Конспекты занятий по теме осень старшая группа. Конспект игрового занятия на тему: Осень для детей старшей группы
НОД по теме: «Осень» (старшая группа)
Цель : обобщить знания детей по теме: “ Осень” .
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;
Активизировать словарь детей по теме НОД;
Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
Развивать интерес к выполнению заданий.
Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Здоровьесберегаюшие:
Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Бабы-Яги
Обручи для «кочек»
Листочки из картона для дорожки;
Овощи и фрукты, пазлы в конвертах.
Ход НОД:
Ребята сегодня утром, когда я открыла окно к нам с осенним ветерком залетело письмо. Что же в нём? Интересно? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .
Письмо: «Не будет у вас Осени! Я, Баба яга, её похитила! А вы все такие хорошенькие, умненькие, подарков от неё не получите… Я их себе все забрала, и у себя в избушке спрятала! Чтобы спасти Осень и получить подарки, выполните мои задания! АХА-ХА-ХА»
Воспитатель: Ой, ребятки, это проделки Бабы яги, И ЧТОЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?
Дети: Надо спасать осень!
Воспитатель: Тогда в путь , посмотрите тропинка из листочков, она приведёт нас к первому заданию.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались, перед нами первое задание : (читает задание)
1. Назовите, пожалуйста, времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .
2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .
3. Как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А какая осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. А в ноябре осень ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Нам путь преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Воспитатель: А вы помните как себя вести на болоте?
Дети: нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, и засосёт трясина.
Воспитатель: Интересно сколько же здесь кочек?
(Проходят по кочкам, считая их про себя, спросить 2-3 человека сколько кочек насчитали) .
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.
Воспитатель: какие осенние приметы вы знаете ?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, перелётные птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Предлагаю сделать привал, а здесь ещё одно задание (дети сами ищут отгадки в корзине и кладут на поднос, право- овощи, лево-фрукты).
1.Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
2.Сто одёжек и все без застёжек.
(капуста)
3.На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа.
Этот милый фруктик
(груша)
4.Апельсина жёлтый брат.
И никто не виноват,
Что ужасно кислый он,
Этот маленький
(лимон)
5.
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
6.
Лежит меж грядок, зелен и сладок.
(Огурец)
7. Апельсину он братишка,
Но поменьше, фрукт-малышка.
Тоже делится на дольки,
Но они поменьше только.
(Мандарин)
8. Этот овощ кисло-сладкий,
Круглый, сочный, мягкий, гладкий.
Щеки докрасна натер,
И зовется... (помидор).
9. На пюре она годится,
В чай ее кладут едва ли.
До весны она хранится
В погребке или подвале.
Вы подумайте немножко.
Ой, да это же ... (картошка).
10. Полюбуйся: что за сказка!
В грядку спряталась указка.
Ярко-рыжая плутовка!
А зовут ее... (морковка).
Как одним словом называется, то что лежит на красном подносе?
Дети: фрукты
А на зелёном?
Дети: овощи
Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Хотите немного поиграть. «Встаньте, дети, встаньте в круг; я твой друг и ты мой друг».
Физминутка
«Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо . - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички . - делают манящие движения руками
« Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор , - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: Где-то спряталось задание от Бабы яги. Только где же оно? (дети находят конверты на пеньках и несут воспитателю, он открывает, достаёт). Что делать не пойму? (дети объясняют, что надо делать) А у вас пазлы какой формы? Приготовились, начали! Что изображено на этих картинках? Какое время года?(Осень - чудесное и очень красивое время года, многие дети идут в школу, в садах созрели яблоки, груши, сливы ; в огороде- овощи).
Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы яги.
Воспитатель: а вот и очередное задание (садятся на ковёр) Внимательно!
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы, вы ловко справились со всеми заданиями и дошли до избушки Бабы яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу (стучимся к нему).
Баба яга : Кто там? Зачем пришли?
Воспитатель: Осень освободить.
Баба яга: Мне тут сорока новости принесла, что вы со всеми заданиями справились, все загадки отгадали, болото перешли... Вы все были молодцы, а это нужно вознаградить! Так и быть, отпущу я Осень.
Баба яга выводит Осень и уходит.
Осень: Здравствуйте, ребята! Вам понравилось путешествие? (Ответы детей) . Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной . Ответили на вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что вы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что вам больше нравится в осенней поре? Какие, вы, молодцы! У меня ещё много дел, пора уходить, но для вас есть подарок. Ой, а где же он? (находит корзину с подарком и прощается).
Пейль Ольга Антоновна, старший воспитатель
Малыгина Наталья Михайловна, старший воспитатель
МАДОУ Боровский детский сад "Журавушка" Тюменского района
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию на тему: «По следам осени» в старшей группе
Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о признаках осени в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Обобщить первичные представления об осени по существенным признакам сезона;
2. Формировать представления о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе;
3. Активизировать речевую деятельность детей, ввести в активный словарь детей понятия: периоды осени (ранняя осень, середина осени, поздняя осень) на основе жизненного опыта детей;
4.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: телевизор,запись видеообращения осени, звукозапись «Осенний вальс»,воздушный шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, корзина, листья красного и желтого цвета, кисточки, гуашь.
Организационный момент:
Вход в зал. Приветствие.
Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста, какое бывает настроение?
Дети: Веселое, радостное грустное, злое.
Воспитатель: У человека от чего зависит настроение?
Дети: У человека зависит настроение от погоды, от самочувствия, от игры с новой игрушкой и т.д.
Воспитатель: Какое настроение сегодня у вас?
Дети отвечают по очереди.
Воспитатель: У меня сегодня радостное настроение, так как погода на улице хорошая.
Воспитатель: Можно, глядя в окно, определить погоду?
Дети: Да, глядя в окно можно определить погоду.
Воспитатель: Давайте, подойдем к окну и определим какая сегодня погода на улице.
Дети подходят к окну и видят за окном привязанный воздушный шар.
(За окном находится воздушный шар).
Воспитатель: Дети давайте достанем шар из-за окна. Шаг назад, я буду открывать окно (воспитатель достает шар). Дети внутри шарика что-то есть.
Что нужно сделать с шариком, чтобы достать записку.
Дети: Для того, чтобы узнать, что находится внутри шарика нужно его лопнуть.
(Воспитатель деревянной шпажкой прокалывает шарик и достает письмо)
В письме изображение сундука, знак вопроса.
Воспитатель: Дети, а что может означать картинка сундук с вопросом.
Дети: Нам нужно искать сундук.
В сундуке лежит карта.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего нужна карта?
Дети: Карта нужна для того, чтобы найти клад.
Воспитатель: Кто нам мог отправить это послание?
Дети: Письмо мог послать волшебник.
На экране появляется Осень с видеообращением.
Осень: Здравствуйте!Дети!
Это я вам отправила воздушный шарик с посланием. Наступают холода, иногда падает снег, застывают лужи, птицы улетели в теплые страны, мое время еще не прошло, а зима гонит прочь. Помогите решить: оставаться мне или уходить. В этом вам поможет карта из сундука.
Воспитатель: Дети! Давайте рассмотрим карту. Как вы думаете с чего мы с вами начнем помогать Осени?
Воспитатель: Дети, посмотрите, где находятся листья?
Дети: Листья находятся на ковре.
Воспитатель: А давайте мы с вами будем собирать листья в корзину, но нужно собирать только желтые листья, называя признаки осени.
Дети собирают листья, кладут их в корзину, называя признаки осени. (Небо стало хмурое, солнце светит, но не греет, как летом, люди одели теплую одежду, с деревьев опадают листья, птицы улетели на юг)
Воспитатель: Дети! У нас с вами остались на ковре листья какого цвета?
Дети: На ковре остались красные листья.
Воспитатель: Как называется осеннее явление, когда опадают листья?
Дети: Осеннее явление называется листопад.
Воспитатель: Я вам предлагаю взять каждому красный листочек и закружиться в осеннем танце. Представим, что мы листья и кружимся в осеннем листопаде.
(Дети под музыку выполняют осенний танец с листьями. После танца листья складывают в корзину).
Воспитатель: Указывая признаки, мы с вами убедились, что за окном какое время года?
Дети: За окном время года осень.
Воспитатель: Давайте обратимся снова к карте, для того чтобы посмотреть следующее задание (на карте заяц серый –белый, медведь-берлога). Что это могло бы означать? Сейчас, дорогие ребята, я предлагаю вам присесть на ковер и обратить внимание на экран телевизора.
(Слайды: картинки медведь в лесу, заяц, белка шубку еще не поменяли).
Слайд №1 Медведь в осеннем лесу.
Воспитатель: Что вы видите на экране?
Дети: Медведь ходит по лесу.
Воспитатель: Почему медведь бродит по лесу, а не спит?
Дети: Потому что медведи в спячку уходят зимой! А на картине показано время года осень.
Слайд № 2 Белка с орешками.
Воспитатель: Что изображено на экране?
Дети: Белка готовит запасы на зиму.
Воспитатель: Какого цвета шубка у белки?
Белка: Шубка у белки рыжего цвета.
Воспитатель: Когда белка поменяет цвет шубки на темно-серую?
Дети: Цвет шубки белка поменяет зимой.
Слайд №3 Серый заяц.
Воспитатель: Кто изображен на экране?
Дети: На экране изображен заяц.
Воспитатель: Какой цвет шубки у зайца?
Дети: Шубка у зайца серая.
Воспитатель: Почему у зайца шубка серая, а не белая?
Ответы детей: Потому что время года осень.
Слайд№4
Картинка пруд с утками. Утки еще плавают, не улетели.
Воспитатель: Дети, что вы видите на экране?
Дети: Утки плавают в пруду не улетели в теплые страны.
Воспитатель: Почему утки еще не улетели в теплые страны?
Дети: Потому что лед на пруду не застыл, и они могут добывать себе пищу.
Вывод: Звери и птицы еще не готовы к зиме. Осень еще не прошла.
Воспитатель: Давайте обратимся к карте и посмотрим следующее задание.
Слайд №5 Вопросительный знак(?)
Воспитатель: Что бы это значило?
Дети: Это означает, что мы сегодня узнаем, что-то новое.
Воспитатель: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: У осени три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Каждый месяц определяет периоды осени.
Назовите первый месяц осени.
Дети: Первый месяц осени-сентябрь.
Сентябрь –это самое начало осени. Ранняя осень. Картинка обсуждение ранняя осень.Слайд №6.
Воспитатель: А, второй, кто назовет месяц?
Дети: Второй месяц осени-октябрь.
Октябрь – это середина осени.
Картинка золотая осень.Слайд №7.
Воспитатель: Назовите третий осенний месяц?
Дети: Третий осенний месяц – ноябрь.
Воспитатель: Правильно третий осенний месяц – ноябрь.
Поздняя осень. (картинка обсуждение «Поздняя осень» Слайд №8 ).
Воспитатель: Давайте повторим еще раз периоды осени.
Воспитатель: Я предлагаю снова обратиться к карте! Что мы видим?
Дети: Мы видим на карте сарафан.
Воспитатель: Вам нравится этот сарафан? А он нарядный?
Дети: Сарафан нужно украсить.
Воспитатель: Давайте, порадуем осень новым нарядом. Проходим в нашу мастерскую. Я предлагаю вам украшать наряд методом штамповки. Для этого нужно взять лист, набрать кисточкой краску, нанести на поверхность листа краску и приложить лист к сарафану и оставить отпечаток. Приступаем к работе.
Работа в творческой мастерской.
Воспитатель: Дети! Посмотрите какой наряд. А как вы думаете он понравится осени?
Дети: Мы думаем, что такой наряд понравится осени.
Запись видеобращения Осени №2: Спасибо! Вам дети!
За ваше старание, за вашу помощь! Теперь я точно знаю, что время мое еще не прошло. Зима пусть готовится к своему приходу. А я с вами остаюсь. И благодарю вас за новый наряд. До встречи на прогулках!
Список используемой литературы:
1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Основная образовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы.- М.: «Мозаика-Синтез», 2016.
2. Н.Е. Веракса,О.Р. Галимов. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мозаика – Синтез», 2013.
Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0004892 - " Серия А № 0004893
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Тема : «Осень золотая».
Цель : закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.
Ход занятия
В гости к детям приходит Чепухарь.
Чепухарь. Привет, ребята! Айда купаться на речку! Погода сегодня замечательная! Вот будет здорово! Босиком, в одних трусиках, разбежимся -ив речку. Скорей собирайтесь! (Дети высказывают свое мнение на это предложение.)
Воспитатель (выслушав ребят). Постойте, а какое сейчас время года? (Осень.) Так давайте же объясним Чепухарю, почему вы думаете, что осенью на речку ходить купаться уже нежелательно. (Ответы детей).
Чепухарь. А вот и не осень: солнце светит - раз, шубы не носим - два, листья зеленые - три... (Дети спорят с Чепухарем.)
Воспитатель. Ребята, а какой месяц начинает осень? (Сентябрь.) А после сентября? (Октябрь.) А после октября? (Ноябрь.)
Воспитатель. Да, ребята, у осени свое рабочее расписание. Как у весны, только наоборот. Весенние первые месяцы холодные, а последние жаркие. А у осени наоборот, первые месяцы жаркие, а последние холодные. Осень начинается с теплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку), образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю.
Ночью бывают заморозки. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, знай, началась холодная осень. С этого дня все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют сильные ветры и не сорвут весь роскошный наряд с деревьев. Это явление называется листопад.
Чепухарь. Все это чепуха! Пока листопада нет, значит продолжается лето.
Воспитатель . Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.
И к каждой осени у нас особая любовь.
Давайте подберем много слов-определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.)
Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.
Удивительная, неповторимая эта пора-увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.
Чепухарь. Все это чепуха! Все равно хочу на речку. Искупаться бы да позагорать! Смотрите, небо синее, солнце яркое!
Воспитатель . Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Дикие гуси и утки в дорогу собираются, а стрижи и ласточки уже улетели на юг.
Чепухарь. Все равно еще лето! Я слышал вчера гром, как летом.
Воспитатель. И осенью бывает гром. Есть такая народная примета: гром в сентябре предвещает теплую осень. Так что ты, Чепухарь, еще долго будешь радоваться с ребятами хорошей погоде.
Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.
Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью; одни летят поодиночке, другие - стаями. Поодиночке летят кукушки, зарянки, в косой ряд выстраиваются утки, чибисы - в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.
Змеи и лягушки прячутся под камни, пни; крот чистит подземные ходы и делает запасы; белка сушит грибы...
Вот уже и октябрь на пороге. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени, урывает землю - когда листком, когда снежком.
В октябре линяет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний голубовато-серый. И ежа можно увидеть на поляне, наколов на иголки листья, он несет их к себе в нору, готовит там мягкую подстилку на зиму.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы улетели к теплым синим морям.
Осень золото роняет,
Холод пташек угоняет...
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг.
Чепухарь. Как жалко, что лето прошло. И осень проходит. Скоро холодно будет.
Воспитатель . Погоди, Чепухарь, не расстраивайся, холодная осень будет в ноябре, а пока радуйся теплу и солнцу, любуйся осенней красотой.
Наступит ноябрь, и осень сама уступит место зиме. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У ноября - изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес,
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
(И. Мазнин)
Воспитатель . Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы будем определять, какая будет осень в этом году. Расскажите Чепухарю, какие вы знаете приметы, поговорки...
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Если пузыри от дождя по воде — продолжительное ненастье.
Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.
Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает - к дождю.
Перед дождем дождевые черви выползают из нор.
Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.
Русский народ оставил нам огромное богатство - мудрые приметы, поговорки.
От осени к лету поворота нету.
Весна и осень - на дню погод восемь.
Весной дождь растит, а осенью - гноит.
Осенью семь погод на дворе-сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
Такие пословицы и приметы могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.
Чепухарь. Как интересно! Ребята, я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте лучше отправимся в лес.
Воспитатель и дети поддерживают его. (Звучит тихая музыка, дети садятся на ковер, представляют с закрытыми глазами, как они находятся в осеннем лесу.)
В это время воспитатель расставляет осенние ветки, лесные ягоды, плоды, цветы, репродукции художников с осенними пейзажами. Дети открывают глаза и удивляются. Читают стихи об осени. После этого выходят с Чепухарем на прогулку, где любуются красотой осени.
Осень
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, роща золотом одета!
(3. Федоровская)
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
«ОСЕНЬ »
.
Осень” .
Образовательные:
осенней поре года ;
осенний период .
осени
Развивающие:
Воспитательные:
Здоровьесберегаюшие:
Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Оборудование:
Обручи для «кочек»
Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
Ход НОД:
группу
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень .
Осени .
.
Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень , дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Осень
Воспитатель:
осенним
(ребята идут по осенним
какого наше первое задание:
(Зима, весна, лето, осень ) .
2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .
осень в сентябре
4. А как называют осень в октябре
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .
.
осенние приметы вы знаете ?
Физминутка
«Мы идем в осенний лес »
Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте
«удивляемся»
«корзинку»
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Украшай осенний бор !»
осенью (ответы детей)
Осень из плена Злого разбойника.
«Игра ДА или НЕТ» «да» или «нет» .
Осенью цветут цветы ?
Осенью растут грибы ?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают ?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
«С какого дерева листок?»
(липовый) .
Итак 1,2,3 начало игры.
Практическая часть:
:
Освобожу я вашу Осень
Осень
Осень Осень
(Ответы детей) .
Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .
осени
осенней поре ?
Публикации по теме:Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ »
(образовательная область познавательное развитие) .
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень” .
Образовательные:
Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;
Активизировать словарь детей по теме занятия;
Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .
Закрепить знания детей об основных признаках осени , цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
Развивать интерес к выполнению заданий.
Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Здоровьесберегаюшие:
Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.
Маски деревьев берёзы, клёна, липы;
Обручи для «кочек»
Листочки из картона для дорожки;
Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.
Ход НОД:
Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень .
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени .
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .
Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень , дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Воспитатель: Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?
Воспитатель:
Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот
какого наше первое задание:
1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .
2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .
3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А как называют осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?
Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель: Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги) .
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете ?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
Физминутка
«Мы идем в осенний лес »
Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор !»
Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью ? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей) . (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).
Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет» .
Осенью цветут цветы ?
Осенью растут грибы ?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают ?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок.
Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна (клиновый, а если с липы (липовый) .
Итак 1,2,3 начало игры.
Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями
Практическая часть:
Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая то записочка от него итак давайте прочитаем. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает) :
Освобожу я вашу Осень , если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.
Воспитатель: Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень . (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).
Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень . Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) .
Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .
Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени . И показали себя настоящими знатоками природы!
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре ?
Публикации по теме:Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ »
(образовательная область познавательное развитие) .
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень” .
Образовательные:
Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;
Активизировать словарь детей по теме занятия;
Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .
Закрепить знания детей об основных признаках осени , цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
Развивать интерес к выполнению заданий.
Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Здоровьесберегаюшие:
Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.
Маски деревьев берёзы, клёна, липы;
Обручи для «кочек»
Листочки из картона для дорожки;
Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.
Ход НОД:
Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень .
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени .
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .
Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень , дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Воспитатель: Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?
Воспитатель:
Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот
какого наше первое задание:
1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .
2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .
3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А как называют осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?
Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель: Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги) .
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете ?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
Физминутка
«Мы идем в осенний лес »
Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор !»
Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью ? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей) . (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).
Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет» .
Осенью цветут цветы ?
Осенью растут грибы ?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают ?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок.
Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна (клиновый, а если с липы (липовый) .
Итак 1,2,3 начало игры.
Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями
Практическая часть:
Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая то записочка от него итак давайте прочитаем. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает) :
Освобожу я вашу Осень , если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.
Воспитатель: Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень . (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).
Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень . Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) .
Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .
Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени . И показали себя настоящими знатоками природы!
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре ?
Публикации по теме:Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ »
(образовательная область познавательное развитие) .
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень” .
Образовательные:
Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;
Активизировать словарь детей по теме занятия;
Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .
Закрепить знания детей об основных признаках осени , цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
Развивать интерес к выполнению заданий.
Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Здоровьесберегаюшие:
Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.
Маски деревьев берёзы, клёна, липы;
Обручи для «кочек»
Листочки из картона для дорожки;
Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.
Ход НОД:
Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень .
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени .
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .
Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень , дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Воспитатель: Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?
Воспитатель:
Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот
какого наше первое задание:
1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .
2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .
3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А как называют осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?
Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель: Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги) .
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете ?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
Физминутка
«Мы идем в осенний лес »
Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор !»
Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью ? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей) . (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).
Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет» .
Осенью цветут цветы ?
Осенью растут грибы ?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают ?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок.
Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна (клиновый, а если с липы (липовый) .
Итак 1,2,3 начало игры.
Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями
Практическая часть:
Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая то записочка от него итак давайте прочитаем. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает) :
Освобожу я вашу Осень , если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.
Воспитатель: Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень . (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).
Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень . Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) .
Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .
Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени . И показали себя настоящими знатоками природы!
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре ?
наталия попова
Конспект занятия в старшей группе «Осень»
Конспект занятия в старшей группе «Осень »
Программное содержание :
Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы . Формирование представлений о периодах осени и их характерных признаках. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами . Обогащать словарь детей. Учить наблюдать явления природы и устанавливать элементарные и причинно- следственные связи. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.
Предварительная работа.
Наблюдения на участке. Чтение стихотворений об осени . Рассматривание иллюстраций об осени .
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия .
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят : «Это.» (осень )
Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии ? Об осени .
- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.
Послушайте стихотворение про осень .
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем даже дуб зеленый .
Утешает осень : Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета.
А какие еще приметы осени вы можете назвать ? Что еще меняется в природе? Птицы улетают на в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные начинают готовится к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто льет дождь и т. д., листопад
Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете ? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
А сейчас у нас какой месяц? Сентябрь.
Правильно, сентябрь это первый месяц осени . В этот период осень называют ранней . Когда дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай.
Октябрь – это середина осени , когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени , после него наступает зима.
А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»
Осенью лист (Что делает) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь (Что делает) – моросит, льет, идет, капает.
Ветер (Что делает) – тучи разгоняет, дует.
Молодцы, много слов подобрали.
2. Беседа по картине. «Золотая осень »
Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень » . Написал ее И. Остроухов.
Какое время года видите? (На картине изображена осень )
Какие листья на деревьях? (На деревьях желтые, зеленые, красные листья)
Почему картина называется «Золотая Осень » (Потому, что желтые листья похожи на золотые монетки)
Какое настроение у вас вызывает эта картина? Хотелось бы вам оказаться в этом месте?
Как можно назвать явление, когда падают листья с деревьев? Листопад
Послушайте стихотворение про это явление природы.
Листопад
Листопад, листопад
Листья желтые летят,
Листья желтые летят, скоро станет голым сад.
А сейчас мы с вами поиграем в игру. Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .
3. Физминутка "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Ой, как много на ковре листочков.
Словесная игра «Да-нет»
Осенью цветут цветы ?
Осенью растут грибы ?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают ?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?.
Молодцы!
А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее . Но сначала подготовим свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Фруктовая ладошка
Этот пальчик апельсин
Он конечно не один,
Этот пальчик – слива, вкусная красивая
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос
Этот пальчик – груша, просит : «Ну ка - скушай»
Этот пальчик ананас, фрукт для вас и для нас!
(дети раскрашивают картинку) .
Итог занятия .
Ребята. Расскажите что мы с вами делали сегодня на занятии , какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осень, милости просим» Конспект Интегрированного занятия в старшей группе «Осень – милости просим». Воспитатель: Латакова О. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад №183» 2015.
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Осень» Конспект фронтального коррекционно- развивающего занятия по теме «осень». Цель: уточнить и обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи:.
Конспект подгруппового занятия в старшей группе с нарушением речи «Поздняя осень» Цель: развитие познавательной сферы у детей старшего возраста с нарушением речи. Задачи: Образовательные: -учить детей определять предметы.
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Осень наступила» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей 5-6 лет (ООД) по теме «Осень наступила» Антипина Н. А., воспитатель МБУ д/с № 16 «Машенька».