Характеристика детей разных типов темперамента. Ребенок-сангвиник: как распознать сангвиника в своем ребенке


Информация, размещенная на сайте, предназначается служить дополнением, а не заменой отношениям между пациентом и его врачом.

Характеристика детей разных типов темперамента

В группе детского сада есть, как правило, дети разного темперамента - холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Что характерно для каждого типа темперамента детей?

Ребенок-сангвиник обладает сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить и подчиняться. Дети за короткое время осваиваются в яслях и в детском саду, они сразу чувствуют себя там как дома. Они быстро засыпают и просыпаются, без особых сложностей переходят от подвижных игр к занятиям и наоборот.

Люся (2 года 6 месяцев) обычно веселая, подвижная, разговорчивая, оживленная. Подвижность выражается в большом количестве движений, часто нецеленаправленных, не может длительно сосредоточиться на чем-либо одном. Предпочитает подвижные игрыОчень общительна, быстро и свободно устанавливает контакт со всеми, даже с незнако- мыми людьми. Не любит играть одна, тянется к коллективу. Внимание неустойчиво, быстро отвлекается малейшим посторонним раздражителем. Живо интересуется всем, что происходит вокруг. Игры и занятия ее глубоко не захватывают. Настроение меняется быстро. Двигательная активность проявляется в том, что Люся все время находится в движении: то бегает, то прыгает, то лезет под стол на четвереньках, то занимается какой- нибудь игрой, требующей движения, то просто ходит по комнате и дотрагивается до разных вещей. Даже когда рассматривает картинки, и то время от времени наклоняется над книгой, откидывается назад, обводит картинку пальцем, переворачивает страницы и т. д. Речевая активность проявляется в том, что она без умолку говорит, рассказывает что-нибудь, восклицает, спрашивает или «поет», если можно назвать это пением: громким голосом на свой собственный мотив она выкрикивает отдельные слова и фразы, относящиеся к тому, что она в данный момент делает. Например, играя в куклы, она «поет »: «Люся... коляска... посуда... кукла» или: «Люся идет гулять» и т. д. Подвижность Люси выражается также в живой мимике лица. Разговаривая, она то и дело меняет выражение лица: то придает ему хитрое выражение, сощуривая глаза, то ласковое и веселое, то сердится, с нахмуренными бровями, причем эти выражения быстро сменяются одно другим, почти без интервалов. Играя в «обед» и пробуя несуществующие блюда, она то изображает на лице чувство удовольствия от вкусной еды, то вдруг делает гримасу, как от кислого, и восклицает: «Ой, невкусно, как кисло!», то придает своему лицу выражение, как будто она обожглась горячей пищей, и т. д. (из исследований А. Н. Давыдовой, 1954).

Общительность детей-сангвиников располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут маскироваться не очень привлекательные черты характера.

Благодаря тому что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен легко переключаться с одной деятельности на другую. Иногда это качество играет положительную роль (например, ребенок легко включается в новую деятельность), но иногда оно может обернуться и отрицательной стороной: ребенок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Поэтому одной из основных задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей.

В отношении ребенка-сангвиника важно всегда проявлять строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки. Снисходительность к «мелким » нарушениям порядка (не убрал игрушки, забыл повесить пальто) быстро разрушает привычки, для закрепления которых требуется время и немало усилий. Такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиника с большим трудом по сравнению с детьми других типов.

Сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую. Во всех подобных случаях обязательно нужно добиться, чтобы начатое дело было закончено с хорошим результатом, например не разрешать начинать второй рисунок, пока не закончен первый. Чтобы дети не прекращали деятельность, не отвлекались, следует применять и одобряющие стимулы. Небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены Деятельности - привычка за все браться и ничего не добиваться может стать свойством характера.

И конечно, с малых лет нужно учить ребенка внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные устойчивые отношения, чтобы новые знакомства не вытесняли старых привязанностей. Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. Переживания очень сильны, ярко выражены (он не плачет - рыдает, иногда бьется в истерике, он не просто смеется - хохочет до слез). Он очень импульсивен (даже в большей степени, чем это свойственно дошкольнику). Ребенок этого типа склонен к частой перемене настроения. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся выполнять главную роль в игре, организуют сверстников, руководят ими, пытаются руководить взрослыми.

Ситуации, в которых надо сдержать себя, вызывают у них чувство протеста. В коллективе они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, драчливы (агрессивны), с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры; если что-то задевает таких детей слишком сильно, они теряют контроль над собой.

Сложность воспитания возбудимого ребенка усугубляется из-за неправильного отношения к нему тех взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдержать его подвижность: «Не бегай», «Еще раз залезешь на забор, не пущу гулять». Не надо запрещать ребенку быть активным, водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его любое полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы активность находила полезное применение. Ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия - окрики, шлепки, угрозы, от этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Надо помнить о том, что у детей от природы слабый тормозной процесс. Поэтому важно не корить их за чрезмерное возбуждение, а помочь его обуздать. Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме.

Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном. Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию собранности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование - словом, все то, что требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянные трудовые поручения и выполняет их систематически, это воспитывает умение управлять собой. Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, замечания, напоминание. С детьми старше 5 лет можно говорить о недопустимости резких вспышек, неблаговидных выходок. Умение управлять собой приходит с возрастом, но только к тем, кто учится этому умению.

Ребенок-флегматик имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который редко плачет, много спит, не требует к себе внимания («удобный ребенок»). Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Эти дети - «тихони». Малая подвижность нервных процессов сказывается на темпе речи, во всех реакциях на окружающее, на деятельности. Говорит с паузами, на вопрос отвечает не сразу, за дело не возьмется, дока не подтолкнешь (будет сидеть с полной тарелкой, с чистым листом бумаги). Для флегматика необходим период вхождения в деятельность, внешнее воздействие. Поведение ребенка-флегматика отличается устойчивостью. Все, к чему он привык, становится постоянным. Любое новшество воспринимается не сразу.

Этим детям трудно привыкнуть к детскому саду, школе, ведь надо приспособиться к новому режиму, новым требованиям, расстаться с родителями, познакомиться с детьми. Но в привычной обстановке ребенок без принуждения, спокойно выполняет правила поведения (но редко бывает первым, в отличие от сангвиника), справляется со знакомой работой, аккуратно и старательно выполняет кропотливую работу. Эти особенности можно отнести к положительным. Но мешает флегматику вялость, замедленный темп действия, пониженная активность.

Тамара (2 года 8 месяцев) обычно спокойна, сдержанна, малоподвижна. Часто длительное время находится в молчаливом, неподвижном состоянии. Однако нет и признаков вялости и равнодушия. Наоборот, она всем интересуется, живо реагирует на окружающее, но без яркой, внешне проявленной эмоциональности. Вся ее фигурка - плотная и несколько неуклюжая - не способствует ловкости и быстроте движений. Общительна, но с чужими устанавливает контакт медленно. Любит быть в коллективе, но умеет хорошо играть и одна. Может долго заниматься чем-нибудь одним. Глубоко уходит в занятие или игру, не отвлекаясь. Настроение меняется медленно. Для Тамары характерно спокойное состояние. Любит сидеть где-нибудь в сторонке и, не двигаясь, наблюдать за всем происходящим вокруг. Новая обстановка действует на нее затормаживающе. (...) Тамара приходит раньше других детей. Когда мать уходит, спокойно остается одна. Садится за стол с игрушками. Смотрит на них, но ничего не трогает, не берет. Ей дают в руки проволочного жучка. Берет его, держит в руках 10 минут, лишь изредка дотрагивается пальчиком до его пружинных ножек. Оглядывает комнату, смотрит на экспериментатора. Ни одного слова, ни одного жеста. (...)

Дети затеяли беготню по комнате. Тамара отказывается принять участие в их игре. Стоит и смотрит на них. Затем говорит: «Я сяду...» Берет стул, садится и продолжает следить за беготней детей, не заражаясь их весельем. (Прошло 12 мин.) Тамара немногословна. Речь употребляется ею только в нужный момент, направлена на общение (просьбу, объяснение, наставления). Тамара много и хорошо говорит, но только тогда, когда этого требуют обстоятельства.

Живая мимика лица отсутствует. Обычное выражение: застывшая серьезность, даже некоторая «маскообразность». Смена чувств не находит отражения в мимике лица. Жесты Тамары обладают большой выразительностью, но они немногочисленны. Движения тяжеловаты, неповоротливы, скупы (из исследования А. Н. Давыдовой, 1954). Главной ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности (быстро убрал игрушки, чтобы успеть в кино), но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики (поэтому завтра уборка игрушек превратится в бесконечное дело).

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего что требует усилий, немедленно приходить ему на помощь. В таком случае малыш никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего, что связано со словом «быстро». Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда. Об ускорении темпа обучения можно подумать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а вначале главное - не торопить. Медлительных детей надо чаще ставить в ситуации, требующие от них находчивости, расторопности, почаще хвалить. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда и будильник - учить закончить дело до звонка. Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры. Взрослому удобно, что малыш не бегает, не суетится, а для ребенка это вредно - и движения не развиваются, и реакции остаются замедленными, и игровая деятельность не совершенствуется. Для флегматика необходимы виды деятельности, требующие от него активности: занятия гимнастикой, подвижные игры, походы. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения, связанные с людьми. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может растянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать, но и закончить дело. Следует заранее его предупредить о необходимости заканчивать работу, но не прерывать ее резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком, но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки: «Командиром нужно быть по очереди». Таким образом можно преодолеть вялость, ровность чувств и леность движений.

Дети со слабой нервной системой - меланхолики, отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью. Слабость нервных процессов не означает их неполноценности. Просто у этих детей слишком быстрые и сильные реакции на слабые раздражители, быстро наступает утомление, слабый как тормозной, так и возбудительный процесс. Все реакции меланхолика сглажены, его не видно и не слышно. Он не включается в разговор, не будет демонстрировать свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Играет в одиночку, инициативы в общении не проявляет и не отвечает на инициативу других, шумные сверстники его утомляют, он их сторонится. Чувства меланхолика глубокие, сильные, но без внешнего выражения.

Поскольку нервная система не выдерживает длительных напряжений, дети быстро устают от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим еще более усиливает усталость, резкий тон подавляет и без того малую активность меланхолика. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность, легкая ранимость - основные уязвимые черты меланхолика. Однако дети со слабым типом имеют и ряд очень ценных свойств, таких как чуткость, способность к сопереживанию, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.

В воспитании ребенка-меланхолика важнее всего соблюдать принцип постепенности. Прежде всего следует ограничить шум, количество игрушек, даже новые знакомства, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. Только после того, как ребенок освоится, научится играть вдвоем, этот круг мож- но расширить. Дети со слабым типом с огромным трудом входят в коллектив, с трудом отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от игр, не разговаривают. Первые дни пребывания такого ребенка в саду требуют особого внимания со стороны воспитателя. Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность, наказывать - все эти меры вызовут слезы, замкнутость, тревогу и другие нежелательные реакции.

Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно. Дети отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки - это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. У ребенка со слабой нервной системой необходимо развивать стремление к активности, общительность, работоспособность, умение преодолевать трудности. Таким образом, уже и из этих кратких характеристик видно, что вряд ли можно говорить о «хороших» или «плохих» темпераментах. Неверно считать, что такие свойства нервной системы, как слабость или инертность, отрицательные, а черты темпераментов, которые складываются на их основе, подлежат скорейшей переделке. Конечный результат зависит от воспитания. При неправильном подходе хорошее может обернуться плохим, а при умелом воздействии влияние отрицательных черт может быть перекрыто. Поэтому, когда говорим о правильном подходе родителей и воспитателей к детям, имеется в виду лишь необходимость сбалансировать действие тех или иных свойств темперамента, а вовсе не искоренять их.

Воспитывая ребенка с возбудимым типом высшей нервной деятельности, необходимо поддерживать и направлять его энергию на полезные дела, исключать из обстановки все, что возбуждает нервную систему, строго соблюдать режим дня, развивать и укреплять процесс торможения путем организации спокойной деятельности и упражнений, добиваться сдержанного поведения, учить управлять собой, считаться с окружающими. При воспитании ребенка-сангвиника нужно формировать у него устойчивые привязанности, интересы, приучать доводить до конца начатое дело, обращать особое внимание на качество деятельности, постоянно контролировать его поступки и действия.

В воспитании малоподвижного ребенка главное - развивать интерес к движениям, формировать трудовые навыки, следить, чтобы сын или дочь всегда были заняты, привлекать их к деятельности в коллективе, учить посредством игр и занятий ускорять темп действий, поощрять любые самые малые проявления быстроты, подвижности, расторопности. Тогда вялость не превратится в леность, ровность чувств - в их бедность и слабость.

Воспитание ребенка-меланхолика требует исключения «тепличных» условий. С одной стороны, следует считаться с очень ранимой нервной системой, быстрой утомляемостью, слабостью нервных процессов, но, с другой стороны, надо и помочь ребенку преодолеть возникающие на базе этих особенностей робость, застенчивость, неуверенность в своих силах, чтобы они не превратились в слабохарактерность. Проявляя к такому ребенку чуткость и доброжелательность, нужно терпеливо развивать у него активность, умение преодолевать робость, трудности, поддерживать положительные эмоции.

Умение распознать по психологическим проявлениям, по поведению, что в ребенке от типа нервной деятельности, а что от возраста, что определено наследственностью, а что приобретено, имеет огромное практическое значение. Учет соотношения возрастных и типологических особенностей дает возможность воспитателю наилучшим образом осуществлять индивидуальный подход к ребенку. Но для того чтобы добиться успеха в воспитании, необходимо не только выработать определенные комплексы воспитательных воздействий, но и адресовать их тому периоду развития, когда организм оказывается особенно «податливым», когда определенные влияния существенно сказываются на дальнейшем ходе развития, т. е. надо учитывать сенситивные периоды. В. Э. Чудновский (1963) предполагает, что существуют возрастные периоды, более или менее благоприятные для тренировки типологических свойств, причем они не совпадают для различных свойств.

Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем и младшем детском возрасте, когда нервная система находится в становлении, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов. Наблюдения показали, что уже в раннем возрасте двигательные, эмоциональные, а затем и речевые проявления и весь стиль поведения детей дают возможность более или менее точно судить о формирующихся особенностях черт типа нервной системы, т. е. о ее силе или слабости, подвижности или инертности, уравновешенности или неуравновешенности, интроверсии или экстраверсии, эмоциональности, тревожности и других свойствах.

Неумение учитывать особенности темперамента порой приводит к серьезным ошибкам в воспитании. Это бывает, например, тогда, когда родители и воспитатели принимают особенности темперамента детей за хорошие или дурные черты характера. Поэтому важно владеть способами распознавания темперамента и учета их в воспитательной работе с детьми.

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.

От темперамента человека зависят

  • Оценка и контроль деятельности.
  • Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
  • Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
  • Темп, ритм и ускорение деятельности.
  • Дисциплинарные воздействия.
  • Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.

Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого.

Темперамент, проявляющийся в общей психической активности, моторике, эмоциональности требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными.

Темперамент влияет на:

  • На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность.
  • На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику.
  • На формирование характера и поведение.
  • На поступки людей.

Психологическая характеристика типов темперамента ребенка

В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

  • Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
  • Холерик (от греч. «холе» - красно-желтая желчь) - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
  • Флегматик (от греч. «флегма» - слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
  • Меланхолик (от греч. «мелайн холе» - черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей .

Темперамент и характер ребенка

Тип темперамента ребенка - Холерик

Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом.

Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость.

Подростки-холерики - веселые, активные, озорные ребята. Они способны вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков, ввязываются в ссоры и драки.

Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам.

Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая.

Холерики хорошо засыпают и просыпаются.

Особенности воспитания холерика

  • Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию.
  • Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.
  • Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
  • У ребенка должны быть трудовые обязанности.
  • Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
  • Приучайте ребенка к правилам, этике общения.
  • С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.
  • Строго соблюдать режим дня.
  • Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь».
  • Разговаривайте с ребенком о его поведении.
  • Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.
  • Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.
  • Научитесь предвидеть выброс сил холерика.

Тип темперамента ребенка - Сангвиник

Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью,общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание.

Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые.

Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой.

Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки.

Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми.

Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.

Особенности воспитания сангвиника

  • Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.
  • Контролируйте его действия и поступки.
  • Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
  • Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.
  • Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
  • Формируйте устойчивость интересов ребёнка.
  • Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь.
  • Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
  • По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.

Родителям о детях:

ПОВЕДЕНИЕ : степень влияния воспитания и наследственности на проявление агрессивности у детей и взрослых людей.

Кризис трех лет : особенности протекания кризиса, советы родителям по воспитанию ребенка.

Закаливание: солнце, воздух и вода для здоровья вашей семьи : советы и рекомендации

Тип темперамента ребенка-Флегматик

Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью,усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью.

В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца.

Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов.

Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.

Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим для.

Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними. Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз.

Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.

Особенности воспитания флегматика

  • Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами.
  • Не торопите ребенка.
  • Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.
  • Хвалите флегматика за скорые действия.
  • Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.
  • Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.
  • Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
  • Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
  • Уважайте его внутренний покой.
  • Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.

Тип темперамента ребенка - Меланхолик

Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью.

В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы.

Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться.

Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного.

Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно.

Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим.

Особенности воспитания меланхолика

  • Придерживайтесь принципа постепенности.
  • Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.
  • На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
  • Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его регулировать свои движения, преодолевать трудности.
  • Взрослым детям помогать действиями и советом.
  • Развивайте общение ребенка.
  • Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
  • Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
  • Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
  • Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.
  • Уважайте внутренний мир ребенка.

Видео - Типы темперамента детей - особенности воспитания,секреты межличностных и семейных взаимоотношений

Родителям о ребёнке:

Оформление интерьера детской комнаты с учетом психологических, возрастных, поведенческих и эмоциональных особенностей ребенка.

Недоношенные дети : особенности ухода за недоношенными детьми.

Поза при кормлении ребенка грудью : виды и особенности кормления детей в зависимости от выбранной позы.

Ваш малыш холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик?

Индивидуальные особенности нервной системы обнаруживаются при внимательном наблюдении за поведением ребенка. Именно особенностями нервной системы объясняется и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, каков он в общение с другими детьми, устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих) и т. д.

Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче формировать, другие - труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого - непосильными. А непосильные требования вызывают упрямство, ведут к конфликту.

Психологи утверждают, что индивидуальный подход на основе учета особенностей ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и сформировать положительные качества личности ребенка. Тип темперамента - основа будущего характера, а характер - это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках.

Рассмотрим четыре типа высшей нервной деятельности или темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми.

1.Возбудимый ребенок (холерик)

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке – реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик – это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до «наоборот», любит риск, приключения.

Бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Легко переходит от состояния веселья к грусти. Засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается. Вспыльчив, шумлив, говорит громко. Подвижен. Активен. Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать свои желания, становится виновником конфликтов. Поскольку у таких детей возбуждение сильнее торможения, рекомендуется:исключить из обстановки все, что возбуждает (громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми,большие компании);соблюдать установленный режим;
укреплять процессы торможения спокойными играми и занятиями

Для этого хороши: игры с внезапной остановкой «стоп»;
занятия с конструктором, крупный и мелкий строительный материал, когда вы советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;занятия с картинками, лото;рисование, лепка, аппликация.

Ошибки родителей:

Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно.Тон взрослого при этом должен быть требовательным, без лишних уговоров. Не злоупотребляйте просмотром телевизора. Очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности «Как хорошо ты сегодня играл - тихо, спокойно.» Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво», «Ты огорчил нас» и т. д. Самое главное, чтобы вы, родители, всегда помнили: он не виноват в том, что родился «нервным ребенком».

2. Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик)

О нем обычно говорят - впечатлителен. В отличие от легко возбудимых – у этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо знает. Такой ребенок тих, редко смеется, шумные дети его утомляют. Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его привязанности, привычки. Долго помнит обиды, глубоко их переживает. Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток. Он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются.

Ошибки родителей:

Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, родители только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

В общении с такими детьми рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствии увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре. Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредотачивался бы на своих переживаниях.

Важно приобщать его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него уверенность, что он все может, что у него все хорошо получится. Говорить с ним необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.

3. Медлительный ребенок (флегматик)

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Ошибки родителей:

Не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;
- не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;
- не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами;
- наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его, лишний раз не упрекать: «Опять последним одевался» и т. д. Он от этого еще больше затормаживается. Окрики рождают неуверенность. Так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, спорт. Очень важно сделать все, чтобы не развилась лень. Постарайтесь сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом, чтобы они не подавляли его инициативу. Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это. Полезно для развития активности в деятельность ребенка вносить элементы соревнования: «Кто скорее?», заинтересовать, ускорить темп привлекательной для него перспективой. Например: «быстрее оденешься - не опоздаем в цирк и т. д.»

4. Спокойный ребенок (сангвиник)

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок-солнце. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники – эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» – обычно отвечают: «Со всеми».

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

С таким ребенком родителям легко. Быстро засыпает и легко просыпается. Умеет в играх и подчиняться, и руководить. Дружелюбен. Любознателен. Задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки. Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково переходит от спокойных игр к подвижным. Помните, что он легко попадает под влияние, как положительное, так и отрицательное. Быстро устает от однообразных действий.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем – и на успехах в работе.

Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например: сложить одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования - строгие и постоянные.

Подготовил материал:

старший воспитатель Дубынина Н.А.

(на основе журнала «Наш малыш»)

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.06.2018

Для того чтобы иметь начальные представления об особенностях детского темперамента, совсем необязательно быть профессиональным психологом. Наблюдая за поведением своего малыша, уже с первых месяцев жизни становится понятно, какие черты будут превалировать в его характере – скромность или требовательность, альтруизм или прижимистость, покладистость или упрямство. А у дошкольников проявления темперамента становятся ещё более явными.

Родители должны разобраться, каков их малыш - тихоня или драчун, «шустрик» или «мямлик»? Какой темперамент у ребенка и как он проявляется? Знать это важно, так как конфликты и обиды зачастую возникают именно из-за особенностей характера ребят.

Вы ежедневно находитесь рядом со своим ребенком, наблюдаете его в играх, в быту, в общении со сверстниками и взрослыми. Как вы думаете, какую «роль» он примеривает на себя? Попробуйте проанализировать поведение малыша, возможно, вы сможете «увидеть» своего ребенка с другой точки зрения. Зная, как определить темперамент ребенка, вам будет легче заниматься его воспитанием.

Определение типа темперамента у вашего ребенка: дошкольник-флегматик

У ребенка-флегматика уравновешенная, сильная, но малоподвижная нервная система. В раннем детстве детей с таким темпераментом называют «удобными» - плачут редко, спят много, постоянного внимания к себе не требуют. У «тихонь»-флегматиков все реакции как бы нечеткие: если плачут, то негромко, так же негромко смеются, скупы на жесты и движения. Они не сразу отвечают на вопросы, не начнут выполнять дело, пока не будет «внешнего влияния». Детей с таким типом темперамента словно надо подталкивать. Им обязательно нужен «период вхождения в деятельность». Зато все, к чему такой малыш привыкает, становится постоянным, поведение флегматиков очень устойчиво.

Некоторые сложности возникают, когда появляется что-то новое: окружение, режим, требования. Например, при поступлении в детский сад малыш-флегматик должен приспособиться, привыкнуть. В новой обстановке представитель такого детского темперамента ощущает себя неуютно, ему нелегко завести знакомство, да и расстаться с родителями даже на день очень трудно. Но после, когда обстановка станет привычной, ребенок спокойно и без принуждения справляется с новыми «правилами», старательно и аккуратно выполняет все, что требуется.

Основное определение дошкольника с таким темпераментом – «кропотливый труженик»

Но обычно он никогда не бывает первым, ему мешают некоторая замедленность, вялость, пониженная активность. Кроме того, «замедленность реакции» флегматика может привести к лени и равнодушию, ведь эмоции малыш расходует словно вполсилы, ему проще посидеть в сторонке с любимой игрушкой.

Зачастую родители совершают ошибку, стремясь подогнать, поторопить малыша - природная медлительность сына или дочки нервирует взрослых, они начинают сердиться и делать замечания. Помогает это мало, скорее всё наоборот - среди детей с разными темпераментами флегматики чаще всего теряются и даже перестают на эти замечания реагировать. Еще хуже, когда взрослые «из добрых побуждений» стремятся сделать за ребенка то, что ему вполне по силам, - умывают, одевают, убирают игрушки и т. д. Мало того, что малыш не научится быть самостоятельным, он еще и разочаруется в собственных силах.

Если у вашего ребенка такой тип темперамента, ему важно показывать результаты его деятельности, но при этом ненавязчиво контролировать на каждом этапе выполнение работы . Замечательно, если родители будут привлекать ребенка к играм с элементами соревнования, к подвижным командным играм, где требуется научиться преодолевать трудности и побеждать, помогать окружающим и быть отзывчивым.

Большое подспорье для дошкольников с таким темпераментом – одобрение и поддержка его начинании и любых проявлений инициативы со стороны педагогов и родителей.

Особенности проявления темперамента у дошкольника-меланхолика

У ребенка-меланхолика чаще всего слабая нервная система, он чувствителен и раним. Из-за слабости нервных процессов быстро наступает утомление, ребенок все время отвлекается, а для восстановления сил ему необходимо больше времени , чем другим детям. С трудом, медленно и долго ребенок овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.

Характер у ребенка с таким темпераментом спокойный, малыша-меланхолика не видно и не слышно, все реакции как бы сглажены, движения неуверенные, разговор выразительный, но тихий.

Ребенок не любит демонстрировать свои умения, редко включается в беседу, малоактивен и всем движениям предпочитает спокойную деятельность где-нибудь в уголке, в одиночку; замкнутость и нерешительность - главные черты меланхолика .

Индивидуальные особенности детей с таким темпераментом заключаются в том, что они сторонятся шумных сверстников, они утомляют меланхоликов. Из-за этого малыши терпеть не могут ни садик, ни школу. Еще больше такие дети устают от новых людей, громких звуков и шума, резких замечаний - подавляется и без того малая активность ребенка.


Основные точки «уязвимости» такого типа детского темперамента - замкнутость, пассивность, утомляемость, легкая ранимость и медлительность.

Если малыш не отвечает на вопросы или отвечает медленно, запинаясь, это вовсе не значит, что он не знает ответа. «Виноваты» низкая самооценка и неуверенность в себе

Родители, не разобравшись в особенностях темперамента дошкольника, могут ухудшить ситуацию, постоянно повторяя малышу, что он «невнимателен», «забывчив» или «непонятлив». Ребенок-меланхолик с трудом переносит неудачи, сильно расстраивается, если что-то не получается, легко обижается, переживает по пустякам. Любое замечание или неприятное событие надолго выбивает его из колеи .

Но не забывайте ещё об одной характеристике этого типа темперамента: хотя дети-меланхолики внешне и не проявляют своих чувств, они у них сильные и глубокие, и отсутствие реакции — вовсе не безразличие! Несомненными плюсами малышей-меланхоликов являются способность к сопереживанию, чуткость, устойчивость привязанностей, привычек и интересов.


С такими детьми хороша тактика «эмоционального поглаживания». Им нужно создавать условия, когда ребенок работает «в паре» - с другим малышом или с взрослым. Приказы и категорические обращения таким деткам противопоказаны, гораздо лучше они воспринимают совместные обсуждения, причем с обязательными акцентами на чем-то положительном.

Учитывая все определения этого типа темперамента, учите ребенка переключаться с внутренних переживаний (в том числе с «ворошения старых обид») на события внешнего мира, привлекайте к активным играм и домашнему труду. Постепенно, без нажима вовлекайте малыша в детские коллективы (садик, спортивные секции, студии творчества) - маленькому «отшельнику» полезно выработать в себе упорство и стойкость в общении со сверстниками. И, конечно, почаще хвалите детей с таким видом темперамента, демонстрируйте их достижения, учите самостоятельности и смелости.

Индивидуальные особенности темперамента у детей-холериков

Основная характеристика темперамента детей-холериков – «двигатель работает, а тормоза отказывают». Так и с ребенком-холериком: особенность его сильной, но неуравновешенной нервной системы в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У таких детишек быстрая, громкая и порывистая речь, мимика и жесты выразительные, бурная реакция на запреты и неудобства.

Любую информацию ребенок дошкольного возраста с таким темпераментом воспринимает на лету, но так же моментально забывает, в новой обстановке осваивается мгновенно, у него тут же появляются друзья - а через пять минут бесстрашный задира уже конфликтует.

Холерик импульсивен, его плач - это рыдание до истерик, его смех - это хохот до слез. Настроение меняется быстро и непредсказуемо. Дошкольник с таким типом темперамента не сдержан в проявлениях эмоций и при недостатке самообладания может вспылить из-за пустяка - ему нужно «все и сразу». Легко увлекается любым делом, но быстро «остывает» и часто бросает на полпути, так как не терпит однообразия и неусидчив.


Ещё одна особенность детей с таким темпераментом – любовь к подвижным играм, в которых холерики стремятся не только проявить себя, но и «покомандовать» (и детьми, и взрослыми). Любые непредвиденные моменты в игре могут вызвать гнев или страх. Среди других детей холерики выделяются шумливостью и склонностью к вспыльчивости, а нередко к драчливости и даже агрессии. Им очень трудно подчиняться правилам, такие малыши нередко конфликтуют из-за игрушек и, бывает, теряют над собой контроль.

С малышом-холериком разговаривать следует ровным тоном, спокойно, но требовательно, без уговоров . А заодно и малышу прививать правила общения без крика и грубостей, настойчиво повторяя, что просьбы должны быть вежливыми, за грубость и проступки нужно извиняться и т. д.

Без толку сдерживать подвижность малыша или препятствовать его активности. А вот обоснованные требования и четкие правила необходимы. Энергию малыша-холерика родители могут направить в «нужное русло»: спортивные секции, интересное увлечение, спокойные игры, а для развития усидчивости и внимания хорошо помогают занятия рисованием, аппликацией, лепкой. Полезно приучать холерика к посильной домашней работе (и следить, чтобы не отлынивал!) . Очень помогает собственный пример - учите малыша быть наблюдательным, сдержанным, помогите понять, что в жизни важно и рассчитывать силы, и обдумывать решения.


Запреты и наказания холерику не помогут , ребенок попросту игнорирует их и сопротивляется, вплоть до ненависти к «воспитателю». Скорее помогает демонстрация «перспектив» бурной деятельности ребенка и положительная оценка. Запаситесь терпением - это главное в воспитании малыша-холерика.

Какие особенности характера у ребенка-дошкольника с типом темперамента сангвиник

Живой, жизнерадостный ребенок-сангвиник обладает подвижной, сильной и уравновешенной нервной системой. Давая характеристику разным темпераментам у детей, особо стоит отметить общительность и активность сангвиников. Как правило, у них всегда бодрое настроение, они деловиты, внимательны и прекрасно усваивают новую информацию.

Сангвиники легко приспосабливаются к любым условиям, быстро заводят друзей, но, если общение становится им неинтересно, так же быстро «замораживают дружбу». Получается, что приятелей у малыша много, а настоящих друзей-то и нет. И задача родителей - постараться воспитать у ребенка такую черту, как постоянство. Тем более что маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится не только к друзьям-товарищам, но и к своим делам, обязанностям. Так широта интересов оборачивается своей «изнанкой»: хватаясь за множество дел сразу, малыш ни одно не может довести до конца.

Дети сангвинического темперамента могут быть и «руководителями», и «руководимыми», они не держат обиды на сердце, быстро забывают неудачи и недолго бывают, расстроенными из-за разных неприятностей. Резкие смены настроения - это не про сангвиников. Основные особенности характера детей с таким темпераментом –жизнерадостность, остроумность и предприимчивость.

На все окружающее такие малыши смотрят с неиссякающим оптимизмом, они послушны, но зачастую не умеют отстаивать свое мнение. Иногда такое поведение приносит им вред - ведь слушают малыши всех подряд, а это может доставить сложности и неприятности.

Так же легко малыши-сангвиники переходят от одного вида деятельности к другому. Вот ребенок катается на качелях, вдруг сорвался и помчался строить замок в песочнице, а через пять минут уже спрятался за скамейкой, чтобы побыть в одиночестве. В таком поведении таится «подводный камень». Малыш быстро устает от «однообразия» и, как только дело ему надоедает, стремится перейти к другому, более привлекательному на данный момент. Например, бросает начатый рисунок «домика», чтобы тут же «нарисовать машинку».


Начатое дело должно быть закончено - это правило постарайтесь помочь усвоить малышу-сангвинику. Для этого перед началом дела сангвинику надо поставить четкую цель, обязательно демонстрировать ребенку результаты его работы.

Обучение упорству и терпению, поддержка и одобрение, подчеркивание «важной роли» малыша в порученном деле-лучшие методы в воспитании ребенка-сангвиника. Вы ведь не хотите, чтобы увлеченность и жизнерадостность превратились в непостоянство и легкомыслие?

И одно важное дополнение. Не бывает «хороших» или «плохих» типов темперамента! И у холериков, и у сангвиников, и у меланхоликов, и у флегматиков есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные стороны. Мы не можем изменить заложенное природой, но в наших силах помочь выделить сильные черты темперамента и «сгладить» слабые.

Малыш подрастает, его «воспитывают» жизнь и окружающие люди, он учится подражать взрослым, берет пример со сверстников. Кроме того, «чистых», стопроцентных типов тоже нет. Гораздо чаще встречаются смешанные типы, с преобладанием какого-либо темперамента. Вот и обращайте внимание на эти яркие черты, развивайте сильные стороны ребенка , учите свое сокровище проявлять силу воли, наступать и отступать, контролировать природный темперамент и использовать самые лучшие черты тех механизмов, что заложила в нас природа.

Воспитывать ребёнка-сангвиника достаточно легко: этакое весёлое и доброе «солнышко»! Почти всегда в хорошем настроении, редко капризничает, охотно учится, тянется к людям, умеет контролировать свои эмоции… Но не смотря на прекрасные исходные данные, его воспитание - это кропотливый ежедневный труд, который требует от взрослых любви и понимания. Помните, что нужно не подавлять темперамент вашего чада, а лишь научиться грамотно направлять его.

Типичный сангвиник

Нервная система у ребенка-сангвиника сильная и уравновешенная. У него отлично уравновешены реакции торможения и возбуждения, поэтому его легко успокоить, когда он огорчен или слишком возбужден, а также он никогда не будет носить «камня за пазухой» на своего обидчика, так как сразу же простит его. К сангвиник тоже относится философски.

Любопытство и активность сангвиника не знает границ - кажется, что он постоянно стремится объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше, бывать в новых местах, общаться с новыми людьми (как детьми, так и взрослыми) - и при этом легко усваивает новую информацию, запоминает имена и лица, быстро осваиваются в новой компании и обстановке. Дети-сангвиники на вопрос: «с кем ты дружишь?» - обычно отвечают: «со всеми».

Сангвиники - ярко выраженные эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. А все эмоции и чувства, которые сангвиника сами испытывают в данный момент, легко определить по выражению лица.

Дети-сангвиники очень решительные, уверенные в себе, сильные личности - и вырастая, они всегда остаются такими же собранными и деловитыми. За власть не борются, легко идут на компромисс и легко переживают неудачи. И всё же благодаря бьющей через край энергии и отличному чувству юмора они часто занимают лидирующее положение в компании.

Ребёнок с сангвиническим темпераментом подвижен, импульсивен, обожает шумные игры, быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами. Но из-за этого, увы, часто не доводят их до конца, забывая о нём или начиная скучать без новых впечатлений. Им трудно сконцентрироваться на неинтересных обязанностях, и они стараются поскорее избавиться от этого «груза».

Как его правильно воспитывать?

Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к игрушкам. Надоедают маленькому непоседе они очень быстро, и он требует новых, чуть ли не ежедневно. Но это не значит, что нужно срочно скупить весь отдел игрушек в ближайшем магазине. Просто научитесь находить новые качества у уже имеющихся, и придумывать новые игры с ними. Если этого не делать, в будущем сангвиник будет так же потребительски относиться к людям, ни к кому не привязываясь и живя в стиле «а ля перекати-поле».

Не стоит поддерживать сангвиника и в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ребёнку глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребёнок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Воспитывая ребёнка-сангвиника, постарайтесь участвовать в его увлечениях, обсуждать его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Заметив, что родители к нему не очень внимательны, маленький сангвиник перестанет делиться с ними своими проблемами и переживаниями, скрывая их за веселым тоном.

Ребёнку-сангвинику не помешают регулярные физические нагрузки, так как это проверенный способ выплеснуть их кипучую энергию. К тому же, спорт прекрасно дисциплинирует и закаляет характер. Правда, в спорте сангвиник не будет сильно стремиться к результату. Его интересует сам процесс. Поэтому найдите ему хорошего, дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Важным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Ведь он всегда обещает, причём совершенно искренне, - но далеко не всегда исполняет обещанное (чаще всего забывает обо всём в бесконечной кутерьме своего существования). Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание (навёл ли порядок в комнате, сделал ли уроки, полил ли цветы ваше отсутствие и так далее).

Необходимо уделять особое внимание тому, чтобы ребёнок-сангвиник научился концентрироваться на работе и выполнять её до конца, несмотря на утраченный интерес. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей, лепка из пластилина и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут потихоньку развить собранность и аккуратность.

Родителям стоит мягко, но настойчиво подсказывать ребёнку-сангвинику, что именно следует переделать, если его работа выполнена неаккуратно или поверхностно. Хвалите ребёнка, когда он этого действительно заслуживает, но не позволяйте зазнаваться (есть такой грешок за этим типом темперамента) и постепенно повышайте планку, чтобы чаду было к чему стремиться. Лучший стимул для такого ребёнка - это сказать: «Ты можешь намного лучше. Попробуй ещё раз. Я уверен, что у тебя получится».

Многие сангвиники отличаются склонностью к созданию вокруг себя творческого бардака - это, в общем-то, естественный результат его увлечённости всем и сразу. Часто при недостатке самосознания и дисциплины эта привычка сохраняется и у взрослых людей. Казалось бы - ну какая разница, если человеку так удобней? Но на самом деле бардак незаметно вредит его создателю, ещё сильнее рассеивая внимание и без того забывчивого сангвиника, да и абсолютной чистоты в таких условиях ожидать нельзя. Поэтому лучше с детства приучать чадо наводить порядок после того, как он закончил одно дело и собрался приступать к следующему.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх