Отец работает дальнобойщиком. Рассказы про дальнобойщика

Благодаря чему ее композиции становятся популярными? Таланту, искренности? Во многом, автобиографичности.

Всю жизнь глядятся в ночь
Усталые глаза,
В пути шофёр-дальнобойщик.
Он знает лучше всех,
Он может рассказать,
Что наша жизнь - шоссе,
Шоссе длиною в жизнь.

Песне «Дальнобойщик» уже 16 лет, а кажется, что она живет в душе намного дольше. Ритм, нежность, спокойствие и душевность - этими словами можно охарактеризовать композицию. Она вошла в один из самых удачных альбомов Татьяны Овсиенко «Надо влюбиться». Совместная работа великолепной певицы, композитора Игоря Зубкова и поэта-песенника Константина Арсенева дала такие плоды, которые тогда эта троица не могла ожидать. И единственным ответом на вопрос: «Как эта песня стала шлягером?» можно считать её автобиографичность. Действительно, ведь если обратиться к жизни Татьяны, то можно понять, откуда эти чувства, боль и восхищение дорогой, красной нитью проходящие в тексте этой композиции. Папа певицы всю свою жизнь работал дальнобойщиком и именно его «усталые глаза гляделись в ночь».

“Первое знакомство с Игорем Зубковым, он же с этой песней и пришел знакомиться и с Костей Арсеневым, зная мои все рассказы о том, что мой отец дальнобойщик, и в то время, тогда он еще работал”.

Примечательно и то, что сама Татьяна Овсиенко не раз была в роли дальнобойщика.

“Эти ощущения зеленой и свободной дороги я помню с самого детства, потому что я довольно часто ездили в долгие рейсы, и мама всегда волновалась. Но отпускала. Он меня брал с собой в рейсы, и он меня брал с собой, конечно, не так слишком далеко”.

У маленькой Тани даже были собственные традиции. В любой населенном пункте, как бы мал или велик он ни был, она покупала символы городов в память о незабываемых минутах детства. Так что, можно сказать, что гастроли юной певицы начались еще задолго до ее творческой карьеры.

“Мне нравились покупать сувенирчики того или иного города. Где-то я там лапти тащила со Львова, потом приклеила подошву и знала из какого города и в каком году я их привезла, и ходила потом в них в школу”.

Татьяна Овсиенко до сих пор детально помнит, как они с папой возвращались домой. В ее памяти сохранились мельчайшие подробности того времени, когда Татьяна впервые поняла, что такое скорость, дорога и баранка автомобиля.

“Это песня, она всегда была и она есть. И я все время вспоминала мамины глаза, вот когда я даже исполняю, я все время помню, как она у окошка, когда мы дома были: я, сестра и мама. Я все время помню ее до ночи, до утра. Под утро обычно возвращались с рейса. Она у окошечка встанет, уже кушать приготовит, уже накрыто полотенчиком, чтобы не остыло. И так из ночи в ночь, выглядывала в окно, как нас со двора, так папу с рейса. Наверно, это такие ощущения памятные”.

Удивительно то, что Игорь Зубков, как ас своего дела, смог почувствовать не только ту маленькую Таню, но и Татьяну-женщину со своими взрослыми чувствами и переживаниями, надеждами и мечтами. В песне «Дальнобойщик» каждый может услышать о том, что дорого именно ему.

Во тьме бегут фонари.
Где же, на какой дороге мой милый друг?
Он затерялся вдали,
И мужские руки сильные держат руль.
Включён приёмник на любимой волне,
И вместе с ритмом бьётся сердце.

На сегодняшний день, песня «Дальнобойщик» в исполнении Татьяны Овсиенко все также популярна и с годами она не утратила своего смысла. Сама же исполнительница посвящает хит своему папе, который открыл для нее самое таинственное, волнующее и трогательное - дорогу. А вместе с тем, Татьяна приклоняет голову перед людьми, которые сутками смотрят в даль, полную загадки и огней.

Папа Татьяны Овсиенко уже не работает дальнобойщиком, и прошло много лет с того момента, когда они вместе, выполняя тяжелый труд, обретали с каждым рейсом частичку ни с чем несравнимой романтики. Но для Татьяны дорога все еще ценна, может, воспоминаниями, а может и тем, что еще в детстве отец рассмотрел в ней авантюристку, которая чувствовать свою свободу.

“По сей день люблю дорогу и глядеть в нее, не могу там спать за очень редким исключением, когда довольно часто ездишь на гастроли. Дорога нужна, она в моей жизни мне нужна. Она как необходимость, как воздух”.

Песня, записанная в 95-м году, не потеряла своей популярности и народной любви и сегодня. Обычно, про такие композиции говорят: хит, шлягер. Татьяна Овсиенко воспела одну из самых тяжелых профессий и попыталась подарить ей уважение и признание, что у неё безусловно получилось.

Чтобы ответить на вопрос, легко ли быть дальнобойщиком, я встретилась с двумя представителями этой профессии и узнала про особенности работы из первых уст. Путешествия, стремление к свободе, любовь к большим машинам - вот что притягивает молодых людей. И они выбирают не просто работу, а образ жизни.

Глеб: «Мы зарабатываем, а дети вырастут и без нас»

Глеб с 14 лет ездил в рейсы со своим отцом. Его привлекла романтика - она же до сих пор является основной причиной, по которой он предан профессии. Этим летом наш герой уже успел посетить Чехию, Казахстан, Польшу и даже проехать от Беларуси до Иркутска. И пока он в отъезде две недели, а то и месяц - дома его ждет жена и трехлетняя дочка.

Глеб знает, что в Финляндии на дальнобойщика учатся 7 лет, после которых ученик становится настоящим профессионалом. Его впечатляет ролик про европейскую женщину-водителя, которая лихо управляется с двумя прицепами сразу и, не расцепляясь, задом, подгоняет к рампе второй.

- Как можно совмещать семью и работу?
- Когда возвращаешься домой - все очень рады. Но за два дня надоедает, опять хочется ехать. Не можем сидеть на месте, движение - это жизнь. Жены дальнобойщиков говорят: «Вы зарабатывайте, а дети и без вас вырастут.»

Этим я летом работаю «через круг» - надо что-то делать по дому. «Освоил» заработанные деньги - и дальше поехал зарабатывать. Хотелось бы зарплату побольше, но переходить в другие компании нет смысла - условия работы везде схожие. Собственную машину держать сейчас вообще не выгодно.

По правилам, в день управлять ТС можно не более 9 часов, в неделю - не более 52. Соблюдается ли на деле режим труда и отдыха?
- Если работать «по чистому» – то не заработаешь. Бывает, по 15 часов за рулем. Пока здоровье позволяет, 4 часа поспишь, и вперед. Я учитываю стандартную расценку 12 евроцентов за километр и составляю себе график работы. Простои на границе, погрузка, разгрузка не оплачиваются. Поэтому приходится наверстывать упущенный заработок тем, что за сутки проходишь 1200 - 1400 километров.

- Бывает ли одиноко в пути? Как общаются дальнобойщики?
- Бывает блочная доставка, когда нужно ехать колонной. Но это не очень удобно, приходится ждать друг друга, или же догонять остальных. Легче ехать по 2-3 машины. Я люблю работать один, чтобы ни от кого не зависеть.

Общаемся по радиостанции, по базе, на стоянке. Чтобы быть в курсе – переходишь на общий канал, всю информацию знаешь – кто где стоит, где пробка. Есть индивидуальные каналы, когда по номеру машины вызываешь водителя.

Был такой случай. У коллеги в машине отказали тормоза. Всех на дороге предупредили на километр вперед! Бедолага доехал до ближайшей горки и тормозил передачей. Всё закончилось хорошо.

- Часто ли бывают аварии?
У водителей легковушек нет к нам уважения, в основном аварии из-за них. Что я видел по дороге – почти каждый рейс аварии.

Раньше останавливались, помогали, сейчас нет такой сплоченности, могут мимо проехать. Помогают только те, кто знает, как это: застрять в казахской степи, когда минус 40 и сотни километров до ближайшей деревни.

Алексей: «Легко тому, кто рожден быть водителем»

Следующий герой - тоже потомственный водитель. Алексей более 8 лет в профессии. Уже с семи лет учился управлять трактором, и ему всегда нравились большегрузные машины. Свою любовь к профессии он выражает необычным способом: у него самая «тюнингованая» машина в компании и впечатляющий салон, в убранство которого он вкладывает сотни евро.

Но семейная жизнь не сложилась. Алексей развелся - профессия помешала построить отношения.

Только что герой вернулся из поездки в Азербайджан, где провел две недели в ожидании растаможки. Эти дни он загорал на пляже, купался в море, наслаждался арбузами и персиками.

- Что больше всего привлекает в профессии?
- Я не могу без дальнобоя, влюблен в свою работу! Постоянно что-то новое происходит, даже если едешь по одному и тому же маршруту. Я помешан на машинах, тем более на Скании. Некоторые работают ради денег, я же получаю удовольствие.
Раньше я жил в машине. У меня там было все: 220 вольт, кофеварка, Wi-Fi, микроволновка, рация, магнитола, сабвуферы, телевизор, постельные принадлежности, газовая плита, мангал, угли, специи. Не было только рядом любимого человека.

- Что за люди, дальнобойщики? У них есть хобби?
- Один пишет книги, стихи. Другой играет на баяне, берет его в дорогу. Третий рыбачит, ни одного озера не пропустит, а следующий - ни одной юбки на стоянке. Есть люди с высшим образованием, которые пришли в дальнобойщики из-за зарплаты - средний заработок у нас выше.

- Бывают ли случаи, когда водители уходят из профессии из-за семьи?
- Да, у меня был напарник, который, чтобы проводить побольше времени с семьей, переквалифицировался в диспетчера и работает в той же транспортной фирме.

- Если есть свободный часок, чем занимаетесь в поездке?
- Отдыхать дальнобойщики любят и умеют. Если блочные перевозки - договариваемся между собой, кто за что отвечает, кто готовит. Рассказываем анекдоты, общаемся, жарим шашлыки.

Вообще, занятия зависят от компании, усталости. У каждого водителя есть ноутбук с собой. Одни проводят время в салоне, смотрят фильмы, другие гуляют по набережной. Если на улице плюс 30, а ты в Таганроге, на берегу Азовского моря - не усидишь в машине!

А, например, в Оренбурге мы решили пройтись по театрам и музеям. Вове звонит супруга и спрашивает, где он. Тот отвечает, что в музее. Она поверила только когда фото предъявил!

- Что самое тяжелое в работе?
- Тяжелое - это привыкнуть к габаритам фуры. У больших машин есть мертвая зона. Когда поворачиваешь - хвост «режет» угол, а не двигается по радиусу. Тяжело, когда день с ночью путается. Есть такие грузы, с которыми можно двигаться только ночью. Водители засыпают, съезжают в кювет, разбиваются. За зиму я два раза ушел в кювет - сразу вся жизнь перед глазами! Если груз опасный и тяжелый - боишься, что при торможении или аварии он будет таранить по инерции.

- Что делать, если в дороге заболеешь?
- Однажды меня в пути застала простуда. Температура под 40! Но у меня вся аптечка с собой, стоял несколько дней в Уфе, пока не поправился.

Также есть опасность отравиться, особенно летом.

Однажды коллега упал при загрузке и повредил ногу, три дня мучился с ней. Я завез его в больницу, где выяснилось, что это перелом. Его машину повел мой стажер, а я посадил товарища с гипсом на самолет. Он был так благодарен за помощь, что своего новорожденного сынишку назвал в мою честь.

Я родом из маленького провинциального города, но несколько раз была проездом в Москве. Там у меня есть хороший знакомый Андрей. Его отец живет в городе Кирове. Однажды отец рассказал Андрею удивительную историю. Поделюсь ею с читателями от лица Андрея, от которого услышала ее я.

Однажды отец приехал ко мне в Москву из Кирова. Перед этим мы не виделись полтора года, так что засиделись допоздна. Разговорились, начали вспоминать 1990-е годы, когда еще в Перми жили.

Я никогда не задавал отцу вопрос, почему он в Перми не остался - у него там все-таки четырехкомнатная квартира. Вопрос нетактичный - мало ли, какие личные мотивы. А тут не удержался, спросил, почему его в Киров занесло. Но такого ответа, что услышал от отца, вообще не ожидал. В общем, вот что он мне рассказал.

Он работал дальнобойщиком и возил разные товары - обычно по Уралу, а в тот раз принял заказ на доставку в Омск. Ехал как обычно. Зима, отец не торопился, по сторонам посматривал, пейзажем любовался. Довез, спокойно разгрузил, поехал обратно. Правда, другим путем. Дорогу, по которой он сюда приехал, засыпало снегом, образовались заторы.

Едет он обратно - пустой уже. Деревеньки какие-то проезжает. Начинается лесополоса. Едет он по ней километров тридцать, а ни навстречу, ни сзади ни одной машины. Вдруг смотрит - стоит на обочине человек. Ну, думает, мало ли, заблудился товарищ зимой в лесу (хотя зачем по лесам зимой ходить?).

Надавил на тормоз. Но фуру по скользкой дороге протащило еще метров пятьдесят. Смотрит отец в зеркало заднего вида - человек стоит, не шелохнется. Ну, он из окна высунулся, кричит: «Эй, парень! Садись, подвезу!» Парень-то этот поворачивается, медленно так, смотрит пару секунд и, не спеша, подходит.

Отец сначала скорее почувствовал, чем увидел, что с тем что-то не так. С виду обычный такой паренек, вот только одет не по-зимнему: кофта серая, кепка, джинсы и кроссовки. В общем, приближается тот, а отец и видит: глаза у него - нечеловеческие, крупные, раза в три больше обычных. А зубы верхние торчат из-под губы, и острые такие!

Отец, ясное дело, испугался, окно закрыл - и по газам. Смотрит, парень за ним бежит. Он газу прибавляет, тот не отстает. Дорога скользкая, слишком быстро не поедешь. Скорость была километров 60-70 в час.

Чуть позже из леса еще один «попутчик» выбежал, и тоже за отцом. А потом еще трое. Отец тут не на шутку струхнул. Слезы даже, говорит, из глаз полились. Все, думает, или перевернусь сейчас на льду, или эти твари меня догонят и прикончат или еще чего сделают. В общем, сам не помнит, как до конца лесополосы добрался. Там-то они от него и отстали.

Отец до ближайшей заправки доехал, на которой ночлежка была и кафешка, сразу водки взял и хозяину рассказал про встречу в лесу. А тот только посмеивается, да и говорит:

Не пей за рулем, а то и не такое привидится.

Плюнул отец на все это дело. Ну, не верит мужик - и не верит. Заплатил за стоянку и спать в машину пошел.

Проснулся отец оттого, что в туалет захотел. Вокруг темно, ничего не видно. Ну, отец и решил фары включить, чтобы до ночлежки добраться. Включает и видит существ, что за ним всю лесополосу бежали, штук десять. Полукругом перед кабиной выстроились и смотрят на него. Отцу показалось, что у одного с уголка рта даже кровь стекала.

Он со всей дури по сигнальнику ударил, фура заревела, и эти твари разбежались, а отец выехал со двора этой заправки-забегаловки и опять погнал. Самое страшное, говорит, было то, что вокруг темно и в зеркала ничего не видно. То есть непонятно, где эти твари и бегут ли они за ним вообще. Больше отец нигде не останавливался до самой Перми...

После этого случая отец начал частенько вставать по ночам и выглядывать в окно. Боялся до жути, что эти твари его до города сопровождали и где он живет, вычислили.

А как-то под Новый год вышел на балкон покурить и увидел их. Трое стояли на улице и смотрели на него. Отец заперся в квартире и всю ночь дрожал от страха.

На следующий день он бросил все, купил билет на поезд и поехал в Киров к родственникам. Уже оттуда продал свою квартиру в Перми, купил какую-то старую двушку в центре Кирова и живет теперь там. Зато, говорит, за все время он этих тварей больше не видел.

Анастасия ЛАРИНА, г. Бугуруслан Оренбургской обл.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх