Иранцы радуются союзу с россией, но помнят давнюю вражду. Как живётся женщинам в Иране (24 фото)

Как живут в Иранерусские женщины

Русские женщины, по воле судьбы оказавшиеся в этих далекихкраях, по разному устроились. Многим удалось создать там хорошую семью, родитьдетей, и чувствовать себя даже неплохо в чуждом для нас мире. 35-летняяОксана, проживающая в Тегеране, рассказывает, что больше всего русские женщинылюбят особые вечеринки, когда собираются в тесном кругу землячки, чтобыпоболтать на родном языке, обсудить новости, доходящие к ним с Родины, попетьнаши песни и потанцевать под нашу попсу. В такие вечера женщины могутрасслабиться, снять надоевшие хиджабы и почувствовать себя снова, как на роднойземле.

На столах красуется до боли родное оливье, селедочка подшубой, которую они сами же тут и готовят и, если повезет, добытая неимовернымитрудами гречка, которой в Иране не сыщешь. Смотрят диски с записями нашихартистов, которые там, вдали от родины, особенно ностальгически воспринимаются.Сала и свинины, конечно, нет, привыкли есть баранину за многие годы жизни средимусульман.

Праздники наши отмечают в обязательном порядке – Новый Год,8 марта, посещают православную церковь, хотя почти все быливынуждены принять ислам. Оксана объясняет, что иначе нельзя. Родственники мужанастаивать не будут слишком напористо, но попреки, если не примешь ислам,будешь слышать практически до конца жизни.

Законы Ирана таковы, что почти никто из них не работает – непринято это в стране. Женщина должна с детьми дома сидеть, вести хозяйство, амуж на то и муж, чтобы семью обеспечивать. Правда, современные нравы все же позволяютженщинам работать, к тому же все деньги, ею заработанные, по закону она тратитна себя. Но муж, в таком случае, можетпротивиться тем, что не будет ей помогать по дому. Хочешь работать – тогдауспевай все остальное сама делать, упрямо заявляет иранец своей желающейработать вне дома жене.

В Иране есть такое сообщество, которое объединяет всех женщинславянского происхождения. Они поддерживают друг друга, помогают в сложныхситуациях. Притом попадают в это сообщество по-разному. Кто познакомился простона улице, кто-то через знакомых. Женщины стараются поддерживать между своимисвязь, даже если те находятся в разных уголках Ирана.

Положение женщины вИране

Все бы хорошо, откровенничает Зоя, родом из Одессы. Да вот дети наши, рожденныездесь, вырастают персами. И законы на стороне отца, а не матери. Если ты разведешься с мужем, детей у тебяотберут. Но не все женщины в Иране выходят замуж на всю жизнь. Здесь с древнихвремен разрешены так называемые временные браки (что-то по типу нашегогражданского сожительства). Только они заверяются у нотариуса. Многиеженщины устраиваются на работу или поступают в ВУЗ и живут в таком вотвременном браке. Как бы и при муже, и в то же время свободна.

Персы любят наших женщин, делится россиянка Светлана. Онисчитают, что русские более искренние и преданные. Если иранская девушка, выходязамуж, выдвигает непомерные требования к будущему супругу при составлениибрачного контракта, то наши готовы безвозмездно отдавать себя всю, желая отмужа лишь любви и верности. Если мужчина не может в достаточной мере ееобеспечить, то она и не попрекает его вовсе, а довольствуется малым, помогаяему, чем может. В общем, наши – везде такие же, как и на родине, оттого и любятих многие западные мужчины.

Когда спрашивают, как там относятся к правам женщин, онилишь усмехаются. Женщины Ирана считают себя свободными, даже несмотря настрогие законы. А на вопросы о многоженстве просто откровенно смеются.

  • Ну вы подумайте сами, - улыбается Ирина (родом с Украины),чтобы иметь несколько жен – это сколько же мужчине денег нужно? Особенно, еслиэто иранские женщины, а не наши, которые малым довольствуются. Некоторые персыи жениться то до лет 30 не могут, потому что свадьба полностью ложится на ихплечи, а затраты могут составлять до 5тысяч долларов. Пока то жених их насобирает, дабы ввести хоть одну жену в дом!Куда уж там 2 или тем более три жены!
  • У женщин здесь много глянцевых журналов, они следят за модойи на вопрос: а как же вы умудряетесь это все на себе применять, откровенничают.
  • Женщина ведь всегда хочет быть красивой, верно? Потому истановится в таких условиях особенно изобретательной. Под чадрой прячетсямодная футболка или обтягивающие джинсы, которыми можно похвастаться навечеринке у друзей. А молодежь так и вовсе изощряется. Сняв домик на окраине,устраивают там вечеринки с выпивкой и танцами, одевшись в модные одежды ирасслабившись вдали от строгого контроля старших.

Так что, можно сказать, в Иране зачастую ведется двойнаяжизнь. С виду – строгая, пуританская, а втайне свободная и раскованная, и сухойзакон им не помеха. Сейчас времена не столь суровы к женщинам, они могут имодные вещи надевать, абы длина платья не была выше колен, да голые части теланигде не выступали. Многие учатся, работают. В институтах сейчас парни идевушки вместе в одной группе зачастую могут оказаться.

Так что не все так страшно, как рисуют некоторыежурналисты, улыбается Светлана. Ко всему привыкаешь. У меня, например, мужочень хороший и дети замечательные. Стараюсь не нарушать их традиций, и семьямужа также довольно-таки сносно ко мне относится, не обижает. Вот только тоскапо Родине, конечно, бывает такая, что просто до депрессии доводит. А так ничего,привыкли. Человек ведь ко всему привыкает…

Мужчины в Иране трудолюбивы, к женщинам относятся уважительно,очень гостеприимны. По дому женам помогают и ведут себя спокойно иуравновешено. Главное – не идти наперекор и за феминистками не гнаться, уважатьсемью и здесь вполне можно жить, - подытожили девушки.

История моего знакомства с мужем несколько отличается от типичных вариантов дружбы и браков с иностранцами. В момент нашей встречи я уже два года жила в Куала-Лумпуре и была достаточно известным промоутером, иначе — организатором вечеринок, и концертным менеджером.

Примерно в это же самое время мой будущий муж приехал в Малайзию из Ирана, у него за плечами было создание нескольких рок-групп и преподавание в музыкальном училище. Нас познакомил мой друг, журналист популярного в Куала-Лумпуре иранского еженедельника. Он практически силком привел меня на встречу с “молодым и подающим надежды” исполнителем, активно ищущим шустрого продюсера.

Прошло время. Я не жалею, что вышла замуж за иранца. Он отличный, интереснейший человек. Хотя и не совсем типичный представитель своей нации: согласитесь, не много людей в официально мусульманских странах занимаются рок-музыкой. За четыре года мы успели многое: взойти на вершину большого бизнеса и, увы, не удержаться там, переехать из Малайзии в Иран, где мой муж из неизвестного певца стал достаточно популярным, побывать во многих городах страны, которая 80 лет назад называлась Персией.

Замуж за иранца: ломаем стереотипы

Как правило, иранцы не являются религиозными фанатиками. Большинство населения, особенно в крупных городах, придерживается ислама “по умолчанию”. Примерно в той же мере, как среднестатистический россиянин следует канонам Русской православной церкви.

Более того, радикально настроенные молодые люди, живущие строго по заветам Пророка Мухаммеда, никогда не возьмут в жены иноверку. Да и традиционные исламские мама и папа ни за что не позволят сыну привести в дом иностранку. Именно поэтому шансы русскоязычной девушки выйти замуж за очень религиозного иранца и оказаться в рядах “угнетенных женщин Востока” практически равны нулю.

Все смешанные семьи, которые я встречала в Иране и за пределами страны, вели светский образ жизни. Как правило, женщины в этих союзах хвалили своих мужей, которые действительно проявляли заботу о детях, помогали в быту и вели себя так же, как и типичные мужчины Западной Европы.

“Подводные камни” браков с иранцами и как их избежать

Если вы заключили брак в России, в СНГ или любой другой стране мира, по приезде в Иран у вас возникнет необходимость “расписываться” вновь. Дело в том, что Иран не признает браки, закрепленные в других государствах. Для оформления вида на жительство с последующим получением паспорта гражданина Исламской республики необходимо заново выйти замуж в специальной конторе.

Если вы в дальнейшем планируете жить в Иране, стоит обратить внимание на договор, который оформляется в момент заключения брака. Иранское семейное право несколько отличается от российского или того, что принято в странах СНГ. Здесь совместно нажитое имущество не делят “по умолчанию” пополам, а при разводе ребенок вовсе не остается жить с матерью. Поэтому будьте внимательны.

Делюсь с читательницами сайт информацией, что должен прописать нотариус в свидетельстве о браке:

— правила раздела совместно нажитого имущества . При отсутствии этого пункта в ходе расторжения брака все отойдет тому, на кого были записаны квартира, машина, участок земли и так далее. Даже если они были куплены исключительно на ваши деньги;

— сумма брачного подарка для женщины , который называется “мехрие”. Презент исчисляется в золотых монетах и, теоретически, может быть востребован вами в любое время в течение совместного проживания. При разводе муж обязан выплатить вам всю сумму мехрие, однако на деле это случается крайне редко. Иранцы – мастера скрывать собственный доход. Так, квартира, где вы проживаете, может быть оформлена на отца, а автомобиль – на брата. А в суде муж объявит себя банкротом. Поэтому не стоит надеяться на мехрие, лучше внимательно отнестись к вопросу раздела имущества.

— условия опеки над детьми. Иран – не Россия, и после развода ребенок остается жить с отцом. На деле же воспитание детей перекладывается на плечи престарелых родителей или родственников мужа, а вновь разведенный занимается поиском новой жены. Поэтому лучше с самого начала настоять на том, что в случае развода дети остаются с вами. Потом будет поздно: по данному вопросу суд крайне редко встает на сторону женщины.

— право на выезд за границу. Выходя замуж в Иране, вы становитесь подданной Исламской Республики. Женой, судьба которой, пусть условно, целиком и полностью зависит от мужа. Для получения иранского заграничного паспорта требуется письменное согласие супруга. При его отсутствии вы не сможете выехать за пределы Ирана даже по собственному российскому, украинскому или любому другому документу. Конечно, вы можете обратиться в посольство вашей страны с просьбой помочь покинуть Иран, но захотят ли дипломаты провоцировать международный конфликт – большой вопрос. Детей без письменного согласия мужа вывозить нельзя. Это касается и незамужних девушек, дочерей, достигших 18 лет. При отсутствии согласия отца загранпаспорт им не оформят;

— право на развод . По умолчанию, иранская женщина не может самостоятельно развестись с мужем. Поэтому в контракте нужно заранее прописать пункт о том, что вы имеете право расторгнуть брак в одностороннем порядке. При отсутствии данного условия мужчина имеет право не давать развод сколь угодно долго и в 100 процентах случаев суд будет на его стороне.

Перед свадьбой следует здраво подумать и обговорить с будущим мужем возможные решения различных конфликтных ситуаций. Часто молодые девушки, ослепленные любовью и красивым предложением руки и сердца, после пожинают плоды в виде невозможности вывоза детей на родину и отсутствия средств на проживание в Иране.

Как живут в Иране?

Как бы ни были хороши , жизнь в Иране покажется вам невероятно скучной. Здесь нет привычных развлечений: открытых кафе-веранд, клубов и баров; в кинотеатрах не показывают западные фильмы, а ассортимент большинства магазинов одежды ограничен товарами из Турции и Китая.

Из-за санкций и запретов, которые коснулись и банковскую сферу, в Иране невозможно совершить официальные переводы денег из или в любую страну мира. Здесь не работают иностранные банковские карты, нет платежных систем Visa и Mastercard. В Иран не доставляет посылки ни один крупный интернет-магазин.

Будьте готовы к вниманию на улицах, в магазинах и общественных заведениях. Иностранцев в Иране мало, симпатичных иностранок – еще меньше. Хотя с вами вряд ли будут знакомиться на улицах, здесь это не принято, но пристальных взглядов не избежать. Всегда и везде. Впрочем, вскоре вы к этому привыкните.

В Иране существует определенный дресс-код. Разумеется, речь идет о нахождении на улице и в общественных заведениях. Так, у девушки должна быть покрыта голова и шея, кисти рук и попа. Хотя в последние несколько лет правила стали весьма лояльны. Так, вы можете выйти из дома в платке, накинутым на затылок, в джинсах и кардигане.

Средство от скуки

Многие русскоязычные жены, проживающие в Иране, жалуются на скуку и однообразие быта. Здесь, я считаю, виновата не страна, но сама женщина. К примеру, я работаю преподавателем английского языка в частной школе, пишу контент для веб-сайтов и помогаю развивать интернет-магазин. Финансово я полностью не зависима от мужа.

Учите язык. А лучше несколько. К примеру, персидский и английский. Знание языка поможет вам без труда адаптироваться в обществе и впоследствии найти работу.

Ищите работу . Не стоит забывать о себе и “растворяться” в муже и детях. Своя рубашка ближе к телу. Это может быть работа в компаниях или через Интернет, мастер-классы, приготовление тортов на заказ. Подумайте, и идеи обязательно появятся.

Путешествуйте. Иран – еще одна колыбель истории. Не упустите возможность побывать на могилах Омара Хайяма и Фирдоуси, насладиться красотами побережья Каспийского моря, погулять по древнему Персеполису или посетить Шираз.

Привет! Меня зовут Кристина, мне 27. Я живу в Иране (по-моему, я первая представляю эту страну здесь). На данный момент, все свое время посвящаю своему маленькому сыночку, которому скоро исполниться 6 месяцев, любимому мужу и, конечно, домохозяйству). Давно наблюдаю за жизнью разных людей благодаря сообществу odin-moy-den и вот решила показать свой день. Итак, один выходной день иранско-русской семьи, 18 сентября 2011.

(Всего 65 фото)

1.Сегодня малой дал поспать больше обычного, чему я очень рада. Чувствую себя по-настоящему отдохнувшей. Кстати, в Иране все по-другому, даже дата))) У кого-то может и 18.09, а у нас 27.06)))

2.В квартире полумрак и даже кажется, что еще очень рано.

3.Поднимаю жалюзи и вот он вид из моего окна. Мне очень нравится, именно поэтому никаких штор и тюлей на окна не вешаю.

6.На душ времени нет, потому что уже пора выезжать, так что просто умываюсь и чищу зубы.

7.Компромисс с мужем))) Он пользуется зелененьким мылом, я тем, что Lux.

8.Утром обычно не крашусь, вообще почти никогда не крашусь, потому что мужу я нравлюсь больше без косметики. Поэтому наношу лишь солнцезащитный крем и чуток подкрашиваю ресницы.

10.Иду на кухню собирать сумку, мы сегодня едем в пригород Тегерана, заодно устроим там маленький пикничок. После появления ребенка в основном сижу дома, поэтому рада любому выезду. Грею пирожки, вчера пекла сама. Я вообще не очень люблю готовить, но иногда бывает).

11. Нашла в холодильнике кетчуп, муж очень любит с пирожками.

12. Собираю сумку.

13. Люблю эту сумку, нам ее на Филиппинах подарили, акция от Читоз была. Теперь вот везде ее таскаю, пропагандирую так сказать. В Иране как-то не особо парятся насчет экологии(((

15. Наш дом с улицы.

16. А это объявления на фасаде дома, черт только разберет че там написано... Слабо прочитать?)))

17. Проверяю, все ли взяли.

18. Трогаемся, времени натикало вот столько.

19. Едем мы в пригород Тегерана за яблоками. Там много садов и яблоки знамениты на весь Иран, но до столицы они обычно не доходят, их прям там распродают, большая часть идет на экспорт, поэтому мы каждый год в это самое время ездим туда. Вот что вижу из окна машины (сорри, фотки не ахти, но все же).

23.Тетеньки иранские.

24. Ну вот и подъезжаем, кстати, путь не близкий, почти 100 км намотали. Вот те самые сады и загородные дома.

26. А вот и яблочки.

27. Пока муж торгуется, оглядываюсь по сторонам. Вот реклама чайханы, эх, жаль, что еще так рано. С удовольствием бы покурила кальяна...

28. Орешки грецкие продают.

29. Сына возмущался, ничего другого просто не пришло в голову, чтоб его утихомирить.

30. Муж закупился, отправили покупки в багажник, едем искать подходящее местечко для пикника. По дороге увидели обалденную тыкву.

33. Или сока? Кстати, мой любимый, с кусочками фруктов.

34. Хорошего понемножку(((нужно потихоньку возвращаться. Ага, едем в правильном направлении.

35. Виды Тегерана из окна машины.

40. И такие приколисты встречаются)))

41. Хотели догнать свадебную машину, не успели, т.к. она свернула.. Вон она, белый Пежо 206.

42. Подъезжая к дому, заезжаем в ресторан за кебабом, т.к. времени на готовку уже нет, а кушать охота сильно.

43. Вообще-то у них есть доставка, но самим быстрее будет.

44. Уф, какой вкусняшкой запахло на всю машину

45. Последний перекресток и мы дома.

46. Ого, сколько уже времени... Кстати, туда-обратно почти 200 км намотали.

47. Сынуля уснул в дороге, потому быстренько распаковываем еду и кушать.

50. Хотелось чуток отдохнуть после обеда, но не тут-то было, сына проснулся. Не судьба, видимо, да и дел еще много. Сажу его в ходунки, а сама на кухню.

Сегодня наша диаспора в Иране почти не заметна. А когда-то культурное влияние русских людей, обосновавшихся в этой восточной стране, было очень велико

Сколько это стоит?
– Это вам подарок.
– Спасибо. А это вам 10 000 риалов за доброту.
– Спасибо, святой отец, только ради вас.

Обычный разговор между тегеранским торговцем и православным священником – отцом Александром Заркешевым. Уважаемым людям на вопрос "Сколько стоит?" в Иране всегда отвечают: "Нисколько". Но если уважаемые люди не заплатят, они перестанут быть уважаемыми.

– В этой мусульманской стране православных священников чтут не меньше, чем мулл, – говорит отец Александр. – Благоговение перед служителями культа у иранцев в крови. Я в этом убеждался не раз. Вот недавно не успел вовремя продлить визу. Меня вызывают в суд. Прихожу. Иду по коридору – все как один кланяются, уступают место на скамейке перед залом. Сижу, жду. Приходит судья. Его первая реакция – замешательство. Принял без очереди, выписал минимальный штраф и отпустил, чуть ли не извиняясь.

Отец Александр приехал в Иран из России в 1995 году, решением Священного Синода он был назначен настоятелем Свято-Николаевского храма в Тегеране. Это главный православный храм в стране. По мере возможности отец Александр проводит службы еще в четырех церквях Ирана. Русская диаспора насчитывает около 4 тысяч человек. Подавляющее большинство – работники посольства и строители Буширской АЭС. Русских, которые являются гражданами Ирана, не более пятисот. Живут они, кстати, по законам Российской империи. Когда я услышал это от отца Александра, на всякий случай решил переспросить.

– Вы не ослышались, – улыбнулся священник. – В 1979 году победила исламская революция, и новые власти предоставили возможность всем нацменьшинствам самим заняться законотворчеством в области семейного и имущественного права. Местные русские не стали долго думать. Взяли свод законов Российской империи, слово в слово перекатали соответствующие главы и направили на утверждение в органы юстиции. Там их одобрили, и вот русская диаспора уже 26 лет живет здесь по этим законам и не жалуется.

На улице Валиаср – самом злачном месте в Тегеране – мы случайно разговорились с молодым иранцем.

– Откуда вы, из Германии?
– Нет, из России.
– Русский? Не может быть!
– Почему?
– Говорят, все русские высокие и сильные. А вы – так себе… Вот ваш фотограф еще немного похож на русского, а вы тянете на немца, не более.

На улице Валиаср можно найти все, что не лезет ни в какие исламские законы и обычаи: алкоголь, наркотики, порнографию, проституток и даже американскую символику. Правда, если не знать об этом, то можно пройти по Валиасру, как по обычной улице, и ничего странного не заметить. Пока кто-нибудь не подойдет и шепотом не предложит того-сего, пятого-десятого. Молодой человек, который завел с нами разговор оказался гомосексуалистом, и мы еле от него отвязались.

Окажись мы в Тегеране лет сто назад, никто бы нас с немцами не спутал. История русской диаспоры в Персии поражает прежде всего тем, насколько основательно она нами же забыта. Сегодня трудно поверить, что в конце XIX века число иранских русских измерялось десятками тысяч. В Иране стояло полсотни православных храмов, а его каспийское побережье и вовсе было почти полностью заселено русским. В одном портовом городе Энзели было 66 русских магазинов, 20 представительств компаний, банки, заводы...

Следы былого величия остались в персидском языке: э-стакан, самовар, пирожки, запас, сухари, кулюче (искаженное "кулич") и даже полуось. Эти слова иранцы теперь считают исконно своими. А если им сказать, что самовар – это не иранское изобретение, они просто обидятся!

Самоваров тут в тысячи раз больше чем в России – в каждом кафе, в каждом магазине, в каждом доме. Самовары по праздникам стоят на улицах – всем желающим наливают чай. Они появились здесь в конце XIX века. Русское культурное и экономическое влияние тогда было велико, и самовары наступали на Иран стремительно, как сегодня на Россию – холодильники с кока-колой.

Вместе с самоварами персидский рынок завоевали трехлитровые бутыли – знаменитые "четверти", то есть четверть 12-литрового ведра. Их и сейчас вместе с э-стаканами льют местные стекольщики. А иранские ювелиры унаследовали русскую 84-ю пробу серебра. "Полуось" появилась в языке фарси вместе с автомобилями. Первыми шоферами и механиками тут были сплошь русские: Попов, Волков, Харитонов, Маслов, Михневич. Личного водителя Реза-хана Пехлеви звали Степан Антонович Секрет.

Первое шоссе в Персии также построили русские: Энзели – Тегеран. Важнейшая дорога страны, соединившая порт на побережье Каспийского моря со столицей. До 1917 года она принадлежала России и приносила доход казне. Большевики отдали ее вместе с остальной собственностью Российской империи в обмен на признание персидскими властями Страны Советов.

В 1879 году в Тегеране сформировали Персидскую казачью бригаду. По приглашению Александра II в Санкт-Петербург наведался персидский шах Насер эд-Дин. В северной столице высокого гостя привели в экстаз казаки и балерины. Точнее – их одеяния. Шах приказал срочно закупить партию балетных костюмов для своего гарема. Это можно было бы посчитать байкой, если бы не групповой портрет, сделанный придворным фотографом: жены шаха в балетных пачках…

Что касается казаков, то их бравый вид и умение обращаться с оружием произвели на шаха такое впечатление, что он обратился к царю с просьбой о создании казачьей части в Персии. Через год в Иране сформировали бригаду из шести полков и артиллерийской батареи. Командовал ею полковник Михаил Домантович, отец знаменитой революционерки Коллонтай.

Вы будете смеяться, но спустя 42 года, в 1921 году эта самая казачья бригада свергла правящую династию и привела к власти нового монарха – Реза-хана Пехлеви. Мальчик Реза, как его когда-то называли в Персидской казачьей бригаде, начинал денщиком у русского офицера, потом был зачислен казаком и на момент переворота дослужился до военного министра. Уже будучи венценосной особой, он на всех фотографиях фигурировал в казачьей шинели.

Кстати, о фотографиях. Первым фотографом в Иране был Антон Васильевич Севрюгин. В конце 1870-х годов он на паях с братьями открыл в Тегеране ателье. И сразу же его пригласили во дворец – снимать того самого шаха Насер эд-Дина, любителя казаков и балерин. Севрюгин стал шахским фотографом и даже получил титул хана.

Не знаю, его ли это заслуга, но иранцы, в отличие от братьев по вере из других стран, страшно любят фотографироваться. Стоит достать камеру – прямо наперегонки бегут, а от сверкания вспышки приходят в экстаз. Русские иранцы даже сложили про эту страсть анекдот: "Приходит в морг судмедэксперт. Видит три трупа: два грустных, а один – улыбается. "Как этот погиб?" – "Попал под машину". – "А тот?" – "Теща довела до инфаркта". – "Ну, а последний?" – "Молнией убило". – "А почему улыбается?" – "Думал, что его фотографируют".

Манучехр Солейманпур, русский иранец, католик с зороастрийским именем. Для диаспоры – Игорь Иванович. Оформляя документы, персидские чиновники часто давали русским эмигрантам новые имена и фамилии: Попов становился Молла-заде (сын муллы), Агеева – Анвари и так далее.

– В моих жилах течет русская и персидская кровь, – Игорь Иванович говорит без малейшего акцента. – Мой дед уехал из Персии в Россию в конце XIX века. Торговал. Женился на казачке, нарожал 11 детей. Мой отец Иван закончил гимназию в Екатеринодаре, поступил в институт в Тифлисе – там его застала война и революция. Как-то раз не сдержался и нахамил чекистке – пришлось уехать в Ленинград. Я родился там во время нэпа и прожил в России до 6 лет. Отец к тому времени стал инженером, но его знания почти не были востребованы.

Когда в Иране казаки привели к власти Реза-хана Пехлеви, отец решил эмигрировать. Первую бетонную плотину здесь возвели по его проекту. Тогда в Иране было немало русских инженеров. Многие красивые здания в Тегеране построили русские: вокзал, министерства обороны, финансов и юстиции, почтамт, итальянское посольство. Но главное, чему научился мой отец в России, – это бессребреничеству. Несмотря на его высокое положение, мы всю жизнь мыкались по съемным квартирам.

Манучехр-Игорь тоже работал инженером, но ушел, не дождавшись пенсии. Занимается переводами. Вместе с покойной ныне женой Надеждой они перевели на фарси более 20 советских фильмов, оперу "Борис Годунов" (ее Солейманпур может наизусть спеть) и даже комментарии к Библии – с французского. Во время второй мировой, когда Иран был оккупирован СССР и Британией (еще одна забытая страничка истории), отец отправил Манучехра во Францию. Там он получил образование и принял католичество.

– Наверное, персы правы, когда называют современных русских "содэ", – говорит Игорь Иванович. – То есть людьми без роду и племени. Это уже не те русские, которые жили здесь сто лет назад. Диаспора разобщена. Если бы не отец Александр, наверное, давно бы все ассимилировались.

"Красота – это правда. Правда – это красота. Это все, что мы должны. Это все, что нам нужно". Эпитафия на одной из могил русского кладбища в Тегеране. Здесь похоронен Иван Владица. Написано по-английски.

"Мама, прости, что не всегда была внимательной дочерью". Могила Татьяны Осиповой. Написано по-русски. "Погиб при исполнении служебных обязанностей". Сотрудник посольства СССР Михаил Кольцов. 1944 год. "Здесь покоится вечный труженик семьи Альберт Викторович Тер-Карапетян". "Сотник казачьего войска Николай Хутнев". Чуть подальше тот самый придворный фотограф Севрюгин. А вон там шахский шофер Секрет.

Понятие национальности здесь становится вселенским. Надписи на русском, армянском, грузинском, греческом, английском, персидском. На могилах – православные и католические кресты, полумесяцы, звезды. Эти несколько гектаров земли на окраине Тегерана – единственное место в стране, где женщины снимают с головы платки. И потомственный сторож кладбища Сейфола Метанад этому не препятствует.

– Большинство посетителей говорят по-русски, – рассказывает Сейфола. – А то, что надписи на разных языках, – так в последние полвека христианские общины срослись между собой. Армяне, грузины, русские, греки – сроднились все. Реже русские вступали в брак с мусульманами. Хотя, видите, за часовней стоит шикарный мавзолей? Это один богатый перс построил на могиле своей русской жены.

– А я не хочу здесь лежать, – вздыхает Манучехр Солейманпур.
– Как так? А где же?
– Я вообще нигде лежать не хочу. Хочу, чтобы меня сожгли и прах развеяли по ветру. Я как христианин чаю воскресения мертвых, но не думаю, что это будет как в фильмах ужасов: встали все мертвецы из гробов и пошли по земле…
– Я, кажется, понял. Сейчас скажете, что, может быть, частичка вашего праха долетит до России.
– Фу, как пошло. Земля – она везде принадлежит Богу. Русская, иранская – это все чушь. Меня приводит в ужас мысль, что когда-нибудь меня придавят тяжелой землей. У меня была нелегкая жизнь. Хочу после смерти стать легким. Хочу, чтобы мной дышали. Чтобы мной разговаривали. Неважно, на каком языке.

Дмитрий Соколов-Митрич

© wikipedia.org

Краткая историко-географико-политическая справка: Иран - одно из древнейших государств мира, республика в центральной Азии, культурная и историческая наследница Персии. Иран-Персия является родиной зороастризма, но в 15 веке народы этой страны в основном приняли ислам, который на сегодня является государственной религией Ирана. На протяжении многих веков Иран являлся одним из центров исламской культуры: здесь развивались науки, философия, медицина.

В настоящее время Иран не имеет сухопутных границ с Российской Федерацией, но являясь одним из наиболее развитых государств Ближнего и Среднего Востока, по-прежнему остается главным стратегическим партнером России на южном направлении.

С 1979 года Иран находится в политическом противостоянии со странами Запада, в первую очередь - с США. Президент Джордж Буш включил Иран в список стран «оси зла» - вместе с Кубой, КНДР и Беларусью. Белый Дом обвиняет Иран в создании ядерного оружия - основанием для обвинений служит строительство в Иране атомной электростанции, которую исламская республика строит с привлечением российских специалистов.

В Иране находятся многие сокровища мировой цивилизации, здесь прекрасные горнолыжные курорты. Но туризм в стране почти не развит - из-за западных санкций, в том числе банковских. Так, в стране нет возможности пользоваться карточками Visa и Mastercard - что гибельно для туризма.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

«Ехать в Иран было и интересно, и не охота. Интересно - как и любому нормальному человеку - Заратустра, мультик Prince of Persia, конференция в Тегеране 1943 года и т.д. А не хотелось потому, что мне, скажем так, не симпатично положение женщин в исламском обществе. Но интерес победил - все же я ехала не туристом, а приглашенным специалистом, проводить обучение персидских банковских служащих особенностям работы с международными платежными системами. Ведь Иран также страдает из-за экономических санкций, проводимых США - и банковской сферы это касается напрямую.

Я ехала обучать людей, как «работать из-под санкций» - вот и было интересно, что в исламском обществе окажется на первом месте: гендерные признаки или личностные качества. Как отнесутся к женщине-преподавателю?

В Иране действует законодательство, основанное на исламском праве. Оно ограничивает некоторые гражданские свободы - по «стандартным» европейским меркам. В частности, представители не традиционных религий не имеют права занимать государственные должности. «Гендерные» ограничения касаются, в первую очередь, внешнего вида женщин и девушек.

При этом социальное обеспечение (бесплатная медицина и образование) распространяется на всех граждан Ирана, вне зависимости от пола или конфессии.

Когда самолет приземлился в аэропорту близ Тегерана, все барышни, одетые по европейской моде: джинсы-кеды-короткие-футболки, достали из своих рюкзаков и сумок одежду местного образца (плащи, кофты, пиджаки длиной до бедра и ниже), платки, палантины и завернулись в них. Их примеру последовала и я. Из Москвы я везла несколько вариантов «восточного женского дресс-кода», рассчитывая, в том числе, и на худшие варианты. Но для начала я ограничилась одеждой, закрывающей тело, свитером по колено, и платком.

Многие европейские путешественники рассказывают, что процедура прохождения паспортного контроля в аэропорту им. Айятоллы Хомейни мучительна - офицеры могут придираться и задавать самые неожиданные вопросы, в том числе и крайне бестактные. Количество подобных свидетельств заставляет предположить, что это сознательная политика и установка: сразу прикрутить гайки и привести расхлябанных европейцев в нужный тонус. Евгения не стала исключением.

На паспортном контроле долго допытывались, что я такая, single&alone, собираюсь делать в Тегеране, куда собираюсь съездить, какие места посетить, встречает ли меня кто-то, есть ли бронь отеля и прочее стандартное. Наконец, офицер выдал нежданчик: мол, вот Вы сейчас в отель едете и там будете неотлучно, да? Так давайте я вечером к вам приеду и сделаю обзорную экскурсию. Но после моего отрицательного ответа штамп все равно поставил. Возможно, это был и нормальный, с точки зрения таможенника, вопрос.

Следующий, после вопросов на границе, иранский сюрприз оказался приятным.

Дорога из аэропорта в тегеранский отель очень долгая, почти полтора часа. Проходит по пригородам и по самому Тегерану. Первое, на что я обратила внимание - чисто. Обочины чистые, без мусора.

Дороги и подъезды к крупным городам - это первое, что видишь, приезжая в страну. Я езжу в командировки в среднем раз в месяц, в самые разные уголки земного шара, и мне есть с чем сравнивать. Я видела и фантастический срач Кении или Туниса, и вылизанные дороги Маврикия. Иран оказался ближе ко второму варианту, чем порадовал.

В дальнейшем я убедилась, что Иран - во всяком случае, Тегеран - своей чистотой больше походит на Европу, а не на Азию. Я лично объясняю это тем, что все-таки Тегеран - столица древнейшей цивилизации. И приятно, что люди помнят о своем великом наследии на простом бытовом уровне - не гадят себе под нос.

Курят, кстати, очень многие иранцы, но сигарета в руке считается зазорной - ее при курении прячут в ладошку.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт


© Сергей Сакин/сайт

Следующее впечатление от Тегерана - фантастический траффик и загазованность. Город лежит в низине, смог не выдувается ветром и «трамбуется» машинами местного производства. Санкции против Ирана выражаются и в ограничениях на поставку в страну предметов высоких технологий - и машин в том числе. Евгения, естественно, обращала внимание на пресловутый «исламский вопрос»: на воспитанность водителей и наличие водительниц.

Женщины за рулем есть, но это скорее исключение, чем правило. Однако общемировой тренд - «гламурные телочки» на дорогих машинах есть и здесь. Их мало, но тренд представлен.

Здесь очень плотный трафик, как в Ханое, пожалуй. Езда в этом «бульонном» трафике осуществляется, на первый взгляд, без правил, но по понятиям. Например, пешеходов не пропускают из принципа. Перейти дорогу, даже по пешеходному переходу - целое приключение. Бывает что и с фатальным исходом.

Преобладают машины местного производства, простенькие и побитые Сайпа и такие же побитые Пежо местного производства.

Сам город Евгении, скорее понравился - по ее мнению, он отвечает своему званию столицы большого государства. Колорит «Третьего мира» присутствует в Тегеране прежде всего в том, что первые этажи всех зданий отведены под частную торговлю и кафе.

Иран, помимо того, что находится «под американскими санкциями», добровольно поддерживают и изоляцию изнутри - в первую очередь, культурную. В Иране берегут чистый ислам - не тот, который в ИГИЛ, а традиционный, при котором создавались шедевры зодчества, развивались математика и астрономия, были придуманы шахматы и т. д.

В свое время Иран стал едва ли не первым исламским государством, осудившим «чеченский сепаратизм» на государственном уровне.

Обсуждать выходки «братьев-мусульман » в соседних государствах здесь не принято в светском обществе. Здесь этого, очевидно, стесняются - как стесняются в семье говорить о родственнике, сидящем в тюрьме за пьяный дебош.

Существует жесткая цензура в ТВ и прессе. Но современного человека, конечно, изумляет, в первую очередь, Интернет-цензура. Весь веб-траффик находится под контролем министерства информации Ирана, социальные сети попросту недоступны.

Евгении это, скорее, понравилось:

Ни через браузер, ни через приложения на мобильном, не работают Твиттер, ФБ и ВК - э то внутренняя политика страны. В принципе, наслаждаюсь отсутствием этой необходимости - «ой надо ленту новостей проверить». Instagram работает и ладно. Без остального только мозг чище и времени свободного больше.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

Кроме того, наличие санкций извне приводит к тому, что даже в номере для особо ценного иностранного специалиста стоит допотопный телевизор и холодильник и плохо работают дверные замки - мебельную фурнитуру в Иране не производят.

А «внутренние санкции», помимо цензуры в Интернете, выразились также в наличии Корана в номере - но даже самый толерантный ум вряд ли назовет это религиозной нетерпимостью и жестокостью к иноверцам.

Но, конечно, больше всего Евгению интересовало отношение к женщине в исламском обществе.

Из всего того, что я читала в интернете перед поездкой, реально подтвердилась только сегрегация в общественном транспорте: мужчины и женщины занимают разные половины автобуса. Но вообще отношение к женщинам - ровное. Хотя в компании, куда я приехала работать (преподавать), не было ни одной женщины, ко мне относились нормально.

Самое главное: слушают и внимают тому, что я говорю, чему обучаю. Без - «девочка, что за чушь ты несешь? Мы тебя не будем слушать, потому что ты девочка!» А ведь мне приходилось сталкиваться с таким отношением. Причем первый раз на буддистском и индуистском Маврикии, а второй раз - в «вуду-христианской» Кении.

Иранцы, с которыми я работаю, не только относятся с уважением к моему профессиональному опыту. Но еще и пытаются быть джентльменами: например, двери открывают и вперед пропускают. Что иногда выстегивает. Особенно если пропустили вперед в помещении - а куда дальше идти, налево или направо, не сказали.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

Очевидных, бросающихся в глаза «правил строго режима» для женщин в Иране Евгения не заметила.

Здесь присутствуют все степени женской «одетости»: от черного одеяния «в пол» с большим платком и длинным платьем, до джинсы-свитер-плащик чуть ниже бедра и платок на самой макушке, а то и просто прикрепленный к традиционному пучку волос на затылке, ниже макушки то есть. Женщин в «полном исламском одеянии» я так и не увидела.

Как ни крути, но мне за местную не сойти, даже если я вся в черное закутаюсь - цвет глаз выдает. Потому я спокойно хожу в офис в строгом костюме, дополненным длинным платьем-рубашкой, и платком.

Но Евгения все же выяснила главный вопрос: как должна выглядеть и одеваться женщина в обществе традиционного ислама, чтобы не быть закиданной камнями.

Во-первых, я так и не видела никого, кто ходит по улице с сумкой камней, чтобы кидать их в недостойно одетых женщин. Равно как и пресловутую полицию нравов не встретила. Но я, наконец, из общения с мусульманами выяснила давно интересовавший меня вопрос: почему часть мусульманских женщин оставляют открытыми только глаза, кто-то только лицо, кто-то оставляет видной полоску волос, кто-то закрывает половину лба, итд. Чем это регулируется, есть ли какое-то правило? Ответ неожиданно простой: женщина сама решает, насколько она хочет быть открыта внешнему миру. В зависимости от своей религиозной убежденности и своих моральных предпочтений и традиций. Семья и муж в данном случае подпадают под категорию «традиции».

И здесь европейская женщина Евгения неожиданно поняла «женщин неосвобожденного Востока».

Если честно, то меня порой так сильно вымораживают чужие взгляды и чужое внимание, что закутаться в бесформенную одежду с капюшоном и темными очками - это единственный выход.

© Сергей Сакин/сайт

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх