Игры по монтессори 6 лет. Чудодейственное влияние игр монтессори

Воспитание гармоничной личности начинается в раннем детстве - об этом слышали все. Но в связи с этим у родителей возникает самая большая проблема из всех существующих - проблема выбора. И для начала она касается методики обучения малыша. Несмотря на наличие достаточного количества разных приёмов и рекомендаций, наибольшей популярностью пользуются только некоторые из них. В частности, система раннего обучения по Марии Монтессори, которую можно воплотить в домашних условиях.

Суть методики Марии Монтессори

Мария Монтессори - врач, педагог, учёный и автор известной методики обучения детей. Она была первой женщиной в Италии, которая получила медицинский диплом и работала с умственно отсталыми детьми. Разработанная ею в самом начале ХХ века программа основывалась на идее самовоспитания ребёнка. И каково же было удивление её коллег, когда обучающиеся по её методике ребята с задержкой развития заняли первые места в предметных олимпиадах всего через год после начала занятий, показав более глубокие знания, чем их полноценные сверстники.

После такого успеха Монтессори заслужила мировое признание, а её систему начали применять и для обучения обычных детей.

Внедряя в жизнь метод Марии Монтессори, взрослым нужно понять, что малышу интересно, создать условия для наиболее полного развития и объяснить, каким образом карапуз может узнать больше. Занятия проводятся в специальных зонах (об их комплектации расскажем чуть позже), развивающих те или иные интеллектуально-эмоциональные составляющие личности.

Это интересно! Члены британской королевской семьи Генри и Уильям обучались по методике Монтессори. Также среди выдающихся «выпускников» системы: писатель Габриэль Гарсия Маркес, основатель поисковой системы Google Сергей Брин, идеолог концепции вики, создатель Wikipedia Джимми Уэйлс, а также основатель интернет-компании Amazon.com и владелец издательства The Washington Post Джефф Безос.

Составляющие и принципы системы

Мария Монтессори разработала 12 основных принципов, на которых основана вся система её обучения.

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.
  3. Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.
  4. Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
  5. Если с ребёнком честны - он учится справедливости.
  6. Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.
  7. Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.
  8. Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
  11. Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
  12. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

По Монтессори дети должны получать максимум знаний из практики

Воспитание по Монтессори предполагает занятия с детьми с рождения и вплоть до школьного возраста. Оно опирается на три основных составляющих.

Составляющие программы Монтессори - таблица

Составляющие методики Монтессори Описание
Ребёнок и его восприимчивость к обучению Нужно чётко понимать, какое восприятие ближе в том или ином возрасте.
  1. Речевой этап (от 0 до 6 лет).
  2. Сенсорный этап (от 0 до 5,5 лет).
  3. Установление и восприятие порядка (от 0 до 3 лет).
  4. Развитие мелкой моторики (от 1,5 до 5,5 лет).
  5. Освоение различных действий (от 1 до 4 лет)
  6. Этап социализации (от 2,5 до 6 лет).
Окружающая среда На каждом конкретном этапе развития малыша должны окружать понятные ему вещи. Задача взрослых - воплотить в жизнь эту доступность. Так, например, ребёнок быстрее научится самостоятельно одеваться, если рядом с его кроваткой будет невысокий стульчик, на который мама с вечера повесит одежду на завтра.
Учитель Кроха должен сам стать себе учителем. Роль взрослых в обучении по данной методике заключается в наблюдении. То есть посыл ребёнка не в том, чтобы родители сделали что-то за него или вместе с ним, а в том, чтобы они были готовы объяснить всё, что карапузу непонятно. Именно поэтому девиз методики Монтессори звучит так: «Помоги мне это сделать самому».

Сравнение с другими методиками развития: Зайцева, Никитиных, Домана, Лупан

Как уже отмечалось, в наши дни существует довольно много систем раннего обучения малышей. Их различия в основном касаются:

  • необходимого материала;
  • места для занятий;
  • роли взрослого.

Сравнение методик - таблица

Методика для сравнения Отличия
Зайцева Методика Зайцева предполагают игровую форму работы. Между тем система Монтессори - это не игра как таковая, то есть вам не придётся говорить: «А вот сейчас мы поиграем». Это обычная жизнь, но организованная по определённым правилам. Таким образом, и материала к занятиям нужно больше, чем набор кубиков и таблиц.
Глена Домана В методике Глена Домана обучение проходит с помощью карточек. В ней, в отличие от Монтессори и Зайцева, нет воздействия на осязание, а это чувство является ведущим источником восприятия у детей до 5 лет.
Никитиных Игры Никитиных близки к системе Монтессори, так как обе методики определяют родителя как старшего товарища, а не человека, раздающего указания и проверяющего их выполнение. Правда, никитинская система включает ещё и активное закаливание малышей, а вот ни Зайцев, ни Доман, ни Монтессори физическое развитие не затрагивают в таком контексте.
Сессиль Лупан Методика Сессиль Лупан, как и система Людмилы Даниловой, направлена на то, что в первый год жизни ребёнок должен познать как можно больше. Мария Монтессори, наоборот, предложила дозировать новое равными порциями, но малыш познаёт неизведанное постоянно.

Достоинства и недостатки системы

Преимуществами методики Монтессори педагоги-практики и родители с опытом называют:

  • самостоятельное развитие малыша (без руководства взрослого, а под его наблюдением);
  • индивидуальный темп личностного роста карапуза (все возрастные рамки для тех или иных видов активности даются приблизительно);
  • удобство формы (вам не придётся выделять специальное время для занятий, работа по системе - это и есть повседневная жизнь);
  • формирование у малыша таких важных качеств, как самодисциплина, организованность, рациональность и т. д.

К просчётам в методике Монтессори можно отнести:

  • недостаточное внимание к развитию творческой и эмоциональной составляющим личности, перегиб в сторону интеллекта, аналитического, логического мышления;
  • отсутствие сюжетно-ролевых игр, так как они, по мнению автора системы развития, отвлекают ребёнка;
  • упущение, связанное с соответствием задач темпераменту малыша (например, если ребёнок тихий, спокойный, то есть флегматик, то он не будет просить помощи у мамы, тем самым начнёт замыкаться в своих комплексах, вывести из которых не так-то просто);
  • несоответствие атмосферы, царящей дома в процессе работы по системе Монтессори, и традиционной школьной.

Компоненты, необходимые для организации обучения в домашних условиях

Весь процесс обучения построен на взаимодействии ребёнка с обучающим материалом. В его роли могут выступать самые разные предметы: специально приобретённые или сделанные игрушки, карточки, предметы домашнего обихода (баночки, щёточки, крышечки, лоскуты ткани и так далее), книги, геометрические фигуры, объёмные буквы и цифры, краски, пластилин и прочее.

Важным компонентом занятий по системе Монтесори являются музыкальные приветствия. Они позволяют к каждой фразе придумать несложные действия, которые малышу легко и интересно повторять. Это даёт возможность размять ручки и ножки, развивать память, внимательность и наблюдательность.

Методика Монтессори доступна для воплощения в домашних условиях. Весь необходимый игровой материал можно купить или сделать самостоятельно. А детские песенки легко найти и скачать в интернете. От родителей требуются лишь целеустремлённость и желание помочь своему чаду. И даже если в семье два ребёнка разного возраста, они могут выполнять разные упражнения, но из одной игровой зоны, при этом старший помогает младшему.

Как построить занятия дома?

Чтобы воплотить в жизнь подход Марии Монтессори, родители должны начать с создания подходящей атмосферы, то есть зонирования пространства. Эти зоны заполняются подходящим дидактическим материалом и помогают взрослым поддерживать порядок, а детям хорошо ориентироваться в «игрушках». Кстати, на основе зонирования по Монтессори построена работа в большинстве школ раннего интеллектуального развития ребёнка.

  1. Зона практики. Здесь дети получают элементарные бытовые навыки. В разном возрасте сюда помещают щётки, совки для подметания полов (для годовалого помощника), различные шнуровки, пуговицы для развития моторики (для двухлеток), наборы для чистки обуви, стирки или даже полировки (для детишек старше 3 лет).
  2. Зона восприятия. Все её элементы отличаются формой, цветом, весом и размерами (бутылочки, баночки, кружки, крышки). В этом уголке ребёнок тренирует моторику, тактильные ощущения, а также память и все виды внимания.
  3. Зона математики. Все предметы тут связаны с математикой и призваны совершенствовать навыки абстрактного мышления, а также воспитывать терпение и усидчивость. Материалам могут служить наборы счётных палочек, наборы объёмных геометрических фигур и т. д.
  4. Зона языка - всё, что нужно для обучения чтению и письму. Объёмные буквы, кубики, прописи, азбуки.
  5. Зона космоса знакомит с окружающим миром, а именно с загадками природы, явлениями погоды, культурой разных стран мира. В качестве материала можно использовать фигурки животных, карты, ракушки, камешки, книги и прочее.

Эти 5 зон на самом деле свободно располагаются в одной небольшой комнате. Главное, чтобы всё их содержание было упорядочено и доступно для ребёнка.

«Уроки» по системе Монтессори нельзя вписать в конкретные временные рамки: малыш должен заниматься тогда, когда у него есть желание. Например, после обеда в субботу вы начинаете уборку в квартире. Карапуз в это время идёт в свой уголок практики и, взяв щётку, помогает вам. Вот и методика в действии!

Многие родители задаются вопросом: как часто нужно менять вид деятельности? Методисты не отвечают на него однозначно. Всё дело в том, что каждый ребёнок индивидуален, то есть мамы и папы чувствуют, когда карапузу надоело заниматься, например, с шумовым мешочком и пора переходить к работе с кубиками. Только важное условие: начинать новую работу можно только после того, как закончена предыдущая и весь инвентарь водворён на место . Нужно учитывать и тот момент, что для некоторых видов деятельности малышу нужен компаньон, к примеру, для игры в лото. Так что принцип невмешательства родителя не касается совместных игр.

Задача взрослого - не помогать, а наблюдать за тем, что делают дети с тем или иным материалом

Занятия по этой развивающей методике не предполагают каких-то специальных игрушек или пособий. Принципы Марии Монтессори касаются в большей степени организационных моментов, а не содержательных. Тем не менее есть много вариантов создания обучающего инвентаря своими руками. Он различается не только по способу изготовления, но и по возрасту, в котором целесообразно его использовать.

Занятия с малышами до 1 года

Принцип выбора игрушек для карапузов в этом возрасте - чем больше сенсорных ощущений, тем лучше. В общем, подойдёт всё, что:

  • шуршит;
  • шумит;
  • видоизменяется.

Для игры используют:

  • наполненные мешочки для тренировки зрения и тактильных ощущений (для них берём ткань разной фактуры, гладкую или с рисунком, а для наполнителя - крупы, фасоль, пенопласт, маленькие камушки);
  • непустые плотно закрытые флаконы, коробочки и баночки для тренировки слуховых ощущений (в них насыпаем песок, гранулы, гальку и т. д.);
  • бусины, фасоль, макароны - только под присмотром взрослых!

Малышу до года интересны свойства предметов, а вот результат не имеет особого значения, поэтому и игры заключаются в:

  • протягивании предмета карапузу (для тренировки пальцевого захвата);
  • назывании того, что в руках (для развития памяти);
  • перекладывании из одной руки малыша в другую.

Эти действия могут сопровождаться детскими песнями или стихами (как в исполнении родителей, так и в аудиозаписи).

Развивающие монтессори-игрушки своими руками для детей до 1 года - видео

Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет

На этом этапе мы не только тренируем моторику пальцев, но и продолжаем развивать сенсорное восприятие, а также даём элементарные представления о порядке.

Материалы и содержание игр

Начиная с 1 года малыш уже может концентрировать своё внимание, активно подражает взрослым и сверстникам, понимает, что какие-то его действия приводят к тому или иному результату. Начинается возраст, когда ребёнку необходимо давать возможность оставаться одному. Но только при условии абсолютной безопасности игрушек, с которыми он играет. Вот несколько полезных игр.

  1. «Секретный сундучок». В большую коробку складываем ненужные флаконы, баночки, коробочки. Важное условие: все они должны закрываться крышками. В каждый предмет положите что-то мелкое (от фасоли до игрушек из «Киндер-сюрприза»). Раскручивая эти ёмкости, ребёнок не только удовлетворит любопытство, но и активно будет развивать мелкую моторику пальчиков.
  2. «Кормилец». Берём пластиковую игрушку (желательно старую, чтоб было не жалко), прорезаем ей рот и предлагаем карапузу покормить тренажёр фасолью, горохом, или бусинами. За счёт того, что мелкий предмет сложно взять пальцами, а тем более просунуть в маленький рот, малыш будет тренировать моторику, глазомер и терпение.
  3. «Волшебный тазик» или любимая игрушка для ребёнка 9–15 месяцев. В относительно глубокую и широкую миску ли таз насыпаем крупы, макароны. Небольшие предметы (каштаны, ракушки, игрушки) «закапываем» в этом содержимом. Задача крохи найти спрятанное. Родители сперва показывают сами, а потом уже позволяют ему играть самому, но под присмотром.

    Кстати, от этой игрушки не стоит отказываться и в более взрослом возрасте: достаточно усложнить задание, например, отыскать все красные предметы или все синие.

  4. «Пересыпака» (игра с крупами) точно увлечёт малыша. Из одной мисочки карапуз должен пересыпать ложкой содержимое в другую. Если есть детская мельница, то засыпание крупы станет ещё занимательнее.
  5. «Пополняем копилку». Берём копилку или банку, сделав в ней прорезь чуть меньше размера монеток или шариков, желудей и т. д. Карапуз должен приложить усилия, чтобы просунуть предмет в баночку. Для усложнения делаем несколько прорезей под разными углами.
  6. «Портной». Детки в 1,5 года обычно довольно быстро учатся резать ножницами. Правда, показывать им нужно на обеих руках - так они быстрее понимают принцип. Игра может быть такой: взрослый держит полосочку бумаги, а карапуз разрезает её. Детишек очень увлекает процесс деления на части неделимого целого. Разнообразить занятие можно двумя кусочками ткани, на одной части которой пуговицы разного размера и фактуры, а на другой - петли, также различающиеся по размеру. Малыши с удовольствием расстёгивают-застёгивают такие тренажёры.
  7. «Лепка». В этом возрасте ребёнка пора знакомить с пластилином: крутить шарики, скатывать колбаски. Что касается непосредственно создания фигурок, то их обязательно нужно лепить с образца (например, картинок, игрушек, чтобы маленький ученик видел конечный результат), украшая и дополняя подручными средствами (спичками, листиками, желудями и другим).
  8. «Водяной». На широком подносе выставляем разные ёмкости. Малыш должен переливать жидкость из одной в другую, можно через воронку. Также можно окунать в воду небольшие кусочки губки для мытья посуды, а затем отжимать их, доставать «со дна морского» камешки, ракушки или бусины.
  9. «Художник». Распечатываем шаблон рисунка, готовим клей и кусочки цветной бумаги. Намазывайте клеем участки, куда нужно определить тот или иной кусочек цветной отделки. Сперва покажите сами, а затем пусть попробует ребёнок.

Существуют также известные монтессори-игрушки для развития малыша. В этом возрасте подойдут шнуровки (например, в виде ботинка из картона с дырочками для продевания шнурка или сапожка на молнии), «Красная штанга» для создания представления о величине, «Розовая башня» для понимания сути «большой», «маленький», «самый большой», «самый маленький» и «Коричневая лестница», чтобы малыш понял, что значит «тонкий», «толстый», «самый тонкий», «самый толстый».

Деревянные монтессори-игрушки для развития малыша - фотогалерея

С помощью Розовой башни ребёнок быстро усвоит понятия «большой» и «маленький» С помощью Красной штанги ребёнок быстро усвоит понятия «длинный» и «короткий» С помощью Коричневой лестницы ребёнок быстро усвоит понятия «толстый» и «тонкий»
Шнуровка хорошо развивает мелкую моторику рук ребёнка

Игротека для ребёнка от 2 до 3 лет

Роль взрослого всё больше и больше переходит в наблюдательную позицию. В этом возрасте дети уже понимают, что для достижения какого-то результата нужно чему-то научиться. Этот процесс их неимоверно захватывает.

  1. «Конструктор». Только не покупной «лего». Используйте камушки, кусочки ткани, солому, верёвочки, брусочки из дерева, ракушки. Задача взрослого: предоставить материалы в распоряжение малыша и… наблюдать. А карапуз сам найдёт способ их скомбинировать.
  2. «Пазлы». Берём старые открытки и разрезаем на 2, 3, 4 (в зависимости от возраста) части. Показываем, как можно сложить картинку. Дети с удовольствием подхватывают это занятие.
  3. «Сортировщик». Постепенно приучайте малыша, что, например, шнурочки для связывания картинок лежат в синей коробке, а фасоль для кормления животных - в красной. Так ребёнок будет привыкать группировать предметы по цвету, размеру, способу действия, количеству и т. д.

Можно привлекать деревянные игрушки: «Геометрические фигуры», «Коробка с веретёнами» (коробочка, разделённая на секции для заполнения деревянными палочками, применяется для обучения счёту).

Игры для ребёнка 2–3 лет - фотогалерея

Совместные занятия родителей и детей от 1 года до 3 лет по системе Монтессори - видео

Метод Монтессори для обучения детей от 3 до 6 лет

Работа в этом возрасте по форме отличается от предыдущих этапов, делая ребёнка полноправным членом семьи, который выполняет те же обязанности и имеет такие же права, как и другие родственники.

После 3 лет интерес к практической стороне жизни у вашего чада уже не столь велик. Зато в этот период можно развивать усидчивость и усложнять усвоенные ранее навыки, такие как:

  • уход за собой (не просто почистить зубы, а помыть и убрать щётку, участвовать в приготовлении завтрака, мыть посуду, если не всю, то хотя бы чашку);
  • уборка в доме (к подметанию можно добавлять мытьё полов, вытирание пыли);
  • чистка коврика за домашним питомцем и уход за комнатными растениями.

Интерес к упражнениям на развитие сенсорного восприятия у детей в 4–5 лет снижается. Однако в этом возрасте малыши с удовольствием играют с кинетическим песком (обычный песок можно окрасить раствором с пищевым красителем). Занятия могут включать:

  • смешивание разных оттенков;
  • создание рисунков на стекле;
  • выстраивание песочных зданий, сравнение их по размеру и цвету и т. д.

Вместо шумовых мешочков к работе можно подключать настоящие музыкальные инструменты (чем разнообразнее, тем лучше, если, конечно, у родителей нервы крепкие).

Также пришло время показывать малышу, как можно концентрироваться на каком-то одном качестве предмета. Например, понюхайте мандарин, закрыв глаза, то есть сделайте основными источниками восприятия обоняние и осязание, исключив зрение. Постепенно кроха научится сосредотачиваться на 1–2 свойствах, разделяя их на важные и второстепенные.

В 4–5 лет малыш начинает проявлять особый интерес к письму. В качестве упражнений для тренировки этого навыка можно использовать:

  • печатные штриховки;
  • письмо на манке или песке пальцем;
  • написание букв мелом на доске;
  • составление слов из букв на кубиках или магнитах;
  • освоение прописей.

Важный этап речевого развития - обучение чтению. Методика предполагает:

  • игры на идентификацию звука (например, угадай, о чём речь: это что-то, что находится в комнате и начинается на «С»);
  • шкатулка с мелкими предметами, которые подписаны (важный момент: буквы в словах должны читаться так же, как они пишутся);
  • занятия с карточками, на которых написаны слова-названия предметов окружающего мира, где названия букв по произношению совпадает с написанием;
  • чтение самодельных или покупных книжек с большими картинками и 1–2 сопроводительными предложениями.

А вот интерес к математике в 4 года, наоборот, существенно повышается. Упражнения по системе Монтессори предполагают использование материалов из сенсорного блока. Нужно направлять работу на совмещение зрительного образа цифры с названием. Например, если нужно добиться от карапуза запоминания, что 2+2=4, то имеет смысл предложить совместить нужное количество бусин, монеток с цифрой, написанной на карточке.

Начиная с 5–6 лет, малыш хочет детально узнать, как выглядит окружающий его мир. Так что играйте в лото, где фишками являются картинки с представителями флоры и фауны, читайте занимательные факты о животных, странах и народах.

Давайте ребёнку рисовать, причём не нужно вмешиваться в процесс. А также создавать аппликации, делать гербарии. К работе можно подключать пластилин, полимерную глину. Главное, чтобы юному творцу понравилось выполнять различные манипуляции с материалом для творчества.

Творческое развитие в 3–6 лет - фотогалерея

Магнитные буквы помогут выучить алфавит Рисование пальцем на песке поможет и дальше развивать тактильные ощущения Рисование на доске пробудит интерес ребёнка к письму Совместное чтение научит малыша любить книги С 4 лет возрастает интерес к цифрам, что расширяет возможности для игр Дети в процессе игры сами комбинируют разные материалы для игр

Видео: примеры занятий с детьми от 3 до 6 лет по методике Монтессори

Методика Марии Монтессори вписывается в любую систему семейных отношений и носит практический характер. Ребёнка не нужно заставлять что-то делать: стоит только увидеть, чем он занимается, и направить энергию в нужное русло. А проявив немного фантазии и подключив советы из интернет-сообществ, можно сделать материальную базу для занятий ничуть не хуже, чем в специализированных группах развивающих школ. Главное, чтобы родителям было интересно - тогда и малыш загорится процессом познания нового через практику.

Рассказываем, как провести игры по методике Монтессори дома.

Все пространство монтессори-класса посвящено развитию сенсорного опыта. В первую очередь ребенку предлагают найти пары предметов, отличающиеся только по одному признаку, например высоте, длине или толщине. В других упражнениях он должен найти пары одинаковых предметов по весу, запаху, вкусу, температуре или издаваемому звуку. Позже ребенка просят по порядку организовать группу предметов на основе одного признака: например, по длине, высоте, оттенку цвета, форме и т.д.

Дети считают эти игры и загадки интересными, потому что они сложные именно настолько, чтобы разумно их стимулировать. Они также учат названия предметов — от геометрических форм до растений и животных.

Сегодня вас ждут 6 игр на определение цвета, формы и размера предметов, а также 4 занятия для развития тактильной чувствительности.

Занятия, которые мы предлагаем здесь, проще тех, которые практикуют в монтессори-школах, но основаны на тех же принципах. Многие предметы для них можно сделать самостоятельно, а возможно, они уже есть среди игрушек вашего малыша.

Сортировка предметов (2-5 лет)

Сортировка предметов по форме, цвету или другим физическим характеристикам — замечательное занятие, побуждающее детей внимательно рассматривать предметы и делать логический выбор. Нужны несколько наборов предметов, различающихся по форме, цвету и размеру. Будьте осторожны с мелкими объектами: маленький ребенок может их проглотить либо засунуть в нос или уши.

Хороший вариант — сортировка пуговиц. Купите или найдите дома несколько наборов из четырех и более одинаковых пуговиц. Смешайте их в большой миске, затем покажите ребенку, как можно выбрать одну пуговицу, отложить ее в миску поменьше и выбрать из большой миски все такие же.

Башня из кубиков (1,5-3 года)

Очень хорошее занятие для развития сенсорного опыта у детей — работа с деревянными кубиками разного размера. В монтессори-школах используются наборы под названием «Розовая башня». Можно купить набор деревянных кубиков, которые вставляются друг в друга по принципу матрешки и из которых тоже можно построить башню.

Пирамидка (2-4 года)

Есть много разновидностей этой игрушки, но обычно она состоит из основания с одним или несколькими стержнями и набора элементов. Задача ребенка — найти одинаковые элементы: например, квадраты, восьмиугольники и круги. Затем он должен отыскать самый большой элемент этой группы, надеть его на стержень и продолжить собирать пирамидку, пока она не будет готова. Если ребенок перепутает элементы местами, то сможет сам заметить ошибку: крупные детали будут выдаваться над более мелкими.

Простые пазлы (2-5 лет)

Выбирайте деревянные пазлы с привлекательными картинками. Избегайте картонных и тех, в которых элементы не подходят по размеру к рамке. Если ребенку еще не исполнилось 4 лет, выберите пазлы, где у каждого элемента есть ручка для держания.

Совмещение разноцветных табличек (3-5 лет)

В монтессори-школах используются готовые наборы разноцветных деревянных табличек, при помощи которых дети учатся различать основные цвета, тона и оттенки, а также узнают их названия. Таблички можно сделать самостоятельно.

Из табличек можно создать три отдельных набора цветов. В наборе элементы должны быть одного размера и отличаться только цветом.

Малышам можно начать с набора, содержащего 6 табличек трех цветов: по две желтые, красные и синие. Попросите ребенка совместить парные таблички и выучите с ним названия 3 основных цветов.

Когда ребенок освоит это задание, подготовьте набор табличек из 11 пар основных цветов и тонов: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, черный и белый. Предложите найти парные таблички и назвать цвета.

Чтобы усложнить задачу, создайте третий набор табличек, состоящий из 7 оттенков каждого из 9 цветов (желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый). Предложите ребенку расположить их по порядку от самого светлого до самого темного. Когда все таблички будут аккуратно выложены на подносе, у вас получится красивая демонстрация разных цветов.

Есть также много игр с такими табличками. Например, попросите ребенка найти табличку цвета, который ближе всего к цвету какого-то предмета в комнате. Еще один вариант: покажите ребенку табличку из третьего набора цветов и попросите его по памяти найти табличку с цветом, который на один тон светлее или темнее показанного вами.

Третий вариант — научить создавать более светлые или темные оттенки, добавляя белую или черную краску в основной цвет. Начав с основного цвета и понемногу добавляя белую краску, ребенок может создать набор оттенков от темного к светлому, похожий на набор из деревянных табличек.

Игра на внимание (3-5 лет)

Эта игра (ее еще называют мемори) поможет ребенку развить зрительную память и навыки узнавания. Ее можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Нужно вырезать из тонкого картона 16 карточек размером со стандартную игральную карту. Нарисуйте или вырежьте два одинаковых набора из 8 разных геометрических форм. Можно использовать картинки с изображениями животных. На каждую карточку приклейте геометрическую фигуру или картинку. В результате у вас должен получиться набор из 16 карточек одного размера, состоящих из 8 пар с разными геометрическими фигурами или картинками.

Чтобы начать игру, перемешайте карточки и разложите их картинками вниз в форме квадрата. Первый игрок одновременно переворачивает 2 карточки. Если картинки на них совпадают, игрок забирает обе себе. Если нет, игрок переворачивает их картинками вниз. Каждый старается запомнить, где располагается какая карта, чтобы при следующем ходе перевернуть совпадающие карточки. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не совпадут.

Когда ребенок освоит игру, можно менять наборы карточек и усложнить задачу, добавив дополнительные пары карточек и не раскладывая их по рядам.

Выбор предметов с одинаковой текстурой (2-5 лет)

Эта игра подходит для развития тактильных ощущений. Вам понадобится набор деревянных квадратов или кругов, одна из поверхностей которых имеет отличающуюся текстуру. Создать ее можно, если нанести тонкий слой клея и приладить кусочек ткани, липучку, семена, песок или что-то еще. Предметы должны быть парными — чтобы текстура поверхности двух кругов или квадратов была одинаковой на ощупь. Если же их перевернуть, все они должны выглядеть одинаково.

Предложите ребенку с закрытыми или завязанными глазами «увидеть» предметы кончиками пальцев и найти парные. При переворачивании предметов ребенок сможет наглядно убедиться, насколько верным был его выбор.

Выбор одинаковых лоскутков (2-5 лет)

Еще один вариант упражнения — корзина с лоскутками разных видов тканей: шелк, шерсть, хлопок, твид и т.д.

Подготовьте парные лоскутки каждого вида. Попросите ребенка с закрытыми или завязанными глазами найти пары, одинаковые на ощупь, и положить их вместе на стол. Когда ребенок откроет глаза, он сможет увидеть, правильно ли он выбрал.

Дощечки с наждачной бумагой (3-5 лет)

Для этого упражнения нужен набор из 6 пар деревянных дощечек, на одну из поверхностей которых приклеена наждачная бумага с разной зернистостью. Задача — с закрытыми глазами на ощупь найти дощечки с одинаковой поверхностью. Когда ребенок соберет пары дощечек, то может перевернуть их и проверить правильность своего выбора. Парные дощечки выглядят одинаково.

«Волшебный мешочек» (3-6 лет)

Это одна из любимых детских игр . Обычно для нее нужен простой матерчатый мешочек или коробка с дыркой, куда ребенок может засунуть руку и пощупать предмет, который он не видит. Потребуется набор небольших предметов, хорошо знакомых малышу. Попросите его закрыть глаза и положите любой предмет в сумку или коробку. Пусть он на ощупь узнает, что это. Если он угадает, поменяйтесь ролями. Для детей постарше игру можно усложнить, используя, например, шишки, ракушки или геометрические фигуры.

Комментировать статью "10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага"

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Детские сады и центры развития ребенка, работающие по системе Монтессори, привлекают родителей тем, как здесь общаются с детьми, и не в последнюю очередь - Монтессори -материалами.

Монтессори. Учебные материалы и пособия. Монтессори. По работе сейчас изучаю эту методику. Вам дали дельный совет, про книжки, купите пару книжек, там написано, какие игры и т.д. Про то что материал дорог это реально так, конечно многое есть и дома, но надо...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Но ведь ребенок и в семье воспитывается. Семья. Беременность. Вы читали биографию Марии Монтессори?!выдержка:"В 1898 году у Монтессоpи pодился сын.

Монтессори. Образование. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие И все эти пособия, игры и игрушки у нас шли на ура:) Моей по-крайней мере, оч.нравилось, да и мне тоже.

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Когда ребенок освоит игру, можно менять наборы карточек и усложнить задачу, добавив дополнительные пары карточек и не Дома тоже делаю похожие материалы - интересно как ребенок развивается.

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Выбор одинаковых лоскутков (2–5 лет). Дощечки с наждачной бумагой (3–5 лет). В других упражнениях он должен найти пары одинаковых предметов по весу, запаху, вкусу, температуре...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Это будет игра такая же, как и с другими кубиками, если не объяснять ничего и ге помогать.

против Монтессори. Методики раннего развития. (М. Монтессори, Помоги мне сделать это самому.). Но Тюленев и его последователи оказались в состоянии подступиться к ребенку и к возрасту трех лет его воспитанники уже печатают на пишущих машинках, ведут дневники: то...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Еще один вариант упражнения - корзина с лоскутками разных видов тканей: шелк, шерсть, хлопок, твид и т.д. Второй из игр, которые Никитин предлагает для самых маленьких, является "Рамки и...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Может подскажите, раз у вас такой большой опыт в сортировке игрушек.

Нам методика Монтессори очень нравится! Мы правда сами дома по ней занимаемся, и пособия у нас самодельные, но то что моим детям У Никитиных, как они сами писали, много игр вдохновлено именно Монтессори. Сейчас ее методики переработаны, в них есть много...

Материалы Монтессори своими руками. Часто мамочки спрашивают чем заняться со своими малышами - покупные игры и игрушки надоели, а многие развивающие игры слишком дорого стоят.

Подскажите, пожалуйста, адрес интернет-магазина, где можно купить игры Монтессори с доставкой по России. А то в нашем мааааленьком городке продавцы игрушек удивленно спрашивают что это такое. :)) Заранее спасибо.

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Выбор одинаковых лоскутков (2–5 лет). Дощечки с наждачной бумагой (3–5 лет). «Волшебный мешочек » (3–6 лет). Детские сады и центры развития ребенка, работающие по системе Монтессори...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. « Волшебный мешочек » (3–6 лет). Это одна из любимых. Обычно для нее нужен простой матерчатый мешочек или коробка с дыркой, куда ребенок может засунуть руку и пощупать предмет...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. идет набор в группу монтессори в государственном саду. Почему -то автор статьи скрывает имена российских авторов методик раннего развития и ничего не говорит об их результатах...

Игры Монтесори. Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Кто-нибудь пробовал заниматься по Монтессори? Если да, где вы эти игры покупали?

Игры Зайцева, Монтессори можно купить в магазине, который расположен рядом с м. Павелецкая-кольцевая. Адрес: ул. Новокузнецкая, д. 32, стр. 2, 2 этаж. Часы работы: 10.00 - 18.00, выходной - воскресенье.

Где в Москве можно приобрести игры по Монтессори или вообще развивающие игры для ребенка дошкольного возраста. Но мы живем не в Москве, а будем проездом в конце месяца. А если заказать на какое-то число доставят ли игры в Королев?

Известный итальянский педагог Мария Монтессори разработала уникальную работы с детьми с целью максимального развития их способностей. Обучение по этой методике происходит во время игры. Но самое ценное, что можно изготовить игровые пособия Монтессори своими руками.

Перед Вами продолжение идей для практических занятий дома по методу Монтессори.

Перед Вами очередной выпуск идей для практических занятий дома по методу Марии Монтессори.

1. Учимся пользоваться отверткой.

Описание - покажите малышу, как можно закручивать шурупы при помощи специальной отвертки.

Необходимые материалы: доска МДФ, шурупы, отвертка.

2. Учимся заплетать косичку.

Описание - покажите малышу, как можно плести косичку из веревки.

Необходимые материалы: Доска МДФ с просверленными отверстием, кусочек картона, веревка. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.

3. Учимся стричь ногти при помощи ногтегрызки.

Описание - покажите малышу на примере рук, сделанных из картона, как нужно стричь ногти при помощи ногтегрызки.

Необходимые материалы: 2 руки, нарисованные и сделанные из картона, ногтегрызка.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.

4. Учимся наливать воду при помощи воронки.

Описание - покажите малышу, как можно при помощи воронки наливать воду в узкое горлышко банок и не разливать.

Необходимые материалы: воронка, стеклянные банки, губка, чтобы стирать разливы.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

5. Учимся зачерпывать половником.

Описание - покажите малышу, как можно при помощи половника зачерпывать нут (или аналогичные бобовые) и переносить в пустую тару.

Необходимые материалы: 2 тары, половник, нут или аналогичные бобовые (через какое-то время, когда малыш научится аккуратно переносить крупные бобовые из одной тары в другую, можно их заменить на более мелкие бобовые, как например, чечевица или крупы – гречка, рис, ”наивысший пилотаж» научить малыша аккуратно переносить манку, кукурузу или аналогичные сыпучие крупы и не просыпать:)).

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

Описание - покажите малышу, как можно просовывать веревку через отверстия в фигурках животных.

Необходимые материалы: шнуровки с животными.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Подготовка к шитью реальной иглой.

7. Учимся наливать в узкое горлышко при помощи воронки.

Описание — покажите малышу, как можно наливать в бутылочки с узким горлышком при помощи воронки.

Необходимые материалы: воронка, емкость с водой, бутылки с узким горлышком, губка

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

Описание - возьмите несколько бутылок и налейте в них разное количество воды, а теперь предложите малышу постучать по ним с помощью ложки.

Необходимые материалы: бутылки, ложка.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 8 месяцев. Кроме того, как вариант можно взять разные бутылки по объему, банки, склянки, в общем, все что может громко звучать, если бить по нему, и устроить музыкальный концерт дома.

Описание - налейте в миску немного мыльной воды и покажите малышу, как можно весело взболтать ее венчиком.

Необходимые материалы: венчик, большая миска, кувшин, губка или полотенце, чтобы быстро убрать разливы, мыльная вода.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

10. Учимся пользоваться китайскими палочками.

Описание - покажите малышу, как можно взять мягкий помпончик китайскими палочками и перенести его из одной миски в другую.

Необходимые материалы: две миски, китайские палочки для еды и несколько разноцветных помпонов.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.

11. Играем в рамки-вкладыши (знакомимся с понятием целого и части).

Описание - покажите малышу, как можно собирать такие пазлы. Главное, обратить внимание малыша на различные геометрические формы такого пазла, их цвета, кроме того, малыш должен понять, что одна и та же фигура может состоять из нескольких частей.

Необходимые материалы: пазлы (У меня Plantoys).

Что это дает? Тренировка пальцев рук и глаз, координация движений, ловкость пальцев рук. Умение распознавать различные формы и объекты.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

12. Учимся забивать гвозди.

Описание - покажите малышу, как можно прибивать деревянные формы гвоздями.

Необходимые материалы: набор строителя.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.

13. Учимся переносить мелкие предметы с помощью зажима.

Описание - покажите малышу, как можно с помощью зажима брать стекляные пуговицы и раскладывать их по маленьким ячейкам.

Необходимые материалы: стеклянные бусы или другие мелкие предметы, зажим, лоток с небольшими отверстиями (я взяла у мужа из-под каких-то инструментов).

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.

14. Учимся открывать и закрывать замки.

Описание - покажите малышу, как можно открывать и закрывать замки. Необходимые материалы: замки разного размера с ключами.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.

15. Тренируемся просовывать разноцветные палочки через небольшое отверстие в банке.

Описание - покажите малышу, как можно просовывать палочки через небольшое отверстие в крышке банки.

Необходимые материалы: разноцветные палочки и банка с небольшое отверстием.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года. Примечание – есть и другие варианты этой полезной игры, можно предложить малышу просовывать маленькие счетные палочки в горлышко пластиковой бутылки, грецкие орехи или шарики от настольного тенниса в большую 5-литровую бутылку, можно также сделать в банке прямоугольное отверстие и засовывать в него разноцветные пуговицы. В общем, вариантов масса, все зависит от Вашей фантазии.

16. Тренируемся засовывать монеты в копилку.

Описание - покажите малышу, как можно опускать монеты через отверстие в копилке, обращайте внимание, что Вы берете монету двумя пальцами, а не всей рукой.

Необходимые материалы: монеты и копилка (желательно,чтобы копилку было не просто разбить.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года.

17. Тренируемся сортировать бусинки по цвету.

Описание - покажите малышу, как можно брать зажимом разноцветные бусинки и раскладывать их по цвету в отдельные контейнеры.

Необходимые материалы: лоток (у меня из-под акварельных красок), разноцветные бусинки и зажим.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

18. Учимся сортировать пуговицы по форме.

Описание - покажите малышу, как можно сортировать пуговицы по их форме.

Необходимые материалы: лоток и пуговицы различной формы.

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.

Перед Вами продолжение идей для практических занятий дома по методу раннего развития Марии Монтессори.

19. Приобретаем навык откручивания и закручивания.

Описание - покажите малышу, как можно откручивать и прикручивать трубы к друг другу Необходимые материалы: пластиковых трубы (их можно купить в строительном магазине).

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.

Примечание. Вместо пластиковых труб можно использовать и обычные пластиковые бутылки и предложить малышу откручивать и закручивать их крышки.

20. Тренируемся держать китайские палочки в руке.

Описание — покажите малышу, как можно переносить мелкие предметы из одной емкости в другую при помощи китайских палочек.

Необходимые материалы: 2 миски, китайские палочки для еды, губка (я ее изрезала на мелкие кусочки).

Что это дает? Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания.

Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.

21. Учимся сервировать стол по-европейски.

Описание - покажите малышу, как нужно сервировать стол по-европейски, где должны лежать вилка, ложка, ножик, тарелка, салфетка.

Необходимые материалы: подставка, ложка, ножик, вилка, тарелка, салфетка.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.

22. Учимся сервировать стол по-китайски.

Описание - покажите малышу, как нужно сервировать стол по-китайски, где должны лежать палочки, тарелка, салфетка, ложка.

Необходимые материалы: подставка, ложка, китайские палочки для еды, тарелка, салфетка.

Что это дает? Тренировка координации движений. Прививание этикета.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.

23. Учимся сортировать столовые приборы.

Описание - покажите малышу, как можно сортировать столовые приборы, где должны лежать ложки, вилки, ножики, палочки и т.д.

Необходимые материалы: пластиковые ложки, ножи, вилки, деревянные палочки для еды, лоток для приборов.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

24. Учимся сортировать и складывать носки.

Описание - покажите малышу, как найти пару для носков по цвету, как их нужно складывать. Необходимые материалы: разноцветные носки, пластиковый лоток.

Что это дает? Тренировка двигательных навыков, координация глаз и рук, умение сортировать предметы.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

26. Учимся набирать и пересыпать большой ложкой.

Необходимые материалы: 2 миски, большая ложка, большие бобы (макароны или аналогичные бобовые).

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

27. Учимся набирать и пересыпать маленькой ложкой.

Описание - покажите малышу, как можно зачерпывать бобы большой ложкой и пересыпать их в другую емкость.

Необходимые материалы: 2 миски, маленькая ложка, большие бобы (макароны или аналогичные бобовые).

Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 2 месяцев.

28. Учимся открывать и закрывать банки

Описание — покажите малышу, как можно отвинчивать крышку из-под банки и как завинчивать.

Необходимые материалы: несколько банок из толстого стекла (у меня из-под кофе и соли).

Что это дает? Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 7 месяцев.

Кстати, для большего интереса малыша к развитию этого навыка можно положить в банку маленькую игрушку и предложить ее открыть, а потом переложить в другую банку и закрыть.

29. Учимся складывать салфетки

Описание - покажите малышу, как можно складывать салфетки при этом попробуйте показать несколько способов складывания, обращайте его внимание на форму салфетки. Сложите ее в виде треугольника, прямоугольника, квадрата и т.д. Необходимые материалы: салфетка (полотенце).

Что это дает? Тренировка пальцев рук.

Возраст - в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

Примечание - выберите какую-нибудь красивую салфетку, можно с изображением животных, чтобы заинтересовать малыша.

30. Играем на музыкальных инструментах.

Описание - покажите малышу, как можно играть на простых музыкальных инструментах. Необходимые материалы: любые простые музыкальные инструменты.

Что это дает? Тренировка пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, знакомство с музыкальными инструментами.

Возраст - в эту игру мы играем приблизительно с 6 месяцев.

Примечание - обратите внимание малыша, как можно играть на музыкальных инструментах, например, в бубен можно стучать двумя способами, одной рукой держать его, а второй стучать по нему или просто трясти в одной руке. Тоже самое с маракасами - можно бить ими по ладошке или тоже трясти. Дудочка - очень полезный музыкальный инструмент для развития дыхательных навыков, кроме того, для самых маленьких подойдут и простые погремушки. Не останавливайтесь на самых простых музыкальных инструментах, сейчас в магазине детских игрушек можно купить и маленькое детское пианино, и гитару и другие инструменты.

31. Учимся рисовать с помощью губок для рисования

Описание - вылейте краски в небольшие емкости и предложите малышу, взяв губку, макнуть ее в краску, а потом оставить след на листке бумаги. При этом называйте малышу название фигуры и ее цвет. Например, макнем мишку в желтую краску. Будет желтый мишка.

Необходимые материалы: губки (их можно купить или вырезать самим), краски, бумага.

Что это дает? Тренировка пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, а главное, малыш с помощью таких материалов выявляет связь между предметом и его цветом.

Возраст - в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.

Описание - дайте малышу множество разноцветных карандашей и фломастеров и предложите свободу действия.

Необходимые материалы: цветные карандаши, фломастеры, мелки, бумага.

Что это дает? Развитие самовыражения и творчества.

Возраст - в эту игру мы играем приблизительно с 8 месяцев.

Примечание. Кстати, не ограничивайтесь стандартным листком бумаги, развивайте нестандартность мысли малыша, предложите ему порисовать на ватмане, листках А3 и других. Малыш должен привыкнуть с самого малого возраста, что картины, которые он рисует, бывают разных размеров. Вы же не хотите, чтобы Ваш малыш мыслил стандартно…

33. Рисуем на мольберте


Описание — предложите малышу нарисовать картину красками на мольберте.

Необходимые материалы: бумага, краски, кисти, мольберт, стаканчик для воды, тряпочка.

Что это дает? Развитие самовыражения и творчества.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.

34. Учимся резать ножницами

Описание — покажите малышу, как можно резать бумагу с помощью ножниц.

Необходимые материалы: ножницы с тупым концом, разноцветная бумага.

Что это дает? Тренировка двигательных навыков, координация глаз и рук

Возраст — в эту игру можно пробовать играть приблизительно с 2 лет.

Описание — покажите малышу, как можно лепить различные формы и фигурки из пластилина.

Необходимые материалы:

Что это дает? Развитие творчества и мелкой моторики пальцев рук.

Возраст — в эту игру можно пробовать играть приблизительно с 8 месяцев.

Примечание. К выбору первого пластилина подходите с осторожностью. Ведь малыш все любит пробовать на зубок и может проглотить кусочек пластилина. Поэтому выбирайте пластилин из нетоксичных материалов, у нас дома, например, пластилин Play-Doh.

Упражнения с розовой башней

Тренинг «Розовая башня» тренирует фантазию, творческие способности и пространственное мышление ребенка. Сегодня многие детские клубы, развивающие ребят по системе Монтессори, тоже носят название «Розовая башня».

Розовые кубы разной величины лежат на полу. Задача воспитателя – сначала выбрать самый большой и поставить по центру комнаты. Затем выбирается меньший по величине куб, однако среди оставшихся он тоже должен быть самым большим. Так постепенно строится розовая башня. Затем розовая башня разбирается, и ребенок остается наедине с кубиками. Постепенно он собирает различные комбинации кубиков, делая всевозможные фигурки.

Также упражнение «Розовая башня» помогает малышам осознать понятия «большой-маленький», «больше-меньше».

Рамки-вкладыши

Особого внимания заслуживают упражнения, в которых задействованы . Они предназначены для детей разного возраста: в них можно играть с малышам до года. Простые рамки-вкладыши учат ребят различать геометрические фигуры, животных, птиц, фрукты, транспорт и т.д. Для старшего возраста предлагаются рамки с цифрами, дробями и т.д. Рамки-вкладыши не только развивают мелкую моторику, но речь. Играя в рамки, малыш узнает новые слова, понятия и запоминает их.

Вкладыши Монтессори учат классифицировать предметы по силуэтам, форме, виду. Такие рамки, как «Больше-меньше», можно предлагать малышу уже с 8 месяцев. Вкладыши Монтессори со шнуровкой развивают сноровку, глазомер, внимание, укрепляют кисти рук. Рамки с дробями представляют собой элементарные пазлы, которые малыш учится собирать.

Не только рамки, но и все игрушки Монтессори направлены на развитие разных сторон личности ребенка. Здесь нет бесполезных вещей: все упорядочено и подчинено методике.

Описание

Дайте малышу множество разноцветных карандашей и фломастеров и предложите свободу действия.

Развитие самовыражения и творчества

Материалы

Цветные карандаши, фломастеры, бумага

Возраст с 8 месяцев.

Приечание. Кстати, не ограничивайтесь стандартным листком бумаги, развивайте нестандартность мысли малыша? предложите ему порисовать на ватмане, листках А3 и других. Малыш должен привыкнуть с самого малого возраста, что картины, которые он рисует бывают разных размеров.

Кроме того, материалы в группах для детей 0–1,5 года, 1,5–3 года и 3–6 лет совершенно различны.

Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка именно вашего возраста, какими материалами вам стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу, чтобы гармонично развиваться.

Итак, вашему малышу 4–6 лет. Чему уделить особое внимание?

1. Упражнения практической жизни.

В этом возрасте дети уже не проявляют такого интереса к упражнениям практической жизни. Обычно все действия уже усвоены, ребёнок повторяет их и усложняет для достижения конкретных целей: приготовить себе завтрак или пришить оторвавшуюся пуговицу.

Дома вы можете продолжать предлагать любые занятия в практической жизни, а также вводить простые ежедневные обязанности.

Например, следующие:

  • упражнения в уходе за собой: мытье рук, стирка, чистка обуви;
  • упражнения в заботе об окружающей среде: протирание пыли, подметание и уборка пылесосом, мытьё (стола, посуды, пола);
  • уход за домашними животными и растениями.

2. Сенсорное развитие.

Хотя сензитивный период сенсорного развития продолжается практически до 6 лет, пик его приходится на 3 года, а к 4–5 годам он начинает угасать. Однако в этом возрасте ребёнок продолжает заниматься сенсорными упражнениями, уточняя восприятие и готовясь к занятиям в математике.

Что вам потребуется?

Вы можете предлагать те же материалы, но показывать ребёнку более сложные упражнения с ними.

  • Материалы на определения размера. Традиционно в Монтессори-педагогике розовая башня, коричневая лестница и красные штанги. Различные упражнения в их совмещении.
  • Материалы для определения цвета. Теперь ребёнок может заниматься с третьим ящиком, упражняясь в различении оттенков одного цвета. Упражнения в смешивании цветов на бумаге.
  • Материалы для развития тактильных ощущений: различные на ощупь ткани, парные мешочки с крупами, волшебный мешочек.
  • Развитие слуха. В Монтессори-педагогике используются шумовые цилиндры и звоночки. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь он может пробовать играть и на настоящих музыкальных инструментах. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.
  • Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.

3.1 Родная речь: письмо.

Около 4 лет дети обычно начинают проявлять особый интерес к письму. Если ребёнок действительно готов и занимался раньше упражнениями для подготовки руки к письму, то сам процесс обучения обычно занимает очень мало времени, буквально несколько недель.

Научить ребёнка писать по методу Монтессори достаточно просто, в том числе и дома. Важно видеть интерес ребёнка к работе, вводить только название звуков, но не букв, и убедиться в готовности руки к письму (если рука не готова, лучше изучить звуки и составлять слова, но не записывать их, а продолжать тренироваться в штриховке рамок).

Что вам потребуется?

  • Штриховка рамок. Это основной материал для подготовки руки к письму.
  • Шероховатые буквы. Материал, на котором ребёнок учится названиям звуков.
  • Письмо на песке или на манке. Первые попытки в написании букв ребёнок может делать на подносе с песком или манкой. Так ему будет легко исправить возможные ошибки.
  • Письмо на доске мелом.
  • Подвижный алфавит. Ребёнок учится составлению слов из букв алфавита.
  • Листы расчерченной бумаги и карандаш для письма.

3.2 Родная речь: чтение.

В возрасте 4–5 лет ребёнок также начинает проявлять интерес к чтению. В Монтессори-педагогике детей всегда обучают письму раньше, чем чтению. До того, как начать обучение, необходимо убедиться, что ребёнок умеет выделать звуки в словах и складывает слова из подвижного алфавита.

Что вам потребуется?

  • Фонематические игры. До начала обучения непосредственно чтению играйте с ребёнком в различные игры на выделения звуков в словах (например, вижу что-то, что начинается со звука «А»)
  • Коробочки с мелкими фигурками и подписями к ним для первого чтения. Для первых уроков выбирайте простые слова, где буквы читаются так, как пишутся.
  • Карточки-подписи к предметам окружающей среды, которые будет подбирать ребёнок.
  • Листочки с написанными на них простыми заданиями для ребёнка. Ребёнок читает задание и выполняет его.
  • Простые книжки (сначала лучше самодельные).

4. Математика.

В 4 года ребёнок начинает проявлять интерес к счёту. Конечно, можно научить ребёнка считать и раньше, но тогда он просто запоминает цифры, но не понимает в полной мере, что под ними подразумевают. Поэтому лучший возраст для первых упражнений в математике – после 4 лет. Математические материалы в Монтессори-педагогике имеют тесную связь с сенсорными материалами. Поэтому желательно, чтобы ребёнок уже поработал с сенсорными материалами.

Надо также заметить, что материалы в математике достаточно сложны. Поэтому родителям редко удаётся организовать такую же зону математики дома, как в Монтессори-группе.

Дома вы можете обучить ребёнка счёту в пределах 10 при помощи мелких предметов (бусинки, монетки и т. п). После добавляйте карточки с написанными цифрами для сопоставления. Также можно сделать и материал, подобный пособию «Веретена».

До того, как вводить другие Монтессори-материалы в математике дома, родителям следует хорошо понимать, как с ними работают, и иметь возможность показать ребёнку презентацию.

5. Космическое воспитание.

В этом возрасте у ребёнка появляется желание узнать, как устроен мир вокруг него. Поэтому важно посвящать время объяснению явлений окружающей среды. Лучше всего делать это наглядным способом: проводя всевозможные опыты и наблюдая явления. Дети, уже умеющие писать, могут записывать результаты опытов и наблюдений.

6. Творчество.

Очень важной особенностью творческой деятельности в Монтессори-среде является то, что ребёнка не учат создавать тот или иной образ, не дают шаблонов, а скорее учат обращаться с разными техниками творчества. Вариантов творческих работ может быть множество, главное – предлагайте ребёнку разнообразные материалы и давайте свободу самостоятельно создавать свою работу.

В 2 года начинается медленная подготовка руки малыша к письму. Это не означает, что он освоит письмо в столь раннем возрасте, процесс займёт долгое время. Но двухлетнему уже можно предлагать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.

Например, занятие с прищепками, которое легко провести дома. Понадобятся небольшая аккуратная коробка и несколько прищепок. Покажите, как брать прищепку тремя пальцами правой руки, открывать её и закрывать на бортике коробки. После все прищепки убирают в коробку и ставят на полку.

Как только упражнение перестанет вызывать трудности, перенесите навык на практическую работу: давайте ребёнку развешивать платочки или детские вещи после стирки.

  1. Сенсорные коробки.

На 2 года приходится пик сензитивного периода интереса к мелким предметам. Используйте этот интерес в сенсорных играх.

Наполните таз песком или крупой, приятной на ощупь - пшеном или чечевицей, - дополните мелкими игрушками или природными материалами. Пусть кроха закапывает предметы в крупу и ищет. После можно дополнять пособие сосудами и ложками для пересыпаний и другими деталями, создавая сенсорные коробочки.

  1. Сортировки.

В 1,5–2 года дети открывают для себя идею, что вещи принадлежат к разным группам. Это знание и интерес к мелким предметам делают сортировки любимым упражнением многих малышей. На сортировках вы можете показать различные сенсорные свойства предметов: цвета, размеры, формы.

Начинайте всегда с самых простых сортировок, постепенно усложняя их. Для первых сортировок подходит деление фасоли на красную и белую или разделение камней и ракушек. После освоения простых сортировок вводятся более сложные, включающие больше предметов, деление по нескольким признакам.

  1. Перекладывание ложкой, щипцами.

Для развития моторики предлагайте двухлетнему следующие упражнения: перекладывания ложкой или щипцами, просеивание через сито, вылавливание ложкой предметов из воды. Подходят и любые другие игры в этом роде, которые просто организовать дома из подручных материалов. Примите во внимание, что перекладываемые предметы должны быть одинаковыми и их должно быть такое количество, чтобы работу можно было закончить и повторить по желанию.

  1. Выкалывание.

Ещё одно Монтессори-пособие своими руками, которое часто используется и в группах, - выкалывание. Возьмите плотную картонку или другой материал подобной твёрдости, положите на неё лист бумаги. На листе нарисуйте точками контур геометрической фигуры и дайте ребёнку. Пусть он выкалывает ручкой без чернил каждую точку.

  1. Резание ножницами.

В Монтессори-группах это упражнение предлагают с 1,5–2 лет. Подготовьте тонкие полосы бумаги с начерченными поперёк линиями. По этим линиям малыш и будет резать бумагу на кусочки.

Небольшие квадраты, полученные после резки, можно приклеить на лист бумаги, сделав аппликацию.

  1. Готовка и занятия на кухне.

Двухлетние дети обожают готовить. Предлагайте смешивать ингредиенты для салата или пирога, чистить яйца и варёную картошку, делать печенья при помощи формочек, резать мягкие овощи.

Нож для резки не должен быть слишком острым, но должен реально резать.

Начните работу с банана. Покажите, как отрезать кусочек и сразу отложить его на тарелку. Обычно дети работают очень аккуратно, так что порезов не случается.

  1. Упражнения в мытье.

В 2 года у детей просыпается невероятный интерес к домашней работе. Поэтому показывайте детям, как мыть небольшой тряпочкой рабочие поверхности и вытирать со стола, вытирать пол тряпкой или специальной детской шваброй, мыть овощи и фрукты, посуду. Помните, что важен процесс, а не результат. Поэтому ни в коем случае не критикуйте плохо сделанную работу.

  1. Развитие речи: сопоставление предмета с изображением.

Дети до 1,5–2 лет расширяют словарный запас с помощью речевых коробок. В них собрано несколько предметов, объединённых определённой темой. Названия вводятся трёхступенчатым уроком.

По мере развития речи от фигурок переходят к работе по карточкам. Для этого малышу надо объяснить, что с карточками работают так же, как с фигурками, и карточки и фигурки могут обозначать одинаковые понятия. Сделайте набор карточек к уже имеющемуся у вас набору фигурок. Предложите сопоставить фигурки с карточками. Если такое сопоставление удаётся легко, переходите на карточки, с помощью которых можно ввести больше понятий.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх