Развитие ребенка в 7 месяцев мальчик комаровский. Что малыш умеет? Календарь развития: что ребёнок должен уметь делать в семь месяцев

Возраст 7 месяцев – это начало второго полугодия жизни малыша и нового этапа развития. Дети в этом возрасте становятся более общительными, больше играют и меньше спят. Малыши уже заметно прибавили в весе и росте. Начинается этап активных изменений в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка.

К концу седьмого месяца малыш подрастает на 2 сантиметра и прибавляет в весе примерно на 600 граммов. Средние показатели детей этого возраста: вес – от 7,5 до 8,5 килограммов (± 1 кг), рост – от 65 до 70 сантиметров (± 3 см).

Что умеет ребенок в 7 месяцев

  • Ребенок может садиться самостоятельно и уверенно сидеть без посторонней помощи продолжительное время.
  • Начался активный этап . В основном, ребенок пытается ползать по-пластунски, так как ему трудно еще удерживать свое тело, опираясь на ручки.
  • В положении «лежа на животе» может легко брать предметы одной рукой, а на другую в это время опираться.
  • Повороты и перевороты в разные стороны ребенок выполняет самостоятельно и очень быстро. Его физическая активность является началом мелких ушибов, ссадин и других травм. Родителям нельзя даже на несколько секунд оставлять кроху без внимания, так как его неловкие и нескоординированные движения могут привести к падению и плачу.
  • Малыш может без помощи взрослых пить из бутылочки и регулировать этот процесс.
  • Бортики детской кроватки являются надежной опорой малышу для долгого стояния или приседания на корточки.
  • Если придерживать малыша за подмышки, он уверенно переставляет ножки и активно шагает.
  • Ребенку интересно брать игрушки и различные яркие предметы в руки, перекладывать их из одной руки в другую.
  • Ребенок может стучать игрушкой, подбрасывать ее, рассматривать и пробовать на вкус.
  • Малышу интересно складывать предметы небольшого размера в большую емкость.
  • Сформированное зрение и слух позволяет ребенку реагировать даже на незначительные еле слышные звуки или мелькания света. Это не значит, что нужно ходить на-цыпочках во время дневного сна малыша. Небольшой спокойный музыкальный или звуковой фон должен присутствовать.
  • Количество зубов в этом возрасте зависит от многих факторов, но в первую очередь от наследственности. Поэтому у одних детей в семь месяцев может вообще не быть зубов, а у других их уже несколько. Это не должно являться поводом для беспокойства родителей. Зубки будут прорезаться в течение всего первого года.

Прорезывание зубов – это индивидуальный процесс. У некоторых он проходит незаметно и безболезненно, а других – с капризами и болевыми ощущениями. Перед появлением зубика мамы могут заметить такие признаки:

  • Обильное выделение слюны.
  • Набухание и воспаление десен.
  • Ребенок все время что-то тянет в ротик и покусывает.
  • Малыш ведет себя беспокойно – трогает свое лицо, ушки, щечки, ложится на подушку.
  • Температура тела может держаться на отметке 37 градусов.

  • Ребенок лепечет, показывает пальчиком на игрушку, животное или яркий предмет, понимает значение некоторых слов.
  • Малыш реагирует, когда его называют по имени.
  • Ребенок очень привязан к тому взрослому, с которым находится большее время суток. Часто расставание с этим человеком даже на короткое время вызывает у ребенка тревогу, страх и даже слезы. Кроха знает в лицо тех людей, которые часто бывают в доме, играют и разговаривают с ним
  • Малыш хорошо понимает тональность и интонацию голоса, по-разному реагирует на ласковые и строгие голоса, может понять по жестам и мимике настроение мамы и ее чувства к нему.
  • Ребенок проявляет эмоции в виде объятий или наоборот отталкиваний от себя взрослого.
  • Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Произнесенные звуки становятся более сложными, но осмысленными. Малыш поворачивается в сторону называемого объекта (например, «Где папа?» или « Где баба?») и пытается повторять некоторые слоги.
  • Ребенок может отыскать спрятанную под покрывало на его глазах игрушку. Он понимает, где находится предмет.
  • Малыш почти со всеми, кто проявляет к нему нежность и внимание, готов идти на контакт.
  • На этом этапе ребенок может больше пользоваться левой рукой, чем правой. Это не означает, что ребенок – левша. Просто в возрасте семи месяцев у деток интенсивнее развивается правое полушарие. Явление это непостоянно и рано делать какие-то выводы.
  • Дети в этом возрасте негативно реагируют на новые незнакомые резкие звуки. Не стоит включать возле малыша пылесос, вентилятор, блендер или фен – это может напугать вашего кроху.

Тест на развитие малыша 7 месяцев

  • Ребенок должен уметь самостоятельно переворачиваться из положения «лежа на спине» в любое другое положение, уметь сидеть с прямой спинкой, дотягиваться до игрушки и брать ее.
  • Усадите ребенка к себе на колени, сидя за столом. Понаблюдайте, как ведет себя малыш. Скорее всего, он станет стучать по столу и крепко хвататься за его край, будет дотягиваться до предметов на столе и перекладывать их с места на место.
  • Не обращайте на ребенка внимание намеренно, посмотрите на его реакцию. Кроха будет плакать и привлекать к себе внимание, ему важно увидеть ваш взгляд.
  • Незнакомые люди должны вызывать у ребенка любопытство и интерес.
  • Попробуйте накрыть легкой тканью личико лежащего в кроватке малыша, он обязательно попытается убрать ее.
  • Дайте ребенку игрушку в тот момент, когда он уже держит в каждой ручке по предмету. Посмотрите, как он поступит. Скорее всего, он отпустит один из предметов, а возьмет тот, который ему предлагают.

Обратите внимание, если:

  • Ребенок не проявляет желания сидеть и поворачиваться в разные положения.
  • Во время нахождения за столом малыш не стучит по нему игрушкой или рукой.
  • Отсутствует проявление эмоций, нет реакции на резкие или громкие звуки.
  • Ребенок не тянет игрушки в рот или у него просто не получается это сделать.
  • Ему трудно находиться в вертикальном положении.
  • Малыш не реагирует на передвижение предметов и людей, не издает никаких лепечущих звуков.

Малыш этого возраста должен уметь пить из чашки и кушать с ложечки. Одно кормление грудным молоком нужно заменить на пюре из овощей или вязкую кашу. Каши (рисовая, гречневая или кукурузная), предназначенные для детского питания, уже содержат масло и молоко. Их нужно варить, строго соблюдая инструкцию на упаковке. В овощное пюре нужно постепенно по одной капле добавлять растительное масло.

Следующим прикормом должно быть фруктовое пюре. Начинать нужно только с одного фрукта, постепенно приучая к другим. Малышам можно давать яблоки, груши, персики и сливы. Овощной рацион нужно тоже постепенно расширять. Можно поочередно давать пюре из картофеля, моркови, кабачка, тыквы, цветной капусты. И овощное и фруктовое пюре, а также каши в первые полтора – два месяца должно состоять только из одного компонента. В конце седьмого месяца попробуйте дать ребенку яичный желток и введите его в рацион два раза в неделю. Во время прорезывания зубов можно давать ребенку детское печенье.

Примерный режим питания при грудном вскармливании

  • 7.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 11.00 – молочная каша со сливочным маслом (150 гр), пюре из фруктов (около 50 гр) и компот или сок (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом и половинкой яичного желтка (150 гр), печенье или сухарик, компот или молоко (30 мл).
  • 19.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 22.00 – грудное молоко (200 мл).
  • При раннем начале прикорма (с четырех месяцев) можно на данном этапе вводить в рацион мясо курицы, кролика или телятину. Мясо нужно измельчить до состояния густого пюре и давать малышу вместе с овощным пюре.

Примерный режим питания при искусственном вскармливании

  • 7.00 – молочная смесь (200 мл)
  • 11.00 – однокомпонентная каша со сливочным маслом (150 гр), фруктовое пюре (около 50 гр), компот или вода (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом (150 гр), мясное пюре (около 30 гр), яичный желток (1/2 часть), компот или сок (около 30 мл).
  • 19.00 – молочная смесь с печеньем или сухариком (200 мл).
  • 22.00 – молочная смесь (200 мл).

Режим дня – сон и бодрствование

Распорядок дня зависит от характера и индивидуальных особенностей ребенка, от обстановки в семье. Малыш может спать в ночное время по 10-11 часов. Днем ребенок спит два или три раза по 1,5–2 часа. Желательно, чтобы хотя бы один дневной сон малыша проходил на свежем воздухе. Ежедневный распорядок приучит кроху просыпаться и засыпать в одно и то же время каждый день.

  1. Обращайте внимание ребенка на те предметы, которые его окружают, рассказывайте о них, произносите вслух несколько раз слова – названия. Показывайте малышу яркие большие предметные картинки, читайте вслух детские стишки и сказки. Дайте ребенку возможность самому научиться переворачивать страницы детской книжки.
  2. Помогайте малышу развивать мелкую моторику. От ее развития напрямую зависит память, внимание и, самое главное, речь ребенка.
  3. Учите ребенка выполнять самостоятельно некоторые действия и ваши просьбы. Например, бросить мячик, поднять машинку, подать кубик. За каждое правильно выполненное действие не забудьте похвалить ребенка.
  4. Играйте с малышом в игры, в которых нужно хлопать в ладоши, махать ручками и показывать пальчиком на какой-то предмет.
  5. Создавайте ситуации, при которых ваш кроха сможет общаться или наблюдать за другими детьми.
  6. Играйте с ребенком в игры на развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Полезны любые игры, в которых задействованы пальчики малыша.
  7. Старайтесь оберегать ребенка от страхов и волнений. Они могут быть вызваны посторонними людьми, новыми звуками или отсутствием внимания. Чаще берите кроху на руки, показывайте, что он под вашей защитой, он в безопасности. Знакомьте его с новыми людьми, держа у себя на руках.
  8. Ползание – это важный этап в развитии ребенка, который позволит продолжить физическое развитие, расширит кругозор и даст возможность изучать окружающие предметы. Помогайте малышу научиться ползать, создавайте ему необходимые условия для этого. У ребенка должно быть много свободного пространства и привлекающие внимание игрушки и различные предметы. Не менее важно, какая одежда на ребенке. Ничто не должно сковывать его движения. Манера ползания на начальном этапе у всех детей разная, но со временем малыш поймет, что техника перекрестного ползания самая удобная. Все придет со временем.

Старайтесь не останавливаться на достигнутом. Ребенок готов ко всему новому и интересному, ему очень необходимо общение и внимание. Не недооценивайте своего кроху.

Развитие ребенка в 7 месяцев (видео)

Что умеет ребенок в 7 месяцев?

Малыш уже умеет самостоятельно передвигаться, что очень расширяет границы его мира. Кроха может поползти к заинтересовавшему его предмету, ощупать его, попробовать, рассмотреть. Для оптимального развития ребенку необходимо предоставить полную свободу движений: выберите место в квартире, где малышу ничего не будет мешать или угрожать.

Для этого возраста характерна повышенная травматичность, поэтому, устраивая детский уголок, позаботьтесь, чтобы в поле действий крохи не попали острые, колючие, мелкие предметы. В этом уголке ребенок будет с удовольствием играть: «оснастите» его пирамидками, кубиками (играм с ними уделите больше внимания, научите чадо разбирать и собирать пирамидку, строить из кубиков башенки) и другими разнообразными игрушками.

У малыша появляются новые знания о предметах: он осваивает движения предметов, их притягивание или отталкивание. Может удерживать вложенный в руку предмет, брать его из любого положения. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек и т.д.

Возникает особое отношение к игрушке, четко выделяются любимые игрушки и занятия. Теперь ребенка интересует все, на что можно нажимать: берегите пульты, мобильные телефоны, компьютер.

«Можно» и «нельзя»

Ребенок в 7 месяцев уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.

То, что считаете «пока опасным», лучше убрать подальше. От каких-то вещей и занятий кроху можно отвлекать, переключая его внимание на иное, не менее захватывающее действие. Обезопасить вашу квартиру помогут приспособления, широко представленные в отделах «безопасность младенца»: затычки, регуляторы дверей и ящиков, клейкая лента и пленка для стекол и т.д.

Дети, каждое движение которых сопровождается истошным «не трогай!», «не смей!», «нельзя!», приучаются удовлетворять свое любопытство, когда взрослых нет рядом – и нередко это заканчивается трагедией… Те же, чье любопытство и интерес к познанию мира родители удовлетворяют, не ограничивая сферу действий лишь игрушками, быстро приучаются соблюдать необходимые меры безопасности и переключают свое внимание с розеток, плиты и т.п. на более подходящие предметы.

Вводя прикорм , учите малыша есть с ложки. Также кроха может познакомиться с твердой пищей – давайте ему погрызть кусочек морковки, свежего огурца, кабачка, яблока, груши, многие дети обожают мусолить сушки. Также специалисты рекомендуют учить ребенка пить из чашки (налейте в чашечку 1-2 чайные ложки сока и предложите чаду выпить, осторожно наклоняя чашку; карапуз очень быстро поймет, как это делать).

Язык жестов

Речь младенца теперь гораздо меньше состоит из вокализаций, зато лепетные слова уже довольно четки. Многие дети начинают произносить звуки, имитирующие собачку, машинку, киску: «ав-ав», «би-би», «мя-мя», «пи-пи»…

Ребенок начинает активно пользоваться жестами. Он не только найдет взглядом, повернув голову, но и покажет пальчиком, где мячик, кукла, мама. Можно научить кроху махать на прощание ручкой, благодарственно кивать головой, разводить ручками, если что-то произошло.

Самое время играть в жестовые игры – «Ладушки», «Сороку-воровку». Из других игр самыми любимыми становятся вкладывание меньшего предмета в больший, стук одним предметом о другой. Учите малыша стучать обеими ручками одновременно или по очереди: таким образом, вы будите развивать межполушарную координацию.

Не перекладывайте насильно ложку или игрушку из левой руки в правую. В это время правое полушарие мозга (за которое отвечает левая рука) развивается гораздо быстрее, чем левое (руководящее правой рукой). Малыш чувствует эту связь интуитивно. Владение обеими руками позволит лучше развиваться мозгу ребенка.

Пальчиковые игры

Научите малыша показывать руки, ноги самого себя.

  • Где же, где же, где же,
  • Где же наши ручки?
  • Вот, вот, вот они -
  • Здесь вот наши ручки!
  • Где же наши ножки (носик, глазки, животик и т.д.)?

Выучите кроху сдвигать и раздвигать пальчики, поможет следующая игра:

  • Посмотри моя лошадка,
  • Как веселая гармошка.
  • Пальчики я раздвигаю,
  • А потом я поиграю:
  • Раз-два-три, раз-два-три,
  • Я играю посмотри!
  • А потом опять сдвигаю
  • И сначала начинаю.

Захватив какую-то игрушку, малыш будет с удовольствием стучать ею. Пришло время постепенно превращать стук в ритмические упражнения!

Стучалка «Дождик»
  • Тихий-тихий дождик
  • Шелестел по крыше -
  • Кап-кап-кап-кап. (ладошки медленно гладят коленки или поверхность стола)
  • Тихий-тихий дождик стал сильнее -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильнее и быстрее)
  • Тихий-тихий дождик
  • Превратился в ливень -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильно и быстро)
Топалка «Кони»
  • Топал в поле -
  • Затопали кони. (медленно топаем ножками)
  • От топота копыт
  • Пыль по полю летит (топаем быстро)

Развитие активной речи

Пока лепет – это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка и его хорошем настроении. Ведь во время лепетания кроха тренирует весь свой артикуляционный аппарат: голосовые связки, язык, губы и т.д. Лепет малыша – это веселое развлечение, игра, забава. И в то же время репетиция перед сложным и трудным процессом освоения звукового пространства.

Ребенок в 7 месяцев прислушивается к себе, своей интонации, учится соотносить то, что услышал, с ощущениями от движений губ и языка. Любой логопед подтвердит: чем разнообразнее и выразительнее лепет малыша, тем меньше оснований для беспокойства относительно его дальнейшего речевого развития. Очень важно развивать и поддерживать лепет.

В период бодрствования возьмите младенца на руки, а если он лежит, наклонитесь к нему. Ребенок должен хорошо видеть ваше лицо. Общение должно происходить в тишине, чтобы внимание крохи не рассеивалось. Начните говорить с малышом и, наряду с ласковыми словами, протяжно произнесите: «А-а, у-у-у, ма-ма-ма». После некоторой паузы повторите слоги еще раз и понаблюдайте за ребенком. Ему нравится? Говорите с малышом то нормальным голосом, то тихим, то беззвучно, меняйте интонацию. При этом утрированно, подчеркнуто артикулируйте звуки.

Все это будет привлекать внимание крохи к вашей мимике и артикуляции. Если в момент беседы у малыша появилось желание потрогать ваши губы, очень хорошо, ведь при помощи своей руки он получает дополнительную информацию о звукопроизношении. Через некоторое время ребенок начнет подражать движениям губ, а потом и сам станет произносить звуки.

Замечательно, если вы периодически общаетесь с младенцем на его языке. Произнесите, поддерживая речевую активность малыша, его слоги, его лепет , и дайте возможность высказаться ему. В ходе такой «беседы» у ребенка возникает ощущение, что его понимают. А мама, стимулирующая диалог, знает, что взаимопонимание и желание пообщаться закладывается именно в такие моменты. Хвалите, гладьте, целуйте и благодарите малыша за любые положительные результаты.

Тем родителям, кто пристально следит за своим малышом, интересно знать, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Есть нормы развития младенцев, исходя из которых судят о здоровье ребенка, корректируют его поведение. До года грудничок должен освоить очень много навыков, поэтому важно не пропустить ничего и быть готовым в нужный момент помочь ему освоиться в окружающем мире.

В семь месяцев прибавка в весе составляет примерно 600 грамм, а вырастает малыш на 2 сантиметра. Пропорции тела все больше меняются, и обхват грудной клетки должен быть больше обхвата головы. В норме дети в этом возрасте весят 7,6-8,3 килограмм, а рост составляет 67,3-69,2 сантиметра. Мальчики обычно крупнее девочек. Окружность головы – 43-44 сантиметра, а грудной клетки – 44,5-45,5 сантиметров.

Девочки

Минимальный и максимальный вес для здоровой девочки в 7 месяцев составляет 6,0 и 9,8 килограмм. Рост варьируется от 62,7 до 71,9 сантиметров.

Мальчика

Граничные показатели веса мальчика составляют 6,7 и 10,3 килограмма, а вырастают они от 64,8 до 73,5 сантиметров.

Какие навыки развиваются в 7 месяцев

Важная составляющая развития 7-месячного ребенка – это возможность самостоятельного перемещения в окружающем пространстве, улучшение мелкой моторики и появление более сложных эмоций, страхов.

Нервно-психическое развитие

Ребенок хорошо осознает речь родителей. Он выучил не только свое имя, но и слово «Нельзя». Малыш на седьмой месяц понимает значение запретов, и его они очень огорчают. Он может показывать пальчиком на определенные предметы. Понимает, что спрятанная игрушка не исчезла бесследно. По мимике, жестам и голосу различает, какие эмоции испытывают окружающие.

Наблюдается более интенсивное развитие правого полушария мозга, отвечающего за левую половину тела. Если ребенок стал чаще использовать левую руку, это временное явление.

Познание окружающего мира

Он научился держать в руках маленькие предметы двумя пальцами, хорошо владеет обеими руками. Его интересуют все «звучащие» игрушки, и ребенок осознано ими шумит. Малыш гремит погремушками, стучит по кнопкам музыкальных игрушек. Ему интересно открывать и закрывать коробки. Продолжает все пробовать и выявлять новые свойства предметов.

Любит слушать потешки, стихи, рассматривает книжки с картинками, может переворачивать страницы, если они толстые и не рвущиеся.

Улучшаются двигательные навыки

Основной навык этого возраста – уверенное сидение. Но все детки развиваются по своему, поэтому к 7-ми месяцам они могут:

  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • самостоятельно сидеть, но сами сесть еще не могут;
  • ползать, иногда задом наперед, на четвереньках или на животе;
  • стоять у опоры и пробовать делать первые шаги, держась за ограждение;
  • пытаться самостоятельно встать на ноги, хватаясь за опоры и свисающие вещи.

Внимание! Нельзя оставлять свисать стола скатерти, бросать на столе и близко к краю горячие и острые предметы. Младенец может опрокинуть все на себя.

Эмоции

Он очень привязан к маме, и ее отсутствие вызывает плач. Может прятаться на плече, стесняясь некоторых людей, или, наоборот, рассматривает заинтересовавших его. Сам выражает свои эмоции, отворачиваясь или прижимаясь к человеку. Может подружиться с другими младенцами.

Развивается речь

Лепет значительно усложняется. На седьмом месяце дети уверенно пользуются слогами, где задействован язык: ма-ма, ба-ба, ла-ла, та-та и другие. Он может выстраивать их цепочкой. Продолжает экспериментировать с громкостью и тональностью звуков, иногда подпевает музыке. Очень важно разговаривать в его присутствии только в доброжелательном тоне.

Зрение и слух грудничка

На этом этапе жизни младенца зрение и слух полностью сформированы. Ребенок реагирует даже на тихие звуки, может обернуться, когда к нему обращаются. Во время дневного сна оставляйте звуковой фон (телевизор, радио), чтобы позже он не просыпался от малейшего шороха. Он отлично видит даже быстро движущиеся объекты, различает оттенки цветов.

Развиваем в ребенке умение принимать решение

Даем ребенку взять в руки по игрушке. Предлагаем ему третью. В 7 месяцев младенец задумается и бросит одну из игрушек, чтобы взять новую.

Во время поворотов он учится принимать решения, куда поворачиваться, если рядом твердый предмет или преграда.

Что можно давать младенцу из еды

У многих уже прорезались зубки, они уверенно едят с ложки и могут самостоятельно пить из бутылочки. Их можно начать поить из чашки, придерживая. В рацион грудничка к этому моменту уже входят овощи и каши. Каши однокомпонентные, безглютеновые: кукуруза, гречка, рис. Из фруктов дают пробовать грушу, сливу, персики, яблоки и чернослив. Добавляют новые овощи: морковка, шпинат, тыква и картошка.

Если прикорм начали в 4 месяца, то знакомят с мясом (телятина, кролик, кура, индейка) и яичным желтком. Уже 1-2 кормления полностью заменены обычной едой.

По каким признакам определить, что ребенок развивается правильно?

Каждый младенец развивается в своем темпе. Но есть несколько признаков, которые в этом возрасте должны насторожить родителей:

  • не делает попытки перевернуться или сесть;
  • не играет, не стучит кубиками по столу, не повторяет за мамой действия (возможно, это вызвано простой усталостью);
  • нет эмоциональной связи с родителями, никак не реагирует на объятья, их перемещение, отсутствие;
  • не реагирует на звуки, не пытается привлечь к себе внимание;
  • не пробует разговаривать, не лепечет;
  • не ощупывает предметы и не пытается их попробовать на зуб;
  • в вертикальном положении не делает опору на ноги;
  • не следит глазами за движущимися предметами, пытается их поймать.

Тест на развитие малыша

Понять, какие навыки уже приобрел ребенок, очень просто:

  1. Положите ребенка на спинку. Он за игрушкой поворачивается на бочок, на живот в обе стороны.
  2. Сядьте с ребенком за стол. Он может перекладывать на нем вещи, стучать руками, хвататься за край.
  3. Проигнорируйте ребенка, это должно заставить его требовать внимания: хнычет, пытается перехватить ваш взгляд.
  4. Страх перед незнакомцами отступает, малыш интересуется новыми людьми.
  5. Накройте пеленкой лицо лежащего ребенка, он сам от нее освободится.

Необходимые обследования семимесячного малыша

В этом месяце с ребенком необходимо пройти плановый осмотр педиатра, никаких других врачей не посещают. По календарю прививок нет вакцинации, если не произошло смещения графика.

Проблемы, которые могут возникнуть

На этом этапе развития ребенка родителей могут беспокоить:

  • проблемы со сном и засыпанием из-за сильной физической активности в дневное время;
  • боязнь незнакомцев – ребенок хорошо отличает своих от чужих;
  • отказ от прикорма – грудничок настолько привыкает к груди, что не хочет пробовать незнакомый продукт;
  • болезненные ощущения при прорезывании зубов.

Достаточно окружить ребенка любовью и заботой, чтобы помочь побороть страхи, облегчить боли.

Что предпринимать при отклонениях

Если ребенок в своем развитии отстает от сверстников, это должно насторожить родителей. Желательно вести дневник, где записываются все достижения малыша. Это поможет выявить патологию на раннем сроке.

К какому врачу стоит обращаться

Все вопросы, связанные с развитием в 7 месяцев, задают опытному педиатру. Он может проанализировать показатели ребенка. При необходимости назначают консультацию у невролога, назначают лечебный массаж.

Игры и занятия для дитя

Каждый день малыши учатся делать что-то новое, приобретают новые навыки. Родителям очень важно поощрять любознательность, продолжать делать зарядку, учить, как играть с новыми игрушками. В этом возрасте им интересны пирамидки, неваляшки, юла, книги.

Потягушки

Это игровой вариант утренней гимнастики, который помогает укрепить эмоциональную связь с родителями. Вместе с прочтением стиха нужно повторять действия.

«Потягушки-потягушечки,
Оторвались от подушечки.
Ножки задрали,
Ими поболтали.
Ручки подняли,
Маму обняли.
Улыбнулись, покрутились
И обратно повалились!»

Изучаем части тела

Предложите грудничку большую тряпичную куклу. Пусть он сам трогает различные ее части, шевелит ручками и ножками. Все его действия сопровождайте комментариями – что он делает, и какой части тела касается.

Разминка для пальчиков

Стимулируют развитие мелкой моторики игры с пальчиками:

  • на раскрытой ладошке рисуем улитки;
  • пропускаем ленточку между пальчиками;
  • сгибаем и разгибаем пальчики, играя в семью (пальчики превращаются в бабушку и дедушку, маму и папу, а мизинчик – сам малыш);
  • «одеваем» пальчики в бигуди.

Прятки

Играем с игрушками. Есть два варианта игры. В первом случае мама на глазах ребенка прячет игрушку под одеяло или за стул. Малыш должен раскрыть ее местоположение. Второй вариант, когда игрушку убирают частично, так, что наружи остается ее часть, но ребенок не видит момента «пряток». После его просят отыскать ее. Если эти варианты игр уже освоены, можно перейти к настоящим пряткам.

Игры с мячом

Ручки достаточно хорошо развиты, чтобы брать небольшие резиновые мячики. Научите ребенка катать их перед собой и бросать на пол или в коробку. Более крупный резиновый мячик можно привязать и подвесить над ребенком. Покажите ему, как он раскачивается при ударах, пусть повторит сам.

Игры в ванной

Во время купания в воду можно опускать плавающие резиновые или любые другие предметы. Пусть малыш поймает их ручками. Сопроводите его действия придуманными историями про игрушки.

Научите его плавать на спине, набрав 5-10 сантиметров воды и оставив его так полежать. Наблюдайте, как ребенок будет двигать ручками и ножками.

Перед сном

Чтобы помочь ребенку заснуть, можно завести вечерние ритуалы. Семимесячный ребенок может вместе с родителями читать книжку перед сном. В ней должны быть большие яркие картинки. Пусть ребенок, сидя на коленях мамы или папы, сам переворачивает страницы, а картинки стоит сопровождать историями. Выключение света стоит сопровождать соответствующей фразой. Очень скоро ребенок поймет ее значение.

МИР РЕБЕНКА

Сидя на полу посреди комнаты или ползая, семимесячный ребенок старается обследовать как можно большую территорию. В какой-то момент он находит связку ключей, подбирает ее, "разговаривает" с ней, трясет, перебирает ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к ребенку, он ненадолго отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию. Ваш ребенок различает все больше и больше предметов и способен возвратиться к прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, ребенок интуитивно обнаруживает, что может одновременно заниматься несколькими игрушками. Его умственные способности развиваются по мере того, как он знакомится с окружающим миром.

Двигательные навыки

Большинство семимесячных детей умеют сидеть самостоятельно. Ребенку уже не нужно опираться руками, чтобы сохранить равновесие, и он совершает ими множество других действий - дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Многие дети уже умеют ползать. Особенно активный ребенок способен достичь большего - научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз это уже труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, ребенок начинает в панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть. В этот период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важных дел. Семимесячный ребенок, занимаясь с разными предметами, тренирует и руки. Обычно он одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем будет сделан окончательный выбор.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одна из самых характерных особенностей семимесячного ребенка - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами так, как будто хочет взять. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов. Ребенок берет кубик в одну руку, рассматривает его, потом еще один в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.
В этом возрасте ребенок с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Теперь он узнает знакомые вещи, например рожок или плюшевого мишку, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их в обычное положение. Любопытство малыша вызывает также положение собственного тела в пространстве. Он ерзает и выгибается у мамы на руках, запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх ногами.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что один предмет может находиться на другом, даже если они выглядят как одно целое. Если какую-нибудь мелкую вещь, например розетку для варенья, положить на больший предмет подобной формы, например на блюдце, то малыш заметит, что розетку можно взять, не трогая блюдце.
Ребенок также стремится исследовать соотношение между передней и задней стороной предмета. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы, такие, как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же предмета. Самый большой интерес ребенка вызывают вещи круглой формы. Он будет снова и снова вращать круглый предмет, пытаясь обнаружить у него углы, найти его переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю стороны.
Ребенок с интересом обнаруживает, что у одних предметов есть двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, которая привязана к игрушке, и вертит ее из стороны в сторону. Малыш может провести не менее 10-ти минут, комкая в руках кусочек фольги.
Догадываясь, что предметы продолжают существовать независимо от того, видны они или нет, шестимесячный ребенок пытался найти погремушку, наполовину спрятанную под одеялом. Спустя месяц, он начинает осознавать, что есть более сложные взаимоотношения между вещами. Уронив погремушку со стола на пол, ребенок заглядывает вниз, стараясь обнаружить ее там. Помните, всего несколько месяцев назад он продолжал пристально смотреть на то место, откуда она исчезла, как бы надеясь, что взглядом можно вернуть ее обратно. Теперь действия малыша стали более осознанными и целенаправленными, потому что он знает, что погремушка, которая упала на пол, там и осталась.
Свидетельством возросшего интеллекта ребенка является то, что он способен возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к игре.
В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки. Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который исчезает из поля зрения, вовсе необязательно пропадет навсегда. Когда мама прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. Хотя малыш и догадывается, что мама рядом, ему все же хочется знать это наверняка.

Понимаем своего ребенка

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети
Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.
Слушаем магнитофон
Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.
Игрушки, с которыми можно играть
Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.
Имена игрушек
Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия
Покажите малышу картинки
Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки.
Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.
Кукла в зеркале
Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.
Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.
Падающий шарик
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.
Развитие координации
Как сохранить равновесие
Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.
Покачайте малыша вверх и вниз
Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего "прыжка".
Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.
Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.
Принятие решений
Игрушка с тесемкой
Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".
Маленькие мячики
Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.
Стукнем друг о друга
Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.
Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания
Плавающие игрушки
Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.
Плавание на спине
Наполните ванночку на 5-10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.
Игрушка для переодевания
Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его.
Пойте малышу песенки
Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.
Чашка в ванне
Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления
Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.
Рисунки пальцем
Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.
Дайте малышу спагетти
Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.
Без посторонней помощи
Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности.

Время отдыха
Почитайте малышу книжку
В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.
Выключаем свет
Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

Время чтения: 7 минут

Заботливые мамы ежедневно замечают достижения своего крохи в первый год жизни и боятся упустить что-то в его развитии. Им важно понимать, что с ребенком все в порядке. Это нормальное явление. Существует примерный перечень умений для каждого возраста. Родителям нужно знать нормы веса и роста для мальчика и девочки, нет ли отклонений, что должен уметь ребенок в 7 месяцев.

Как выглядит ребенок в 7 месяцев

Родители малыша замечают изменения подрастающего крохи каждый день. Это уже не полугодовалый грудничок, а маленьким полноправный член семьи. Развитие ребенка всегда происходит индивидуально, однако определены границы показателей, отклонение от которых определяет педиатр. Основные физиологические нормы:

  • Вес семимесячного ребенка находится в пределах 7,4 – 9 кг. Во многом этот показатель зависит от наследственных факторов, поэтому опытный врач не всегда будет ориентироваться на принятые нормы.
  • Рост находится в диапазоне 67 — 69 см и зависит от того, мальчик у вас или девочка.
  • Окружность головы, в сравнении с показателем предыдущего месяца, должна увеличиться на 0, 5 см и быть в пределах 42,8 – 44 см.
  • Объем грудной клетки в среднем увеличивается на 1,4 см и находится в интервале от 44,6 до 45,5 см. Этот показатель у здоровых детей всегда должен превышать окружность головы.

Развитие ребенка в 7 месяцев

Девочка опережает мальчика, как в эмоциональном, так и в речевом развитии. Причина кроется в возникновении связи между полушариями головного мозга, которая у первых устанавливается сразу же, а у вторых только к 7-9 месяцам. Особенностей же в физическом развитии сынов и дочек не выявлено. Здесь роль играют другие факторы, например, наследственность, параметры при рождении, питание, атмосфера в доме.

Что должен уметь ребенок

Перешагнув 6-месячный рубеж, в развитии младенца происходит резкий скачок, появляются новые движения, формируются эмоциональные и социальные навыки. Бутуз уже не может лежать спокойно в кроватке, тратя время на сон, а постоянно находится в движении и что-то изучает. Сравнивая умения своего крохи и то, что должен делать ребенок в 7 месяцев, внимательные родители могут быть уверены, что с карапузом все в порядке, или же вовремя обратиться к врачу, если есть отклонения.

Речевые навыки

Бормотание крохи переходит на новую ступень, ему удается лепетать сложные комбинации звуков. Малыш экспериментирует, меняет интонацию, и прислушивается к своему голосу. Для совершенствования навыка, желательно комментировать происходящее вокруг, учить произносить слоги и прислушиваться к чужой речи. Быстрыми темпами развивается и сенсорная речь. Девочка или мальчик в состоянии понять значения некоторых слов и взглядом отыскать нужный предмет.

Двигательная активность

Достигнув 7-месячного возраста, маленькие человечки уже активно развиваются, умеют ползать в нужном направлении и легко переворачиваются. Возможность ползать открыла для них новое поле деятельности. Малыши могут самостоятельно добраться до заинтересовавшего их места. Однако техника у разных малышей отличается: одни передвигаются вперед, другие пятятся назад . Непоседы могут перемещаться на четвереньках или же упираться животом.

Малыш может продолжительное время самостоятельно передвигаться и сопровождать маму по всей квартире, если его в этом не ограничивать. Важно помнить, что сейчас велика вероятность получения травмы, поэтому старайтесь по максимуму обезопасить пространство, но не держите кроху постоянно в детском манеже. Ползанье идет на пользу всему организму, так как укрепляет вестибулярный аппарат и способствует полноценному развитию.

Дети к началу 8 месяца жизни могут самостоятельно садиться без помощи опоры и, поворачиваясь в нужном направлении, дотягиваться до игрушки. Равновесие при этом крошка уверенно держит и не падает. Особые умельцы пытаются вставать на ножки, при этом держась за бортики детской кроватки, и делать свои первые шаги. Это удается не всем, но особо расстраиваться не нужно.

Умственное развитие ребенка в 7 месяцев

Молодых мам волнует вопрос, что обязательно должен уметь ребенок в 7 месяцев. Подрастающему организму интересно все, начиная от горячей кружки на столе, мелких бусинок и, заканчивая, яркими предметами. Кругозор вашего чада постепенно расширяется и происходит развитие малыша в 7 месяцев. Бутуз начинает интересоваться развивающими играми. Положительные эмоции может вызывать приятная на ощупь иллюстрированная книга. Рассмотрите ее вместе, это способствует развитию памяти и мышления. Альтернативой книжке может послужить неваляшка или цветная пирамидка.

Психоэмоциональное развитие и восприятие мира

К этому возрасту важно полноценное общение с окружающими взрослыми. Младенец уже начинает понимать, что от его действий зависит реакция взрослых. Родители могут улыбнуться, похвалить или рассердиться на карапуза. В это время формируется отношение к людям, навыки общения и градация на своих-чужих. Малыш может заплакать от того, что дядя взял на руки, и безудержно радоваться, увидев любимую мамочку. Дети чувствуют привязанность и различают близких и незнакомых людей.

Как развивать ребенка

Позади первое полугодие жизни вашего ребенка и с каждым разом занятия и игры выходят на новую ступень и становятся интересней и сложнее. Важно уделять больше времени подрастающей крошке, обращая внимания на то, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Дети уже многое понимают, с удовольствием учатся новому и проявляют физическую активность, поэтому их легко чем-то увлечь.

Игры и игрушки

Считалочки и стишки, проговариваемые мамой, вызывают интерес у малютки. В это время ладушки становятся любимой игрой, в процессе которой малыш может потрогать свои и взрослые ручки, а также пытаться повторять за мамой слова. Карапуз начинает проявлять интерес к формочками для песка, ведь их можно разобрать и пытаться собрать обратно, что вырабатывает усидчивость и развивает мелкую моторику. Действенный способ увлечь ребенка с пользой – предоставить специальную коробочку, в которую можно положить не знакомые игрушки и интересные предметы:

  • Предметы домашнего обихода (ложки, деревянные тарелки, пластиковые стаканчики), которые можно рассматривать и сравнивать. Это очень полезно и нужно подрастающему малышу.
  • Зеркало, фотографии позволят познакомиться с собой или увидеть отражение.
  • Резиновые пищалки, нажимая на которые, будут укрепляться пальчики.
  • Большие развивающие центры научат малыша простым, но важным действиям: держать, нажимать, крутить .
  • Обычные погремушки разовьют осязание.
  • Сенсорные наборы или предметы с различной поверхностью разовьют тактильное ощущение. В дело могут пойти орехи, крупы, лоскутные мячики, ракушки, песок, пластилин.

По мнению Комаровского, в этом возрастном периоде сильна связь между младенцем и мамой, поэтому не обделяйте детишек вниманием и находите время для общения. Один из вариантов игры – повторения действий с игрушками. Взрослый показывает процесс, а малыш, в меру своих способностей, пытается повторить. Можно достать машинки, покатать их и убрать в коробку, или разложить кубики на 2 цвета. Кроха изучает противоположные действия, такие как взять-отдать, поставить-положить, поэтому с удовольствием включится в процесс.

Столь юный возраст не может быть препятствием для игры в прятки, которая поможет развить поисковые навыки ребенка в 7 месяцев и познакомит с укромными уголками квартиры. Для первого раза спрячьте яркую игрушку при ребенке, а затем попросите найти. После удачной попытки, отверните ребенка и уберите предмет так, чтобы его было чуточку видно. В конце игры будьте щедры на похвалу.

Физические упражнения

Заставить заниматься чем-либо 7-месячного младенца бесполезно, можно только заинтересовать. Чередуйте гимнастические упражнения с игровыми моментами и не забывайте хвалить маленького спортсмена за успехи, пусть даже незначительные. Положительный настрой в этом случае сделает свое дело. Комплекс физических упражнений должен включать новые и знакомые элементы.

  • Детский бокс подразумевает использование деревянных или пластиковых колец, которые малыш должен крепко взять в ручки. После захвата, разведите их в стороны так, чтобы локтевые суставы младенца распрямились. В конце руки верните в исходное положение.
  • Круговые движения ножками выполняйте, уложив малыша на спину. Ладонями зафиксируйте его голени и, приблизив коленки к животу, начинайте движения по кругу. Старайтесь делать аккуратно, не доставляя дискомфорта.
  • Доставанием игрушки можно завершить тренировку. Возьмите что-нибудь интересное в руки и покажите малышу, пусть попробует достать это из положения сидя.

На что стоит обратить внимание

Родители, зная, что умеет ребенок в 7 месяцев, внимательно должны наблюдать за поведением малыша. Как младенец реагирует на маму после разлуки, как себя чувствует, привязан или безразличен к своим близким. Покажите, например, как стучать игрушкой и дайте малышу. Если он повторяет движение, отлично, если нет – присмотритесь внимательно, может маленький человечек просто в плохом настроении или устал. В случае если младенец не понимает, не откладывайте визит в поликлинику.

На что еще нужно обратить внимание:

  • Неумение ребенка сидеть. Молодые мамы часто беспокоятся по этой причине, но педиатры уверяют, что дети индивидуальны и особого повода для беспокойства нет. Просто попробуйте научить ребенка новой технике, например, посадите малыша в детское кресло или возьмите к себе на коленки.
  • Малыш не ползает. Если при осмотре у ортопеда не выявлено отклонений, не стоит переживать. Чтобы ребенку стало понятно, пригласите в гости другого младенца или сами встаньте на четвереньки и продемонстрируйте технику и, глядя на вас, ваш малыш тоже научится ползать. Контролируйте, чтобы на полу было комфортно, а одежда не стесняла движения вашего чада.
  • Кроха не издает звуков. Однако и на этот раз специалисты уверяют, что кроха заговорит, просто еще не время. В этом случае помогают такие методы, как чтение книг, четкое проговаривание слов и описывание предметов.
  • Отказ от еды тоже имеет место быть. Ваши дети взрослеют и у них меняются вкусовые предпочтения. Огорчаться не стоит – уделите внимание режиму питания и пересмотрите продукты в рационе. Можете пойти на хитрость и добавить нелюбимую морковь или тыкву в желанный супчик. Если малыш самостоятельно держит ложку и умеет пить, не ограничивайте малыша в этом.

Видео

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх