Сценарий развлечения «Медовый Спас» для старшей группы. Сценарий «Медовый Спас» народное гуляние
Действующие лица:
Ведущий- воспитатель
Пчелка- воспитатель
Винни- пух- воспитатель
Сказка: -дети.
Звучит торжественная музыка. Выход ведущего.
Ведущий: Издавна август называли щедрым месяцем, разносолом, густарем. Русские люди даже поговорку сложили: «Август густарь – страды государь». Страда – время уборки урожая. Выходит, что по народной поговорке, в августе всего густо, а сам месяц август – государь поры уборки урожая. В садах поспели фрукты, в огороде – овощей вдоволь. Хотя лето уже осени навстречу бежит, все равно еще много дней погожих. Торопись только, собирай щедрые августовские дары.
В августе мы отмечаем сразу 3 праздника в честь Спасителя. Поэтому каждый из них так и называют – Спас.
14 августа – Медовый Спас. В день праздника мед освещается и благословляется и только после этого начинают есть мед нового урожая.
Второй Спас - Яблочный. Празднуется он 19 августа. В этот день освещают и благославляют фрукты нового урожая. После этого мы можем их кушать на радость и на здоровье.
В России самыми распространенными фруктами были яблоки, поэтому и сам праздник у нас называют Яблочным Спасом.
29-го августа наступает третий Спас. В конце августа созревают орехи, поэтому этот Спас называют ореховым.
(выходят 3 детей)
Ребенок 1 : Август праздник припас –
Трижды празднует Спас.
Ребенок 2: Первый Спас – медовый
Cладкий, да бедовый!
Ребенок 3: С пряником печатным,
C медком ароматным!
Ведущий: Ребята, а вы ничего не слышите? Я слышу жужжание пчелок, давайте для пчелок соберем цветы.
(проводится игра: «Кто скорее соберет цветы? »
Залетает пчелка и садится на цветок)
Ведущий : Рано утром, на рассвете,
Теплым, звонким, ярким летом
Солнце яркое проснулось,
Потянулось, улыбнулось
Протянуло семь лучей,
Дотянулось до земли.
И лучом цветка коснулось,
Лепестки вдруг встрепенулись,
Чары ночи прочь стряхнули
И раскрылись сразу все-
Слегка влажные в росе.
В том цветке пчела жила,
Сладким сном она спала.
Всю ночь пчелка отдыхала,
Мед душистый вспоминала.
Вместе с Солнышком проснулась,
Всей округе улыбнулась
(звучит запись жужжания пчел. Вылетает пчелка)
ПЧЕЛКА : Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй мой цветочный дом!
Так уютно жить мне в нем.
Как красиво все вокруг!
Полечу искать подруг (улетает)
(прилетает с пчелками.)
Танец с пчелками
(появляется Винни-Пух. Звучит «Песенка Винни-Пуха» Муз. Вайнберга, сл. Заходер а)
ВЕДУЩИЙ. : Здравствуй Винни -Пух!
ВИННИ-ПУХ: Здравствуйте ребята! Я слышал, у вас тут праздник, Яблочный Спас:
Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему?
Мед так нравится ему?
ПЧЕЛКА: Здравствуй Винни-Пух!
Тебе мое почтение!
Принесла тебе медок.
Не медок, а восторг!
Да чего душистый,
Желто-золотистый!
Мед от всех болезней,
Вкусный да полезный!
(Винни-Пух благодарит за мед)
ПЧЕЛКА: Винни-Пух, а ты лучше с нами поиграй!
Игра Винни-Пуха и ПЧЕЛКИ
ВИННИ-ПУХ:(поднимает шарик над головой и поет) :
Я тучка, тучка, тучка!
А вовсе не медведь!
Ах как приятно тучке
По небу лететь!
(запись с жужжанием пчел. Дети – пчелки бегут за медведем и пытаются ужалить его-дотронуться указательным пальчиком.)
ВИННИ-ПУХ: Ой, Ой, ой! Спасите! (прячется)
Ведущий: Пчелки возвращайтесь на свои цветочки! (игра повторяется)
Ведущий: Винни-Пух, мы с ребятами научили тебя, как нужно помогать пчелкам. И тогда они решили угостить тебя медом.
игра: «Помоги пчелке собрать душистую пыльцу» .
(Участвуют 5 чел. Каждому участнику дают корзинку для сбора «пыльцы» (желтый шарик). Пчелка летит и нечаянно рассыпает пыльцу. По команде ведущего игроки должны помочь ей собрать пыльцу. У кого окажется больше шариков, тот и победил.)
Реб. : Работать малой пчелке
Нисколечко ни лень.
С цветочка на цветочек
Летает каждый день.
Намного километров
От дома путь идет,
Но умненькая пчелка
Всегда свой дом найдет.
ПЧЕЛКА: Как вы меня повеселили!
Угощайтесь моим медком!
А мне пора улетать!
(ПЧЕЛКА улетает)
Ведущий: А мы праздник продолжаем,
Яблочный Спас встречаем.
РЕБ.: Спас второй на дворе,
С яблочками детворе.
РЕБ. :Яблочки созрели
К празднику поспели!
Яблочки садовые,
Сахарно-медовые!
Солнышком каленые,
Чистые, свеченые!
Ведущий: И вот сегодня, когда яблоки полностью созрели и освещены в церкви, их можно есть. И это большой праздник для всех людей, потому что не найдешь человека, кто бы не любил яблочные пироги, яблочные соки, варенье, да и просто наливные яблоки.
стихотворение «Яблочный Спас»
РЕБ. : В станице праздновали Спас,
И в местной церкви спозаранок
Святили яблочный запас,
Все: от казачек до цыганок.
РЕБ. : Печь пирогами наполнялась,
Сад духом яблочным дразня,
И стайкой воробьев слеталась
На запах в хаты ребятня.
РЕБ. : Под вечер солнце распалилось,
Румянцем щеки припекло,
И красным яблоком скатилось
По речке в дальнее село.
ВЕД. : А сейчас давайте посмотрим сказку «Яблоко», которую покажут нам дети.
СКАЗКА
ВЕД: Стояла поздняя осень (Звучит пьеса Шульмана «Первая утрата»)
С деревьев давно облетела листва, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно- единственное яблоко. В эту осеннюю пору по лесу бежал заяц. Увидел Заяц на ветке яблоко. Прыгал, прыгал, хотел достать яблоко, но не смог. Увидел заяц летящую ворону.
ЗАЯЦ: Ворона, сорви мне яблоко.
ВЕД. : Ворона сорвала яблоко, только не удержала его в клюве, яблоко упало вниз. А внизу под яблоней лежал, свернувшись клубочком ежик. Яблоко угодило на его колючки. Ежик испугался и побежал вместе с яблоком.
ЗАЯЦ: Стой, отдай мне яблоко!
ВОРОНА: Это мое яблоко!
ВЕД. : Ежик остановился и сказал.
ЕЖИК : Яблоко на моих колючках- значит, оно мое.
ВЕД. : Звери стали кричать и спорить. На этот шум из чащи леса вышел медведь.
ЗАЯЦ : Михаил Иванович, ты в лесу самый большой…
ВОРОНА : Ты самый умный…
ЕЖИК: Рассуди нас по справедливости!
ЗВЕРИ (хором) :Чьё это яблоко!
ВЕД. : И рассказали звери медведю все, как было. Медведь подумал, подумал и спросил.
МЕДВЕДЬ: Кто яблоко нашел?
ЗАЯЦ: Я!
МЕДВЕДЬ : А кто яблоко сорвал?
ВОРОНА : Я!
МЕДВЕДЬ : Хорошо, а кто его поймал?
ЁЖИК : Я поймал!
МЕДВЕДЬ : Все вы правы, и каждый из вас должен получить яблоко.
ЗВЕРИ : Но ведь яблоко 1!
МЕДВЕДЬ: Надо разделить яблоко на равные части, и тогда каждый возьмет себе по кусочку.
ЗВЕРИ : Ура!
ВЕД. : Медведь взял яблоко и разделил его на 4 части. Один кусочек медведь дал зайцу.
МЕДВЕДЬ: Это тебе, заяц-ты яблоко увидел.
ВЕД. : Второй кусочек дал вороне.
МЕДВЕДЬ: Это тебе ворона, ты – яблоко сорвала.
ВЕД. : Третий кусочек медведь дал ежику.
МЕДВЕДЬ: Это тебе, ежик, ты – яблоко поймал.
ВЕД. : Четвертый кусочек тебе медведь, ты всех рассудил справедливо, никого не обидел. Позвали звери всех своих друзей и пустились в веселый
(Дети садятся)
Ведущий : Ребята, а вы не забыли, как наш праздник называется? Ну-ка, повторите! (выходят трое детей и читают стихотворение.)
Реб. : В это яблочное лето
Закрома полным - полны,
Солнцем радостным согреты,
Красны яблоки крупны.
РЕБ. : На ладошке у ребенка
Солнце яркое лежит,
Улыбаются глазенки,
Сок по пальчикам бежит.
РЕБ. : Все грустят сегодня сладко,
Унеслась далеко грусть,
Возит яблоки лошадка,
Пахнет яблоками Русь.
Ведущий: А сейчас мы поиграем, яблоки нам помогут выявить самых ловких, веселых, смекалистых.
1. Эстафета: «Перенеси яблоки из одной корзины в другую». Участвуют 2 команды по 5 человек. Переносят по схеме: первый-одно яблоко; второй-2 яблока и т. д.
2. Конкурс «Похвали яблоню! » Участвуют 2 чел. : кто больше хвалебных слов скажет о своем яблоке.
4. Аттракцион «Одень яблоньку! »
5. Аттракцион «Кто быстрее выпьет ябл. Сок»
Ведущий: Я верю в то, что пляску эту
Не барин, а мужик создал,
Пустил гулять по белу свету
И в шутку «Барыней» назвал.
Внимание! Пляшут все! Кто лучше всех будет плясать, тот и угощение получит.
(свободная пляска) За такое умение плясать всех полагается награждать. (выносит корзину с яблоками.)
Ведущий : Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора!
А как яблочки увидят
Сразу все кричат:
ДЕТИ: УРА!
(раздают детям яблоки)
ДЕТИ: Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое,
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Цель: вспомнить и приобщиться к традициям русского народа.
Задачи: — дать информацию о первом спасе;
— познакомить с обрядами, приметами, кричалками этого дня;
— вспомнить образные выражения связанные с пчелами и медом;
— изготовить букет «маковийский цветок»;
— провести викторину «Что мы знаем о пчелах?»;
— угоститься лакомствами, которые готовили к этому дню.
Знаете ли вы – месяц август начинается,
Сразу Спасы открываются!
Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Спас – спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.
Вед. 2
августа отмечают в православном мире три праздника: «Мокрым спасом» или «Спас на воде»,«Маковей», «Медовый (первый) спас». «Медовых спасов» всего три.
В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом».
Еще один интересный обряд — освящение воды, особенно колодцев. Это, кстати, глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход — с колокольчиками, музыками и детворой, чтобы осуществить святочное событие — освящение воды.
Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного».
Детей дать выпить воду и обрызгиваем водой и повторяем эти слова, можно детям дать воду и слова, чтобы обрызгивали друг друга
В этот день еще в церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. Поэтому этот день ещё называют «Маковей».
Накануне «Маковея» нужно приготовить «маковийский цветок» — букет, который состоит из многих растений — мяты, чабреца, календулы. Считается, что каждое растение имеет присущее ему магическое значение. Все растения вместе с несколькими головками мака освящаются в церкви. В давние времена освященный мак весной рассеивали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.
К праздничному столу подавались кушанья, в которых обязательно присутствовал мак, который к этому времени созревает. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, добавляли мёд, получалась маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником.
Мак упоминается в многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках:
«Мачёк с мёдом – усы оближешь»;
«Чёрен мак, да бояре едят»;
«Рад Яков, что пирог с маком»;
«Поминаючи мак, не прогневайся и так»;
«На тычинке городок, в нём семьсот воевод» и т.д.
В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парней маком, щипали их, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»
Еще этот день называют «Медовый (первый) спас»
♦ «Первый Спас — первый сев!»,
♦ «Спас — всему час!»;
♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;
♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).
Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа.
Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги, на его основе делали алкогольные и безалкогольные напитки.
С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.
В эту пору всего много: и овощей, и фруктов, и ягод, которые к тому времени как раз поспевают, что делает пост разнообразным и поэтому легким. Недаром в народе говорят: «Успенский пост не голодный», или «Спасовка-лакомка».
После «мокрого Спаса», Медового (первого спаса) или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».
На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.
♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;
♦ «Первый Спас — мокрый»;
♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;
♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».
К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:
«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»
Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки.
Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным – постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.
В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.
Создал Бог шмелей, а черт – пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, – говорит он черту, – меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, – говорит Бог, – вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.
«Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.
Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства – воск – широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.
По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.
Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.
Викторина «Что мы знаем о пчелах?»
1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?
(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).
2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?
(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).
3. Как долго живет пчела после ужаливания?
(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).
4. С какой скоростью летает пчела?
(Ответ: средняя скорость 28-30 км/час).
5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?
(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).
6. Когда пчелы жалят меньше всего?
(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).
7. Чем издает пчела звук в полете?
(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).
8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?
(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).
9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?
(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).
10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?
(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало - сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).
11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?
(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).
12. Что такое зрелый мед?
(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).
В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий).
1. На языке мед, а на сердце лед.
2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало
3. Медовый месяц.
4. Медвяная роса.
5. Ложка дегтя в бочке меда.
6. Вашими бы устами да мед пить.
7. Медоточивые уста.
8. С медом и долото проглотишь.
9. Мёд на столе - достаток в доме.
10. У хорошего пчеловода нет плохого года
Приметы про пчел.
Пчела жалит только грешника.
Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.
Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.
Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.
Что дают нам пчелы?: воск, прополис, яд, пыльца, вощина, маточкино молочко. И, конечно же, главный продукт пчеловодства – мед.
Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед».
Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков.
100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»
Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными. Существует очень много рецептов сбитня.
Угощаем детей сбитнем, выпечкой и медом
Цель:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.
Задачи:
– Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
– Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине.
– Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
– Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Ход развлечения:
Звучит «Полёт Шмеля» Римский-Корсаков, в музыкальный зал вбегают дети в масках-шапочках «Пчела», кружат по залу и присаживаются на стульчики.
Презентация «Медовый Спас» (слайды 1, 2)
Август устали не знает, заглянув во все сады,
Он в корзины собирает золотистые плоды,
Груши, яблоки, малину, наклоняя ветки, рвёт,
А в бочонки и в кувшины льет густой душистый мёд.
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит
И подсолнух зёрнами
Чёрными набит.
Самуил Маршак
Хозяйка пасеки: (слайды 3, 4)
Знаете ли вы – что август начинается,
Сразу Спасы открываются!
Есть первый Спас – Медовый,
Второй Спас – Яблочный и третий – Ореховый.
«Первый Спас медовый – будьте все здоровы!» (слайды 5, 6)
Есть пять причин съедать ложку мёда каждый день:
– Мёд улучшает пищеварение;
– Мёд поднимает настроение;
– Мёд помогает при простуде;
– Мёд содержит антиоксиданты;
– Мёд борется со старением.
На Руси в этот день всех мёдом угощали и чаи распивали, а кто же в природе нам мёд добывает? (пчёлы).
Летом пчёлы нектар собирали,
В мёд старательно превращали.
Спас Медовый сегодня зовёт
Насладиться, попробовать мёд.
Медовый (первый) спас празднуется 14 августа (или 1 августа по старому стилю) в первый день Успенского поста. (слайды 7-11) Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору мёда, т.к. соты полны свежим янтарным мёдом. В этот день в церкви освящают мёд нового сбора и только начиная с Медового спаса разрешается употреблять мёд в пищу. А так как раньше на Руси мёд был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мёд добавляли и в пряники, и блины, и пироги, и в компоты.
(слайд 12, 13) В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоёмы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому медовый спас также называют «мокрым».
После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас – ореховый. Со Спаса начинаются проводы лета; говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».
Хозяйка пасеки:
Дорогие гости, а какие поговорки и пословицы про мёд вы знаете? (Дети пожимают плечами) Не переживайте, я сейчас вас с ними познакомлю: (слайд 14)
– Где цветок, там и медок.
– В добром доме и вода что мёд.
– Был бы мёд, а мухи найдутся.
– На красивый цветок и пчела летит.
– И пчела не на себя работает.
– Трудится, как пчела.
– Одна пчела много мёду не наносит.
– Не зная горечи перца, не оценишь сладости мёда.
– Люди рады лету, а пчёлы – цвету.
Пчёлка, добрая хозяйка (слайды 15-19)
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Мёда принесёт в свой дом.
Пасечники для пчёлок много домиков строят. Называется пчелиный дом – улей. Пчёлки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мёд – липовый с липового цвета (слайд 20), гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы. Хозяйка пасеки загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок . Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком). (слайд 21)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)
То фиолетовый, то голубой
На опушке цветок повстречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)
Вот шершавый стебелёк,
В середине уголёк,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный (Мак.)
Колосится в поле рожь.
Там цветок один найдёшь
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк.)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножках.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух.)
Посмотри, честной народ
Цветы-то встали в хоровод.
Хозяйка пасеки:
А теперь мы поиграем.
Игра «Собери цветок»
У команд части одного цветка василька или ромашки. Надо собрать цветок. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберёт свой цветок.
Хозяйка пасеки:
На поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчёлки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведёрко с цветочным нектаром.
Игра «Кто быстрее»
Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу – большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники – «пчёлы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчёлку» и обегают цветок уже вдвоём и т. д. последняя берёт ведёрко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернётся с ведром.
Хозяйка пасеки:
Молодцы, хорошо потрудились. Устали? Отдыхайте, а я вам ещё загадки загадаю: (слайд 22)
Чей костюмчик золотой,
Кто в пыльце, летит стрелой,
Кто жужжит и слышен звук,
Ждёт кого цветистый луг? (Пчела.)
Любит делать мёд она,
Трудится так долго
От утра и до темна,
Непоседа… (Пчёлка.)
Жёлто-чёрная, в полоску,
А на брюшке есть игла.
Мёда нам, пыльцы и воску
Принесёт всегда… (Пчела.)
Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после в улей мчится пулей
И что-то прячет в уголок? (Пчела.)
Похожа на пчелу, но не пчела
Четыре перепончатых крыла,
По спинке за полоской полоса,
С изящной тонкой талией (Оса.)
Кто с гуденьем сел на хмель?
Неуклюжий, толстый (Шмель) .
Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.
Должно быть, у всех без сомненья
Хорошее настроение.
Должны все в согласии жить-
Друг друга любить и дружить!
Хозяйка пасеки:
Мы пчёлок позабавим, в игру поиграем «Ласточка и пчёлки».
Выбираем ласточку считалкой:
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы
Мы играем – водишь ты.
Хозяйка пасеки: (слайды 23-28)
Славный праздник – Спас Медовый, всё сластить всегда готовый!
Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,
Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждёт!
Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!
Милости просим всех отведать угощения в Медовый Спас!
(Детей-пчёлок и гостей угощаем мёдом).
Просмотр мультфильма про пчёлку Майя.
Цель: вспомнить и приобщиться к традициям русского народа.
Задачи: — дать информацию о первом спасе;
— познакомить с обрядами, приметами, кричалками этого дня;
— вспомнить образные выражения связанные с пчелами и медом;
— изготовить букет «маковийский цветок»;
— провести викторину «Что мы знаем о пчелах?»;
— угоститься лакомствами, которые готовили к этому дню.
Знаете ли вы – месяц август начинается,
Сразу Спасы открываются!
Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Спас – спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.
августа отмечают в православном мире три праздника: «Мокрым спасом» или «Спас на воде»,«Маковей», «Медовый (первый) спас». «Медовых спасов» всего три.
В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом».
Еще один интересный обряд — освящение воды, особенно колодцев. Это, кстати, глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход — с колокольчиками, музыками и детворой, чтобы осуществить святочное событие — освящение воды.
Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного».
Детей дать выпить воду и обрызгиваем водой и повторяем эти слова, можно детям дать воду и слова, чтобы обрызгивали друг друга
В этот день еще в церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. Поэтому этот день ещё называют «Маковей».
Накануне «Маковея» нужно приготовить «маковийский цветок» — букет, который состоит из многих растений — мяты, чабреца, календулы. Считается, что каждое растение имеет присущее ему магическое значение. Все растения вместе с несколькими головками мака освящаются в церкви. В давние времена освященный мак весной рассеивали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.
К праздничному столу подавались кушанья, в которых обязательно присутствовал мак, который к этому времени созревает. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, добавляли мёд, получалась маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником.
Мак упоминается в многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках:
«Мачёк с мёдом – усы оближешь»;
«Чёрен мак, да бояре едят»;
«Рад Яков, что пирог с маком»;
«Поминаючи мак, не прогневайся и так»;
«На тычинке городок, в нём семьсот воевод» и т.д.
В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парней маком, щипали их, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»
Еще этот день называют «Медовый (первый) спас»
♦ «Первый Спас — первый сев!»,
♦ «Спас — всему час!»;
♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;
♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).
Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа.
Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги, на его основе делали алкогольные и безалкогольные напитки.
С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.
В эту пору всего много: и овощей, и фруктов, и ягод, которые к тому времени как раз поспевают, что делает пост разнообразным и поэтому легким. Недаром в народе говорят: «Успенский пост не голодный», или «Спасовка-лакомка».
После «мокрого Спаса», Медового (первого спаса) или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».
На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.
♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;
♦ «Первый Спас — мокрый»;
♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;
♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».
К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:
«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»
Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки.
Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным – постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.
В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.
Создал Бог шмелей, а черт – пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, – говорит он черту, – меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, – говорит Бог, – вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.
«Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.
Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства – воск – широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.
По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.
Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.
Викторина «Что мы знаем о пчелах?»
1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?
(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).
2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?
(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).
3. Как долго живет пчела после ужаливания?
(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).
4. С какой скоростью летает пчела?
(Ответ: средняя скорость 28-30 км/час).
5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?
(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).
6. Когда пчелы жалят меньше всего?
(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).
7. Чем издает пчела звук в полете?
(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).
8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?
(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).
9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?
(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).
10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?
(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало - сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).
11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?
(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).
12. Что такое зрелый мед?
(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).
В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий).
1. На языке мед, а на сердце лед.
2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало
3. Медовый месяц.
4. Медвяная роса.
5. Ложка дегтя в бочке меда.
6. Вашими бы устами да мед пить.
7. Медоточивые уста.
8. С медом и долото проглотишь.
9. Мёд на столе - достаток в доме.
10. У хорошего пчеловода нет плохого года
Приметы про пчел.
Пчела жалит только грешника.
Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.
Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.
Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.
Что дают нам пчелы?: воск, прополис, яд, пыльца, вощина, маточкино молочко. И, конечно же, главный продукт пчеловодства – мед.
Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед».
Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков.
100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»
Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными. Существует очень много рецептов сбитня.
Угощаем детей сбитнем, выпечкой и медом
Воспитатель читает стихотворение.
Скоро осень. Холодает,
Меньше солнца август дарит…
Ну а нам совсем не грустно:
Яблоки едим мы с хрустом!
Спас второй румян на вид:
Всех плодами угостит!
Воспитатель:
— Ребята, поможете нам отгадать загадки?
1.
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (яблоня)
2.
В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод
Я подскажу на букву»Я»
Он начинается друзья. (яблоко)
Кто в доме-яблоке живёт
Постепенно дом жуёт? (червяк)
3.
Белым цветёт
Зелёным висит
Красным падает. (яблоко)
4.
Кругло, да не арбуз,
С хвостом, да не мышь. (яблоко)
5.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
Воспитатель:-
Ребята, в августе русский народ отмечает сразу три православных праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.
Первый Спас-Медовый, отмечается 14 августа. Издревле считали люди, что после этого дня пчёлы начинали приносить «неправильный» мёд, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мёд считался особенно целебным. в этот день принято дарить друг другу баночки с мёдом, печь медовые пряники.
Второй Спас — Яблочный. Он отмечается 19 августа, то есть сегодня. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа — Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, потом относили их в церковь для освещения, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок освещают груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный спас принято угощать яблоками всех. Яблоко- символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.
Вперед нас ждёт ещё один праздник- Ореховый Спас, мы его будем праздновать 29 августа.
Воспитатель:
Спас второй приходит в гости,
Ну-ка, люди, не ленись,
Встаньте, разомните кости,
Руки поднимите ввысь,
И во двор пора настала
Яблонь собирать плоды
Ну-ка, сколько нарожала?
Будем кушать до весны.
Воспитатель: (читает письмо от бабушки) — Здравствуйте, ребята! Как и ваши бабушки я варю вкусное яблочное варенье. Но случилась беда. Яблочки мои рассыпались! Помогите собрать, я и вам сварю.
Игра «Собираем урожай»
Участвуют 2-3 человека. Яблоки рассыпаны на полу. Участники должны собрать яблоки в корзинки как можно больше. Собираем упавший с дерева урожай. Выигравшим деткам -медалька.
Воспитатель : Молодцы!!!Теперь бабушка сварит нам варенье. А сейчас предлагаем подготовить для бабушки сюрприз. Мы испечем пироги!
Проводится конкурс на лучший яблочный пирог.
Дети из пластилина «пекут» пироги, торты,. Самые оригинальные блюда отмечаются, а повара этих блюд получают медальки(золотые яблочки).
Воспитатель: — Молодцы, ребята! Постарались на славу! Теперь давайте встанем в круг и будем водить хоровод.
Дети рассказывают стихи
1 ребёнок
В это яблочное лето
Закрома полным-полны
Солнцем радостным согреты,
Красны яблоки крупны.
2 ребёнок
Вот, что в нынешнем году
В нашем выросло саду:
Яблоки душистые,
Груши золотистые.
Выбегает воспитатель и жалуется. что уронила яблочки в воду.
Соревнование «Помоги достать яблочко»
Дети поделены на две команды. В тазу с водой плавают яблочки. Дети по одному ложкой вылавливают яблоко из воды и несут его на ложке в корзинку своей команды. Чья команда принесёт больше яблок, та и выиграла.
Игра «Ходит яблочко по кругу»
Все участники праздника встают в круг. Звучит музыка, ребята в это время передают яблоко по кругу друг другу. Музыка смолкает, яблоко перестают передавать, а у кого оно осталось в руках, должен выполнить задание. Задание придумывают все участники.
Воспитатель:-
Лето смело провожаем,
Не грусти, ещё придёт,
И на стол мы собираем,
И зовём вокруг народ,
Воспитатель:-
Пироги мы будем кушать
Из плодов, что принесли,
Веселиться, песни слушать-
Спас второй встречаем мы!
Угощение всех участников развлечения яблоками.