Тема: «Дымковская барышня». Конспект занятия по декоративной лепке с использованием бросового материала в средней группе

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

с использованием ИКТ

во второй младшей группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во 2 младшей группе

Декоративная аппликация «Дымковские игрушки»

Цель : Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи :

Воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту дымковской игрушки, радость от созданного своими руками;

Учить чувствовать гармонию, выразительность образов;

Обращать внимание на основные цвета и элементы узоров, украшающие игрушки, вызвать желание украшать игрушку аппликативным способом;

Продолжать формировать интерес к аппликации.

Методы и приемы:

Практические: физминутка «Лошадка», музыкальная игра «Здравствуйте ладошки», рисование.

Наглядные: просмотр презентации «Русская ярмарка», рассматривание экспонатов музея дымковской игрушки,

Словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, пение частушек.

Оборудование и материалы: дымковские игрушки, посылка, письмо, иллюстрации по теме, ноутбук, презентация «Дымковская игрушка», магнитофон, аудиозапись; шаблоны игрушек (лошадки, заготовки узоров, клей, салфетки.

ХОД НОД:

Воспитатель : Дети, я хочу пригласить вас сегодня на прогулку, но сначала давайте поздороваемся друг с другом. (Звучит музыка)

Музыкальная игра «Здравствуйте ладошки»

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопают в ладоши).

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ. (топают ножками).

Здравствуйте, щечки плюх, плюх

пухленькие щечки плюх, плюх.

Здравствуйте, губки.

Здравствуйте, зубки.

Здравствуй, мой носик! Пик, пик, пик, (гладят кончик носа).

Здравствуйте, малышки! Всем привет! (протягивают руки вперед).

Здравствуйте всем!

(Воспитатель обращает внимание на посылку).

Ребята, посмотрите нам пришла посылка, а что же в ней - давайте посмотрим.

Дети находят дымковские игрушки.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как они называются?

Дети : Дымковские игрушки.

Воспитатель : Да, эти игрушки называются дымковскими. Их делают мастера из Дымковской слободы. Ой, а здесь письмо. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Приглашаем вас в село Дымково на экскурсию и просим вашей помощи. На ярмарку нужно расписать много игрушек, а мы - мастера не успеваем в срок. Помогите, пожалуйста!

Воспитатель : Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Помочь мастерам? Тогда мы отправимся с вами в страну мастеров в село Дымково.

Дети : ДА

Воспитатель : А поедем мы с веселыми путешественниками. Звучит музыка «Веселые путешественники» Едут с движениями.

Дым идет из труб столбом,

Словно в дымке все кругом,

Голубые дали… .

В село Дымково мы с вами попали! (Слайд 1)

(Слайд 2)

В Дымково любили

песни, пляски.

В селе рождались

чудо- сказки

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Звучит музыка.

Выходит Барыня

Барыня : Здравствуйте ребята. Вы попали в село Дымково. В нашем селе делают дымковские игрушки, мастера лепят игрушки из глины и расписывают их дымковской росписью. Посмотрите на экран: вот они наши дивные игрушки. (Слайд3)


Чем украшены игрушки? (дымковским узором: кружочками, точками, полосками. (Слайд 4)


Воспитатель . Все игрушки красивые, нарядные, яркие, веселые.

Барыня : Ребята, у меня есть еще игрушки, но мы с мастерами не успели их расписать, они еще белые, а завтра уже ярмарка. Как нам быть?

Воспитатель : Не переживай, Барыня, мы с ребятами тебе поможем! Ребята, как мы можем нашей Барыне помочь?

Дети : Мы можем украсить игрушки – лошадки дымковским узором. Каким узором украшен конь? (кружочками, точками, полосками).

Какими красками украшен конь? (синей, красной, черной).

Воспитатель : А другими красками можно украсить коня (да, можно).

Воспитатель : Да, дымковские мастера использовали яркие краски: синие, желтые, красные, зеленые.

Воспитатель : Посмотрите, как я украшу своего коня. (Показ наклеивания)

Вот и украсила я своего коня. Посмотрите, какой он красивый.

Воспитатель. Предлагаю отдохнуть и превратиться в красивых лошадок:

(физ. минутка)

Цок, цок, цок,

Я -лошадка серый бок,

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Воспитатель : А сейчас приступаем к работе.

Тогда рассаживайтесь за столы и давайте попробуем украсить фигурки красивым дымковским узором. Мы превратимся в настоящих мастеров.

(Воспитатель напоминает правила работы при выполнении аппликации, дети самостоятельно составляют и наклеивают узоры на готовые фигурки лошадок педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.)

Воспитатель : Какие замечательные, красивые лошадки у нас получились. Яркие, нарядные, красивые.

Барыня : Какие молодцы! Спасибо за помощь! На ярмарку будет очень много игрушек.

Воспитатель : В каком селе мы побывали?

Как называются игрушки, с которыми мы познакомились? Из чего их делают? Легко ли быть мастером, придумать узор, выполнить работу аккуратно? (Дети высказывают свое мнение)

А теперь ребятки, нам пора возвращаться в детский сад! Под музыку «Веселые путешественники «дети возвращаются в группу.

Конспект НОД. Аппликация.

Тема: «Дымковская игрушка»

Цель: создание условий для закрепления умения выполнять аппликацию, создавая выразительные образы Дымковских игрушек

Задачи: создать условия для знакомства детей с Дымковской игрушкой; создать условия для развития воображения, мелкой моторики рук; создать условия воспитания аккуратности, самостоятельности при выполнении работы.

Оборудование и материалы: Дымковские игрушки, посылка, письмо, иллюстрации по теме, ноутбук, презентация «Дымковская игрушка», магнитофон, аудиозапись; шаблоны игрушек (лошадки, заготовки узоров, клей, салфетки.

Воспитатель. Дети, я хочу пригласить вас сегодня на прогулку, но сначала давайте поздороваемся друг с другом. (Звучит музыка. Музыкальная игра «Здравствуйте ладошки» Ляйля Хисматуллина

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопают в ладоши) .

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ. (топают ножками) .

Здравствуйте, щечки плюх, плюх

пухленькие щечки плюх, плюх.

Здравствуйте, губки.

Здравствуйте, зубки.

Здравствуй, мой носик! Пик, пик, пик, (гладят кончик носа) .

Здравствуйте, малышки! Всем привет! (протягивают руки вперед) .

Здравствуйте всем!

(Воспитатель обращает внимание на посылку) .

Ребята, посмотрите, нам пришла посылка, а что же в ней - давайте посмотрим.

Дети находят дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как они называются?

Дети: Дымковские игрушки.

Воспитатель: Да, эти игрушки называются дымковскими. Их делают мастера из Дымковской слободы. Ой, а здесь письмо. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Приглашаем вас в село Дымково на экскурсию и просим вашей помощи. На ярмарку нужно расписать много игрушек, а мы - мастера не успеваем в срок. Помогите, пожалуйста!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Помочь мастерам? Тогда мы отправимся с вами в страну мастеров в село Дымково.

Воспитатель: А поедем мы с веселыми путешественниками. Звучит музыка «Веселые путешественники» Едут с движениями.

Дым идет из труб столбом,

Словно в дымке все кругом,

Голубые дали… .

В село Дымково мы с вами попали! (Слайд1) (Слайд2)

В Дымково любили

песни, пляски.

В селе рождались

чудо- сказки

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Звучит музыка.

Выходит Барыня.

Барыня: Здравствуйте ребята. Вы попали в село Дымково. В нашем селе делают дымковские игрушки, мастера лепят игрушки из глины и расписывают их дымковской росписью. Посмотрите на экран: вот они наши дивные игрушки. (Слайд3)

Чем украшены игрушки? (дымковским узором: кружочками, точками, полосками. (Слайд4)

Воспитатель. Все игрушки красивые, нарядные, яркие, веселые.

Барыня. Ребята, у меня есть еще игрушки. но мы с мастерами не успели их расписать, они еще белые, а завтра уже ярмарка. Как нам быть?

Воспитатель: Не переживай, Барыня, мы с ребятами тебе поможем! Ребята, как мы можем нашей Барыне помочь?

Дети: Мы можем украсить игрушки - лошадки дымковским узором. Каким узором украшен конь? (кружочками, точками, полосками) .

Какими красками украшен конь? (синей, красной, черной) .

Воспитатель: А другими красками можно украсить коня (да, можно) .

Воспитатель: Да, дымковские мастера использовали яркие краски: синие, желтые, красные, зеленые.

Воспитатель. Посмотрите, как я украшу своего коня. (Показ наклеивания)

Вот и украсила я своего коня. Посмотрите, какой он красивый.

Воспитатель. Предлагаю отдохнуть и превратиться в красивых лошадок:

(физ. минутка)

Цок, цок, цок,

Я -лошадка серый бок,

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Воспитатель: А сейчас приступаем к работе.

Тогда рассаживайтесь за столы и давайте попробуем украсить фигурки красивым дымковским узором. Мы превратимся в настоящих мастеров.

(Воспитатель напоминает правила работы при выполнении аппликации, дети самостоятельно составляют и наклеивают узоры на готовые фигурки, педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.)

Воспитатель. Какие замечательные, красивые игрушки у нас получились. Яркие, нарядные, красивые.

Барыня: Какие молодцы! Спасибо за помощь! На ярмарку будет очень много игрушек.

Воспитатель. В каком селе мы побывали?

Как называются игрушки с которыми мы познакомились? Из чего их делают? Легко ли быть мастером, придумать узор, выполнить работу аккуратно? (Дети высказывают свое мнение)

А теперь ребятки, нам пора возвращаться в детский сад! Под музыку «Веселые путешественники «дети возвращаются в группу.

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?





Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.




Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №31 «Жемчужинка» ЕМР РТ

Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации в старшей группе на тему

«Дымковская красавица»

Составила: Воспитатель по изобразительной деятельности

Токаюк К.В.

Программное содержание. Продолжать учить детей составлять узор по образцу дымковских мастеров. Использовать следующие элементы узора - круги разных размеров, точки, прямые и волнистые линии. Закрепить навык рисования концом кисти, примакивание. Развивать чувство цвета при составлении узора по образцу дымковских мастеров. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

Предварительная работа. Рассказы воспитателя о мастерах из деревни Дымково с рассматриванием дымковских игрушек. Рисование на занятиях элементов дымковской росписи. Декоративная аппликация по образцам дымковских мастеров.

Материалы и оборудование. Конверт на каждого ребенка с плоскостным изображением дымковской барышни. Клеенки, салфетки, кисти с жестким ворсом, клей, подставки для кисти (для аппликации). Гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки(для рисования).

Ход НОД:

Дети стоят вокруг воспитателя.

Дети, сегодня в наш почтовый ящик пришел вот такой необычный коверт. Посмотрите на него и попробуйте догадаться: откуда он? (из Дымково).

А как вы догадались? (На конверте изображены дымковские игрушки).

Воспитатель достает письмо и читает:

«Дорогие ребята из детского сада «Жемчужинка», мы получили ваши рисунки с дымковскими узорами. Нам очень понравились ваши рисунки и мы решили выслать вам наших красавиц. Мы уже немного их расписали, а вы закончите по нашим образцам. Если вы распишите так же как и мы, у вас в группе будут настоящие дымковские сувениры».

Ребята, давайте посмотрим, что за красавиц прислали нам мастера из Дымково. Для каждого из вас они приготовили конверт, а в нем - барышня. На конверте образец, посмотрите - здесь не только нарисовано, но и присутствую элементы аппликации. В конверте лежат готовые формы, которые нужно наклеивать как на образце. Все остальное нужно будет рисовать красками.

Давайте представим, что мы настоящие мастера. Нужно настроиться на работу, привести себя в порядок.

Каждому я раздам конверт и вы пойдете на свои места. А поможет вам в этом музыка - русская народная мелодия, которая напоминает вам об этих удивительных ярких и красочных игрушках.

(Дети работают).

(После выполнения аппликации проводиться физкультминутка).

Ребята, кто закончил свою работу и считает, что она у него получилась хорошей, тихонько подходите к нашему стенду и мы повесим ваши работы слева. А те кто, считает, что сегодня его работа не удалась, повесят свои работы справа.

Анализ.

Давайте встанем полукругом и посмотри, что у нас получилось.

Почему, если посмотреть на эти работы, можно сказать, что их расписали как дымковские мастера? (яркие, сочные краски, использование элементов дымковской росписи - прямые и волнистые линии, большие и маленькие круги, точки и кольца).

Какие работы вам больше всего понравились? Почему?

Сегодня все очень старались, поэтому работы получились как настоящие дымковские игрушки, они очень украсили вашу группу. Я думаю, что мы напишем в Дымково письмо и поблагодарим мастеров за подарки.

Татьяна Румянцева

Дети старшей группы попробовали себя в роли художников-декораторов и украсили силуэт петушка элементами дымковской росписи на занятии по аппликации . Дымковские игрушки просты , но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность мастеру показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, мастер-класс по аппликации – «Дымковский петушок » .

Цель мастер-класса : Расширять представления детей о дымковских игрушках , формировать умения замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи : цвет, разнообразие элементов узора. Вызвать интерес к оформлению силуэта петушка , выделяя геометрические элементы росписи : овалы, круги, линии прямые широкие и тонкие; передавать сочетание цвета, фона и элементов узора. Учить детей обводить шаблоны на цветную бумагу, вырезать по контуру крыло, гребешок, бородку, клюв. Продолжать осваивать способ складывания полоски бумаги (прямоугольника) в четыре раза – пополам и еще раз пополам, для получения квадрата. Вырезать из полученных квадратов круги, развивать мелкую моторику.

Располагать узор на силуэте и частях игрушки, чередуя круги и полоски по цвету и размеру. Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и самостоятельность.

Материал : силуэт игрушки – петушка (1/2 альбомного листа)

шаблоны, вырезанные из картона – крыло, гребешок, борода, клюв

квадраты желтого и красного цветов - 10*10 см (крыло, 5*5 см (борода, гребешок, 2*2 см (клюв)

полоски зеленого, красного, голубого цветов размером – 2*8см и 1*4 см

обрезки бумаги красного, синего, голубого, желтого, зеленого цветов для вырезания широких и узких полосок (оформление крыла)

Клей ПВА, кисти, клеенка, тряпочка;

Простой карандаш, фломастер синего или черного цветов


1 этап – обвести силуэты крыла и клюва на желтый квадрат, гребешка и бородки на красный квадрат, вырезать и приклеить полученные детали на силуэт петушка


2 этап – сложить разноцветные полоски бумаги дважды пополам, вырезать большие и маленькие круги из полученных квадратов

3 этап – составить узор из кругов разного размера способом наложения меньшего на больший на крыле, на хвосте, на гребешке, сочетая цвета и расстояния, приклеить круги

4 этап – нарезать небольшие полоски контрастных цветов, расположить их в центре крыла в виде решетки (полоски желтого и красного цветов пересекаются, образуя ячейки или клеточки, приклеить полоски

5 этап – украсить силуэт петушка разноцветными кругами, соблюдая ритмичность и чередуя цвет и размер кругов, приклеить круги

6 этап – нарисовать фломастером глаз

Яркие, веселые Петушки украсили уголок творчества в приемной нашей группы и порадовали педагогов и родителей.


Публикации по теме:

Потемкина Светлана «Петушок-золотой гребешок». Занятие по аппликации в старшей группе Непосредственно - образовательная деятельность по.

Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага многоцветная, простой карандаш, ножницы, клеевой карандаш. Мастер – класс.

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково,.

Сегодня я хочу представить Вам мой новый мастер класс по изготовлению символа года петушка в стиле "Дымковская игрушка " который в этом.

Мастер – класс: новогодняя открытка «Петушок» в старшей группе. Цель: научить детей конструировать открытку своими руками. Задачи: .

Скоро наступит самый волнующий праздник для всей детворы! Подарки, елка, волшебство! И добрый Дедушка Мороз на санках! Хозяином предстоящего.

Здравствуйте, дорогие гости и друзья моей странички! Совсем скоро мы встретим Новый год! Что нам принесет Новый год - «Год Петуха»? Петушок.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх