Принципы воспитание культуры здорового образа жизни детей. Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Здоровье - важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его, привычек. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья .

Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации. В действительности, однако, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций .

Именно поэтому в нашей стране сейчас очень остро стоит вопрос о необходимости разработки и принятия государственной программы по формированию ранних мотивов на здоровый образ жизни среди детей и подростков. Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового образа жизни.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы . Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде.

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:

1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство само регуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;

2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;

3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как «стратегия жизни человека» .

Существует множество определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению, принятому в сентябре 1948 г. Всемирной Организацией Здравоохранения: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой . Он пишет, что «здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» .

Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком .

О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи .

Таким образом, проанализировав различные подходы к определению понятия здоровья, можно его трактовать как состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия человека. Здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. «Способ взаимодействия человека с внешней средой определяется самим человеком и составляет его образ жизни».

Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

И.Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к здоровому образу жизни на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. Создание традиций здорового образа жизни - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге .

Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование мотивов здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» .

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно - воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, гипокинезии.

Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно - бытовой, досуговой .

По мнению академика Д.А. Изуткина, здоровый образ жизни - первооснова профилактики всех заболеваний. Он подчеркивает, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный - реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях.

В основу здорового образа жизни, по мнению Д.А. Изуткина, следует положить ряд основных принципов:

Здоровый образ жизни - его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;

Человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;

Здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;

Здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании .

На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

Уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

Исследование состояния здоровья подростков и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья;

Выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

Создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья учащихся .

Формирование мотивов здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация подростка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П. Озерова, О.Л. Трещевой подчеркивается роль социума как среды формирования у школьников определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования мотивации здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова .

Мотив здорового образа жизни - это система побуждений потребностей в ведении здоровье сберегающей деятельности .

Процесс формирования мотивов здорового образа жизни подростка необходимо рассматривать как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно - мотивационная сфера личности подростка, ее ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешними факторами для подростка выступает процесс личностного самосовершенствования подготовки к здоровому образу жизни. В процессе формирования мотивов здорового образа жизни подростка необходимо такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности валеологизация содержания образования, с другой, на изменение внутриличностной среды посредством сознательно-волевой работы по переосмыслению подростками своего отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни. Для построения системы средств формирования мотивов здорового образа жизни необходим учет социально-психологических особенностей, доминантных мотивов данной возрастной группы, а также учет исходного состояния мотивов здорового образа жизни. Логика системы средств формирования мотивов здорового образа жизни подростка обусловлена идеями системно - целостного подхода в конструировании педагогических процессов и заключается в движении мотивов здорового образа жизни от ситуативных проявлений к устойчивому функционированию, а также идеями личностно-ориентированного подхода, характеризующего средства и условия формирования данного компонента структуры личности. Признание здоровья как приоритетной ценности, цели, результата и необходимого условия успешной деятельности каждого образовательного учреждения, обращение к здоровому образу жизни и утверждение его как основы жизненного стиля основных участников педагогического процесса требуют изучения мотивационной сферы личности . В исследованиях проблем мотивации отечественные педагоги и психологи в качестве ведущих выделяют принципы системности, единство сознания и деятельности, деятельности и личности, единство содержательной, смысловой и динамической сторон мотивов, признания ведущей роли сознания в регуляции человеческого поведения, а также социальной обусловленности потребностей личности, их зависимости от потребностей общества. Определяя сущность мотивов, исследователи рассматривают их с различных позиций: биологической, потребностной, эмоциональной, когнитивной. Учитывая идеи целостного подхода и основные положения философского, психолого-педагогического понимания мотивации, мы определяем ее как осознанную систему побуждений, представляющую собой иерархическую структуру движущих сил поведения и деятельности личности, являющуюся интегратором личности в целом . Исходя из данного определения, мотивация здорового образа жизни представляет собой своеобразный «взгляд» на мотивацию в обобщенном виде сквозь призму здорового образа жизни, выявление сущности которого предполагает осмысление таких базисных категорий, как образ жизни и здоровье. В подходах к определению сущности здорового образа жизни сегодня выделяют три основных направления: философско-социологическое; медико-биологическое; психолого-педагогическое. Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяет нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни. Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья .

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма школьника невозможно без физического воспитания.

Можно выделить 3 этапа формирования мотивов здорового образа жизнедеятельности:

1. Ориентационный, в процессе которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации.

2. Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремления к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья.

3. Генерализация, основным содержанием которой является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающей творческое проектирование жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни .

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» .

Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику . Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С само начала следует вести беседы о гигиене, о правильной осанке. Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно - сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного расписания занятий, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов .

Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка - сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора - часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно - сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма .

Беспокоят специалистов и другие недуги детей, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотических веществ. Это происходит из-за того, что ребёнок хочет самоутвердиться, не отставать от сверстников, «вырасти» в глазах более старших ребят. Коварство этих веществ состоит в том, что со временем возникает зависимость организма и развиваются так называемые болезни химической зависимости - табакокурение, алкоголизм, токсикомания и наркомания. Форма работы по профилактике могут быть самыми различными: занятия, направленные на формирование стратегии безопасного поведения в области инфекционных заболеваний; сотрудничество с медицинскими центрами; выездная медицинская диагностика внеклассной работы с учащимися (тренинги и классные часы, родительский лекторий, экскурсии); общешкольные мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма .

Поэтому необходимо постепенно формировать мотивы здорового образа жизни у школьников через внеучебную деятельность, так как внеучебная воспитательная деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широким и возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Формирование мотива здорового образа жизни - длительный и многоаспектный процесс, успешность которого определяется рядом условий.

1. Охват в процессе формирования мотива важнейших параметров жизнедеятельности личности, включающих: - соблюдение оптимального двигательного режима; - тренировку иммунитета и закаливание; - организацию рационального питания и режима жизнедеятельности; - психофизиологическую регуляцию; - воспитание психосексуальной и половой культуры;- искоренение вредных привычек.

2. Учет в процессе формирования мотива структуры данного феномена, что требует целостного единства трех аспектов работы: - усвоения системы знаний о сущности здорового образа жизни и путях его формирования; - стимулирования самосознания человека, направленного на эмоционально -личностное отношение к идее здорового образа жизни; - освоения норм поведения, соответствующих здоровому образу жизни .

Таким образом, проанализировав психолого - педагогическую литературу мы выделили следующие основные понятия:

Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Здоровый образ жизни - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, гипокинезии.

Мотив здорового образа жизни - это целостная система осознанных побуждений активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья.

Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья.


АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ТИП ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАВА 2 МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


АННОТАЦИЯ


Л. Н. Толстой писал: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни». Спустя сто лет эта фраза не утратила своей актуальности.

Она, как и необходимость формирования здорового образа жизни населения, очевидны и подтверждаются нормативными документами Республики Беларусь, в первую очередь, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Государственной программой развития физической культуры и спорта в республике Беларусь, Конституцией страны.

Гипотезой является тезис о том, что формирование здорового образа жизни населения - комплексная задача, ответственность за решение которой несут в той или иной форме все дееспособные взрослые граждане. Решение данной задачи осложняется скептическим отношением определённой части населения к очевидным преимуществам качества жизни тех, кто придерживается ЗОЖ.

Цель работы - описать основы формирования здорового образа жизни.

Задачи работы - определить образ жизни, как определенный тип жизнедеятельности индивида, а так же указать на его медико-биологический смысл.

Практическая значимость работы - она может использоваться в качестве материала для лекций, бесед, а так послужить конкретным руководством к действию тому, кто решит улучшить качество жизни.


ВВЕДЕНИЕ


В национальной стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года определено, что «стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылок для его удовлетворения».

Жизнь и здоровье наших людей должны стать приоритетными ценностями в общественном сознании, в стратегии и тактике государственной социально - экономической политики.

В своём докладе на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы ещё в 2005 году Президент нашей страны сказал - «Жизнь и здоровье наших людей должны стать приоритетными ценностями в общественном сознании, в стратегии и тактике государственной социально - экономической политики».

«Основная задача нашего государства в этом направлении, подчеркнул он - создание у своих граждан осознанной потребности относится к своему здоровью как к ценности. Здоровье нужно закалять и сохранять».

Однако практика показывает, что без активного и сознательного участия каждого гражданина в этом процессе решить общегосударственную задачу укрепления здоровья и улучшения качества жизни невозможно. В настоящее время находит признание мнение о том, что улучшение состояния здоровья населения обусловлено, главным образом, не медицинскими вмешательствами, а зависит от качества жизни и обеспечивается через образ жизни, который ведет тот или иной индивид.

Установлено, что более 70% факторов, влияющих на состояние здоровья населения, являются управляемыми, т.е. зависят от состояния и поведения самого человека.

ГЛАВА 1 ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ТИП ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Образ жизни - определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни.

Условия жизни - условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, семейные отношения, образование, питание и т. д.).

Уровень жизни (уровень благосостояния) характеризует размер и структуру потребностей. Это количественные показатели условий жизни. Уровень жизни определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

Уклад жизни - порядок, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.

Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни.

Качество жизни - качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи).

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Задача социального работника в конечном итоге состоит в помощи клиенту восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения качества жизни клиента.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Болезни человека в наибольшей степени обусловлены его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний и преждевременных смертей, увеличения продолжительности жизни.

Здоровый образ жизни должен соответствовать заложенной в человеке генетической программе. Это необходимо как для гармоничного сосуществования человека с природой, так и максимального развития потенциала здоровья. Генетическая программа человека определяет его конституцию (морфофункциональный тип, преобладающие типы нервных и психических реакций), норму биологических реакций и, следовательно, предопределяет наличие или отсутствие различных заболеваний.

На образ жизни помимо генетических факторов также влияют возраст, пол человека, образование, интеллект, профессия, условия труда, воспитание, семейные традиции и устои, материальное благополучие, бытовые условия, личные мотивации.

Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса. В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

Знания о здоровом образе жизни предназначены для того, чтобы жизнедеятельность человека стала лучше, максимально реализовалось все лучшее в генофонде и было сглажено действие вредных генов, максимально гармонично происходило развитие и построение взаимоотношений с окружающим миром.

Важно понимать, что каждый человек способен менять среду своего обитания в пределах своего жилища, рабочего места, правильно выбирая места для отдыха, тем самым уменьшая возможные вредные воздействия окружающей среды. Здоровый образ жизни дает большую свободу и власть над собственной жизнью, делая ее более плодотворной, качественной и продолжительной. Чтобы достичь этого, человек должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета - эта проблема и является важнейшей задачей применения социальных технологий в данной сфере.

Следующим этапом должно стать формирование определенной организации самосознания человека, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов и форм здорового образа жизни, а также на умение применить их в своей жизнедеятельности. В этом процессе неприемлемы подходы массовой медицины, для которых свойственны всеобщие, единые нормы и рекомендации. Основой валеологической культуры является осознанный и желаемый перенос ценности здоровья (своего и общественного) и заботы об окружающей среде в ряд жизненных приоритетов.

Формирование здорового образа жизни осуществляется благодаря поступающей извне информации, через коррекцию образа жизни, благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных морфофункциональных показателей, их соотношения с имеющимися у него валеологическими знаниями. Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.

Обратная связь от происходящих в организме в результате следования ЗОЖ изменений наступает не сразу, иногда ее ожидают годами. Вот почему часто люди "пробуют" лишь переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь, курение и др.) и, наоборот, - постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к ЗОЖ, когда человек постоянно испытывает дефицит знаний, особенно важно поддержать человека в его стремлении обеспечить его необходимыми консультациями, указать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях, исправлять ошибки, поддерживая тем самым мотивацию.

Особенно важным является ориентирование на здоровый образ жизни детей, что является предпосылкой здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей. Понятно, что сформировать настоящие мотивации к ЗОЖ можно только с детских лет. Да и результаты будут лучше, чем в случаях, когда уже накоплен груз заболеваний и патологических состояний. Естественно, что к работе с детьми и подростками нужно допускать исключительно профессионалов. Особую осторожность следует проявлять в вопросах полового воспитания и профилактике химических зависимостей.

При использовании социальных технологий по формированию здорового образа жизни необходимо учитывать возрастные особенности индивида. Например, детям и подросткам следует сначала объяснить необходимость положительных установок на здоровый образ жизни с целью профилактики различных девиаций, в то время как взрослые люди охотно читают литературу и слушают лекции о здоровье и рациональном поведении для его сохранения, доброжелательно воспринимают сведения, касающиеся вопросов гигиены и правильного питания. И, наоборот, у тех, кто более пассивен и ведет малоподвижный образ жизни, значительно раньше других наступает постепенное разрушение организма и истощение физических и интеллектуальных сил.

Компоненты здорового образа жизни:

рациональное питание;

оптимальный двигательный режим;

рациональный режим жизни;

тренировка иммунитета и закаливание;

соблюдение правил личной гигиены;

соблюдение норм и правил психогигиены;

сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

профилактика аутоагрессии;

контроль за состоянием собственного здоровья.

С целью формирования здорового образа жизни применяются различные социальные технологии, направленные на работу как с различными категориями клиентов, так и с сотрудниками социозащитных учреждений. В работе с коллективом специалистов также необходимо использовать весь широкий спектр мер по профилактике инфекционных заболеваний, стрессовых и конфликтных ситуаций, гиподинамии, разрушительного воздействия шума, вибрации, агрессивной среды и других неблагоприятных биологических и социальных факторов. К таким мерам относятся закаливание, аутотренинг, оздоровительное плавание, биоинформационная коррекция (БОС-тренинг), проведение оздоровительных физиотерапевтических процедур, фитотерапия, кислородный коктейль, занятия на тренажерах, элементы лечебной физической культуры и массажа, акупунктуры, дыхательной гимнастики, применение которых стимулирует резервы адаптации человека, способствует оптимальному регулированию личных ресурсов здоровья.


ГЛАВА 2 МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


На сегодняшний наиболее полным определением здоровья с социальных позиций, является предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Медико-биологический смысл здорового образа жизни заключается в адаптационных возможностях человека. В такое понимание здорового образа жизни чаще всего вкладывают понятия:

воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда;

знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

отказ от вредных привычек (курения, употребления наркотиков, злоупотребления алкоголем);

умеренное, соответствующее физиологическим потребностям питание

осознанный выбор продуктов;

физически активная жизнь, включая специальные упражнения (например, фитнес);

соблюдение правил личной и общественной гигиены;

владение навыками первой помощи;

закаливание.

Все компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) связаны между собой. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому отдельно в медико-биологических теориях здорового образа жизни выделяют следующий блок составляющих:

эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Некоторые исследователи добавляют к этому списку социальное самочувствие - способность взаимодействовать с другими людьми. Формирование здорового образа жизни, по мнению некоторых авторов, осуществляется на трех уровнях:

социальном: пропаганда через СМИ, информационно-просветительская работа;

инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

личностном: система ценностных ориентации человека, стандартизация бытового уклада.

В Республике Беларусь проблемами социального уровня ЗОЖ занимаются такие службы формирования здорового образа жизни, как республиканский, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Субъективно человек, ведущий здоровый образ жизни, может ощутить изменения в своем состоянии, которые станут наградой за его усилия: может увеличиться выносливость, повыситься трудоспособность, реже возникать простуды, улучшиться настроение и самочувствие.

Путь каждого человека к здоровому образу жизни уникален, но всегда важен конечный результат. Эффективность ЗОЖ можно оценивать по ряду биосоциальных критериев:

) оценке морфофункциональных показателей здоровья (уровню физического развития, тренированности и адаптивности);

) оценке состояния иммунитета (количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода; количество обострений хронических заболеваний);

) оценке адаптации к социально-экономическим условиям жизни, таким, как:

эффективность профессиональной деятельности;

активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;

широта и степень проявления социальных и личностных интересов.

) Оценке уровня валеологических показателей:

степени сформированности установки на ЗОЖ;

уровню валеологических знаний;

уровню усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

умению самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу ЗОЖ.

Можно предложить и такую классификацию оценки параметров оценки ЗОЖ:

оптимальность двигательного режима;

тренированность и адаптивность к физическим нагрузкам;

резерв системы терморегуляции;

защитный резерв иммунитета;

уравновешенность психологического состояния;

гармоничность семейных и деловых отношений;

рациональность питания;

достаточность личной гигиены;

отсутствие вредных привычек;

валеологическое самообразование

сила и устойчивость мотивации вести ЗОЖ.

Одной из популярных социальных технологий признана адаптивная физическая культура, причем можно выделить несколько ее различных видов:здоровый жизнь биосоциальный

адаптивное физическое воспитание с целью дать базовые основы физкультурного образования;

адаптивная двигательная рекреация, предназначенная для организации здорового досуга, активного отдыха, игр, общения;

адаптивный спорт, направленный на совершенствование и реализацию физических, психических, эмоционально-волевых способностей;

адаптивная двигательная реабилитация, направленная на использование естественных средств и методов, стимулирующих скорейшее восстановление организма.

Основная задача - сформировать у занимающихся осознанное отношение к своим силам, твердую уверенность в них, осознанное отношение к выполнению необходимых физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и формированию здорового образа жизни.

Кроме того, в системе социальной защиты населения применяются технологии, направленные на повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других слабозащищенных слоев населения и включает в себя основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью маломобильных групп населения в современном обществе. Занятия с клиентами носят практико-ориентированный характер и направлены:

на изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни;

ознакомление с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные риски;

развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту;

формирование представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях современного общества как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации;

формирование способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

формирование уважительного, ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, навыков взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах жизнедеятельности человека.

Всё более популярными становятся в нашей стране такие технологии, как «Прогулки скандинавским шагом» и «Дорогами здоровья на велосипеде».

В основу технологии «Прогулки скандинавским шагом» легли популяризация и внедрение скандинавской ходьбы с лыжными палками, такой вид занятий может проходить на свежем воздухе, не требует специальной физической подготовки, благотворно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы и легких, возможны групповые и индивидуальные занятия в любое время года.

«Дорогами здоровья на велосипеде» - это реабилитационная методика, для которой используется трехколесный взрослый велосипед. Человек, несмотря на инвалидность, уверенно держится в седле, тренирует все группы мышц, насыщает кровь кислородом, занимаясь индивидуально или в группе, он обретает уверенность в себе, повышает эмоциональный тонус.

Формированию установок на здоровый образ жизни способствуют занятия спортивными играми как в их классическом воплощении, так и по упрощенным правилам. Овладение элементами спортивных игр способствует развитию навыков движений, психологическое их воздействие облегчает компенсацию физических, психических и социальных изменений личности, нормализуя социальную значимость, повышая психологическую устойчивость в условиях ограниченного времени - это замечательное средство расширения коммуникативного пространства и повышения двигательной активности человека. Причем даже пассивное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях способствует активному проведению досуга, отвлекает от проблем, ухода в болезнь, ведет к оздоровлению, способствует нормализации психоэмоционального состояния.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Программа и организация здорового образа жизни для данного человека определяется следующими основными посылками:

индивидуально-типологическими наследственными факторами;

объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;

конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;

личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Контроль за состоянием здоровья осуществляется с помощью некоторых показателей, имеющих конкретное количественное выражение. Например, основные показатели гомеостаза, показатели резервов организма при направленных нагрузках.

Здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий во всех основных сферах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Государству и обществу выгодна пропаганда здорового образа жизни, так как в его результате:

снижается заболеваемость и уменьшаются затраты на лечение и выплаты инвалидам;

повышается социальная активность людей и способность к продуктивному труду и, следовательно, повышаются доходы граждан, которые для государства являются источником налогов;

улучшаются семейные отношения;

уменьшается распространенность особо опасных вредных привычек;

улучшается психологический климат в обществе.

Суммируя данные об эффективности перехода к здоровому образу жизни, можно считать, что он:

положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат - уменьшает затраты на лечение;

способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;

обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;

является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе - высокий материальный достаток;

позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. // Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. - Минск, Юнипак.

Лукашенко А.Г. Государство для народа // Доклад Президента на третьем Всебелорусском народном собрании. - Минск, 2006г.

Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Доклад Президента на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы. - Минск, 2005г.

Лукашенко А.Г. Здоровье нации - высшая ценность государства // Выступление Президента Республики Беларусь на Первом съезде врачей.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года).

Здоровье-21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе. Европейская серия по достижению здоровья для всех. ВОЗ. Евробюро. 1999. №6.

Ростовцев В.Н., Винокурова С.П. Культура здоровья: структура и формирование. Здравоохранение. 2001.№4.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ. МОТИВАЦИИ ЗДОРОВЬЯ И ЗОЖ

Учебные вопросы:

2. Мотивации здорового образа жизни.

В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей, подростков и молодежи должна рассматриваться как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни.

В настоящее время педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Педагог должен уметь анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; устанавливать контакт с коллективом учащихся; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение; прогнозировать их развитие; моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; личным примером учить заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования педагогом средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

Кодекс здоровья

Предлагаемый «Кодекс здоровья» - это система сохраняющих здоровье и лечебных воздействий, кото­рая может послужить основой интегративного подхода к здоровью. «Кодекс здоровья» изложен по пунктам, со­провождаемым краткими пояснениями здоровьеформирующей стороны данного пункта.

1. УЗНАЙТЕ СВОЙ ОРГАНИЗМ. Узнайте хотя бы в общих чертах, как он работает, что полезно и что вредно человеческому организму, что способно продлить ваши годы, отодвинуть старость и немощь. Это поможет вам сохранить здоровье и правильно вос­питывать детей.

2. ЖИВИТЕ В СОГЛАСИИ С ПРИРОДОЙ. Это не просто ло­зунг. Будьте ближе к Природе, пользуйтесь любой возможностью побыть в парке, в лесу, на реке, море, в горах. Чаще ходите бо­сиком, снимите лишнюю одежду: подставьте тело свету, воде и воздуху. Более конкретно мы предлагаем: 1. Не менее двух раз в год проводите в природных условиях как минимум по 9 дней. 2. Еже­дневно по 10-25 мин походите босиком по земле, будь то трава, песок, глинистый или каменистый грунт, а зимой - просто в ком­нате. 3. Ежедневно, выходя из дома, посмотрите на окружающие деревья, траву, снег, небо и попытайтесь искренне порадоваться окружающему, всегда наслаждайтесь Природой. 4. Любите лю­бую погоду: Природа порой и суровый, но всегда друг; не бойтесь ветра, дождя, бурана; не бойтесь простудных заболеваний, ну а если они случаются, воспринимайте это спокойно, ведь простуда отнюдь не всегда враг, но чаще даже благо, как ни парадоксально это звучит.

Природа выработала бесчисленное множество способов, с по­мощью которых организм сосуществует с вредными факторами, борется против них и сохраняет здоровье. Отгородившись от При­роды, создав себе тепличные условия, человек тем самым отгоро­дился и от оздоровительных природных влияний. Мы сами часть Природы и поэтому должны жить по ее законам. Кто нарушает законы Природы, грубо вмешиваясь как в окружающую среду, так и в свою собственную биологическую сущность, неминуемо расплачивается здоровьем и заболевает.

3. ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ. Это столь же необходимое условие здоровой жизни, как и все прочие. Мы не пропагандируем здесь христианского милосердия, в воздаяние за которое вы по­лучите здоровье. Отнюдь. Причина здесь не менее обоснованная, чем и в предыдущем пункте.

С одной стороны, доброта - условие полноценного физиоло­гического функционирования организма, это прежде всего благо­приятный нейро-гуморальный статус. Ведь все нервные центры можно разделить на «центры добра» и «центры зла», все гормоны можно разделить на «гормоны добра» и «гормоны зла», причем если превалируют центры и гормоны добра, то они благо не только для окружающих, проявившееся в поведении человека, но благо и самому этому человеку.

С другой стороны, общество - наше непосредственное окру­жение, жить в согласии с обществом не менее важно, чем жить в согласии с природой. А согласие это возможно лишь на основе альтруизма. Старайтесь заслужить любовь всех, и прежде всего сво­их близких. Как это ни покажется странным, но альтруизм ничуть не противоречит исконно биологической эгоистической природе любого индивидуума. Проявляя альтруизм, человек прежде всего рассчитывает на аналогичное отношение со стороны окружаю­щих к себе. Это так называемый «эгоистический альтруизм». Он характерен и для высокоорганизованных животных, а поэтому, вероятно, имеет биологическую основу. Особенно наглядно он проявляется у стадных, и в еще большей мере - у семейных жи­вотных, т.е. там, где имеются зачатки общественного поведения. Мало того, многочисленны сообщения о том, что в живой Природе господствуют не только хищнические взаимоотношения и жестокая борьба за существование, но и взаимопомощь даже между жи­вотными различных видов. «Относись к людям так, как желаешь, чтобы люди относились к тебе» - давняя и известная истина.

4. ПОСТОЯННО СОЗДАВАЙТЕ В СЕБЕ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО ВЫ ЗДОРОВЫ И ЖЕЛАЙТЕ ЗДОРОВЬЯ ВСЕМ ОКРУЖА­ЮЩИМ. Практически это выполняется представлением своего собственного тела или какого-либо органа, если он вас беспокоит, и при этом обязательно представление это должно быть о ЗДОРО­ВОМ теле или органе. Многие воспримут эту рекомендацию как элемент самовнушения. В определенной мере это так, но термин «самовнушение» практически ничего не объясняет. Известно, что в процессе жизни информация от каждого органа поступает в не­рвную систему, нервная система регулирует как жизнь органа в целом, так и каждой его клетки. При нарушениях нервная система приводит в действие механизмы восстановления; имеются группы нейронов и нейронные цепи, которые делают это постоянно и под­сознательно. Сознательно человек также может менять активность этих групп нейронов и степень их влияния на тот или иной орган, т.е. как бы создавая постоянную мотивацию, направленную на собственное здоровье. Формируется постоянная, не исчезающая функциональная система «Здоровье». Постоянное поддержание функциональной системы, направленной на оздоровление, вне зависимости от того, болен или здоров какой-либо орган, будет являться как мощным профилактическим средством, препятс­твующим развитию болезни, так и сильным лечебным фактором. Основа формирования функциональной системы в образовании своего рода «нейронных ловушек» - кольцевых нейронных цепей, по которым импульс способен циркулировать длительное время, самоподдерживаться, своего рода реверберировать. Таким обра­зом, то, что называется сейчас «самовнушением», - это постоян­ное поддержание возбуждения в «нейронных ловушках», которые формируют в центральной нервной системе ту модель здорового организма, на реализацию которой он начинает работать уже на бессознательном уровне, включая многочисленные защитные и регенерационные механизмы.



5. ДВАЖДЫ В ДЕНЬ ОБЛИВАЙТЕСЬ ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ. Желательно это делать на свежем воздухе, стоя босыми ногами на земле. По возможности чаще купайтесь в чистых природных водоемах. Обливание холодной водой - отнюдь не просто водная гигиеническая процедура.

Дело в том, что кратковременное воздействие холодной воды является умеренным стрессором, которые так необходимы орга­низму для становления и стимуляции собственных неспецифи­ческих защитных механизмов. Стрессовое воздействие вызывает в организме активацию системы «стресс-антистресс», своего рода тренирует ее. Проявляется это прежде всего в повышении тонуса центральной нервной системы; симпатического и парасимпати­ческого отделов вегетативной нервной системы; тренировке гор­мональных антистрессовых систем; тренировке центров термо­регуляции, глубоких и периферических сосудов, метаболических процессов. Одновременно при умеренном стрессе происходит уничтожение маложизнеспособных клеток, а также клеток, не выполняющих в полной мере свою функцию. Кроме того, и это особенно важно, любое стрессовое воздействие является стимулом для активации процессов восстановления, регенерации. Таким образом, стрессо­вое воздействие - своеобразный фактор отбора жизнеспособных элементов на уровне организма. Стресса не следует категорически избегать, стрессом надо пользоваться для профилактики и тера­пии.

Стрессовое воздействие активирует синтез и высвобождение эндогенных морфиноподобных веществ (эндорфинов и энкефалинов), а это уже тренировка противоболевой системы организма.

Нельзя здесь не упомянуть и об определенном специфическом воздействии воды - этого удивительного вещества в Природе, тайны которого далеко еще не разгаданы. Вода - жидкость, но ее физические свойства говорят за то, что она имеет кристаллоподобную структуру, а раз так, то она способна нести определенную информацию.

Наконец, низкая температура воды тренирует терморегуляци­онный центр и способствует выработке эндогенных пирогенных (повышающих температуру тела) веществ.

6. РАЗ В НЕДЕЛЮ, В ТЕЧЕНИЕ НЕ МЕНЕЕ 36 ЧАСОВ (НОЧЬ, ДЕНЬ, НОЧЬ) НЕ ПРИНИМАТЬ ПИЩИ И ВОДЫ. Это наиболее действенное средство очищения организма не только от шлаков, но даже от ослабленных или перерожденных клеток. Мы не случайно акцентируем внимание на «сухом» - безводном голодании. Именно в этих условиях организм переходит на «внут­реннее», эндогенное водоснабжение. Это является следствием ак­тивации обменных процессов, и прежде всего - расщепления жировых запасов. «Сухое» голодание изменяет направленность жирового обмена: он расходуется для того, чтобы обеспечить орга­низм водой. Вспомните верблюда, способного длительно находить­ся без пищи и воды в жарких условиях пустыни. Расхожее мнение, что верблюд запасает пищу и воду в своих горбах, - в принципе верно. Важно лишь уточнить, что в горбах запасается прежде все­го жир. В условиях отсутствия пищи и воды жир расщепляется, причем выделившаяся энергия покрывает энергетические расходы организма, а выделившаяся при расщеплении жира вода - обес­печивает верблюда эндогенной водой. При «сухом» голодании в организме человека включается аналогичный процесс, что поз­воляет избавиться не только от излишних запасов жира, но даже изменить внутриклеточные метаболические процессы, замедлить, а то и повернуть вспять жировую дистрофию органов (прежде всего печени). Кроме того, подобное сознательное терпение является умеренным стрессором, о пользе которого уже упоминалось.

7. ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. Мы отнюдь не предлагаем при­держиваться строго определенной диеты, но дадим ряд конкретных рекомендаций, выполнение которых считаем обязательным.

а) ОГРАНИЧИТЬ В СВОЕМ РАЦИОНЕ СОЛЬ, САХАР И ЖИВОТНЫЕ ЖИРЫ. Соль и сахар в чистом виде вряд ли можно назвать пищевыми продуктами; это скорее химические вещества. В Природе поваренная соль животным встречается крайне редко, а сахар вообще отсутствует. Избыток соли (а это прежде всего ионы натрия) может нарушить электролитный баланс организма, привести в конечном счете к гипертонической болезни, артри­там, усилить воспаление. Употребление рафинированного сахара в неразумном количестве может явиться непосильной нагрузкой на островковый аппарат поджелудочной железы, вызвать его пе­ренапряжение, способствовать развитию сахарного диабета.

Избыток животных жиров - это прежде всего избыток экзо­генного (внешнего) холестерина. Организму он необходим, и ор­ганизм его способен синтезировать. Но когда холестерина много, его уже приходится выводить, и здесь возможны перенапряжение и срыв выводящих механизмов. В результате - холестериновые камни в почках, желчном пузыре, и, конечно, атеросклероз - от­ложение нерастворимых солей холестерина на стенках артерий,

б) УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ, ПИЩЕВЫХ ТРАВ, ПИЩЕВЫХ ВОЛО­КОН. Это прежде всего клетчатка. Лишь при условии достаточного употребления клетчатки происходит полноценное очищение ки­шечника, особенно толстого, от шлаков. Это способствует тому, что стенки кишечника освобождаются от напластований и каловых камней, улучшается всасывание с их поверхности; предотвраща­ются гнилостные процессы, а значит, и самоотравление организма токсическими веществами; значительно снижается газообразова­ние в кишечнике.

в) НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО РАЗА В ДЕНЬ НЕОБХОДИМО ОПО­РОЖНЯТЬ КИШЕЧНИК . Задержка стула, запоры - не только симптом заболевания, признак непорядка в организме. Это может явиться и причиной плохого самочувствия. Задержка стула спо­собствует гнилостным процессам в толстом кишечнике, причем токсические продукты гниения всасываются в кровь, отравляя организм.

г) ПОСЛЕ 18-19 ЧАСОВ ВЕЧЕРА НЕ ПРИНИМАЙТЕ ПИЩУ. Желательно, чтобы к моменту отхода ко сну желудочное пищева­рение уже закончилось. Во время сна создается наиболее благо­приятное состояние для кишечного пищеварения, для всасывания питательных веществ в кишечнике и для активации пластических обменных процессов - синтеза белка, гликогена, триглицеридов.

д) ЕШЬТЕ МЕДЛЕННО . Это предохранит не только от болез­ней желудка из-за плохо пережеванной пищи, но и от перееда­ния. Насыщение наступает не сразу, и если вы встали из-за стола с чувством полного желудка, можете считать, что вы объелись. Медленная еда при тщательном пережевывании обеспечит чувс­тво насыщения при значительно меньшем количестве съеденной пищи.

е) НЕ ЕШЬТЕ, КОГДА ЕСТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ . Привычка пос­тоянно жевать: будь то на улице, на работе, в компании, перед телевизором, не только добавит вам лишние калории, но и вы­работает определенный стереотип поведения, отнюдь не спо­собствующий как моторной, так и секреторной деятельности желудочно-кишечного тракта. Подобная привычка не только неэстетична, но и эволюционно чужда большинству животных организмов, за исключением крупных травоядных.

ж) ЕШЬТЕ, ЧТОБЫ ЕСТЬ. Пытаясь заниматься во время еды каким-либо делом (в подавляющем большинстве случаев это чте­ние), вы вырабатываете у себя очень стойкий условный рефлекс на то, что еда должна сопровождаться определенной деятельностью. В тех случаях, когда подобное сочетание невозможно, возникает дискомфорт, чувство нехватки чего-то, и это сказывается на функ­ционировании желудочно-кишечного тракта: моторика и секреция желудка прочно связались, к примеру, с открытой книгой.

8. ДОСТАТОЧНО НАГРУЖАЙТЕ ФИЗИЧЕСКИ СВОЙ ОР­ГАНИЗМ. Предпочтительнее прежде всего бег как наиболее ком­плексная и достаточно интенсивная физическая нагрузка. Беговая нагрузка должна составлять не менее 30-40 км в неделю или по времени - не менее 35 мин в день. Бегать предпочтительнее в местах, удаленных от городских кварталов или оживленных авто­трасс, - в саду, парке и т.д. Если у вас нет такой возможности, то замените бег аэробикой, велосипедом. Бегать в условиях город­ского смога отнюдь не полезно.

Общая же физическая активность (бег, ходьба, перенос тяжес­тей и др.) должна быть не менее 2 ч в день, в зависимости от вида трудовой деятельности.

Уменьшение физической нагрузки с возрастом, сопровожда­емое обычно увеличением количества потребляемой пищи, - является одной из основных причин развития атеросклероза и ожирения. Как писал в прошлом веке врач А.Труссо, движение может по своему действию заменить любое лекарство, но все ле­чебные средства мира не смогут заменить движения. Двигатель­ная активность предполагает повышение тонуса симпатического отдела нервной системы, ее мобилизацию.

По сути, физическая нагрузка - то же самое дозированное стрессовое воздействие, а если так, налицо и все те положительные моменты дозированного стресса, активация системы антистресса.

9. ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ПАРНАЯ БАНЯ ИЛИ САУНА. Это конечно прежде всего гигиеническая процедура: чистота - залог здоровья, как бы ни была банальна эта фраза, она останется верной. Кроме того, баня - это не менее интенсивное воздействие, чем холодное обливание. Это удаление излишнего рогового слоя кожи. Это мас­саж кожи и тренировка кожных сосудов. Особенно рекомендуем контрастные водные процедуры: пребывание в парильне следует чередовать с обливанием холодной водой, горячее купание следует завершать холодным. Впрочем, пользоваться парильней следует не менее осторожно, чем и обливанием: существует ряд противо­показаний, при которых париться не следует.

10. НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОГОЛЯ И НЕ КУРИТЬ. Коммен­тарии тут излишни: насилие над Природой, причем на этот раз - над своей собственной биологической Природой - губительно.

11. ОГРАНИЧИТЬ ДО МИНИМУМА УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛЕ­КАРСТВ. Это особенно касается их необоснованного применения либо применения с «профилактической» целью. Даже синтетичес­кие витаминные препараты намного уступают природным пище­вым растениям: фруктам и овощам.

12. ТРУД. Труд - это не только и не столько социальная необ­ходимость, но и биологическая потребность. Отказ же от удовлет­ворения любой биологической потребности влечет за собой то, что называется хроническим эмоциональным стрессом, или дистрессом по Г.Селье. Это отнюдь не тот тренирующий стресс, что так бла­готворен для организма, - дистресс несет организму разрушитель­ные последствия. Вы можете возразить: животные не работают, по крайней мере целенаправленно, откуда же тогда может появиться биологическая потребность в труде? Но разве не труд создал чело­века? Мы отнюдь не имеем в виду труд пчел, муравьев или бобров. Необходимость труда, по нашему мнению, проявляется прежде всего в игровом поведении. У человека труд намного усложнился и дифференцировался, однако трудовую мотива­цию можно разделить на следующие группы. Во-первых, осталось игровое поведение; ребенок собирается и идет на улицу играть - это его работа, помогающая ему развиваться, моделируя многие жизненные ситуации. Здесь биологическая мотивация проступает достаточно ясно. Во-вторых, особый тип уже «взрослого» труда, когда человек самозабвенно работает над какой-то проблемой, в сфере творческого созидания, будь то искусство, наука, изобре­тательство. Тут также прослеживается биологическая мотивация, но на более высоком уровне. Это по сути продолжение «игрового поведения», но продолжение, характерное для взрослого и интеллектуально развитого человека. Счастлив тот, чье стремление к подобному труду совпадает с запросами общества - тогда чело­век становится творцом. Впрочем, даже те, кому и не дано искры Божьей, так же пытаются удовлетворить свою сохранившуюся потребность в «игровом поведении» в виде коллекционирования, хобби, изучения каких-то узких областей знания и т.п. Наконец, в-третьих, труд как социальная необходимость. Здесь уже трудно проследить биологическую мотивацию, поскольку именно этот вид труда сформировался в процессе исторического развития общества и превратился в конечном итоге в товар, который можно продать. Занятие трудом в данном случае воспринимается единственно как обеспечение себя средствами существования. Этот вид труда характерен для подавляющего большинства людей. Но не следует забывать, что происхождение его базируется на первичных биоло­гических мотивациях. Если охватить проблему более широко, то можно заметить, что общественный труд - это тоже своего рода игра, но условия игры диктуются потребностями общества.

15. УВАЖАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ. Ребенок должен быть пол­ноправным членом семьи, а не каким-то придатком либо идо­лом для поклонения. Конечно, здоровье своего ребенка больше всего заботит родителей. Но все ли мы делаем для этого? Нужно честно признать, что причины детских болезней надо искать в неправильных поступках и образе жизни родителей, а также в несовершенстве как общественных отношений, так и детской про­филактической медицины. Здоровье ребенка основывается на трех основных принципах: а) неограниченная двигательная активность; б) психическая и физическая закалка организма; в) правильное питание.

В целом же для детей в полной мере будет полезно исполнение пунктов настоящего «Кодекса здоровья». Воспитывайте у них на­выки и привычки поведения, направленные на точное исполнение «Кодекса», так же как навыки и привычки умываться иди чистить зубы. Чем в более раннем возрасте вы это начнете, тем лучше.

16. СПАТЬ НЕ МЕНЕЕ 6-7 ЧАСОВ В СУТКИ. Сон - отнюдь не просто пассивное состояние организма. Это активный физио­логический процесс, во время которого происходит большинство трофических (питательных) отправлений, процессы восстановле­ния, процессы роста. Во время сна происходит переход необходимой информации из кратковременной памяти в долговременную, при этом ненужная информация «стирается».

17. НАЙДИТЕ В СЕБЕ ВЕРУ. Верьте в Бога, в Иванова, Брегга, Амосова, «Кодекс здоровья», себя самого, во что вы предпочтете верить. Любая вера сама по себе предполагает не бесцельное су­ществование, а значит, избавит вас от внутренних психических конфликтов, от того хронического эмоционального стресса, ко­торый как раз и влечет за собой заболевания.

18. СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ - ЭТО ТОЖЕ ТРУД. Мало того, сохранение здоровья требует не просто некоего абстракт­ного труда, но интеллектуального и высокопрофессионального труда каждого конкретного человека. А такому труду прежде всего необходимо учиться.

19. НЕ ВДАВАЙТЕСЬ В КРАЙНОСТИ. Лишь умеренность в пище, физической нагрузке, работе, отдыхе, питье, любви, загора­нии, купании, эмоциях... во всем - будет способствовать вашему здоровью. Помните: если к «очень хорошо» прибавить хоть самую малость, то оно сразу переходит в «очень плохо».

Вы ознакомились с «Кодексом здоровья», основанном как на наиболее рациональных рекомендациях различных систем оздо­ровления, так и на данных традиционной медицины. Не все пункты равнозначны. Особо акцентируем ваше внимание на обливании холодной водой, беге, соблюдении «голодных дней». Это наиболее действенные средства для формирования и активации неспецифических за­щитных сил организма.

Татьяна Кубло
Воспитание здорового образа жизни с ранних лет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С РАННИХ ЛЕТ »

Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к здоровому образу жизни . Ранний возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека , в формировании его личности. Известно, что 40 процентов психологических и физических заболеваний взрослых, закладывается в детском возрасте. В настоящее время забота о своем здоровье , воспитание культуры здорового образа жизни становиться очень актуальной. Плохая экология, некачественные продукты питания – оказывают на здоровье человека негативное влияние. Поэтому с раннего детства нужно приучать детей вести здоровый образ жизни . Родители являются для своих детей лучшим примером для подражания и от их привычек, образа жизни во много зависит здоровье ребенка .

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

Большую роль в формировании здорового образа жизни играет рациональное питание. В основе его лежит регулярность, разнообразие и удовольствие от приема пищи. Еда должна быть как здоровой , так и вкусной, обеспечивать все потребности организма. Детям нужно объяснять, что не здоровая пища – не полезная . Чипсы, газировка, покупные сухарики и многие другие сильно любимые детьми продукты, но далеко не полезные наносят вред здоровью . Их употреблять нужно в минимальных количествах.

Правильное питание - одно из главных условий для нормального роста и развития ребенка.

РЕЖИМ ДНЯ.

Важен и необходим. Правильно спланированный режим дня, с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья ребенка , является основой для сохранения здоровья .

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.

Младший дошкольный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Малоподвижный образ жизни является причиной многих заболеваний. Частые простуды, излишний вес, нарушение осанки и многие другие заболевания.

Ребенок, получающий достаточно физических нагрузок, крепок и вынослив, его тело гармонично развивается. Родителям нужно обязательно выделять время для ежедневных прогулок с детьми, отдавать предпочтение подвижным играм, выезжать всей семьей на природу.

ЗАКАЛИВАНИЕ.

Способствует увеличению сопротивляемости организма заболеванием

и неблагополучным воздействиям внешней среды. Закаленные дети реже болеют и их иммунная система работает сильнее.

При закаливании есть свои правила, которые не следует нарушать. Это регулярность закаливающих процедур, правильный подбор и дозировка процедур, положительные эмоции. Нарушив эти правила, вы потеряете весь положительный эффект.

От того какая осанка выработается у ребенка, зависит состояние многих внутренних органов. Сколиоз - боковое искривление позвоночника –приводит к серьезным нарушениям общего состояния организма. В раннем детстве осанка легко поддается различным воздействиям внешней среды,

как положительным, так и отрицательным. Одним из наиболее эффективных путей профилактики в состоянии позвоночного отдела является плавание.

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.

В приобщении детей младшего возраста к здоровому образу жизни .

С раннего возраста надо учить детей умываться перед сном, мыть руки после возвращения с улицы и перед едой, не пить сырую воду, правильно сидеть за столом, пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены. Дети должны носить удобное белье, одежду и обувь, не стесняющую их движения.

Наше здоровье зависит от образа жизни , который мы ведем.

Прививание навыков здорового образа жизни , правильное питание является одним из важнейших составляющих дальнейшего гармоничного развития и будущего взросления вашего ребенка.

Мария Лазарева
Воспитание мотивации здорового образа жизни у дошкольников

Воспитание мотивации здорового образа жизни у дошкольников .

Сегодня никто не сомневается в пользе здоровья . Еще в свое время заметил выдающийся педагог Я. А. Коменский : . К сожалению, результаты современных исследований и статистика свидетельствуют о том, что у детей и молодежи еще не сформирована внутренняя готовность к укреплению здоровья , соблюдению гигиенических норм, систематическим занятиям физической культурой.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются еще в дошкольном возрасте . Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников , хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни .

У детей еще нет осознанной потребности в сохранении и укреплении своего здровья Потребность в его здоровье есть у родителей , ДОУ, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребёнку своё представление о здоровье . Однако в отличие от взрослого ребёнок «за здоровьем » не побежит. Поэтому в образовательных программах дошкольных учреждений всё больше разделов, посвящённых изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни . Я считаю, главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни , научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознавать ответственность за своё здоровье . Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду , формирующую привычки здорового образа жизни .

Будущее поколение будет более здровым и развитым, если мы научим детей с раннего возраста беречь, ценить и конечно укреплять свое здровье, будем своим примером демонстрировать здровый образ жизни . Есть поговорка : «В здоровом теле – здоровый дух » . Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое тело .

Формирование здорового поколения – одна из главных задач. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов : Законами РФ «Об образовании » , «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ », «Конвенцией о правах ребенка» и т. д.

Возможности человеческого организма огромны. Реализовать их - вот главная задача. Наиболее доступным средством улучшения здоровья является физическая культура, увеличение двигательной активности.

Ребенок, по мнению академика Н. М. Амосова,

.

В ДОУ необходимы новые подходы к оздоровлению детей . Базироваться они должны на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка , учете и использовании особенностей его организма, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью .

УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми в нашем саду созданы следующие условия :

В группах имеются физкультурные уголки, где находится необходимый материал для физического развития ребёнка;

Имеется спортивная площадка с «полосой препятствий» , гимнастическими стенками.

В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются корригирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. На занятиях и между занятиями организовываются двигательно-оздоровительные моменты : упражнения и задания на развитие мелкой моторики, задания на развитие мимики и артикуляции и т. п.

В нашем детском саду проводится большая оздоровительная и профилактическая работа :

Профилактика заболеваний ОРВИ и гриппа

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Закаливание

- оздоровительный бег .

Проводятся мероприятия в период заболеваемости гриппом и ОРЗ :

Организация воздушного режима помещения,

Соблюдение режима прогулок в любое время года.

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский Для решения основной задачи дошкольного образования сохранения.

Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Консультация для воспитателей «Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Здоровый образ жизни – это активная деятельность.

Педагогический пробег «Воспитание у дошкольников здорового образа жизни» Педагогический пробег «Воспитание у дошкольников здорового образа жизни» Цель: уточнить знания педагогов по воспитанию у детей правильного.

Слайд 1) Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников». Участники проекта.

Практикум «Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни и повышения мотивации к сохранению здоровья» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов, формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх