Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей. Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»

Р. Эмерсон.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  1. во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  3. в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать?

Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы ?

Что же такое модельные схемы?

Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.

Что же такое моделирование?

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.

Метод наглядного моделирования

Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

  1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  2. развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной);
  3. развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  1. пересказ;
  2. составление рассказов по картине и серии картин;
  3. описательный рассказ;
  4. творческий рассказ.

Элементы модели

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  1. геометрические фигуры;
  2. символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  3. планы и условные обозначения, используемые в них;
  4. контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры , своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов .

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  1. предметные картинки;
  2. силуэтные изображения;
  3. геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
  3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.

Пиктогра́мма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Рассказ по сюжетной картинке

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  2. определение взаимосвязи между ними;
  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Рассказ – описание пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы - описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  1. выделение значимых объектов картины;
  2. рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  3. определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  4. объединение мини-рассказов в единый сюжет.

“Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Сравнительное описание предметов

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  1. принадлежность к родовидовому понятию;
  2. величина;
  3. цвет;
  4. форма;
  5. составляющие детали;
  6. качество поверхности;
  7. материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  8. как он используется (какую пользу приносит)?
  9. за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Творческий рассказ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

  1. угадывание эпизода по демонстрации действия;
  2. рассказывание по демонстрации действия взрослым;
  3. Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
  4. ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;
  5. взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
  6. конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
  7. ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
  8. и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Творческая сказка по силуэтным изображениям

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Взрослый задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели - обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее заместитель.

Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется взрослым, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

  1. пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
  2. творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

Представленные приемы работы позволят повысить эффективность речи дошкольников, могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.


В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь- залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

Плохая дикция;

Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Практическая значимость работы заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, и доведение её до нормы, определённой для каждого возрастного этапа.

Ожидаемый результат: в результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшится качество речи, расширится словарный запас, появится уверенность в себе.

При внедрении данного метода в образовательный процесс, дети успешнее осваивают знания об особенностях природы, об окружающем мире, эффективней запоминают структуру рассказа, воспроизводят информацию. Наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказывать о животном, об игрушке; составлять сюжет по картинке, разворачивать его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития.


Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как, Эльконин, Венгер, Егорова считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Венгер, Дьяченко специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. Овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

Важно выбрать оптимальную форму деятельности, которая может обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решает её. Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления.

Монологическая речь требует внутреннего ее планирования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, но в, то, же время говорить эмоционально, живо, образно. При обучении детей построению развёрнутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказываний: описание, повествование, рассуждение.

Описание - это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у ребёнка элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Повествование - это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования - передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события.

Структура повествования более жесткая, чем в описании, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования - это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).

Важная роль в построении повествования отводится обучению детей разным способам организации зачинов (слова однажды, как-то раз, может быть указано место и время события).

Работа над формированием представлений о структуре повествовательного текста развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в словесное творчество.

Рассуждение - это текст, включающий причинно - следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Структура рассуждения, как и описания, не является жёсткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении могут доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщённый.

Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у ребёнка умений логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, а эти умения развиваются в таком типе текста, как рассуждение.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляются в таких формах работы, как беседа, анализ собственного и чужого текста, составление плана и рассказ по нему, использование схемы текста и разного рода упражнения.

Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года.

Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для:

Обогащения словарного запаса;

При обучении составлению рассказов;

При пересказах художественного произведения;

При отгадывании и составлении загадок;

При заучивании стихов

Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа.

На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Работа по обучению пересказывания русских народных сказок начинается с трёх лет. Разыгрываются с заместителями такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. До проведения занятия Настя Ш. на вопрос: «Кого надо пригласить, если Жучка не сможет вытянуть репку?» ответила: «Медведя, он сильный», то после занятий по моделированию ответила, что надо пригласить кошку, то есть ответ соответствует логике сказки.

После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

Иногда на занятиях или в организованной деятельности используется цветовая символика, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - тёмными. В сказке «Иван Царевич», Баба Яга или Злой Волк обозначаются чёрным кругом, а Добрый Молодец - белым.

Детям предлагается от имени художника дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображён человечек. Дети придумывают про человечка, а воспитатель должен зарисовывает всё, что дети предлагают. После окончания изобразительной части работы, предлагается задание: придумать про мальчика любую историю. Позже даются задания: придумать домик и того, кто в нём живёт и рассказать, что с ним однажды случилось; а также про цветок и бабочку, поезд и котёнка, грузовую машину и др.

Когда дети научились работать с предметами-заместителями и чётко соблюдать последовательность действий сказки, детям даются кружки индивидуально и не по одному кружку, а для начала по два - три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это такие и что с ними однажды случилось, что помогает им анализировать основные события и связь между ними.

Опираясь на опыт ведущих педагогов при организации занятий по наглядному моделированию стали использоваться схемы, таблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогли детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

Строение рассказа;

Последовательность рассказа;

Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

При организации работы по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов, дети заметили и стали выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы.

Наглядное моделирование в данном случае явилось тем специфическим средством, которое, позволило упорядочить разрозненные представления и впечатления, научило анализировать, выделять существенное, научило наблюдательности и любознательности.

Так же для того, чтобы повысить интерес к изучаемым материалам, для усвоения принципов замещения и для развития воображения детям предлагалось задание придумать рассказ, используя ленту-схему. На ленте-схеме, расположенной горизонтально или вертикально, изображаются по порядку символы обозначающие:

Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал, добавляя обозначения какого-либо признака.

I вариант.

Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного, которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы, отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми, и они отгадывают объект (сезон).

II вариант.

Кому-то из детей предложить отвернуться, а остальные дети сообща выбирают объект (сезон), который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.

III вариант.

Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.

IV вариант.

Воспитатель называет признаки объекта (сезона), дети схематично зарисовывают их. Затем, глядя на свои рисунки, отгадывают зашифрованный объект (сезон).

Для уточнения, закрепления знаний о сезонных изменениях в природе, жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:

«Когда это бывает» - детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года, дети называют сезон;

«Рассели жителей» - воспитатель сообщает, что художник нарисовал дома для каждого из сезонов, но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

Изучая тему «Домашние и дикие животные» детям предлагалась игровая ситуация: Незнайка запутался и никак не может различить диких и домашних животных. Необходимо отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? Потом даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 5-6 окошечками, где располагаются схематично изображённые признаки диких животных, и здесь же среди них в каком - либо окошечке один кружок лишний, относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний, ненужный признак.

У многих детей при заучивании стихотворений возникают трудности. Для решения проблемы были разработаны модельные схемы. Использование моделирования облегчило и ускорило процесс запоминания и усвоения текстов, сформировались приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминали картинку, а потом припоминали слова.

Воробей

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая

Чил, чив, чил!

А.Барто

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Заключение
Одно из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование.

Анализ методической литературы по рассматриваемой проблеме показал, что при использовании моделей и схем для развития связной речи детей среднего возраста устанавливаются предпосылки к обучению и определяются условия для организации планомерного образовательного процесса.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.И.Тихеевой отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения как на занятиях, так и вне занятий – в повседневной жизни.

В результате работы по развитию связной речи, можно придти к выводу, что использование наглядного моделирования на занятиях по развитию речи является важным звеном в развитии связной речи детей. На каждом возрастном этапе у детей формируются:

Умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли;

Умение пересказывать небольшие произведения;

Совершенствование диалогической речи;

Умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

Умение описывать предмет, картину;

Умение драматизировать небольшие сказки;

Воспитывать желание говорить как взрослый.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в саду осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов.


Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог”

Отгадывание мнемозагадки.


Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемотаблицы.


3. Рассматривание мнемотаблицы.

4. Составление рассказа о зиме логопедом.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости

Н.Нищева “Ёлочка”



ДЕД МОРОЗ

Работа с мнемотаблицей на слово “весна” .

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти

Заучивание стихотворения “Весна – красна” .



3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Есть слово маленькое, ласковое – листочек.

Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.

Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).

Есть слово, когда листья падают – листопад.

Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы.

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

Что делает весной солнце?

Как солнце весной светит и греет?

Что делают ручьи?

Какие изменения происходят на реках?

Что такое проталины?

Как называются самые первые цветы?

Что сделали насекомые?

Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

1.Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений по мнемодорожкам.

Весной солнце часто появляется на голубом небе.

Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.

Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.

Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы

4.Составление рассказа о весне логопедом.

Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

Воробей

Воробей с березы


На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок можно использовать карты Проппа

Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций - 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

Целесообразность карт Проппа


  1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

  2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

  3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Подготовительные игры

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:


  • «Чудеса в решете» - как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

  • «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

  • «Заветные слова» - попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

  • «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

  • «Что общего?» - сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);

  • «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);

  • «Хороший - плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;

  • «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры - осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет - нарушение закона».
Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.

Запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

А собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

Павлова Любовь Александровна ,
воспитатель
МАДОУ центр развития ребенка-

детский сад № 105 города Тюмени

Исследование влияния обучения на умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогике. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

В дидактике выделяют 3 вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.

3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

Облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).

В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:

Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;

Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;

Следует начинать с иконических моделей, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;

Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;

Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;

Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план;

Приведённые факты направили моё внимание на разработку и применение предметных моделей в обучении, что,

безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.

Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л.В. Эльконина, является наглядность . Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания . На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Но у детей возникают затруднения в следующем:

Самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

Установлении последовательности изложения выявленных признаков;

Удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания;

Во-избежании этих затруднений, я использовала модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.

Остановлюсь подробнее на принципах составления и использования схем-моделей. Лист картона размером 45х30 см. разделён на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предмета или объектов, о которых надо рассказать).

1.Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, жёлтое, синее и зелёное цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смещения понятий цвет-форма.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход), этот пункт опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3.Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что, кроме понятия «большой - маленький», надо использовать понятия «высокий - низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий».

4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево». Они изображают соответственно материал.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не делится, то этот пункт опускается.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.

2. Материал.

3. Части одежды.

4. Сезонность одежды.

5. Для кого предназначена одежда.

6. Действия с одеждой.

3. Величина.

4. Материал.

5. Части посуды.

6. Действия с посудой.

3. Величина.

5. Место произрастания.

6. Как употребляется в пищу. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т.д.

Составлению рассказа по этой схеме предшествовала подготовительная работа, которая проводилась мною на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядающая трава и т.д., необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребёнка.

1. Солнце.

4. Деревья.

5. Люди (сезонная одежда).

6. Звери (сезонные изменения в жизни диких животных).

7. Птицы (сезонные изменения в жизни птиц, классификация).

8. Занятия детей (игры, труд).

Анализируя результаты своей работы, могу сказать, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Схемы-модели использовала не только для составления описательных рассказов, но и для обучения детей пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить предложение и текст в целом.

Схемы пересказа сказок «Как собака друга искала» С.Фетисова, «Вершки и корешки» К.Д.Ушинского.

Заметила, что многим детям тяжело даётся заучивание стихотворений наизусть. Этот процесс значительно упрощается, если дети сами придумывают и рисуют к стихам схемы. Так, например, мои дети выучили сложные стихи: И.Бунин «Льёт дождь холодный…»,

« Лес, точно терем расписной…»

Хочу отметить, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок и ребусов о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Веремеенко Наталья Викторовна

МДОАУ д/с № 29 (корпус 2)

г. Райчихинск

Воспитатель

Моделирование связной речи у дошкольников.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Переход ДОУ на ФГОС позволяет разнообразить образовательную деятельность. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование методов ТРИЗ и других творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Одно из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный.

Такие авторы как, Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., считают целесообразным применение наглядного моделирования т. к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать.

Моделирование как средство формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. В основе метода моделирования, используемого при работе с младшими дошкольниками, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким - либо условным знаком.

Метод моделирования эффективен по той причине, что позволяет удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дети учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.

При внедрении данного метода в образовательный процесс, дети успешнее осваивают знания об особенностях природы, об окружающем мире, эффективней запоминают структуру рассказа, воспроизводят информацию. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказывать о животном, об игрушке; составлять сюжет по картинке, разворачивать его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей.

Подготовку к моделированию я начала ещё в первой младшей группе. Изготовила сюжетные «пристегушки», которые позволяли не только развивать мелкую моторику, но и учили составлять небольшие рассказы. Такие как: «Как зайчик к матрёшке в гости ходил», «Земляничка поспевай» и др. На занятиях по изучению формы фигур и цвету использовала картинки животных, плодов, предметов.

Например: сравни размер животных (кто самый большой, кто самый маленький), подбери соответствующий размер фигуры.

Положи на красный квадрат овощи красного цвета.

Положи на круг все похожие предметы, и т.п.

В экологическом образовании малышей использовала разные предметные модели. Заводные и интерактивные игрушки, изображающие животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т.д.).

При планировании образовательной деятельности во 2 младшей группе мы старались выбрать оптимальную форму деятельности, которая может обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие.

Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводилась в два этапа.

На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы.

Работа по обучению пересказыванию русских народных сказок начали с трёх лет. Разыгрывали с заместителями сказки: «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски или круги разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждаем, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

Для закрепления умений работы с сериационным рядом, использовала его и на других занятиях (например д/и «Моя семья»)

После овладения детьми сериационным рядом, использую двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

Другой вид моделирования - графический, здесь используется схемы и символы. Этот вид моделирования я использую при работе с календарём природы. Схемы картинки помогают понять детям изменения по временам года, следить за изменениями погоды.

При описании предметов на занятиях, у детей возникают затруднения в следующем:

Самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

Установлении последовательности изложения выявленных признаков;

Удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания;

Во-избежании этих затруднений, мы начали изготавливать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.

Описание игрушки

3. Величина.

4. Материал.

5. Части игрушки.

6. Действия с игрушкой.

Описание посуды

3. Величина.

4. Материал.

5. Части посуды.

6. Действия с посудой.

Описание овощей и фруктов

3. Величина.

5. Место произрастания.

6. Как употребляется в пищу.

Чтобы работать по этим схемам мы проводим подготовительную работу. Наблюдаем за натуральными объектами, рассматриваем иллюстрации, картины.

Образовательный процесс в детском саду предполагает интегрирование занятий, поэтому занятие по конструированию интегрирую с математикой и ручным трудом. Из изучаемых геометрических фигур делаем аппликации, из строительного материала конструируем мебель для кукол, дома, транспорт, замки.

Но все же ведущими в детском саду становятся сюжетные игры, которые являются своеобразными предпосылками для изменения и можно даже сказать «взросления» психики детей. Сюжетные игры в детском саду в основе своей содержат моделирование ситуаций, которое подразумевает воспроизведение взаимодействий и взаимоотношений детей. Источником, питающим сюжетные игры, является опыт детей, все знания, предварительно полученные об окружающем мире. Дошкольный возраст характеризуется повышенным интересом детей к поведению взрослых, они оценивают их поведение, делают для себя какие-то выводы, берут пример со взрослых и повторяют за ними.

Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи при овладении умениями работать с заместителями, у детей второй младшей группы, показали хорошие результаты.

В начале года мониторинговые исследования показывали средний уровень языкового оформления речи (с использованием заместителей) только у 57% детей, 43% детей владели работой с заместителями на низком уровне, это в основном вновь прибывшие в группу дети, детей с высоким уровнем развития связной речи не было вообще.

В настоящее время 10% детей имеют высокий уровень, 67% средний уровень и 23% малышей ещё слабо умеют строить свою речь связано даже с использованием подсказок - заместителей.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, повышает наблюдательность ребёнка, даёт возможность заметить особенности окружающего мира.

Активно применяя метод моделирования во всех направлениях дошкольного воспитания и, особенно в умственном воспитании, можно получить ощутимые результаты.

Наталья Соловьева
Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников

АКТУАЛЬНОСТЬ

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи . По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие недостатки :

связные высказывания короткие;

Отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

Состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой ;

Уровень информативности очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ

Для решения этих проблем, я изучила соответствующую литературу. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития . Без хорошо развитой речи , умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Л. С. Выготский писал : «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка , но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи ».

5 слайд. Одним изэффективных средств решения этой проблемы является применение в образовательной деятельности по развитию речи метода моделирования . В основе метода моделирования , разработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной лежит принцип замещения : реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной деятельности. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания . Я остановилась на авторе Ветлугиной, где она утверждает, что с помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью . В качестве условных заместителей (элементов модели ) могут выступать символы разнообразного характера : - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения - контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

7 слайд. Задачи :

В связи с требованиями ФГОС я должна создать условия для всех видов деятельности детей

1. Создать условия для расширения представлений об окружающем мире, явлениях действительности.

2. Создать условия для активизации словарного запаса детей и совершенствования диалогической и монологической речи .

3. Побуждать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.

4. Способствовать развитию наглядно-образного и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.

Практическая значимость :

Анализ диагностических данных показывает,что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении.

Для того, чтобы выстроить систему, я разработала перспективное планирование по организованной образовательной деятельности. Приложение.

Для решения этих проблем я использовала метод наглядного моделирования в процессе формирования связной речи дошкольников .

Перспективное планирование.

8 слайд. Модели , мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей . Прием наглядного моделирования я использовала как в работе с детьми в совместной организованной деятельности (это пересказ художественной литературы, заучивание стихов и обучение составлению рассказов, так и в самостоятельной деятельности детей в вечерние и утренние часы, организация развивающей среды для развития связной разговорной речи (д/и) .

9, 10 слайд. «Все профессии нужны, все профессии важны» . Детям предлогалось по желанию выбрать картинку с изображением профессии и рассказать о ней по плану : 11 слайд название профессии, место работы, что делает человек данной профессии, в чем польза, что ему нужно для работы и кем ты хотел бы стать когда вырастешь. Приведу несколько примеров. (Арбай, Логашева) .

12 слайд. «Времена года» . Составить рассказ по плану-мнемотаблице об осени (можно использовать в уголке природы) .

1. Рассказ о солнце осенью.

2. Какое небо осенью?

3. Как выглядит земля осенью?

4. Что происходит с деревьями осенью?

5. Какую одежду носят дети осенью?

6. Изменения в жизни животных осенью.

7. Изменения в жизни птиц.

8. Занятия детей.

Так же эту таблицу я использовала при составлении описательных рассказов и про другие времена года.

13, 14 слайд. Заучивание стихотворений.

"Осень, осень"

Осень, осень к нам идет,

Что же осень нам несет?

Листики цветные,

Ягоды лесные,

Овощи к обеду,

Много туч на небе.

15 слайд. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта :

Принадлежность к родовидовому понятию

Величина; цвет форма

Составляющие детали;

Качество поверхности;

Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов) ;

Как он используется (какую пользу приносит?

За что нравится (не нравится?

16 слайд. Домашние животные. 17,18, 19.

20 слайд. Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.

Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины,

Проследить их взаимосвязь и взаимодействие ,

Отметить особенности композиционного фона картины

Додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

21 слайд. Серия картин «Ёжик и дождик» .

22 слайд. Серия картин «Семья» .

23 слайд. Чтение художественной литературы. Дети составляли рассказы о сказочном герое по плану :

1. рост (высокий, низкий, большой, маленький)

2. полнота (худой, полный)

3. прическа и цвет волос (длинные, короткие, стриженные, заплетенные в косы, темные, рыжие, белокурые)

4. глаза (большие, маленькие, серые, зеленые, карие)

5. нос (острый, длинный, короткий, толстый, круглый, маленький)

6. губы (узкие, пухлые, красные, розовые)

24 слайд. Мнемотаблицы сказок.

25 слайд. Дидактический материал интересен и доступен детям. Воспитанники занимаются самостоятельно, с другими сверстниками, совместно с педагогом, при этом учатся слушать и говорить.

В старшем возрасте задачи по развитию связной речи усложняются , в связи с этим и усложняются модели . Они становятся более абстрактными, при этом их функции заранее обсуждаются с детьми. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характеристики персонажей.

Развитие творческой активности детей непосредственно связано с семейной ситуацией, поэтому сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми. Данная работа заключается в просвещении родителей о методе моделирования .

С этой целью на родительском собрании мною был раскрыта тема “Моделирование как средство развитие связной речи детей” .

26 слайд. Результаты :

Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты :

1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.

2. Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.

3. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.

4. Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.

5. У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.

Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования является то , что дети к концу подготовительной группы составляют развёрнутые рассказы , пересказывали литературные произведения, сочиняют собственные, хорошо усвоили построение грамматических конструкций, понимали значение глаголов, категорий существительных и прилагательных.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. 27 слайд.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх