История праздников — Васильев вечер. Календарь знаменательных дат

Васильев вечер (Щедрый вечер) 13 января 2018 года: что это за праздник и как его нужно отмечать, приметы и поверья этого дня, традиции, обряды, история. Ежегодно 13 января отмечается народный праздник Васильев вечер. Также его называют Васильева коляда, Щедрый вечер, Маланка или Меланка .
Васильев вечер приходится на канун Нового года по старому стилю. В этот праздник наши предки накрывали богатые столы, веселились.

Согласно истории, название праздника «Васильев вечер» идет от имени святого Василия Великого, который был архиепископом, писателем и богословом Кесарии Каппадокойской. Его память православная церковь чтит на следующий день после Щедрого вечера, то есть 14 января. Потому как умер Василий Великий 1 января 379 года. Основными заслугами при жизни Василия Великого стали изобретение иконостаса и написание проповедей.

Название «Маланка» идет от имени преподобной Мелании Римляныни . Именно ее 13 января вспоминает православная церковь.

Васильев или Щедрый вечер 13 января 2018 года – это большой праздник. А потому у него есть свои традиции празднования и обряды, которые в старину пользовались большой популярностью.

По традиции Васильев вечер нужно отмечать большими гуляниями. В этот праздник люди всегда ходили и продолжают ходить в гости друг к другу, приносят угощения, поздравляют родных и друзей. Поэтому вы можете организовать праздник в Васильев вечер 13 января 2018 года. Тем более что это будет субботний день.

Щедрый вечер 13 января 2018 года – это день когда можно и нужно читать молитвы. В народе верят, что в этот праздник Господь непременно услышит каждого. Люди молятся о здоровье, о счастье, о семейном благополучии.

Одной из главных традиций Щедрого вечера 13 января является колядование. И в старину, и в наше время молодежь собирается компаниями и отправляется колядовать (щедровать). Нарядившись в костюмы, они ходят по домам, поют песни, читают стихи, в которых прославляют хозяев дома и желают им процветания. В награду хозяева дают щедровальщикам (колядовщикам) угощение или деньги.


В старину в Васильев вечер 13 января во многих семьях проводили специальный обряд. Для этого в доме устанавливали обрядовый сноп. Который делали из колосьев урожая прошлого года. Этот сноп нужно было поставить в самом видном углу дома – красном углу. Этот сноп, который называли дидух, был символом хорошего урожая в наступившем году. В конце этот обрядовый сноп нужно было сжечь.

Традиционно в Васильев вечер 13 января 2018 года нужно накрыть щедрый стол. Ведь недаром праздник также именуют Щедрый вечер. По обычаю хозяйки всегда подавали к столу запеченную рыбу, жареного поросенка, свиной студень или холодец, пироги и пирожки с грибами и мясом, вареники. Также многие хозяйки готовят кутью. Это блюдо принято подавать на стол на многие церковные праздники, например, в Рождество и . Также женщины готовят различные сладости, леденцы, карамель, пекут пряники.

Не лишен праздник Васильев вечер 13 января 2018 года примет и поверий.
Так звездное небо в этот праздник сулит богатый урожай ягод.

В старину говорили, чтобы скот был здоров, а в семье были мир и согласие, нужно поставить на праздничный стол блюдо из свинины.


Чтобы весь наступивший 2018 год был удачным, Васильев вечер 13 января нужно встретить в новой красивой одежде пастельных тонов.
Хоть праздник и называется Щедрый вечер, но 13 января не нужно давать деньги в долг.

13 января Православная церковь почитает преподобную Меланию – богатую и знатную римлянку, жившую в V веке. Когда девушке исполнилось 14 лет, её выдали замуж. Её мужем стал юноша по имени Апиниан. Молодые супруги решили посвятить жизнь служению Господу. Они много путешествовали по Святой Земле и Африке, молились, посещали больных и помогали бедным. По молитвам Мелании совершались многие чудеса. Умерла она в 439 году.

У преподобной Мелании было двое детей. Вторые роды были очень тяжелыми, а появившийся на свет мальчик вскоре скончался. Поэтому святой часто молятся при тяжелом родоразрешении.

Васильев вечер – что за праздник?

День святой Мелании в народе назывался Васильевым вечером, Васильевой колядой, Жирной кутьей, Щедрым вечером, Щедрухой, потому что по старому стилю он приходился на 31 декабря и был кануном Нового года и .

В это время шли полным ходом приготовления к праздничному застолью. Женщины наготавливали как можно больше блюд, веря, что чем богаче и разнообразнее новогодний стол, тем лучше будет настроение гостей и домочадцев и тем веселее пройдет застолье, а это особенно важно в наступлении первого дня нового года, потому что хорошо известно: как новый год встретишь, так его и проведешь.

Васильев вечер: традиции и обычаи

Наши пращуры в новогодние дни демонстрировали благополучие, довольство, сытость и добрые отношения. Считалось, что это принесет им счастье в наступающем году. По этой причиной с Меланией связано понятие больших приготовлений и изобилия:

Наряжается, что Меланья на свадьбу.

Меланины сборы.

Обязательным блюдом на столе наших предков в канун святочных праздников ( , ), а также в дни общего поминовения усопших (Масленичная и Троицкая суббота, ) была кутья – каша из цельных зерен и ягод с добавлением меда, который придает блюду сладкий вкус.

Значение кутьи обусловлено символикой её состава. Считается, что ягоды, зерна и мед возрождают жизнь через смерть:

  1. Зерно (пшеница, ячмень, пшено, рис) символизирует плодородие и долголетие, потому что оно сохраняет, воссоздает и умножает жизнь.
  2. Ягоды (изюм, сушеная черемуха) – тоже семена, поэтому они имеют такое же значение, как и зерно.
  3. Символическое значение меда тесно связано с образом пчелы – «Божьей угодницы», которая поставляет воск для свечей. Пчелу представляли божественным существом и верили, что жалит она только грешников. По этой причине мед использовали в обрядах в чистом виде, а также добавляли в состав ритуальных блюд (пряников, пирогов, хмельных напитков, кутьи и пр.). Ритуальное вкушение такой пищи приобщает человека к процессу вечного кругооборота жизни.

В связи с этим, кутья входит в состав блюд святочного периода, который открывает новый календарный круг, а ещё применяется в «переходных» обрядах жизненного цикла человека (день рождения, свадьба, похороны).

Горшок с кутьей в ставили в красный угол рядом с необмолоченным снопом ржи. Часть кутьи, оставшейся после ужина, детки разносили по домам бедных людей, а другую часть вместе с недоеденными праздничными блюдами сохраняли на столе до утра для «поддержания душ» умерших предков.

Кутья настолько важное обрядовое блюдо, что в её честь были названы святочные трапезы. Трапезу в Рождественский сочельник назвали «постной» кутьей, в Васильев вечер – «щедрой», в – «голодной».

В южных регионах «на Маланку» ряженая молодежь ходила по домам, пела щедривки, за что хозяева их щедро благодарили: угощали оладьями, пирогами, колбасами. Щедривками поздравляли хозяев домов с праздником. Раньше щедрование сопровождалось магическими действиями, танцами, музыкой, пантомимою, обрядовыми играми с масками, например, «Козой». «Козу» рядили в вывернутый наружу кожух, крепили соломенные рога, хвост и звоночек на шею. Как правило, «Коза» плясала, «умирала» и «оживала».

Часто разыгрывали шуточную свадьбу Меланки и Васыля. Имя жениха Мелании было выбрано не случайно, ведь следом за её днем наступал день памяти Василия Кесарийского, открывавшего Новый год. Следовательно, Меланина свадьба – это символическая встреча старого и нового года, с пожеланиями урожая и счастья в наступающем году.

Иногда молодежь разыгрывала настоящие театральные представления, для которых заранее готовили яркие костюмы, маски и бутафорию. Театрализованное действо состояло из трагических и комических сцен, карнавальных и мистериальных элементов: жестокий царь, желая взять в жены красавицу Меланку или (по другим версиям) сохранить языческую веру, казнит непокорную девушку, своего сына, оставшегося верным православию, и даже старика-гробокопателя, отказывающегося копать могилу. Но появившийся чародей или «французский лекарь» воскрешает героев, и драма заканчивается танцами и всеобщим весельем.

Васильев вечер: приметы дня

В предновогодней суете особо некогда было наблюдать за погодой, но люди все равно обращали внимание на яркость звезд, силу мороза, ветер и т.п.:

  1. Если небо ясное и звездное, будет хороший урожай гороха и чечевицы. Если же звезды к утру померкнут, то горох благополучно не дозреет.
  2. Вьюга накануне Васильева дня – к большому урожаю орехов.
  3. Если ночью ветер с юга дует, год будет жарким и благополучным, с востока – к урожаю фруктов, с запада – к изобилию рыбы и молока.
  4. Если падает мягкий снег, то год будет урожайным.
  5. Теплый день – к дождливому лету.
  6. На деревьях много пушистого инея – к хорошему медосбору и урожаю зерновых.
  7. На деревьях гололед – уродят овощи и плоды.

Гадание на Васильев вечер

В Васильев вечер гадали о замужестве и погоде, а ещё ворожили по кутье. Если горшок с кашей в печи треснул или только что приготовленное блюдо вылезло из него, если кутья оказалась мелкой и белой, то все это было предвестником беды в доме. Если же кутья во время приготовления покраснела, а горшок с ней был полон, то в семье ждали счастья и удачи.

Чтобы определить, какая погода будет в наступающем году, старший мужчина в доме разрезал напополам луковицу, выбирал по числу месяцев в году чашечки из половинок чешуек и расставлял их в ряд, засыпая в них до половины соль. Потом слева направо давал чашечкам названия месяцев года, начиная с первого, и загадывал, какой месяц в году будет самым дождливым, а какой, наоборот, засушливым. Чашечки помещали на подоконнике, а утром смотрели, где соли больше растаяло, а где меньше. Это указывала, какие месяцы будут дождливые, а какие сухие.

Гадания о замужестве в Васильев вечер

Мама завязывала незамужней дочери глаза и водила её по комнатам дома, потом отпускала и говорила, чтобы девушка шла туда, куда ей хочется. Если дочка подходила к двери – значит, она скоро выйдет замуж.

Ещё гадали на кольце. Для этого брали обручальное кольцо бабушки или матери, опускали его в стакан с водой. В полночь в кольце должен был показаться будущий супруг. Если же девушка увидит холмик, то замуж она не выйдет.

В блюдце наливали воду и опускали две иглы. Если иголки в воде сойдутся, то гадающая выйдет замуж за любимого.

Чтобы узнать имя суженого девушки в Васильев вечер выходили на улицу, спрятав ложку кутьи под фартуком, и у первого проходящего мужчины спрашивали имя. С помощью кутьи узнавали, какие деловые качества будут присущи будущему жениху. С этой целью готовую кутью выставляли на колодец и ждали, кто прилетит её клевать: если сорока, жених будет проворным и болтливым, ворона – непутевым, голубь – добрым и заботливым, воробей – работящим.

Из середины поленницы доставали полено. Если оно гладкое, то муж будет красивым и добрым, если сучковатое – вспыльчивым и злым. Сколько на полене сучков, столько детей будет.

В народе верили, что гадания, проведенные в этот день, обязательно сбудутся.

Обряд «Кликанье мороза»

В Васильев вечер зазывали на трапезу мороза, чтобы угостить его ритуальной пищей. Мороза в период кликали на Рождество, в Васильев вечер и в Крещенский сочельник. Исполнял обряд хозяин или хозяйка дома, вынося для мороза угощения (кутью, овсяный кисель, блины). Мороза зазывали в полночь (перед сочельническими трапезами), утром (после приготовления пищи в Чистый четверг; после пасхального разговения) или днем (во время праздничного пасхального обеда). Зазывали мороз в открытое окно или выходили на крыльцо дома:

«Дед-Мороз, приходи есть блины и кутью. А летом не приходи, росу не убивай, огурцы не съедай, ребятишек не гоняй».

Если обряд проводили до еды, то морозу выносили первую ложку киселя или кутьи. Если же по окончанию трапезы, то отдавали остатки обрядового блюда. Кисель или кутью иногда оставляли снаружи на окне, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выливали через порог на улицу. Иногда оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда заключается в задабривании мороза.

Видео: 13 января – Меланья, Васильев вечер, Щедрый вечер

Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) - народный праздник славян, отмечавшийся 31 декабря (13 января). Название праздника происходит от церковного дня памяти святого Василия Великого, приходившегося на следующий день. У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень, у болгар -Сурва. У славян-католиков канун Нового года называется День Святого Сильвестра.

Другие названия

рус. Маланья, Маланка, День святой Мелании, Васильева коляда, Щедрый вечер, Василь-вечер, Васильевская ночь, Васильева кутья, Богатый вечер, Богатая кутья, Щедрец, Овсень, Авсень, Порезуха; укр. День Маланки, День Василя, Обрізання; белор. Жирная кутья, Щедруха, Меланьи-желудочницы, Маланья толстая, Каза, Конiкi, Сільвестр, Шчодрая куцця, Багатая куцця, Васільеўская Каляда, Щедрец, Багаты вечар, Шчодрык, Язэп, Давыд, Якуб, Малання; полес. Шчодры вечар Куготы, Гаготы, Агатуха; болг. Сурваки, Васил вечер; ю.-серб. и макед. Сурва, серб. Сировари; польск. Szczodry wieczór, Tłusta wilija, Sylivester; сил. Starý Rok, Wigilja Nowego Rok; словацк. Sylvester.

Обряды

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д. И. П. Калинский пишет:

Это подтверждается материалами А. А. Макаренко из Сибири:

Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает прибыток в хозяйстве на весь год. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».

В некоторых местах в этот день колядавали с особыми песнями:

Овсень

В Поволжье, средних и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен русский новогодний обходной обряд овсеньканье.

Одна из особенностей исполнения песен-овсеней - форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, усень - не песня, усень кричат (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени».

Если русские колядки обычно имеют вид обобщённых величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой. Заключительная часть овсеней (как и всех других обходных песен) - просьба одарить исполнителей.

Щедрый вечер

Начало Щедрой недели, или Богатой Коляды. В Западном Полесье этот вечер назывался Куготы, Гаготы или Агатуха. Происхождение такого названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу - тогда же гадали и кричали в колодец: «Ку-гу-гу!». По другим данным «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» (веселиться, смеяться). С щедрым вечером связано много запретов, поверий и гаданий о будущем замужестве.

Обрядовый предновогодний ужин отличался богатством блюд и их скоромностью. В Белоруссии хозяин приглашал за стол: «Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь». Праздничное застолье также называли «кутьёй святого козлика».

Щедровали под окнами и в домах, где славили хозяев. Водили «козу» («кобылку», «вола», «тура», «медведя», «журавля») и пели песни, главной из которых являлась «Го-го-го, коза». Щедровные песни отличались от рождественских в основном рефреном. В некоторых районах белорусы ходили по домам со «Щедрой» - нарядной девушкой, а украинцы - с «Василём» и «Маланкой».

Сербские традиции

На юго-востоке Сербии существовал обычай «Сыровары» (серб. Сировари), названный по двусловью - «Сирово-борово». Название обряда вероятно схоже с названием новогоднего обхода, который проводился в македонских и болгарских регионах (сурвакане). Накануне Старого Нового года ряженые посещают сельские дворы. В отличие от рождественских колядарей, они не надевают маски.

Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца. Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются ущипнуть). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая была особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения) и считали, что она могла навредить людям, скоту.

Болгарские традиции

В Болгарии после полуночи и до рассвета начинался обряд сурвакане - новогоднего колядования. Символом обряда была украшенная ветка кизила - сурвачка. Ветка для изготовления сурвачки должна была быть свежесрезанной, пока она ещё «сырая», то есть пока ещё не высохла и хранит в себе жизненные силы природы. Сурвакары били этими ветками по спине каждого в доме, начиная с самого старшего, и домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания.

В юго-западной Болгарии новогодние дружины парней и молодых женатых мужчин устраивали новогодние пляски в своеобразных обрядовых костюмах и причудливых масках из дерева, перьев и меха. Наиболее старинными считаются маски, изображающие барана, козла или быка. В ночь под Новый годили в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценами «убийства» и «воскрешения». Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера.

У западных славян

У западных славян новый год совпадает с днём святого Сильвестра (у лужичан Новый год - Nowe leto). Сочельник Нового года у поляков называется «щчодры вечур» (польск. szczodry wieczor - щедрый вечер), в противоположность чехам и словакам, у которых «штедрым» зовётся Рождественский сочельник.

В восточной Мазовии канун Нового года называют также «жирным сочельником» - (польск. tlusta wilija), потому что в этот день едят много жирной пищи и обязательным блюдом на столе является лемеха (польск. lemiecha) - похлебка из пшеничной муки, сваренной на воде. Лемеху подавали густо политой жиром, чтобы «телята были толстыми». Девушки мазали головы друг другу на благополучную жизнь. В некоторых сёлах девочки ходили с лемехой по соседям и ею мазали им руки, с пожеланиями: «Дай бог, чтобы дождались счастливого следующего года». Парни мазали окна лемехой с сажей и пеплом, причём в первую очередь в тех домах, где есть девушки на выданье.

В польском Поморье совершалось «выщелкивание» (польск. wytraskiwanie) старого года: по деревне ходили конюхи и щёлкали кнутом перед усадьбой помещика, перед домом управляющего и приходского священника. За это они получали деньги, на которые устраивали пирушку.

В Польше вечером тем хозяевам, которые не заперли инвентарь, парни закидывали на крыши домов бороны, плуги, части телег. Сельские дворы обходили ряженые: «еврей», «дед», «цыган», «аист», «медведь» и другие персонажи. «Дед», придя к девушкам на подрядухи, старался засунуть кость в их пряжу. Считалось, что такая девушка может остаться старой девой. Приход ряженых заканчивался угощением в складчину и танцами.

Гадания под Новый год были особенно популярны и разнообразны. Так, в восточной Мазовии девушка, чтобы увидеть будущего жениха, должна была залезть на чердак и обежать три раза печную трубу. Многие боялись этого гаданья, так как думали, что может показаться и дьявол, наряженный мужчиной. Для того чтобы избежать встречи с ним, девушка раздевалась на чердаке, мылась и тогда уже трижды обегала дымоход против солнца.

У словаков в Сильвестров день сельские дома обходила «куриная баба» (словацк. kuriná baba) - мужчина, одетый в женское платье, на голове у него была соломенная корона с колокольчиком, вплетенным в середину. Его спутник был одет в платье из соломы и кожух, перевязанный перевяслом. Солому от этих нарядов в каждом доме понемногу отрывали и клали в гнездо курам для того, чтобы они хорошо неслись в предстоящем году.

Васильев день в старину приходился на восьмой день святок, именно в то время, когда среди девушек проводились гадания. Все обряды и гадание на Васильев вечер непременно сбывались. Они позволяли ответить на самые важные вопросы, которые волновали девушек: о замужестве, суженом, любви и будущем.

Особенности гадания на Васильев вечер

Васильев день назван в честь Святого Василия, память которого чтится 14 января, а вечер накануне 13 января в народе называется Васильев вечер. В этот день все гадания являются самыми точными, с древних времен считалось, что в этот вечер ведьмы крадут с неба месяц и максимально озорничают. К гаданиям девушки готовились заранее, для этого необходимо было взять веточку вишни и поставить в воду в углу комнаты. Если она расцветала к 13 января, значит, девушка могла увидеть своего возлюбленного.
Большая роль отводилась и васильевскому огарку, который имел защитные свойства и не допускал в дом негативную энергию. Огарок получали следующим образом. Накануне Нового года лучину поджигали углями из печи и, когда она обгорала, получали огарок, которым впоследствии поджигали свечу или лампу. Перед обрядом девушка подожженной лучиной проводила вокруг себя круг, чтобы защититься от нечистой силы. По завершении ритуала она по той же линии проводила с помощью лучины повторный круг.

Интересные и правдивые гадания на Васильев вечер

Рассмотрим самые распространенные и правдивые гадания, которые можно проводить дома самостоятельно.

Гадание на расческе

Для того чтобы увидеть своего суженого во сне, перед тем как лечь спать, необходимо положить под подушку расческу и проговорить: «Суженый, ряженый, приди, причеши меня!». Тот, кто приснится этой ночью, тот и будет суженым. Если девушка встречается с парнем, и ей приснится, как во сне он ей расчесывает волосы - значит, в этом году они поженятся.

Гадание на горящей бумаге на Васильев день

В Васильев вечер на листе белой бумаги напишите имя любимого, загадайте на него желание и сожгите этот листок над тарелкой. Если он полностью сгорит - значит, желание непременно исполнится. Если же часть листа останется, не следует ожидать полного исполнения желания.

Гадание на луковице

В вечер 13 января несколько девушек берут луковицы, помечают их и ставят в баночки с водой. Первой выйдет замуж та девушка, чья луковица прорастет первой. Для этого ритуала понадобится терпение.

Гадание на полотенце

С помощью этого обряда каждая девушка может на утро Васильева дня определить, выйдет ли она в текущем году замуж. Для этого необходимо полотенце белого цвета повесить с вечера на улицу. Если на утро оно станет влажным - значит, быть девушке в этом году замужней.

Гадание на имя на Васильев вечер

Многие девушки мечтают узнать о том, как будут звать ее суженого. Для этого вечером 13 января девушка выходит на улицу и спрашивает имя первого встречного мужчины. Такое же имя будет у будущего возлюбленного.

Гадание по цепочке

Вечером 13 января необходимо взять любую цепочку, желательно, чтобы она принадлежала гадающей девушке, и уединиться в отдельной комнате. В правую ладонь берут цепочку в комок и подбрасывают ее над столом. Хорошо, если стол будет с полированной поверхностью. По форме, которую приобретет упавшая на стол цепочка, толкуют результат гадания.

  • круг - вы обязательно найдете выход из затруднительного положения, в котором сейчас находитесь. Если внутрь круга попала часть цепочки - значит, вас ждет болезнь и неприятность;
  • бантик - вас в скором времени ждет романтическое свидание;
  • ровно расположенная цепочка свидетельствует о том, что вас ждет удача во всем, что вы задумали;
  • змея - остерегайтесь предательства со стороны близких людей;
  • треугольник - у вас обязательно все сложится положительным образом;
  • буква алфавита предвещает новый любовный роман, а по ее очертанию вы можете определить имя будущего возлюбленного.

Гадание на картах на Васильев вечер

В Васильев вечер перед тем, как лечь спать, необходимо взять четыре карточных короля, положить их под подушку со словами: «Суженый мой, приди ко мне во сне» и лечь спать. В зависимости от того, какой король приснится, толкуется результат ритуала:

  • Пиковый - суженый в солидном возрасте и будет отличаться сильной ревностью.
  • Червовый - молодой суженый с большим состоянием.
  • Крестовый - жених будет находиться на воинской службе или иметь бизнес;
  • Бубновый - суженый будет желанный независимо от материального состояния и положения в обществе.

Приметы и суеверия на Васильев вечер

Старый Новый год богат приметами и суевериями, наиболее популярными являются следующие.

  1. Утром 14 января люди всегда обращали внимание на то, кто первым войдет в дом. Удачу и счастье всегда приносил мужчина, если же входила первой женщина - это означало несчастье на целый год.
  2. В Васильев день нельзя никому было давать деньги взаймы, и если в доме были деньги - значит, целый год семья не будет знать в них нужды.
  3. Если первый день в году был наполнен радостью и весельем, то и весь год обещал быть таким же.

Вы можете самостоятельно провести гадание на Васильев вечер, для таго, чтобы узнать судьбу.

Васильев вечер отмечается в ночь с 13 на 14 января. Васильев день (Коляда) — 14 января (по новому стилю). Васильев вечер и день — это Старый Новый год.

Василий Великий из Кесарии Каппадокийской

Васильев вечер и Васильев день — это зимние праздники, названные в память о Святом Василии Великом, который был богословом и архиепископом Кесарии Каппадокийской. Василий Великий родился в 329 (330) году в богатой знатной семье (отец — адвокат и преподаватель риторики) в городе Кесария в Малой Азии. В семье было десять детей, пятеро (и их мать Емилия) в дальнейшем были причислены к лику святых. Василий получил прекрасное образование. Он изучал риторику, философию, астрономию, математику, физику и медицину. Молодым человеком познакомился с Григорием Богословом и будущим императором Юлианом. Эти люди сильно повлияли на мировоззрение юноши. Василий посетил Афины, Константинополь, Иерусалим.

Во время крещения в реке Иордан произошло чудо: все увидели огненную молнию и голубя, который из нее вылетел, окунулся в воду, после чего устремился ввысь к небу. Некоторое время Василий жил и проповедовал в Иерусалиме, но сложные отношения с местным архиепископом вынудили молодого человека отправиться в пустыню и стать отшельником. Вернувшись к людям, Василий стал таким прекрасным оратором и церковным писателем, что заслужил почет и уважение. Он вел жизнь аскета. После возвращения на родину в Кесарию Василий основал два монастыря, сам написал их Устав. В возрасте 41 года он стал епископом Кесарии Капподийской. Ограничения и аскетический образ жизни сказались на состоянии здоровья, и через 8 лет Василий Великий умер. На погребение пришли христиане, язычники и иудеи. Церковь канонизировала Василия Великого, а 14 января во многих приходах — престольный праздник.

Святой Василий является покровителем свиноводства. В этот день на Руси было принято жертвовать церкви свинину и деньги, чтобы местное духовенство молилось святому о здоровье и упитанности свиней, увеличению их поголовья. Часть денег раздавалась нищим.

Коляда

В Васильев вечер и день (14 января) исполняли новогодние песни-колядки, поэтому этот праздничный день еще называют «Коляда». У славянских народов праздник связан с началом нового годового цикла. У западных славян Каляду символизировал огромный сноп, который ставили в доме. Если в новогодний праздник с колядками приходили, то обязательно нужно было одарить гостей чем-нибудь вкусным, мелкими денежками, недорогими вещами. Обязательно угощали свининой или свиным холодцом. До сих пор сохранились некоторые шуточные присказки колядующих, например: «Кишку да ножки в верхнее окошко». В колядках желали, чтобы в новом году все были счастливы и здоровы. Пели и «засевальные» песни, которые сопровождали обряд рассыпания зерна (пшеницы, овса, ржи и др.) у порога дома.

В некоторых губерниях к Васильеву вечеру относились с опаской. Боялись, что в это время ведьмы могут не только скот испортить, но и месяц на небе спрятать, чтобы в темноте проще было бесчинствовать. Вера в охранительные кресты, которые смолой (мелом) писали на дверях и воротах, до сих пор сохранилась в народной традиции. К интересным обрядам Васильева вечера можно отнести катание на кочерге или на палке, символизирующей кочергу. Хозяйка должна была трижды «объехать» дом, чтобы оградить его от всех неприятностей.

Гадания

Гаданиям в Васильев вечер народ доверял. Они считались самыми верными: «все сбудется, не минуется». Для многих гаданий заранее готовили «васильевский огарок», т.е. кусочек обожженной лучины. Для этого лучину зажигали печными углями и давали ей почти полностью прогореть. Затем от огня оставшейся части горящей лучины зажигали лампу или свечу и лучину тушили. Во время гадания огарком очерчивали себя одним или двумя охранительными кругами.

Было распространено и такое гадание. К столу подавали вареники с разными сюрпризами-символами: изюмом, монетками, бусинками, пуговицами и другими мелкими предметами. По ним гадали, что ожидает в новом году.

Как встретишь Новый год — так его и проведешь

В Васильев вечер люди поздравляют друг друга с праздником. Обязательно желают счастья, здоровья и благополучия. До революции в новогодних богослужениях были молитвы за здравие и благоденствие царя-батюшки и всего царствующего дома.

Садоводы в эту праздничную ночь должны были в сад выйти, чтобы яблони встряхнуть. Это сулило богатый урожай плодов. В Васильев вечер надевали новую одежду, чтобы весь год с обновками быть. Ели в эту ночь досыта, чтобы год голодным не был. И веселились, чтобы печаль и грусть на новый год не перешла: «Сосед к соседу шел на беседу». Но денег в этот день не одалживали, считалось, что тогда их целый год не будет хватать. Говорили: «Взаймы деньги давать — что волка накормить». Утром Васильевого дня (14 января) устраивались конные соревнования, на которых побеждал самый быстрый конь. К вечеру все празднество стихало.

Васильев вечер называли щедрым: «Ешь больше, проживешь дольше». Готовили для праздника много вкусной еды и столы накрывали по-праздничному. Тут были пироги с рыбой, мясом и сушеными грибами, ватрушки с творогом. А каких только рулетов не было! На стол ставили рыбу жареную, мясо тушеное и кутью. Ее называли «богатой, жирной кутьей, или жирнухой». К числу ритуальных блюд относилась и «васильева каша», символизирующая благополучие семьи. Ее подавали на завтрак Васильева дня. Во многих губерниях кашу обязательно варили до рассвета. Считалось, что «густая каша семьи не разгонит». Готовили ее с приговорами. Очень боялись того, что каша из горшка убежит. Еще хуже, если горшок треснет. Часть каши оставляли и бросали в воду «за здоровье». Существовал и обычай выбрасывать в прорубь невкусную или подгоревшую кашу, чтобы год не испортила.

Жареный поросенок

На Васильев день (ночь) на стол ставили целиком зажаренного поросенка, фаршированного крупой и украшенного бумажными цветами. Он назывался «кесаретский поросенок». Поросенка жарили целиком, подавали неразрезанным. Перед тем, как приступить к трапезе, хозяин трижды приподнимал блюдо с поросенком и произносил: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились». Жарили и колбасу, которую делали сами. Для этого свиные кишки набивали измельченными субпродуктами, смешанными с крупой. К столу выносили и запеченную свиную голову. Из свиных голов варили щи, которые сами ели и угощали гостей и соседей. До сих пор на Васильев вечер традиционно варят студень из свиных ножек. Все кости, оставшиеся после еды, нужно было отнести в свинарник. Это была жертва, которую приносили Василию Кесарийскому, покровителю свиноводства. А так как все боялись ведьм и чертей, которые в это время в свинарнике могли прятаться, то только самые смелые мужчины соглашались туда отправиться.

Рецепт жареного поросенка (с гречневой кашей). Сначала небольшого поросенка нужно выпотрошить, оставив голову и ножки. Потом обмыть водой, обсушить салфеткой и натереть солью или горчицей. Через час поросенка укладывают на противень так, чтобы он лег животом вниз с подогнутыми ножками. Его поливают растопленным маслом и ставят в горячую духовку. Как только кожа зарумянится, огонь уменьшают. Время от времени поливают поросенка выделяющимся соком. За это время варят рассыпчатую гречневую крупу. Ее смешивают с колечками поджаренного лука, нарезанными яйцами, сваренными вкрутую, и распаренными сухофруктами. Готового поросенка выкладывают на большое блюдо. Вокруг него кладут кашу. Эту праздничную еду можно дополнить квашеной капустой, зеленью и яблоками, которые запекают вместе с поросенком в течение последних 20 минут.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх