Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России». Урок окружающего мира: "Золотое кольцо России" Окружающий мир золотое кольцо

Термин «Золотое кольцо России» впервые появился сорок лет назад. Это ансамбль городов, расположенных в самом сердце России, и имеющих большую историческую ценность. Соединенные автотрассами, они образуют круг, который стал символом богатейшего культурного наследия страны.

Немного истории

В 1967 году столичный литератор Юрий Бычков отправился в Суздаль, чтобы собрать необходимый исторический материал. Во время своего путешествия он посетил и другие города: Владимир, Иваново, Кострому.

Оказавшись под большим впечатлением от атмосферы древнерусских городов, Бычков написал очерк не про один, а про все города, которые попадались ему на пути во время путешествия.

Поскольку маршрут литератора пролегал по окружности, он решил дать ему красивое название - «золотое кольцо».

Тогда Бычков даже не мог предположить, что спустя время оно станет своеобразной визитной карточкой одного из самых популярных туристических направлений в России.

Рис. 1. Золотое кольцо на карте.

Все города, входящие в Золотое кольцо, имеют уникальную историю. Они были свидетелями важнейших исторических событий, и хранят в себе множество тайн. Именно здесь черпали вдохновение русские писатели и живописцы, а пейзажи этих городов украсили многие отечественные киноленты.

Города Золотого кольца России

Традиционно в список Золотого кольца входят 8 крупных городов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Владимир - настоящая сокровищница и древнейший город России. В 12 веке это была столица Владимиро-Суздальского княжества, но со временем город утратил свой высокий статус. На его территории сохранились в своем первозданном виде памятники архитектуры: златоглавые храмы, старинные деревянные терема. Особую ценность представляет Успенский собор, построенный в 12 веке и расписанный Андреем Рублевым.

Рис. 2. Успенский собор.

  • Суздаль - небольшой, но очень красивый город, который можно смело назвать городом-музеем. На небольшой его территории размещено более двух сотен памятников культурного и исторического значения. Здесь можно полюбоваться такими самобытными строениями как Церковь Бориса и Глеба, Суздальский Кремль, Ансамбль торговой площади.
  • Иваново - самый «юный» город Золотого кольца. Он был возведен на месте одноименного села в 1871 году. С тех пор город получил немало других названий, среди которых «Город невест», «Текстильная столица России», «Ситцевый край». К достопримечательностям Иваново относят архитектурные строения 20-30-х годов прошлого века. Этот период получил название советский конструктивизм. Все строения отличаются строгими, четкими линиями и внушительными размерами.
  • Кострома - город с богатой историей и вместе с тем это один из крупнейших речных портов России. На фоне других городов Золотого кольца выделяется, прежде всего, архитектурой религиозного характера.

Особую ценность представляет мужской Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, где в свое время жил и был возведен на престол Михаил Романов - первый русский царь из великой династии Романовых.

  • Сергиев Посад - здесь расположен крупнейший в России мужской монастырь - Троице-Сергиевая Лавра. Он был возведен в 14 веке и включает в себя более 50 различных сооружений.

Рис. 3. Троице-Сергиевая Лавра.

  • Ярославль - один из крупных городов, история которого насчитывает тысячу лет. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как и во многих других “золотых” городах, здесь находится много старинных архитектурных достопримечательностей.
  • Переславль-Залесский - небольшой скромный городок, на территории которого расположен национальный парк «Плещеево озеро». Здесь находятся древние строения и уникальные музеи.
  • Ростов Великий - один из старейших городов Золотого кольца. На его территории расположено много ценных памятников истории и культуры, среди которых особенно выделяется Ростовский Кремль, а также Успенский собор и его звонница.

Вера Балтачева
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» в 3 классе

Урок окружающего мира .

Тема : «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ »

3 класс

Цели деятельности учителя :

Образовательная : создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России ; расширение кругозора учащихся в области достопримечательностей городов.

Развивающая : способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету.

Воспитательная : содействовать воспитанию любви к России , интереса к её духовному наследию.

Цель : познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России .

Задачи :

1. Познакомить со старинными городами России .

2. Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.

Оборудование для учителя :

Мультимедийный проектор;

Учебник «Окружающий мир » , рабочая тетрадь;

Энциклопедии

Оборудование для учащихся :

Учебник;

Тетрадь на печатной основе «Окружающий мир ;

Информационные листы

Лист самооценки

Смайлики

Памятки работы в группе

Роли в группе

Медиаматериалы :

Аудизапись «Звон колокола»

Презентация «Золотое кольцо России »

Музыкальная физминутка

Планируемые результаты :

Личностные УУД :

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

Воспитание чувства любви к своей родине.

Регулятивные УУД :

Умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректи-ровать работу по ходу ее выполнения;

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.

Познавательные УУД :

Умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет) ;

Умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.

Коммуникативные УУД :

Умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

Умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;

Умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;

Умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм

План урока :

1. Организационный момент.

2. Мотивация. Постановка темы и цели урока .

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Итог урока .

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия

Этапы урока Ход урока Примечания

1. Орг. момент

1-2 мин - Добрый день.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок .

Меня зовут Вера Леонидовна и этот урок мы проведём с вами вместе. На наш урок сегодня пришли гости, поприветствуем их кивком головы.

Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение своим друзьям и нашим гостям. (Садитесь)

А с каким настроением вы пришли сегодня на урок ? Покажите своё настроение в начале урока смайликом (жёлтый - отличное, зелёный –хорошее, красный- грустное.) (Дети поднимают смайлики)

Спасибо. Я надеюсь, что к концу урока ваше настроение станет ещё лучше.

смайлики

2. Мотив. момент

2. –Ребята, я пришла к вам не с простыми руками. Посмотрите, у меня на столе лежат вещи : рюкзак, записная книжка, ручка, компас, карандаш, фотоаппарат.

Как вы думаете, для чего всё это? (или кому нужны все эти предметы)

(Для путешественника, туриста)

Значит, куда мы с вами отправимся сегодня на уроке ? (мы отправимся в путешествие) .

А ещё здесь лежит вот такая вещь. (золотое кольцо )

Как называется наша страна? (Россия )

Итак, какая же тема нашего урока ? Путешествие по Золотому кольцу России . (Тема урока на доске .)

Работа с листком самооценки.

Ребята, у вас на столе лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме в начале урока в левом столбике (+)

Лист самооценки

Начало урока Конец урока

Знаю всё Знаю всё

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке ?.

Что такое Золотое кольцо России ? (на доске)

Почему кольцо ? Почему Золотое ? (на доске)

Какие города входят в Золотое кольцо России ?

Местоположение этих городов на карте.

Достопримечательности этих городов.

Гимнастика для глаз.

Глазки видят всё вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг

Погляжу на мир вокруг .

Чтение журналисткой заметки.

Прочитайте самостоятельно в парах…заметки, которые лежат у вас на партах

1 ряд :

В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников культуры и истории..

Маршрут журналиста был таким : Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) «Советская культура» Золотое кольцо России

3 ряд :

С древних времён кольцо

С давних пор золото золота очень изящны и затейливы.

«Золотое кольцо России

записная книжка, ручка,

карандаш,

фотоаппарат,

кольцо

Тема урока на доске .)

Золотое кольцо России

Лист самооценки

Вопросы на доске

Заметки на каждой парте.

Задание по рядам.

(1 на парту)

Читают парой.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам» . Посмотрите на план размещения городов Золотого кольца на карте . Они действительно расположены кругом, беря своё начало в столице нашей Родины –Москве. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины.

Вы уже знакомы с достопримечательностями Москвы. Вспомните их.

Игра «4-й лишний» в парах.

(на столах лежат фотографии достопримечательностей Москвы. Найдите лишнюю.

Проверьте себя. Переверните карточки. Какие цвета? (Цвета флага России )

Составьте флаг России .

Кто основал этот город? Князь Юрий Долгорукий. Вспомните, в каком году это было. 1147. (Приготовить карточку)

Что оказалось лишним? Где находится эта башня?

Карта Золотого кольца .

Карточки

Достопримеч

Карточка Князь Юрий Долгорукий

Ребята, где можно найти информацию о городах? (учебнике, в интернете, в энциклопедиях, дополнительной литературе) показать

Сегодня на уроке вам поможет учебник , рабочая тетрадь и информативные листы, которые вы найдёте в своих конвертах. Также в учебниках у вас есть карта, по которой вы найдёте свой город, о котором будете рассказывать.

Перед работой вспомните правила работы в группе.

Распределите роли в группе.

Энциклоп.

Учебник, рабочая тетрадь, информа

тивные листы.

Памятки «Правила работы в группе»

«Роли в группе»

Работа в группах.

Каждая группа получает своё задание.

(№1 В конвертах - информативний лист, лист ответа по городу)

(№2 (В конверте фотографии достопримечательностей города с небольшим описанием достопримечательностей, лист А 3 для оформления)

Время работы – 10 минут.

Физминутка. (муз.)

Итак, мы начинаем знакомится с городами Золотого кольца .

Очутившись в городе, вы должны будете запомнить его название и записать в маршрутные листы – рабочие тетради 2 достопримечательности города.

Первый город Сергиев Посад.

(Выступление 1группы – информация о городе; 2 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.

(Выступление 3группы – информация о городе; 4 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.

(Выступление 5группы – информация о городе Ростов; 6 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм

Коллаж - на доску и рассказывают коротко о достопримечат.

Слушание ростовского перезвона, рассматривание ростовской финифти

Закрепление изученного

Итог Сегодня наше путешествие подходит к концу. Мы с вами побывали в нескольких городах Золотого кольца . На следующем уроке мы продолжим наше путешествие.

А сейчас давайте вернёмся к началу урока . Нашли ли мы ответы на наши вопросы?

Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)

Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости)

Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

Да, каждый город по-своему красив и одинаково дорог россиянину своей неповторимой красотой, историей. Создание этого маршрута было необходимо для того, чтобы привлечь внимание не только к красоте, но и необходимости беречь и сохранять культурные и исторические ценности России .

Ребята, и в вашем селе тоже есть памятники культуры, которые вы должны беречь и сохранять.

Рефлексия Работа с листком самооценки.

Д/З

Понравилось ли вам сегодня на уроке ? Покажите соё настроение смайликом.

Я благодарю вас за урок . Вы все сегодня очень хорошо поработали. Всем поставим отлично.

Урок окончен . Работа с листком самооценки

синквейн

Попробуйте в группе составить синквейн по одному из городов, в которых вы побывали сегодня.

Заслушиваем 1-2

Д/З : по выбору 1. Подготовить сообщение по 1 достопримечательности любого города.

2. Придумать вопросы к викторине.

3. Найти пословицы и поговорки в которых есть название городов.

синквейн

Лист самооценки

Начало урока Конец урока

Знаю всё Знаю всё

Знаю, но не всё Знаний стало больше

Знаю мало Ничего нового не узнал

Ничего не знаю Могу рассказать другим

Гимнастика для глаз.

Глазки видят всё вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг

Погляжу на мир вокруг .

1 ряд :

В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников

культуры и истории.

Маршрут журналиста был таким : Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) – Переславль Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва. А затем он опубликовал в газете «Советская культура» цикл очерков об этих городах под общим заголовком Золотое кольцо России . Каждый очерк был посвящен отдельному городу.

3 ряд :

«Золотое кольцо России – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры».

С древних времён кольцо является символом единства и постоянства.

С давних пор золото – символ богатства и знатности, так как очень редкий и драгоценный металл. Украшения, сделанные из золота очень изящны и затейливы.

Юрий Долгорукий

Год основания Москвы

Развивающая:

Способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

Развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

Формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».

Метапредметные

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Используемые на уроке современные педагогические технологии:

Здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

Проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

Игровая технология.

Методы обучения:

Частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

Объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

Репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

Беседа, диалоговое взаимодействие;

Практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).

Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап урока

1. Положительный настрой на урок

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.

Руки - на месте.

Ноги - на месте.

Локти - у края.

Спинка - прямая.

2. Актуализация знаний

Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?

(В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)

А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?

(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)

Путешествовать -

А зачем люди путешествуют?

А на чём можно отправиться в путешествие?

3. Самоопределение к деятельности

Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?

Что я держу в руках? (Показать проволоку)

А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)

Ребята, а что я сделала из проволоки?(Показать окружность)

На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)

Окружность - это что… (Геометрическая фигура)

Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)

Кольцо - карточку со словом прикрепить на доску

А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)

Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)

Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

А когда употребляем это слово в переносном значении?

Золотое - карточку со словом прикрепить на доску

Составьте с данными словами предложение.

Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)

Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)

Россия - карточку со словом прикрепить на доску

Назовите тему урока.

Золотое кольцо России - карточку с темой урока прикрепить на доску

Какова цель нашего путешествия?

(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)

Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - карточки прикреплены на доске обратной стороной

Что вы знаете по этой теме? (Открыть первую карточку «Знаю»)

Что хотите узнать? (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)

На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)

На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)

Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)

Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)

Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)

А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)

Достать из чемоданчика карту (Приложение 1)

Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)

Карту прикрепить на доску (большая)

II . Операционно-исполнительский этап урока

1. Начало путешествия

Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия. Распределите обязанности в группе: кто пишет в листках для заметок, кто отмечает места, где мы побываем в маршрутных листах, кто фотографирует (Приложение 2, 3)

Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)

Слайд 2 (Презентация «Золотое кольцо России»)

Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)

Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа - храм Василия Блаженного

Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Приложение 4)

Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

Фотографию на память в маршрутный лист и в чемоданчик (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Что мы напишем в листок путешествия? Какие эмоции вы испытываете? (Ответы обучающихся)

Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.

2. Сергиев Посад

Слайд 3

Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)

Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Работа в группах. На столах лежат конверты с карточками

Открываем голубой конверт, читаем текст и составляем вопросы по тексту для других групп.

Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в ХІV веке. Слава Преподобного Сергия Радонежского и основанного им монастыря влекли богомольцев. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь - Троице-Сергиева лавра, значит, главный, самый важный монастырь России.

Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)

Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?

Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!

Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (Ответы обучающихся)

3. Ростов

Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. Поприветствуем их. (Все машут рукой)

Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Ростов - один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города - Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?

Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по особенному.

Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов?

Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.

Слайд 4

Звучит Ростовский колокольный звон

Так, когда звучал 32 тонный колокол?

Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?

- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.

(Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок

4. Физкультминутка

Вдруг 3 класс внезапно ожил.

Посмотрел он вправо, влево.

К солнцу руки протянул.

И друзьям во след махнул.

(Помахали другому, улетающему воздушному шару)

5. Ярославль

Слайд 5

Внизу мы видим, какой город? (Ярославль)

Отметьте флажком этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Ярославль - древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем - Ярославом Мудрым.

Кто уже догадался, что будет являться одним из украшений города Ярославля? Покажите. (Обучающиеся называют Церковь Ильи Пророка)

Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.

Давайте запишем в листки путешествий, что мы узнали о городе Ярославле и какие эмоции испытали.

7. Кострома

Слайд 6

Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?

В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.

Отметьте этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Возьмите розовый конверт. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.

Если посмотреть на город сверху, можно заметить, что улицы расположены в виде --__________. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой ______. Вот город и сделали таким необычным.

Какая существует легенда о городе Костроме?

Раскрыть веер

Вам захотелось побродить по улицам города?

Посмотрите, ребята, внизу мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

Вам нравится он?

Что привлекло ваше внимание?

Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.

Скорей делайте фотографию на память, пока ветер не унёс наш шар. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Делаем заметки.

9. Владимир

Слайд 7

Ребята, наше путешествие, наверное, завершилось?

Над каким городом мы ещё не пролетали? Посмотрите на маршрутный лист.

Отметьте его в маршрутном листе флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.

Осмотритесь вокруг. Что вы видите?

Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.

Слайд 8

Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

Возьмите зелёный конверт.

Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.

Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Волга.

Учитель подходит к каждой группе. Дети шепнут учителю на ушко о найденной ошибке.

Молодцы, все с заданием справились. Почему? Какие вы путешественники?

Прочитайте правильно предложение.

Так как нужно путешествовать?

Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

10. Закрепление изученного материала

Слайд 9

Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?

Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?

Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали

Так как расположены города?

Назовите города нашего маршрута.

Слайд10

Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы.

Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Переславль-Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие.

Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.

III . Рефлексивно-оценочный этап урока

Учитель читает стихотворение В. Степанова

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Плёс и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные - к солнышку лицом -

Для России стали Золотым кольцом.

Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?

Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.

2. Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - на доске

Поработаем теперь с карточкой «Узнал» (Открыть третью карточку «Узнал»)

Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы обучающихся)

3. Рефлексия

Вам понравилось наше путешествие?

Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?

Отметьте на маршрутном листе флажком, в каком городе вам захотелось побывать?

Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?

А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему?

Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?

(Сувениры, фотографии)

Мы тоже фотографировали с вами некоторые достопримечательности городов Золотого кольца. Следующий урок окружающего мира мы начнём с того, что будем вспоминать о нашем путешествии, и я вам предлагаю создать фотоколлаж и рассказать другим ребятам, где мы с вами были, и что на нас произвело впечатление.

Достать из чемоданчика рамку и фотографии для фотоколлажа

I V. Подведение итогов

Каким было наше путешествие?

Где мы с вами виртуально побывали?

Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу - гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо - гордость России.

Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по Золотому кольцу России.

Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!

VI . Д ифференцированное домашнее задание

Ребята, а что вам захотелось сделать дома?

Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?

Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?

А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?

Презентация может быть использована на уроках окружающего мира любой программы обучения. Материал содержит карту Золотого кольца, красочные фотографии достопримечательностей городов, входящих в Золотое кольцо России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

на тему «Золотое кольцо России»

Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.

Задачи:

  1. Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;
  2. Расширять словарный запас, продолжить работу по формированию связной речи;
  3. Развивать память, мышление, воображение, творческие способности;
  4. Воспитывать любовь к России, ее духовному наследию;
  5. Воспитывать культуру поведения, взаимопомощь;
  6. Создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке для поддержания работоспособности и сохранения здоровья.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, презентация, раздаточный материал, план рассказа о городе, фотографии достопримечательностей, лист А4, клей

Ход урока

1.Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

С вами все должны понять,

Много нового узнать

2. Постановка цели урока

– Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей. )

– Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам. Откройте учебник на стр.84-85 и давайте прочитаем, о чём мы с вами будем говорить на уроках.(Читаем)

И первый урок называется Золотое кольцо России. Слайд 3

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря
И голубой тайги,

По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названьях городов.

Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.

Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.

Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей. ) Слайд 4

– Целью нашего урока будет узнать какие города входят в Золотое кольцо и почему оно называется кольцом.

Какие вопросы у вас появились, после того, как вы прочитали тему урока? (Почему кольцо? Почему Золотое?)

Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов? (Ответы детей. )
Тогда мы с вами можем выдвинуть гипотезы (
предположения ):

– Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.

– Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим оказались ли наши гипотезы верными. Слайд 5

– Готовы? Тогда в путь! Руки на месте, ноги вместе, локти у края, спина прямая. (Напоминание о правильной осанке во время урока. )

3. Организация восприятия и осмысления новой информации

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы . Давайте посмотрим на карту России.

(На карте указан маршрут следования.) (Слайд 4)

- Покажите на карте столицу нашей Родины.

Что особенно запомнилось?

Кто основал Москву?

(ученик выходит к доске и отвечает : Князь – Юрий Долгорукий.)

- Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.

(Говорит в микрофон.)

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. (Слайд 5)

Он назван в честь святого Сергия Радонежского , который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра . Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

(Слайд 6)

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов. (Слайд 7)

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути! (Слайд 8, 9, 10)

5. Работа в группах

А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас побыл в роли экскурсовода. Вы будите работать в группах. Ваша задача рассказать о городах как можно ярче, интереснее, чтобы каждый из присутствующих захотел отправиться в путешествие по этим городам.

У вас на столах план составления рассказа о городе, фотографии достопримечательностей, учебник, дополнительная литература и лист А3(+клей).

На выполнение задания у вас 15 мин.

По истечению времени слушаем ответы групп.

6. Физкультминутка

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках

Столько раз?

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять

Топаем ногами

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопаем руками.

(слова дети сопровождают движениями)

Путешествие наше закончилось и мы опять с вами вернулись в наш родной город. Столицу нашей Родины – Москву. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца.

7.Закрепление материала

Разгадываем кроссворд

8.Итог урока

А сейчас давайте подведем итоги, что же мы с вами узнали? Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо?

Почему это кольцо Золотое?

Вам понравилось наше путешествие?

9.Домашнее задание составить рассказ по плану об оставшихся 2х городах, Владимире и Суздале

Предварительный просмотр:

Приложение

Кроссворд «Золотое кольцо России»

  1. 1.Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс )
  2. 2.Музей деревянного зодчества. (Суздаль )
  3. 3.В этом городе находится замечательный памятник старины - Золотые ворота. (Владимир )
  4. 4.Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич )
  5. 5.Главный, важный монастырь. (Лавра )
  6. 6.Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
  7. 7.Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов )

4.Составь слово из предложенных букв.

Кукушкина Е.Ю. 209-531-987

Предварительный просмотр:

План

1. название города

2. когда и кем основан (или в честь кого назван)

3.Описание герба

4.Интересный факт (расположение улиц, происхождение города и тд.)

5. Достопримечательности

(Пользуйтесь учебником и дополнительной литературой

Удачи!)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме:

Что за чудо – красный дом!

Карта-схема городов, входящих в Золотое кольцо России

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Русский художник Исаак Ильич Левитан

Путешествие завершено

Предварительный просмотр:

Кострома

Кострома была основана в 1152г. Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар.

Из источников явствует, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово «кострум» - «крепость». По другой версии название связывают с языческим обрядом. «Костромой» назывался в этих местах обряд, напоминающий масленицу.

Один из красивейших городов Золотого Кольца России богат памятниками и достопримечательностями .

Ключевым историческим памятником Костромы считается Ипатьевский монастырь. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря - монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница.

Также выдающимися памятниками архитектуры и истории в Костроме являются Богоявленско-Анастасьинский монастырь и комплекс Торговых рядов. Богоявленский монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой.

На правом берегу реки Волги расположен еще один исторический памятник Костромы - Церковь Рождества Христова на Городище. Храм изначально он являлся посадской церковью деревни Городище. Отсюда и происходит название церкви.

Герб города Костромы представляет собой щит, на котором в лазоревом поле плывущая влево по таковым же, с серебряными гребнями, волнам золотая галера с убранными серебряными парусами и десятью золотыми гребцами

Предварительный просмотр:

Плёс

Город Плес расположен на правом берегу Волги, в устье речки Шохонки на северо-восточных границах Золотого кольца. Официально история Плёса ведёт начало с 1410 года , когда московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, спасаясь от татарского хана, повелел построить здесь укреплённую таможенно-сторожевую заставу. Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния. Однако еще задолго до этого времени здесь существовало древнее поселение, называемое Чувиль и населенное древнеугорским и славянским племенами меря и кривичей, жившими в IX-XIII веках. За свою долгую историю Плес пережил и набеги монголо-татар, и княжеские междоусобицы, и польско-шведскую интервенцию. Во времена Минина и Пожарского, а также войны с Наполеоном Плес был одним из центов формирования народного ополчения. Был Плес и крупным портом и торговым городом на Волге, однако после строительства в 1871 году железной дороги, обошедшей стороной этот город, Плес превратился в один из тихих провинциальных городов России, которые так любят художники и другие творческие натуры, для которых Плес - великолепный памятник русской природы - становится летней мастерской.

Плес не может похвастаться большим количеством исторических памятников. Зато навеки прославлен Плес певцом русской природы - художником Исааком Ильичем Левитаном, создавшим здесь около двухсот картин и этюдов, украшающих Третьяковскую галерею и Русский музей: «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой Плес», «Над вечным покоем» и другие.

Дата принятия герба Плеса: 29.03.1779 г.
В первой части щита часть герба Костромского: корма галерная с тремя фонарями и с опущенными лестницами, в голубом поле. Во второй части щита - в серебряном поле река с выходящим из нее плесом, означающее имя сего города.

Предварительный просмотр:

Углич

Углич - древнейший русский город на Волге. Местные летописи сообщают, что город основал в 937 году Ян Плескович, родственник княгини Ольги Киевской, посланный на Верхнюю Волгу «ради сбора дани».

Название получил , по всей вероятности, от того, что Волга здесь делает угол . Кроме того, существует две менее вероятных версии: от того, что в этом месте выжигали угли, и от того, что сюда был переселён народ «угличей» с реки Углы, притока Днепра.

В 1148 году город впервые упомянут в общерусских летописях под названием «Углече-поле». В XIII веке он становится столицей небольшого княжества, земли которого раскинулись по левому берегу Волги в сторону владений Твери и Великого Новгорода. В 1238 году город занят татарскими войсками. Около 1326 года Угличское княжество стало уделом Московского княжения.

В XV столетии город - один из значительных центров Русского государства. Здесь чеканили свою монету, вели летописание, переписывали и оформляли книги.

Среди основных достопримечательностей Углича:

Угличский кремль с церковью Дмитрия на Крови, Спасо-Преображенским собором, колокольней, палатами царевича Димитрия.

Герб городского поселения Углич представляет собой геральдический щит. В червлёном (красном) поле царевич Димитрий в золотой, с одной видимой дужкой под державой, короной, имеющей пурпуровую шапку, в пурпуровом платье, украшенном золотом и драгоценными камнями и в пурпурных сапожках, в правой руке царевича - серебряный нож, голову царевича обрамляет нимб золотого цвета. Графическое изображение герба всегда должно соответствовать геральдическому описанию герба с учётом геральдических норм».

Предварительный просмотр:

Ярославль

На высоком берегу реки Волги раскинулся Ярославль. Там, где река Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя. По другой версии, на месте основания города князь убил живого медведя. Но как бы то ни было, Ярослав основал крепость, назвав ее в свою честь Ярославлем. По повелению князя новый город был обнесен деревянной стеной с башнями. Спустя сто лет город стал столицей самостоятельного княжества.

Древнейшим сооружением Ярославля является Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Спасский монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, являясь длительное время его духовным, культурным и экономическим центром.

Воистину жемчужиной древнерусской архитектуры среди достопримечательностей Ярославля можно назвать Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот легкий по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными вершинами. Стены, своды, откосы окон - всё свободное пространство заполнено росписями.

Стоит также выделить Церковь Иоанна Предтечи. Эта церковь - вершина ярославского зодчества XVII века.

Уникальнейший ансамбль Толгского монастыря (XVII-XIX вв.) расположен на левом берегу Волги в пределах городской черты. Толгский мужской монастырь - один из древнейших на Руси - был основан в начале XIV в. ростовским епископом Прохором по случаю «явления» ему иконы Пресвятой Богородицы. Сейчас это женский монастырь, в нём живёт более ста сестёр.

О гербе

«В кругу медведь чёрный, стоит на задних лапах, в правой кривой ноге передней держит протазан, а левую переднюю ногу протянул, под ним написан лес и трава.»

Протазан (от нем. Partisane) - колющее древковое холодное оружие, разновидность копья.


1. С помощью карты учебника подпиши города Золотого кольца.

Выпиши названия тех городов, в которых тебе довелось побывать.

2. С помощью текста и иллюстраций учебника впиши в таблицу 1-2 достопримечательность каждого города.

Достопримечательности городов Золотого кольца

Название города Достопримечательности
Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра, памятник святому Сергию Радонежскому
Переславль-Залесский Старинные церкви и другие памятники архитектуры
Ростов Ростовский Кремль
Углич Угличская ГЭС, часовой завод
Ярославль Памятник Ю.Г. Волкову
Кострома Торговые ряды
Плес Музей И.И. Левитана
Иваново Площадь А.С. Пушкина, купеческие дома в центре города
Суздаль Музей деревянного зодчества, много монастырей, церквей, часовен
Владимир Успенский собор, Золотые ворота

Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу.

3. Представь себя экскурсоводом. С помощью плана одного из городов проведи для одноклассников воображаемую экскурсию. Покажи им те достопримечательности, о которых ты что-то знаешь. Расскажи о них.

План Владимира

План Ярославля

4. Сережа и Надя подготовили для тебя задание. Узнай города по описаниям. Впиши в клеточки названия городов.

а) Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь - Троице-Сергиева лавра.

Сергиев Посад

б) Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где сходятся, стоят старинные Торговые ряды.

в) Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течет "углом". В этом городе есть часовой завод.

г) Этот город называют городом-музеем. В нем много церквей, монастырей, часовен. А еще есть музей деревянного зодчества.

5. С именами каких великих людей связаны названия городов? Соедини линиями.

Владимир - Владимир Мономах

Сергиев Посад - Сергий Радонежский

Ярославль - Ярослав Мудрый

6.Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты эти достопримечательности. Вырежи из Приложения фотографии и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей фотографии. Укажи стрелками названия городов.

7. Здесь ты можешь записать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.

1. Кем был основан Ярославль?

2. В каком городе есть часовой завод?

3. Какими поделками известен Ростов?

4. Юрий Долгорукий основал Москву и...

5. Что означает "лавра"?

6. Город художников?

7. Чьи дома сохранились в Иваново?

8. Сколько часовен в Суздали?

Задай эти вопросы одноклассникам. Оцени их ответы.

8. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщения об одном из городов Золотого кольца. Лучше выбрать город, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

Тема сообщения: Москва

План сообщения:

1. История города

2. Достопримечательности

Источинк информации: интернет

Здесь ты можешь записать интересные факты для своего сообщения, выполнить рисунки по своим впечатлениям или наклеить фотографии.

В Москве много достопримечательностей. Красная площадь - это целый комплекс памятников истории России. Здесь располагается Кремль, Мавзолей Ленина, Памятник Минину и Пожарскому, Храм Василия Блаженного и многое другое.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх