботу и на ледяном подиуме в воскресение они поялвяются в собственноручно сделанных парадных нарядах, рассказывают о своей жизни в тундре, делают постановки, поют и пляшут, делятся секретами народной медицины, а в целом оставляют очень тёплое и яркое впечатление. Вот например семья Харючи из Ныды - эта фамилия, наряду с Вануйто, относится к двум исходным родам ненцев, и известные в прошлом как "карачеи", харючи были самым знатным из ненецких племён с собственным "замком" на берегу Надыма . Сейчас это просто одна из фамилий, но для образованного ненца она звучит что для русского Гагарин или Трубецкой. Старшие в семье - Родион и Радмила:
41.
Что ни говори, а ненки бывают очень красивы (хотя ненецкие типажи в целом исключительно разнооборазны):
42.
Говорят, кстати, почти все с акцентам, а некоторые свои речи произносили даже и по-ненецки без перевода. По звучанию и топонимике по-моему один из красивейших языков мира (в конце концов и мой никнейм Варандей - ненецкое слово).
43.
Семья Николай и Антонины Анагуричи из Кутопьюгана - как и Ныда, всё это Надымский район, но если та стоит на берегу Обской губы, то Кутоп - в глубине лесотундры:
44.
Семья Салиндер из знакомой нам по лету Антипаюты появилась с мистерией о том, как молодой ещё отец семейства однажды отправился в путь искать свою суженую, спрашивая, где она живёт, у Северного Сияния, Северного ветра и Северного Солнца, и в конце концов её нашёл - как сияние прекрасную, как ветер страстную, как солнце ласковую. Так и живут уже двадцать лет Родион и Вера вместе. Забегая вперёд скажу, что конкурс выиграли именно Салиндеры.
45.
В летней Антипаюте душой посёлка нам запомнился Катцо Салиндер в кепке-аэродроме - он когда-то в армии служил с грузинами и там заработал это прозвище, означающее "приятель". После конкурса мы с Димой и Леной подошли к Салиндерам и спросили, не знают ли они Катцо. Те пожали плечами: "он наверное из поселковых..." - всё же в этих краях люди делятся не по национальности, а по образу жизни.
46.
Семья Ивана и Анастасии Окотэтто из Яр-Сале -этот посёлок за Обской губой служит своего рода "столицей" оленеводческой цивилизации, и в Надыме на Дне оленевода правят был именно яр-салинцы, так как здесь проходит олений путь между их летними и зимними пастбищами.
47
Ну а мне интереснее всего оказалась встреча с семьёй Батмановых - по фамилии с русским суффиксом да по совершенно другой одежде, которую я принял бы скорее за что-то южно-сибирское видно, что они из другого народа. Это селькупы , в прошлом известные под говорящим названием остяко-самоеды (хантоненцы) или, вместе с енисейскими кетами - Пегая Орда. Селькупы, как и ненцы - народ самодийский, стало быть тоже пришли с Саян, но на слух языки их абсолютно разные (ненецкие Салемал, Ярудей, Хэбидя-мя или селькупские Ратта, Толька, Варга-Сылькы). Но главное - если ненцев на Север выжили угры в незапамятные времена, то селькупы где-то до 17 века были вполне себе таёжным народом под влиянием не столько хантов и манси, сколько живших за Енисеем эвенков, и славились как лучшие среди лесных народов гончары, ткачи (используя ткань из крапивы) и кузнецы, делавшие оружие для других народов. С покорением Сибири русскими Пегая Орда раскололась: половина селькупов остались на Средней Оби, в основном на севере нынешней Томской области, а часть ушли на север, к рекам Таз и Турухан, и фактически это два разных народа, несколько веков разделённых землях кетов и хантов. Селькупские ремёсла, кроме изготовления лодок и ткачества, в основном погибли, не выдержав конкуренции с русскими товарами, которые всегда можно было купить за пушнину. Ныне селькупов 4,5 тысячи человек, примерно поровну южных и здешних, но вот на родном языке среди них говорит дай бог четверть, и национальной одежды мы ни на ком, кроме Батмановых, и не видели.
48.
Фёдор Батманов, отец семейства. Одежда таёжная, совершенно непохожая на ненецкие малицы. У селькупов в принципе есть оленеводство, но всё же в первую очередь они промысловики. Подробнее о селькупах - .
49.
На второй этап конкурса приходили ещё Иосиф Подранхасов и Екатерина Кандыгина - настоящие ханты (дело в том, что хантами надымчане называют всех коренных жителей). Но о хантах я подробнее рассказывал в августе, когда пересёк по Оби их земли: музей Торум Маа в Ханты-Мансийске и живое святилище Юхангорт . Салехард, хоть и столица Ямало-Ненецкого региона, а стоит на северном краю хантыйских земель, и имеет "национальное" село-спутник Горнокнязевск . Ханты крыли летние чумы берестой, и если ненецкий чум ставился всегда на открытом месте, то хантыйский - погуще в лесу. В этом и разница: ненцы мне запомнились очень открытым и охотно показывающими себя чужаку, а ханты - народом скрытым, потайным и по-финноугорски чувствующим личное пространство.
50.
А вот ещё вечером пятницы в Доме природы, где было небольшое представление, я встретил людей опять же явно другого народа. Это оказались лесные ненцы со священного озера Нумто у истоков Надыма - их около 2000 человек, в основном они живут в Ханты-Мансийском автономном округе, и по образу жизни ближе к северным хантам или тем же селькупам (то есть - охота, рыболовство и мелкое подсобное оленеводство), но по языку, вере и народному искусство это всё-таки именно ненцы.
51.
Узоры неуловимо другие, не размашисто-тундровые, а вычурно-лесные. Женщина сказала, что шила это всё со старинных образцов - своим делом она считает сохранение традиционной вышивки, пока её не вытеснила полностью современная этномода.
52.
В следующей части, последней в надымском цикле - о том, чем все эти народы тут занимались.
День оленевода, наверно, самый большой праздник для жителей севера. Гуляния проходят по традиционному сценарию: приветственные слова администрации, выступления творческих коллективов, после чего наступает главная часть - состязания в оленеводческом мастерстве. Параллельно проходят выставки-продажи, знакомства и общение людей, которые месяцами кочуют по ямальской тундре, перегоняя оленей...
Праздник начался утром. Погода была великолепной - ветра не было и светило солнце. Температура была около -20 градусов:
Пока гонки не начались, оленеводы просто катали всех желающих:
04.
На одном оленеводе я заметил горнолыжную маску - похоже, некоторые из них предпочитают современные технологии для борьбы с непогодой:
05.
Для журналистов был приготовлен специальный пресс-чум с закусками и горячим чаем, где можно было отогреваться время от времени:
06.
Нас угощали колбасой из оленины, муксуном (рыба такая), конфетами и чаем:
07.
Чумы были построены в ряд и были зарезервированы для разных групп людей:
08.
Например, этот чум построили для жителей города, куда они могли зайти и погреться:
09.
Были также "чумы на спецобслуживании" для делегатов съезда:
В зрительском секторе построили горку, на которой катались сноубордисты. По моим наблюдениям, им ни разу не удалось проехать нормально и не упасть:
11.
За происходящим следила санитарная авиация Ямала. Если кто-то терпит бедствие далеко от города, эти люди высылают за ним вертолет. Часто оленеводы этим пользуются как удобной и бесплатной доставкой в Салехард. Берут кусок протухшего сала на леске, заглатывают на 20 минут и вытаскивают. После этого поднимается температура под сорок, человек зеленеет и длится это часа два. Главное - подгадать симптомы к прилету спасателей:
12.
На импровизированных лотках продавали рыбу и всякую всячину:
Кроме состязаний для оленеводов, были разные развлечения для жителей. На фоне города постоянно поднимался параплан, вертолет и небольшой самолетик. Обратите внимание на колеса УАЗика - на таких ездят по снежной целине:
14.
15.
А это - Ямал Ири, местный Дед Мороз. Последние несколько лет жители севера активно его пиарят. Ямал Ири отвечает прогрессивному духу времени: Википедия утверждает , что передвигается дед на оленьей упряжке, но, в случае чего, способен пересесть и на снегоход:
16.
Официальная часть ознаменовалась танцем ряженых музыкантов с барабанами:
17.
Оленеводы смотрели на это с явным скепсисом:
18.
Обратите внимание на вмерзшие в снег корабли на заднем плане. Довольно сюрреалистично:
19.
На бегу олени смешно вытаскивали языки:
20.
Перед соревнованиями каждому оленеводу присвоили номер и выдали по специальной майке:
21.
Кроме "натуральных" оленеводов, которые ведут кочевой образ жизни, были оленеводы из совхозов:
22.
Наш Гаврила был готов, весел и свеж как огурчик. Он, кстати, в итоге занял третье место:
23.
Были и такие участники гонки:
24.
Непонятно, как без зубов можно жевать оленину:
25.
Упряжки оленей перед стартом:
26.
Рядом оленеводы. Все ждут начало гонок:
27.
Начались заезды. Происходило все следующим образом: соревновались две упряжки на дистанции около 200 метров. Преодолев расстояние, участники разворачивались и гнали обратно:
28.
Стартовали упряжки очень забавно: после отмашки оленеводы начинали гикать и махать руками, чтобы олени тронулись. В упряжку уже запрыгивали на ходу:
30.
Почему-то где-то первые пятнадцать заездов, олени, которые стояли ближе к берегу убегали в сторону на горку:
32.
К сожалению, стартовать заново было нельзя:
33.
Соревнования, как такового не было - судья просто засчитывал время, и в конце выбирал лучшие показатели:
Сначала были мужские заезды, потом женские. На женские мы не остались потому что надо было торопиться на самолет:
35.
Для журналистов было выделено специальное место, откуда лучше всего наблюдать за гонкой - прессы было много:
36.
Неподалеку дети катались с горки, видимо, эта забава казалось им увлекательней:
37.
Еще несколько снимков с заездов:
39.
41.
42.
Я прогулялся до места, где был разворот гонки:
Множество собак гонялись с лаем за оленями, как у нас за машинами:
Одна из девушек на празднике была на шпильках и постоянно ходила, придерживаясь за своего кавалера. На что только девушки не идут ради красоты и привлекательности:
45.
Зато старшее поколение было более приспособлено к условиям: теплая одежда и термос с чаем:
47.
48.
На этом все о Салехарде. Stay Tuned!
Проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера .
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.
Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, конечно, для тундрового населения ведущего традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре, в своих чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое вместе со своими семьями и оленьими стадами.
Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. Олень – это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.
На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике.
День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, можно условно разбить на культурную и спортивную часть.
Культурная часть праздника включает в себя следующие виды:
Конкурс женской одежды.
Конкурс детской одежды.
Конкурс мужских поясов.
Конкурс на лучшую оленью упряжку.
Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды:
Метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест).
Прыжки через нарты.
Перетягивание палки.
Национальная борьба.
Бег на лыжах (самодельных) с палкой.
Гонки на оленьих упряжках.
Гонки на снегоходах.
В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя. Но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь.
В муниципальном образовании Приуральский район День оленевода проводится ежегодно первые выходные дни апреля перед косланием на летние пастбища, которые проходят в районном центре с. Аксарка на берегу реки Обь, местный народ съезжается сюда пообщаться, поторговать и померяться силами.
Ключевыми моментами праздника являются именно соревнования, ведь за победу в них дают призы. Побороться за победы и призы в национальных видах спорта в Аксарку съежаются самые сильные и ловкие мужчины местной тундры.
Жизнь в природе, помимо множества умений, требует от человека больших физических нагрузок. Для перетягивания палки нужны, например, не столько сильные бицепсы, сколько сильные пальцы. А метание тынзяна на хорей требует от пастуха очень точного глазомера. Попробуйте-ка поймать в огромном бегущем стаде именно того оленя, который вам нужен.
Ловкость и выносливость — жизненно важные умения каждого тундровика. От способности владеть своим телом зависит, сможет ли хозяин управляться с оленьим стадом и кормить семью. На этом празднике прыжки через нарты – часть состязаний.
На самом деле, День оленевода – самый древний из местных национальных праздников. Много веков в удобное для всех место съезжаются жители тундры. Молодые мужчины – чтобы похвалиться силой и удалью, женщины – красотой и уменьем вести домашнее хозяйство.
На Севере много интересного и необычного для жителей более южных регионов. Самое красочное представление обычно проходит в поселках, где эти оленеводы и проживают или в районе которых кочуют, но иногда проводят основные мероприятия и в городе, чтоб горожане тоже могли прикоснуться к культуре народов, оленей живьем посмотреть, национальные блюда попробовать.
Лаптандер Савватей Александрович ПМОФ-3125_2
ПМНВФ-748 День оленевода спортивные соревнования 1
ПМНВФ-749 День оленевода, Ледков Иван Серафимович 1
ПМНВФ-826 На собрании оленеводов Полуй 1987 г. 1
ПМНВФ-828 Лаптандер З.Х
ПМНВФ-848 На оленьей упряжке
ПМОФ-132 Фото. Оленья упряжка
ПМОФ-391 Атаман Владимир — оленевод, стада №9 совхоза Байдарацкий
ПМОФ-1301 Фото. Оленья упряжка п. Аксарка 1995 г.
ПМОФ-1302 Фото. Оленья упряжка.
ПМОФ-1446 Фото.Филиппов Фёдор Степанович оленевод с-за Байдарацкий 10 бригада, бригадир 1984 г.1
ПМОФ-1617 Фото. Оленеводческая упряжка 1
ПМОФ-1641 Фото сборка чума в тундре Байдарацкая тундра Приур. района 1988 г. фото Лаптандер Г.А.1
ПМОФ-1642-1 Фото. Олени гора Нямдуре’ — пэ авка Тэмуйкот 1990 год 1
ПМОФ-1837 Фото На планшете ‘В оленьем стаде’
ПМОФ-2159 Фото на паспорту ‘Оленья упряжка’ 1
ПМОФ-2160 Фото на паспорту ‘Оленья нарта’ 1
ПМОФ-2164 Оленеводы (групповой партрет)
ПМОФ-3423 Семья Серасхова Данила Ивановича — оленевод савхоза Байдарацкий
ПМОФ-3429 Оленевод Серасхов Данил Иванович
ПМОФ-3431 Семья Тользина Никиты (оленевод) Берёзкина В.Д.
Оленевод Тайшин К.М.
Семья оленевода Салиндер Н.В.
Стойбище весной
Департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа совместно с ГБУ ЯНАО «Ямалтур» и региональным Туристско-информационным центром завершил работу по созданию сайта о главном национальном празднике народов Севера «День оленевода».
День Оленевода - один из самых ярких и зрелищных праздников на Ямале. Он привлекает внимание огромного количества туристов своей локальностью и этнографической составляющей.
- «Сайт, объединивший всю информацию о проведении главного праздника коренных жителей Севера "День оленевода", поможет российскому и зарубежному туристу заранее спланировать поездку на Ямал. Его содержание - точные даты, места и программы празднования, контакты организаторов крупнейшего мероприятия в городах и поселках региона - в данный момент переводится на различные языки. Также это поможет запланировать поездку профессиональным журналистам, фотографам и видеографам, блогерам федерального и международного уровней, популяризирующим развитие внутреннего туризма в стране» , - отмечает и.о. директора департамента молодёжной политики и туризма ЯНАО Наиль Хайруллин.
День оленевода - это главный национальный праздник тундрового населения Крайнего Севера, который ежегодно отмечают на Ямале. Этнофестиваль традиционно проводится с февраля по апрель, когда заканчивается полярная ночь и приходит солнце. На праздник съезжаются оленеводы со всех концов бескрайней ямальской тундры.
Национальный праздник является отражением культуры, традиций и обрядов северных народов: ненцев, ханты, селькупов. Во время празднования проводятся зрелищные конкурсы национальных костюмов ручной работы, устраиваются увлекательные спортивные состязания: метание тынзяна на хорей; прыжки через нарты; национальная борьба; гонки на оленьих упряжках.
Ярмарка предложит вам уникальные сувениры с северным колоритом: сделанные местными мастерами: фигурки из кости, керамики, бронзы и бисера, национальные куклы и уникальные бурки из оленьей шкуры.
В основу праздника положены элементы традиционной праздничной обрядовой культуры народов Севера. Органичное слияние традиционных и новых элементов праздника делает его самобытным и привлекательным для жителей и гостей города Салехарда.
Программа праздника включает в себя концертную программу, конкурс национальной одежды, соревнования по национальным видам спорта, катание на оленьих упряжках, экскурсии в чум - традиционное жилище народов Севера. За 2018 год на Ямале побывали туристы более чем из 25 стран мира - Германии, Австралии, Бельгии, Чехии, Франции, США, Великобритании, Канады, Индии, Словении, КНР, Словакии, Испании, Индонезии, Японии, Новой Зеландии, Италии и других.
Как отмечает ИТАР ТАСС, «это история на выходные дни с возможностью попробовать национальную кухню, увидеть северное сияние, самобытную этнографию, арктическую природу» .
Департамент молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа продолжает работу над созданием версий сайта «День оленевода» на английском, китайском и позже немецком языках. В планах – информационная работа по продвижению данного ресурса на федеральном и международном уровнях.
Департамент молодёжной политики и туризма ЯНАО
Новости ЯНАО
- Ямальские рыбаки выходят в море. В округе появилась база для промысла в Байдарацкой губе сегодня
С сегодняшнего дня на Ямале установлен пожароопасный сезон сегодня