Джон ГоттманЭмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Джон Готтман (John Gottman, 26 апреля 1942, Доминиканская Республика) — профессор психологии в Вашингтонском университете, известный во всем мире психолог, завоевавший признание работами о стабильности в браке и вероятности разводов.

Джон Готтман вместе с Джули Шварц-Готтман основали Института Готтман и Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал множество значительных открытий в области семейных отношений.

За свои исследования он был удостоен нескольких престижных наград, в числе которых четыре награды Национального института психического здоровья за научные исследования; награда «Выдающийся ученый» Американской ассоциации супружеской и семейной терапии; награда Американской академии семейной терапии за выдающийся вклад в исследование семейных систем; премия имени Берджесса, присвоенная Национальным советом семейных отношений за выдающуюся научную карьеру теоретика и практика.

Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов», составленный Psychotherapy Networker. Он автор 190 опубликованных научных статей, а также автор и соавтор сорока книг.

Книги (2)

Как сохранить любовь в браке

Эта книга написана для тех, кто только собирается вступить в брак, и для тех, кто живет со своим супругом не одно десятилетие. В этой мудрой и долгожданной книге знаменитый психолог и семейный консультант Джон Готтман открывает тайны любви. Откуда возникает любовь? Почему некоторые продолжают любить, когда отношений уже нет? И куда исчезает любовь?

Готтман потратил десятилетия, исследуя, как разговаривают между собой и даже как физиологически подстраиваются друг к другу супружеские пары. Теперь благодаря своим исследованиям он может ответить на любой вопрос о любви в браке. Сложные научные идеи Готтман превращает в глубокие практические советы о том, как пара может защитить и восстановить величайший дар — любовь.

Карта Любви

Проблемы бывают в любой семье. И, как правило, по одним и тем же поводам. Но кто-то продолжает жить долго и счастливо, а у кого-то отношения стремительно разрушаются. Почему? Джон Готтман, выдающийся эксперт в области семьи и отношений, наблюдал за супружескими парами в течение 25 лет, прежде чем нашел ответ на этот вопрос. Теперь он точно знает, что именно отличает счастливые семьи от всех остальных.

В этой книге рассказывается всего о семи принципах, следуя которым каждая семья может стать более счастливой и гармоничной. Вас ждут увлекательные тесты, игры и упражнения, ценные и небанальные советы, захватывающие истории и шокирующие откровения. То, над чем профессор Готтман долгие годы работал в «лаборатории любви», теперь доступно каждому.

Информация от издательства

Издано с разрешения John Gottman, Ph.D. and Joan DeClaire, c/o Brockman, Inc.

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© John Gottman, 1997

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

* * *

Посвящается работе и памяти доктора Хаима Гинотта

Предисловие

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕТИ ПЕРЕЖИВАЮТ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА, а соответственно, и их родители. За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли огромные изменения, из-за которых им стало труднее освоить навыки человеческих чувств, что предъявляет дополнительные требования к их родителям. Родители должны узнать о более эффективных способах обучения своих детей основам эмоциональной и социальной жизни. И данное практическое руководство призвано помочь им в этом.

Возможно, эмоциональное воспитание никогда еще не было столь необходимым. Давайте посмотрим на статистику. За последние несколько десятилетий число убийств среди подростков увеличилось в четыре раза, количество самоубийств – в три раза, удвоилось количество изнасилований. За этими цифрами стоит общее эмоциональное нездоровье общества. Изучение общенациональной случайной выборки из более чем двух тысяч американских детей, по оценке их родителей и учителей сначала в середине 1970-х, а затем в конце 1980-х, продемонстрировало долгосрочную тенденцию к снижению основных эмоциональных и социальных навыков. За это время показатели снизились более чем по сорока пунктам. В среднем дети стали более нервными и раздражительными, более угрюмыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными.

Это снижение является результатом значительных изменений, происшедших в нашем обществе. Новые экономические реалии вынуждают родителей работать больше, чем предыдущие поколения, а значит, у них остается меньше свободного времени, которое можно провести с детьми, нежели с ними проводили их собственные родители. Все большее количество семей проживает вдали от своих родственников, часто в районах, где родители маленьких детей боятся позволить им играть на улицах, не говоря уже о том, чтобы зайти к соседям. Вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.

Но в течение всей долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и из импровизированных игр с другими детьми.

Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям. Факты свидетельствуют, что у девочек неспособность различать чувства тревоги и голода в будущем приводит к беспорядочному питанию, а те, кто в ранние годы не научился контролировать свои порывы, имеют большой шанс забеременеть в подростковом возрасте. Для мальчиков импульсивность в ранние годы может означать повышенный риск вступления на путь преступлений и насилия, и для всех детей неспособность справиться с тревогой и депрессией увеличивает вероятность злоупотребления наркотиками или алкоголем в дальнейшей жизни.

Учитывая новые условия, родители должны максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контроль над импульсами и эмпатия. В своей книге Джон Готтман предлагает научно обоснованный и в высшей степени практичный способ, позволяющий родителям дать своим детям необходимый набор инструментов для дальнейшей жизни.

«Эмоциональный интеллект» и «Эмоциональный интеллект в бизнесе»

Введение

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАТЬ ОТЦОМ, я почти двадцать лет занимался возрастной психологией и изучал эмоциональную жизнь детей. Но лишь в 1990 году, когда родилась наша дочь Мория, я начал по-настоящему понимать отношения между родителями и детьми.

Как и многие родители, я не мог представить себе той силы чувств, которые буду испытывать к своему ребенку. Я понятия не имел, как буду взволнован, когда она впервые улыбнется, научится говорить и читать книгу. Не представлял себе, сколько терпения и внимания она будет требовать у меня каждую минуту и насколько сильно я буду хотеть удовлетворять ее потребность во внимании. С другой стороны, меня удивили те чувства огорчения, разочарования и уязвимости, которые я начал испытывать с рождением дочери. Я огорчался, когда не мог с ней общаться. Испытывал разочарование, когда она плохо себя вела. Чувствовал себя уязвимым, когда осознавал, насколько опасным может быть мир. Для меня потеря дочери означала бы, что я потерял все.

Осознание собственных эмоций помогло мне сделать ряд открытий в своей профессиональной деятельности. Как еврей, чьи родители сумели сбежать из Австрии, чтобы не стать жертвами холокоста, я был близок к теоретикам, которые отвергали авторитаризм как способ воспитания морально здоровых детей. Я считал, что семья должна быть демократичной и что дети и родители должны выступать в качестве разумных и равных партнеров, а годы моих исследований динамики семейной жизни показали, что наибольшее влияние на благополучие детей в долгосрочной перспективе оказывают эмоциональные взаимодействия между родителями и детьми.

Удивительно, но бо льшая часть сегодняшних популярных советов родителям игнорирует мир эмоций. Они опираются на теории воспитания, где большее внимание уделяется проступкам и игнорируются чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной. Однако конечная цель воспитания детей состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.

В ходе своих исследований я обнаружил, что одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям (своим и своих детей) любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален. Этот недостаток можно устранить путем приобретения базовых навыков эмоционального воспитания.

Я подробно изучал семьи с помощью тщательно спланированных лабораторных экспериментов и наблюдал за дальнейшим развитием детей. После десяти лет исследований обнаружил группу родителей, дети которых развивались лучше других. Оказалось, что когда эти дети испытывали сильные эмоции, их родители делали пять очень простых вещей, которые я и назвал «эмоциональным воспитанием».

Вырастая, дети, с которыми родители занимались эмоциональным воспитанием, становились теми, кого Дэниел Гоулман называет «эмоционально развитыми» людьми. Они умели лучше управлять своими эмоциями, быстрее себя успокаивали, когда были расстроены, их сердечные сокращения раньше приходили в норму. Благодаря более высокой эффективности физиологических реакций, отвечающих за успокоение, они меньше болели инфекционными заболеваниями. У них была выражена способность к более высокой концентрации. У них лучше складывались отношения с другими детьми даже в сложных социальных ситуациях в подростковом возрасте, когда чрезмерная эмоциональность является значительным препятствием (например, когда их дразнят). Они лучше понимали людей, у них было больше друзей, они лучше учились в школе. Иными словами, у них развивался своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств, или эмоциональный интеллект. Эта книга расскажет вам о пяти шагах, которые помогут вам развить эмоциональный интеллект вашего ребенка.

Мой акцент на эмоциональной связи между родителем и ребенком основывается на результатах продолжительных исследований. Насколько мне известно, это были первые исследования, подтвердившие идеи одного из самых блестящих детских клиницистов и психологов – доктора Хаима Гинотта. Свои идеи он изложил в трех книгах, написанных в 1960-х. Гинотт понимал важность общения с детьми в моменты, когда они испытывают сильные эмоции, и установил основные принципы, позволяющие делать это наиболее эффективно.

Эмоциональное воспитание – это последовательность действий, которая помогает создавать эмоциональные связи. Когда родители сочувствуют своим детям и помогают справиться с негативными чувствами, такими как гнев, печаль и страх, они создают взаимное доверие и привязанность. И хотя родителям, практикующим эмоциональное воспитание, не чуждо устанавливать некоторые запреты, причиной этого выступает не непослушание детей. Уступчивость, послушание и ответственность рождаются из чувства любви и связи, которую дети ощущают со своими семьями. То есть основой приверженности ценностям семьи и воспитания нравственных людей являются эмоциональные взаимодействия между членами семьи. Дети ведут себя в соответствии с семейными стандартами, потому что они сердцем чувствуют, что от них ожидается хорошее поведение и что правильные поступки являются свойством принадлежащих к семейному клану.

В отличие от других теорий воспитания, которые предлагают смесь из стратегий сдерживания плохого поведения детей, пять шагов эмоционального воспитания обеспечивают основу для поддержания близких отношений со своими детьми на всех этапах их развития.

Новым в этой книге является научно обоснованный вывод, что эмоциональные взаимодействия между родителем и ребенком играют главную роль. Теперь мы точно знаем, что, когда мамы и папы используют эмоциональное воспитание, они вносят неоценимый вклад в успех и счастье своих детей.

Предлагаемый мною подход к воспитанию через работу с детскими эмоциями может помочь современным родителям, сталкивающимся с проблемами, которые невозможно было представить в 1960-х годах. С увеличением числа разводов и ростом насилия среди молодежи воспитание эмоционально здоровых детей приобретает еще большее значение. Предложенный метод позволяет защитить детей от рисков, вызванных супружескими конфликтами и разводами. Кроме того, я рассказываю о том, как эмоционально связанные отцы, состоящие в браке или разведенные, влияют на благополучие своих детей.

Ключ к успешному воспитанию детей стоит искать не в сложных теориях, семейных правилах или запутанных формулах поведения, а в глубочайшем чувстве любви и привязанности к своему ребенку, которое проявляется через сопереживание и понимание. Хорошее воспитание начинается в вашем сердце и продолжается в те моменты, когда ваши дети переживают сильные эмоции: расстраиваются, злятся или испытывают страх. Оно заключается в оказании поддержки тогда, когда это действительно важно. Эта книга укажет вам правильный путь.

Глава 1. Эмоциональный интеллект. Ключ к воспитанию эмоционально развитого ребенка

* * *

ДИАНА УЖЕ ОПАЗДЫВАЕТ НА РАБОТУ, потому что не может уговорить своего трехлетнего сына Джошуа надеть куртку, чтобы отвести его в детский сад. После торопливого завтрака и перепалки из-за ботинок, которые он наденет, Джошуа напряжен. Его совершенно не волнует, что менее чем через час мама должна присутствовать на важной встрече. Он говорит, что хочет остаться дома и играть. Когда Диана объясняет ему, что это невозможно, ребенок падает на пол. Он расстроен, сердится и начинает плакать.

За пять минут до приезда няни семилетняя Эмили в слезах обращается к родителям. «Это несправедливо, что вы оставляете меня с незнакомым человеком», – рыдает она. «Но Эмили, – объясняет ей папа, – няня – хорошая знакомая твоей мамы. Кроме того, мы купили билеты на этот концерт уже несколько недель назад». «А я все равно не хочу, чтобы вы уезжали», – плачет девочка.

Четырнадцатилетний Мэтт говорит маме, что его выгнали из школьного ансамбля, потому что в автобусе кто-то курил анашу, и учитель подумал, что это он. «Клянусь Богом, это был не я», – говорит Мэтт. Но оценки мальчика ухудшились, и вдобавок у него появилась новая компания. «Я тебе не верю, Мэтт, – говорит мать. – И пока ты не исправишь оценки, я не разрешаю тебе никуда ходить». Не говоря ни слова, Мэтт в ярости выскакивает за дверь.

Три семьи. Три конфликта. Эти дети разного возраста, они находятся на разных стадиях развития, но тем не менее их родители столкнулись с одной и той же проблемой – как справиться с детьми, когда они охвачены эмоциями. Как и большинство родителей, они хотят относиться к своим детям справедливо, с терпением и уважением. Они знают, что мир ставит перед детьми множество задач, и хотят быть рядом, чтобы объяснить и поддержать. Они хотят научить своих детей эффективно решать проблемы и построить с ними крепкие и здоровые отношения. Они хотят относиться к ним правильно, но у них нет для этого средств.

Хорошее воспитание требует чего-то большего, чем простое интеллектуальное руководство. Оно затрагивает личностные черты, что не учитывают большинство рекомендаций, которые получали родители в течение последних тридцати лет. Хорошее воспитание включает в себя воздействие на эмоции .

За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей, которые получают бо льшую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, это качество означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлетами и падениями в своей жизни.

«Семья является тем местом, где мы впервые начинаем изучать эмоции», – пишет Дэниел Гоулман, психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» , в которой подробно описываются научные исследования, позволившие нам глубже проникнуть в эту область знания. «В семье мы впервые узнаем, какие чувства должны испытывать по отношению к себе, как нам думать об этих чувствах, как мы можем на них реагировать и как понимать и выражать свои надежды и страхи. Это эмоциональное образование включает не только то, что родители говорят и как они себя ведут непосредственно с детьми, но и способы, которые помогают им справиться с собственными чувствами, обмен эмоциями, который происходит между мужем и женой. Некоторые родители являются одаренными эмоциональными учителями, другие – отвратительными».

Чем отличается поведение этих родителей? Поскольку я психолог-исследователь, изучающий взаимодействия между родителями и детьми, то бо льшую часть последних двадцати лет я провел в поисках ответа на этот вопрос. Работая с исследовательскими группами из Иллинойского и Вашингтонского университетов, я провел два углубленных исследования 119 семей, наблюдая, как родители и дети реагируют друг на друга в эмоционально напряженных ситуациях . Мы наблюдали за этими детьми с четырех лет до подросткового возраста. Кроме того, мы ведем наблюдение за 130 парами молодоженов, поскольку они станут родителями маленьких детей. Наши исследования включают продолжительные беседы с родителями, обсуждение их браков, их реакции на эмоциональные переживания своих детей и их осведомленность о роли эмоций в жизни. Мы оценивали физиологические реакции детей во время стрессовых взаимодействий «родитель-ребенок». Мы внимательно наблюдали и анализировали эмоциональные реакции родителей на гнев и печаль своих детей . Затем повторно связывались с этими семьями, чтобы узнать, как развиваются их дети, – об их здоровье, успеваемости, эмоциональном развитии и социальных отношениях.

Наши результаты рассказывают простую, но увлекательную историю. Мы обнаружили, что большинство родителей относятся к одной из двух категорий: тех, кто учит детей управлять своими чувствами, и тех, кто этого не делает.

Родителей, которые учат управлять эмоциями, я называю «эмоциональными воспитателями». Подобно спортивным тренерам, они учат своих детей умению справляться со взлетами и падениями. Эти родители разрешают детям выражать свои отрицательные эмоции. Они принимают их как факт жизни и используют эмоциональные моменты, чтобы научить детей важным жизненным урокам и построить с ними более близкие отношения.

«Когда Дженнифер грустно, я считаю это очень важным временем для того, чтобы создать между нами связь, – говорит Мария, мать пятилетней девочки, участницы одного из наших исследований. – Я говорю, что хочу с ней поговорить и узнать, что она чувствует».

Как и многие другие родители, практикующие эмоциональное воспитание, Дэн, папа Дженнифер, расценивает состояние грусти и гнева своей дочери как время, когда она нуждается в нем больше всего. «Именно в такие моменты я больше всего ощущаю себя отцом, – говорит Дэн. – Я должен быть рядом с ней… Должен сказать ей, что все в порядке. Что она переживет и эту проблему, как и множество других».

Родителей, подобных Марии и Дэну, можно описать как «теплых» и «позитивных», но для развития эмоционального интеллекта отдельно взятых тепла и позитивного отношения недостаточно. На самом деле бо льшая часть родителей относится к своим детям с любовью и вниманием, но далеко не все умеют эффективно справляться с их отрицательными эмоциями. Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа:

1. Отвергающие – это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.

2. Неодобряющие – это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.

3. Невмешивающиеся – они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.

Чтобы показать вам, насколько по-разному реагируют на чувства своих детей эмоциональные воспитатели и три вышеописанных типа, давайте представим Диану, чей малыш не хочет идти в детский сад, в каждой из этих трех ролей.

Если бы Диана была родителем отвергающего типа, то могла бы сказать Джошуа, что нежелание идти в детский сад является глупым; что нет никаких причин грустить из-за того, что он уходит из дома. Затем она могла бы попытаться отвлечь его от грустных мыслей, возможно, подкупив печеньем или рассказом об интересных мероприятиях, которые запланированы воспитателем.

Если она принадлежала бы к неодобряющему типу, то могла бы отругать Джошуа за отказ сотрудничать, сказать, что устала от его своевольного поведения, и пригрозить отшлепать.

Будучи приверженцем невмешательства, она могла бы принять расстройство и гнев Джошуа, посочувствовать ему, сказать, что для него естественно желание остаться дома, но не знала бы, что делать дальше. Не имея возможности оставить его дома и не желая ругать, шлепать или подкупать, возможно, в конце концов, она пошла бы на сделку: я поиграю с тобой десять минут, а после этого мы выйдем из дома без слез. И это могло бы тянуться до завтрашнего утра.

А как поступил бы эмоциональный воспитатель? Начать как невмешивающийся родитель с сопереживания, дав Джошуа понять, что понимает его печаль, а затем пойти дальше и показать, как он может справиться с неприятными эмоциями. Возможно, их разговор звучал бы приблизительно так:

Диана : Надевай куртку, Джошуа. Пора идти.

Джошуа : Нет! Я не хочу идти в детский сад.

Диана : Не хочешь идти? Почему?

Джошуа : Потому что я хочу остаться здесь, с тобой.

Диана : Хочешь остаться?

Джошуа : Да, я хочу остаться дома.

Диана : Черт, кажется, я знаю, что ты чувствуешь. Иногда по утрам мне тоже хочется, чтобы мы с тобой забрались в кресло и вместе посмотрели книжки, а не бросались к двери. Но знаешь что? Я дала обещание людям на работе, что приду точно в 9:00, и я не могу нарушить обещание.

Джошуа (начиная плакать): Почему не можешь? Это несправедливо. Я не хочу идти.

Диана : Иди сюда, Джош. (Сажает его на колени.) Прости, дорогой, но мы не можем остаться дома. Я понимаю, ты чувствуешь себя расстроенным?

Джошуа (кивает): Да.

Диана : И тебе грустно?

Джошуа : Да.

Диана : Мне тоже немного грустно. (Она позволяет ему некоторое время поплакать сидя на руках). Я знаю, что мы можем сделать. Давай думать о дне, когда нам не нужно будет идти ни на работу, ни в детский сад. Мы сможем провести вместе целый день. Можешь придумать что-нибудь особенное, что бы ты хотел сделать?

Джошуа : Есть блины и смотреть мультики?

Диана : Да, это было бы здорово. Что-нибудь еще?

Джошуа : А мы сможем взять мой грузовик в парк?

Диана : Наверное, да.

Джошуа : И мы сможем взять с собой Кайла?

Диана : Может быть. Мы должны спросить его маму. Но сейчас настало время идти на работу, хорошо?

Джошуа : Хорошо.

На первый взгляд, эмоциональный воспитатель может показаться отвергающим родителем, потому что он отвлекает Джошуа от мысли остаться дома. Но между ними есть существенная разница. Как эмоциональный воспитатель, Диана признала печаль сына, помогла ему назвать свою эмоцию, позволила ее прочувствовать и находилась рядом, пока он плакал. Она не пыталась отвлечь его внимание от своих чувств. Она не ругала его за печаль, как сделала бы неодобряющая мать. Она позволила ему понять, что уважает его чувства и думает, что его желание обоснованно.

В отличие от невмешивающейся матери эмоциональный воспитатель устанавливает границы капризов ребенка. Она потратила несколько дополнительных минут, чтобы справиться с чувствами Джошуа, но дала ему понять, что не собирается опаздывать на работу и нарушать свое обещание коллегам. Джошуа был разочарован, и Диана разделила с ним это ощущение. Тем самым она дала Джошуа возможность узнать, прочувствовать и принять эмоцию, а затем показала, что можно выйти за рамки своей печали, подождать и получить удовольствие на следующий день.

Этот ответ является частью процесса эмоционального воспитания, который я и мои коллеги вывели из наблюдений за успешными взаимодействиями родителей с детьми. Процесс, как правило, состоит из пяти этапов.

Родители:

1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;

2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения;

3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;

4 . John Gottman, Lynn Katz, Carol Hooven. Meta-emotion: How Families Communicate Emotionally Links to Child Peer Relations and Other Developmental Outcomes. Lawrence Erlbaum, 1996.

В чем фишка счастливого брака? Психолог Джон Готтман знает!

Неправда это, что хорошее дело браком не назовут. Мы сами строим это дело, прихорашиваем его, а периодически и страстно . А к специалисту-починщику обычно идем где-то через 6 лет после того, как становится срочно необходимо чинить…

Так говорит Джон Готтман, сам большой спец по починке бракованных браков и основатель целого Института исследований отношений. Он разработал целую теорию, 25 лет исследуя сотни супружеских пар. Что отдельно ценно – психолог долго и счастливо женат. Но дело не в везении! Ведь предыдущий его союз кончился разводом – и принес много полезного опыта. Так что Готтман плохого не посоветует! Конспектируем его формулу счастливого брака и советы, как направить его в счастливую сторону;)

1. Дружба между М и Ж

Она существует, да. И сексу она не помеха, и супружеству! Наоборот, на ней-то все и держится, как на старшем из китов. Оба партнера вкладывают в отношения некий общий капитал: интересов, эмоций, планов, желаний и надежд. Если у тебя к нему стр-р-расть, но вы не можете над чем-то увлеченно посмеяться хором, это тревожный звоночек. Потому что стр-расть приходит и уходит, но ее можно оживить. Если умеешь общаться. А общаться с недружественным индивидом – нафиг надо?

2. Пылесос как афродизиак

Мужчина, помогающий по дому, вызывает у партнерши более сильное влечение. Все потому, что этим он как бы говорит любимой: расслабься, дорогая. Я так тебя люблю, что ради тебя даже вступлю в неравную схватку с мусорным ведром. Это круче, чем добыть мамонта.

3. Ответная подача

В быту мы постоянно обращаемся друг к дружке. И с важными месседжами (“Представь, они мне так и не заплатили!”), и по мелочам (“Ой, смотри какой котик!”). Реакция может быть разной: “Угу”, “Не мешай, я занят”, “Котик? А “Интер”-то продул!” Или же – ты реагируешь полноценно: неважно, что говоришь, но уделяешь внимание, живо реагируешь, “поворачиваешься” к партнеру. Чем чаще это происходит, тем больше у вас шансов вместе растить правнуков. Все исследованные Готтманом пары, которые “поворачивались” друг к другу только в трети случаев, развелись через несколько лет.

4. Доброта спасет брак

Это не мягкотелость, не мимимишность, не сентиментальность. Это способность не прыгнуть на мозоль и не добивать лежачего. Готтман считает, что доброта – это не предмет, который либо есть, либо его нет. Что это как мышцы, которые нужно постоянно тренировать. И именно они вынесут тебя в критический момент. А самый критический момент – это, конечно, конфликты. Наверняка, все наблюдали, что иногда в трудную минуту обиженных “несет” так, что они просто не могут не унизить, не оскорбить несправедливо, не заткнуть уши для извинений. Ну вот – так способность этого не сделать надо тренировать на кошках. То есть, на некрупных семейных разборках.

5. Ошибки надо прощать

Если партнер погорячился и сказал глупость, что надо сделать? Приложить сковородкой… то есть, сообщить ему, что вот тут он был неправ – и забыть и простить. Иначе в тебе образуется бомба замедленного действия, которую ты потом в один прекрасный момент на его же голове ка-ак подвзорвешь! Еще раз: простить и отпустить. Если это действительно была необдуманная глупость. А не систематическая осознанная гадость.

6. Решить нельзя принять

Теперь как бы грустная новость. 69 процентов семейных проблем разрешить в принципе невозможно. Хоть разбейся об стенку или разбей об нее благоверного – какие-то фундаментальные установки не поменяются. А если сделают вид, что поменялись, то это будет та еще травма… или просто иллюзия. С какими-то особенностями типа незакрученных тюбиков или компульсивного шопоголизма придется просто сосуществовать. Ну или бежать от них. Тут важно четко понимать, что именно для тебя перевешивает.

7. Пять к одному

В каждой паре есть радости и гадости. Комплименты и обзывалки. Удовольствия и обиды. Приятные воспоминания и скелеты в шкафу. Так вот!
Фишка счастливого брака – не в том, что в нем нет минусов. А в том, что на каждый минус должно приходиться пять плюсов. На один день ссоры – пять дней воркования. На один брошенный носок – букет из пяти ромашек. И так далее. Интересно попробовать подсчитать эксперимента ради!..
1. Не брезгуйте помощью Среднестатистическая пара, по Готтману, даже чувствуя, что что-то пошло совсем не так, тянет с походом к семейному психологу. И опаздывает примерно лет на шесть. А можно было вовремя провести ТО и счастливо рулить дальше. 2. Фильтруйте “базар”!

Даже если кипит разум возмущенный. Сделай усилие и не припоминай грехи семилетней давности, не упоминай болезненных изъянов и не обзывай нехорошими словами. Подыши. В конце концов, подушкой кинь. Но не калечь. 3. Ищите конструктив “Сколько раз я уже тебе говорила, ты просто невменяем” – это служит для того, чтобы вылить гнев и спустить пар. Но никак не для того, чтобы добиться нужного. Вызывает глухую оборону и агрессивное встречное нападение. Автоматически и логично. “Послушай, мне нужна твоя помощь…” А вот это – чтобы, собственно, решить проблему. 4. Старайтесь идти навстречу Понятно, что отказываться от себя, своих интересов и своей жизни – не любовь, а маньячество одно. Но в не самых принципиальных вещах (типа: “Где проведем субботний вечер – в баре или у мамы”) все-таки нужно идти на уступки. Периодически. 5. Не бойтесь требовать уважения

Не в смысле: “М-мужик, т-ты меня ув-важа-ешь?” А в смысле, что если по твоему чувству собственного достоинства и самооценке прошлись ботинком, это нельзя проглотить и забыть. Будет хуже. Надо озвучить. Если человек нечаянно – он учтет. Если он моральный насильник – то никакие советы по сохранению брака вам не помогут. В топку их – и руки в ноги. 6. Шаг вперед и два назад Споря и конфликтуя, переходя в наступление, не забывай делать “отступления”. Типа: “Я понимаю, что тебе это не очень комфортно”, “Извини, если это прозвучит резко”, “Я, наверное, тут тоже виновата”. Это не презренная слабость, это психологическое айкидо. В конце концов, если страсти накалились так, что никакие реверансы не работают, в качестве перезагрузки можно найти неожиданно смешную сторону и поржать для разрядки – или сделать тайм-аут, чтобы подостыть. 7. Хорошего – впятеро больше! Вот, пожалуй, самая главная заповедь Готтмана влюбленному и строящему отношения человечеству. Смотри пункт 7 из формулы счастливого брака – и привноси в него сколько можешь хорошего, приятного, доброго и вечного. Тогда объем “солнца” точно превысит объемы “туч” в пять раз. И будет вам счастье!

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Моей жене Джулии, которая на самом деле понимает, что такое доверие.

Джон

Моим детям, Уиллу и Элизабет.

What Makes Love Last?

How to Build Trust and Avoid Betrayal

John Gottman, Ph.D., and Nan Silver

Copyright © 2012 by John М. Gottman, Ph.D., and Nan Silver

© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2014

© Издание на русском языке ООО Издательство «Питер», 2014

Истории и диалоги, представленные в этой книге, основаны на многолетнем опыте доктора Готтмана изучения и консультирования пар. Все имена и личные данные изменены. Стенограммы отредактированы ради краткости и ясности. В некоторых историях фигурируют собирательные образы или вымышленные пары, позволяющие проиллюстрировать теорию доктора Готтмана.

Вступление

Эйнджел. Я должна сказать, что…

Джордж. Подожди, я еще не закончил.

Эйнджел. Я хочу сказать, что…

Джордж. Подожди. То, о чем я говорю…

Эйнджел. Да, я знаю, потому что я не…

Джордж. Не перебивай.

Эйнджел. Я сейчас должна сказать, что…

Джордж. Нет. Потому что когда ты перебиваешь меня…

Эйнджел. Вот я сейчас должна сказать…

Джордж. ДА ЗАТКНИСЬ УЖЕ!

Эйнджел и Джордж – молодые супруги, совмещавшие работу и воспитание двоих малышей. Такая ситуация сама по себе способна осложнить отношения в любом браке, но в данном случае не нужно быть дипломированным психологом, чтобы понять: семья в беде. Приведенный выше диалог – фрагмент ссоры, произошедшей между ними в моей научной лаборатории. Они бесконечно препирались по поводу того, кто больше работает, кто выполняет больший объем работы по дому и кто когда что сказал. Как и многие супруги, погрязшие в ворохе проблем, Эйнджел и Джордж не стали бороться за сохранение своего брака и развелись. Такой финал был предсказуем, учитывая, насколько их отношения уже испорчены. Когда я познакомился с ними, они просто не могли смотреть друг на друга без злобных гримас.

На протяжении многих лет я приглашаю таких супругов, как Эйнджел и Джордж, принять участие в экспериментах, которые я провожу в своей «Лаборатории Любви», как окрестили средства массовой информации лабораторию Вашингтонского университета в Сиэтле, где я уже много лет занимаюсь исследованиями в области психологии. Мои типичные исследования – это анализ поведения супружеских пар, когда они говорят о повседневных делах, и во время ссор. Я беседую с обоими супругами и с каждым индивидуально; веду наблюдения за парами, которые проводят целый день в жилом помещении при лаборатории, где есть диван, козетка, телевизор, кухня, вид на озеро и видеокамеры на стенах, фиксирующие всё происходящее в доме (кроме ванной, конечно). Благодаря этим исследованиям, длившимся почти четыре десятилетия, сформировалась огромная база данных – как и что партнеры говорят друг другу и друг о друге, каковы их физиологические реакции в разных ситуациях. В настоящее время я провожу аналогичные тренинги с супружескими парами, которые не являются участниками исследований, но желают получить научно обоснованное заключение прочности их отношений.

Когда пары, подобные Эйнджел и Джорджу, переступают порог «Лаборатории Любви», мы подключаем их к такому количеству датчиков, что это неизменно вызывает устойчивые ассоциации с Франкенштейном. Пока они привыкают к жизни с оборудованием и новым окружением, с их датчиков начинает поступать информация, показывающая изменения артериального давления, частоту сердечных сокращений, уровень потоотделения и даже то, как часто они меняют позу, сидя на стуле. Особая видеокамера фиксирует все их слова и телодвижения. С другой стороны этого одностороннего зеркала мои ассистенты в окружении распечаток с данными и пустых банок из-под кока-колы скрупулезно изучают самые незначительные взаимодействия между биологическими реакциями, языком тела, выражением лиц и словами, которые супруги произносят.

Чаще всего я провожу эксперимент, который называется «обсуждение конфликта». Мы просим супругов в течение пятнадцати минут обсудить предмет разногласий. Чтобы облегчить анализ выражения лиц обоих, я направляю на каждого отдельную видеокамеру, чтобы видеть лица в реальном времени на нескольких экранах.

Меня больше не удивляет, когда наши подопечные расслабляются и дают волю отрицательным эмоциям, несмотря на включенные камеры. И все-таки большинство людей ведут себя в лаборатории более сдержанно, чем дома. Но даже когда супруги ведут себя с оглядкой на камеру, им не удается скрыть показатели, которые у них считывают датчики.

Тщательный анализ отношений внутри многих супружеских пар, проводимый в течение столь длительного времени, позволил мне сформулировать семь ключевых принципов, которые помогают сделать брак по-настоящему удачным. Эти принципы описаны в моей книге «Семь тайн счастливого брака», и среди них особо выделяются дружба между партнерами, степень их влияния друг на друга и способность не доводить дело до ссоры, если возникли разногласия. Это основа долговременных отношений. Увы, печальная судьба пар, подобных Эйнджел и Джорджу, показала, что одного следования таким принципам для спасения несчастливых браков мало. Сложно принять тот факт, что этим партнерам по каким-то причинам не суждено обрести счастье во взаимной любви. Чтобы действительно помочь распадающимся семьям, требовалось понять, почему у них не сложились отношения.

Больше всего меня озадачивало то, что все семьи такого рода, участвовавшие в моих исследованиях либо обращавшиеся ко мне за консультацией, были искренне уверены в любви друг друга и очень дорожили своими отношениями, даже если, находясь в «Лаборатории Любви», требовали от партнера «заткнуться». Почему супруги, провозглашающие преданность друг другу, пребывают в состоянии войны? Это не имеет никакого смысла. Их отношения ничего не выигрывают, а ссоры причиняют гораздо больше моральных страданий, чем счастливым парам. Тем не менее они продолжают ссориться.

Самый простой вывод, который можно было бы сделать – несчастливые супруги больше ссорятся, потому что у них больше разногласий. Вроде звучит логично. Но если подойти к этому вопросу с научной точки зрения, выяснится, что такие «очевидные» выводы не отличаются точностью. Найти ответ мне помогла ученый – специалист по компьютерам доктор Тара Мадихастха. Для изучения анатомии взаимодействия между несчастливыми супругами она применила то, что называется «скрытые модели Маркова» – разновидность компьютерного анализа, часто применяемого для расшифровки языков или секвенирования ДНК, который позволяет фиксировать часто повторяющиеся модели поведения. Полученные результаты показали, что супруги, склонные относиться друг к другу как к соперникам, нежели как к любовникам, находятся в состоянии «всепоглощающего негатива». Это значит, что вероятность попасть в такое состояние гораздо выше, чем возможность выйти из него. Другими словами, они оказываются в порочном круге. Питаемые исключительно отрицательными эмоциями, их отношения погибают.

В центре моих последних изысканий – стремление понять, почему некоторые супруги попадают в ужасную ловушку, в то время как другие способны ее обойти. В итоге я разработал новое объяснение поведения супругов в отношении друг друга и усовершенствованный подход к улучшению супружеских отношений как таковых, а не только тех, кто переживает кризис.

Если бы вы послушали, что говорят несчастливые в браке супруги в моей лаборатории, на вас обрушился бы поток жалоб, не имеющих, казалось бы, ничего общего между собой. Тим недоволен, что Джейн больше прислушивается к мнению своей матери, чем к его. Алексис не желает обзавестись детьми, к недоумению и огорчению своего мужа. Джимми не нравится, что Пэт хочет поменять конфессию. Но когда я беседую с этими людьми, меня поражает одна общая, хотя и не заметная с первого взгляда черта в их манере общения: они говорят (или даже кричат!), не слыша друг друга, или вообще не утруждают себя общением. Несмотря на их стремление прекратить такой стиль отношений, они не могут этого сделать, ибо утратили чувство, возникающее между влюбленными людьми, которое называют «волшебством» или «страстью» и которое существует на примитивном, «животном» уровне. Потому и оказываются в своеобразном «клоповнике» отношений.

Психолог Джон Готтман (John Gottman) любит проделывать фокус – понаблюдав за тем, как общается между собой пара, он может предсказать с почти стопроцентной вероятностью, будут ли они счастливы вместе спустя годы или у их отношений нет будущего

Психолог Джон Готтман (John Gottman) любит проделывать фокус – понаблюдав за тем, как общается между собой пара, он может предсказать с почти стопроцентной вероятностью, будут ли они счастливы вместе спустя годы или у их отношений нет будущего . Звучит невероятно, но у Готтмана за плечами – 40 лет научных исследований.

«Счастливые пары прежде всего видят позитивное друг в друге, то, за что можно сказать «спасибо», обнять и просто порадоваться, что жизнь свела с таким замечательным человеком, – говорит Готтман. – Они целенаправленно строят отношения на уважении и благодарности. Несчастливые пары, наоборот, все время ищут, к чему бы придраться в партнере, ловят каждую его или ее ошибку».

Готтман и его жена Джули, тоже психолог, принадлежат к числу самых известных в мире экспертов по браку. На протяжении нескольких десятков лет они консультировали тысячи пар и провели сотни экспериментов, чтобы выяснить секрет счастливого брака.

Самый интересный эксперимент Готтмана назывался «Лаборатория любви». Молодоженов приглашали в лабораторию, подключали к ним электроды и просили рассказать об истории их отношений – как встретились, из-за чего произошла самая страшная ссора, какие счастливые события совместной жизни запомнились больше всего. Исследователи наблюдали, как они общаются между собой, а электроды замеряли ток крови, частоту ударов сердца и другие физиологические реакции участников. Потом молодоженов отправили домой, а через шесть лет связались с ними снова, чтобы выяснить, вместе ли они еще или нет.

Опираясь на собранные данные, Готтман разделил пары на две большие группы:

Счастливые и Несчастливые

Первым удалось сохранить счастливый брак спустя шесть лет. Вторые либо расстались, либо жили вместе, но страдали вдвоем. Когда исследователи проанализировали данные, они увидели четкую разницу между первой и второй группами.

Будущие несчастливые пары выглядели спокойными, рассказывая о своих отношениях, но реакции их организма, измеряемые электродами, говорили об обратном. Сердца бились учащенно, они потели, ток крови был быстрым. По всем признакам их тела работали в режиме первобытной реакции на страх – «сражайся или беги».

Другими словами, на близость и простую беседу с любимым человеком их организм реагировал так, как будто встретился лицом к лицу с саблезубым тигром. Даже когда они говорили о приятных или незначительных вещах в своих отношениях, они ждали атаки со стороны партнера или готовились атаковать самим. Готтман обнаружил закономерность: чем активнее реагировали тела партнеров в лаборатории, тем быстрее разрушались их отношения со временем.

Пары, сохранившие счастливый брак спустя шесть лет, наоборот, с самого начала демонстрировали низкое физиологическое напряжение. Они чувствовали себя вместе спокойно и уверенно, что выражалось в бережном, любящем отношении к партнеру даже во время ссоры. Дело не в том, что у них лучше устроена физиология, считает Готтман, а в том, что они умеют создать атмосферу доверия, тепла и любви друг для друга. Но как им это удается?

Как выяснил Готтман, главная причина разводов – презрение и пренебрежение к партнеру. Те из нас, кто ищет малейший повод покритиковать и не привык с уважением реагировать на просьбы партнера, упускают 50% позитивных вещей, которые делают для них, и видят негатив там, где его нет. Они убивают не только любовь, но и в прямом смысле своего любимого/любимую – постоянная критика со стороны значимых людей ослабляет наш иммунитет, способность сражаться с вирусами и онкологией. Злоба и равнодушие означают смерть отношений.

Наоборот, доброта, сердечность, нежность и внимательность невероятно усиливают привязанность друг к другу, и с годами она только крепнет. Исследования показывают, что доброта – самый важный показатель стабильности брака . Доброе отношение дает нам возможность почувствовать себя любимыми – нас понимают, ценят, о нас заботятся.

Можно думать о доброте как о раз и навсегда данной черте характера: у тебя она либо есть, либо нет. На самом деле, объясняет Готтман, доброта устроена как мышцы – чем больше мы в ней упражняемся, тем она сильнее. Другими словами, над отношениями надо работать, чтобы они всегда были в форме, – именно так поступают любящие пары.

Конечно, сложнее всего проявлять доброту во время ссор и конфликтов – но это и самое важное время для того, чтобы быть добрым. Когда мы переживаем падение, наша семья должна быть мягкой периной, в которую не страшно упасть. Очень легко разрушить отношения злыми словами.

«Быть добрым не означает, что мы должны прятать свою злость, – поясняет Джули Готтман. – Скорее, доброта подсказывает, как ее лучше выразить . Вместо того чтобы осыпать партнера оскорблениями, можно объяснить, почему вам больно и вы злитесь. Например, вместо «Да что с тобой такое, опять опоздала! Вылитая твоя мамаша!» можно сказать: «Я ненавижу это говорить и знаю, что это не твоя вина, но меня правда ужасно бесит, что ты опять опоздала».

Дело не в подарках типа букета цветов и коробки шоколадных конфет, хотя и они хороши время от времени, – а в том, как мы общаемся между собой каждый день. Один из способов практиковать доброе отношение друг к другу – активно искать повод поблагодарить любимого/любимую за что-нибудь в течение дня и не сосредотачиваться на негативе («Грязные тарелки!» «Опять опоздал!»), не думать плохо о партнере, если он допустил промах. Например, рассерженная жена может решить, что муж специально не поднял сидение в туалете, чтобы позлить ее, а на самом деле он просто забыл об этом.

Еще одно мощное средство укрепить отношения – разделить радость партнера. Проблема несчастливых пар часто в том, что они не способны радоваться друг за друга. «Представляешь, меня повысили!» – «Угу, отлично, мне надо бежать». Быть вместе и разделить радость, успех любимого человека так же важно, как быть рядом во времена испытаний.

Вы согласны, что основа любви – доброта и нужно во что бы то ни стало смотреть на своего партнера сквозь розовые очки? Или работать над отношениями – это слишком? опубликовано

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх