Что такое духовное здоровье человека. Размышления о духовном здоровье нации

В московской студии нашего телеканала - архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

- Сегодня тема нашей передачи - «Духовное здоровье». Что такое здоровье вообще?

Каждый человек знаком с такими понятиями, как «здоровье» и «болезнь». И конечно, у каждого человека, если у него нет определенной образованности, начитанности, знаний, есть свои представления об этих двух состояниях. Больной человек может думать, что он здоров, а здоровый может понимать, знать или догадываться, что он больной. Поэтому нам необходимо иметь общий уровень знания, от которого каждому человеку можно отталкиваться.

Мы живем в гражданском обществе, в котором существуют такие законы и понятия: Всемирная организация здравоохранения говорит о здоровье как об особом состоянии человека, у которого не только отсутствуют болезни, но есть душевное и социальное благополучие. В этот термин укладывается понятие некоего комфорта и благополучия при отсутствии болезней. Болезнь же, по представлению Всемирной организации здравоохранения, - это когда у человека происходит нарушение, дезадаптация внутри организма, когда органы и системы неправильно реагируют, неправильно регулируются и человек ощущает повреждения в своем организме, неполноценность своего бытия, реально существуют элементы болезни.

Те, кто хочет узнать больше о здоровье, болезни и факторах, которые способствуют здоровью или приводят к болезни, могут ознакомиться со справочными материалами Интернета, но каждый человек должен иметь понятийный минимум и владеть этим понятийным аппаратом, чтобы иметь представления о здоровье и болезни.

- Какие существуют представления о здоровье и болезни?

Человек должен знать, что такое здоровье, прежде всего, из этой рекомендации Всемирной организации здравоохранения по определению понятий. Но также человек должен знать, что мы, люди, состоим из души, духа и тела, поэтому бывает физическое, психологическое (или психическое) и духовное здоровье. Понятие духовного здоровья может расцениваться в секулярном обществе (то есть отделенном от Церкви) не так, как в Церкви. Понятие духовности в мире, отделенном от Церкви, определяется как особая культура, особый стиль поведения, особое воспитание, и сюда приплюсовывается эмоциональная составляющая. Допустим, человек считается духовным, если он пишет и слушает музыку, читает много книг, но понятие о такой духовности в корне отличается от церковного понимания этого термина и состояния духовности.

Духовность - это потребность пребывания в Духе Святом, чтобы Он пребывал в тебе и руководил твоей жизнью, когда ты обращаешься к Богу и опираешься в своей жизни на Божественные повеления, тогда твоя жизнь становится водимой Духом Святым. Это и называется духовным состоянием, жизнью в духе. Духовное здоровье - это когда ты ощущаешь в себе эту полноту, причем такое состояние должно быть не ложным, не лицемерным, а истинным, когда люди, которые сами пребывают в духе, могут увидеть в тебе это состояние духовности.

Чем различается духовное понимание людей, находящихся в лоне Церкви, от понимания людей, которые находятся вне Церкви?

Неправильно понимают сам термин, неправильно ищут корни возникновения этого названия. Люди, которые находятся в Церкви, всегда ищут понятийный аппарат на страницах Священного Писания, Священного Предания, воспитываются в церковном духе и церковной традиции, а люди, которые находятся вне Церкви, пытаются вакуум заполнить душевными (не духовными) объемами, придумывают различный понятийный аппарат для того, чтобы заполнить этот вакуум. Но люди церковные должны очень сильно отличаться от нецерковных людей, потому что церковным людям необходимо изменить свое сознание и отношение к миру: увидеть ложь мира, обличить ее и отстраниться от нее. Если человек был заражен этой ложью, то он должен от нее избавиться, а если не был заражен, то чтобы и не стремился заразиться ложью мира сего.

Как связано телесное, физическое здоровье с духовным здоровьем? Есть такое выражение: «В здоровом теле здоровый дух». Справедливо ли оно для человека, который находится в Церкви?

Этот термин («здоровый дух») встречается на страницах Священного Писания в апостольском послании, но также он был очень сильно распространен и в языческом мире, когда спортсмены-олимпийцы показывали силу своего тела, демонстрируя тем самым силу духа, то есть волевые качества (душевные) приравнивались к духовным качествам. То есть если человек хочет избавиться от какой-то привычки ради того, чтобы хорошо выглядеть, он начинает воспитывать в себе качества выносливости, заниматься особенным образом спортом, чтобы выигрывать в олимпиадах, но он же не становится от этого духовнее. Он становится сильнее, выносливее, более волевым, принимает соответствующие решения, но о духовности здесь вообще нет никакого разговора, потому что жизнь человека протекает без Церкви, без ее благодатных таинств, без имени Христова.

Мы знаем, что конечная цель нашей жизни - Царствие Небесное, и каждый человек должен стремиться к нему. Значит, мы должны ставить для себя векторы в направлении Царствия Небесного. А здесь мы видим, что векторы ставятся на внешние, часто непостоянные особенности человеческого тела. Сегодня они прекрасны, а завтра находятся в упадке, сегодня человек молодой и красивый, а завтра он дряхлый старик, которому никто не может помочь. Так и здесь: человек, который устанавливает неправильный духовный вектор, потом пожинает плоды достижения своих неправильных целей. Конечно, такой человек совершает грех, приводит свое тело и душу в состояние упадка, при котором не достигнуть Царства Небесного. Это плотской, душевный человек. И апостол говорит, что хочет во всех нас видеть людей не плотских, не телесных, не думающих о временном, но думающих о вечности, хочет видеть в нас людей духовных. И поэтому он призывает думать о вечном, о Христе и Его учении, о том, как достичь пребывания в Боге и в славе Божией.

- То есть спортивная сила духа - это совсем не стяжание Духа Святого?

Абсолютно. Здесь мы говорим о духе с маленькой буквы, а когда говорим о духовности, то слово «дух» имеет сродство с Духом Святым, то есть к таким состоянием. Кто такой Дух Святой? Это Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы, и каждый человек призван к обожению. Апостол говорит о том, чтобы мы подражали Богу. А если человек подражает Богу, то значит, он изменяется в корне: изменяет свои поступки, мысли, поведение, свое отношение к жизни, изменяется вообще, преображается и становится новым человеком. И апостол говорит, что человек может достигнуть Царства Небесного, когда он преобразится до тех критериев, которые дает нам Святая Церковь через Священное Писание, Священное Предание, по тем правилам и нормативам, которые необходимы для того, чтобы попасть в Царство Бога.

А возможен ли противоположный известному изречению «в здоровом теле здоровый дух» вариант? У подвижников происходит как раз наоборот: в немощном теле, у больного человека происходит цветение духа.

Здоровый дух может быть и у здорового человека, красивого внешне. Мы помним (есть на страницах Священного Писания) об Иосифе Прекрасном, который не зря так назван, потому что он был красив и телом, и душой. Конечно, и через него исполняются обетования Божии. А бывает и такое, что у человека здоровый дух, когда у него нездоровое тело. Например, праведный Иов Многострадальный, который был не здоров телом, и когда дьявол искушал его и поражал его тело, но, боясь Бога, не забирал его душу, Иов пребывал в состоянии здорового духа. Конечно, он и плакал, и печалился, но прежде всего о том, что не мог полностью угодить Богу. Здесь Господь открывает нам через Священное Писание особенное понимание: мы должны знать, для чего Господь нам дал все, что мы имеем при себе (тело, душу, дух), и как мы должны это использовать. Потому что если человек неправильно относится к своему телу, значит, он неправильно понимает, для чего оно существует.

Если он не соблюдает внешнюю и внутреннюю гигиену своего тела, он не знает, что за механизм, что за «машину» дал ему Господь, потому что тело - это машина по большому счету. Если его рассмотреть, то увидишь в нем канализацию, различные моторы, клапаны и насосы. Даже в самой маленькой клеточке существуют насосы, которые переносят микрочастицы, молекулы, поэтому это такая машина, которую человек не знает до конца, он еще не понимает всей полноты ее работы. Поэтому тело - это Божий дар, и к нему надо правильно относиться: заботиться, но не поклоняться ему, потому что есть люди, которые просто живут своим телом, вся их жизнь складывается из того, чтобы поддерживать свое тело на определенном уровне, чтобы оно определенным образом выглядело.

Духовные люди заботятся о том, чтобы их дух достиг Царства Небесного, потому что знают, что это тело разрушится, а душа нет. Такой человек знает, что тело он потеряет, но душа войдет в рай, а в Царство Небесное войдет тело, которое Господь воскресит. Мы верим в воскресение тела, не в духовное воскресение, а в такое, которое будет в совершенном теле, и Христос нам показал Своим воскресением Свое совершенное тело, когда Он являлся апостолу Фоме и сказал ему: «Дай Мне свой палец и вложи в Мои раны, наложи руку свою на Мое ребро и посмотри, что это то тело, которое было истязаемо и распято, но сейчас Я нахожусь в нем и управляю им полностью». Его хотят схватить - и не могут, хотят обнять - Он пропадает, исчезает, и никто не знает, где Он находится. Но мы знаем, что Христос всегда пребывает в христианской общине и телом, а не только Духом, но просто тело Его неосязаемо и невидимо нашими ограниченными органами чувств.

Когда призывается имя Христа на литургии, Он пребывает там и Духом, и Телом, но мы Его не видим, так же как мы не видим электричество, но это не значит, что его нет. Мы видим, что лампочка светит, но само электричество не видим. Так же мы не видим и бактерий, которые в нас существуют, но это не значит, что их нет. И человек духовный понимает, что Господь с ним, поэтому он не будет грешить. Попробуй сделать что-нибудь плохое, когда ты видишь Личность Бога, попробуй согрешить против твоего брата. Духовный человек физически и духовно не может идти против Бога, Которого видит. Святые люди видят Бога особенным образом: они знают, что Он рядом с ними, они чувствуют Его, поэтому духовные люди не могут идти против Самого Господа, они живут особенным образом и призывают других так жить и говорят, что до определенного времени мы не видим Бога, а потом все Его увидим.

А кто пребывает во грехе, будет очень плакать о своих грехах, потому что Господь Сам Свидетель всего того, что с нами происходило, происходит и каким было направление нашей души. Поэтому здесь мы должны очень правильно оценивать ту обстановку, прежде всего духовную, в которой мы находимся. И люди духовные понимают, где они находятся и что происходит. Плотские, душевные люди этого не понимают.

- Как человеку плотскому, душевному, может быть, далекому от Церкви, обрести духовное здоровье?

Прежде чем обрести духовное здоровье, надо понять, что оно отсутствует у человека, который хочет его обрести, потому что сам термин «обрести» означает «найти», «получить», «завладеть». Если человек задумывается об этом, значит - первый шаг к духовному состоянию уже сделан: человек задумывается о том, есть ли у него духовное здоровье, есть ли у него какие-то духовные плоды, чтобы правильно жить и иметь определенные цели и ориентиры в своей жизни. Нельзя сказать в двух словах, как обрести духовное здоровье, это очень глубокий вопрос. Первый шаг нужно сделать в Церковь Божию, воспитать себя в Духе. Если человек некрещеный, то должен покреститься во имя Господа Иисуса Христа, во имя Святой Троицы, чтобы иметь надежду возрождения в жизни будущей. Если у такого человека есть это желание, посыл, то он начинает приобретать надежду на то, что у него будет духовное здоровье.

Но каждый человек должен знать, что когда мы творим грехи и беззакония, отворачиваемся от Бога, то все мы больны. Так же как у всех людей есть какие-то вирусы в организме, которые творят свое дело. Они могут быть болезнетворными, сильными и слабыми, но у каждого человека они есть, просто не каждый об этом знает. Есть такие вирусы, которые до определенного момента не проявляются, и человек, который знает, что они могут проявиться, пойдет провериться, сдаст анализы и увидит, что они есть, и поймет, что необходимо от них избавиться, пока иммунитет сильный, или поддерживать свою жизнь на таком уровне, чтобы они никогда в нем не возобладали, не проявились. Так же и у человека духовного: сначала он должен прийти к духовнику, духовно опытному человеку, и побеседовать с ним, поговорить о Боге, своей жизни и получить некий диагностический список того, что ему необходимо сделать, как ему жить дальше в Боге и Духе Святом. Конечно, это может сделать Святая Церковь, которая имеет в своем запасе людей, живущих в Духе, пользующихся спасительными таинствами, способными изменить духовную часть в человеке.

Пример духовного здоровья нам явил Господь наш Иисус Христос, Он был духовно здоровым Человеком, Вторым Адамом. Адам и Ева тоже были сотворены духовно здоровыми, но мы знаем, какая потом произошла трагедия со всем родом человеческим. Поэтому каждый человек рождается в грехе, и этот грех Адамова преслушания (первородный грех) омывается банею пакибытия, то есть крещения.

Задают такой вопрос: «Если оба родители крещеные и у них рождается ребенок, то почему его надо крестить? Ведь у них уже должно родиться святое дитя». Нет, дело в том, что грех настолько задел человеческую душу и тело, что у души появились склонности к тем или иным греховным поступкам. Тело как машина, само по себе ничего не может делать: если машина стоит без водителя, то она не сигналит, не потребляет бензин, не едет по газонам, то есть виноват тот, кто ею управляет, а не она сама из-за того, что она существует. Машина может быть и несовершенной, то есть здоровый водитель может попасть в какую-то проблемную ситуацию, если неисправна машина. Здесь у человека примерно такая ситуация, когда и «водитель» болен, и «машина» поломана.

Поэтому Господь говорит о том, что мы все время должны заботиться о своем теле (чинить свою «машину»), но в конце концов тело будет утилизировано (пойдет в землю и будет в ней растворено, пойдет туда, откуда было взято), как и машина пойдет в утиль. А вот душу сдать в утиль, как машину, невозможно. Мы должны знать, что наше тело временное, уже обладает генетическими поломками, сродством с болезнью, все в нем уже работает не так, как было задумано Богом. Бог дал человеку пройти определенный жизненный искус, чтобы человек набрался опыта, прежде всего духовного, и понял, что без Бога жить невозможно.

Адам и Ева были изгнаны из рая, и тем самым им было дано время подумать; иначе они могли бы добраться до древа жизни и стать вечными. Дело в том, что наша жизнь как вспышка, но в нашем земном бытии она имеет какую-то продолжительность, которую чувствует наше тело, но для души она вообще неощутима. И очень хорошо начинаешь понимать тех людей, которые говорят: «Да, я старик (или старушка), но душа у меня молодая». Так обычно говорят люди, которые все время живут в Боге, не творят беззакония, понимают, что придет конец для тела, но не для души.

Многие люди ошибаются, когда думают, что будут жить в своих детях, а сами умрут. Это заблуждение, такие люди не знают о том, каково предназначение человеческой личности, это языческие остатки, рудименты, которые живут в человеке. Все это существует у нас сейчас потому, что мы неполноценны, мы не цельные. Бог создал первых людей цельными, Христос был цельным и явил Собой эту полноту, когда не имел потребности в грехе. А у каждого из нас есть потребность грешить, совершить личный грех, потому что первородный грех дает свои корни и такие вот «цветки».

- У каждой болезни есть первые симптомы. Как определить симптомы духовного заболевания?

Очень вредно определять у себя симптомы болезни, даже физические, потому что все люди болеют болезнью третьего курса мединститута: когда студенты начинают изучать пропедевтику болезней (введение в курс внутренних болезней) и основы хирургии, то, прочитывая о терапевтических, хирургических болезнях, они начинают все это замечать у себя, поэтому это очень вредно - ставить себе самому диагноз, он всегда будет не объективным, а субъективным.

Человек находится в обществе, а мы знаем, что «село не стоит без праведника, а город без святого», поэтому в каждом селе или городе есть люди, которые живут в Боге, есть Святая Церковь, которая приводит нас своим учением и наставлением в Царство Божие, и люди должны понимать, что нужно приходить именно в эту врачебницу, как приходят лечиться в поликлинику или больницу при телесных заболеваниях. В духовной врачебнице (в церкви) с человеком проведет беседу священник или катехизатор. Катехизатор выступает здесь как младшая медсестра в больнице, дьякон как фельдшер, а священник как врач. Эти люди расскажут, что необходимо проверить свой внутренний духовный мир, насколько человек живет в Духе Святом - все это имеет специфические элементы обследования, которое проводится именно в храме Божием.

Поэтому самому себе ставить диагноз нельзя, другое дело, что мы сами можем регламентировать направление своей воли: делать нам плохое или не делать. Потому что каждый человек имеет совесть, и если он делает что-то беззаконное, противное закону Божьему, это претит его внутреннему состоянию, поэтому он не может просто так убить, или украсть, или совершить другие грехи, которые возопиют к Богу, такой человек понимает, что он делает что-то не то. Может быть, «технически» он может совершить такие грехи, но внутри что-то скребет, давит, не дает ему нормально существовать. Это и есть совесть - дар Божий, который заложен в каждом человеческом организме, это атрибут души.

Но дело в том, что человек - трехсоставное существо, душа есть и у растений (это жизненная сила), а у человека душа - это разум, который обладает волей, чувствами и имеет некую жизненную силу, которую мы не можем исследовать, понять и раскрыть, но мы знаем, что она есть. Чувства для нас субъективны, но объективно мы можем сказать, что они есть у каждого, а субъективно почувствовать, как они работают, человек может только на собственном опыте. Поэтому Господь дал каждой личности отдельное тело, и каждая личность имеет право распоряжаться своим телом так, как хочет, но Господь смотрит, какой вектор выбирает его душа, эта жизненная сила, наделенная разумом, волей и чувствами.

- Грех может быть заразительным. Как противостоять греховному влиянию со стороны?

Ветхий и Новый Заветы наполнены рекомендациями, а также и Псалтирь: «Блажен тот человек, который не ходит на собрания нечестивцев, на путях грешных не стоит, не ожидает приближения греха, а удаляется от него». Священное Писание пропитано этими словами, этим духом и всегда говорит: «Убегай греха, беззакония, безбожия». Оно заставляет нас (не рекомендует, а заставляет) уходить от беззакония, как если бы человек знал, что использование определенных продуктов питания или предметов быта ведет к заражению какой-то болезнью. И поэтому знающий человек написал бы: «запрещено», «не трогать».

- То есть это самонадеянно: оставаться среди грешников и считать, что будешь чист?

Абсолютно. Это такое состояние, как если бы незащищенный человек шел туда, где очень сильная радиация, и думал бы, что он такой сильный, что может противостоять ей. Мы несовершенные, находимся в этом уже поврежденном теле, греховном, которое призвано к разложению, поэтому радиация для нас страшна и нужны средства защиты. Мы просто не знаем, что такое духовная зараза, а все святые говорят: «Убегай от греха, от тех людей, которые заражены каким-то пороком, духовной заразой, убегай от сплетников». Нигде на страницах Священного Писания мы не найдем призывов общаться со сплетниками или блудницами, ворами и беззаконниками, потому что Господь прямо говорит уходить от этого. Мы должны знать это правило, и если видим какой-то грех, беззаконие, то должны помолиться за душу этого человека. У таких людей тело часто бывает побиваемо, убиваемо, но надо помолиться за их душу, которую нельзя убить. Видя наше отношение к такому явлению, Господь может простить нам множество грехов. Поэтому грех беззакония мы должны от себя отсекать, отстраняться от него и забыть дорогу туда, где он находится.

- Физические болезни появляются в силу разных условий: плохое питание, чрезмерные нагрузки, экология…

- …курение, пьянство, наркомания. У нас почему-то об этом не любят говорить, но надо подчеркивать, что у курящих очень часто рождаются уродливые дети, потому что никотин и продукты сгорания табачного дыма приводят к мутациям. У алкоголиков рождаются уродливые дети, потому что продукты распада этилового спирта тоже приводят к мутациям, у наркоманов рождаются неполноценные дети, потому что изменения, которые происходят вследствие употребления наркотических средств, особенно последнего поколения, способны приводить к рождению уродов и физически неполноценных людей. Об этом надо часто говорить и напоминать людям. Про экологию все понятно, мы также должны избегать ее вредного влияния, не должны жить на «мусорке», грязно питаться, мы должны оберегать свое тело, соблюдать гигиену, но должны помнить, что болезнь нашего времени - это вышеперечисленные пороки (курение, алкоголизм, наркомания).

- А если перевести на язык духовного здоровья, какие условия являются причинами духовных болезней?

Основная причина - бездуховность, потому что бывает так, что у верующих родителей, которые в третьем поколении ходят в храм Божий, рождаются дети, становящиеся наркоманами, и праведность всего их рода, получается, идет насмарку. Этим подчеркивается, что душа у человека очищается только личным крещением, и необходимо над каждой личностью проводить это таинство, крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы должны знать, что мы неполноценные люди (хочется нам это признавать или нет) как с душевной, так и с физической точки зрения. Мы все время нуждаемся в Боге, в Духе Святом, мы должны заполнять свой внутренний сосуд Духом Святым, потому что апостол говорит: «Все вы сосуды Духа Святого, Его храмы, в которых Он должен обитать». Если в этом сосуде не обитает Святой Дух, то «свято место пусто не бывает» - туда заселяются духи злобы поднебесной, которые хотят, чтобы богоподобный образ человека был в грязи и далек от Бога, вот они и уловляют человека, который не заботится о своей душе, и стаскивают его в ад.

Если мир во зле лежит, мы должны этого мира остерегаться, должны быть водимыми Духом Святым, должны просить Бога, чтобы Он помог нам найти путь спасения и избавиться от греховности. Полностью от нее избавиться сейчас, в этом теле, невозможно, но мы можем иметь стремление избегать наростов греховной коросты, брать палочку покаяния и сбивать со своей души эти наросты, чтобы они не мешали нам жить в этом мире. Поэтому у Церкви есть посты, Таинства покаяния, соборования.

Часто люди думают, что при соборовании им прощаются все грехи. Да, с духовной точки зрения потенциал к прощению есть, но очень многое зависит от самого человека: от его воли, разума, стремления и духовных чувств. Если человек только на языке хочет от них избавиться, то ничего не получится. Если же будет стремиться к этому, то Господь все сделает, чтобы ему помочь. Но мы должны знать, что живем на земле, где набираемся определенного опыта. Мы очень часто любим ссылаться: «Вот, соседка не болеет, прекрасно живет», - не надо этого делать, мы должны смотреть внутрь себя, в свое сердце и свою душу, чтобы знать, не сделали ли мы того, что претит Божией воле, законам благодати, которая может присутствовать только тогда и там, когда и где человек в ней нуждается. Не будет же электрическая энергия существовать там, где нет в ней нужды, если человек не протянет провода, не купит лампочки, хотя в природе эта энергия растворена и ее можно получить различными путями.

У нас не будет концентрированной благодати, если мы ничего не делаем, чтобы ее получить. Она есть, но ее надо концентрировать и применить к себе постом, молитвой. Христос сказал нам, как это все сделать, но когда мы читаем Священное Писание, то воспринимаем слова либо как очень святые, которые не укладываются в нашем сердце и уме (мы думаем, что это такие святые слова, что мы ничего не можем сделать, чтобы следовать им), либо думаем, что это настолько обыденные слова, что их и применять не стоит: сказаны они давно, а мы сейчас живем в другом обществе и при другой политической ситуации (и даже магнитные бури на нас влияют), поэтому исполнять их не надо. Смотришь на отношение человека к своему духовному состоянию и удивляешься, на что он надеется. Каждый человек может жить в Духе Святом, тот, который нуждается в Нем. И когда ты это видишь, думаешь: «Господи, хорошо, что я там (в миру) не живу, защити меня, помоги мне и дай мне силы помочь тому, кто обратится и будет в этом нуждаться».

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро

Духовное здоровье человека это его позитивные мысли, умение жить в гармонии как с самим собой, так и с окружающими его людьми, и, конечно, умение жить в гармонии с природой. Духовное здоровье подразумевает отказ как от вредных привычек, так и от негативных мыслей.
Духовное здоровье современников
К сожалению, в наше время не так часто можно встретить человека, обладающего духовным здоровьем в полном смысле этого слова. И, причин, которые назовет любой человек, для отсутствия духовного здоровья, очень много. Это могут быть и проблемы в личной жизни, и неуверенность в стабильности работы, и непростая экономическая ситуация в стране - все эти проблемы вызывают мрачные мысли, от которых не так легко избавиться. А если человек имеет слабость «заедать» все проблемы вкусными, но не совсем полезными продуктами (некоторые предпочитают «запивать» алкоголем), то, становится очевидно, что ни о каком здоровом образе жизни и речи быть не может. И, вряд ли такой человек захочет провести пару часов в спортзале или в выходные отправиться на природу: лучше поесть перед телевизором или выпить пару бутылок пива. И, такие «решения» той или иной проблемы могут привести к серьезным заболеваниям, не только органов пищеварения, но и нервной системы.
И, если проанолизировать образ жизни такого человека, то можно легко убедиться, что причины болезней и несчастий исходят от самого человека, вернее, от его негативных мыслей.

Немного истории
Если обратиться к истории, то вряд ли можно найти такой период, когда простые люди были полностью довольны своей жизнью. Однако, наши предки были намного здоровее нас не только в духовном плане, но и в физическом, хотя никто из них не посещал спортзал, не считал калории, и не ходил на прием к психологу.(Эти блага цивилизации появились сравнительно недавно).Тогда невольно возникает вопрос: как в большинстве своём неграмотные люди, говоря современным языком, умели сдерживать свои эмоции и вели более здоровый образ жизни, в отличае от нас, жувущих в 21 веке?
Конечно, я не могу утверждать, что моё мнение единственное и правильное, но мне кажется, что духовное здоровье наших предков было воспитано верой в Бога.
После Крещения Руси православие постепенно распространилось на территории страны, и люди верили в Иисуса Христа, соблюдая заповеди Божьи. Первые 4 из них содержат в себе обязанности любви к Богу, а остальные 6 призывают к любви ко всем людям (иными словами, к позитивным мыслям и добрым делам).

Если вдуматься, то простые слова этих заповедей не утратят свою актуальность никогда. (Не подумайте, что я призываю всех читателей немедленно уверовать в Бога.Религия - это лично дело каждого), но все - таки, считаю, что прочитать их стоит. Кратко напомню своими словами:
Любить и уважать родителей
Не убивать
Не изменять (имеется ввиду супружеская измена)
Не воровать
Не доносить
Не завидовать
Нарушение любой из этих заповедей ведет к негативным мыслям, и, как следствие, к стрессу.
И, раз зашел разговор о Православной вере, то нельзя обойти молчанием такую тему, как соблюдение постов. В течение года, церковь приписывает несколько раз отказываться от мясной и молочной пищи, а кушать только растительную. С первого взгляда это кажется очень сложно и, наверное, в чем - то глупо, но, ведь, во всем мире имеется большое число вегатарианцев, которые полностью отказались от мяса и чувствуют себя прекрасно.

Для примера могу сказать следующее: в начале весны у православных начинается самый длинный пост, который заканчивается праздником Пасхи. Но, если посмотреть на это с другой стороны, то, ослабленному за зиму организму весной просто необходимо как можно больше витаминов, которые в содержатся во фруктах и овощах. А отказ от мясо - молочной продукции подразумевает употребление в пищу большего количества растительной пищи.

Подведем итог
Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: если человек соблюдает элементарные жизненные правила (так можно сказать «светским» языком о перечисленных заповедях), то, у него будет намного меньше негативных мыслей, которые ведут к нервным стрессам и неправильному образу жизни. И, вообще, человек не должен совершать такие поступки, за которые ему будет стыдно даже перед самим собой - это и есть одно из составляющих духовного здоровья.
Здоровый духовно человек даже в мелочах стремится находиться в полной гармонии с окружающим миром. Он не будет хамить, не будет ругаться с окружающими, даже находясь в лесу, здоровый духовно человек не будет оставлять после себя мусор или непотушенный костер, так как знает, что такие поступки противоестественны.

Очень хочется, чтоб как можно больше людей осознали, что духовное здоровье не менее важно, чем здоровье физическое, так как духовно здоровый человек замечает вокруг себя намного больше позитивных моментов, и бывает намного счастливее, чем тот, который не может жить в согласии с самим собой и окружающим миром.








Духовное здоровье человека в зависимости от степени получения удовлетворения от проводимой деятельности в обществе, формирует эмоциональное здоровье человека , путем накладывания отпечатков через призму переживаний, определенного уровня тревоги, и как следствия уровня самооценки личности и степени социализации этой личности в данном обществе. Получаемые личностью эмоции как положительные, так и негативные оказывают влияние на психологическое состояние человека. При преобладании негативных моментов они непосредственно сказываются на здоровье человека. На основе этого следует четко выделить зависимость здоровья физического и духовного в комплексе. Таким образом, эмоции и здоровье человека представляют собой неразрывную связь эмоции + здоровье.





В системе духовного здоровья как основы для общего здоровья человека центральное место православие отводит душевному миру – спокойному, благодатному состоянию души. Спокойствие и согласие в душе, душевный мир , душевная тишина и покой, гармония души ведет и к гармонии тела, в то время как душевное беспокойство приводит к множеству заболеваний. Душевные бури и страсти, постоянное зло, ненависть, зависть, тревога, разрушают душевный мир, ведут к нервному перенапряжению внутренний мир человека – грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения.


Все несчастья человека начинаются тогда, когда он теряет свою жизненную силу. Удачливость, здоровье и состояние счастья зависят от объема духовной силы в человеке. Чем более глобальный и великий смысл имеет его жизнь, тем больше духовной силы получает человек. Самое низшее есть бесцельное растительное существование. На втором месте стоит служение мирским эгоистическим интересам. На третьем - жизнь ради чего-то или кого-то. На четвертом - жизнь ради совершенства. На высшей ступени - совершенствование для помощи и спасения людей, для проведения в мир Высшей Божественной Силы. Сам человек, суживая себя до плотского существования, суживает свои возможности восприятия Божественной Силы. Пассивная жизнь, движение по течению, действия по линии наименьшего сопротивления, потакание лени ослабляет жизненную силу, в результате чего возникают болезни. Каждое действие, в которое вложены усилие и сверх усилие, направленное на Духовную цель, развивает в человеке настолько большую силу, что он может жить в невыносимых условиях и оставаться живым и здоровым. Пассивность и отступление от трудностей на духовном пути - ведет человека к отступлению от здоровья и жизненной силы. Внешними факторами понижения энергии, приводящей к болезни, могут быть стрессы, сопровождающиеся большим выбросом эмоциональной силы, переохлаждение, чрезмерное напряжение (в погоне за результатом), засорение себя тяжелой пищей, алкоголем.



Но, признавая наличие духовного здоровья , наука пока не готова дать точные ответы на многие вопросы и, в частности, предложить критерии оценки именно этой, возможно самой главной, составляющей здоровья человека.





2. «Здоровье - это состояние полного физическо­го, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефек­тов», - записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.

В общем понятии здоровья имеются две неотде­лимые составляющие: здоровье духовное и физи­ческое.

Физическое здоровье предполагает отказ чело­века от вредных привычек (табакокурения, упо­требления алкоголя и наркотиков и др.). Чтобы достигнуть высокого уровня такого здоровья, че­ловек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необ­ходимый объем двигательной активности.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно до­стигается умением жить в согласии с окружающи­ми людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.

Физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влия­ют друг на друга.

3. Практическое задание (ситуация). Ваши действия при заблаговременном оповещении о землетрясе­нии и при внезапном землетрясении, если оно за­ стало вас дома.

3. При заблаговременном оповещении о землетря­сении следует:

Включить телевизор (радио) и выслушать сообщение;

Закрепить мебель, тяжелые вещи переместить на пол;

Отключить газ, воду, электричество, пога­сить огонь в печах;

Взять документы, необходимые вещи и сле­довать в указанное место.

Практика показывает, что при внезапном зем­летрясении от первых толчков до последующих", более сильных, когда начнет разрушаться здание, есть 15-20 с. За это время нужно или покинуть здание, или занять в нем относительно безопасное место.

Покидая здание, не следует пользоваться лиф­том, нельзя эвакуироваться из окон, не разбив пе­ред этим остекление.



При укрытии в здании наиболее безопасными местами являются: дверные проемы, места у ко­лонн и под балками каркаса, ниши в капитальных внутренних стенах, углы, образованные этими стенами, а также места под прочными столами и рядом с кроватями.-

Билет № 8


1. Особенности состояния водоемов в разное время гола. Правила безопасного поведения на водое­мах зимой.

1. Водоемы являются опасными в любое время го­да. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубо­кие омуты и подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая тем­пература воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых моро­зов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблю­дать правила безопасного поведения на зимних во­доемах. Основные из этих правил заключаются в следующем:

Надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед - опасен;

Опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла;

Места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно сви­детельствуют о наличии промоины;

Преодолевать водоем по льду следует в свет­лое время суток и при хорошей видимости;

При движении по льду группы людей необход­имо соблюдать дистанцию примерно 5 м;

При наличии рюкзака необходимо предус­мотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече),

Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно перемес­титься в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

2. Здоровье индивидуальное и здоровье общественное, факторы, влияющие на них .

2. В общем понятии здоровья различают индиви­дуальное и общественное здоровье. Под индивиду­альным здоровьем понимается личное здоровье каждого человека. Оно во многом зависит (по дан­ным некоторых специалистов, на 50%) от самого человека, его мировоззрения, образа жизни, куль­туры, а также от других факторов (наследственнос­ти, состояния здравоохранения и т. д.).

Общественное здоровье складывается из состоя­ния здоровья каждого из членов общества. Боль­шое влияние на его уровень оказывают политиче­ские, социальные, экономические и природные ус­ловия.

Большое влияние на состояние и индивидуаль­ного и общественного здоровья оказывают физи­ческие, химические, биологические, социальное и психологические факторы внешней среды.

Физическое воздействие выражается во влия­нии электромагнитных и электрических полей, солнечного света..

Химические факторы связаны прежде всего с широким применением в производстве и быту различных дезинфицирующих, консервирующих, моющих, лакокрасочных и других средств.

Биологические факторы способны отрицатель­но влиять на здоровье, вызывая инфекционные за­болевания.

Социальное воздействие связало с жизнью об­щества. Поступательное и спокойное развитие об­щественных отношений гарантирует снижение воздействия таких отрицательных факторов, как неуверенность в завтрашнем дне, разрушение обы­чаев, традиций и устоев.

Важное значение для здоровья имеет психоло­гический климат в семье, школе, трудовом кол­лективе. Доброта, внимание, помощь и поддержка благоприятно влияют на людей, а ссоры, конф­ликты, неумение общаться, как правило, приво­дят к стрессам и не способствуют сохранению и ук­реплению здоровья.

3. Практическое задание (ситуация). Во время дохо­да в лес за грибами или ягодами вы отстали от группы и заблудились. Ваши действия.

3. Если во время похода за грибами или ягодами вы отстали от группы, следует:

Попытаться догнать группу;

Попытаться привлечь внимание товарищей криками;

Остановиться и ждать, когда за вами вернутся;

При необходимости (травме, плохом самочувствии, ухудшении погоды) развести костер и по­строить временное жилище.

Заблудившись в лесу, следует остановиться и оценить ситуацию. Прислушаться к звукам, ос­мотреться вокруг (по возможности с возвышенно­го места), искать дорогу, тропу, ручей или реку. Найдя их, следует определить направление выхо­да и двигаться в этом направлении.

Билет № 9

1. Правила ориентирования на местности. Опреде­ление сторон горизонта; определение направле­ния движения на местности.

1. Ориентированием называется умение опреде­лять свое местонахождение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдер­живать его.

Основные способы ориентирования:

По компасу;

По небесным светилам (по Солнцу, по звездам, по Луне);

По местным признакам.

В солнечный полдень направление тени указы­вает на север. Направление на север можно опре­делить по солнцу и часам. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между этой стрелкой и направлением на 12 часов (летом на 1 час) будет линией «север - юг». До полудня юг будет находиться справа от солнца, а после полудня - слева.

Ночью направление на север можно определить по Полярной звезде. Направление на север и юг можно определить и по местным признакам:

Зимой снег больше подтаивает на южных склонах холмов, бугров и северных скатах ям и углублений;

Лишайники и мхи сильнее развиты с северной стороны стволов деревьев;

На смолистых деревьях в жаркую погоду с южной стороны выделяется больше смолы;

В горах южные склоны более сухие и теплые;

Лесные просеки, как правило, прорубают в направлениях север - юг и запад - восток;

Северный склон муравейника обычно круче, чем южный.

Ориентируясь по местным признакам, выводы можно делать после неоднократной проверки по­лученных результатов.

Направление движения выбирается по тропам и дорогам, вдоль рек и ручьев, по лесным просе­кам, которые обычно ведут к населенному пункту, хозяйственному или производственному объекту» При наличии компаса и карты может быть ис­пользован метод движения по азимуту.

2. Пути достижения высокого уровня здоровья. Факторы, определяющие индивидуальное здо­ровье человека.

2. Достичь высокого уровня здоровья можно че­рез индивидуальную систему привычек и поведе­ния человека, называемую здоровым образом жизни.

Основными путями достижения этой цели являются:

Необходимый уровень двигательной активности, обеспечивающий потребность организма в движении;

Закаливание, повышающее сопротивля­емость организма к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды;

Рациональное питание (полноценное и сба­лансированное);

Режим труда и отдыха;

Правильное экологическое поведение;

Эмоциональная и психическая устойчивость;

Отказ от вредных привычек (курение, употребление наркотиков и алкоголя);

Сексуальное поведение, соответствующее нормам общества.

Практика показывает, что здоровый образ жиз­ни с раннего детства - это фундамент долголетия и крепкого здоровья в зрелом возрасте.

На индивидуальное здоровье человека влияют и определяют его уровень многочисленные факто­ры. Основными из них являются:

Наследственность;

Состояние системы здравоохранения в реги­оне;

Физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды;

Образ жизни человека и его отношение к своему здоровью (влияние этого фактора составля­ет примерно 50%).

3. Практическое задание (ситуация). Во время отдыха на природе вы решили искупаться в незна­комом водоеме. Ваши действия по обеспечению личной безопасности во время купания.

3. При купании в открытых водоемах в целях без­опасности запрещается:

Купаться в местах, где установлены щиты с надписью «Купаться запрещено»;

Заплывать за буйки;

Подплывать к судам, лодкам, плотам и дру­гим плавсредствам;

Нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, а также с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;

Купаться в нетрезвом виде;

Устраивать на воде игры, связанные с ныря­нием и захватом друг друга;

Плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах;

Подавать крики ложной тревоги;

Приводить с собой собак и других животных.

Необходимо уметь не только плавать, но и от­дыхать на воде. Наиболее известны следующие способы отдыха:

Лечь на воду спиной, расправив руки и ноги, расслабиться и, помогая себе удержаться в таком
положении, сделать вдох, а затем после паузы - медленный выдох;

Вдохнуть, опустить лицо в воду, обхватить колени руками и прижать их к телу, медленно вы­дохнуть в воду, а затем сделать быстрый вдох над водой.

Если во время купания свело ногу, надо позвать на помощь, затем погрузиться с головой в воду, сильно потянуть ногу на себя за большой палец, а затем распрямить ее.

Физическое и духовное здоровье человека в чем заключается, в чем смысл этих понятий? Как они взаимосвязаны между собой? В чём заключается здоровье человека? Как привести своё тело и душу в гармоничное состояние? Эти вопросы интересуют многих людей, однако не все понимают, что физическое состояние организма напрямую зависит от уровня духовности личности.

Что такое физическое здоровье человека?

Физически здоровый человек всячески поддерживает собственное тело в тонусе. Это подразумевает соблюдение гигиенических норм, развитие привычки правильно питаться, а также регулярные занятия спортом. Нельзя остаться физически крепким и здоровым, если не мыть руки и остальные части тела, не чистить зубы, не носить чистую одежду.

Поглощая пищу в избытке, а также принимая внутрь алкоголь или вдыхая табачный дым, нельзя рассчитывать на то, что тело справится с подобной нагрузкой и не пострадает. Регулярные занятия спортом помогут ускорить и улучшить многие процессы в организме, благодаря которым человек станет намного сильнее и здоровее.

Что такое духовное здоровье?

Духовное здоровье человека – это его внутреннее состояние, определяющееся чистотой мыслей, совести, взаимоотношениями с окружающим миром и самим собой. Оно проявляется чаще всего в поступках человека, ведь именно мысли предшествуют поступкам и образу действия. Духовно здоровый человек находится в гармонии с окружающими людьми, природой, своей совестью.

Совесть – наш внутренний компас. Если мы не сопоставляем своё направление с ним, не прислушиваемся к внутреннему голосу, совершая поступки, идущие вразрез с совестью, тем самым мы нарушаем гармонию с самими собой. В итоге получаем на внутреннем уровне потерю спокойствия, терзания, смятение, разочарование в самих себе, а на физическом уровне результатом становятся различные заболевания, нарушение отношений с окружающими людьми.

Как улучшить духовное здоровье?

Повысить свою духовность можно несколькими способами. Основные из них изложены практически во всех религиях мира.

1. Покаяние – признание собственных ошибок, изменение неправильного образа действий. Это не просто сожаление о плохих поступках, а их осмысление и отказ повторять неправильные действия снова.

2. Проявление любви – основа всего. Каждая религия учит любить Создателя, себя самого и ближних.

3. Следование тонким законам Вселенной. Если мы движемся по жизненному пути, действуя в согласии с законами и принципами, данными нам Богом, то наша жизнь преображается. Действуя наперекор тонким духовным законам, мы страдаем.

4. Молитва, медитация, размышление – путь к духовному исцелению.

5. Изучение божественных законов, принципов бытия, чтение соответствующей литературы, посещение различных семинаров – всё это помогает укрепить взаимоотношения с Создателем, а значит, ведёт к духовному исцелению.

6. Прощение – если мы затаиваем обиды на ближних или самих себя, эта негативная энергия разъедает изнутри, мешает двигаться вперёд, достигать успеха и лишает радости. Прощение – неотъемлемая часть духовного здоровья.

Что ведёт к разрушению духовного и физического здоровья?

Учёными уже доказана взаимосвязь возникновения физических недугов с духовным состоянием человека. Например, известно, что некоторые заболевания появляются тогда, когда мы недовольны собой, носим в сердце груз обиды на кого-то, завидуем. По поводу зависти упоминалось и в Библии, где сказано, что зависть – это гниль для костей. Это чувство присуще только людям с низкой духовностью, оно вначале оказывает влияние на качества личности, притупляя любовь к ближним, способность радоваться чужим успехам.

Затем зависть продвигается дальше – она способствует развитию других негативных качеств – злости, гнева и даже ненависти. Эти чувства разрушают человека физически. Что значит «гниль для костей»? Это буквально означает развитие недугов, таких как рак, сахарный диабет и других, которые связаны с процессами гниения тела.

Любые отрицательные эмоции и личностные качества приводят к разрушению физического здоровья. Вот почему важно всячески контролировать свои мысли и поступки, очищая их от зла.

В чем заключается здоровье человека?

Быть здоровым – это пребывать в гармонии с самим собой и ментальными законами Вселенной. Это понятие не только подразумевает заботу о физической форме. По определению ВОЗ, быть здоровым – не значит не иметь каких-то заболеваний. Это целостное понятие, включающее в себя состояние духовного развития человека, его психического состояния, а также физической формы. Входит в это определение и нравственная составляющая, ведь следование высоким нравственным нормам или принципам защищает людей от различных заболеваний, взять хотя бы те, что передаются половым путём.

Итак, подведём итоги, дав чёткое определение тому, в чём же заключается здоровье? Это означает:

1. Вести здоровый образ жизни – заниматься спортом, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, содержать тело в чистоте.

2. Действовать по совести.

3. Проявлять любовь к окружающему миру и ближним.

4. В своих поступках руководствоваться принципами и ментальными законами Вселенной.

5. Избавиться от негативных чувств, разъедающих тело, - зависти, злобы, гнева, ненависти и обид.

6. Развить хорошие нравственные привычки.

Придерживаясь этих правил на протяжении всей жизни, вы можете рассчитывать на крепкое здоровье, причём в полном понимании этого слова.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх