Национальная одежда ненцев. Ненецкий национальный костюм

Северная красавица в традиционном костюме.

Традиционная одежда ненецкой женщины - паница. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха. Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Летом паницы шьют из яркого сукна.

Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей. Так же вышита и передняя сторона
Именно эти бисерные вышивки и меховые орнаменты-мозаики прославили изделия северянок на весь свет. У каждого орнамента свое традиционное название: «оленьи рога», «заячьи уши», «ветки березы», «чумы» и т.д.

Рассмотрим паницу более детально.
В отличие от мужской одежды малицы, женская паница (ягушка) имеет разрез спереди.

В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп ненцев, в основном в Канинской и Тиманской тундрах. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной.
Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов.
Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными.

Шитьё одежды всегда начинают с верхней её части. Подол шьют отдельно, затем пришивают. Нижняя часть одежды (от талии) представляет собой несколько горизонтально расположенных полос сначала оленьего, затем собачьего меха, разделённых друг от друга суконными прошивками, состоящими из разноцветных полосок сукна, сшитых в вертикальном направлении.

Полосы меха и сукна располагаются следующим образом (сверху вниз):
полоса из мелкой телячьей шкуры тёмного цвета, где чередуются в вертикальном направлении полосы из светлого и тёмного меха,
четыре-пять горизонтально расположенных светлых и тёмных узких полос,
полоса собачьего чёрного меха,
вставка из сукна;
полоса пушистого собачьего меха ворсом вниз;
вставка из сукна,
опушка из белого собачьего меха.
Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см.

В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Например, на подоле «оленьи рога», на полочках «локоти лисицы», на обшлагах «головки». Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя.

Воротник обычно делают из меха песца или красной лисицы. Этим же мехом окантовывают полы. К бортам от воротника до колен на некотором расстоянии друг от друга пришивают парные ровдужные (изготовленные из цветной замши) ремешки, служащие завязками. Обычно их бывает 14 штук (по 7 с каждой стороны). Ремешки эти завязывают изнутри. Для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов.
К рукавам пришивают рукавицы из камуса с отверстием на запястье для вынимания руки.

Ягушка имеет подклад из зимней или летней постели мехом внутрь. Покрой подклада отличается от покроя самой одежды. Спина кроится из целой постели, но имеет небольшие клинья внизу по бокам, полы выкраиваются также из целого куска каждая. Вдоль бортов пришивают полоски меха из-под шеи оленя, длинный ворс которого не пропускает сквозь разрез холодный воздух.
Рукава подклада выкраиваются отдельно из шейной части шкуры и имеют небольшие ластовицы. Подклад обычно не пришивается, а просто надевается под ягушку.

Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По покрою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении.
Одежда состоит из спинки, двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спинка состоит из тёх полотнищ, причём среднее обычно делают другого цвета, чем боковые. Борта делают также из меха другого цвета, чем полки (обычно – тёмные).
На плечах, вдоль бортов и на обшлагах прокладывают полоски из белого и тёмного меха (или сукна).
Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта. Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины. Воротник делают из хвостов песца.

Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу.
Женская верхняя одежда носится обычно с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую.

Существуют еще и специальные летние паницы, сшитые из сукна, сходные по покрою с зимними.
Основные детали летней ягушки могут быть красного и зелёного цветов, а полочки, подол и обшлага рукавов синего и чёрного. Пожилые ненки носят летние ягушки чёрного цвета, скромно украшенные нашитыми полосками жёлтого или красного сукна.

На голову ненки в холода надевают меховой капор. Его шьют из камуса с опушкой, а сзади подвешиваются фигурные прорезные медные пластины, бусы, пуговицы, монеты, которые при движении мелодично звенят.

Обратите внимание, какое суровое, и вместе с тем прекрасное лицо у этой женщины. Ее красота под стать суровому северному лету. И при этом женщина похожа на жену индейского вождя. К слову, в 90-е годы Воркуте проводилась конференция народов крайнего севера, на которую приезжали и индейцы, и японцы…

Ненецкие формы одежды распространены по всему Заполярью от Кольского полуострова до Таймыра.

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. В России проживают 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. - Ненецкий АО, Тюменской обл. - Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края - Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы - 1500 чел. (самоназвание н е щ а н г "человек") расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Антропологический тип

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племен, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера - Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан и энцев) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 г. исследователь архангельского севера А.А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент - такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы - оленеводы, а народы проживающие на саянском нагорье - земледельцы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Гусь да малица перед ягушкой хвалятся mamlas wrote in August 26th, 2014

Дарят тепло
Как на Ямале шьют шубы из оленьих шкур

Полуостров Ямал за зиму промерзает насквозь. Жители тундры, чтобы спастись от холода, шьют теплую одежду из натуральных материалов — оленьих шкур. Ягушка, женская зимняя шуба, — настоящее произведение искусства. На ее изготовление у местных мастериц уходит порой несколько лет.

~~~~~~~~~~~



Минус пятьдесят на термометре и северный ветер. Это зимняя температура в Ямало-Ненецком автономном округе. В городах региона люди стараются поменьше выходить на улицу. А вот тундровикам, которые до сих пор ведут традиционный образ жизни, приходится не просто выходить из чума, но и работать в лютую стужу на открытом воздухе. Северяне давно научились бороться с холодом. Пусть ненадолго, но спасаются от мороза ханты и ненцы в одежде из натуральных материалов — например, из оленьих шкур. В своем историческом развитии коренные северяне создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям.

Ягушка — женская зимняя шуба

Это товар не конвейерный, который шьется по одному шаблону и разных размеров. Ягушку хорошая мастерица на Ямале может сшить за год или два. На изготовление зимней шубы уходит около двух с половиной оленьих шкур. Но количество расходного материала может варьироваться в зависимости от роста заказчика. Ягушка шьется только вручную. Ее стоимость составляет от 80 тыс. рублей. Внешне ягушка выглядит как двусторонняя шуба со слитными капюшоном и варежками. Внутри шуба шьется из шкуры зимнего оленя, у него ворс подлиннее. А это значит, что хозяину в ней будет теплей. Снаружи используется мех осеннего оленя, более короткий. Украшением ягушки служат лапки оленят, орнамент из сукна, бисер.

— Выделка шкур и кожи, обработка, кройка и шитье одежды, художественная отделка — всю эту работу девочки в стадах учатся выполнять уже к 14 годам. Курсы кройки и шитья они проходят ежедневно. Преподавателем выступает мама или бабушка. Каждый элемент в традиционной одежде северных народов наполнен символичным содержанием. Орнаментальная отделка одежды — это не просто украшение. Каждая фигура символизирует северную природу с ее обитателями. Ряды темных симметричных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «заячьи уши», а еще есть «соболь», «оленьи рожки». Опытным взглядом несложно определить, правильно ли подобрана расцветка материала, прошиты уголки узоров и где, в каких условиях хранят это изделие.
Лилия Лонгортова, костюмер



Экспертное мнение

— Наиболее полно и емко самобытное народное искусство ненцев отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Известный специалист в области материальной культуры Н.Ф. Прыткова в составе одежды ненцев различает три древних слоя: старосамодийский (одежда без конструктивных продольных швов, «обернутая»), угорский (туникообразный покрой), древнеарктический, аборигенный (глухой покрой). Мужская и женская одежда — это малица без капюшона, с воротником и женская шуба без конструктивных вертикальных швов из шкур лесных зверей, с опушкой из собачьего меха. Сейчас она бытует только в крайне западных районах расселения ненцев, хотя в XVII-XIX веках и эпизодически в начале ХХ века была распространена во всех группах вплоть до Енисея. Позднее ее вытеснили малица с капюшоном и шуба из оленьего меха с конструктивными вертикальными швами. У ненцев сохраняются пережитки мужской распашной одежды. Вплоть до настоящего времени мужчины носят в чуме одежду, по покрою аналогичную женской. В связи с необходимостью кормить детей грудью распашная одежда у женщин сохранилась дольше. Однако сейчас, когда меховые вещи стали одеждой для улицы, ненки в некоторых районах начинают носить малицы.
Антонина Сязи, директор Научного центра гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа


В повседневной жизни в городах, райцентрах и селах оседлые северяне такую одежду носят редко. Во-первых, шуба эта очень тяжелая. Во-вторых, не совсем удобно для современной жизни. А вот когда в села и города приезжают жители тундры и отдаленных деревень, их несложно выделить из толпы. В тундре национальная одежда из оленьих шкур — это не дань моде, роскошь, а средство борьбы с холодом.
Ягушка — очень красивый вид верхней одежды. Ее модели примерно все одинаковые. Доморощенные модельеры не решаются на разрушение традиций пошива шубы. Но сшить красивую и прочную ягушку может только талантливая мастерица. Опытные люди видят руку мастера и могут определить по стежкам, используемой цветовой гамме почерк умелицы. Такая шуба может служить пару лет для выхода в свет, а после женщины носят ее повседневно. Ведь зима на Ямале длится девять месяцев кряду. Хранят такие вещи в бревенчатых амбарах в сложенном виде — от грызунов, моли и солнца, потому как попадание прямых солнечных лучей провоцирует высыпание ворса. Стоит отметить, что для шитья одежды из натуральных материалов — шкур оленя — ямальские мастерицы используют крупные иглы и жилы оленя в качестве нити.

Мужская зимняя шуба — малица

Технология пошива малицы немногим отличается от создания ягушки. Малицу шьют ворсом внутрь. В сильные морозы мужчины надевают сверху «гусь». Гусь — верхняя одежда из меха оленя, но шьется мехом наружу. Вот и получается та же ягушка, как у женщин, но сборный вариант. Хочешь — снял гусь с мехом наружу и остался в малице — как в дубленке. Для красоты, а также в качестве защиты мехового изделия от грязи мужчины надевают «навершницу». Шьют ее из плотной ткани.


— По тому, как разукрашена ягушка, можно узнать, откуда родом женщина, какой национальности — к примеру, неночки раньше не очень любили разузоривать свои наряды, частые кочевки тому не способствовали. А вот женщины-ханты, поскольку чаще вели оседлый образ жизни, всегда не прочь были потратить время и навести красоту на одежду, сплести яркое украшение на шею. Но времена изменились, сейчас и у ненок в запасе тоже найдется пара ягушек, обильно украшенных узорным шитьем. Некоторые узоры заимствованы у соседнего народа, другие имеют происхождение самодийское.
Антонида Тэсидо, мастер по пошиву меховой одежды


Самые красивые ягушки и гуси — из белого или пятнистого оленя. На них лучше виден орнамент и узор. Детские ягушки и шубы для пожилых украшают простым орнаментом. Молодые женщины украшают свои ягушки яркими принтами, а среднего возраста — более сложными узорами. Изготовление верхней одежды на Ямале — это часть культуры северных народов. Знания, умения и навыки передаются ненцами и ханты из поколения в поколение. Для многих женщин на Ямале это не просто хобби, но и дополнительный источник дохода. Стоит добавить, что мода на такие виды одежды на Ямале не меняется. Северяне чтут традиции, и пока они их не подводили, а лишь только согревали от лютых морозов.

Жителям европейской части России более знаком промышленный способ изготовления шуб.

Выделка шкур


Таисия Лаптандер, Ксения Гагай
Фото: Татьяна Паршукова , SmartNews

Зима вступила в свои права, и хотя на западе России пока с оговорками можно ходить и в пальто, мы решили обратиться к тайному знанию - традиционной одежде народов Крайнего Севера. Сколько можно эксплуатировать экипировку лесорубов и полярников, какой же это херитейдж? То ли дело алеуты, чукчи, эскимосы и иже с ними - аборигенное население самых суровых климатических зон нашей планеты.

коми, ханты и др.

эскимосы

Кухлянка

Глухая меховая куртка из шкуры оленя. Зимой ноcится в два слоя: наружный (мехом наружу) и внутренний (мехом внутрь), в тёплое время - в один. Ворот в расслабленном положении широкий, но продетая через него верёвка из сухожилий позволяет при надобности затянуть. Свободные рукава сужены на запястьях, чтобы руки всегда можно было засунуть под полу куртки. Капюшон опционален. Для дополнительного комфорта воротник и низ кухлянки оторачивают мехом песца, росомахи или собаки. Ещё один часто используемый элемент - пояс, на который вешали ножи, кисеты и другую необходимую амуницию. Степень защиты от холода у кухлянок настолько высока, что охотники зачастую в них же и остаются спать на открытом воздухе в тундре, используя куртку как спальный мешок. Надевали кухлянку на голое тело.

По сути, дизайн кухлянок универсален для множества самых разных народов Крайнего Севера. Региональные различия, конечно, есть, но не такие уж существенные: где-то к такой конструкции пришивают рукавицы, где-то капюшоны, где-то специальные нагрудники. Но материал (хотя некоторые племена предпочитали использовать шкуры нерп) и покрой оставались неизменными. А знаменитое слово «парка» - его эскимосская этимология всплывает в каждой статье про N3B - означало также куртку из оленьей кожи, просто с удлинённым задним подолом, капюшоном и распашную. Вообще, на территории современной России такая конструкция была, скорее, более характерна для женщин, но «американские эскимосы» использовали её зимой в качестве верхнего слоя.

Камлейка

Есть у народов Крайнего Севера и свои дождевики - камлейки. С виду эта куртка похожая на зажёванную модель SI или Isaora и с определённой точки зрения действительно может претендовать на статус технологичной одежды. Камлейка - это глухая рубаха с капюшоном, которую обычно надевали в качестве внешнего слоя на меховые малицы или кухлянки, а морские зверобои - на охоту. Такая рубаха делалась из кишок и горловой ткани морских млекопитающих: моржа, нерпы, сивуча. Особая текстура таких тканей фактически не пропускала воду и снег, защищая мех основной куртки и комфорт носящего.

Унты

Слово «унты» произошло от эвенкийского «унта», то есть «обувь». Подобные сапоги изготавливали из оленьих или заячьих камусов, то есть шкуры с ног животного. Подошву у обуви делали из стриженой шкуры оленя, а изнутри унты обшивали мехом. В большинстве случаев особой высотой они не отличались, однако если сапог был высоким, то под коленом его стягивали вздержкой. Классическим элементом является инкрустация бисером или вышивкой. Внутреннюю стельку унтов делали по возможности из войлока, что обеспечивало дополнительный комфорт носящему. Кстати, вариация унтов из овчины стала излюбленным предметом гардероба лётчиков времен Первой мировой, так как позволяла сохранять ноги в тепле даже в условиях экстремальных высот и открытой кабины.

Маклаки

В общем-то, родственная унтам обувь обитателей американского континента - инуитов и юпиков. Также делались из укороченного меха оленей или тюленей и обычно в высоту доставали лишь до голени. Инуитские ремесленники, а точнее жены, частенько дошивали снаружи помпоны или кисти из кроличьего или лисьего меха. В Гренландии и Восточной Аляске также была распространена техника обшивания ботинок хрящами животных для того, чтобы поступь охотника была совсем мягкой и бесшумной.

Штаны меховые

Для обозначения наиболее распространенного низа народов Севера - меховых штанов - каких-либо оригинальных терминов нам не известно. Однако именно их в том или ином виде носили и носят почти все обитатели северных широт. Зимой принято надевать сразу две пары или же, как у эскимосов, поддевать под такие штаны - внимание - меховые (!) чулки.

Это изречение «По одежке встречают...» знает каждый. Еще сто лет назад по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о его занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке. Этнографы доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения – предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество особых социально-культурных назначений и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле. Традиционную одежду народов Крайнего Севера можно рассматривать как специфический способ адаптации, реализуемый через трансформацию традиционной культуры. Природно-климатические условия, образ жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера способствуют сохранению традиционного национального костюма. Природно-климатические условия, традиционный образ жизни, занятие оленеводством повлияли на возникновение специфической одежды. Специфические элементы в костюме, являющемся материальной ценностью, несут в себе народные знания, мистическую нагрузку и отражают ментальность человека традиционного общества.

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Народы, занимавшиеся добычей морского зверя (чукчи, эскимосы, коряки), выменивали у оленеводов продукцию своего промысла на оленьи шкуры. Шкуры нерп для изготовления одежды применялись в меньших масштабах.

Рассматривая специфику костюма, следует сначала отметить, что он изготавливается в сложившемся безотходном производстве. «Основной принцип, которым руководствуются во всех традиционных культурах, – это утилизация всех имеющихся материалов: отходов в хозяйственной деятельности практически не было, за исключением той небольшой части, которая является следствием религиозных предписаний. Мясо шло в пищу, шкура на изготовление одежды, внутренности на приготовление мыла, сухожилия на нитки». С условиями хозяйственной деятельности связан не только материал, но и силуэт и форма костюма. Силуэт и форма одежды оленеводов отличается от промысловой одежды охотников и рыболовов. Конструктивная особенность такой одежды состоит в трапециевидном силуэте и цельнокроеной передней части.

Традиционный костюм структурирован в соответствии с частями тела человека, с учетом функционального разделения деталей на плечевую и поясную одежду и включает головные уборы и обувь.

1. Малица.

Малица – одежда глухого покроя из снятой под осень оленьей шкуры мехом вовнутрь. В зависимости от роста человека малица подставлялась по краю подола полосами оленьей шкуры мехом вовнутрь. Внизу по подолу пришивалась широкая опушка – конти из меха оленя или собаки. Подол сзади длиннее чем спереди. Рукава с ластовицами, обшлагами обшитыми тканью или выполненными из меха другого цвета, делались слегка суживающимися к концам. К ним наглухо пришивались рукавицы из камусов мехом наружу. У рукавиц был разрез, закрытый широким меховым кланом, благодаря которому можно было в любой момент освободится от рукавицы. Малица имела пришивной капюшон, который шился из пыжика мехом наружу и на подкладе из того же материала, капорообразной формы. Малица была короткой, что обусловлено основным занятием – охотой, требующей большой подвижности. Её носили как зимой так и летом без пояса (закрывала колени), и подпоясанной. Подпоясанная малица позволяла держать вещи за пазухой (рис.12).

В сильные морозы сверху малицы одевали парку. Эта одежда также имела глухой покрой, но шилась из белых неблюев (оленят 2-3 месяцев) мехом наружу. Парка – прямая одежда. По подолу парки пришивалась широкая полоса, иногда из меха другого цвета. Над ней располагался мозаичный орнамент из тёмного и светлого оленьего меха. Рукава с ластовицами и обшлагами (рис.13).

Над обшлагами, как правило, полоса мозаичного орнамента. Парка имела капюшон, характерная особенность которого – затылочная часть, выкроенная из одной шкуры со спинкой. Капюшон обычно украшали уши с прикрепленными к ним кисточками из разноцветного сукна. Парка была обычно короче малицы и носилась только не подпоясанной. Так же как и малица, парка была распространена у ненцев и северных хантов.

3. Кухлянка.

Кухлянка – меховая глухая куртка, в основном двойная: наружная (мехом наружу) и внутренняя (мехом внутрь), с капюшоном или без.

Молодежь шьет кухлянки наружные из мягких тонких шкур и выше колена, поэтому внутренние приходится делать более толстыми.

Пожилые северяне носят длинные кухлянки, часто ниже колена, из плотных шкур оленя. Кровь пожилого человека более густая, плохо согревает тело, поэтому длинная кухлянка хорошо помогает в суровых условиях Севера.

Ворот у кухлянки очень широкий, сквозь который продета веревка из сухожилий, позволяющая затянуть воротник на усмотрение его хозяина. Рукава тоже широкие, но к запястью сужаются. Ширина позволяет втянуть руки внутрь кухлянки.

А вот весной можно носить только одну из двух кухлянок, чтобы лишний раз не потеть.

Если мужчине приходится ночевать в тундре, то, затянув пояс, втянув руки внутрь, затянув и заткнув ворот шапкой-малахаем, он преспокойно спит на свежем воздухе, не опасаясь жгучего мороза и пурги (рис.14).

Традиционная одежда северной женщины – паница. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха. Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Летом паницы шьют из яркого сукна. Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей.

В отличие от мужской одежды малицы, женская паница (ягушка) имеет разрез спереди.

В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп северян. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной. Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными. Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см. В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя (рис.15).

Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По крою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении.

Одежда состоит из спинки, двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта.

Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины.

Воротник делают из хвостов песца. Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу.

Сокуй – мужская одежда глухого покроя с капюшоном. Дорожная одежда сшита из оленьих шкур мехом наружу. Части передка и спинки выкроены из целой шкуры с разрезами для проймы. В разрезы вшиты большие ластовицы из меха, являющиеся частью прямы рукавов. В центре, спереди, вшит прямоугольный кусок меха. Спинка одежды скроена вместе с затылочной и боковыми частями капюшона. К нижнему краю стана пришиты три меховые полосы, удлиняющие одежду. Сокуй мужчины надевали в сильные морозы в дорогу поверх повседневной меховой одежды. Характерным отличием этой одежды был султан на капюшоне, выполненный из оленьего хвоста.

Сокуй имеет пришитый подол, иногда из меха другого цвета. Его носят без пояса. В зависимости от окраски шкур сокуй бывает белый, тёмный, пёстрый. Красивым считается сокуй из белых шкурок (рис. 16).

Торбаса (или торбаза) – это типичная северная очень удобная обувь. Не боятся эти меховые чулки ни мороза, ни пурги. Только вот сырости надо остерегаться, потому что она может повредить шкуру и мех. Они бывают низкие и высокие, большие и узкие, женские и мужские, зимние и летние. В торбасах северянин может проходить долгие годы.

Сам чулок изготавливают из камуса (шкура с ноги оленя, с нижней ее части) или из шкур нерпы обязательно мехом наружу. Внутрь одевается меховые носки (чижи).

Подошву шьют из кожи лахтака (большого тюленя) чтобы не промокали. Можно сшить и из камуса со стельками из травы. Траву периодически заменяют на новую сухую. Это в основном зимой. А летние шьют из нерпичьей кожи, предварительно соскоблив мех, или из старых покрытий яранги, продымленных за время проживания.

В верхней части торбаса туго затягиваются шнурком из подшейного волоса оленя. Нижние ремни скрещиваются спереди чтобы дольше не протерлись, из кожи лахтака.

Женские торбаса гораздо выше мужских, бывают даже до колена. Мужские редко доходят до середины икры (рис. 17, 18).

7. Головные уборы

Шапка женская – головной убор северной женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок.

Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки – вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают. Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса, обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками.

Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии (рис. 19).

8. Аксесуары

В суровых северных широтах одним из необходимых условий для выживания народов было умение шить одежду, а также прочие изделия и бытовые предметы из натурального меха и кожи.

Особенно интересными являются хозяйственные сумки, которые использовались в быту у многих северных народностей.

В них хранили и транспортировали самые разные вещи – рыбу, мясо, прочие продукты, а также утварь из домашнего обихода. Позднее стали держать в сумках порох и рукоделие.

Сумки у северчан были самые разные (рис. 20). Одни – побольше, другие – поменьше. Их изготавливали из самых разных материалов. Например, из оленьей замши ровдуги или замши нерки – мандарки. Кроме того, для пошива применялся мех животных, добытых во время охоты.

Жители Севера к сумкам относились крайне трепетно – не просто шили наскоро некое подобие мешков, но придумывали новые формы, сочетания оттенков и обязательно украшали готовое изделие с помощью вышивок из оленьего волоса, объемных меховых аппликаций, кожаных ремешков, декоративных швов из жил, росписи и даже бисера (рис. 21).

В суровых условиях севера наряд северян обязательно включает варежки, украшеные по желанию мастерицы (рис. 22).

Перчатки пятипалечные ровдужные отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов (рис. 23).

Пояс – это главный атрибут северной одежды мужчин в любое время года. Слева к поясу подвешивается на цепочках нож с ножнами, так как оленевод садится на нарты с левой стороны, справа – точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий, по представлению ненцев, удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами, металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным.

Пояс детский – обязательный важный атрибут детской северной одежды. Как только малыш начинает делать первые шаги, мама подбирает ему пояс, на первых порах им может служить тесёмка, лента или, на худой конец, обыкновенная верёвка. С трёх лет ребёнок получает плетёный или кожаный ремень, а к пяти-шести годам мальчикам папы делают настоящие кожаные пояса, несколько отличные от ремней взрослых. Их обильно украшают металлическими, медными пуговицами и цепочками. Справа, как у взрослого мужчины, бывают подвешены ножны. Этот пояс носится до 14-15 лет. В этом возрасте юноша сам себе делает пояс на всю жизнь оставшуюся жизнь.

Пояс женский – обязательный важный атрибут северной женщины. Пояс был самотканым, его плели из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается северянами как символ чистоты (рис. 24, 25).

Нагрудник был важной как конструктивной, так и декоративной частью одежды жителей Крайнего Севера. Он служил для защиты груди и горла от мороза, надевался на шею и свисал вниз до живота. Мужской нагрудник изыскан по цвету и ритмическим членениям.

Верхняя узкая часть закрепляется на шее при помощи ремней, внизу нагрудник постепенно расширяется и заканчивается не прямым краем, а уголком. Чаще всего композиция напоминает раму из светлого материала, в которой оставлены окошки темного цвета с распластанными на них выполненными цветными нитками или бисером крестообразными фигурами. Крестообразная фигура на нагруднике – это изображение водоплавающей птицы гагары (рис.26).

9. Одежда из рыбьей кожи

Технология обработки кожи рыбы была известна издревле. Народы севера шили из нее одежду, изготавливали предметы быта и украшения. При этом они использовали кожу крупных экземпляров: амура, сазана, кеты, горбуши и т.д. Тушки рыбы немножко подсушивали, а затем с них палочкой или ножом снимали кожу. Ее разглаживали костяным утюжком и клали сушить вдали от огня на несколько дней. Потом для придания мягкости обрабатывали на кожемялке. Рыбью кожу мочили, смазывали падогой (размельченной, жидко разведенной кетовой икрой), сворачивали в тугой узел по нескольку штук и отбивали тупым топором. Изделия шили специальными нитками, которые делали из тех же кож, разрезанных на узкие полоски. Правда, кожа была жесткой, к тому же избавиться от характерного запаха было невозможно.

Из нее мастерили что-то похожее на дождевики. Их тоже украшали кожаной аппликацией, которую красили в синий цвет.

На шаманских одеждах из рыбьей кожи рисунки располагались в три яруса, отражавшие особенную картину мироздания. Мир воспринимался как система, состоящая из трех ярусов. Нижний – обозначал царство, расположенное под водой и землей. Люди представляли его как исток всего живого и царство умерших предков. Средний мир – это живая и цветущая земля–кормилица всех живущих на ней. Верхний ярус – это небо. На каждом орнаменте обязательно присутствовали дракон или змея. У змеи было два хвоста, расходящиеся по сторонам, когтистые лапы, а на голове красовались перья. Дракон, змея – это были древние символы всего живого и на земле, и над землей и даже в небе. Позднее сведения о трехъярусной системе мира утрачивается, и остаются только два яруса, тогда композиция изображалась как древо жизни с раскинувшимися ветвями, которые уходят в небо (рис.27).

Анализ аналогов проекта

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх