Сюжетно ролевые игры на прогулке средняя группа. Детская сюжетно-ролевая игра в средней группе

В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.

Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

Традиционные сюжеты
Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

Как подготовить детей к игре?
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр.

Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
1.Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
2.Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Можно воспользоваться книгой серии «Школа семи гномов» «Какие бывают профессии» Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
3.Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
4.Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества. Для проведения дидактических игр вам понадобятся различного рода предметы, которые можно найти в разделах «Игровые наборы», «Инструменты и оружие», «Наборы посуды»,
5.Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. В создании интерьера для проведения театрализованных игр вам поможет специальные наборы мебели.
6.Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей.

Транскрипт

1 Картотека сюжетно - ролевых игр в средней группе

2 «Семья» Задачи: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду. Ресурсное обеспечение: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы заместители. Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка». Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, дети-дошколята, кукла младенец. «Утро в семье» «Обед в семье» «Стройка» «Папа хороший хозяин» «У нас в семье младенец» «Вечер в семье» «Мама укладывает детей спать» «Выходной день в семье» «В семье заболел ребенок» «Помогаем маме стирать белье» «Большая уборка дома» «К нам пришли гости» «Переезд на новую квартиру» «Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения» Мама-воспитатель собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т.д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать. Мама-домохозяйка собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать. Папа-строитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается.

3 Папа-водитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать. Бабушка собирает и провожает внуков в детский сад и школу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; забирает из детский сад внучку, интересуется у воспитателя о ее поведении; готовит обед, печёт пирог; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками; даёт советы. Дедушка помогает бабушке, папе, читает газеты, журналы; играет с внуками, общается с соседями. Старшая дочка помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается. Дети-дошкольники встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать. «Детский сад» Задачи: Расширить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Вызвать у детей желание подражать действиям взрослых. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми. Ресурсное обеспечение: Куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты. Предварительная работа: Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/сада. Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя (физ. рук.). Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача, беседы из личного опыта детей. Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни. Игра-драматизация по стихотворению Н.Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек. Экскурсия в прачечную. Организация труда детей стирка кукольного белья, платочков. Игровые роли: Врач, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный работник, физкультурный руководитель, няня, повар, прачка. «Утренний прием» «Наши занятия» «Зарядка в детском саду» «Работа няни - завтрак» «Работа няни - уборка группы» «На прогулке» «На музыкальном занятии» «На физкультурном занятии» «Осмотр врача» «Обед в д/саду»

4 «Работа повара в детском саду» «Работа в прачечной детского сада» Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, играет с детьми, проводит занятия. Физ.рук проводит утреннюю зарядку, физкультуру. Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду Муз. руководитель проводит муз. занятие. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра измеряет температуру, рост, взвешивает, делает прививки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя. Прачка стирает белье, сушит, гладит, аккуратно складывает, выдает чистое няне. «Поликлиника» Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, шприц, шпатель. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Словарная работа: фонендоскоп, шпатель, прививка, витамины. Ресурсное обеспечение: халат и шапочка врача, халаты и шапочки для медсестёр, медицинские инструменты (градусник, шприц, шпатель) бинт, зелёнка, вата, горчичники, карточки пациентов, витамины. Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача. Чтение художественной литературы: Я. Райнис «Кукла заболела», В. Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Лечу куклу», А. Кардашова «Наш доктор». Инсценировка «Звери болеют». Рассматривание альбома «Мы играем во «врача». Изготовление атрибутов для игры. Беседы с детьми «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?» Игровые роли: Врач, медсестра, больной. Разыгрывают сюжеты: «На приеме у врача», «Вызов врача домой» «Поранили пальчик» «Болит горлышко» «Ставим укольчик» «Делаем прививку» Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает, смотрит горло, делает назначение. Медсестра делает уколы, дает лекарство, витамины, ставит горчичники, смазывает ранки, забинтовывает. Больной приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

5 «Я водитель» Задачи: Расширять у детей представления о профессии шофера, автомеханика. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь, творчество в игре, используя реальные предметы для создания игровой обстановки. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Воспитывать культуру поведения в транспорте. Словарные слова: бензозаправочная колонка, бензин, канистра, заправщик, кондуктор, механик, жезл, инспектор, права. Ресурсное обеспечение: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки машины бензином, ведерко с тряпкой, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор, жезл, фуражка инспектора ГИБДД, документы водителя (права). Предварительная работа: Экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом, такси и работой шофера. Познакомить с простыми жестами регулирования: «остановиться», «приготовится», «проезд разрешен». Подвижной игры: «Пешеходы и такси», «Светофор». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Д/и «Внимательный водитель», «Узнай машину», «Почини машину». Чтение: В. Сутеев «Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине». Игровые роли: Водитель такси, водитель автобуса, кондуктор, пассажиры, водитель грузовой машины, механик, заправщик, полицейский (инспектор ГИБДД). «Строим автобус» «Учимся водить автобус» «Автобус везет пассажиров» «Ремонт машин» «Заправляю машину» «Мойка машин» «Грузовая машина везет мебель в новый дом» «Грузовик возит грузы (кирпичи, песок, снег)» «Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)» «Везу пассажиров на вокзал» «Я поеду в гараж» «Едем в детский сад» «Катаемся по городу» «Едем в гости» «Поездка на дачу» Водитель такси доставляет пассажиров до места, берет деньги за проезд, заботиться о пассажирах, помогает положить багаж. Водитель грузовой машины нагружает и выгружать грузы. Водитель автобуса управляет автобусом, вращает руль, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. Кондукторпродает билеты, проверяет проездные билеты, следит за порядком в салоне автобуса, отвечает пассажирам на вопросы, где удобнее им выйти. Пассажирысадятся в автобус, покупают билеты, выходят на остановках, уступают

6 места старшим, пассажирам с детьми, помогают им выйти из автобуса, соблюдают правила поведения в общественном транспорте, общаются; готовятся к дальней поездке собирают вещи, воду, продукты в дорогу; наряжаются, причесываются, если едут в гости, в театр. Механик производит ремонтные работы, проверяет состояние машины перед поездкой, моет машину из шланга вытирает. Заправщик вставляет шланг, заливает бензин, берет деньги. Полицейский (инспектор ГИБДД) регулирует движение, проверяет документы, следит за соблюдением правил дорожного движения. «Парикмахерская» Задачи: Познакомить со спецификой работы мужского и женского парикмахера. Формировать представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями Учить выполнять несколько последовательных действий, направленных на выполнение его обязанностей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать культуру общения с «клиентами» Словарные слова: мастер, фен, фартук, пелеринка, бритва, маникюр. Ресурсное обеспечение: Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные расчески, флаконы, бигуди, лак для волос, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, маникюрши, уборщицы, заколки, резиночки, банты, полотенце, журналы с образцами причесок, бритва, машинка для стрижки волос, полотенца, деньги, швабра, ведра, тряпочки для пыли, для пола, лак для ногтей, пилочка, баночки от крем. Предварительная работа: Беседа «Зачем нужны парикмахерские». Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской». Экскурсия в парикмахерскую. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера. Дидактическая игры «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Чудо-фен». Рассмотреть предметы для бритья. Изготовление с детьми атрибутов к игре (фартуки, пелеринка, полотенца, пилочки, чеки, деньги и др.). Изготовление альбома «Модели причесок». Игровые роли: Парикмахеры дамский мастер и мужской мастер, мастер по маникюру, уборщица, клиенты (посетители): мамы, папы, их дети. «Мама ведет дочку в парикмахерскую» «Папа ведет сына в парикмахерскую» «Сделаем куклам красивые прически» «Едем на автобусе в парикмахерскую» «Делаем прически к празднику» «Приведем себя в порядок» «В мужском зале» «Покупка товаров для парикмахерской» «Приглашаем парикмахера в детский сад» Парикмахер женского зала надевает на клиента пелеринку, красит волосы, моет голову, вытирает полотенцем, стрижет, отряхивает состриженные пряди с пелеринки,

7 накручивает на бигуди, сушит волосы феном, покрывает лаком, плетет косички, закалывает заколки, дает рекомендации по уходу за волосами. Парикмахер мужского зала бреет, моет голову, сушит волосы феном делает стрижки, причесывает клиентов, придет форму бороде, усам, предлагает посмотреть в зеркало, освежает одеколоном. Мастер по маникюру подпиливает ногти, окрашивает их лаком, накладывает крем на руки. Клиенты вежливо здороваются, ожидающие очереди рассматривают альбомы с иллюстрациями разных причесок, читают журналы, могут пить кофе в кафе; просят сделать стрижку, маникюр; советуются, платят деньги, благодарят за услуги. Уборщица подметает, протирает пыль, моет пол, меняет использованные полотенца. «Магазин Супермаркет» Задачи: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать нагляднодейственное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре. Словарные слова: витрина, кассир, кондитерская. Ресурсное обеспечение: витрина, весы, касса, сумочки и корзинки для покупателей, форма продавца, деньги, кошельки, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки. «Продуктовый магазин»: муляжи овощей и фруктов, разные выпечки из соленого теста, муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных, коробки из под чая, сока, напитков, колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов и т.п. Предварительная работа: Беседы с детьми «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?». Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты. Игровые роли: Продавец, покупатель, кассир, директор магазина, шофер. «Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин)» «Овощной магазин (отдел)» «Мясной, колбасный магазин (отдел)» «Рыбный магазин (отдел)» «Молочный магазин (отдел)» «Продуктовый магазин» «Магазин музыкальных инструментов» «Книжный магазин» Продавец одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину). Директор магазина организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, следит за порядком в магазине.

8 Покупатели приходят за покупками, выбирают товар, узнает цену, советуются с продавцами, соблюдают правила поведения в общественном месте, устанавливают очередь в кассе, оплачивают покупку в кассе, получают чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, выдаёт чек, сдаёт покупателю сдачу. Шофер доставляет определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина, выгружает привезённый товар. «Зоопарк» Задачи: Обогатить знания детей о диких животных, об их внешнем виде, повадках, питании. Расширить представления детей об обязанностях сотрудников зоопарка. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным. Словарные слова: ветеринар, экскурсовод, вольер (клетка). Ресурсное обеспачение: Табличка «Зоопарк», строительный материал (крупный, мелкий), грузовая машина с клеткой, игрушки животных, тарелочки для продуктов питания, муляжи продуктов питания, метёлочки, совочки, ведёрки, тряпочки, фартук с нарукавниками для рабочих, билеты, деньги, касса, белый халат для ветеринара, градусник, фонендоскоп, аптечка. Предварительная работа: Рассказ о посещение зоопарка. Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке. Беседа «Правила поведения в зоопарке». Отгадывание загадок о животных, Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Детки в клетке, «Где обедал воробей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица». Изготовление альбома «Зоопарк». Рисование и лепка животных. Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто где живет?», «Животные жарких стран», «Животные Севера». Игровые роли: Директор зоопарка, экскурсовод, рабочие зоопарка (служители), врач (ветеринар), кассир, строитель, посетители. «Строим клетки для зверей» «К нам едет зоопарк» «Экскурсия по зоопарку» «Мы едем в зоопарк» «Покупка продуктов для животных» «Кормление животных» «Уборка вольеров (клеток)» «Лечение животных» Директор зоопарка руководит работой зоопарка. Экскурсовод проводит экскурсии, рассказывает о животных, чем питаются, где они живут, их внешнем виде, как надо обращаться с животными, говорит о мерах безопасности как ухаживать за ними. Рабочие зоопарка (служители) получает продукты питания для животных, готовят

9 специальные корма для животных, кормят их, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них. Врач (ветеринар) проводит осмотр животного, измеряет температуру, делает прививки, лечит обитателей зоопарка, ставит уколы, дает витамины. Кассир продаёт билеты на посещение зоопарка и на экскурсии. Строитель строит вольер для животного. Посетители покупают билеты в кассе и идут в зоопарк, рассматривают животных. «Моряки-рыбаки» Задачи: Учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана, рулевого, матросов, повара-кока, моряков-рыбаков. Продолжать учить использовать предметы-заменители, четко выполнять цепочку игровых действий. Активизировать речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. Словарная работа: Кок, якорь, штурвал. Ресурсное обеспечение: крупный строительный материал, фуражка капитана, бескозырки, гюйсворотники, спасательный круг, медицинский халат, медицинские инструменты, якорь, штурвал, бинокли, ведро, швабра, костюм для повара-кока, посуда для столовой, игрушечные рыбки, сети, ящик для рыбы, деньги. Предварительная работа: Чтение художественной литературы о рыбной ловле, кораблях, моряках. Просмотр фотографий, картин о море, моряках, кораблях. Беседа «Кто работает на корабле». Рисование и лепка рыбок. Игровые роли: Капитан, рыбаки, врач, повар (кок), водитель. «Строим корабль» «Моряки плывут на корабле по морю» «Моряки ловят рыбу, работают рыболовами» «Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора» «Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают» «Моряки выходят на берег и идут в парикмахерскую» «Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин» «Моряки приплывают в большой город и идут в «Зоопарк» «Моряки вернулись с плавания и отправились в магазин» Капитан ведёт судно, крутит штурвал, смотрит в бинокль, даёт команду отчалить, бросить якорь, ловить рыбу, контролирует работу рыбаков, даёт команду причалить к берегу. Моряки-рыбакивыполняют приказы, моют палубу, раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу, раскладывают в ящики. Врач осматривает моряков перед плаванием, разрешает отправиться в море, лечит заболевших на корабле. Повар (кок) готовит еду, кормит моряков. Водитель подъезжает к кораблю, проверяет качество рыбы, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.

10 «Почта» Задачи: Формировать у детей представления о труде работников почты. Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции. Развивать воображение, мышление, речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность, желание приносить пользу окружающим. Словарная работа: печать, посылка, почтальон, сортировщик, приемщик. Ресурсное обеспечение: столик для отправки и получения посылок, почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, марки, открытки, коробки для посылок, детские журналы и газеты, атрибуты к персонажу «голубь», деньги, кошельки, печать, машина. Предварительная работа: Экскурсия на почту, наблюдение за приемом корреспонденции, отправлением почты. Беседы о разных видах связи: почта, телеграф, телефон, интернет, радио. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Снеговик-почтовик». Чтение С. Я. Маршак «Почта», Ю. Кушан «Почтовая история». Изготовление печати-штампа, конвертов, открыток, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др. Коллекционирование открыток, журналов, календариков. Дидактические игры «Отправь письмо», «Путешествие письма», «Что нужно для работы почтальона», «Как отправить посылку». Слушание «Песенки почтальона» Б. Савельев. Игровые роли: Почтальон, сортировщик, приемщик, шофер, посетители. «Пришло письмо, открытка» «Почтовый голубь принес письмо» «Отправить поздравительную открытку» «Покупка журнала на почте» «Отправить посылку своей бабушке» «Посылка от сказочного героя» «Шофер везет почту» Почтальон берет на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по адресам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик. Посетитель отправляет письма, открытки, посылки, упаковывает их; покупает конверты, газеты, журналы, открытки; соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь; получает письма, газеты, журналы, открытки, посылки. Приемщик обслуживает посетителей; принимает посылки; продает газеты, журналы. Сортировщик сортирует письма, газеты, журналы, посылки, ставит на них печать; объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт). Шофер вынимает из почтового ящик письма и открытки; подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки, письма; привозит посылки; доставляет письма и посылки на почтовых машинах до поездов, самолётов, и теплоходов.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 97 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга Воспитатель Олейник Наталья Михайловна «Семья» Картотека сюжетно-ролевых

«Семья» Программное содержание: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли,

Картотека сюжетно ролевых игр в средней группе. 1)«Семья» Программное содержание: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять

«Картотека сюжетно - ролевых игр «СЕМЬЯ» Программное содержание: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать

II Сюжетно-ролевая игра Задачи Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 80 «СВЕТЛЯЧОК» Конспект: Самостоятельная игровая деятельность. г. Нижневартовск Цель игры Самостоятельная игровая деятельность

Комплекснотематический план по сюжетноролевым играм Тематика сюжетноролевых игр (Мама дочка. Мама папа забота о семье, готовит еду; кормит папу и дочку; ведѐт дочку в поликлинику). (Продавец покупатель

Игрушки у врача Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной»,

Картотека сюжетно-ролевых игр (подготовительная группа) (составила воспитатель МБДОУ 45 Мингалеева Л. Р.) «Семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 40 Г.ЕЛЬЦА СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МЫ СТРОИТЕЛИ» в средней группе «Колобок» Воспитатель: Костик Ж.В. Цель: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями

Методическая разработка Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» в старшей группе. 1. Задачи: Развивать интерес и познакомить с разными профессиями в сфере обслуживания. Уточнить правила поведения в парикмахерской.

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы «Кормление куклы Кати» Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время

Сюжетно-ролевые игры «Кормление куклы Кати» Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Материал

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Родники» детский сад 103 Г. Екатеринбург Оформление сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и требованиями

1 Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Улыбка» методическая разработка по теме «Мой край родной» Сюжетно-ролевая игра

Педагогический проект МДОУ д/с 1 «Ромашка» города Фурманова Во 2 младшей группе «Почемучки» «Профессии детского сада» Автор проекта: Воспитатель: Лобуничева О.Ю. Актуальность Дети младшего дошкольного

«Проект сюжетно-ролевой игры «Прогулка в зоопарке» с детьми средней группы» Выполнила: Скрипка Зоя Николаевна, Воспитатель МБДОУ «Детский сад 223» г.о. Самара I. Задачи руководства: 1. а) Расширять знания

Картотека сюжетноролевых игр Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА» Подготовительная группа 1. Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. 2. Воспитывать у детей желание учиться. 3. Прививать уважение

Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «На приеме у врача» в средней группе I. Задачи руководства: 1. Закреплять и обогащать знания о труде врача, аптекаря, таксиста: А) Расширять представления

Тема/сюжет Программное содержание Источник 1 неделя - Игры с куклами: 1. Игра-ситуация «Наши куклы» 2. Игра-ситуация «С новосельем» 2 неделя Игры с транспортом 1. Игра-ситуация «Машина едет по улице» 2.

Принят: Педагогическим советом 1 От 02 сентября 2017г. Перспективное планирование образовательных ситуаций по блоку задач «Игровая деятельность. (сюжетно ролевая игра)», реализуемых в образовательной деятельности

Особенности проведения сюжетно-ролевых игр у детей с ЗПР воспитатель I кв. категории МБДОУ 63 г. Нижнекамска Аксянова Р. К. Решающая роль в преодолении ЗПР у дошкольников принадлежит игре. В сюжетно-ролевой

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад «Березка» Конспект сюжетно-ролевой игре «Больница» (для детей второй младшей группы) Подготовила: Бузмакова О.А. воспитатель Переславль-Залесский, 2017

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Стиль». ЦЕЛЬ: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом. ЗАДАЧИ: побуждать детей более широко и творчески

Интерактивная игра «Знакомимся с профессиями» Интерактивная игра предназначена для воспитанников подготовительной группы детского сада и учащихся 1 класса. Цель: Задачи: расширение знаний и представлений

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Библиотека» в старшей группе. I. Задачи руководства: - создание интереса к работе в библиотеке; - расширить представление детей о работе библиотекаря, о правилах поведения

Педагогический проект МДОУ «Детский сад 227» г. Ярославля в первой младшей группе «Теремок» «Профессии детского сада» Авторы проекта: Воспитатели: Алиева Елена Станиславовна Кармакова Валентина Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УЧИМСЯ ИГРАТЬ ДОМА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ». Сюжетно-ролевые игры играют немаловажную роль в развитии ребенка. В таких играх существуют определенные правила, которые воспитывают

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 933 КОПСПЕКТ ИГРЫ- ПУТЕШЕСТВИЯ «Профессии» (младшая группа) Подготовила и провела воспитатель ГБОУ детского сада 933 Кислова Ю.В. Москва,

Отчет о проведении игры путешествия на тему: «Моя будущая профессия». Средняя группа 2. Воспитатель: Прикащенкова Мария Юрьевна. 1 сентября, в средней группе 2 «Пчелка» была проведена играпутешествие на

Социально-ролевые игры, как метод социально-бытовой адаптации Е.А. Александрова, социальный педагог На сегодняшний день одним из приоритетных направлений является интеграция людей с ОВЗ в полноценную социальную

Конспект непрерывной непосредственно организованной образовательной деятельности для средней группы по ознакомлению с трудом взрослых (старший дошкольный возраст) «Знакомство с трудом взрослых» Программные

Сюжетно ролевая игра «Салон красоты». в средней группе 3 Подготовила: воспитатель Мальцева С.И 2018г. Содержание программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Консультация для воспитателей: «Использование картотеки игровой деятельности» Провела: Садчикова М.Н. Родители и педагоги знают, как сложно организовать обучающий процесс для мальчишек и девчонок дошкольного

Grizli777 «Город Мастеров» Конспект сюжетно ролевой игры для детей 4 5 лет. Программное содержание: 1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определѐнные роли.

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об охране окружающей среды через реализацию проекта «Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Авторы: Сукиасова Жана Гайковна, Крутчинская Жанна

Щеканова Елена Александровна, воспитатель, Сяйлева Светлана Петровна, воспитатель, Мартышкина Галина Ивановна, воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с 192 «Ручеёк», г. Тольятти. КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ

Картотека сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений

«Кукла Катя в овощном магазине»

Цель: Учить узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; учить выполнять простейшие действия с предметами. Вызвать интерес от совместной игры.

Оборудование: Кукла Катя, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Она хочет приготовить овощной салат и сварить компот. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку овощи и фрукты. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Кукла Катя варит суп»

Цель: Формировать представление о том, что из овощей варят суп, расширить знания об овощах. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Муляжи овощей, игрушечная посуда, кукла.

Ход игры:

Воспитатель предлагает вспомнить, как дети ходили в магазин за овощами. И предлагает вместе с куклой Катей приготовить овощной суп. Все действия должны проговариваться. После приготовления супа, воспитатель предлагает его попробовать.

«Теремок»

Цель: Пополнять знания о повадках и характерных признаках животных. Учить выбирать роль, сопровождать ее речью и действиями, развивать сюжет игры.

Оборудование: Большая корзина, мягкие игрушки – зверюшки, модули, детская мебель (стол, стулья), самовар, салфетки, игрушечная посуда, угощение для детей.

Ход игры:

Дети вместе с воспитателем находят в группе корзину, накрытую красивым платком. По предложению воспитателя снимают платок с корзины и достают из неё мягкие игрушки.

Воспитатель: Дети, кто-то нам принёс игрушки, давайте мы поиграем в сказку. Давайте рассмотрим, что это за игрушки и поиграем в сказку «Теремок». Чтобы играть в эту сказку, нужно построить теремок. У нас есть разноцветные модули, давайте построим теремок из них. Воспитатель вместе с детьми строят теремок. Перед теремком ставятся детские стулья по количеству играющих. Любуются на свою работу. Воспитатель: Хороший теремок получился? Дети: Да!

«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Задачи:
1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера. 4. Активизировать словарь детей: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, накручивать на бигуди.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о значимости труда. 2. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера. 3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую». 4. Экскурсия в парикмахерскую (с родителями). Наблюдение за работой мастера. 5. Чтение С.Михалкова «В парикмахерской». 6. Рассмотреть несколько причесок у мальчиков и девочек в группе (косы, короткая стрижка). 7. Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем». «Для чего эти предметы»; 8. Подготовка игровой зоны для игры «Парикмахерская». Роли, которые могут исполнять дети:  парикмахер;  клиент Игровые действия 1. Надевание на клиента пелеринки. 2. Причесывание. 3. Стрижка. 4. Мытье головы. 5. Вытирание полотенцем. 6. Сушка феном. 7. Накрутка на бигуди. 8. Плетение косичек. 9. Завязывание хвостиков. 10. Закалывание заколок. 11. Клиенту, пока сохнет голова, можно предложить посмотреть модный журнал. Развивающая предметно-игровая среда 1. Зеркало. 2. Тумбочка для хранения атрибутов игры. 3. Разные виды расчесок (расчески должны быть с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные). 4. Флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы. 5. Бигуди на один оборот пряди.
6. Пластмассовые ножницы. 7. Игрушечный фен. 8. Пелеринка для клиента. 9. Фартук-накидка для парикмахера. 10. Полотенце. 11. Заколки, разноцветные резиночки, бантики. 12. Журнал с образцами причесок.
Ход игры
Сюрпризный момент (художественное слово). (Воспитатель - подходя к игровой зоне «Парикмахерская») Кто сегодня парикмахер? Разрешите, буду я. (надевает фартук, подготавливает игровую зону для игры) Я вам сделаю прическу, Например, как у меня. Здравствуйте, вы проходите, (приглашает заинтересовавшуюся девочку присоединиться к игре) Перед зеркалом садитесь, Я накидку завяжу. И, конечно, первым делом Аккуратно причешу. А теперь накрутим челку На большие бигуди, Заплетем косички сбоку, Хвост завяжем позади. Это все закрепим лаком Или гелем для волос, Подведем помадой губки И чуть-чуть припудрим нос. Я все сделала отлично, Похвалите же меня. Ведь теперь моя подружка Стала лучше, чем была! (обращает внимание детей на девочку, которой сделала прическу) Воспитатель объявляет детям, что скоро праздник – «Новый год». И к празднику, чтобы всем быть красивыми, необходимо сделать аккуратную прическу. - Ребята, а вы были в парикмахерской? Кто там работает? Вы знаете, как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? (ответы детей). Правильно парикмахер. Воспитатель, взяв на себя роль парикмахера, объясняет детям его роль в игре, при этом дает образец действий и общения. «Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь». «Какую прическу Вы бы себе хотели?» «Заплести косичку или завязать хвостик?» «Вы хотите две косички? Очень хорошо» «Пожалуйста!» «Вам понравилось?» «Я тоже рада, что Вам понравилось». «Приходите к нам еще, я сделаю новую прическу». «Пожалуйста, следующий!». Далее, воспитатель помогает распределить роли, дети закрепляют название инвентаря парикмахера (ножницы, электромашинка, расческа, полотенчики, шампунь, фен). Способы выхода из игры  «Какие у Вас у всех красивые и разнообразные прически! Молодцы наши парикмахеры. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она опять будет работать. Обязательно приходите».  Если игра не затухает, то можно заранее предупредить детей, что парикмахерская скоро закроется, осталось совсем мало времени, поэтому обслуживается последний клиент. Не
успевшие дети могут придумать себе прическу и прийти завтра. Таким образом, в игре будут участвовать все дети и никто не расстроится. Итоги игры: Игра в парикмахерскую закончена. Она вам понравилась? Что делали? Воспитатель: А завтра парикмахерская снова ждёт своих клиентов.
Конспект сюжетно-ролевой игры

«БОЛЬНИЦА»
(средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Формировать положительное отношение к врачам (ветеринарам), медсестрам, понимание ответственности работников этой профессии за жизнь людей (животных), а также чуткое, внимательное отношение к заболевшему (человеку, животному). 4. Активизировать словарь детей: ростомер, рецепт, маска, шапочка, кушетка, лекарство, таблетки, мазь, весы, фонендоскоп, бинт, вата.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя о профессии врача (ветеринара), о значимости его труда. 2. Рассматривание картин, иллюстраций о работе доктора (ветеринара, медсестры). 3. Беседа с детьми «Что нужно делать, чтобы не заболеть?», «Я укола не боюсь, если надо уколюсь». 4. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. 5. Чтение художественной литературы по теме: «Мой мишка» Александровой; «Заболел петух ангиной» А. Крылова; «Айболит», К. Чуковский, В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок». 6. Прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А Филиппенко, сл. Т. Волгиной; 7. Дидактические игры «Для чего эти предметы», «Что нужно доктору?» 8. Подготовка игровой зоны для игры «Больница». Роли, которые могут исполнять дети:  врач (доктор)  медсестра  ветеринар  больной (пациент) Игровые действия 1. Осматривать больного (слушать, ставить градусник, осматривать больное место). 2. Лечить. 3. Назначать лечение. 4. Отпускать процедуры, лекарства, делать уколы, прививки.
Развивающая предметно-игровая среда 1. Стол, стулья, кушетка, ширма. 2. Халат детский белый, шапочка. 3. Комплект игры «Доктор». 4. Баночки, коробочки.
Ход игры
Ребята, посмотрите, кого я вам привела. Это кукла – Катя. Настроение у Кати плохое совсем, давайте спросим у куклы, что же с ней случилось? Наша кукла заболела. Утром даже не поела. Еле глазки открывает. Не смеется, не играет. Целый день она молчит. Даже «мама» не кричит. Кто же сможет помочь нашей кукле? (ответы детей). Правильно, ребята, это доктор (врач). Давайте отведем скорее куклу к врачу (все отправляются в игровую зону «Больница»). Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь медицинских принадлежностей (дети рассматривают их, называют). Воспитатель надевает шапочку («приписывая» себе роль «врача») - А теперь я хочу расспросить куклу Катю, что же у нее болит. «Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измеряем (ставит кукле градусник). Теперь послушаю тебя. У тебя - ангина». Воспитатель: Мне нужна помощь. Необходимо госпитализировать больную куклу, и проследить, чтобы она принимала лекарство, которое я ей прописала. Кто же мне поможет? Ну конечно медсестра (вовлекает в игру одного из наблюдавших за ней детей, надевает ребенку белый халат, шапочку, выдает лекарство). Ожила вдруг кукла снова, Вот теперь она здорова! Может глазками моргать. Наклоняясь, маму звать. Воспитатель: А теперь у меня обеденный перерыв. Меня заменит другой врач (предлагает ребенку занять ее место). Процедура «лечения» может повториться с двумя тремя куклами, которых приводят в больницу дети. Воспитатель дает образец действий и общения. «Здравствуйте больной, проходите, пожалуйста, присаживайтесь, что у вас болит?». Художественное слово, для вовлечения детей в сюжетную игру: Зайка ушко простудил- Форточку закрыть забыл. Нужно доктора позвать И лекарство зайке дать. Плачет мишка-медвежонок. Уколол его ежонок. Прямо в носик черный. Лесовик проворный. Несчастная кошка поранила лапу. Сидит и ни шагу не может ступить. Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу, Нам нужно к врачу поспешить.
Всегда внимательно, с любовью Добрый доктор лечит нас, И поправив нам здоровье- Больше всех бывает рад.
Конспект сюжетно-ролевой игры

«МАГАЗИН»
(средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Обогатить знания детей о труде продавца, воспитывать уважение к труду продавца. 4. Активизировать словарь детей: продавец, покупатель, пакет, прилавок, ценники, весы, продукты питания, молочные продукты, хлебобулочные изделия, фрукты, овощи.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя о профессии продавца, о значимости его труда. 2. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе продавца. 3. Беседа с детьми о разнообразии видов магазинов: овощной, продовольственный, магазин игрушек. 4. Экскурсия в магазин (с родителями). Наблюдение за работой продавца. 5. Рассказ воспитателя о пользе продуктов питания. 6. Беседа по картине в « Магазине». 7. Дидактические игры «Чудесный мешочек»; «Я загадаю вам загадки, отыщите мне отгадки», «Узнай профессию». «Кому что нужно для работы». 8. Подготовка игровой зоны для игры «Магазин». Роли, которые могут исполнять дети:  продавец;  покупатель;  шофер. Игровые действия: Продавец: одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину), получает деньги, сдаёт покупателю сдачу. Покупатели: приходят за покупками, выбирают товар, узнают цену, советуются с продавцом, соблюдают правила поведения в общественном месте, устанавливают очередь, оплачивают покупку. Шофер: доставляет определённое количество разнообразных товаров, выгружает привезённый товар. Развивающая предметно-игровая среда 1. Прилавок.
2. Спец.одежда (фартук, шапочка). 3. Касса, деньги, ценники. 4. Продукты питания: муляжи овощей и фруктов, разные выпечки из соленого теста, коробки (из под конфет, печенья, тортов, пирожных, чая, шоколадок, сока, напитков), колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики, баночки от йогуртов. 5. Весы. 6. Сумки, корзины, пакеты.
Ход игры
Сюрпризный момент (художественное слово). Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, послушайте внимательно: Надо хлеба нам купить, Иль подарок подарить, - Сумку мы с тобой берём, И на улицу идём, Там проходим вдоль витрин И заходим в…. Дети: - магазин Воспитатель: - Молодцы! Правильно! Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Магазин». -Посмотрите (воспитатель показывает на детскую машинку-грузовик), кто-то привез овощи и фрукты, кто же это мог быть? (ответы детей - шофер), но он не успел их выгрузить в магазин. Поможем ему? (выгружают, раскладывая овощи отдельно от фруктов). -Ребята, а как называется человек, который этот товар продает? (ответы детей - продавец). Воспитатель: - Верно! Продавец. Давайте распределим роли, продавцом буду я. А кто хочет быть покупателями? -Первым покупателем будет Кузьма, а остальные занимайте очередь. 2-й покупатель: - Кто крайний? 1-й покупатель: - я. 2-й покупатель: - Тогда я за вами. 3-й покупатель: тоже занимает очередь и т. д. Воспитатель (за прилавком): - Здравствуйте, что желаете? 1й покупатель:- Здравствуйте! Взвесьте мне сыр, пожалуйста, и подайте сок. Воспитатель: - Пожалуйста, вам пакет нужен? 1й покупатель: - да Воспитатель (укладывает товар в пакет): - с вас «3 рубля» за покупку. 1й покупатель (рассчитывается): - спасибо, до свидания. Воспитатель: - Спасибо за покупку. До свидания! Приходите ещё! Воспитатель меняется ролями с детьми: - ребята, я тоже хочу сделать покупку, может кто-то хочет меня заменить? Ребенок встает за прилавок и принимает роль продавца. Воспитатель встает в очередь: - Кто последний? Я буду за вами. На протяжении всей игры воспитатель напоминает детям речевые обороты, необходимые для вежливого общения продавца и покупателя, правила поведения в магазине, помогает справиться с ролью, если возникают трудности, хвалит детей.
Конспект сюжетно-ролевой игры

«ПОЧТА»
(средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи:
1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Познакомить детей c работой почты, с профессией почтальона. Формировать у детей представления о назначении почты, как средстве связи. 4. Активизировать словарь детей: почта, почтальон, почтовый ящик, адресат, телеграмма, письмо, посылка, открытка, марка, газета, конверт.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя о профессии почтальона, о значимости его труда. 2. Рассматривание картин, иллюстраций о работе почтальона. 3. Экскурсия на почту (с родителями). 4. Чтение художественной литературы по теме: С. Маршак “ Почта”, 5. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Снеговик- почтовик». 6. Загадки по данной тематике. 7. Дидактические игры «Кому - что нужно для работы», «Назови свой адрес». 8. Конструирование из бумаги. Тема «Конверт». 9. Подготовка игровой зоны для игры «Почта». Роли, которые могут исполнять дети:  почтальон (разносит почту по адресам)  оператор (принимает посылки)  адресат  посетители почты  водитель-грузчик Игровые действия Пишут поздравительные письма и открытки своим родным и знакомым, опускают их в почтовый ящик, отправляют посылки, покупают на почте газеты, марки, конверты. Развивающая предметно-игровая среда 1. Форма почтальона. 2. Сумка почтальона. 3. Почтовый ящик. 4. Конверты с бумагой, открытки, газеты, посылки. 5. Телефон. 6. Печать.
Ход игры
Звучит песенка почтальона (воспитатель привлекает детей к ее прослушиванию) Почта ходит, ездит и летает, Почте путь открыт везде, А когда и суши не хватает, Плыть готова по воде.

Припев
Недаром каждый знает, что письмо Не примчится в дом само, И в любые времена Почта всем нужна. Почтальон счастливей всех, поверьте, Почтальон всегда в пути, Новость в запечатанном конверте Должен в срок он принести. Почта ходит, ездит и летает, Почте путь открыт везде, А когда и суши не хватает, Плыть готова по воде. Воспитатель: Ребята, о ком, и о чём поется в этой песне? (ответы детей). Правильно о почте и о почтальоне. А кто знает, зачем людям нужна почта? (ответы детей). Давайте заглянем в наш почтовый ящик, может для нас там есть письмо или открытка (достают письмо). А как вы думаете от кого это письмо? Посмотрите, здесь нарисован Снеговик, наверное, от Снеговика (предположения детей). Воспитатель читает письмо: - Дорогие ребята, пишет вам Снеговик. Дедушка Мороз загрустил, потому что не успевает раскрасить поздравительные открытки с Новым годом, и я не знаю, что делать. Помогите, пожалуйста! Ребята, мы сможем помочь дедушке Морозу? (ответы детей). Воспитатель: тогда принимаемся за работу (раздает шаблоны открыток и карандаши). После завершения работы воспитатель обращается к детям с вопросом: - Как же Дедушка Мороз получит открытки? Ведь ему нужно успеть их заполнить поздравлениями с Новым годом (ответы детей). Правильно, отправим посылкой (дети складывают открытки в посылку, пишут адрес, наклеивают картинку Деда Мороза). Воспитатель: вот теперь нужно пойти на почту и отправить нашу посылку. (Воспитатель подводит детей к уголку «Почта», совместно с детьми выбирают оператора, который будет принимать посылку). Оператор принимает посылку, взвешивает ее, ставит печати. Воспитатель: Молодцы ребята, доброе дело сделали, помогли Дедушке Морозу, он будет очень рад, а мы будем ждать от него ответа.
Связь игры в почту с другими сюжетно-ролевыми играми:
Игры в детский сад: дети пишут письмо на телевидение и просят показать любимый мультфильм, почтальон приносит письмо для мамы, детям приходит посылка от сказочного героя. Игры в больницу: отправить письмо кукле Кате, которая лежит в больнице. Игры в транспорт: пассажиры уезжают в другой город и дают телеграмму родственникам, чтобы их встретили. Игры в семью: Выписать или купить газеты или журналы, опустить письмо в почтовый ящик, отправить посылку бабушке с дедушкой.

Конспект сюжетно-ролевой игры

«СЕМЬЯ»
(средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры, использовать различные предметы – заместители. 2. Формировать ролевое взаимодействие (мама-папа-дочка-сын). 3. Учить детей выполнять домашние обязанности. Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. 4. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду. 5. Активизировать словарь детей: семья, родственники, друзья, кухонная посуда, чайный сервиз, столовые принадлежности, завтрак, обед, ужин, утро, день, ночь, сутки, уют, порядок, семейные праздники, забота.
Предварительная работа:
1. Рассматривание семейных фотографий 2. Беседы о семье, о семейных праздниках. 3. Пальчиковая игра «Семья». 4. Чтение произведений: К.Ушинского «Петушок с семьей», Е.Благининой «Научу обуваться и братца», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» 5. Беседы: «Какая бывает посуда», «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?». 6. Оформление стенда с фотографиями детей «Мамины помощники». 7. Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу обедом» «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду)», «Уложим куклу спать», «Собираемся на прогулку». 8. Подготовка игровой зоны для игры «Семья». Роли, которые могут исполнять дети:  мама, папа, дочка, сынок;  бабушка, дедушка;  гости. Игровые действия: Мама. Собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать. (Собирается и идёт на работу; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать). Папа – водитель. Собирается на работу; отводит ребёнка в детский сад; идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада; возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать. Дети – дошкольники. Встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.
Развивающая предметно-игровая среда 1. Куклы. 2. Детская мебель (стол, диван, кресла, «Кухня» (плита, мойка, духовка), кроватка для куклы с постельными принадлежностями), ванночка. 3. Телефон. 4. Коляска для куклы. 5. Набор игрушечной посуды. 6. Фартук, полотенце, одежда, сумки.
Ход игры
(Слышится плач ребенка) Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто- то плачет? Достает из коляски куклу-пупса… кто это? Дети: Малыш! Воспитатель: Как вы думаете, почему малыш плачет? Кто ему нужен? Дети: Ему нужны мама и папа. Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья. Кто будет мамой малыша? Кто - папой? (воспитатель помогает детям распределить роли, дети рассказывают о выбранной роли в игре). Ребенок – мама. Я буду заботиться о всех членах семьи, готовить еду, стирать одежду. Ребенок – папа. Я буду зарабатывать деньги, помогать по дому и хозяйству, ездить за покупками. Воспитатель: А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика? (придумывают имя «сыночку»). Воспитатель: А семья может быть большая, у Ванечки могут быть сестрички и братишки (предлагает детям распределить роли). Вот какая большая дружная семья, в ней – папа, мама, маленький сыночек Ванечка, сыночек Алеша, и дочка Анечка. Воспитатель: А можно в нашей семье я буду бабушкой? А какие обязанности в семье у бабушки? (ответы детей). Правильно, бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки. Воспитатель: А что делают дети в семье? (ответы детей). Правильно, помогают папе и маме. Воспитатель: Очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка, братик и бабушка. Воспитатель связывает игру «Семья» с другими сюжетно – ролевыми играми, такими как -«Почта», «Магазин», «Больница» для вовлечения всех детей. Распределяет роли между детьми. Воспитатель следит за ролевыми взаимоотношениями детей. Помогает развивать сюжет.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх